Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НЕМЕЦКИЕ ХРИСТИАНЕ» [Религ. движение «Немецкие христиане»; нем. Deutsche Christen; Glaubensbewegung «Deutsche Christen»], пронацистское церковное движение, возникшее в 30-х гг. XX в. внутри Евангелическо-лютеранской Церкви Германии. «Н. х.» называли себя «штурмовыми отрядами Христа» и занимались распространением среди нем. протестантов нацистской идеологии; также - собирательное название евангелических групп 20-40-х гг. XX в., к-рые стремились соединить христианство с националистическими и расистскими идеями. Начиная с периода средневековья поиски самоутверждения и самоидентификации приводили немцев к агрессивным всплескам, к постоянной направленности на расширение границ, к формированию идеи национального величия, ставшей почти самодовлеющей. Сказывался исторически замедленный процесс формирования единой нем. нации, сложившейся только к кон. XIX в. Реформация нач. XVI в. не стала основой национального объединения. Надежды Лютера на единую национальную церковь не оправдались, и Реформация лишь усугубила раскол Германии, теперь уже по конфессиональному признаку. Вторая серьезная попытка создания единой национальной Церкви, предпринятая Бисмарком, также не удалась. Германия традиционно считалась страной с развитой культурой, базирующейся на христ. ценностях, культе семьи и церкви. Однако возникновение единого немецкого государства совпало с системным кризисом в Европе - усилением антиклерикальных и атеистических тенденций, развитием капиталистических монополий, к-рое привело к углублению социального расслоения и неизбежной радикализации общественного сознания. Так, к кон. 1874 г., после отмены закона об обязательных церковных крещении, венчании и погребении, ок. 80% населения Германии отказалось от заключения церковных браков, а 40% - от крещения младенцев. Философские и теологические концепции того времени, напр. Фридриха Ницше, Макса и Альфреда Веберов и др., по-разному отражали сложность и противоречивость общественной мысли и умонастроения немцев.

http://pravenc.ru/text/2564912.html

2.Протестантизм в России - это разнородная и зачастую негативно настроенная друг к другу масса верующих, чьи христианские взгляды прямо или косвенно связаны с учениями и идеями отцов Реформации. Причем, в последнее время наметилась тенденция выделения некоторыми " российскими протестантами " своей историчности пребывания в России и тем самым оправданности существования в ней. В первую очередь к поиску этих доказательств стремятся молодые протестантские конфессии, как, например, пятидесятники или некоторые квазипротестанские христианские общины. Представители российского " неопротестантизма " обычно приводят исторические даты и вычисляют с какого времени на Руси появился " отечественный протестантизм " , когда он был занесен в страну и проч. Большинство из этих приводимых данных действительно связаны с " историческим протестантизмом " , представители которого массово стали появляться в России во времена Петра Великого. Называют, например, дату 1576 г, когда в Москве была открыта первая " протестантская " часовня. Хотя речь в данном случае идет не просто о " протестантской " , а о лютеранской кирхе. Ее прихожане были, в действительности, первыми российскими протестантами. Само слово " протестант " по своему историческому происхождению имело отношение именно к последователям немецкого реформатора, доктора папской теологии, против нее и восставшего, профессора Мартина Лютера. Название " протестанты " впервые прозвучало на сейме немецкого народа в г. Шпейер в 1529 г, когда Императором Священной Римской империи Карлом V было отменено большинство гарантий веротерпимости, которые были обещаны им самим ранее последователям лютеровской Реформации. При внимательном рассмотрении вопроса, очевидным начинает представляться то, что большинство современных российских так называемых «протестантов», в строгом смысле, никакого прямого отношения ни к Лютеру (ни к другим отцам протестантизма, таким как Кальвин, например), ни к их Реформации не имеют. Но в среде современных российских протестантов принято и приятно вести свою духовную-историческую родословную, от " самого Лютера " или " от самого Кальвина " . При этом, с теологическими взглядами своих отцов основателей большинство современных российских протестантов на самом деле мало знакомо. Центр обращает внимание российской общественности, прессы, властей и представителей других российских религиозных конфессий, что термин «протестант» в его историческом контексте возможно применять лишь к лютеранам, а также реформатам.Обозначение иных конфессий возможно словами «неопротестант» или прямо по названию конфессии (баптист, пятидесятник, адвентист седьмого дня и т.д.).

http://religare.ru/2_9526.html

На церковных выборах 23 июля 1933 г. победило движение «Немецкие христиане». Этому способствовали массированная пропаганда, угрозы и поддержка А. Гитлера , к-рый в радиообращении перед выборами призвал немцев голосовать за «немецких христиан». Согласно новой церковной Конституции от 11 июля 1933 г., повсеместно были избраны земельные епископы. Предполагалось, что новая имперская церковь, как и нацистское гос-во, будет строиться на принципах иерархического подчинения. В кон. лета - в сент. 1933 г. повсеместно собирались земельные синоды, выдвигавшие кандидатов на Национальный синод. 5-6 сент. 1933 г. на Генеральном синоде Евангелической церкви Старопрусского союза (самая крупная «союзная» церковь) земельным епископом был избран Людвиг Мюллер, представитель «немецких христиан», бывш. пастор Кёнигсбергского военного окр., а с весны 1933 г. доверенное лицо Гитлера и уполномоченный по делам Евангелической церкви. Был также принят «Закон о правовых отношениях священников и церковных служащих», соответствовавший закону о гос. служащих (апр. 1933) и содержавший «арийский параграф», согласно которому человек неарийского происхождения или тот, кто состоит с ним в браке, не может занимать должность священника или служащего в церковном управлении. Представитель группы «Евангелие и церковь» пастор К. Кох, не возражая против сотрудничества с «немецкими христианами», настаивал на теологическом обосновании этого закона. Кох и его сторонники покинули синод, произошел раскол в Старопрусской церкви, что стало поводом для формирования более широкой оппозиционной орг-ции. Повсеместно собирались священники, готовые отстаивать принципы христ. веры. Мн. члены церковной оппозиции долгое время пытались наладить контакты с новым руководством церкви: идейный вдохновитель И. ц., теолог, проф. Боннского ун-та К. Барт считал, что необходимо вести переговоры с Гитлером, минуя пронацистские церковные инстанции; он посылал фюреру статьи о христианстве, однако ответов не последовало, не было даже уведомлений об их получении. Церкви, в к-рых возобладали «немецкие христиане», получили название «разрушенные» (zerstörten) - церкви Пруссии, Гессена, Мекленбурга, Брауншвейга, Шлезвиг-Гольштейна и т. д. Церкви, сохранившие самостоятельность, назывались интактными (intakten) - в основном это лютеран. церкви Вюртемберга, Баварии, Ганновера.

http://pravenc.ru/text/675009.html

Пастырское увещание. Божиею милостию смиренный Амвросий Архиепископ Харьковский и Ахтырский православным христианам Харьковской епархии. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Господь наш Иисус Христос и святые его Апостолы заповедуют пастырям Церкви под опасением страшного суда Божия блюсти и охранять вверенную каждому из них паству от хищных волков, т. е., еретиков и лжеучителей, стремящихся „распугать и расхитить “словесных овец ( Иоан. 10, 12 ) искупленных кровью Христовою и спасаемых благодатью Св. Духа в лоне святой Православной Церкви. В страхе вечного осуждения за нерадение о долге моего служения, и в скорби сердечной я обращаюсь к вам, возлюбленные чада мои о Господе, с мольбою и увещанием: берегитесь. Хищный волк рыщет по всей южной и юго-западной России, распространяя лжеучения, и проник уже в нашу харьковскую епархию, и в самый город Харьков; имя ему – Штунда. Он расхищает в настоящее время бедных, простых и несведущих в вере православных людей; но именно в этом и кроется величайшая для нас опасность. Чем меньше сведущ человек, тем легче его соблазнить и развратить, а при незнании учения веры и неспособности к правильным рассуждениям, тем труднее возвратить его на путь истинный. А в чем сила нашей Церкви? Наиболее в простой, сердечной и крепкой вере миллионов русских людей. В чем обеспечение могущества и величия нашего отечества. Наиболее в целости и безопасности нашей Православной Церкви. Что же такое штунда? – Это подступ к нашей Церкви одного из двух давних ее врагов. В западном крае России стремится сокрушить православие вера латинская, римско-католическая, а к нам хитро подступает вера немецкая, протестантская. Немецкая вера дает себя знать в самом названии штундистами развращаемых ею наших несчастных русских людей. Это название происходит от немецкого слова -штунде – час, и означает часы собраний наших новых еретиков. Но еще виднее это покушение немецкой веры поколебать в нашем крае православие – из тех мыслей, которые от немцев заимствовали и стараются распространять между, своими наши штундисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

А.А. Федоров-Давыдов Глава десятая. Третий Крестовый поход I. Настроение на Западе Еще король Амальрих, а затем Балдуин IV видели, насколько серьезная опасность растет в среде мусульман против христиан Востока, и посылали посольства на Запад просить о помощи средствами и людьми. Общее настроение в западных европейских государствах не оставляло желать ничего лучшего; везде посольства встречали полное участие, но крупной помощи в виде большого ополчения или крупных вкладов для нужд Востока не находилось. Как мы уже говорили выше, силы западных народов были заняты своими делами. Германские императоры враждовали с папами, короли Франции не ладили с английскими королями. Но теперь дело приняло иной оборот: известия о победах Саладина, о падении христианского могущества на Востоке возбудили во всех глубокое горе и яростную ненависть против мусульман. Папа Григорий VIII, несмотря на то, что рознь духовенства с императором Фридрихом I привела к решению отлучить последнего от церкви, оставил все политические соображения, решив направить все свои силы на устройство дел в Святой Земле. Полетели во все концы послания к государям и ко всем христианам, призывающие к единодушному восстанию против могущественного роста азиатских народов в ущерб народам Запада. Для возбуждения духа в народе власти прибегали вновь и к влиянию религиозного чувства народа, и к обещанию за готовность идти в новый крестовый поход улучшить материальное положение народа, выхлопотать прощение долгов, повинностей, принять на себя заботу о семьях. Духовенству предписывалось отрешиться от блестящей, богатой жизни, вести строгий образ жизни, отдавая свои доходы на военные издержки, и тем показывать пример мирянам. На семь лет был объявлен всеобщий мир. Папа Григорий VIII, начав это дело, вскоре умер, но дело его проповеди продолжал с той же энергией его приемник, папа Климент III. Развиваясь постепенно, единодушное восстание приняло огромные размеры, напоминая собою ополчения первого крестового похода. В Италии государи и города тоже оставили всякие междоусобия и деятельно готовились к походу, так что несколько эскадр вскоре вышли к сирийским берегам. Воодушевились на священный поход многие тысячи и на севере Европы, в Дании и Швеции. В то же время три самые могущественные государства деятельно готовились к вооружению крестового ополчения – Германия, Франция и Англия, и впереди всех вышло ополчение немецкое. II. Немецкое ополчение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боитесь исламизации? Возвращайтесь в Церковь Эльвира Китнис о новом Великом переселении народов и о том, как его воспринимают обычные жители Евросоюза 10 октября, 2015 Эльвира Китнис о новом Великом переселении народов и о том, как его воспринимают обычные жители Евросоюза Федерика Могерини, глава дипломатии Евросоюза, заявила на международной конференции стран, принимающих беженцев, что кризис носит глобальный характер, а проблема беженцев – общая проблема. Мы слышим много высказываний политиков и дипломатов, а как воспринимают новую ситуацию простые жители Евросоюза? Рассказывает Эльвира Китнис, руководитель паломнического и культурно-просветительского центра святого Фомы в Европе, живущая в немецком городе Трире. Периодически мы читаем в новостях, как в Жизнь Вечную рождаются новомученики Христианской Церкви в Сирии. Глядя на эти смерти за Христа, мы, жители Германии, можем сколько угодно скорбеть об уходящем немецком порядке, но каждый из нас должен задать себе простой вопрос: должна ли Европа отказаться от приема беженцев, зная, что среди них есть те, кто действительно ушел от верной смерти? Даже если таких среди общего числа процентов десять. Должны ли эти десять процентов умереть так, как умерли недавно очередные христиане в Сирии? Я далеко не идеалист. Я, мои близкие и друзья, все мы, живя здесь, боимся потерять тот мир, к которому привыкли. Безусловно, ведь мы живем здесь, здесь растут наши дети, мы любим Европу, именно «старушку Европу». Теперь мы переживаем вторжение людей совершенно другой цивилизации и культуры извне. Что же мы боимся потерять? Вот это действительно хороший вопрос. Как и многие европейцы, мы боимся не только потерять покой, но и боимся глобальной исламизации Европы. И это страхи той Европы, которая на официальном уровне отказалась от христианства, выбросив его из европейских ценностей? Мы живем в Германии пятнадцать лет. С точки зрения истории это очень короткий срок, но даже за эти годы Европа успела очень сильно измениться. В середине XX века первый федеральный президент ФРГ Теодор Хойс говорил, что Европа покоится на трех холмах – на Акрополе, который дал ей ценности свободы, философии и демократии, на Капитолии, давшем римское право и общественное устройство, и на Голгофе, то есть на христианстве. С 2002 года христианство вычеркнуто из «европейских ценностей». По этому поводу Папа Иоанн Павел II высказался просто пророчески: «Единство европейских народов, если ему суждено быть долговечным, не может быть только экономическим и политическим… Европейская идентичность была бы непонятной без христианства. Только Европа, которая не скрывает, а наоборот, снова открывает свои христианские корни, сможет быть на высоте великих вызовов третьего тысячелетия».

http://pravmir.ru/boites-islamizatsii-vo...

В Берлине прошло пастырское совещание двух епархий Русской Церкви в Германии 6 октября, 2011. Новостная служба Право на уроки религии установлено конституцией Германии, что открывает православным христианам в этой стране большие возможности. За реализацию этого права в рамках школьного образования отвечают власти федеральных земель. 6 октября. ПРАВМИР. 3-4 октября 2011 года в Берлине прошло совместное пастырское совещание двух епархий Русской Церкви в Германии, сообщает Патриархия.ru . В совещании приняли участие три иерарха правящий архиерей Германской епархии Русской Зарубежной Церкви архиепископ Марк, правящий архиерей Берлинской епархии Московского Патриархата архиепископ Феофан и викарий Германской епархии Русской Зарубежной Церкви епископ Штутгартский Агапит. На совещании присутствовали 80 священнослужителей. 3 октября отмечается праздник объединения Германии. В этот  день перед началом совещания три архипастыря Русской Православной Церкви совершили Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Берлина. Этот день является нерабочим в Германии, поэтому на богослужение собралось множество верующих. Заседания пастырского совещания проходили в помещениях храма Покрова Пресвятой Богородицы. Состоялось обсуждение вопросов совместной жизни и деятельности духовенства двух епархий. Архиепископ Марк и архиепископ Феофан в своих приветственных словах отметили добрые плоды общения епархий после подписания «Акта о каноническом общении» в мае 2007 года. Оба архиерея в своих докладах сообщили о работе комиссий Межсоборного присутствия, членами которых они являются, и ответили на ряд вопросов. Особое внимание было уделено теме языка богослужений. Как отметили священнослужители, церковнославянский язык представляет великую ценность он углубляет восприятие русского языка и культуры как духовной, так и светской. Свое единодушное мнение по этому вопросу участники совещания изложили в резолюции. Детально была рассмотрена работа, проводимая в Германии совместной Комиссией по переводам на немецкий язык, председателем которой является архиепископ Марка. В этой комиссии участвуют представители епархий ряда Поместных Православных Церквей, находящихся на территории Германии. На пастырском совещании в Берлине присутствовало трое участников данной комиссии. Новый перевод Божественной литургии на немецкий язык был предложен для молитвенно-богослужебной практики с целью дальнейшего совершенствования текста. Было отмечено, что при переводе следует учитывать как смысловые богословские категории, так и музыкальные качества переведенного текста. Пастырям, совершающим богослужение на немецком языке, предложено направлять отклики на основания опыта своего служения с целью дальнейшего улучшения переводов.

http://pravmir.ru/v-berline-proshlo-past...

В.В. Болотов и немецкая церковно-историческая наука Скачать epub pdf Немецкий язык был первым из новых европейских языков, который Василий Болотов основательно изучил еще в Тверской семинарии 1869–1875. Это открыло перед ним обширное поле деятельности: наряду с творениями святых отцов Церкви он мог теперь читать лексиконы Гедерика, труды Кронберга, Вагнера и Гартвига. Обучаясь в Санкт-Петербургской Духовной Академии 1875–1879, В. В. Болотов смог убедиться в том, что История Древней Церкви, как научная дисциплина, довольно тщательно разработана западноевропейскими учеными. Так, например, немецкие ученые при написании своих монографий пользовались первоисточниками на древних восточных языках, которые они знали лучше, чем тогдашние русские церковные историки. Таким образом, В.В. Болотову предстояло сделать выбор: либо повторять общеизвестные факты, изложенные западноевропейскими исследователями на основании известных им первоисточников, либо самому приступить к изучению древних восточных языков В.В. Болотов выбрал наиболее трудный и тернистый путь. Как вспоминал сам он впоследствии, «по этому принципу я признал обязательным для себя языки первоисточников древней церковной истории: греческий, латинский, сирский, арабский, коптский, эфиопский и армянский». 1 Это на десятилетия вперед определило позицию в науке русского церковного историка. Он не стал популяризатором научных разработок западных богословов, но сам углубился в изучение первоисточников по истории Древней Церкви. Вот как оценивал методологию В.В. Болотова профессор СПбДА Александр Иванович Бриллиантов : «Болотов выступил со своей ученой деятельностью, когда на смену школам Неандера и Баура в западной церковноисторической науке обнаружилось уже новое направление под влиянием ричлианского богословия и уже заявил себя первыми своими трудами современный корифей этой науки А. Гарнак. Сказавшаяся в этом направлении реакция против гегельянских исторических построений Баура, выразилась в обращении именно к детальному по возможности изучению в широких размерах древнейшей истории христианства. Этой тенденции к детальному изучению соответствует характер и научной деятельности Болотова». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Глава 3. Неопатристика прот. Г. Флоровского и богословский персонализм Наша последняя инстанция – не Книга, а Живая Личность. 325 Христианская философия есть философия личности и творческого подвига. 326 Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский как богослов, патролог и философ Протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979), всемирно известный православный богослов двадцатого века, 327 выдающийся представитель русской эмиграции, профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, доктор богословия «honoris causa» Университета св. Андрея в Эдинбурге, многолетний профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, npoфeccop-emerimus Гарвардского и Принстонского университетов, «член нескольких национальных и международных академий», 328 стал одним из вдохновенных идеологов возвращения к святоотеческому богословию. Глубокое изучение немецкого идеализма, русского персонализма и ви­зантийской патристики привели о. Г. Флоровского к выводу, что не­мецкая философия, сильно повлиявшая на новейшую русскую философию, «была задумана как теоретический анти­персонализм. Ему открылась вся несовместимость немецкого идеализма с русско-византийской традицией ипостасной философии». 329 Если в своих богословских взглядах о. Георгий опирался в основном на греко-язычных отцов Церкви, ибо «верил в обновляющую силу библейско-патристической традиции для всего христианского мира», 330 то «философ­скую позицию Георгия Васильевича во многом определил русский персонализм в лице славянофилов, Герцена, Несмелова , Достоевского», Толстого, Тареева, Струве. Воспринял Флоровский и ряд мыслей Эрна, Булгакова, Лосева и Новгородцева. Флоровский ««очистил» персонализм Бердяева от чуждых православию романтических наслоений» 331 и, сохраняя глубокое уважение к личности Булгакова, отрицал целый ряд его фундаментальных идей, критикуя их вместе с В. Н. Лосским . 332 Прот. Флоровский состоял в дружеской богословской переписке с архим. Софронием (Сахаровым) . 333 Был он дружен и с представителями французского экзистенциализма Жильсоном, Маритэном и Марселем, участвовал в коллоквиумах Бердяева в Париже, 334 но при этом критиковал экзистенциализм за его неисторичность, а Булгакова за его софианство. 335 Прот. Флоровский также «часто и всегда в сугубо положи­тельном смысле упоминает идеи С. Кьеркегора». 336

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Джош Макдауэлл (протестант, евангелик) Скачать epub pdf Краткие сведения об авторах АНДЕРСОН. Дж. Н.Д. – профессор восточного права и директор Института юридических исследований при Лондонском университете. АРЧЕР, ГЛИСОН Л. – заведующий отделом Ветхого Завета на факультете богословия в г. Дирфилд, штат Иллинойс. Он получил докторскую степень в Гарвардском университете, учился также на юридическом факультете Суффолкского университета в Бостоне и в Принстоньской семинарии. БРЮС, Александр, 1831–1899, – профессор богословия в колледже Свободной церкви в Глазго (ныне колледж св. Троицы). БРЮС, Ф.Ф. – профессор библиоведения и экзегетики в Манчестерском университете. ВОС, ГОВАРД Ф. – профессор истории в колледже Св. Троицы, Дирфилд, Иллинойс. ГЕЙСЛЕР, НОРМАН – доцент кафедры Библии и философии в колледже св. Троицы, Дирфилд, Иллинойс. Получил философское и богословское образование в Уитонском колледже. ГЕНГСТЕНБЕРГ, ЭРНСТ, 1802–1869, – знаменитый немецкий востоковед, уже в 21 год прославившийся переводами арабских книг на немецкий язык. ГРИН, КАНОН – директор колледжа Св. Иоанна в Ноттингеме (Великобритания). Преподавал классическую литературу в Оксфорде и богословие в Кембридже. ГРИНЛИ, Дж. – профессор новозаветного греческого языка в колледже Орал Роберте. ДЕЛИЦШ, ФРАНЦ (1813–1890) – закончил Лейпцигский университет. Профессор богословия в Ростокском и Эрлангенском университетах. КЕНЬОН, ФРЕДРИК – английский учёный, с 1909 по 1930 год – директор Британского Музея. Автор многочисленных трудов по истории древности, включая книгу „Библия и археология». КЕВАН, ЭРНЕСТ – директор Лондонского библейского колледжа в Англии. ЛИТТЛ, ПОЛ – учёный, работал в Межуниверситетском христианском обществе. Он выступал более чем в 180 университетах США, а также в 29 странах Европы и Латинской Америки. Периодически читал лекции также на Евангелическом факультете колледжа св. Троицы в Дирфилде, Иллинойс. ЛЬЮИС, КЛАЙВ – вплоть до своей смерти в 1963 году, профессор литературы средних веков и Возрождения в Кембриджском университете. (Один из лучших христианских писателей нашего времени. Известен также своими детскими произведениями.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010