Более того, в авг. 1797 г. патриарх угрожал церковным наказанием священникам из Затуны, к-рые продолжали вмешиваться в гражданские и политические дела. По поручению Высокой Порты Григорий V в посланиях предостерегал жителей Ионических о-вов, которые с радостью приветствовали французские войска, от распространяемого ими «духа атеизма и нечестия». За проявление верноподданнических чувств Григорий V удостоился от Селима III личной благодарности, зафиксированной в рескрипте, изданном на его имя в июле 1798 г. В кон. 1798 г., после смерти своего покровителя, валашского господаря Константина Хангерли (Хандзериса), Григорий V лишился кафедры, был сослан в Халкидон, затем в Драму и, наконец, поселился на Афоне. После краткого правления Неофита VII (2-е Патриаршество, 1798-1801), запретившего низложенным патриархам жить в пределах К-польской архиепископии, престол занял Каллиник V (1-е Патриаршество, 1801-1806), политическая деятельность которого находилась в зависимости от тур. правительства и Димитрия Мурузиса, пользовавшегося громадным влиянием при султанском дворе. Однако не всегда посредничество патриарха Каллиника имело успех. Так, прибывшие в 1805 г. в К-поль депутаты серб. народной скупщины представили через Каллиника V прошение султану, касающееся восстановления порядка в стране, разоренной янычарами и тур. властями. Но из-за происков франц. посланника О. Себастьяни де ла Порты, который указал Селиму III на опасность участия в серб. делах российского правительства, миссия сербов при султанском дворе провалилась. Под давлением Высокой Порты Каллиник V был вынужден написать окружное послание к архиереям вост. и зап. приморских епархий (8 июля 1806), чтобы те склоняли проживавших там иностранцев к принятию тур. подданства. В 1806 г. Патриарший престол вновь занял Григорий V (2-е Патриаршество, 1806-1808). Как и в 1-й период управления Церковью, патриарху снова приходилось лавировать между требованиями Высокой Порты и свободолюбивыми устремлениями греков. В янв. 1807 г. по совету вел.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

С 1718 г. к избранию архиепископа стали допускаться кандидаты с Закинфа, с тем чтобы каждый 3-й архиерей был родом с этого острова, но эта очередность не соблюдалась. В 1777 г. на Кефалинии проповедовал равноап. Косма Этолийский . Кефалинийцы приняли его с большим уважением, тогда как с Закинфа проповедника прогнали. Во 2-й пол. XVIII в. архиепископская резиденция была перенесена в Аргостолион, ставший столицей острова с 1757 г. В 1751 и 1784-1785 гг. был реформирован Совет, в т. ч. значительно сокращено число его членов (150, затем 80) и запрещено участие ремесленников и земледельцев. Икона Божией Матери «Акафистная». Иконописец иером. Стефан Цангаролас. XVII в. (Музей мон-ря ап. Андрея Первозванного, Милапидиас) Икона Божией Матери «Акафистная». Иконописец иером. Стефан Цангаролас. XVII в. (Музей мон-ря ап. Андрея Первозванного, Милапидиас) Когда в июле 1797 г. на острове высадились франц. войска, местные жители встретили их с энтузиазмом. Архиеп. Иоанникий (Аннинос) благословил дерево свободы, «Золотая книга» со списками знатных семей, обладавших привилегиями, была брошена в огонь, кефалинийские якобинцы даже предполагали восстановление культа древнегреческих богов. Был образован департамент Итаки, в к-рый вошли острова Кефалиния, Лефкада, Итака и города материковой Греции - Превеза и Воница. Однако усиление налогового гнета и дурное обращение вскоре вызвали разочарование у местных жителей. Когда в окт. 1798 г. к острову прибыл российский и турецкий флот под командованием вице-адмирала Феодора Ушакова , кефалинийцы подняли восстание против французов. На Ионических о-вах была провозглашена автономная Республика Семи Соединённых Островов под двойным протекторатом - России и Турции (1799-1807). В 1799 г. архиеп. Иоанникий (Аннинос) (1787-1817) получил титул митрополита от К-польского патриарха Неофита VII, а Закинфская епархия была отделена от Кефалинийской. В 1803 г. правосл. вероисповедание было провозглашено господствующим на острове. По Тильзитскому миру Кефалиния снова перешла под франц. контроль (1807-1809), в 1809 г. она была занята англ. флотом, и в 1815-1864 гг. Ионические о-ва оставались под протекторатом Великобритании.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

VII . Новый Туркестанский преосвященный Григорий, назначенный в конце 1892 года, вместо епископа Неофита, переведённого в Кишинёвскую епархию, вновь возбудил дело об устройстве Иссык-Кульского монастыря. По его ходатайству, генерал-губернатор разрешил бесплатный отпуск из казённых лесных дач 400 корней на постройку церкви и монастыря. Совет Миссионерского Общества не оставлял забот своих об устройстве монастыря, просил с своей стороны преосвященного Григория продолжить восстановление и приведение в благоустроенный вид монастыря, и для этой цели выслал ему 6.000 руб., обещаясь по мере надобности продолжать свою помощь. Теперь особенно нужен был хороший хозяйский глаз, а его-то и не было, да и братии было всего пять человек. Что сам по себе строительный материал? Что деньги, когда не было силы, направлявшей все к одной цели? Но скорее мать забудет своих детей, нежели Господь своих избранных. На берега величественного Иссык-Кульского озера решились отправиться иноки с северного, не менее грандиозного Ладожского озера, с острова Валаама, твёрдо помнящие слова пророка: «Господня земля, и исполнение её, вселенная и вси живущие на ней». Валаамские иноки, в числе 8 человек, прибыли на Иссык-Куль 26 июля 1894 года. Нет возможности описать радости монашествующей братии: одни радовались прибытию новых тружеников, другие – по случаю окончания трудного путешествия. Эти самоотверженные иноки, предпринявшие добровольно столь трудный путь, были: игумен Севастьян, два иеромонаха – Агафангел и Ириней, иеродиакон Авраам, монах Парфений и три послушника – Василий, Димитрий и Иоанн. Как в прежние времена Валаамский монастырь имел благотворное влияние на другие обители, так теперь Богу было угодно, чтобы искушённые в подвигах были руководителями и опытными наставниками других в деле устроения ново созданной обители среди кочующих киргизов. Внося с собою дух Валаамской обители, новоприбывшая братия, во главе настоятеля своего игумена Севастиана, прежде всего, озаботилась расширить домовую церковь почти в два раза, пристроив к ней с восточной стороны часть, составившую алтарь. Затем из приготовленного материала начали постройку монастырского корпуса (деревянного, по случаю землетрясения). Заходили пилы, застучали топоры, и вот увеличена церковь , и словно из земли выросло новое монастырское здание. То и другое было освящено в первой половине 1895 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Фотисомены обязаны были перед этим снимать одежду и обувь и раздетыми слушать заклинания. Читаемые за день до К., они завершали период 2-го оглашения. Затем на другой день, обычно приуроченный к дню Богоявления (в январе), вечера Великой субботы перед Пасхой (во время Страстной седьмицы) или, реже, на Пятидесятницу (Троицу) следовало само К. в купели. У ромеев оно называлось «божественным возрождением» или «просвещением», но не всегда предусматривало троекратное погружение крещаемого в воду, как это было положено для «века апостолов», а только омовение или обливание трижды святой водой над купелью, как стало широко принято к VII в. После этого тут же или в соседнем помещении хрисмариона (консигнатория) наступала процедура миропомазания. Сразу после К. или на восьмой день, после того, как новокрещенный приходил в церковь к священнику и тот чистой губкой совершал омовение святого мира, следовал обычай пострижения неофита. Крестообразно, в четырех местах – на затылке, у лба, с правой и левой стороны головы срезанные ножницами прядки волосы с помощью кусочка теплого воска либо прилепляли к стене храма, либо вкапывали в землю за алтарем. Если отирание мира происходило сразу после К., комочек воска с волосами опускали в купель. У византийцев по принятии К. и миропомазания обращенный, даже если это был маленький ребенок с восприемником, допускался к Евхаристии. Следовательно, ромейское христианское посвящение представлялось как единый неделимый акт, в отличие от латинского, западного, где конфирмация допускалась и допускается только по достижении сознательного возраста, обычно не раньше 13 лет. Криос – таран (дословно с греч. «баран»). Подвигался к стенам осаждаемой крепости или города с помощью воинов, которые шестами толкали стенобитную машину. Когда она оказывалась на нужном расстоянии от стены, из под нее убирали колеса или катки и со всех сторон укрепляли кольями, чтобы навесная крыша Т не сотрясалась от ударов. Затем несколько наиболее могучих воинов, одновременно с обеих сторон толкая подвешенное бревно, обитое железом или медью, с силой били им в стену, раз за разом повторяя удары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте текущего года состоялся визит в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Болгарского Неофита . В Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил Предстоятелю Болгарской Церкви премию Международного фонда единства православных народов . В августе состоялся официальный визит в Русскую Церковь Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава . В праздник Успения Богородицы в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Предстоятели Русской и Чешской Церквей совершили Литургию. В связи с 70-летием Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре Москву посетили девять Предстоятелей Поместных Православных Церквей, а также делегации Константинопольской , Антиохийской , Румынской и Элладской Церквей с архиереями во главе. В уходящем году отмечалось 1000-летие присутствия русских монахов на Святой Горе Афон. Во многих епархиях, в том числе и Московской, прошли праздничные мероприятия, были организованы паломнические поездки, проводились научные конференции и выставки. В ряде мероприятий участие принял Святейший Патриарх Кирилл. С 27 по 29 мая состоялась паломническая поездка на Святую Гору делегации Московского Патриархата во главе со Святейшим Патриархом. В юбилейных торжествах на Афоне принял участие Президент России В.В. Путин . Историческим событием стало принесение с 20 августа по 24 сентября в пределы Московского Патриархата ковчега с главой преподобного Силуана Афонского и чудотворной иконы Господа Иисуса. Встреча афонских святынь 19 сентября в Москве открыла основную программу торжеств в Первопрестольном граде. Помимо культурно-просветительских мероприятий, в эти дни прошло собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви, в том числе, пленарное заседание под председательством Его Святейшества. Важными событиями истекшего года стали также: XXIV Международные Рождественские чтения, VI Общецерковный съезд по социальному служению, II Международный православный студенческий форум и VII Международный фестиваль «Вера и слово», I Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4720649.ht...

В марте состоялся визит в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Болгарского Неофита. В Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил Предстоятелю Болгарской Церкви премию Международного фонда единства православных народов.  В августе состоялся официальный визит в Русскую Церковь Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава. В праздник Успения Богородицы в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Предстоятели Русской и Чешской Церквей совершили Литургию.  В связи с 70-летием Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре Москву посетили девять Предстоятелей Поместных Православных Церквей, а также делегации Константинопольской, Антиохийской, Румынской и Элладской Церквей с архиереями во главе.  В 2016 году отмечалось 1000-летие присутствия русских монахов на Святой Горе Афон. Во многих епархиях, прошли праздничные мероприятия, были организованы паломнические поездки, проводились научные конференции и выставки. В ряде мероприятий участие принял Святейший Патриарх Кирилл.  С 27 по 29 мая состоялась паломническая поездка на Святую Гору делегации Московского Патриархата во главе со Святейшим Патриархом. В юбилейных торжествах на Афоне принял участие Президент России В.В. Путин.  Историческим событием стало принесение с 20 августа по 24 сентября в пределы Московского Патриархата ковчега с главой преподобного Силуана Афонского и чудотворной иконы Господа Иисуса. Встреча афонских святынь 19 сентября в Москве открыла основную программу торжеств в Первопрестольном граде. Помимо культурно-просветительских мероприятий, в эти дни прошло собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви, в том числе пленарное заседание под председательством Его Святейшества.  Важными событиями 2016 года стали XXIV Международные Рождественские чтения, VI Общецерковный съезд по социальному служению, II Международный православный студенческий форум и VII Международный фестиваль «Вера и слово», I Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви; Святейший Патриарх Кирилл принял участие в работе форумов. 

http://patriarch.patriarchia.ru/2016-god...

Потийско-Хобская, архиеп. Григорий (Бербичашвили). Мон-рь: Хобский, Благовещения Пресв. Богородицы (с. Ноджихеви, Хобский р-н, жен., основан в XIV в. при ц. Успения Пресв. Богородицы, возобновлен в 2005). Руисско-Урбнисская, митр. Иов (Акиашвили). Мон-ри: Брети, св. Пирра (с. Брети, Карельский р-н, жен., основан в VI в. св. Пирром Бретским, возобновлен в 1998); Улумбо, Успения Пресв. Богородицы (с. Али, Хашурский р-н, муж., основан в VI в. прп. Михаилом Улумбойским, возобновлен 16 нояб. 1993); Козифа, Введения во храм Пресв. Богородицы (ущелье р. Дзама, в 35 км от г. Карели, муж., основан в VII-IX вв., возобновлен 17 июня 1997); Кинцвиси, свт. Николая Мирликийского (с. Кинцвиси, Карельский р-н, муж., основан в XII-XIII вв., возобновлен в мае 1997); Итриа, Успения Пресв. Богородицы (с. Итриа, Хашурский р-н, жен., основан в XVI в. католикосом-патриархом Дорофеем III, возобновлен 25 дек. 1997); Дирби, Успения Пресв. Богородицы (с. Дирби, Карельский р-н, жен., основан в XVI-XVII вв., возобновлен в 2002); Саркис (Зеркало), св. Георгия (в 12 км от г. Карели, муж., основан в XVII в., возобновлен 9 сент. 1997); Ортубани, Рождества Пресв. Богородицы (с. Ортубани, Карельский р-н, жен., основан 27 июня 1997); Самцериси, во имя св. Архангелов (с. Самцериси, Карельский р-н, жен., основан 31 окт. 1997); Мухилети, св. Зенона Икалтойского (с. Мухилети, Карельский р-н, муж., основан в 1999); Сурами, Вознесения Господня (с. Сурами, Хашурский р-н, жен., основан 1 июня 1999); Урбниси, св. Нины (с. Урбниси, Карельский р-н, жен., основан 10 нояб. 1999; хранятся частицы мощей св. Стефана первомученика и мощи св. Неофита Урбнисского); Хеоба (Ущелье), св. Иоанна Богослова (с. Хеоба, Карельский р-н, жен., основан в 1999); Кватетри (Белый Камень), Всех грузинских святых (ущелье р. Дзама, Карельский р-н, муж., основан в 2001); Сурами, св. Иова Многострадального (с. Сурами, Хашурский р-н, муж., основан в 2001; хранятся частицы мощей свт. Климента, папы Римского); Дзама, прп. Саввы Освященного (ущелье р.

http://pravenc.ru/text/ГРУЗИНСКАЯ ...

Преемник Архиепископа Макариоса Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом в 1988 г. принимал участие в торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси. А в мае 1992 г. по его приглашению на Кипре с официальным визитом находился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время пребывания на Кипре Святейшего Патриарха Алексия и его спутников сопровождал Блаженнейший Архиепископ Хризостом и наградил Его Святейшество Большим Орденом святого апостола Варнавы. В беседах между двумя Предстоятелями проявилось единодушие «по вопросам церковной ситуации в связи с деятельностью униатов в Западной Украине, католической экспансией, миссионерской прозелитической деятельностью протестантских фундаменталистов, раскольнической деятельностью на территории Московского Патриархата Украинской автокефальной церкви и Русской Зарубежной Церкви» . Подчеркивалась также «настоятельная необходимость скорейшего мирного урегулирования кипрского вопроса» . Епархии Кипрской Православной Церкви Архиепископия Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Кафедра — Никозия. Хорепископ — Саламинский. Монастыри Киккский Махерский Святого Неофита Апостола Варнавы Святого Ираклидия (женский) Святого Пантелеймона (женский) и другие. Митрополии 1. Пафская. Митрополит Пафский и Экзарх Арсинойский и Ромейский. Кафедра — Пафос. 2. Китайская. Митрополит Китийский и Экзарх Ларнакский и Левкаронский. Кафедра — Ларнака. 3. Киренийская. Митрополит Киренийский и Экзарх Лапифский и Каравский. Кафедра Кирения. 4. Лимасольская. Митрополит Лимасольский и председатель Амафунтский и Курийский. Кафедра — Лимасол. 5. Морфская. Митрополит Морфский и председатель Солейский. Кафедра — Морфу. Известные Предстоятели Кипрской Православной Церкви Регин 431 Олимпий сер. V в. Анфим кон. V в. Аркадий 600 - 638 Сергий сер. VII в. Иоанн 691 Георгий 750 Константин783 - 787 Симеон ок. 1221 Исайя 1221 Неофит I 1222 Исайя ок. 1248 Герман I 1251(?) - 1260 Тимофей 1572-1575 Неофит II 1587 - 1592 Афанасий 1 1598 Вениамин 1600 - 1605 Христодул 1606 - 1635 Никифор 1644-1674 Иларион Кигала 1674 - 1679 Иаков 1679 - 1689 Герман II 1690 - 1705 Афанасий II 1705 - 1718 Сильвестр 1718 - 1731 Филофей 1732 - 1759 Паисий 1759 - 1766 Хрисанф 1767 - 1810 Киприан 1810 - 1821 Иоаким 1821 - 1824 Дамаскин 1824 - 1827 Панарет 1827 - 1840 Иоанникий 1840 - 1849 Кирилл I 1849 - 1854 Макарий I 1854 - 1865 Софроний 1865 - 1900 Кирилл II 1909 - 1916 Кирилл III 1916 - 1933 Леонтий 1947 Макарий II 1947 - 1950 Макарий III 1950 - 1977 Хризостом....

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Предоставлены были не только средневековые документы. Приводим наименования грамот только двух, XVIII и XIX веков: такририй вселенского патриарха Неофита VII (1791 г.), синодальные послания патриарха Григория V Ксанфийскому митрополиту Серафиму и Священной Обители (17 августа 1808 года, в первом из них, между прочим, говорится: " со времен незапамятных местонахождение озера Пуру (или Буру то же самое Вистонис – прим. пер.) и Перифеория пожертвованы священному Ватопедскому монастырю... " ), сигель патриарха Констанция (1835 г.), сигель патриарха Григория VI (1839 г.). Архимандрит Ефрем решил обратиться к наследству средневековых жертвователей – к архиву рукописей и грамот монастыря, чтобы подтвердить права монастыря на озеро. Эти права были засвидетельствованы под присягой двумя свидетелями... Основным доказательством права владения Ватопеда озером является не " средневековый документ " , не " два свидетеля " , а Законодательный Указ 8 апреля 1924 г., согласно которому государство отказывается от всякой претензии на озеро, в ответ на то, что монастырь уступает государству 3800 га земли в Халкидиках для расселения беженцев из Восточной Фракии и Малой Азии. Необходимо отметить, что до этого, в 1922-23 гг. лучшие законоведы страны К. Полигенус, Г. Стрэйт, К. Ралли, Д. Папулья, К.Д. Рактиван, Д. Динга и Н.Н. двумя экспертными заключениями подтвердили права Обители на владение Вистонидским озером. Эти люди были самыми выдающимися представителями правоведения в Греции тех времен. Позже земельными службами Ксанфи и Родопы этим территориям были выданы соответствующие которые побудили Консультативный совет народных имуществ и обмениваемой собственности абсолютно законно и единогласно признать права владения за монастырем. Это признание зафиксировано в четырех заключениях принятых в разные времена, разными составами участников и при разных правительствах в период с 1998 по 2004 гг. Всех этих людей, учёных разных отраслей обводил вокруг пальца один игумен? Касательно же " средневековых жертвователей, рукописей, грамот " , которые не являются единственными доказательствами имущественных прав, а только основой для позднейших документов, напомним, что и они юридической силы не лишены– это подтвердил и Европейский суд по правам человека в деле Священных Обителей против Греции (NoB 1996.287). Впрочем, привилегии и права на собственность всей Святой Горы, и не только Святой Горы, но и древнейших православных патриархий – Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской, Синайской – – основаны на средневековых документах, хрисовулах, фирманах и т.п.

http://religare.ru/2_91810.html

Прп. Аммон Нитрийский. Роспись ц. Креста Господня в мон-ре прп. Неофита в Пафосе, Кипр. Кон. XII в. В нач. IV в., вероятно под влиянием примера прп. Антония, появились первые монашеские поселения в Н. Египте, к юго-западу от Александрии: Нитрия, Келлии и Скит (в Нитрийской пустыне, совр. Вади-Хабиб, или Вади-эн-Натрун), к-рые обычно связываются с именами преподобных Аммона Нитрийского и Макария Египетского. Прп. Аммон поселился в Нитрийской пустыне ок. 330 г. и вскоре собрал вокруг себя множество учеников, что вынудило его основать еще одно монашеское поселение на юг от Нитрии - Келлии. Еще дальше на юг прп. Макарий Египетский основал Скит. Как традиция прп. Антония, так и традиция Нитрийской пустыни представляют полуотшельническую форму М., в к-рой заметен нек-рый элемент общинности ( Gould. 1993). В ранний период существования поселений в длительном полном уединении пребывали лишь духовные руководители монашеских групп. Время от времени они посещали для духовного руководства своих учеников, к-рые, хотя и не составляли общежития, большую часть времени жили в одной местности в нек-ром удалении друг от друга в отдельных кельях или малыми группами по 2-3 человека, самостоятельно заботясь о своем пропитании и имея индивидуальное молитвенное правило. Возможно, в нек-рых из таких монашеских групп имели место общие литургические собрания по воскресеньям и праздникам, сопровождаемые совместной трапезой ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 7. 2-5). Однако вопрос о времени проникновения элементов общинности в полуотшельнические группы остается открытым. Первые ученики знаменитых подвижников, вероятно, еще не составляли общины. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Нитрия быстро пришла в упадок, монахи покинули ее, по-видимому, уже к нач. VII в. из-за того, что поселение находилось слишком близко к области обрабатываемых земель ( Guillaumont.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010