Ах, братья мои, боюсь, не о нас ли это Господь сказал: «Никто из тех званых не вкусит моего ужина» ( Лк.14:24 )? А кроме этого – не накажет ли Он нас строжайшим образом, если не покаемся и не исправим себя? Я хочу вас спросить вот о чем: если бы во время Тайной Вечери кто-нибудь из апостолов сказал: «Я сегодня не причащаюсь», интересно, что бы тогда сказал Господь? Безусловно, кажется мне, Он сказал бы то, что сказал и Петру во время священного умовения ног: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» ( Ин.13:8 ). Непременно, Он и на Тайной Вечери сказал бы непричащающемуся: «Если не будешь есть Мое Тело и пить Моей Крови, не имеешь части со Мною». То же самое Господь и теперь говорит нам, возлюбленные, на каждой Литургии: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ), если только кто-то лишает себя такой небесной благодати не потому, что имеет препятствие по своим грехам и отлучен от Причащения своим духовником, а по одному лишь дурному обычаю. О лукавый обычай! Этот злейший обычай так укоренился, что мы не только не причащаемся сами, но и если каких-нибудь других людей увидим, что они часто приступают к Божественному Приобщению, то мы их порицаем, осуждая их как якобы неблагоговейных и не уважающих Божественные Тайны, тогда как нам следовало бы брать с них пример». К частому Причащению призывали также: сщмч. Игнатий Богоносец , мч. Иустин Философ , африканские мученики, сщмч. Киприан Карфагенский , блж. Августин Иппонский, свт. Афанасий Великий , свт. Григорий Богослов , свт. Григорий Нисский , свт. Геннадий Константинопольский , прп. Онуфрий Великий, прп. Антоний Великий , св. Исихий Иерусалимский , прп. Нектарий Эгинский , Алексей (Мечев), Серафим (Звездинский) и множество других. Налицо консенсус патрум (согласие отцов) по этому вопросу, откуда очевидно, что практика частого Причастия – неотъемлемая составляющая Свящ. Предания. Свидетельства отцов о необходимости Причащения на Пасху: Свт. Иоанн Злат.:

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-preodol...

Безусловно, имеющие этот бесценный дар — Православие, и уклоняющиеся в индуизм теряют надежду на спасение, которую имели содержа истинную веру, о чем и говорится в выдержке приписываемой прп. Нектарию Оптинскому . Эта мысль находит свое основание в словах апостола Петра: «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» ( 2Пет.2,19-21 ). В своей сущности индуизм противоположен христианству, например, основным тезисом религиозного монизма в брахманизме является:  «Брахман и джива (индивидуальная душа) суть одна и единственная Реальность, а явленный мир — майя — есть иллюзия» . В этом ключе трактуется индуистская махавакья Упанишад:  «тат твам аси» («ты есть то») . Интересно, что при всеобщем статистическом учете в Индии (в 80 г.) брамины, как и представители других религиозно образованных сословий на вопрос переписи о имени отвечали сообразно адвайта-веданте: «сей атман есть Брахман».  Согласно этим взглядам, Бог тождественен «я» человека («То,что есть высший Брахман, Атман всего,великое всеобщее прибежище, тоньше тонкого, вечный, То — ты, ты — То»Кайвалья упанишада) . Необходимого осмысления трансцендентной бездны между Богом и человеком здесь нет в принципе, т. к. человек и Бог — суть одно и лишь мрак иллюзий, согласно веданте, мешает это постичь. Спасение  (мукти)  понимается здесь как освобождение от этой иллюзии и постижение самотождественности Богу. Печальная суть пантеистических религий не имеет ничего общего с сущностью спасения (в христианстве), причина, по которой основу мировоззрения индуизма составляет этический релятивизм, где низшее находит себя в высшем. Отсюда, индуизм противоположен христианству, поскольку, кроме прочего, в открытой форме предполагает поклонение злу. Достаточно проиллюстрировать это некоторыми характерными для индуизма примерами.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

– Благословите, батюшка! Благословить-то я его благословил, а в сердце досадую: экий, думаю, невежа!.. Однако поборол в себе это чувство – не виноват же он, в самом деле, у него на спине глаз нет, и на этом умиротворился. И стало у меня вдруг на сердце так легко и радостно, что и передать не могу. Иду я в келлию с кувшином, налив воды, и чуть не прыгаю от радости, что избег такой страшной опасности. Пришел домой, согрел самоварчик, заварил ароматический, присел за столик... И вдруг как бы ярким лучом осветился в моей памяти давно забытый случай поры раннего моего детства – котенок, иголка и восклицание моей матери: «Боже тебя сохрани!» Тогда оно сохранило глаз котенку, а много лет спустя и самому сыну... И подумайте, – добавил к своей повести отец Нектарий, – что после этого случая рукоятку у черпака наполовину срезали, хотя я никому и не жаловался: видно, всему этому надо было быть, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни нашей от колыбели и до могилы находится у Бога на самом строгом учете. Прячу я жемчужину этого рассказа в свою сокровищницу, и вспоминаются мне слова библейского сказания о явлении Бога пророку Илии: И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] ( 3Цар 19,11–12 ). Разве не веяние тихого ветра, не тихий, благоуханный ветерок вечной весны эта повесть нашего младенчествующего духовного друга?..» Глава IV. Старец и духовник Под 30 декабря 1911 года в Оптину пустынь прибыл по поручению Святейшего Синода епископ Кишиневский Серафим, посланный для ревизии в связи с жалобами, которые оказались несостоятельными. Он посетил и скит, где был на богослужении, в келлии скитоначальника отца Варсонофий, и результатом его посещения было его предложение Синоду перевести игумена Варсонофий настоятелем Старо- Голутвина монастыря в сане архимандрита. Отец Варсонофий не хотел покидать скита, ставшего для него родным, и братии скитской, которая глубоко его уважала и любила. Конечно, он подчинился решению Синода, но все же просил оставить его в скиту хотя бы и простым монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Божий предохраняет, удерживает нас от всякого зла, от морального падения и духовного разложения. Он есть как бы некая соль, предохраняющая наши души от житейского загнивания, – та духовно очищающая нас соль, о которой говорил в одном из Своих поучений Господь: Имейте в себе соль, и мир имейте между собою ( Мк 9, 50 ). Крещение Господне также научает нас и Правде Божией – праведному, правому, правдивому отношению к Богу и ко всей нашей жизни или, как говорится в Евангелии, к «исполнению всякой правды». И потому, когда святой Иоанн Предтеча по смирению своему отказывался крестить пришедшего к нему Иисуса, Господь сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф з, 15). Именно эту Правду Божию, которой и учил нас Христос, должны мы возлюбить всем сердцем своим, всею душою своею. А отсюда, естественно, должны мы духовно возненавидеть и всякую ложь! Сам Господь никогда не говорил и не мог сказать ни одного слова неправды, поучая нас: да будет ваше слово: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф 5,37 ). К этому всегда призывало нас и Священное Писание Ветхого Завета: глаголите истину кийждо искреннему своему ( Зах 8,16 ). Наконец вспомним и о том грядущем ублажении в Царстве Божием правдолюбцев, о котором говорит нам в заповедях блаженств Христос: Блажени алчущии и жаждущий правды, яко тии насытятся ( Мф 5,6 ). Говоря правду, мы соединяемся с Богом; употребляя же ложь, соединяемся с диаволом, который, как мы знаем, и есть самый непосредственный отец лжи. Выберем же, дорогие, путь Правды Божией! Учит нас нынешний праздник и такой замечательной христианской добродетели, как послушание. Хотя святой Иоанн Предтеча и говорил Спасителю, что это ему, Иоанну, следует креститься у Него, он все-таки смиренно послушался Его и, преисполненный страха Божия, крестил. Послушание нужно и всем нам – прежде всего послушание нашей Церкви Христовой. Особенно же такое послушание нужно монашествующим – как одна из самых главных духовных основ монашеского пути ко спасению. Как наставлял известный Оптинский старец Нектарий будущего митрополита Вениамина (Федченкова) , если что и кажется вам трудным к исполнению, «когда говорят старшие, никогда не отказывайтесь. Бог за послушание поможет». И, как говорит мудрая пословица, послушание и в огне не горит!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Были великие, богопросвещенные старцы в Оптиной пустыни. Один из них, Нектарий, однажды в разговоре с превозносившимся сказал: «А ты знаешь, что Бог сотворил мир из ничего, из ни-че-го?», — и рукой помахал. Из ничего сотворил мир, а какая красота в нем. Пока сам себя не признаешь ничем, пока смиренно не скажешь, что ты ничто, до тех пор не начнет Божия благодать творить в тебе что-то чистое и доброе. Только тогда, когда с полной искренностью скажем: «О Господи, ведь я ничто», — только тогда станет Господь творить добро в тебе: всё чистое, святое, доброе раскроется в душе твоей. Итак, если не умалимся и не станем как дети, если не сумеем стяжать чистого, святого смирения, не сможем войти в Царство Божие. Это запомните, эти слова Христовы напишите на своих гордых сердцах и начните путь святого смирения. О непостоянстве на пути добра. Среда 9-й недели по Пятидесятнице 25 августа 1948 г. Когда Господь наш Иисус Христос Своим необыкновенно мудрым ответом посрамил врагов — книжников и фарисеев, — тогда сказал Он: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21, 28–32). Кто этот первый сын, который сказал: «Не хочу, не пойду работать», — а потом, раскаявшись, пошел? Это те грешники, те блудницы, те мытари, которые в жизни своей отвергали путь Божий, не хотели идти путем праведным, жили по-своему, жили в угождении плоти и страстям своим. И когда услышали они призыв Божий, сказали сперва: «Не хочу, не пойду». А потом раскаялись и пошли. Много, много было таких, которые долгие годы жили, предаваясь страстям своим, жили в неповиновении Богу, но потом неожиданно коснулся Бог сердца их, содрогнулись они, раскаялись и сказали: «Пойдем, пойдем работать по призыву Божию».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

В Галлиполи (Турция) окончил Военно-инженерное училище, после чего произведен в офицеры. Позже, после переезда во Францию, Ивану Михайловичу удалось окончить физико-математический факультет Сорбонского университета. В 20е годы Концевич непрерывно поддерживал духовное общение с Оптинским старцем Нектарием. Богословское образование получил в Парижском Богословском институте в годы Второй мировой войны. Первая большая публикация И. М. Концевича — монография «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» — вышла в Париже в 1952 году. Восемь лет спустя увидела свет вторая книга Концевича «Истоки душевной катастрофы Л. Н. Толстого» (Мюнхен, 1960). После кончины Ивана Михайловича его жена, Елена Юрьевна, при содействии Глеба Подмошенского (в монашестве игумен Герман), издала капитальный труд Концевича «Оптина Пустынь и ее время». Это поистине настольная книга каждого благочестивого читателя. Ныне все основные произведения духовного писателя размножены, либо переизданы, в России. Приведенные тексты публикуются по книге: И. М. Концевич . Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Париж, 1952. С. 53–54, 127–130. Михаил Александрович Новоселов. Свидетельства о Духе Святе От событий в жизни духоносного Апостола (Павла. — Сост. ) и его сподвижников, событий, связанных с явлением Духа, перейдем к учению Апостола о Духе Святом, как существенной стихии в жизни Церкви и отдельного члена ее, как основном Источнике освящения, просвещения, научения. «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном, — наставляет Римлян Апостол. — Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В статье предпринята попытка применения понятий и принципов мирской жизни к жизни духовной. Но принцип передвижения птиц в воздухе неприменим к принципам передвижения рыб в воде. Так и в статье. Какая успешность в духовной жизни? Евангелие от Марка, глава 9:...потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня... Наталия 28 октября 2019, 14:49 Вспомнилось высказывание о. Александра Шмемана: " Бог никогда не оставляет Церкви, но, так сказать, и не «поощряет» ее. Сила Бога в Церкви совершается только в немощи. Поэтому все внешние успехи вредны для нее. Ибо всякий такой «успех» – пища для гордыни и, в пределе, для умирания души " . Конечно, это не значит, что нужно быть унылым, нужны и волевые усилия, и радость. Но пусть человек в храме будет естественным: то, о чем он думает и чувствует- необязательно анализировать. Наталья Богоявленская 27 октября 2019, 19:44 Если бы здесь возможно было ставить лайки, я поставила бы его на комментарий Екатерины (27 октября 2019, 12:00). В статье всё понятно, чётко разложено по полочкам, по сути дано руководство -- как преуспеть в ДУХОВНОЙ жизни. Но нет, мы мудрствуем, хватаемся за своё, и голос автора глохнет в этих мудрованиях. Мне кажется, преуспеяние начинается там, где люди становятся способны слышать друг друга. Andrey 27 октября 2019, 13:25 Очень правильная и точная статья! Действительно: мирские люди для достижения земного успеха прилагают огромные усилия, а вот я лишь говорю, что вера в моей жизни - самое главное, а делами показываю обратное: что вера не руководит моими поступками. Почему? Потому что труд в духовной жизни должен быть систематическим и упорным. А это, в свою очередь, невозможно без правильной расстановки приоритетов и понимания размера сделанной ставки. Эта ставка - вечная жизнь с Богом или вечная погибель вне Бога. Поклон о. Нектарию, очень люблю его отрезвляющие статьи!

http://pravoslavie.ru/124915.html

Вот другие слова Иисуса: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» 98 . Христос говорит здесь, что после Своего распятия будет беспрестанно призывать к Себе людей, дабы они пребывали в единении с Ним. Иисус как личность будет притягивать к Себе, подобно магниту, сердца познавших Его! И это обетование воистину исполняется, ибо среди нас есть тысячи и миллионы людей, взгляд которых в какой-то момент их жизни остановился на лике Иисусовом и которые услышали Его сладостный голос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» 99 . И они устремились к Нему, уверовали в Него, доверились Ему, полюбили Его, познали Его и воспылали к Нему горним и сокровенным желанием и не обманулись! Среди этих тысяч и миллионов находятся и все те, о которых Иисус сказал так: «Всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» 100 . Это все те, кто возжелал, как и всякий влюбленный, жить под одним кровом со своей любовью. Именно эти люди явились родоначальниками монашеской жизни, именно эти люди живут такой жизнью и сейчас – жизнью, которая зиждется на союзе любви между человеком и Христом. Это все те, кто познал Его, кто доверился Ему, кто проникся к Нему любовью и кто был покорен Им! Они оставили ради Него свою молодость, свою карьеру, оставили все и стали черноризцами, показывая тем самым, что всецело принадлежат Ему. Они решили всю свою жизнь прожить рядом с Ним, поэтому и стали просить подаяние, дабы в каком-нибудь пустынном месте воздвигнуть Ему храм, земное Его обиталище. А вокруг этого храма построили собственные жилища, чтобы отныне жить рядом с Ним, близ Него, одной семьей! Они стараются жить такой жизнью, какую Господь Сам указал людям, изначально поместив их в рай! Наши обители – это потерянный рай на земле. А монахи – это люди, беспредельно любящие Иисуса! Поэтому монастыри – это подобие райских кущ, что должно напоминать нам о потерянном рае, в котором по воле Господа жили праотцы. Каждый, кто посетил святую гору Афон или прожил там некоторое время, ощутил это во всей полноте: на Афонском полуострове, в уделе Пресвятой Богородицы, обретается потерянный рай. И не только там, но и в любом другом месте, где любящие Иисуса создали уголки неба, Царствия Небесного на земле. Один из таких уголков неба и потерянного рая усердно стремимся устроить и мы в своем монастыре в Трикорфо, дабы жить той прекрасной жизнью, для которой Христос сотворил нас и вселил в райские обители.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Вот как пророки очень ясно Христа называют Богом. О том же, что Христос пришел уже теперь, Даниил пророк, обозначая время пришествия Его, так говорит, обаче же к нему Архангел Гавриил: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго града твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, заглажены беззакония», и кратко: «И запечатается видение и пророк, и помажется Святой святых». Кто же другой помазанный Святой святых, если не Христос единый, Бог живой? Семьдесят седмин обозначают четыреста девяносто лет; от Даниила же до ныне (до эпохи святого Афанасия) обозначают более чем восемьсот лет. Показали бы нам иудеи, кто из них был помазан Святой святых после четырехсот девятидесяти лет Данииловых и упразднил жертву и возлияние законное? Но они не могут показать, кто это сотворил, если не Иисус Христос, Сын Божий. О том же, что Он истинный Христос, представим вам сие не глаголами, но делами, до ныне вопиющими и свидетельствующими во всей Вселенной, и что всё Им сказанное сбылось. Ибо Он сказал, что небо и земля прейдут, слова же Мои не прейдут. Какие же слова, послушаем внимательно. Сказал о вашем храме, что «Аминь, глаголю вам, не останется камень на камени, иже не разорится». Итак, сбылось ли это слово, или не сбылось? Сказал, что придут римляне и возьмут ваш народ и город, и царство. Итак, сбылось это при Веспасиане и Тите, или не сбылось? Сказал, что закон и пророки до Иоанна Крестителя и перекратятся. Сбылось ли это? Кто пророк у вас после Иоанна Крестителя? Совершенно очевидно, что никто. Снова сказал Сам Господь Иисус Христос истинный Бог наш, что будет проповедано Евангелие во всем мире. Сбылось ли это, или не сбылось? Снова сказал, что врата ада не одолеют Церковь . Значит, говорил Он ложь? Да не будет! Сказал вам верующим в Него, что будете ненавидимы всеми за имя Мое. Теперь скажите нам, за имя Христово не все ли языки ненавидят нас и оскорбляют? Хотя вы молчали, но камни возопили, и сама истина вещей довольно вас может постыдить и посрамить, и убедить против воли, что Христос Бог яве пришел и на земле явился, и приклонил небеса, и сошел, и снова взошел на Херувимах, и был погребен, и восшел на небеса в воскликновении, как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Впоследствии из практики Православной Церкви это особое церковное «послушание» постепенно ушло. Заклинательные молитвы (или молитвы запрещения) перед крещением читает сегодня совершающий это Таинство священник. Существует так же особый чин, совершающийся над теми, кто находится в состоянии одержимости нечистыми духами. Совершаться он может в настоящее время только по благословению Архиерея и, конечно, от пастыря, подъемлющего подобный труд, требуется, чтобы он жил жизнью чистой и строгой, по выражению из чина пресвитерской присяги, «от суетных обычаев мира устраненной». Иначе он рискует сам стать игрушкой в руках у той страшной силы, от которой будет пытаться освободить страждущих. С ним может произойти то же, что с сыновьями иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгонять бесов, говоря: “заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует” ( Деян.19:13 ). Деяния апостолов повествуют, что однажды злой дух сказал им в ответ: “Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто?”. И затем человек, в котором находился этот дух, “бросился на них” и, “одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома” ( Деян.19:15-16 )». игумен Нектарий (Морозов) «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Мф.12:43-44 «Не произведенным от епископа не должно заклинать ни в церквах, ни в домах». 26 правило Лаодикийского собора 364 г. . Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/ekzorcist

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010