Крещение по причине болезни Еще одно препятствие – клиники. Кто такие клиники? Клиники – это принявшие крещение в состоянии болезни и, можно сказать, по причине болезни. Речь идет не о том, что в момент крещения у человека была повышенная температура. «Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды» (Неокесарийский Собор, правило 12). Допустим, завтра у меня операция, и жена или еще кто-то уговорили меня покреститься. Я сдался и покрестился. Операция прошла удачно, я поправился и священником быть не могу, потому что мое крещение было не из-за того, что я искал спасения души, а по причине болезни. Но тут есть запятая: «разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры» и «ради скудости в людях достойных». Тогда можно. Если после такого крещения человек жизнью подтверждает, что он покрестился не просто ради операции, а видно, что христианство стало его жизнью, то можно рукоположить. Убийство вольное и невольное Нравственность – это интересный вопрос. Убийство вольное или невольное. Убийца может покаяться, стать верующим и спастись. И такие были. Кто первым вошел в рай? Разбойник, убийца. Я раньше об этом не думал, но один батюшка обратил на это мое внимание. Разбойник – это кто? Робин Гуд, Соловей-разбойник, Ричард Львиное Сердце? Звучит здорово. А если сказать «бандит»? Вот тут сразу понимаешь, о чем идет речь. А слово «разбойник» овеяно ореолом романтики. «Аще кто из клира в сваре кого ударит, и единым ударением убиет: да будет извержен за продерзость свою» (Апостольское правило 66). Итак, убивать нельзя. Более того: «…аще кто, хотя невольно, будет осквернен убийством, такового, как уже соделавшегося нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойным священнической благодати» (Григорий Нисский, послание 5). Это в наше время очень важная вещь. Спорная, по-разному решаемая. Невольно – это как? Я в драке ударил, но я же не хотел его убивать, а удар оказался смертельным. Он упал, а там оказалась металлическая батарея, он стукнулся головой. Он погиб, а я уже священником быть не могу. Но это достаточно очевидно.

http://pravoslavie.ru/146441.html

Вальсамон . Святые отцы настоящего собора изгоняют из церкви до смерти, то есть до тех пор, пока остается в живых, ту, которая по закону брака соединится с 2мя братьями и не оставит этого незаконного брака. Но как бы кто сказал: «а если приблизится к смерти, то и тогда не должна быть удостоена божественных Таин?» — в разрешение сего отцы присовокупили, что если таковая жена, находясь при смерти, согласится расторгнуть брак по выздоровлении, тогда должно быть позволено ей причаститься; а после того как освободится от болезни и оставит незаконный брак, должна быть принята в разряд кающихся. Впрочем, так должно быть поступлено, когда расторжение брака совершится при жизни их. А если одно из сих лиц умрет в незаконном браке, то для оставшегося покаяние трудно; ибо кающийся в том случае почитается кающимся, если он оставил грех; а кто не оставил греха до смерти, тот показывает, что, если бы и еще оставался в живых умерший супруг, он не отстал бы от греха. Итак, потому, что живущий оказывается, насколько от него зависит, упорствующим во зле, он должен иметь трудность в деле покаяния. Если ото так, то не скажи, что настоящему правилу противоречит 78е правило Василия Великого , в котором говорится: взявшего в сожитие двух сестер удостаивать божественных Таин после 7летия. Ибо настоящее правило полагает закон о жене, вступившей в незаконный брак и не расторгнувшей его во всю ее жизнь, и поэтому не приемлемой на покаяние; а указанное правило предписывает вступившему в незаконный брак оставить грех, и поэтому принимает его на покаяние. Прочти еще 39е правило святого Василия, именующее прелюбодейцею ту, которая живет еще с прелюбодеем. Таким образом заметь, что епитимии даются тому, кто согрешает и оставляет зло, а не тому, кто пребывает в нем, ибо этот остается совершенно отверженным. Но кто-нибудь спросит: если указанная жена не захочет дать согласия на оставление незаконного брака после выздоровления, то и умирая она не получит святого причастия? Решение . Настоящее правило не говорит ничего об этом, а я думаю, что немилосердно не удостоить таковую, если она православная, этого прекрасного напутствия при последнем издыхании. Посему, хотя бы и не дала такого согласия, она должна быть напутствована божественным причастием. И если по выздоровлении расторгнет незаконный брак, должна быть принята в число кающихся; если же нет, то совсем должна быть изгнана из церкви, как упорствующая во зле.

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

Прочти также Трулльского собора правила 21 и 26 и что написано в них. А 79я новелла императора господина Льва Мудрого содержит в себе буквально следующее: что однажды было посвящено Богу, тому определено быть неотъемлемым, и это не только по отношению к посвященным сокровищам, но более и скорее по отношению к людям, которые чрез причисление к клиру посвящаются Богу, хотя бы мучитель грех (как много человеческих падений!) изгонял их из того чина, которого украшением они назначены быть. Итак, не принимая мысли древнего законодателя, который хочет, чтобы пресвитер, или диакон, или иподиакон, сочетавающийся с женою после своего рукоположения, совершенно оставлял этот образ и возвращался в мирскую жизнь, мы объявляем это постановление недействительным; а определяем наказание их ограничивать одним низведениям из чина, в котором они были признаваемы прежде брака; но не осуждать их совершенно на лишение образа клирика и другого служения в церквах, которое совершать дозволяется. Славянская кормчая . Прежде поставления кто во иерейство блуд сотворит, не служит . Аще исповесть пресвитер, яко согреши прежде поставления, да не служит токмо. Некая бо прегрешения, рукоположение прощает. Аще же ни исповесть, ни обличен будет от кого, сам да имать власть. Толкование . Иная убо прегрешения, рукоположение разрешает, рекше, поставление, токмо плотскаго греха устраняется. Аще убо кто прежде поставления блуд сотворив, и потом поставлен будет пресвитер, и по поставлении исповесть грех той, седания убо и чести пресвитерския да приобщается, святительскаго же, ничтоже да нс действует, рекше, да не служит. Аще ни сам исповесть, на том самом власть да лежит, или оставити святительство, или служити. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете священнодействия пресвитерам, «согрешивших телом». Если пресвитер будет возведен в сан, до этого согрешив телом, и исповедается в том, что согрешил до рукоположения, пусть не совершает Приношения, сохраняя прочее ради усердия в остальном. Ибо другие согрешения, как утверждает большинство, разрешает и руковозложение. Если же он сам не исповедается, а явно уличить его будет невозможно – предоставлять его своей власти. Πρεσβτερος, ν προημαρτηκς σματι προαχθ, κα μολογσ, τι μαρτε πρ τς χειροτονας, μ προσφερτω, μνων ν τος λοιπος, δι τν λλην σπουδν τ γρ λοιπ μαρτματα φασαν ο πολλο κα τν χειροθεσαν φιναι. ν δ ατς μ μολογ, λεγχθναι δ φανερς μ δυνηθ, π ατ κεν ποιεσθαι τν ξουσαν. Толкования Зонара . Если кто, прежде рукоположения во священство, согрешил телом, то есть дошел до плотского смешения, потом произведен, вместо: рукоположен во пресвитера, и после рукоположения исповедует свой грех, то не дозволяется ему совершать приношение, то есть священнодействовать, но при нем остается прочее, то есть честь священников, седалище и причащение святых Таин в алтаре; он будет иметь и другие преимущества, если усерден в выполнении других добродетелей; ибо меньшие грехи, то есть сравнительно с совокуплением, как например соизволение, прикосновение к жене рукою, увлечение даже до целования разрешаются, говорит правило, рукоположением; и это в правиле сказано не как нечто общепризнанное, но с ограничением, ибо сказано: как многие сказуют , вместо: как говорят некоторые . Все указанное должно иметь место, если он сам исповедует грех. Если же не исповедует и не изобличается явно, тогда должно оставаться в его власти — священнодействовать, или престать, дабы, если сознает за собою грех, престал от священнослужения; ибо лучше, говорит в одном месте закон, оставлять грехи ненаказанными, чем наказывать кого-либо без вины. Аристен . Если пресвитер исповедует, что согрешил, то не должен совершат приношения — и только; ибо некоторые из грехов разрешаются рукоположениями. А если — и не исповедует, и не может быть обличен, сам пусть имеет власть. Рукоположением разрешаются все прочие грехи, но оно не имеет силы разрешать одного плотского греха. Итак, сели кто, согрешивши прежде блудом, будет произведен во священство и после рукоположения исповедал свои грехи, таковый может участвовать в седалище и чести пресвитеров, но не может совершать ничего священнического. Если же сам не исповедует и от другого явно обличен быть не может, то в его власти должно состоять — престать от священнослужения, или нет.

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

Вальсамон . Священник, учинивший до рукоположения блуд, после рукоположения добровольно исповедал этот грех. Итак, отцы говорят, что таковый, как самопроизвольно исповедавший, должен престать от священнослужения, но иметь прочия преимущества священников, то есть седалище вместе со священниками, причащение святых Таин в алтаре и некоторыя другия, и особенно, если рачителен в добродетели. Но как бы кто сказал, что за страстью любодеяния следуют и некоторые другие грехи, – соизволение, прикосновение руки, поцелуи и подобные, и что и они препятствуют исповедавшему иметь честь священника, отцы присовокупили, что, поелику такие грехи никому не препятствуют быть произведенным во священство, потому что они разрешаются рукоположением, то из-за них не должно быть запрещено ему сохранять прочие преимущества. И это, когда священник исповедует свой грех. А если и не исповедует, и не обличен явно, то не должно причинять ему никакого беспокойства, но должно предоставить ему власть священнодействовать, или престать, как указывает ему его совесть; равным образом, если обличен, то немедленно должен быть извержен, к не удостаивается ни чести, ни другого преимущества. Отцы присовокупили упоминание о явном обличении, потому что никто не извергается иначе, как только при явных доказательствах, то есть, при показании пяти свидетелей под клятвою. И закон говорит, что лучше оставлять грехи ненаказанными, чем наказывать кого-либо без вины. Прочти еще 27е правило святого Василия и 79ю новеллу императора господина Льва Философа , и из вопросов, сделанных Константинопольскому синоду, толкование ответа, который говорит, что изверженные ставятся на месте мирян; и, собрав сие, скажи, что есть различие между согрешившим прежде рукоположения, и исповедавшим грех, и между тем, кто осужден за преступление после рукоположения; а равно и между вступившим во 2й брак после рукоположения и лишенным священства. Ибо исповедавший грех, соделанный до рукоположения, должен быть лишен только права совершать приношение, но удостаивается священнического седалища и прочих подобных преимуществ на основании настоящего правила и 89-го правила святого Василия; а вступивший во 2й брак и таким образом сам себя удаливший из священства, должен быть удостоен служений вне алтаря по 79й новелле Философа; а осужденный и этого не должен совершать, но должен быть извергнут на место мирян.

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

Аристен . Покушающийся изменить узаконенное предание о Пасхе, если он мирянин, отлучен; а клирик – извержен из церкви. И в 7м Апостольском правиле сказано, что пресвитер, совершающий Пасху с иудеями, извергается. Тоже подробно излагает и настоящее правило, именно, что если кто из мирян, преступая законное предание о Пасхе, совершает оную с иудеями, или и сам по себе особо в другое время, тот должен быть лишен общения и отвержен от церкви; а если делает это клирик, то должен быть извержен и лишен и чести по кафедре, а также и все те из клириков, которые будут иметь общение с ним после извержения. Вальсамон . О празднике святыя Пасхи, когда он должен быть, достаточно разъяснено в 7м Апостольском правиле; его и прочти и написанное в нем. А святые отцы настоящего собора говорят о том, что было определено об этом празднике 1м собором . Но в правилах никейских отцев этого не находится, а находится это в деяниях 1го собора . Итак, дерзающих нарушать это определение о Пасхе, и праздновать с иудеями, мирян, не с готовностию благопокорствующих церковному преданию, но противоборствующих отцы определяют повергать епитимии всеконечного лишения общения; а посвященных извергать; и не только сих, но и имеющих общение с ними после извержения. А их самих вместе с лишением священнослужения отцы лишают и той чести, какая, по правилам, принадлежит им, как посвященным вне алтаря. Они не должны быть удостаиваемы ни кафедры, ни звания, ни какого либо другого священнического преимущества. Итак, заметь из сего, что если преступление будет не такое великое, за которое должно подвергнуться извержению, но более легкое (например, если кто вступил в брак после рукоположения); то таковый может совершать действия совершаемые вне алтаря, может удержать и внешнюю честь. Прочти и 9е правило Неокесарийского собора, и 6го собора правила 21е и 26е . Славянская кормчая . Иже узаконенное о Пасце предание преложити покусится: аще есть мирский человек, да изринется. Аще ли причетник, да извержется. Толкование . О сем речено есть и в 7м правиле святых апостол: яко аще со иудеи сотворит Пасху пресвитер, да извержется. Тоже убо и се правило повелевает: яко аще кто мирский человек, преступает взаконеное Пасхи предание, и со иудеи или о себе един во ино время восхощет сотворити Пасху, да есть не причастен, и изриновен от церкве. Аще же есть причетник таковое творя, да извержется, и да будет лишен отнюдь святительския чести и имене. И причетницы елико же их приобщаются ему по извержении, и тии да извержени будут.

http://azbyka.ru/pravo/antiokhijskij-sob...

11. Λονγνος Аскалонский в Палестине (Νικ 27). 12. Μανκιος Епифанийский в Килисирии [Νικ 64 Ant 13 (Mauritius) Αντ 5 (Μανκιος, не Manicheus, как передает Но)]. 13. Μκιμος (арабское имя) кафедра неизвестна (Αντ 25). 14. γπιος Селевкийский в Исаврии (Νικ 177 Ant 25 Αντ 7? 12?). 15. Μακεδνιος Мопсуестийский в Киликии (Νικ 90 Ant 19 Αντ 6), исповедник, впоследствии видный деятель среди евсевиан. 16. Παλος Неокесарийский в Килисирии (? ср. (Νικ 66 Ant 15 Αντ 22). 17. Βασσιανς-Βασσνης Гавулский в Килисирии (Νικ 71). 18. Σλευκος хорепископ из Килисирии (Νικ 68). 19. Σπατρος Беританский в Аравии (Νικ 76). 20. ντοχος Ришайнский в Месопотамии (Νικ 80 Ant 8 – Rhesinatis Αντ 21; не капитолиадский в Палестине Νικ 39, как думал Швартц в 1905 году: этот последний на соборе около 333 года не присутствовал, и его кафедра лежала дальше от Антиохии, чем Ришайна). 21. Μακριος Иерусалимский в Палестине (Νικ 21) – один из самых убежденных противников Ария. В письме к Евсевию у Thdrt I, 5 Арий называет его в числе трех «еретиков-неучей» вместе с Филогонием Антиохийским и Еллаником Трипольским (ниже Один из «мужей апостольских» по Афанасию Великому (ad ep. Aeg. et Lib. 8). – Александр Александрийский обращался к нему с особым посланием Epiph. haer. 69, 4. 22. κωβος Нисивинский в Месопотамии (Νικ 79 Ant 9 Αντ 17) «муж апостольский» по Ath. I. c. [ ακβον κα τν σν ατ τν π μσης τν ποτμων; следовательно к числу безукоризненно православных епископов нужно относить, по Афанасию, и Антиоха Ришайнского]. 23. λλνικος Трипольский в Финикии (Νικ 44) – «еретик-неуч» по Арию у Thdrt. I, 5; низложенный впоследствии евсевианами Ath. hist. arian. mon. n. 5. На соборе около 333 года присутствовал его приемник Феодосий Αντ 9. (Ant om). 24. Νικητς Флавиадский в Киликии (Νικ 87 Ant 22). 25. Αρχλαος Долихский в Килисирии (Νικ 58 Ant 10 Αντ 13). 26. Μακρνος Ямнийский в Палестине (Νικ 29). Александр Александрийский обращался к нему с особым посланием Epiph. h. 69, 4. 27. Γερμανς Неапольский в Палестине (Νικ 22 Ανκ 18 Νκσ 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Аристен . Кто покупает и кто продает рукоположение даже и парамонария , те подвергаются опасности лишиться своих степеней. И посредствующие в сем деле лица, если они клирики, должны быть лишаемы степеней, а если миряне, или монашествующие, – должны быть подвергаемы анафеме. По слову Василия Великого продающий непродаемую благодать Божию хуже духоборца Македония. Итак, и рукополагающий, и рукополагаемый за деньги, должен быть лишен собственной степени, хотя бы был рукоположен в последнюю степень клира. И посредствующие в таких хиротониях, если они клирики, – должны быть лишены своей степени, а если – миряне или монашествующие, – должны быть подвергнуты анафеме. Вальсамон . 29е правило святых Апостолов, и 30е и другие строго наказывают как рукополагающих за деньги, так и рукополагаемых. А настоящее правило определяет, чтобы были извергаемы не только таковые, но и те, которые за деньги совершают посвящение, или бывают посвящаемы, и кроме сего, и те, которые за деньги производят, или имеют быть произведены. Ибо епископы, хорепископы, пресвитеры, диаконы и иподиаконы рукополагаются; певцы, чтецы, начальствующие и другие посвящаются; а экономы, хартуларии, парамонарии и другие производятся. Это и обозначается словами настоящего правила: « отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством; ибо в имени рукоположения заключается и посвящение так как оно совершается рукою; но не разумеется производство, ибо оно совершается и без посвящения ». Это открывается и из следующих слов правила: « но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги ». Но не только сих правило подвергает наказанию, как сказано, но и посредствовавших монахов, или мирян предает анафеме. Заметь, что говорится о парамонаре и об экономе; а о хорепископе ищи 13е правило Неокесарийского собора. Славянская кормчая . Поставляяи святитель на мзде в причет церковный, горше Македония духоборца. Купуяи и продаяи поставление, даже и до церковного ключаря, своих степеней да отпадут: ходатайствующие же, причетницы убо сана да отпадут: мирстии же человецы, и черноризцы, да будут прокляти.

http://azbyka.ru/pravo/chetvertyj-vselen...

Укажем на более видные и распространённые сборники Запада в ту эпоху. Таковыми были сборник римского монаха Дионисия Малаго, появившийся в самом конце 5 или в начале 6 века, и испанский сборник от 7 века, приписываемый севильскому епископу Исидору 404 . Относительно первого из них Maassen говорит, что он пользовался великим уважением на всем Западе. Следы его употребления ясно можно заметить в литературных памятниках Италии, Галлии, Испании; он лёг в основу многих других древних западных сборников. На него ссылаются папы, епископы, и другие лица даже в 8 веке 405 . Такие же замечания делает Maassen относительно распространённости и испанского сборника 406 . Сборник Дионисия известен в двух редакциях. Первая содержит в себе правила апостольские, каноны соборов: Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (II вселенского), Сардикийского, 33 правила собора карфагенского от 419 г. и правила собора Халкидонского 407 . 2 редакция отличается от первой только порядком расположения правил и большим числом африканских канонов (138). Впоследствии к ней были присоединены собранные Дионисием декреты пап: Сириция, Иннокентия, Зосимы, Бонифация, Целестина , Льва 1, Геласия I и Анастасия II (1498). Эта, вторая, редакция Дионисиева сборника вместе с папскими декретами обыкновенно известна под именем – collectio Adriana 408 . Что касается испанского сборника, то состав его почти такой же, что и collectio Adriana. Здесь мы также находим принятые на Востоке каноны – правила соборов: Никейского, Анкирского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (II всел.), Халкидонского 409 . Отличие состава испанского сборника от collectio Adriana заключается в том, что здесь помещены ещё правила некоторых других африканских соборов, а также соборов галльских, испанских и несколько иных папских декретов. Рассматривая содержание данных сборников, нетрудно видеть, что сюда ещё не проникли те подлоги, на которых паписты старались обосновать притязания римских епископов на главенство во вселенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете пресвитеру пиршествовать на браке двоеженца. Пресвитер на свадьбах второбрачных да не пирует. Ведь если второбрачный нуждается в покаянии, то что это за пресвитер, который своим участием в пиршестве одобряет такие браки? Πρεσβτερον ες γμους διγαμοντων μ στισθαι πε μετνοιαν ατοντος το διγμου, τς σται πρεσβτερος, δι τς στισεως συγκατατιθμενος τος γμοις; Толкования Зонара . Двубрачие состоит под епитимию , ибо не допускается до святого причащения в течение года; а епитимию налагают священники, когда вступивший во 2й брак приходить на покаяние. Итак, какой бы был священник, говорит правило, который чрез свое присутствие казался бы одобряющим 2й брак, то есть, как не устыдится налагать епитимию на двоебрачного тот, кто своим присутствованием соизволяет на двубрачие? Но так на письме, а мы видели — и патриарха, и различных митрополитов, пиршествовавших с царем, вступавшим во 2й брак. Аристен . Пресвитер не пиршествует у двубрачных; ибо когда тот имеет нужду в прощении, кто его удостоит прощения? Священник, благословив двоебрачного, должен удалиться от трапезы и не пиршествовать вместе с ним. Ибо если двоебрачный состоит под епитимиею, то какое извинение будет иметь тот пресвитер, который, присутствуя на пиршестве, одобряет такие браки? Вальсамон . Мирянину, вступившему во 2й брак, не дозволяется причаститься божественных Таин тотчас, но по истечении года. Итак, правило говорит, что поскольку эта епитимия назначается вступившему во 2й брак священником, то он не должен пиршествовать с ним на браке, ибо является мысль, что он как бы одобряет своим присутствием и не будет в состоянии подвергнуть вступившего во 2й брак епитимии. Итак, правило хорошо определило, чтобы священник не пиршествовал с ним во время брака, ибо после брака не должно быть запрещено возлежат вместе с ним, как с находящимся не вне общения. Ибо некто сказал в одно время, что вступивший во 2й брак принимается на покаяние и подвергается епитимии по расторжении второбрачия (ибо пока брак еще существует, это не может иметь места по правилу) и услышал, что этот брак не есть недозволительный, так чтобы и уничтожать его, и потому он остается в силе, но подвергается умеренной епитимии, как сказано.

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010