В соответствии с указом Синода 1832 г. в обители было 30 чел. братии и 30 послушников. Во 2-й пол. XIX в. в мон-ре проживали также более 140 трудников и свыше 100 работников; к 1917 г.- 17 иноков, 37 послушников, 17 работников и 68 трудников. Первые сведения о материальном обеспечении мон-ря содержатся в «Духовной памяти» (1614) прп. Германа Столобенского, из к-рой следует, что к моменту ее составления мон-рь не имел земельных владений, ему принадлежал купленный прп. Германом двор в Осташковской слободе, где была устроена «келья и трапеза на трудолюбивую братию для покоя, и Божественной службы, и царского богомолья» ( Герман Столобенский. Духовная память// Успенский. 1876. С. 138). С 1624 г. Н. С. п. пользовалась мельницей на р. Сороге (в 1742 полностью перешла во владение обители). В 1629 г. кн. Б. М. Лыков пожаловал пустыни о-в Городомля и рыбные ловы на оз. Селигер, а также небольшую ругу хлебом, продуктами и деньгами (выдавалась до 1702). В 1630 г. царь Михаил Феодорович приказал ежегодно отпускать Н. С. п. хлеб, выплачивать деньги и выдавать съестные припасы. В 1641 г. помещик Д. В. Плещеев передал в обитель в качестве вклада по своим родителям пустошь М. Святое. При игум. Нектарии (Теляшине) было заведено хлебопашество на о-ве Столбном и на монастырских пустошах, заложен 1-й в Верхневолжье фруктовый сад и посажены 500 деревьев. В 1651-1653 гг. у Н. С. п. появилась 2-я мельница - в Сиговке. Вид Ниловой Столобенской пуст. с п-ва Светлицы. Фотография. Нач. XX в. Вид Ниловой Столобенской пуст. с п-ва Светлицы. Фотография. Нач. XX в. В 1660 г. царь Алексей Михайлович пожаловал пустыни право беспошлинной рыбной ловли на оз. Ильмень, в 1662 г. установил денежную и хлебную ругу (выплачивалась в 1662-1699 и 1701-1715) ( Успенский. 1902. С. 94-95). С 1665 г. во владение Н. С. п. окончательно перешел п-ов Святица (ныне Светлица) бывш. Кравотынской вол. кн. Лыкова, землями к-рого Н. С. п. пользовалась еще при его жизни. В 1667 г. на пустоши Коровье начали производить кирпич.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

(Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. До покорения Сибири войсками атамана Ермака (после 1581) на месте А. м. находилась татар. крепость сибир. хана Кучума. В 1636 г. жительница Абалацкого погоста вдова Мария удостоилась видения иконы Богоматери «Знамение» и икон свт. Николая и прп. Марии Египетской; от образа Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте ц. в честь иконы «Знамение» с приделами во имя 2 явленных на иконах святых. В 1637 г. по благословению Тобольского архиеп. Нектария (Теляшина) в 1636-1637 гг. построили деревянную ц. в честь иконы «Знамение» с приделами во имя прп. Марии Египетской и свт. Николая, где была помещена чудотворная Абалакская икона Божией Матери, написанная в память о чудесном явлении. В 1680 г. деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1683-1691 гг. по плану «опытного в архитектуре» митр. Сибирского и Тобольского Павла возвели Знаменский собор. Как и кафедральный Софийский собор в Тобольске, Знаменский собор А. м. был построен московскими мастерами - каменщиками Василием Ларионовым, Герасимом Шарыпиным, Гаврилой Тютиным, Иваном Григорьевым Смирновым, Василием Кашинцем и др. Собор принадлежит к числу древнейших каменных храмов Сибири. К первоначальным частям здания относятся основной четверик и элементы декора. При перестройке храма в сер. XVIII в. были разобраны внутренние столбы и все перекрытия с пятиглавым завершением, изменено расположение окон и их декор, заново выполненный в кирпиче и алебастре в формах «сибирского барокко». Тогда же был сооружен пятигранный зап. притвор и прежнее пятиглавие заменено одним куполом с надстроенной над ним малой главкой. Такие же ярусные главы с характерным барочным силуэтом, ставшие популярными в Сибири во 2-й пол. XVIII в., украсили и др. главные постройки А. м. В 1748-1750 гг. справа от собора был выстроен зимний храм во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1752-1759 гг.- храм во имя прп. Марии Египетской с колокольней.

http://pravenc.ru/text/62412.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @4887@ Подпись к иллюстрации: Свт. Нектарий (Теляшин) Размер файла: 41.08 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 07.06.2011 08:50:58 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/4887.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Нектарий Тобольский, свт. Описания иконы Нектарий Тобольский, свт. - житие Святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и всея Сибири (память 15 января (местночтимый), 28 мая (местночтимый) и 10 июня (Собор Сибирских святых) по старому стилю) Будущий сибирский святитель Нектарий (в миру Теляшин Николай Павлович) родился в Осташковской слободе в 1586 (или 1587) году в семье крестьянина. Родители его, принявшие монашеский постриг уже в преклонных годах, отличались благочестием. В том же духе воспитали они и детей. Николай уже в двенадцать лет был отдан на воспитание в Нилову пустынь, на попечение ее основателя и настоятеля иеромонаха Германа. В первые два года он был обучен и чтению, и письму, и церковному пению и порядку церковного богослужения, и послушанию, и началам нравственности и подвижничества, то есть получил блестящее по тем временам духовное образование. Книжной премудрости учил его известный справщик церковных книг Арсений Глухой, прекрасно знавший греческий и латинский языки, сведущий в риторике и философии. Воспитатель Николая, иеромонах Герм[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2505

Макарий, архиепископ Сибирский и Тобольский (Кучин) Родился в Костромской губернии. С 1618 года был настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. В 1620 году был назначен членом Комиссии для расследования чудес, совершавшихся при гробе основателя Чухломского Городецкого монастыря преподобного Авраамия Галичского († 1375). 19 декабря 1624 года (по другим источникам, в 1625 году) хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. Скончался 24 июля 1635 года. Погребен в Тобольском соборе 31 мая 1636 года, то есть спустя почти год после смерти. Погребение совершал новоприбывший Тобольский архиепископ Нектарий (Теляшин, † 1667; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых), так как погребение иерарха могло совершаться только иерархом. Преосвященный Макарий – архипастырь необычайно благостный, кроткий и молитвенный, распространитель Православия в Восточной Сибири. Первый на Руси выступил с проповедью против торга женщинами. Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 962. Нестор (Анисимов) , иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). – Казань, 1909. – С. 4, 9–11. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 109. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 317, 854. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1415. Церковный вестник. – СПб., 1891, 41. – С. 647. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 53. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 6. – С. 294, 306, 386. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Симбирских святых (21 мая) АЛЕКСАНДР Фёдорович Гневушев (1889 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 15 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Симбирских святых) ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Ильинский (1846 - 1918), свящ., сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОСМА († 1679), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НИКОЛАЙ Сергеевич Покровский (1864-1919), свящ., сщмч. (пам. 5 марта, в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/1548544.html

Селижаров Троицкий, в Осташковском уезде, на устье Селижаровки, существовал в начале XVI века. Ныне третьеклассный. [VI, 79.] Игумены Сергий , 1513. Афанасий , 1518. Вассиан , 1534. Феодосий , 1551. Гурий Руготин в 1551 перев. из Иосифова, а 3 февр. 1555 хирот. в архиепископа Казанского. Левкий , в янв. 1585. Марк , 1598–1600. Тихон определён 11 дек. 1625. Иосиф , 1628 и 29. Леонтий определён 27 авг. 1634. Упом. 1643–51. Иосиф опять определён 7 апр. 1652. Дорофей , в мар. 1659, 1660. Кирилл , 1660 и 61, окт., в янв. 1663. Иосиф , в авг. 1663–1665, уволен в 1666. Дорофей , в сент. 1666. Нил , 1672–74. Евфимий определён 5 сент. 1674–81. Феодосий , 1682–91. Арсений , 1694. Феодосий , 1698–1701. Антоний , 1701–13. Иоаким Струков , 1714–16, определён в Чудов в келари и был на флоте три года. (С 1721 архим. Донской). Нифонт , 1717–26, в сент. уволен, за старостью. Лев , 1726; † 1729. Паисий , бывший архим. Небина монастыря, определён 25 апр. 1729–30. Нифонт (вторично) 1730–33; †… Тихон определён 16 февр. 1733 († ...?). Сергий определён 24 мар. 1734; † 1735. Иосиф , живший на покое архим. Гледенский, определён 17 февр. 1736, 1736–43. Никон Волосский 1743 перев. из Тамбовского Казанского; по 1748 (в Отроч?). Архимандриты Никон 6 авг. 1748 перев. из Малицкого. Иоасаф , 1750. Поликарп , 1752–59. Иоанн , 1763–76. Христофор (игум.) 1777 перев. из Старицкого; до 1787. Варлаам , 1799–1804. Игум. Платон определён 21 дек. 1824, а в февр. 1829 перев. в Лужецкий. – Агапит , 1838–40. – Виталий , 1840–50. Архим. Макарий , 1851–69. 9 Нилов Столбенский, от Осташкова в 7 верстах, основан св. Нилом († 7 дек. 1554 119 ) и потом Германом. Ныне заштатный. [V, 202.] Строители Герман , основатель, 1594–1614. Нектарий Теляшин , 1615–1636, 7 февр. хирот. в архиепископа Сибирского, но 7 янв. 1640 уволен сюда-же и оставался строителем до кончины своей 15 янв. 1667. Игумены Дорофей , 1636–44. Боголеп , 1645–47. Пахомий , до 1667. Герман , 1667–72. Александр 20 янв. 1673 перев. из Могилевской пустыни, а 11 февр. 1679 – в Серпуховский Высоцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1606 15) Во время пожара во Пскове на Полонище, у Успенского монастыря, загорелось Печерское подворье. 1608 16) Во Пскове погорели – Печерское подворье, церковь Св. Варлаама, а в Крому был пороховой взрыв. 1609 17) Принесенный из Печерского монастыря образ Пресвятыя Богородицы встречали всем городом Псковом, за Великою рекою, на Трубиной горе, а город был на этот раз отперт. 1611 18) Новгородцы со Шведами зимою выжгли Запсковье и ходили под Печеры. После них, туда же подходил пан Лисовский, взял Печерский острог и все лавки и пошёл к Изборску. 10 Марта литовский отряд воеводы пана Ходковского пришёл также к Печерам, внезапно ворвался в монастырь, поздно вечером и, по причине темноты, занимал оный около 5 часов; затем утром, когда была вынесена чудотворная икона Одигитрии Пресвятыя Богородицы, враги пришли в замешательство и побегли из монастыря, гонимые невидимою силою. 17 Марта пришел в Печеры и сам Ходковский со многими людьми и с большою артиллериею, стоял 5 недель и два дня, сделал под крепостью подкоп и 7 приступов, разбил башни и город, но монастыря взять не мог. 1612 19) В Июле Шведы приходили в Печерский монастырь; ночью ворвались в оный, но были прогнаны. 1613 20) Шведы осенью ходили под Печеры, а весною заняли Вдов. 1615 21) Шведский король 30 Июля, пришед ко Пскову, со всех сторон делал многие приступы. Два раза врывались войска его в самый город, но были отбиты; наконец, по причине зимы, возвратился в Эстляндию. Граждане, похоронив своих убитых, приносили во Псков Печерскую чудотворную икону Божией Матери, для всеобщего благодарственного моления. 1630 22) Был мор в Печерах, от Ильина дня до Рождества Христова и умерло 1700 человек. 1634 23) Литва набежала на Печеры и выжгла посад и ряды; но монастырские служки, с несколькими поселянами и детьми боярскими, нагнавши их на границе, побили и многих пленили. 1649 24) Января 17 старец Андриян Теляшин, со слугою Иваном Михайловым и с товарищами, ездил в Москву, по Государеву указу, с Государевыми жалованными грамотами и с монастырскими всякими вотчинными крепостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В состав Жития входит рассказ о приходе прп. Германа на о-в Столбной и о строительстве Ниловой Столобенской пуст., о преставлении Н. и посмертных чудесах у его могилы. В основном это чудеса исцеления жителей Осташковских слобод и окрестных селений: Иоанна Курова, Нечая Язгинина, Феодора Теляшина, осташковца Никиты и его сына - Селиверста Третьяка, дочери воина Толбузина и 2 детей. Последнее, 9-е чудо - исцеление Исаии Травкова - относится к 1599 г. Точной даты составления 1-й редакции Жития Н. нет, но, основываясь на его тексте, можно утверждать, что оно составлено в кон. XVI - нач. XVII в. Из Жития известно, что Герман передал с клириком Рафаилом свои записки Филофею (Пирогову), но, по всей видимости, первоначально они до него не дошли. Только спустя 2 года, на избирательном Соборе в Москве в 1598 г., прп. Герман встретил настоятеля Троицкой Герасимовой пуст. Феоктиста и передал свои записки для Филофея (Пирогова). Содержащий и текст предисловия, и текст Жития 1-й редакции список сохранился в декабрьской Четье-Минее Троице-Сергиева мон-ря (Там же. 672), составленной в 1630 г. по поручению архим. прп. Дионисия (Зобниновского) иноком Германом (Тулуповым) из Старицы ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 297). Наиболее ранний список Жития Н. 1-й редакции относится к нач. XVII в. и представляет собой не содержащую предисловия лицевую рукопись (РНБ ОР. Q.1.329), украшенную 38 миниатюрами в полный лист. Миниатюры подробно иллюстрируют жизнь Н. от рождения до преставления, последние посвящены построению храма, «чуду первого образа Н.», а также 5 чудесам исцеления у гробницы Н. К нач. XVII в. относится также рукопись Жития Н. (РГБ ОР. Ф. 310. 345), в к-рой после «Чуда об Исаие Травкове» помещена краткая история составления Жития. Также к 1-й редакции Жития относится памятник 1698 г. из собрания ГАТвО (Ф. 1409. Оп. 1. Д. 148, 1698 г.). В рукописи сохранилась запись: «Сия тетрадь Осташкова Иосифова монастыря крестьянина Кирилла Константинова сына Демехова. Писано 207(1698) года ноября в 14 день».

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Никогда в жизни она так спать не хотела – засыпает стоя и все. Тут она видит, что неладно что-то, раскаялась и понесла четки обратно. Хочет их незаметно повесить на место, а старец Агапит открыл глаза, смотрит на нее и смеется: «Открой-ка мой ящик.» Дуня открыла. «Вот возьми там четочки. Те легонькие, а эти мои слишком тяжелы для тебя.» Невольно вспоминается эпизод в одной из любимых оптинских книг о молитве Иисусовой – «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»: святость старца передалась его четкам, и когда странник отмахнулся ими от волка, то был спасен от растерзания хищным диким зверем 154 . В последние годы своего земного жития о. Агапит порой впадал как бы в слабоумие, хотя в просветах сохранял и прозорливость и духовную высоту. Старец Нектарий говорил, что болезнь ему попущена за отказ от общественного служения. Небесный покровитель архимандрита Агапита преподобный Агапит Исповедник был против его желания рукоположен в сан пресвитера епископом города Синады. Тот епископ вскоре скончался, и тогда по избранию духовенства и народа на его место был поставлен святой Агапит, который с принятием святительского сана был удостоен от Господа дара пророческого прозрения. О. Нектарий и сам не хотел выходить из полузатвора – он тоже предвидел разгром Оптиной и все последующие страдания, – поэтому подвиг старчества принял только тогда, когда от него этого потребовали «за послушание». За два года до избрания старцем о. Нектарий в таинственном сне видел огромное поле, на котором происходила «страшная битва между бесчисленным полчищем богоотступников и небольшой ратью христиан». И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут ( Деян.2:17 ). О своем пророческом сновидении о.Нектарий поведал в оптинской больнице Сергею Александровичу Нилусу, причем начало рассказа совпало с приходом о. Агапита. В дневниковой записи от 17 марта 1910 года С.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010