Сказанного достаточно 91 , чтобы постичь, сколь великой силой Господь наделил Своего избранника. Многие святые претерпели мучения и отдали жизнь за Христа, зная, что их ожидает славная награда на небесах. Но мужественный богоподражатель Николай готов был пострадать не только за свой удел в райском саду. Следуя завету Христа: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ( Ин. 10:11 ), он дерзновенно, рискуя жизнью, защищал перед сильными мира сего всех призывавших его в беде людей, дабы озарить их Божественным светом Евангельского сияния и своим примером каждого привести к вечной жизни. Подающий нетленное богатство Николай по милости Божьей не оставил нас и поныне. Обращаются ли к его иконе, поминают ли в молитве, просто ли призывают – святой везде успевает, выручая людей, попавших в беду, избавляя их от болезней и напастей. Он всюду чудотворит, чтобы всех обращающихся к нему спасти. Слава великому милосердию, человеколюбию и дерзновенному заступничеству перед Богом святителя Христова Николая. Да прославится в нем Триединый Бог – Отец, Сын и Святой Дух, и да восхвалится Его Преблагословенное Имя во веки веков. Аминь. 1 Житие свт. Николая написано заново для будущих Четьих-Миней по всей совокупности дошедших до нашего времени древних рукописей, включая уникальные памятники IV–X вв. Житие, впервые опубликованное в 2001 г. издательством «Скиния» (Москва), в настоящем сборнике печатается во второй редакции. 2 При составлении текста использованы следующие источники: 1) греческие памятники IV–XVI вв., цитируемые по: Anrich С. Hagios Nikolaos. I. Leipzig, 1913: а) житие святителя Николая, составленное архимандритом Михаилом (VIII–IX вв.; текст см.: S. 113–139); 6) Синаксарь Константинопольской Церкви (X в.; S. 205–210); в) «Житие вкратце» (X в.; S. 277–287); г) житие, составленное монахом Дамаскином (XVI в.; S. 459–460); д) похвальные слова святителя Андрея Критского (VII–VIII вв.; S. 419–428), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (Methodius ad Theodorum и Encomium Methodii, 1-я пол. IX в.; S. 141–150, 152–182), и пресвитера Неофита (XI в.; S. 390–416); е) «смешанные» жития (Vita compilata, Vita lycio-alexandrina; S. 301–311); ж) житие, составленное блаженным Симеоном Метафрастом (X в.; S. 235–267), в двух редакциях; з) отдельные тексты деяний святителя Николая: «О стратилатах» (IV–VI вв.; S. 67–95) в пяти редакциях и «О подати» (X в.; S. 98–110) в двух редакциях; 2) славянские памятники XI–XVII вв., сборники житий и чудес см.: а) Крутова М.С. Святитель Николай в древнерусской письменности. М., 1997; б) Великие Минеи Четьи. Декабрь. М., 1904. С. 581–728); в) Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . М., 1906. Кн. 4. С. 175–211; 3) латинские жития X –XVI вв., написанные: а) Иоанном, архидиаконом Неаполитанским (X в.); б) Леонардо Джустинианом (XV в.; Historiae Aloysii Lipomani episcopi Veronensis de vitis sanctorum. Lovanii, 1571. T. II. F. 252–

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

Изучив внимательно жизненный путь и архипастырский подвиг архиепископа Серафима, совершившиеся по его молитвам чудотворения и непрекращающееся всенародное его почитание, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знепольским Арсением, определяет: 1. Причислить к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950) для общецерковного почитания. 2. Честные останки святителя Серафима считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 3. Службу святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, составить особую, а до времени составления таковой отправлять по Общей Минее, по чину святителей. 4. Память святителя Серафима праздновать 13/26 февраля, в день его преставления ко Господу. 5. Писать новопрославленному святителю иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. 6. Напечатать житие новопрославленного святителя Серафима для назидания в благочестии чад церковных. 7. От лица Освященного Собора объявить пастве о сей благой и благодатной радости прославления нового угодника Божия. 8. Сообщить имя новопрославленного святителя Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в святцы. Предстательством и молитвами святителя Серафима, молящегося за Русскую и Болгарскую Церкви, за народы Руси и Болгарии, да укрепит Господь веру православную и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь. Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 .

http://patriarchia.ru/db/text/4367229.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Филитти; румын. Dositei) (1734, с. Погониани, Эпир, Греция - 14.12.1826, Брашов), Митрополит Унгро-Влахийский. Род. в семье священника. В крещении Димитрий. Его отец был греком, мать - албанкой или валашкой. Д. принял постриг в мон-ре в родном селе, затем перешел в обитель прор. Илии в с. Зица. Получил образование в мон-ре и в близлежащей Янине. Переехал в Валашское княжество и стал игуменом, а затем архимандритом (ок. 1764) в мон-ре свт. Иоанна в Бухаресте (ныне не существует), приписанном к мон-рю в Зице. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. исполнил ряд дипломатических миссий. В последние годы жизни Митрополита Унгро-Влахийского Григория II был начальником канцелярии митрополии. 11 окт. 1787 г. был избран епископом Бузэуским. 25 сент. 1793 г. Господарский совет по настоянию господаря Александру Морузи избрал Д. Митрополитом Унгро-Влахийским. 11 окт. 1793 г., после получения согласия на избрание от К-польского Патриарха Неофита VII, состоялась интронизация нового Предстоятеля Валашской Церкви. Д. проявлял постоянную заботу об улучшении материального положения приходских священнослужителей, одновременно предъявляя строгие требования к моральным качествам рукополагаемых священников, проверял при помощи инспекторов их подготовку и состояние церквей во всем княжестве, обязывал вести на приходах регистрацию рождений и смертей. Развитие образовательных учреждений было одним из важных направлений деятельности Д. Он реорганизовал школы в Бухаресте при церквах вмч. Георгия Победоносца «Старого», куда назначил новых преподавателей, и Домница Бэлаша; разрешил учащимся использовать помещения ц. Мэгуряну, подворья митрополии. Оказывал материальную помощь преподавателям школы св. Саввы. В 1797 г. при мон-ре Всех святых (Антим) в Бухаресте была организована духовная школа для подготовки священников (действовала до 1847). Являясь сторонником развития типографского дела в митрополии, Д. печатал на свои средства в Бухаресте богослужебные и учительные книги, малые катехизисы. Среди богослужебных изданий были Молитвенник (1794), Псалтирь (1796, 1806), Служебник (1797), Триодь Постная (1798), Триодь Цветная (1800), Служба св. Димитрию Басарабовскому (1801), Часослов (1801, 1806), Евхологий (1808), Чин освящения церкви (1809). Переводами с греч. языка занимались приглашенные Д. монахи Нямецкого мон-ря Геронтий и Григорий (впосл. Митрополит Унгро-Влахийский Григорий IV ).

http://pravenc.ru/text/180323.html

63 Об этом говорится и в Русских летописях. См.: Карамзин Н. М. История госу­дарства Российского. Том IV, прим. 84, 388; Сербская летопись в: Гласник. Кн. 5, 10. 64 Муравьев А.Н. Письма с Востока в 1849–1850 гг.: В 2 ч. СПб., 1851. Ч. 1 (да­лее – Муравьев А.Н. Письма с Востока. – Ред.). 66 Грамота 1233 г., не совсем сохранившаяся, напечатана в: ИОРЯС. Т. VII. Не бес­плодна была заботливость св. Саввы о Зетской кафедре. В 1252 г. старанием «еписко­па всея Зетския области кир Неофита, восполняющаго все недостающее из святых писателей в святой церкви арх. Михаила на месте Иловице», переведен был вновь номоканон с полными правилами и толкованиями (Григорович В. Очерк путешествия), перешедший в 1270 г. в Россию. 68 Раич Йован. История разных славенских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов: В 4 ч. Вена, 1794–1795. Ч. 2 (далее – Раич. История разных славенских народов. – Ред.). 69 Относили смерть свт. Саввы к 1241 г. Но напрасно. Болгарский патр. Иоаким, отпевавший его, скончался в первой половине 1237 г., когда Ясень осуждал Цорулуму, нынешний Чорлу ( Georgios Akropolites . Historia). Следовательно, кончина свт. Саввы последовала в январе 1237 г. Так и по летописям: Никон. л. 2, 287. 288; Гласник. Кн. 5, 10. В псалтири Киприана память свт. Саввы 14 января, у Царского 564 служба генваря 14 на память свт. Саввы. Так и в греческом синаксаре. Но на Афоне празднуют память его 12 января (Афонский патерик. Ч. 2). 70 Милешев монастырь находился в Герцеговине, в жупе черной скалы, на рас­стоянии в часе пути от Прилепа (Записки географического общества. Т. XV). В древ­нем Сербском прологе под 6 мая: «В си же день принесен бысть от Трьнова града в славную лавру Мылешеву кралем Владиславом прьвы архиепископ и господин српскые земли светы Савва, в свое отьчество, в л. 6742 (1234)». В годе – ошибка. Но ясно, что в Сербии праздновали и день перенесения мощей свт. Саввы. 76 По греческим Минеям 12 января память прп. Феодоры Александрийской. У Коптов св. Феодора щедролюбивая апреля 11 (6) день ( Ludolfi . Ad soam historiam aethiopicam commentaries).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—314— Что касается нестроений и злополучий в истории патриархии изучаемого нами времени, то о них мы говорить не станем, потому что важнейшие из этих явлений тесно связаны с вопросами об отпадении Греции и Болгарии от константинопольской патриархии – но об этом много написано в литературе и помимо нас. Последним патриархом, правившим константинопольскою церковью, был Неофит VIII, он воссел на кафедре 1891 года, 19 Октября. «Церковный Вестник» по поводу его избрания замечал: «прошедшее патриарха не дает указания на будущее его». 2286 Но теперь это «будущее» сделалось уже прошедшим. Неофит недолго удержался на кафедре. В октябре 1894 года, он должен был подать в отставку, так как не проявил энергии в борьбе с незаконными требованиями турецкого правительства – показал много уступчивости как по вопросу о введении турецкого языка в греческих школах, так и по вопросу о поставлении болгарских епископов в Македонии, подчиненной власти константинопольского патриархата. На место Неофита 20 января 1895 года избран новый патриарх Анфим VII, занимавший пред своим избранием кафедру Калимнийской (островской) епархии. По суждению одних известий («Церковного Вестника») он отличается миролюбием, а по другим («Церковные Ведомости») энергией воли и твердостью характера. Будущее покажет, что вернее. А. Лебедев Соколов Л.А. Юношеские годы св. Иоанна Златоуста и приготовление его к пастырскому служению//Богословский вестник 1895. Т. 3. 9. С. 315–344 (2-я пагин.). (Начало.) —315— I. Жизнь св. Иоанна Златоуста до принятия крещения Время происхождения и смысл названия Иоанна именем Златоуста: разбор различных мнений. – Год рождения Златоуста, его родители, характер семейных отношений, первоначальное влияние семьи на характер Златоуста, смерть отца, личность матери. – Природные дарования Златоуста и образование его у Андрагафия и Ливания. – Замечания об этих учителях Златоуста и их сравнительное влияние на личность великого воспитанника. – Характер Ливания и его преимущественное влияние на воспитание Златоуста в отношении воли. – Соединение горячности и строгости в его характере. – Отношения к товарищам, дружба с Феодором и Василием. – Выступление на гражданскую деятельность, занятия адвокатурою, мирская жизнь Златоуста, внутренняя борьба и установление личности. – Влияние на Златоуста Мелетия Антиохийского , характеристика личности последнего. – Крещение Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы были два раза у о[тца] Наместника и показали ему Вашу фотографию. Он о Вас много слышал и очень бы хотел с Вами переписываться. Это родной брат арх[имандрита] Неофита 319 , которого Вы, кажется, хорошо знали. Мы просили помочь нам в выполнении Вашей просьбы относительно русских святых. Он имеет в виду послать Вам кое-что. Но только сообщите, как Вам писать, пот[ому] что Мария Ивановна нам сказала, но мы забыли записать, а память у нас никуда не годится. 2/15 мая Вы будете именинником. Вы получите к этому дню много поздравлений, поэтому поздравляем Вас заранее, а в самый день – это будет как раз в воскресенье – вознесем за Вас сугубые молитвы. Будем просить у Господа, чтобы Он послал Вам побольше здоровья и сил на утешение Вашим близким и друзьям, к которым хочется надеяться, что Вы не откажете причислить и нас; чтобы Он послал Вам утешение после перенесенных скорбей. Отпуск у меня намечается в этом году с 18/VII. Конечно, вперед трудно предугадывать, но мы с Олей мечтаем прежде всего поехать в Тутаев, затем на обратном пути – к преп[одобному] Сергию, затем в Печоры и домой. Схимник – о. Симеон 320 – все поговаривает о смерти, ему уже 87 лет, хочется еще побеседовать с ним. Мы захватили с собою его фотокарточку, когда он снимался с нами в саду в прошлом году. Итак, будем жить надеждою, что Господь даст нам наконец увидеться и побеседовать всласть. Помолитесь и Вы об этом – Господь услышит Ваши молитвы. Схимник о. Симеон благословил нас перед отъездом иконочкой Ц[арицы] Н[ебесной] «Нечаянная Радость» и сказал: «Вас обеих ждет нечаянная радость». Мы и думаем, что эта радость – будет свидание с Вами, нашим родным, любимым. Поручаю себя Вашим св[ятым] молитвам. Всегда Ваша – Наташа. [от схимонахини Серафимы (Грумм-Гржимайло)] Дорогой, дорогой Владыка! Поздравляю с близь наступающим днем Ангела. И желаю Вам всяческих милостей от Господа, а главное – здоровия. Приехала из Печор и сразу захватила грипп, т. к. у нас стояла отвратительная, холодная погода. Наташа уже пишет, как мы хорошо провели Пасхальную Седмицу. Вот если бы Вам можно было бы в этом монастыре устроиться, верно, Вы тут бы отдохнули душой. Отец Наместник архимандрит Сергий 321 хотел бы завести с Вами регулярную переписку. У нас в квартире умерла старушка Ксения в Великую Субботу в 1 ч[ас] дня. Надеемся, что нашей старшей сестре Евгении удастся переменить свою комнату на ее, и тогда мы будем жить втроем в одной квартире. Правда, она маловерующая, но, Бог даст, может быть, постепенно и станет ближе к Богу. Прошу Ваших св[ятых]молитв за нас и за нее и благословения. Многогрешная Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Первые монастыри появляются в IV веке. Имеются серьезные основания полагать, что на Кипре это монастырь Иереон в Пафосской епархии, построенный святителем Николаем и святым Евтихием до того, как святитель Николай стал епископом Мир Ликийских. В том же столетии основаны монастыри Святителя Николая Кошачьего в Акротири, в Лимасольской епархии, Ставровуни и Честного Креста в деревне Омодос. В более позднее время протекала жизнь двух святых подвижников, которых упоминает преподобный Неофит Затворник: я имею в виду преподобного Феосевия и святителя Аркадия, епископа Арсинои Кипрской. Оба они подвизались в окрестностях Пафоса. Преподобный Феосевий устроил там свою келью, а преподобный Неофит составил его житие, описав его чудеса и подвиги. Кипр находится близко от Палестины, Египта и Сирии, поэтому нет сомнений, что очень рано тут стали бывать монахи, подвижники и отшельники со Святой Земли. Особенно в период арабских вторжений. Так, в течение VI-VII веков возникли разные очаги подвижничества: на мысе в Пиле, монастырь Христа в Симвуле на территории английской военной базы в Лимасольской епархии. Появились отцы-столпники, которые подвизались в ныне оккупированном селе Стили в епархии Аммохосту. Немного позднее, когда Византию охватило иконоборчество, на Кипре нашли прибежище многие добродетельные подвижники и монахи, с тем чтобы сохранить верность Православию, поклоняясь святым иконам. Таким образом появились разные монастыри в Кифреи и Караве, Богоматери Стазуса в Лапифе, Кафарон, Мегалу Агру, Апсифиотиссы, Македоницы в Никосии. Тогда же, по преданию, на Кипр попала Махерская икона Богоматери, найдя пристанище в пещере, в том месте, где ныне стоит монастырь. В последний период византийской власти на Кипре (963–1191) императорскими указами и жалованными грамотами основываются монастыри: Киккский, Махерский, Святого Неофита, Пресвятой Богородицы Хрисоррогиатиссы, Троодитисы, Форвиотиссы и др. История монашества этого времени на Кипре ознаменована тремя великими подвижниками. Это – преподобный Исаия, ктитор Киккского монастыря, о личности которого у нас почти нет письменных свидетельств. Преподобный Нил, ктитор Махерского монастыря, оставил нам в наследство замечательный устав, завещанный этой обители. Это, наконец, преподобный Неофит Затворник, великий святой Кипрской Церкви, отец монашества, который по множеству своих творений и чудес представляет собой краеугольный камень в церковной истории нашей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Софии К-польской хранилась скамья, на к-рой сидел И. Б., создавая свои сочинения (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440). Помимо большого количества редакций апокрифических Деяний И. Б. и сказаний о его кончине (BHG, N 899-918h) сохранилось много посвященных ему произведений визант. авторов и отцов Церкви: сказание Климента Александрийского (II-III вв.) об обращении разбойника (BHG, N 918p), Речь Феодота Анкирского (IV в.) (BHG, 932p), Речь свт. Кирилла , архиеп. Александрийского (IV-V вв.) (BHG, N 932m), Речь на Апокалипсис Неофита (BHG, 932n), 3 анонимных Послания на Апокалипсис (BHG, N 922i - N 922k, одно приписывается свт. Иоанну Златоусту - BHG, N 922k), Речь свт. Прокла , еп. К-польского (V в.), иногда приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 924), Речь, приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 925g), 2 Похвальных слова, приписываемые свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 926-927, 932b), 2 анонимных Похвальных слова (BHG, N 928, N 932h), Сказание Космы Индикоплова (VI в.) (919с), отрывки из Похвального слова свт. Софрония I , патриарха Иерусалимского (VII в.) (BHG, N 925-925b), краткое Житие того же автора (BHG, N 919d), комментарий прп. Симеона Метафраста (X в.) на Сказание Климента Александрийского (BHG, N 919-919b), Речь Симеона Логофета (X в.) (BHG, N 932g), Послание Михаила Глики (XII в.) на смерть И. Б. (BHG, N 920), Послание того же автора на Апокалипсис (BHG, N 920x - 922h), Похвальные слова свт. Иоанна Златоуста (BHG, 932f), свт. Андрея Критского (VIII в.) (BHG, N 932j), прп. Феодора Студита (VIII-IX вв.) (BHG, N 929), Никиты Давида Пафлагона (IX-X вв.) (BHG, 930), Прокопия Диакона (IX-X вв.) (BHG, N 932d), Никифора Влеммида (XIII в.) (BHG, N 931), Константина Акрополита (XIII-XIV вв.) (BHG, N 932), Макария Хрисокефала, митр. Филадельфийского (XIV в.) (BHG, N 932), Гомилия свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (XIII-XIV вв.) (BHG, N 932a), Пролог к путешествиям Никиты Фессалоникийского (BHG, N 918n), отрывки из Похвальных слов (BHG, N 932q), Чудо на о-ве Крит в 1552 г. Николая Малакса (XVI в.) (BHG, N 932t). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 171-172; Keil J., H ö rmann H. Die Johanneskirche//Forschungen in Ephesos/Hrsg. A Bammer, W. Alzinger. Vienna, 1951. Bd. 4. H. 3. S. 21-24; Janin. Églises et monastères. P. 264-270; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 203; Spadafora F. Giovanni Evangelista: (Tradizione e Culto)//BiblSS. Vol. 6. Col. 785-790; Foss C. Ephesus after Antiquity. Camb., 1979; Ephesus//ODB. Vol. 1. P. 706; Aubert R. Jean (1)//DHGE. T. 26. Col. 1144-1151.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Румын. Episcopia Argeului], Румынской Православной Церкви, с кафедрой в г. Куртя-де-Арджеш в составе Мунтенийской и Добруджийской митрополии . Основана 18 окт. 1793 г. в Валашском княжестве при митр. Унгро-Влахийском Досифее (Филитти) и господаре Александре Морузи. 17 нояб. того же года было получено благословение К-польского Патриарха Неофита VII на учреждение епископии. В А. е. вошли уезды Арджеш и Олт. Первым еп. Арджешским стал титулярный еп. Севастийский Иосиф , занимавший кафедру до 1820 г. Еп. Иосиф основал в мон-ре Антим (метох А. е.) школу для подготовки священников, просуществовавшую полвека, возвел новые храмы и обновлял старые. В 1820-1821 и 1828-1845 гг. А. е. возглавил еп. Иларион (Георгиадис), известный в Румынии проповедник, один из советников Тудора Владимиреску, предводителя Валашского восстания 1821 г. С 1823 по 1828 г. еп. Илариона замещал еп. Григорий (Рымничану), к-рый занимался изданием духовной лит-ры, перевел и напечатал труд свт. Иоанна Дамаскина «Логика» (1826). Во второй период своего предстоятельства еп. Иларион, пребывая в основном в Бухаресте, поручал ведение епархиальных дел своему заместителю протосинкеллу Власию, с 1837 г. викарному еп. Самуилу (Тэртэшеску). После кончины в 1845 г. еп. Илариона А. е. до 30 сент. 1849 г. управлял еп. Самуил. Он перевел епархиальную канцелярию в скит булига близ Питешти, где находилась его резиденция. Еп. Самуил много внимания уделял Арджешской ДС (открыта в 1836), в 1845 г. собрал статистические данные о числе приходов, храмов и священнослужителей А. е., восстановил мон-рь Виерош, отстроил скиты Булига и Брэтэшешти. В 1850-1862 гг. епископией управлял еп. Климент, активный сторонник объединения Дунайских княжеств. После его кончины кафедру занимал бывш. еп. Эдесский Неофит (Скрибан) , сначала как временный местоблюститель, с 10 мая 1865 г. после господарского указа он стал правящим архиереем, но через 10 дней от назначения отказался и подал в отставку из-за несогласия с церковными реформами, к-рые проводил господарь Румынии Куза Александру Йоан .

http://pravenc.ru/text/75882.html

к Акт. истор.», V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; на стр. 101 погребение архиеп. Нектария); “Чтения в И. Общ. ист.», 1862 г., II, Отд. 1, 111 (в 1722 г. сюда отошел на покой еписк. Суздаль. Игнатий Смола, поступивший потом на Коломен. кафедру); 1874 г., I, смесь, 184 (в 1742 г. здесь принял иночество Феофилакт, с 1749 г. игум. Успен. Иванишского м-ря); 1875 г., III, Отд. 2, 1 – 62 (Рачинский, “Нилова пустынь в первые полутороста лет ее существования»); “Опис докум. и дел архива св. Синода», I, 50 (прош. 1720 г. казначея Твер. архиер. дома о неотпуске пустыни хлеба, получившей рыбн. ловли на оз. Селигере); II, ч. 1, 74 (доношение 1722 г. келейника быв. Крутиц. митроп. Игнатия, старца Матвея, о дозволении ему взять и отвезть в пустынь его рухлядь), ч. 2, 78 (дело 1722 г. о селе Брюсны, подаренном в 1700 г. пустыни после смерти жены кн. Пожарского, Авд. Вас.); III, 496 (в 1723 г. еписк. Корельский Аарон ушел сюда на покой), 654 (иеродиак. Алекс.-Свир. м-ря Иринарх, быв. при цар. Парасквье Феодоров., определен в братство пустыни), прилож., CLXVI, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в монаст. вотчине села Брюсны в 1723 г.), CLXXX, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа 1720–1723 г.; выдавались ружные деньги); IV, 1724 г., 143 (донос иеромон. Михаила о вмешательстве в управление м-рем проживавшего здесь на покое митроп. Крутицкого Игнатия), 242 (прошение Возмицкого Волоколам. м-ря о назначении настоятелем его быв. игум. пустыни Паисия Бартенева); VII, 1727 г., 14 (доношение игум. Илариона об увольнении монаха Пахомия Никитина от должности монаст. инквизитора), 34 (дело о высылке в Преображ. Канцелярию монахов м-ря Неофита и Матвея), 54 (быв. игумен Паисий Бартенев определен архимандритом в Небин Псков. м-рь), 89 (вызов быв. игум. Паисия для допроса в Преображ. Канцелярии), 219 (сюда переведен из Предтечева Вязем м-ря монах Савва за донос на архимандрита); VIII, 1728 г., 69 (доношение игум. Илариона на пьяных монахов); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 238 (игум. Нектарий, с 1636 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010