В год 300-летия Александро-Невской в музейно-библиотечном корпусе монастыря открылся обещедоступный читальный зал. 28 сентября, ПРАВМИР. В год 300-летия Александро-Невской в музейно-библиотечном корпусе монастыря открылся обещедоступный читальный зал. Он включает в себя два отдела. Первый из них — это электронный каталог, созданный благодаря участию библиотеки в конкурсе «Православная инициатива». На выигранный грант была установлена новая версия автоматизированной библиотечно-информационной системы «Ирбис-64», — сообщает Патриархия.ru Второй отдел предназначен для изучения информации на бумажных носителях. При нем с 3 октября начнут работать курсы по церковнославянскому языку и церковному чтению. Их будет вести кандидат филологических наук Сергей Наумов — ученик известного слависта Нины Саблиной. Библиотека лавры — старейшая среди церковных библиотек Санкт-Петербурга. Начало ей положил император Петр I. Собирание книг было предпринято в связи с началом богослужений в монастыре в 1713 году, открытием монастырской типографии и Славянской школы. Долгое время книжное собрание, ризница и архив перемещались из одних помещений в другие. В 1910 году, в период управления митрополита Антония (Вадковского) и наместника архимандрита Феофана (Тулякова), библиотека вместе с архивом и древлехранилищем была размещена в Новой ризнице, построенной по проекту Льва Шишко за Духовским братским корпусом. В 1918 году библиотека была разорена, книжные собрания национализированы и переданы в Российскую Национальную (тогда — Публичную) библиотеку и другие хранилища. Считалось, что все книги были изъяты, но каким-то образом библиотека продолжала действовать. Ее заведующим назначили иеромонаха Нектария (Трезвинского). Впоследствии он стал епископом Яранским, а после смерти был канонизирован в Русской Зарубежной Церкви как священномученик. «Мы нашли штамп на некоторых книгах духовной академии: «Читальня Александро-Невской лавры». То есть это книги не из монастырской библиотеки, а из читальных залов, доступных для всех. Но пока остается загадкой, что это могли быть за учреждения. Возможно, библиотека маскировалась под читальню, которая советской власти была удобна, ведь монахи при этом превращались в «полезных членов общества»», — рассказала главный книгохранитель монастыря Неонилла Голубятникова.

http://pravmir.ru/otkrylsya-obshhedostup...

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Семеновка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Семеновка построен в 1818 году и считается одним из самых старых храмов в республике Марий Эл. Содержание История [ править править код ] Церковь в селе Семеновка Царевококшайского уезда Казанской губернии была построена в 1818 году на средства прихожан. Главный престол ее освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – в честь святого пророка Божия Илии. В своих архитектурных формах храм как бы синтезирует традиционно русские и классические приемы. Главный куб его завершается круглой ротондой, увенчанной сферой с традиционной главкой на барабане. Обширная трапезная соединяет главный храм с трехъярусной колокольней типа «восьмерик на четверике», объемы которой обильно декорированы многочисленными пилястрами, нишами, карнизами, создающими праздничный нарядный облик. По состоянию на 1915 год к церкви были приписаны часовни в деревнях Княжна и Савино, последняя из которых освящена во имя пророка Божия Илии, а построена на средства святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1884 году при храме открылась церковно-приходская школа, в 1915 году кроме нее на территории прихода находились церковно-приходская школа в деревне Якимово, училище Министерства просвещения в деревне Княжна, а также три земских училища. Действовала при церкви и библиотека, в которой имелось 236 томов книг. В советские времена храм лишился части своего убранства и утвари. В 1922 году из него был изъят 21 предмет весом в 19 фунтов 52 золотника, в том числе серебряная риза с иконы Божией Матери «Троеручица», 5 серебряно-золотых венцов с икон, 2 креста, потир, дарохранительница. В начале 1920-х годов духовенство церкви села Семеновка примкнуло к обновленчеству. На возвращении прихода под омофор Патриарха Тихона настаивали казначей храма Николай Кириллович Симонов, Иван Васильевич Чулков и ряд других верующих. В результате настоятель церкви священник Петр Соловьев ездил с покаянием к епископу Яранскому Нектарию (Трезвинскому), а по приезде от Владыки заново освятил храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Еще одним важным центром оппозиции стало Центральное Черноземье. Ее лидером здесь стал епископ Козловский Алексий (Буй), временно управлявший Воронежской епархией. По его имени местная оппозиция стала именоваться “буевской”. Мощным оппозиционным движением было охвачено практически все Поволжье. В Кировской области возникла и получила широкое распространение “викторовская” (или “викториан­ская”) оппозиция, которую воглавил епископ Ижевский Виктор (Островидов). Оппозиционеры центрального Поволжья находились под духовным руководством епископа Яранского Нектария (Трезвинского), викария Вятской епархии, поддерживавшего тесную связь с епископом Виктором (Островидовым) и его паствой. Последователи епископа Нектария оставались здесь и в 40-е гг. и были известны под именем “нектарцев”. Несколько особняком по отношению к упомянутым группам поволжской оппозиции стояла Уфимская епархия, также заявившая о своем церковном самоуправлении. Оппозиционные епархии существовали короткое время и на востоке Украины (Харьковская и Сумская епархии), в Самаре и Ярославле. В Киеве, Москве, Одессе и других крупных городах не было оппозиционных епархий, но здесь были оппозиционные приходы, группировавшиеся вокруг авторитетных и ярких священников, примкнувших к оппозиции: например, протоиереев Валентина Свенцицкого и Сергия Голощапова в Москве или отца Анатолия Жураковского в Киеве и др. Вообще роль епископов и авторитетных пастырей в формировании оппозиции была ключевой. Недаром мощные оппозиционные движения возникли и продолжали существовать в 40-е гг. как раз на месте бывших оппозиционных епархий. Характерный пример важной роли епископата можно найти в церковной истории Самарской епархии. Первоначально, в самом начале 1928 г. епархия, возглавляемая оппозиционным епископом Сергием (Никольским), практически полностью ушла в оппозицию. В самой Самаре только два из более чем десяти приходов оставались лояльны митрополиту Сергию. Однако после того, как епархию возглавил убежденный сторонник его линии архиепископ Александр (Трапицын), во всей Самарской епархии к концу 1928 г. осталось лишь четыре “непоминающих” прихода 8 .

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

В совр. литетаруре получило распространение утверждение, что в кон. 20-30-х гг. в СССР существовала развитая иерархическая структура катакомбной «Истинно Православной Церкви», включавшей тайный епископат иосифлянского, андреевского и даниловского (по Даниловской группе непоминающих ) преемства. В наст. время большинство авторитетных исследователей сомневаются в истинности подобных утверждений. Значительная часть общин оппозиционных церковных течений действительно сумела сохраниться на некоторое время, перейдя на нелегальное положение и продолжая богослужения после закрытия храмов в домашних церквах и молельнях. Однако единой, охватывавшей всю страну орг-цией эти оппозиционные церковные группы не являлись. Как правило, они образовывали своеобразные региональные объединения, получившие название по имени местных архиереев, впосл. репрессированных органами ОГПУ. Так, в Центр. Черноземье буевцы самоназывались по фамилии бывш. временно управлявшего Воронежской епархией Козловского еп. Алексия (Буя), сторонника митр. Иосифа. Позднее к буевцам примкнули уаровцы - паства канонического Липецкого еп. сщмч. Уара (Шмарина) . Ерофеевцы на Вологодчине вели свою традицию от Никольского еп. Иерофея (Афонина) , бывш. викария Великоустюжской епархии; викториане и нектариевцы в Ср. Поволжье и Предуралье - от бывш. викариев Вятской епархии: Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова) и Яранского еп. Нектария (Трезвинского). В связи с продолжавшимися массовыми арестами духовенства общины оппозиционных церковных течений оставались уже не только без архипастырского, но часто и без пастырского окормления. Отсутствие священников вынуждало их отказаться от большинства таинств, а сохранившиеся обряды во многом упростились. Крещение, отпевание, а иногда и подобие причастия стали проводить заменяющие священника наиболее авторитетные члены общины (порой из церковнослужителей) - пожилые мужчины, т. н. дедушки, или женщины-чернички, своего рода самопостриженные монахини. Нередко в нелегальные религ. группы проникали мошенники, выдававшие себя за духовных лиц. Так, в 1940 г. в Киеве один из деятелей подпольного религ. движения М. А. Поздеев после освобождения из лагеря представлялся якобы вернувшимся из ссылки архиеп. сщмч. Серафимом (Остроумовым) , к-рый к тому времени уже был казнен. В том же году Поздеев был вновь арестован и приговорен за мошенничество к тюремному заключению.

http://pravenc.ru/text/675029.html

Епископ Петр был очень популярен в Нижегородской епархии, и тысячи верующих стали писать ходатайства об освобождении владыки в различные советские инстанции. Одно из таких коллективных обращений рабочих и служащих Сормовского завода попало к председателю ВЦИК М.И. Калинину, и тот 2 июня 1921 г. написал резолюцию: «Т. Уншлихт, если нет реального обвинения, то я думаю политически правильным его освободить». Однако петроградские чекисты сумели добиться передачи обвиняемого в их руки, и 14 августа епископа Петра перевезли в город на Неве. Более трех с половиной месяцев провел он в Петроградском доме предварительного заключения, где подвергался допросам. 29 октября было составлено обвинительное заключение по делу «Шибакина и Зверева», их признали виновными в «распространении нелепых слухов с целью дискредитации советской власти» и посчитали необходимым отправить в концлагерь. Однако 4 декабря 1921 г. Президиум Петроградской губернской ЧК решил на основании постановления ВЦИК дело прекратить и арестованных освободить. Епископ Петр и священник П.И. Шибакин вышли на свободу 6 декабря, после чего владыка еще две недели оставался в Петрограде. Так, 18 декабря епископ возложил набедренник на о. Петра Шибакина за Божественной литургией в Никольской церкви Иоанновского монастыря, а затем вернулся в Нижний Новгород [vii] . Отец Петр после освобождения еще почти год служил в Троцком соборе Лавры, затем в конце 1922 г. был вновь арестован и сослан на 2 года в Семипалатинскую губернию (Казахстан). Другим примером репрессий является арест 1 сентября 1921 г. иеромонаха Нектария (Трезвинского). Он был заключен в тюрьму «Кресты» и 8 октября приговорен Президиумом Петроградской губернской ЧК к 1 году принудительных работ под стражей. После освобождения в декабре 1921 г. по амнистии о. Нектарий вернулся в Лавру [viii] . Несмотря на все внешние трудности и препятствия, монашеская жизнь в Лавре при наместничестве архим. Николая не только не угасла, а переживала настоящий подъем. Обитель была несомненным центром церковной жизни всей Петроградской епархии. Помимо Александро-Невского братства, в ее стенах собирался близкий к братству богословский кружок св. Иоанна Златоуста, на заседаниях которого выступали с докладами Николай Лосский и другие знаменитые богословы. Существовало в Лавре и особое объединение «алтарниц». О нем говорилось в упоминавшемся выше январском 1922 г. донесении секретного осведомителя ГПУ: «В Невской Лавре существует общество «уборщиц церквей». Вход в алтарь в православной церкви разрешается монахиням и женщинам, достигшим 50-летн. возраста, последним с разрешения митрополита. Названное общество состоит главным образом из подобных перезрелых поклонниц наместника Лавры Николая Ярушевича. Надо отдать им справедливость, что церкви, особенно те, где службы совершались редко, как, например, Исидоровская, пришли за последнее время в страшное запустение, и грязь в них завелась невероятная. Они все вычистили и привели в относительный порядок» [ix] .

http://bogoslov.ru/article/3119298

Помолитесь, они живут две сестры: Евдокия и Таисья, вдова и девушка. Напишите им, я перешлю им. Простите и благословите Ксенью, Анну, Валентину. Д. 11. Л. 24–25 об. Подлинник. Автограф. 452 Вятский исследователь В. Семибратов пишет: «Впервые за несколько веков появится на Вят­ской земле ее еще один небесный покровитель. В Вятском и соседних краях особенной любовью и почитанием людей пользуется иеромонах Матфей (Швецов), почивший в Бозе 27 мая 1927 г. Произнося тогда надгробную речь, иеромонах Иоасаф (Сычев) назвал старца «нашим светиль­ником» и отцом, «последней звездочкой», закатившейся на затянутом черными тучами небос­воде, кормчим, «который вел корабль нашей души в Отчизну Небесную». Будущий подвижник (в миру Митрофан Кузьмич Швецов), происходивший из семьи вятского сапожника, принял мо­нашество в вятском Александро-Невском монастыре в 1891 году. Однако большую часть своей праведной жизни о. Матфей провел в Пророчицком монастыре близ г. Яранска, где подвизался с 1899 г. – времени основания обители – до ее закрытия в 1921 г., исполняя послушания и казна­чея, и помощника игумена, и благочинного, и духовника, и келейника. Удостоившись от Госпо­да дара целителя и прозорливца, иеромонах Матфей уже при жизни снискал себе славу святого, что привлекало к нему огромное число людей из ближних и дальних пределов. Не уменьшался их поток и в деревню Ершово, где праведник провел последние годы своей жизни. Будучи сто­ронником Патриарха Тихона, он наставлял на путь борьбы за веру и своих духовных чад, в том числе епископа Яранского Нектария (Трезвинского), расстрелянного в 1937 году. Могила старца Матфея на кладбище г. Яранска, увенчанная не так давно часовней, на протяжении семидесяти лет является местом, куда люди во множестве приходят за телесным и душевным исцелением, получая его по вере своей. Тысячи паломников собираются здесь в день памяти чудотворца. Не­далек тот день, когда народ, уже давно причисливший о. Матфея к лику святых, на полных к тому основаниях будет считать его своим небесным покровителем» (Семибратов В. Вятский целитель и прозорливец ( http://vera.mrezha.ru/6/52.htm ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). Толковый словарь: Ад: Невидимое место, или Место, лишенное света . Подготовил Юрий Пущаев . Ил.: Христос попирает сатану. Фреска «Сошествие во ад», фрагмент. Сербия. Грачаница. XIVв.//Фома. - – ноябрь 2012. – С.34. – (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.35. Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ). Говорят, христианство отжило. Памяти священномученика Сергия Знаменского. Фото и копия выписки из протокола заседания тройки предоставлены автором//Фома. - – ноябрь 2012. – С.36-37. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 27 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Сергия Знаменского. Родился в 1873 году в городе Чите в семье священника Иоанна Знаменского. В 1913 году окончил Казанскую духовную академию и был рукоположен во священника к кафедральному собору в Чите. В годы Первой мировой войны командирован на фронт. За самоотверженное служение награжден двумя орденами и Георгиевским крестом. В 1917 году возведен в сан протоиерея. В период Гражданской войны оказался в Симбирске и по распоряжению архиепископа служил в Троицкой церкви в селе Чуфарово Симбирского уезда. Завоевал значительный авторитет у прихожан, что вызвало недовольство местных коммунистов. 21 марта 1921 года был арестован и вскоре приговорен к пяти годам заключения в концлагерь. В феврале 1924 года срок заменили на два года ссылки в Зырянский край. Через восемь месяцев был освобожден и назначен настоятелем Успенского собора в городе Яранске. В январе 1925 года назначен секретарем епископа Нектария (Трезвинского). 5 апреля 1925 года владыка Нектарий был арестован. Протоиерей Сергий, чтобы избежать ареста. отправился пешком в Саровскую пустынь, оттуда выехал во Владимир, затем в Муром, где должно было освободиться место священника. Но в Муроме 25 июня он стал жертвой провокации, был арестован по ложному обвинению и заключен в тюрьму. 31 августа дело по доносу закрыли, а протоиерея Сергия этапировали в Вятку, где его обвиняли в религиозной пропаганде. По этому делу 26 марта 1926 года он был приговорен к двум годам заключения и отправлен в Соловецкий концлагерь. После окончании срока переведен в Екатеринбург под надзор ОГПУ. Вскоре вновь арестован и приговорен к трем годам ссылки в Узбекистан. Вернувшись из ссылки, стал служить в храме мучеников Флора и Лавра в городе Кашире Московской области. В 1937 году арестован. 27 ноября 1937 года протоиерей Сергий Знаменский был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-115...

21 февраля 1928 г. по делу Братства преподобного Серафима Саровского , объединенному с делом молодежного кружка под названием «Космическая Академия Наук» (КАН), Андреевский был арестован, а 8 октября того же года Коллегией ОГПУ осужден на пять лет концлагеря и направлен на Соловки; другие члены братства и КАН также получили свои сроки. С. А. Аскольдов был осужден на три года высылки, Д. С. Лихачев – на пять лет концлагеря и отправился вместе с Андреевским на Соловки. На допросах, как свидетельствуют материалы архивного следственного дела, Иван Михайлович вел себя твердо, отрицая практически все обвинения и не выдав членов своего «воскресного» кружка (небольшую группу молодежи, продолжавшей ходить к нему вне деятельности Братства преподобного Серафима Саровского ). Через две недели после вынесения приговора с этапом его отправили в Кемь 161 . Соловецкий период заключения описан И. М. Андреевским главным образом в публикуемых в настоящем издании очерках. Отдельные штрихи и эпизоды, относящиеся к этому периоду, нашли отражение и в ряде других его работ 162 , сведения о его пребывании в Соловецком лагере содержатся также в воспоминаниях Д. С. Лихачева и Η. П. Анциферова 163 . Значительную часть воспоминаний И. М. Андреевского о лагерном периоде составляют его зарисовки о церковной (тайной для властей) жизни на Соловках и воспоминания о ярких деятелях церковного движения «непоминающих», с которыми он был близок, – священноисповеднике епископе Викторе (Островидове), епископах Иларионе (Вельском), Нектарии (Трезвинском), епископе «иосифлянского» посвящения Максиме (Жижиленко), протоиерее Николае Пискановском и других. Выжить в условиях лагеря Ивану Михайловичу помогла врачебная квалификация, в особенности врача-психиатра. Он работал в лагерных лазаретах, участвовал в лагерных психиатрических экспертизах, в том числе в отношении сотрудников и начальников лагеря, накопил в этом отношении солидный научный материал, который опубликовал в эмиграции 164 . В течение девяти месяцев заключения в «Крестах», двух с половиной лет пребывания в Соловецком концлагере, затем опять пребывания в течение года в ДПЗ в Ленинграде, куда его привозили с Соловков для допросов по «Академическому делу», ему пришлось многое перенести от советской карательной системы. «Меня много мучили и пытали... Я сам когда-то «стоял» 36 часов... – говорил он в тюрьме заключенному профессору, к которому применили пытку «стоянием». – Я пережил очень много, но самое тяжелое – это инсценировка расстрела, затем 6-месячное пребывание в темном карцере. Вы спрашиваете, какие у них методы «воздействия»? Прямо скажу – жуткие и ужасные, иногда совершенно невыносимые... У меня теперь не поворачивается язык обвинять тех, кто выдал своими показаниями друзей, кто даже клеветал на них» 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

насельников закрытых марийских обителей, правосл. общин, а также оставшихся верными Православию архипастырей соседних епископий началось воссоединение с Церковью уклонившихся в раскол священнослужителей и приходов. По требованию церковных советов и прихожан клирики ездили с покаянием к викарию Вятской епархии Яранскому еп. Нектарию (Трезвинскому) и Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). К кон. 1925 г. встал вопрос об образовании в Краснококшайске в противовес обновленческой структуре «Православного церковного управления староцерковников». 18 нояб. состоялось организационное собрание представителей духовенства и мирян Краснококшайского кантона, признавшее необходимость образования Управления. Оно должно было подчиняться правящему архиерею-«староцерковнику», прием общин в его состав предполагалось осуществлять по письменному заявлению церковноприходских советов и с благословения правящего архиерея. В положении об Управлении подчеркивалось, что оно должно быть лояльным к существующему гос. строю и не вмешиваться в политические дела, «памятуя, что Церковь есть собрание верующих для молитвы и исполнения религиозных потребностей». 18 янв. 1926 г. собрание духовенства и мирян Краснококшайского кантона признало правильным и приняло к руководству положение о краснококшайском «Православном церковном управлении староцерковников». Его главой единогласно был признан проживавший в Казани временно управляющий Казанской епархией Чебоксарский еп. Афанасий (Малинин ; впосл. архиепископ). Управление фактически выполняло функции вик-ства, отличалось от него лишь отсутствием отдельного архиерея с титулом «Марийский». При образовании Управления в его состав были включены 12 общин Краснококшайского кантона, из к-рых только 2 не уклонялись в обновленчество; остальные принесли покаяние и были воссоединены с Церковью. 3 марта 1926 г. в состав Управления из Уржумской епископии Вятской епархии вошли приходы 17 селений Сернурского и Мари-Турекского кантонов Марийской автономной обл., 4 июля того же года были приняты общины 14 селений Сернурского и Новоторъяльского кантонов, также входившие в Уржумскую епископию.

http://pravenc.ru/text/2562032.html

С вступлением еп. Авраамия в управление приходами Глазова и Глазовского у. церковная жизнь там стабилизировалась; еп. Никифор писал, что в Глазове все духовенство принесло покаяние и перешло в ведение митр. Сергия (Письмо еп. Никифора «О церковном бунте, поднятом бывшим Глазовским епископом Виктором и по его имени названном «викторианством» и «викторовщиной»» - Там же. Д. 92. Л. 1-51). Приходы, возвращавшиеся из раскола, подавали в Патриархию прошения о воссоединении через еп. Авраамия. Имя еп. Авраамия возносилось за богослужениями во всех храмах Вятской епархии (это было одним из средств борьбы с последователями епископов Виктора (Островидова) и Нектария (Трезвинского) ). После возвращения значительного числа храмов Вятской епархии в юрисдикцию митр. Сергия необходимость в возношении имени еп. Авраамия в храмах Вятской епархии отпала. В марте 1932 г. по предложению Котельнического архиеп. Евгения (Зёрнова) , управлявшего Вятской епархией, временный Вятский епархиальный совет постановил прекратить возношение имени Авраамия, бывш. еп. Уржумского, в церквах Вятской епархии. Указом митр. Сергия и Временного Свящ. Синода 14 мая 1935 г. еп. Авраамий (Дернов) был назначен епископом Глазовским. К 1935 г. в Г. е. насчитывалось 28 действующих храмов, что составляло примерно половину церквей, существовавших в Глазовском у. в нач. 1917 г.; кафедральным являлся Преображенский собор в Глазове. Будучи самостоятельной, Г. е. (в соответствии с насаждавшимся светской властью принципом соотнесения епархиального деления с территориально-адм. делением) входила в состав Кировского церковного окр. (в дек. 1934 Удмуртская АО стала частью Кировского края). В храмах Г. е. за богослужением поминался Кировский архиеп. Киприан (Комаровский) , в марте 1935 г. зарегистрированный местными властями «в должности областного архиерея Кировского края и Удмуртской автономной республики». После принятия 5 дек. 1936 г. новой Конституции СССР Удмуртская АССР наравне с др. автономными республиками вошла непосредственно в состав РСФСР. 5 февр. 1937 г., после доклада архиеп. Киприана, указом митр. Сергия и Временного Свящ. Синода Ижевская и Глазовская епархии были изъяты из ведения Кировского архиерея (Там же. Д. 196. Л. 32).

http://pravenc.ru/text/165077.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010