5. Отношение сборника Ферранда к греческим правилам Испанского сборника. – Фльгенций Ферранд, составивший свое «Сокращение канонов» (Breviatio canonum) 936 во всяком случае раньше 546 года 937 , как полагают, пользовался упомянутым сборником еще без этих последних дополнений. В его «Сокращении», которое представляет род систематического указателя канонов, состоящего из 232 кратких положений 938 , подтвержденных указаниями на полный текст правил (цитатами), мы находим указания только, во-первых, на правила соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского, а также и Сардикийского и во-вторых, на правила 22-х африканских соборов; но в нем нет указаний на какие-либо другие правила, напр., Халкидонские, вероятно потому, что в сборнике греческих правил, которым пользовался Ферранд, никаких других правил, кроме упомянутых, еще не было. Изучение указаний или цитат Ферранда приводит к заключению, что он пользовался Никейскими правилами в переводе Константинопольском (который был прислан Аттиком), Сардикийскими в латинском оригинале и правилами других греческих соборов в переводе Исидоровом 939 . Отсюда следует, что в Исидоровом переводе, когда он был в руках Ферранда, не было еще ни правил Халкидонских, ни послания Кирилла к Несторию. 6. «Древние постановления Церкви». – Что касается до «Древних постановлений Церкви» (Statuta ecclesiae antiqua) 940 , помещенных в рассматриваемом сборнике под именем Карфагенского собора 398 года, то они содержат в себе извлечения из различных древних правил, сделанные неизвестным автором, вероятно, в Галлии 941 , в половине 5-го столетия, и разделенные первоначально на 102, а в Испанском сборнике содержащие 104 главы. Они, следовательно, не принадлежат ни одному из Карфагенских соборов 942 . 7. Сборник Мартина, еп. Брагского. – Помещенный после второго Брагского собора, читанный на этом соборе и принятый им, сборник еп. Мартина Брагского (Capitula sive canones ex Orientalium antiquorum patrum synodis a venerabili Martino episcopo vel ab omni Bracarensi synodo excerpti et ct.), составлен им между 563 и 572 годами, с целью (как сказано в предисловии) устранить неудобства неясного перевода греческих правил ясным и кратким их изложением, а также и внесением некоторой системы. Сборник состоит из 84 глав и разделяется на две части: первая о клире, вторая о мирянах. Содержание его заимствовано, впрочем, не из одних греческих канонов (до Лаодикийского собора включительно); автор пользовался правилами некоторых испанских соборов (например: Толедского, Брагского 563 г.), а некоторые правила, вероятно, составил сам 943 . – Таковы главнейшие источники Испанского сборника в том его виде, какой имел этот сборник после четвертого Толедского собора 633 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

§ 27. Сборник канонов в 60 титулах и приложение к нему собрания законов в 25 главах 1. Форма сборника. – Первым систематическим сборником, о котором мы имеем некоторые сведения, был сборник канонов в 60 титулах 759 . Самый сборник до нас не сохранился, но мы знаем о его существовании, форме и содержании из предисловия к сборнику И. Схоластика. Из этого предисловия мы узнаем, что в рассматриваемом сборнике все правила по сродству содержания были распределены в 60 отделах или титулах, хотя, по взгляду И. Схоластика, подобные, «не как следует, были соединены с подобными» 760 . Были ли титулы разделены на главы, – неизвестно. 2. Содержание сборника. – Из того же предисловия мы узнаем, что материальное содержание рассматриваемого сборника было тоже самое, что и у Схоластика. за исключением правил св. Василия Великого . В нем, следовательно, были распределены в 60 титулах: 85 правил св. Апостолов, и 224 правила следующих 10-ти соборов: Никейского – 20 правил, Анкирского – 25, Неокесарийского – 14, Сардикийского – 21, Гангрского – 20, Антиохийского – 25, Лаодикийского – 59, Константинопольского (II вселенского) – 6, Ефесского (III вселенского) – 7 и Халкидонского – 27. 3. Отношение к Халкидонской «Книге Правил». – Сличая это материальное содержание сборника в 60 титулах с содержанием Халкидонской «Книги Правил», мы находим, что это содержание в рассматриваемом сборнике обогатилось следующими прибавками: во-первых, правилами Апостольскими, во-вторых, правилами собора Сардикийского, в-третьих, правилами собора Ефесского и, наконец, в-четвертых, правилами собора Халкидонского. 4. Источники, из которых заимствовано содержание сборника. – Отсюда мы видим, что источниками, откуда заимствовано материальное содержание рассматриваемого систематического сборника, служили три нам известных сборника историко-хронологического типа: во-первых, сборник 85 правил Апостольских, взятый целиком, во-вторых, Александрийский сборник, из которого вероятно заимствованы правила Сардикийского собора, и в-третьих, «Книга Правил», читавшаяся на Халкидонском соборе, взятая в полном составе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

29-е (38-е) правило Карфагенского собора говорит: отлученный от общения за небрежение, т.е. за грех , епископ ли, или какой бы то ни было клирик, хотя бы и думал, что страдает несправедливо, не должен пренебрегать запрещением, пока его дело не будет исследовано более совершенным судом; а если окажется, что он вступил в общение с кем-либо прежде исследования (его вины), то ускорит сам на себя произнести приговор совершенного извержения. Феодор Вальсамон. О том, что не должно без благословной вины отлучать кого-либо На основании этого правила некоторые говорят, что отлученный не по причине, признанной божественными правилами, а по безрассудному желанию отлучившего, без опасности может пренебречь отлучением, и скорее должен подвергнуться наказанию тот, кто отлучил: ибо если епископу дано будет право благовременно или неблаговременно отлучать клириков и мирян и поставлять в необходимость запрещенных – бояться неблаговременного отлучения и выполнять его – то епископы присвоят себе самовластие и будут издеваться и над самим благочестием, и таким образом божественные правила сделаются причиною многих бедствий, что есть верх нелепости. Потому-то и говорит правило с ограничением: «если кто отлучен за небрежение», то есть за грех, который запрещают божественные правила. То же говорит и божественный Дионисий Ареопагит в послании: ибо Божество не преклоняется безрассудными стремлениями священников. 105-е (118-е) правило того же собора – клирика, отлученного от общения в Африке, если он, переправившись в Рим, дерзнет священнодействовать прежде совершенного о нем суда, подвергает совершенному извержению. А 132-е (147-е) и 133-е (правило того же собора) говорит: епископу, который говорит, что некто исповедал ему такой грех, за который он отлучил его, а тот утверждает, что ничего такого он не поверял ему, – такому епископу, одному свидетельствующему против исповедавшего (грех) не только не должно давать веры, но он должен быть понуждаем иметь общение с отрекающимся; а если, возмущаясь совестию и соблазняясь им, он думает, что его не должно допускать в общение, в таком случае и с ним (отлучившим) не должны иметь общения прочие епископы столько же времени, сколько он не имеет общения с отлученным, – чтобы епископ более остерегался говорить о ком-нибудь то, чего не может доказать пред другими. Ищи еще в 9-й гл. настоящей буквы Апостольские правила 12-е, 13-е, 16-е и в 12-й (чит. 16-й) гл. буквы Π правила Неокесарийского собора 9-е и 10-е и Феофила (Александрийского) 8-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Как Христос на Тайной вечери взял хлеб, возблагодарив, преломил и раздал его, а затем чашу, благословив ее, разделил, так и совершающий Евхаристию берет после благословения хлеб и чашу и раздает их или непосредственно сам, или с помощью диаконов. Только предстоящий на Евхаристическом собрании преподает себе дары. Иерархия соблюдается в порядке преподания даров, но она не может выражаться в преподании даров самому себе. Совершающий Евхаристию занимает место Христа на Тайной вечери, а так как это место единственное, то он только сам преподает себе дары. Е силу этого в древней церкви сам епископ совершал Евхаристию, а пресвитер только в отсутствии епископа. Епископ, участвующий в Евхаристическом собрании, на котором предстоятельствовал бы пресвитер, должен был бы получить дары из рук пресвитера, потому что не он, а пресвитер занимал бы место Христа. В своем присутствии епископ мог только предложить другому епископу, если тот находился в качестве гостя в его церкви, совершить Евхаристию. 18-е правило Никейского собора, о котором была речь выше, устанавливая порядок причащения, исходило из того, что епископ совершает Евхаристию. Отцы Никейского собора еще не предвидели того случая, чтобы пресвитер возглавлял Евхаристическое собрание, когда в нем участвовал епископ. Епископ в древней церкви не мог получать евхаристические дары из рук своих пресвитеров, т. к. пресвитеры не совершали при нем Евхаристии. 2. «Сельские пресвитеры в городской церкви не могут священнодействовать (точнее, приносить дары) в присутствии епископа или пресвитеров города, а такожде ни преподавать хлеб, ни чашу во время молитвы. Аще же сии в отсутствии, а сельский один приглашен для молитвы: то преподает». Это 13-е правило Неокесарийского собора, который был, по всей вероятности, за несколько лет до Никейского собора, важно для меня в том отношении, что оно подтверждает сказанное выше относительно совершения Евхаристии пресвитером в присутствии епископа. Оставляя в стороне некоторые спорные пункты, я остановлюсь на том, что в нем вполне бесспорно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

Правило 43 . Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх. Правило 51 . Об извержении клириков и отлучении мирян, гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига. Правило 53 . Об извержении клириков, не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания. Правило 63 . Об извержении клириков и отлучении мирян, употребляющих в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину. Каноны VVI Трулльского собора Правило 56 . О запрете практики вкушать яйца и сыр в субботние и воскресные дни Великого поста. Правило 57 . О том, что не подобает приносить к алтарю мёд и молоко. Правило 67 . О епитимии для вкушающих кровь (извержение для клириков, отлучение для мирян). Правило 74 . О запрете в храме совершать агапы, вкушать пищу, постилать ложа. Правило 99 . О запрете вносить мясо в храм. Каноны Анкирского собора Правило 7 . О 2х летней епитимии для пиршествующих с язычниками, но принесённой с собой пищей. Правило 14 . О необходимости клирикам, воздерживающимся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана. Правило Карфагенского собора Правило 46 . Об отмене обычая освящать вместе со Святыми Дарами мёд и вино для новокрещённых. Правило Гангрского собора Правило 2 . Об анафеме осуждающим вкушение мяса, кроме крови, удавленины и идоложертвенного. Правило свт. Григория Неокесарийского Правило 1 . О пленниках, вынужденных есть идоложертвенную пищу во время набегов варваров. Правила свт. Василия Великого Правило 28 . О достойном смеха обете воздерживаться от свиного мяса. Правило 86. Опровержение нареканий енкратитов (воздержников от мяса). См. Полный список канонов . Цитаты о пище «Однажды лишенные подлинных райских наслаждений, мы стали выдумывать себе поддельную пищу. И так как мы уже не видим более древа жизни и с возвышенной душой не любуемся его красотой, то для услаждения нам даны повара и пекари, всевозможные печенья, ароматические вещества и другие подобного рода вещи, утешающие нас в нашем оттуда изгнании. Так больные, изнуренные тяжелым недугом, не могут участвовать в обычных наслаждениях и получают от врачей подкрепление в виде ароматических и других подобных средств; поскольку они лишились наслаждения более твердой пищей, то потворствующие их чувствам врачи выдумывают больным средства, соответствующие их слабостям. А потому теперь, коль скоро мы стремимся подражать жизни райской, нам следует избегать чрезмерного наслаждения пищей и придерживаться, насколько это возможно, определенного образа жизни: использовать для поддержания жизни продукты земли, семена и твердые плоды, а все, что сверх того, отбросить как ненужное. И хотя Творец не сделал это неприемлемым, все же не стоит это предпочитать, даже если достигается удовольствие для тела».

http://azbyka.ru/pishha

Естественно, что такого рода подход ставил дополнительный вопрос, который был разрешен 9–ым правилом Неокесарийского собора: если пресвитер обличен в грехе, совершенном прежде рукоположения, то он должен прекратить священнодействовать, «сохраняя прочие преимущества ради других добродетелей… Аще же сам не исповедует, а обличен быти явно не может, властен сам в себе»  . Можно разно относиться к такому почти что юридическому подходу к этому вопросу, но нужно признать, что это единственно возможное решение. 5. В Пастырских посланиях упоминается еще об одном требовании, предъявляемым кандидатам в священство, а именно отсутствие неумеренного пристрастия к вину. Не осуждая употребление вина, апостол Павел несколько раз повторял в своих посланиях, что пьяницы не наследуют Царствия Божия (1 Кор. 6,10; Гал. 5, 21; Ефес. 5, 17–18). Среди Апостольских правил имеется два правила, 42–е и 43–е, которые подвергают извержению или отлучению клириков и верных, преданных этому пороку. Естественно, что мирянин, страдающий этим пороком, не может быть кандидатом в священство. 6. Кроме хорошей репутации среди членов церкви, существовало в доникейский период еще и требование «доброго имени» в среде неверных. Как предстоятель своей церкви епископ был ее представителем в языческом мире. Положение мессой церкви во многом, зависело от репутации епископа во вне. В послании к Тимофею мы находим, указание об этом: «Надлежит ему (т. е. епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7). 7. Несколько особняком стоит предписание, запрещающее принятие в клир лиц, подвергнувших себя добровольному оскоплению. Постановление об этом мы находим в 1–м правиле Никейского собора, в 21–м и 22–м Апостольском правиле, а также в 8–м правиле Двукратного собора. Это запрещение стоит в связи с тем, что мирянин, подвергший себя оскоплению, подлежит отлучению  . В истории Оригена мы находим наиболее известный случай добровольного оскопления под влиянием аскетических взглядов. Глава 5. Свободное общественное положение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Законы Если воин находится в экспедиции, т.е. в военных занятиях, для народа полезных, то, сколько бы лет ни прошло, жена его должна ожидать его, хотя бы и не получала от него писем. А если и услышит о его смерти, не должна тотчас вступать в брак, если прежде не спросит хартулариев, действительно ли он умер, и они пред святым Евангелием клятвою не удостоверят смерть его; да и после того опять должна обождать год и тогда может законно вступать в брак. Если же вопреки сему определению вступит в брак, то и она, и взявший ее будут наказаны, как прелюбодеи. А если окажется, что засвидетельствовавшие (о смерти) солгали, то они лишаются службы в войске, а возвратившийся воин имеет право взять, если захочет, свою жену. Относительно взятых в плен новелла Льва Мудрого определяет, чтобы ни брак не был расторгаем под предлогом пленения, ни свободной половине не было позволяемо приступать к другому сожитию; а если и вступит в брак (свободная половина) с другим, то половина, возвратившаяся из плена, имеет право призвать свой член и второй брак расторгнуть. Глава – о том, что с двоеженцем не должно пиршествовать пресвитеру, благословившему (брак) 7-е пр. соб. Неокесарийского полагает, что пресвитеру не должно пиршествовать на браке двоеженца, ибо как можно с тем, на кого он должен наложить епитимию и отлучить на год от божественного причащения 71 , принимать участие в трапезе и посему казаться содействующим такому делу? После же брака есть вместе с тем не должно быть запрещено. Глава – о том, что христиане, приходящие на брак, не должны внимать играм 53-е пр. Лаодикийского собора повелевает, чтобы христиане, приходящие на брак, соблюдали подобающую им скромность и не обращали внимания на пляшущих или играющих. А теперь определением сего правила пренебрегают 72 . Ищи еще в гл. 1-й буквы Q 54-е правило того же (собора) и 24-е пр. VI Всел. Собора. Глава 8-я – о девах, без согласия своих родителей вступающих в брак 38-е пр. Василия Великого – подвластных отроковиц, которые без согласия своих отцов отдали себя в общение брака своим любовникам, осуждает как блудниц. Впрочем, говорит, если родители примирятся с ним и согласятся на сожительство их с любовником и растлителем, то дело беззаконное по началу – последующим согласием родителей «мнится имети врачевание». Впрочем, и тогда, ради прежнего беззакония, таковые (женщины) должны быть удостоены общения после трех лет (епитимии). Но тогда брак был заключаем по одному соглашению, а у нас не может состояться без молитвословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Что касается скопцов, то в 1-м правиле I Вселенского Собора о них сказано: Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен, таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити. По толкованию Зонары, «оскопившим самого себя называется не только тот, кто собственными руками отсек этот член, но и тот, кто добровольно и без принуждения отдает себя другому на оскопление». Помимо препятствий к поставлению физического характера, связанных с возрастом и состоянием здоровья, существуют и препятствия духовного характера. Они связаны либо с недостатками веры у ставленника, либо с его нравственными пороками, либо, наконец, с отсутствием необходимых знаний. О недостатке твердости в вере свидетельствуют случавшиеся прежде отпадения от Церкви. Поэтому в 10-м правиле I Вселенского Собора говорится: Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина. По толкованию Зонары, «не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Иисуса Христа и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается Святых Таин, разве только при смерти». Недостаток веры естественно предполагать и в тех, кто обратился к ней в исключительных обстоятельствах, например из-за страха смерти в случае тяжкой болезни – в так называемых «клиниках». Однако в случаях с «клиниками» речь идет не о безусловном запрете рукоположения. 12-е правило Неокесарийского Собора гласит: Аще кто в болезни просвещен Крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных. Поскольку «клиников» крестили обыкновенно обливательным Крещением, в наше время в церковно невежественной среде возникло совершенно превратное представление о том, что обливательный способ Крещения уже сам по себе составляет препятствие к посвящению.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Глава 9-я – о том, что принимать помыслы кающихся и решить и вязать грехи предоставлено епископам, а с их дозволения и пресвитерам 6-е правило Карфагенского собора совершение мира, т.е. освящение святого мира и освящение дев, по некоторому древнему обычаю, и примирение кающихся, которое состоит в объявлении помыслов, и врачевание душевных ран посредством епитимий покаяния и обращения к лучшему (ибо таким образом человек примиряется с Богом), все это запретило совершать пресвитерам, ибо устроение сего предоставлено архиереям, как могущим вязать и решить и носящим образ Апостолов, которым сию власть вручил Христос. Посему очень худо делают те посвященные монахи, которые принимают людские помыслы без епископского дозволения, ибо не имеют власти ни вязать, ни решить, а тем более монахи непосвященные, ибо отнюдь непозволительно и дозволять им вообще принимать людские помыслы и судить. И седьмое (правило того же собора) полагает, что не должно пресвитерам, без дозволения епископа, делать примирение кающихся и в случае опасности их жизни. И 43-е (52-е правило того же Собора), определяя то же самое, говорит: а если епископ отсутствует и кающийся будет в опасности, в таком случае должен примирить его с Церковью и пресвитер. Ищи еще 8-ю главу буквы Κ и в 31-й главе буквы Ε правило 14-е собора Неокесарийского. О том, что и гражданскими последующими законами установлено употреблять наказания более человеколюбиво Впрочем, в так называемом «очищении законов» установлен суд боле человеколюбивый, нежели какой был прежде, по древнейшим законам, ибо оно отменяет немедленное умерщвление тех, которые уличены в великих преступлениях. Ибо царь, предпринявший это самое «очищение», не применил ни одного безчеловечного наказания, налагаемого в «дигестах» и «институциях»: ибо не повелел ни отрубать головы, ни побивать камнями, ни сожигать, ни казнить через повешение; запретил также потопление в глубине морской; если же иногда и повелевает угрожать уголовными наказаниями, то разумеет под ними не смертоносные казни, а ссылку, или тюремное заключение, избодение глаз, отнятие руки и причинение иного вреда телу, дабы с течением времени доставить наказываемому возможность обращения и раскаяния в преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Примечания Изд. по: Макарий [Булгаков], архиеп. Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т.2. [Коломна, 1993]. (Репр. воспр. изд.: СПб., 1857). 228. С.348-355. - Изд. 1. Perrone. Praelectiones Theologicae. Vol.VII: Tractatus de indulgentiis [Перроне. Курс богословия. T.VII: Трактат об индульгенциях]. 2. Известно из правил соборных, что пред смертию епитимии снимались с кающихся, и они принимались в общение церковное, а отлученные от Таинства Евхаристии удостаивались Святого Причащения, хотя бы время их покаяния еще не окончилось ([Правила] Анкирского собора, 6, 22; Неокесарийского собора, 2; I Никейского собора, 13; Карфагенского собора, 7; Василия Великого, 73; Григория Нисского, 2). 3. Как заключают защитники индульгенций. 4. Perrone. Tractatus de indulgentiis, propositio 1 [Положение 1]. 5. Institutio catholica in modum Catechesis [Основы католического учения в виде Катехизиса]. T.III. Р.307. 6. Perrone. Tractatus de indulgentiis, propositio IV. 7. Perrone. Tractatus de indulgentiis, propositio I. 8. " Potest ille indulgentiam dare, sententiam suam potest ille deflectere; poenitenti, operanti, roganti potest clementer ignoscere, potest in acceptum referre quidquid pro talibus et petierint matryres et fecerint sacerdotes " [ " Может Он прощение даровать, может приговор Свой изменить; кающемуся, трудящемуся, просящему может милостиво простить, может и все то учесть, что испросили за таковых мученики и совершили священники " ]. ([Киприан Карфагенский, св.]. De lapsis [О падших], cap.XXVI//PL IV. P.494). 9. " Si precem toto corde quis faciat, si veris poenitentiae lamentationibus et lacrymis ingemiscat, si ad veniam delicti sui iustis et continuis operibus inflectat, misereri talium potest... " [ " Если кто от всего сердца молитву творит, если воздыхает в стенаниях и слезах истинного покаяния, если в надежде на милость преступления свои смягчит непрестанными делами правды, может Бог над таковым сжалиться... " ]. (Ibidem. P.493). 10. De lapsis, c.XVII,XXIX,XXXV//Ibidem. P.480,489,491.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/320/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010