На основании удержанного Фотием предисловия его предшественника 55 и некоторых других вспомогательных данных, можно утверждать, что правила Апостольские, соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (второго вселенного), Ефесского, Халкидонского, Сардикийского, Карфагенского, Константинопольского при Нектарии, 394 г., и св. отцов Дионисия и Петра Александрийских , Григория Неокесарийского , св. Василия Вел., Григория Нисского , Тимофея, Феофила и Кирилла Александрийских и Геннадия Константинопольского уже входили в состав первоначального Номоканона в XIV титулов. Значение этого Номоканона в греческой церкви особенно возвысилось с того времени, когда его содержание утверждено было на пято-шестом Трулльском соб. 692 г. (2-м правилом этого собора), причем этот собор не только устранил все сомнения в важности заключавшихся в канонической Синтагме его источников, но и дополнил состав ее каноническими посланиями отцов церкви Афанасия Александрийского († 373), Григория Богослова († 389), Амфилохия Иконийского († 395) и Киприана Карфагенского с бывшим при нем собором 256 года 56 . Какое важное значение имел рассматриваемый источник канонического права в греческой церкви видно, между прочим, из того, что в 883-м году патриарх Фотий нашел нужным снова переработать его и издать в новом увеличенном виде. Какие же дополнения к труду своего предшественника сделал Фотий в этом новом издании Номоканона в XIV тит.? Обратимся к предисловию автора новой переработки и посмотрим, какой ответ здесь даст на этот вопрос он сам. В этом предисловии новый издатель Номоканона в XIV тит. прежде всего воздает должную похвалу труду своего предшественника, поставившего себе задачей собрать воедино церковные каноны от времен Апостольских до пятого вселенского собора и, затем, как бы предвидя возможные обвинения в присвоении им себе этой работы, спешит оговориться, что, при новом издании Номоканона он воспользовался ею и не хочет выдавать чужого труда за свой собственный, свою же заслугу он выдает лишь в увеличении материала, содержавшегося в прежнем Номоканоне, прибавлением к нему правил Трулльского соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Сокращения Апост. Правила Святых Апостолов. Ap. c. I Всел. Правила Первого Вселенского Собора. 1st C. II Всел. Правила Второго Вселенского Собора. 2nd C. III Всел. Правила Третьего Вселенского Собора. 3rd C. Трет. посл. Послание Третьего Вселенского Собора. Epistle of 3 C. IV Всел. Правила Четвертого Вселенского Собора. 4th C. VI Всел. Правила Шестого Вселенского Собора. 6th C. VII Всел. Правила Седьмого Вселенского Собора. 7th C. Агк. Правила Анкирского Собора. of Ancyra Неок. Правила Неокесарийского Собора. of Neoces. Гангр. Правила Гангрского Собора. of Gangra Ант. Правила Антиохийского Собора. of Antioch. Лаод. Правила Лаодикийского Собора. of Laodic. Сард. Правила Сардикийсного Собора. of Sardica Карф. Правила Карфагенского Собора. of Carthag. Карф. к Келест. Послание Карфагенского Собора к Келестину, Папе Римскому. of Carth. To Celest. Конст. Правило Константинопольского Собора, 394 года. of Constant. Двукр. Прав. Константинопольского Собора, называемого Двукратного. 1st & 2nd Премудр. Правила Собора, бывшего в храме Премудрости Слова Божия. Temple of Holy Wisdom Дионис. Каноническое послание святого Дионисия Александрийского . of Dionis. Петр. Алекс. Правила святого Петра Александрийского . of Peter Григ. Неок. Каноническое послание святого Григория Неокесарийского . of Gregory Neoces. Афан. Послание святого Афанасия Великого . of Athanasius Васил. Правила святого Василия Великого . of Basil Григ. Нисс. Каноническое послание святого Григория Нисского . of Gregory of Nyssa Григ. Богосл. Стихи святого Григория Богослова . of Gregory Theolog. Амф. Стихи святого Амфилохия Иконийского . of Amphil. Тимов. и Стихи святого Тимофея Александрйского. of Timothy Феоф. Правила Феофила, Архиепископа Александрийского. of Theophilus Кирил. Правила святого Кирилла, Архиепископа Александрийского. of Cyril Геннад. Окружное послание Геннадия Патриарха Константинопольского. of Gennad. Тарас. Послание Тарасия, Патриарха Константинопольского. of Tarasius Примеры В русском тексте сначала собор, потом номер правила В английском тексте сначала номер правила, потом название собора 3 Апостольское правило Апост. пр. 3 Ap. c. 3 4 и 7 правила VI Вселенского Собора VI Всел. пр. 4 и 7 cc. 4 and 7 of 6th C. Васил. пр. 5 c. 5 of Basil 6 правило Карфагенского собора Карф. пр. 6 c. 6 of Carth. Читать далее Источник: Каноны Православной Церкви/епископ Григорий (Граббе) – Канада : Свято-Троицкая Православная Миссия (Holy Trinity Orthodox Mission), 2001. - 555 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

В городе Команах, в Малой Азии, умер епископ. Для выбора епископа собрались в Команы пресвитеры и окрестные епископы; приглашен был сюда в звании председателя и епископ неокесарийский Григорий чудотворец , славившийся своею духовною опытностью. Когда избиратели стали указывать то на того, то на другого, как на достойного преемника почившему, имея в виду то знатность рода, то богатство, то дар красноречия, то почтенные лета избираемого, Григорий чудотворец в свою очередь заметил, что при выборе епископа нужно обращать внимание главным образом на внутренние качества, на доброту сердца и на указание Божие, доказывая свою мысль известным событием из ветхозаветной истории, а именно, избранием в цари младшего сына Иессея – Давида, бывшего пастухом овец у отца своего. Мысль святителя не понравилась некоторым избирателям; они стали роптать на предложение святого и с насмешкой высказывались: если при выборе епископа не обращать внимания на внешность, то уж не избрать ли им епископом команским угольщика Александра? А Александр в это время стоял тут же в толпе народа. «А кто же такой этот Александр?» спросил Григорий неокесарийский , подумавши в себе: не указание ли это Божие на достойного избранника. Александр был позван в таком виде, в каком и был, – черный, грязный, в изорванной и заплатанной одежде. Избиратели, смотря на него, едва удерживались от смеха. Угольщик между тем не обращал на это никакого внимания и держал себя пред собранием вполне благопристойно. Заметивши в нем высокую душу, прозорливый святитель Григорий отвел его в сторону и под клятвою стал расспрашивать об его прежней жизни. Александр не мог не открыться пред великим, уважаемым святителем; и Григорий чудотворец убедился в справедливости своего предположения относительно этого человека и в указании на него свыше. Александр оказался много сведущим и в христианском законе, а главное, по высоте своей жизни оказался редким христианином. Предложивши ему омыться, переодеться и явиться на собор, св. Григорий опять пошел на совещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иоанн Схоластик, патриарх константинопольский, переживший несколькими годами императора Юстиниана, внес в свой систематический сборник канонов (в L титулов), кроме начисленных канонов, правила апостольские, в количестве 85, и правила Василия Великого , в количестве 68 494 . Составитель номоканона в XIV титулов дополнил канонический материал постановлениями карфагенского собора 419 г., несколькими новыми правилами Василия Великого , и канонами других отцов церкви восточной, кроме Василия Великого . Вновь включил трулльский собор в свод канонов восточной церкви только определения карфагенского собора половины III в. о перекрещивании еретиков, при Киприане состоявшегося, которым и сам трулльский собор не мог придать никакого значения, как не согласовавшимся с церковными воззрениями позднейшего времени, очень немногосложные определения константинопольского собора 394 г., состоявшегося при патриархе Нектарие по частному делу двух епископов, и каноны некоторых восточных отцов, обойденные составителем номоканона в XIV титулов 495 . Из позднейшей истории источников восточного церковного права можно видеть, что исчисление трулльского собора не было единственно руководящим для канонистов в определении того 496 , что есть каноническое, и что неканоническое, церковная потребность данного времени была высшим руководством при установлении состава канонических сборников. – Итак, согласно с вышеизложенным, в период вселенских соборов на востоке каноническое законодательство составилось: из канонов четырех первых вселенских соборов, из канонов девяти соборов местных: карфагенского при Киприане, анкнрского, неокесарийского, антиохийского, сардикийского, гангрского, лаодикийского, константинопольского 394 г. и из канонов 12-ти отцов церкви: Дионисия александрийского , Григория неокесарийского , Петра александрийского (все три принадлежат доникейскому периоду), Афанасия александрийского , Василия Великого , Григория нисскаго , Григория Назианзина , Амфнлохия иконийского, Тимофея александрийского, Феофила александрийского, Кирилла александрийского и Геннадия константинопольского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

По исследованию Маассена, латинский текст, прочитанный на соборе, составлен из двух частей: первая часть содержит первую половину 6-го правила в совершенно своеобразном переводе или скорее переделке; вторая – вторую половину того же правила и правило седьмое в так называемом Исидоровом переводе то же не в первоначальном его виде 750 . Такая редакция 6-го правила сохранилась до нас в древней (Театиновой, Киети, в Италии) рукописи, в которой кроме того содержится так называемый «старый» перевод (versio prisca) правил соборов: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского и Антиохийского 751 . Так как в «старом» переводе Лаодикийских правил совсем не было 752 , а правил Константинопольского вселенского второго не было в кодексах легатов по их прямому заявлению 753 , то мы можем сделать то весьма вероятное заключение, что в латинской Книге Правил на Халкидонском соборе помещались правила только пяти названных соборов: Никейского – в своеобразной редакции, и Анкирского, Неокесарийского, Гангрского и Антиохийского – в «старом» переводе 754 . Легаты имели, следовательно, тот же Понтийский сборник, но дополненный одними лишь Антиохийскими правилами 755 . 8. Другие сборники. – Кроме различных списков «Книги Правил» в эпоху Халкидонского собора несомненно существовали и другие сборника. Во-первых, существовали сборники Апостольских Постановлений и Правил, известные в то время не только под общим именем церковных постановлений, но и прямо под именем правил св. апостолов, как это видим из постановлений Константинопольского собора при Нектарии 394 г. 756 и Ефесского 757 . Во-вторых, существовали сборники Александрийский и Римский, в которых, как мы знаем, были помещены вслед за Никейскими прямо правила Сардикийского собора. Что правила Сардикийского собора были приняты на Востоке и были в употреблении до Халкидонского собора, это доказывается, между прочим, и тем, что Сардикийские правила признаются и входят в сборники правил в монофизитских общинах, отвергающих Халкидонский собор, как, например, в армянской церкви 758 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Монахи сделали отсюда выводи, что Василий «отвергает хиротонию еретиков». Тарасий ответил: «и я отвращаюсь от рукоположенных именно с этою целью, т.е., на подрыв веры, особенно если были православные епископы, от которых можно было получить хиротонию. Такова мысль отца. Если кто дерзнет принять хиротонию от отлученных еретиков по провозглашении соборного определения и единомысленного мнения церквей относительно православия, тот подлежит низложению». Объяснение Тарасия совершенно справедливо и убедительно, но оно не удовлетворило монахов. Новая их попытка обосноваться на отрывке из названного послания Василия также удачно была отклонена Тарасием, причем патриарх прибавили: «а что это (т.е. что Василий не был против принятия хиратонисанных еретиками) действительно так, что бывшие после него наследники церкви, разумевшие мысль отца, принимали рукоположенных еретиками, если только потом они исправились, отцы —339— всюду согласны между собою и противоречия среди них нет; противятся им только те, которые не понимают икономии и целей их (ναντιονται ατος ο τς οκονομας κα τος σκοπος ατν μ πιστμενοι)». Последняя фраза звучит некоторым раздражением ясно направлена по адресу монахов. Характерно также, что здесь Тарасий сам называет икономией церковную политику, которой он держался во все время своего правления. – В конце 1-го заседания семь епископов 2-го разряда решено было принять в общение с оставлением их на кафедрах. К третьему разряду принадлежали один епископ – Григорий Неокесарийский . Обсуждение вопроса о его принятии было начато во 2-м заседании 26-го сентября 1746 , но потом было отложено по предложению Тарасия и кончилось только в 3-м заседании 28 или 29 сентября. 1747 Собор отнесся к нему гораздо строже, чем к епископам первых двух разрядов. Вина его состояла, bo-l-x, в том, что он был одним из руководителей (ξαρχος) собора 754 г., а, во-2-х, ходила молва, что во время господства иконоборчества он преследовал православных. Сам Тарасий сомневался в искренности раскаяния Григория, но выдерживая последовательность, стоял за принятие его в церковь с оставлением в клире. Первая вина Григория прощалась собором по примеру прежде судимых епископов, а 2-я пала сама собою, ибо молва о гонениях его не подтвердилась. Процесс его был уже почти кончен, как вдруг поднялись монахи и дали другое направление всему делу. Савва, игумен Студийский, сказал: архиереи заявили, что Григорий – начальники ереси, между тем святой отец наш Афанасий в послании к Руфиниану говорит, что начальников ереси достаточно принимать только на покаяние, – с чем, как мы видели, прежде согласился и Тарасий. Положение Тарасия становилось трудным. На помощь ему явился императорский уполномоченный логофет Иоанн, ко- —340— торый положил конец возражениям монахов следующим заявлением: «хотя Григорий Неокесарийский и был начальником нечестивого собора, но для Вашего ныне созванного собора достаточно того, что он до сих пор не перестает осуждать свою ересь и свое учение».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На предпоследнем заседании было принято суровое постановление против попыток внесения в Символ веры добавки Filioque. В I каноническом правиле сего Свято-Софийского собора говорится: «...В преимуществах (πρεσβεα), принадлежащих святейшему престолу Римския Церкви и ея председателю, да не будет никакого нововведения ни ныне, ни впредь». Согласно этому же правилу «италийские» клирики, отлученные папой Иоанном, где бы они ни находились, не могут приниматься в общение Фотием, точно так же как клирики, отлученные патриархом Фотием, не должны приниматься в общение папой Иоанном. Единодушные приветственные возгласы на соборе в честь папы Иоанна и патриарха Фотия были ярким выражением радости Церкви о восстановлении православного единомыслия и церковного единства. Только наиболее упорные противники Фотия (Митрофан Смирнский, Стилиан Неокесарийский и другие) и после собора продолжали свое малополезное для Церкви дело; ими был осужден и сам папа Иоанн VIII за общение с Фотием. (Митрофан Смирнский примирился с Фотием значительно позже, а Стилиан Неокесарийский, как некоторые предполагают, лишь после смерти Фотия изменил свое отношение к памяти патриарха.) Сведениями о заседаниях собора 879–880 годов мы обязаны протокольным записям, сохранившимся на Западе: рукопись ватиканская; две рукописи Мюнхенских (характерен заголовок в одной из них: Πρακτικ τς γας συνδου π Φωτου π νσει τς το Θεο γας κα ποστολικς κκλησας) [Деяния Святого собора при Фотии относительно единства Святой и Апостольской Церкви]; сборник канонов кардинала Деусдедита (конец XI века). У нас, в Православной Церкви, собор 879–880 годов известен прежде всего по его трем каноническим правилам, вошедшим в Книгу правил. Деяния собора у нас были опубликованы Досифеем Иерусалимским в Τμος χαρς [«Томос радости»] (Римник, 1705) вскоре после появления аналогичной публикации в западном издании. Трудно переоценить значение Константинопольского Свято-Софийского собора, причислявшегося некогда весьма авторитетными православными канонистами даже к ряду Вселенских! «Вселенским» он именуется и в 1-м своем правиле. Его естественно было бы называть Великим Софийским, в отличие от диаметрально противоположного ему по направлению, бойкотировавшегося, как мы знаем, большинством епископата и в конце концов осужденного Церковью Малого Софийского, состоявшегося в том же храме десятью годами раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Когда, таким образом, Павел совершенно отказался от патриаршей кафедры, нужно было избрать на эту столь высокую и чрезвычайно важную должность человека вполне достойного как по своему образованию, так и по своей жизни. Этим требованиям вполне удовлетворял государственный секретарь Тарасий, особенно выдававшийся своею ученостью, чистотой своей жизни и энергией своего характера. На него, как на достойного занять патриарший престол, указал даже сам, оставившей свою должность, патриарх Павел 40  и императоры, в пользу его же склонился общий голос сената, духовенства и народа. В апологии своей к народу Тарасий говорит: «Если защитники православия, императоры наши, повелят внять моей справедливой просьбе (о созвании вселенского собора), то уступлю и я, исполню их повеление и и принимаю ваш выбор; если же нет, то я нахожу невозможным сделать это, чтобы не подпасть под анафему и не быть осужденным в день праведного Судии всех, когда не могут выручить меня ни императоры, ни священники, ни начальники, ни масса народа. Отвечайте, братия, на мою апологию, лучше сказать, на мою просьбу так, как лучше и как вам угодно» 41 . Правда, Тарасий был простой мирянин, а по церковным правилам нельзя непосредствено поставлять в епископы, но нам хорошо известно, что нередко допускались и исключения из этого правила. Так, непосредственно из мирян были посвящены в епископы: Амвросий Медиоланский , Нектарий Константинопольский, Григорий Назианзин  и др. Следовательно, посвящение Тарасия в епископы не единичный факт в церковной практике. Что касается до присутствовавших на соборе императорских представителей и самих импер торов, то первые вовсе не принимали участия в существенных соборных рассуждениях, а ограничивались только самою незначительною дисциплинарною деятельностию, как блюстители тишины и порядка. Так, на первом заседании они предоставили грамоту императоров собору; на втором – ввели на собор прежде иконоборствовавшего епископа Неокесарийского Григория; на пятом – представитель Петроний просил председателя собора, Тарасия, спросить прежде иконоборствовавших епископов аморийского и неокесарийского: читалось ли на иконоборческом соборе 754 года книга апокрифических путешествий святых апостолов? 42 Императоры же присутствовали только на восьмом, последнем заседании, которое было уже после того, как состоялось окончательное соборное вероопределение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, мы не находим в послании настолько развитой покаянной дисциплины, которая вынуждала бы относить послание к более позднему времени. Этот вывод сделается еще более твердым, если сравнить каноническое послание св. Григория с правилами Анкирского собора, бывшего около 315 года. В правилах Анкирского собора совершенно не упоминается исключение из Церкви, – это черта, которая говорит о большей древности послание св. Григория. Затем, в правилах Анкирского собора уже определенно указаны три степени покаяния: слушание (прав. 4. 6. 9.), припадание (прав. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 16. 24) и участие в молитве (прав. 4. 6. 8. 9. 16. 24). Наконец, Анкирским собором установлены различные покаянные времена, которых еще не знал св. Григорий: грешники каются в продолжение двух, трех, шести лет, даже десяти, пятнадцати и двадцати пяти (прав. 21. 25. 16), и только в некоторых случаях епископ имел власть удлинить или сократить время покаяния, в зависимости от настроения кающегося (прав. 9. 16). Здесь не может иметь значения то соображение, что собор предписывал со властью, как высшая инстанция, и потому ввел более определенные нормы, а св. Григорий писал только советы соседним епископам, так как и советы не исключали возможности указать определенные времена покаяния для разных проступков (ср. правила св. Василия Великого ). Правила Анкирского собора впервые устанавливают определенную систему обратного приема кающихся в Церковь , чего нет у св. Григория 433 . Ко всему сказанному необходимо еще присоединить, что соборы Анкирский и Неокесарийский (314 г.), которые происходили непосредственно после издания Миланского эдикта, ссылаются на древнейшие определения (Анкирск. соб. прав. 21 и 23; Неокес. соб. прав. 3). Так как вовремя предыдущих гонений Церковь не могла создавать таких определений, которые имеют в виду эти соборы, то, следовательно, покаянные каноны необходимо отнести к III веку. А указание на противоположные свидетельства св. Киприана и Апостольских Постановлений не имеет значения в виду того, что развитие покаянной дисциплины на Востоке в разных местах было различно, и, напр., Дидаскалия, которая происходит из восточной Сирии и которая много говорит о покаянной дисциплине, нигде, однако не упоминает о покаянных степенях и, очевидно, не знает их. Таким образом, сделать отсюда какие-нибудь отрицательные по отношению к посланию св. Григория выводы не представляется основательным. И в настоящее время находят возможным полагать что покаянная дисциплина, характеризуемая постепенностью в принятии грешника в Церковь , имела своей родиной страну, которая определяется деятельностью св. Григория Неокесарийского в Понте, равно как соборами Анкирским и Никейским и, по-видимому, ограничивалась малоазийскими провинциями 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

1. Анкирский собор После Максиминова гонения против христиан, когда установился мир, многие из христиан, которые или из страха, или по какой-либо другой причине отступили от церкви; теперь снова настоятельно просили о принятии их в церковь. Вопрос о том, нужно ли их принимать, и самый способ их принятия сообразно с обстоятельствами, при которых они отступили, вообще не были ясны епископам. И ради этого созван был собор, который должен был произнести свой суд об этом. Собор состоялся в 314 году в Анкире в Галатии, на нем было около 18 епископов из Малой Азии и Сирии под председательством Виталия, епископа антиохийского, и он издал 25 правил, из коих первые 9 и 12-е правило касаются главного вопроса, подавшего повод к сознанию собора; остальные говорят об общей церковной дисциплине. - В Кормчей они составляют 6 главу. 2. Неокесарийский собор состоялся после анкирского, между 314 и 325 годами. Было на нем 24 епископа под председательством того же епископа Виталия антиохийского, который председательствовал и на соборе анкирском. Издано было 15 правил, которые в Кормчей составляют 7 главу. 3. Гангрский собор Собор этот состоялся в половине IV века, около 340 года, в Гангре, главном городе Пафлагонии, по поводу Евстафия, епископа севастийского, полуарианина, и его последователей, которые проповедовали безрассудный аскетизм и вследствие того вызвали в церкви много беспорядков. Председательствовал на соборе Евсевий никомидийский, а присутствовало 13 епископов. В канонических сборниках значится 21 правило этого собора, а именно: 20 правил против евстафиан, а 21-е составляет эпилог всех правил. В таком количестве и в том же порядке правила находятся в Книге правил и в Пидалионе. В Indreptarea и в 8 главе Кормчей эти правила приведены иначе. В начале стоит заглавие послания собора епископам Армении потом в первой 20, а во второй 19 правил. Зависит это от того, что только 20 правил в Синопсисе, основе того и другого сборника, а в Кормчей 9-е правило соединено с 10-м. 4. Антиохийский собор По поводу освящения новой церкви в Антиохии в половине 341 года собралось около 100 епископов. После освящения церкви собравшиеся епископы составили собор для издания некоторых постановлений в интересах повсеместного единообразия церковного управления. Председательствовал на этом соборе Плакет, епископ антиохийский; издано 25 правил, которые все вошли в общецерковный канонический сборник и о которых с особым уважением отзывается как восток, так и запад. В Кормчей они составляют 9 главу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1310...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010