Это число, необходимо согласиться с этим, очень почтенное. И не из искаженных (empoissonnées) источников, но из самих актов этого собора мы узнаем, что на нем приняты были, как обязательные, правила апостольские, правила древних соборов Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского; правила шести вселенских соборов, бывших до того времени; правила соборов Сардикийского, Карфагенского и Константинопольского, при Нектарие. Необходимо согласиться, что в определениях этих соборов, составляющих собою вселенское каноническое право, нет ни одного, которое предписывало бы священникам безбрачие; иначе пришлось бы сказать, что двести одиннадцать епископов Трульского собора старались возвести в закон то, что они хотели уничтожить. Наконец известны каноны, признаваемые имеющими силу закона во всех церквах, и в них не только не находят никакого одобрительного расположения к безженству, но встречаются с предположением о брачной жизни священников и даже епископов. Итак, необходимо согласиться, что Трульский собор не был нововводителем, высказавшись против церковного безбрачия. Но почему он высказался в подобном смысле? Не потому ли, что старался угодить молодому двадцатипятилетнему императору? Необходимо иметь очень сильные доказательства, чтобы заставить нас поверить, будто двести одиннадцать епископов действовали под влиянием подобного мотива. Да и существовал ли подобный мотив? Нет. История не показывает нам, чтобы Юстиниан имел даже малейшее расположение в этом смысле. Почему же однако бросают столь грубое порицание в лицо столь большому собранию епископов? Ах, Боже мой! Их порицают только за то, что их определение неблагоприятно тезису безбрачия. Что касается нас, то мы убеждены, что Трульский собор высказался против церковного безбрачия по причине злоупотреблений, возникших в тех церквах, где он был установлен; и что он в то же время возобновил древнюю дисциплину против двоеженства, чтобы этим прекратить злоупотребления, введенные в других церквах. Мы думаем, что это было так, прежде всего потому, что собор издал положительное определение в этом смысле; а также потому, что многочисленные правила предшествовавших поместных соборов, где беспрестанно возобновляли закон безбрачия в тех церквах, в которых он существовал в принципе, показывают, что закон этот не был исполняем; или же еще потому, что в церквах, в которых безбрачие не существовало, старались восстановить древнюю дисциплину против двоеженства; а это показывает, что в этих церквах дисциплина эта вышла из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Бывает, что каноны, накопившиеся за длительный период правотворчества в большом количестве вступают в прямое противоречие (наша Книга Правил содержит более семи сот древних канонов). Для разрешения канонических коллизий в поздней Византии был выработан ряд юридических приемов: например, более поздняя норма упраздняет раннюю. Так, в начале IV века на Неокесарийском Соборе была постановлено, что в одной епархии может быть не более 7 диаконов (канон 15). В конце VII века на эта норма, основанная на неправильном толковании Книги Деяний, была отменена – диаконов в епархии может быть столько, сколько нужно (Трулльский Собор, канон 16). Тем не менее, старая норма продолжает воспроизводиться в официальных канонических сборниках, в силу консерватизма церковного порядка. Вас интересует запрет посещать театральные зрелища не только клирикам (Трулльский Собор, канон 24), но и мирянам (канон 51). Для правильного понимания этих канонов следует знать, что вплоть до конца 7-го в. всякого рода " зрелища " были все еще сильно пропитаны духом языческой вульгарной распущенности. Всенародные гуляния, в рамках которых давались такие представления, были обставлены разнообразными суеверными обрядами (с которыми, кстати, законодательно боролся тот же Трулльский Собор). Тот же " историко-юридический " метод поможет понять и смысл запрета клирикам слишком долго засиживаться на свадьбах, требование уходить поскорее " при появлении игр, служащих к обольщению) (тот же канон 24). Дело в том, что свадебный пир редко обходился без шутов, актрис, вольных языческих плясок, неприличных острот и намеков, которыми осыпали новобрачных. Разумеется, такой " градус " свадебного веселья делал невозможным дальнейшее присутствие местного епископа или батюшки. Поэтому с этими канонами дело обстоит сегодня даже проще, чем поставленный Вами главный вопрос о мере применимости древних правил. В наше время опять уже никто не даст нам гарантии, что мы уйдем со спектакля с духовной пользой, а не со смущенным духом и блудливым " послевкусием " . Поэтому строгий канон, потеряв свою общеобязательную силу (никому не придет ныне в голову отлучать за посещение " Современника " , " Табакерки " или любого другого театра), призывает христиан к бдительности: памятуя о " канонической строгости " , мы постараемся заранее изучить критические отзывы на интересующую нас постановку. То же самое можно сказать и о современной " казенной " свадьбе с записным профессионалом – тамадой, шаблонными шутками – играми – плясками. Когда дело дойдет до плясок, батюшка с облегчением вспомнит замечательный канон тысячелетней давности, и, сославшись на него, с чистой совестью вернется в круг своей семьи или тихую келью.

http://religare.ru/2_99520.html

Nec non et apnd Antiociam ita est. Itaque et aliis provinciis propria jnra serventur metropolitanis ecclesiis. Sit autem manifestum omnibus, quod si qnis citra arbitrium metropolitan! episcopi fuerit ordinatus, constitnisse magnam synodum ita factum esse episco pum non oportere. Et ideo, si communi omnium sententia rationabiliter habita et secundum ecclesiasticnm canonem fuerit et dno aut tres propter contentiones quasdam contrarias contradicant, obteneat sententia plurimorum 1334 . He менее интересна так называемая versio Isidoriana или hispana, дошедшая до нас в нескольких редакциях. Говоря главным образом о переводе сборника канонов никейского, анкирского, неокесарийского и ганрского соборов, родиною которого была Италия 1335 , Маассен не определяет точно времени перевода никейских канонов в этой версии. Имея однако в виду пример Цецилиана, а также весьма раннюю рецепцию канонов никейского собора на западе 1336 можно предположить весьма ранний перевод никейских канонов на латинский явык (IV в.), если только не допустить возможности, что в одной из этих редакций канон был записан кем-либо из папских легатов на самом соборе. Во всяком случае мы не можем совершенно исключить такое предположение, особенно имея в виду слишком вольный перевод 6-го ник. канона в этой версии и официальное пользование им на соборах IV (валенский собор 374 г.) и V веков (риецкий соб. 439, халкидонский 451) 1337 . . В этой реакции канон VI гласит: £cclesia Roma па semper habuit primatum. Teneat autem et Aegypti Libyae et Pentapolis, ita ut episcopus Alexandriae harum omnium habeat potestatem: quoniam et Romano episcopo haec est «onsuetudo. Similiter autem et qui in Antiochia constitutus est. Itaque et in caeteris provinciis privilegia salva sint ecclesiarum 1338 . Судя no массе дошедших рукописей никейские каноны в этой редакции были в большом распространении как в Италии, так и в Галлии. По Маассену 1339 типичным образом Исидоровой версии, обращавшейся в Италии является версия рукописи Chieti, читанная между прочим в одном из заседаний халвидонского собора 1340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Разделы портала «Азбука веры» О том, что желающий стать христианином должен сделать это свободно, по своей доброй воле, а не по насилию и не по необходимости. Был издан закон о том, чтобы каждый принимал на себя подвиг христианства по свободному произволению. ν τοτ τ καιρ νμος δθη, να λευθρ προαιρσει καστος τς Χριστιαντητος τν σκησιν ναδξηται. Толкования Зонара . Добродетель должна быть избранною, а не вынужденною, не невольною, а добровольною. Почему и поставлено в закон, чтобы принимающие христианство приступали к вере по свободному произволению и добровольно, а не по насилию и не по необходимости; ибо то, что бывает по необходимости и по насилию, не твердо и не постоянно. Посему и Неокесарийский собор в 12м правиле говорит, что бывший в опасности и таким образом крещеный не производится в священство. А о подвиге христианства правило говорит в том смысле, что христианин должен исполнять всякую добродетель, быть воздержным, скромным, правдивым, смиренномудрым и, прежде всего, показывать любовь ко всем, так что кто не подвизается в этом, тот по имени только христианин, а не на самом деле. Аристен . По свободному произволению каждый да принимает подвиг. Все благое творится добровольно, а не принужденно. Поэтому от каждого должно требовать, чтобы и подвиг, и христианство принимал не по принуждению, а по самопроизвольному и свободному решению. Вальсамон . 12е правило Неокесарийского собора говорит, что бывший в опасности и таким образом крещеный не производится в священство. И отцы настоящего собора определяют, что обращаться к вере должно по свободному произволению, а не по принуждению, или по необходимости. А о подвиге христианства сказали они в том смысле, что христианин, который не исполнит всякой добродетели, только по имени христианин, а не на самом деле. Славянская кормчая . Правило 109. Свободным изволением кождо воздержание да приимет. Толкование . Своею волею кийждо человек благое да делает, а не по нужди. Сего ради никто же по нужди не приводится к воздержанию и к христианству, но своим изволением, и свободною волею и хотением. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Κανν ΡΗ Популярное Сейчас в разделе 13  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Вальсамон . Святые отцы говорят, что по отношению к грехам существуют 4 степени: прилог, борьба, соизволение и действие; из них 2 первые оставляются без епитимии, а 2 следующие за ними подвергаются епитимии; ибо не осуждается ни прилог, ни борьба, если помысл, приняв прилог и поборов его, отвергнул пожелание, а соизволение подвергается суду и обвинению, и действие наказывается. Итак, если появилось у кого пожелание жены и будучи побежден, он принял соизволение смешаться с нею, но не дошел до дела, то есть не исполнил действия, то явно, что его избавила благодать Божия. Впрочем, он не должен остаться без епитимии; ибо и соизволение подвергается епитимии; и это ясно из 70-го правила святого Василия, в котором говорится: диакону осквернившемуся устами, то есть дошедшему до целования женщины, и исповедавшему, что грех его далее не простерся, да будет запрещено священнослужение, то есть должно быть возбранено до времени, но причащатися святых Таин с диаконами да сподобится. Так точно и пресвитер. Аще же что более сего согрешившим кто-либо усмотрен будет; то в котором бы ни был степени, да будет извержен. Впрочем, выражение: оскверниться устами — некоторые толкуют иначе: и об этом будет сказано в 70м правиле святого Василия. Славянская кормчая . Похотев жены, и несотворь ничтоже, да весть, яко Богом избавлен бысть. Толкование . Аще некто от своего сердца восхотев лежати с женою, и потщание все имый на то, и готов сый, и не сотвори, и не прииде в дело похоть его, яве есть, яко от вышния благодати избавлен бысть. Аще бо и похоте и потщася, и близ скверного дела быв, совершения же потщание его не прият некия ради вышния благодати, таковый убо запрещение да приимет, якоже 70е правило святого Василия повелевает, оскверншемуся устама диакону. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

Священник должен быть образцом во всем. Не хочешь быть образцом – пожалуйста, твое право В наше время случаются разводы. Бывает, что жена не собиралась быть матушкой. Это очень плохой случай, но так может произойти. Если случился развод, священник больше не может жениться, даже если он произошел не по его вине. Опять: для не священника брак возможен «аще по вине любодеяния», а для священника невозможен. Снова по принципу «образ буди верным». Священник должен быть образцом. Не хочешь быть образцом – пожалуйста, твое право. Ты можешь спастись, ты даже можешь стать великим святым и чудотворцем, все может случиться, но священником быть не можешь. И еще препятствием является брак после рукоположения. Целибатно рукоположен, а потом все-таки решил жениться. Казалось бы, «и одной жены муж» сохраняется, но есть каноническое правило. Церковная практика такого не знает. «Пресвитер, аще оженится, да извержен будет от своего чина» (Неокесарийский Собор, правило 1). То есть все «быть или не быть» должны быть решены до рукоположения. Рукоположенный уже никогда не должен быть женихом. Он никогда не должен смотреть на девушку, на женщину как на возможную возлюбленную. А может ли скребануть по сердцу? Может. Что делать? Бороться как с искушением. Даже если по всем позициям ты бы мог жениться: она хорошая, ты хороший, вроде бы все можно. И такие случаи бывают. Но тогда ты теряешь сан. Все по-честному. Если человек прелюбодействовал после рукоположения, покаялся, он уже не может священнодействовать, но имеет право «сидеть со пресвитеры», а значит, и быть поминаемым как протоиерей. Запрещенный пресвитер – это все равно пресвитер. Я знаю епископа, который требует от своих запрещенных клириков, чтобы они присутствовали на пастырских конференциях, на общецерковных епархиальных мероприятиях, потому что запрещенный клирик – это клирик. Сидеть рядом с пресвитером он может. Мы же с вами говорим, что есть правила безусловные, а есть условные. Здесь, конечно, речь идет о правилах условных. Безусловные – это канонические правила. Допустим, священник должен быть мужского пола. А тема, о которой мы говорим сейчас, – условная. И эти условия могут меняться.

http://pravoslavie.ru/146441.html

Вальсамон . Один неверный, будучи здоров, не поспешил к крещению, а был просвещен, сделавшись больным. Итак, святые отцы говорят, что он, поелику был крещен не по благому произволению, а как бы побуждаемый нуждою болезни, по выздоровлении должен быть принят как верный , но не должен быть произведен в степень священства, разве только показывает рачение в добродетели и в сохранении Божиих заповедей, и есть недостаток в людях способных для священства; ибо тогда он может быть посвящен. Итак, заметь, что и то и другое должны действовать вместе, и ревность в добродетели и недостаток в людях; а при отсутствии одного из условий не должно быть преступаемо правило. Еще заметь из настоящего правила, я что как при крещении, так и при пострижении постриженный при последнем издыхании, отчасти должен считаться как монах, а отчасти и не должен быть принимаем подобно монашествующим, потому что и пострижение считается вторым крещением. Ибо если постриженный таким образом останется в живых, и покажет покаяние и труд достойный пострижения, он не будет считаться постриженным как бы недобровольно; но если вместе с пострижением приобщится общей чаши смерти; то у Бога, как по крайней мере я думаю, он будет принят, как бы сделался монахом в здоровом состоянии; ибо святые отцы с любовью приемлют и пострижения, бывающие по нужде, и как бы божественным гласом говорят: в чем найду тебя, в том и буду судить тебя ; но у людей таковой не будет считаться постриженным, так что если ему оставлено что-нибудь под условием пострижения, и он при жизни не постригся, а принял монашескую жизнь при последнем издыхании и тотчас умер, то наследник его не получит оставленного под условием исполнения обещанного, но ему будет отказано судом, потому что скончавшийся не считается постриженным, а потому и условие считается не имеющим силы. Прочти еще 1го титула 4й книги ( Василик ) 5ю главу, которая помещена в средине 1й главы 2го титула настоящего собрания, и согласно с настоящим толкованием истолкуй и ту главу, и скажи, что если получивший большое имение под условием, если будут у него дети, потом добровольно пострижется, находясь в здоровом состоянии, то он хорошо сделает, если оставит это имение на благочестивые дела, ибо в таком случае обратное возвращение имущества не должно иметь места. А если во время последних своих вздохов он не передаст этого имения на благочестивые дела, то, по причине неисполнения условия, должны иметь место постановления о возвращении.

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

Вальсамон . 2 чина оглашенных: одни только что приходят и, как менее совершенные в вере, после слушания Писаний и божественных Евангелий тотчас выходят; а другие уже пришли и сделались более совершенными; почему дожидаясь и молитвы об оглашенных, преклоняют во время ея колена. А когда будет возглашено: оглашеннии изыдите ; тогда выходят и они. Итак, это правило говорит, что оглашенный если согрешит, то, когда он из числа более совершенных, должен в случае возвращения от греха поступить на место менее совершенных, то есть должен стоять в храме до Евангелия; а если из числа менее совершенных, которые удостаиваются одного слушания, и если не оставляет греха, должен быть изгнан, вместо: должен стоять вне церкви вместе с плачущими. Что же? Если менее совершенный оставит грех, он не будет подвергнут епитимии, как более совершенный, но должен встать на прежнее место? Решение . Существуют, как сказано, два места оглашенных: одно — до чтения божественных Евангелий и другое до исхождения оглашенных; итак более совершенные, если согрешают и потом оставляют грех, должны быть на малое время низведены на место менее совершенных, а если не оставляют, должны стоять на месте плачущих; а менее совершенные, если согрешают и не оставляют греха, должны быть отведены на место плачущих; если же оставляют, то нет места, куда бы они должны быть низведены. Ибо если мы скажем, что они должны стоять с плачущими , то погрузим их в скорбь отчаяния, и не будет никакого различия между оставляющими и не оставляющими грех; поэтому то они, как оставившие зло, должны стоять и опять вместе с слушающими. Славянская кормчая . Оглашении аще согрешит, аще есть с покланяющими колена, к тому да не согрешает, и да будет в послушающих. Аще же в послушающих сый согрешает, отнюд изринется. Толкование . 2 чина еста оглашеных; едини убо суть, иже в нове пришедше к соборней церкви, темже яко не свершеннейше суще, по послушании святых писаний, и по божественем Евангелии, абие исходят из церкве. Друзии же, иже время сотвориша, приступаете к соборней церкви, и быша совершеннейший: темже по Евангелии оглашеных молитвы ожидают. И егда возгласит диакон, оглашении главы ваша Господеви преклоните , и тии колена покланяют, да свершенейши убо, яко вкусивше добрых Божиих глагол, и согрешивше, преставляеми бывают от своего места, и в послушающих поставляются. Аще же и послушающе, согрешающе согрешают, из церкве весма да изринутая.

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете служить заклинателями лицам не поставленным епископом. О том, что те, которые не были произведены епископами, не должны заклинать ни в церквах, ни в домах. τι ο δε φορκζειν τος μ προαχθντας π πισκπων, μτε ν τας κκλησαις, μτε ν τας οκαις. Толкования Зонара . Ha основании 10-го правила Антиохийского собора, хорепископам предоставлено между прочим производить и заклинателей . Каким же образом здесь правило говорит, что не должны делать заклинаний те, которые не произведены епископами? И так говорят, что и хорепископы имеют чин епископов, почему и 14е правило Неокесарийского собора говорит, что они представляют образ 70-ти Апостолов, а 8е правило Антиохийского собора дозволяет им давать мирные письма, что принадлежит епископам. Аристен . He произведенный епископом не заклинает. И заклинатели, как и прочие члены клира, принимают производство от епископа. И так кто не произведен на таковую степень епископом, тот не может совершать заклинаний ни в домах, ни в церкви. Вальсамон . Некоторые брались заклинать, то есть оглашать неверных, не приняв этого чрез епископское руковозложение; и когда обвиняли их, то они представляли, что делали это не в церкви, а в каком-нибудь доме, а этим хотели устранить от себя обвинение. Итак, отцы говорят, что и производить заклинания есть церковная служба и никто нигде не должен сего делать, если не будет произведен от епископа. Исключи мне заклинателя, произведенного хорепископом; ибо и этот правильно будет оглашать, хотя и не произведен от епископа, ибо ты узнал из 10-го правила Антиохийского собора, что хорепископ может производить и заклинателя. Славянская кормчая . He заклинает кто, аще не будет от епископа поставлен. Толкование . Заклинатели от епископа приемлют поставление, якоже и прочие священнического чина. Аще убо не поставлен будет от епископа в степень, заклинати не может ни в домех, ни в церкви. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 13  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Что псевдо-Агафангел повествует не одну только сущую историческую правду, подробно разъясняет А. и. Gutschmid, Agathangelos (в его Kleine Schriften (Leipzig 1892), III, 339–420 из ZDMG XXXI (1887 1–60). В частности, по Agath. п. 141, св. Григорий упомянутые частицы κ τ ν λειψ νων το μεγ λου προφ του κα βαπτιστο ωαννου κα θηνογ νους το μ ρτυρος привез с собою ναστρ φων π τ ν ων ας μερ ν, где он получил хиротонию во епископа от руки Леонтия кесарие-каппадокийского. Стоит совершенно твердо факт, что Армения приняла христианство еще до 312 г. Euseb. h. е. 9, 8, 2 . Gutschmid, 412–413 (54 55). Но, во-первых, в это время не могло быть «в Ионии» частиц мощей св. Предтечи, потому что они в это время покоились еще в могиле около Севастии (древней Самарии). Руфин (h. е. 2, 28) говорит, что лишь в 362–363 г., Juliani temporibus языческие фанатики apud Sebastien Palaestinae urbem sepulcrum Joannis baptistae–invaderent, ossa dispergerent atque ea rursum collecta igni cremarent et sanctos cineres pulveri immixtos per agros et rura dispergerent [cf. Philos torg ., 7, 4: κατ Παλαιστ νην –τ το προφ του λισσα ου στ κα το βαπτιστο ωαννου ( κε γ ρ μφω τ θαπτο) τ ν θηκ ν ξελ μενοι– μο πρ ς κ νιν κατ καυσαν –]. В это время в Севастии находились монахи de Jerosolymis ex monasterio Philippi, прибывшие orationis illuc caussa qui–inter eos qui ossa ad exurendum legebant, mixti diligentius, in quantum res patiebatur, ac religiosius congregantes, furtim se–subtraxere et ad religiosum patrem Philippum enerandas reliquias pertulere. Ille–ad pontificem maximum tunc Atlianasium– reliquias per Julianum diaconum suum, post etiam Palaestinae urbis episcopum mittit. Таким же вероятно путем появились части мощей Предтечи и в других местах.–Во-вторых, Леонтий в то время еще ре был епископом Кесарии каппадокийской. Несомненно (Theodoret , h. e. 1, 3 Val.) ν ντιοχε φ – τ ς τ ν κκλησι ν ρξαμ νης ε ρ νης Βιτ λιος τ ν γεμον αν παρ λαβεν. Этот Виталий, епископствовавший видимо в 313–319 гг. и вместе с епископом Леонтием кесарийским заседавший на соборе неокесарийском, ранее того присутствовал на соборе анкирском вместе с Агриколаем кесарийским, очевидно предшественником Леонтия (versio prisca latinä «Agricolaus Caesariae» , Migne,Patr. SL. 56, 754. 757.–Le Quien, Oriens christ., Ш, 532 sq, и ea ним PB Gams у Series episcoporum ecclesiae catholicae, Ratisbonae 1873, p. 452, ставят Агриколая в ряду епископов Кесарии палестинской предшественником Евсевия; но даже из контекста можно понять, что разумеется Кесария каппадокийская; притом в сирской рукописи, писанной в 501 г. Add. Mss. in the British Museum, 14528, это сказано ясно: «Agricolas of Caesarea, Cappadocia» у BHGowper , Analecta Nicaena, London 1857, p. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010