Несмотря на многочисленные заботы по епархии, архиепископ Нектарий продолжал переписываться с братией родной пустыни, посылал им свои наставления, а через четыре года испросил разрешение вернуться. Разрешение было получено 28 декабря 1639 года, и архиепископ Нектарий, отслужив на Крещение 1640 года последнюю литургию, простился с паствой и 7 января выехал в Москву. Хотя недолго управлял архиепископ Нектарий Тобольской епархией, но оставил по себе добрую память как о пастыре благочестивом и прозорливом. Составитель краткой записки о деятельности его в Тобольске, Н. А. Абрамов, писал о нем: «Архиепископ Нектарий известен духовным просвещением, строгим иноческим подвижничеством, святою, богоугодною жизнью и терпением. Тело его погребено далеко от Сибири, но имя и память о нем будут здесь незабвенны». При архиепископе Нектарии в Тобольской епархии прославилась чудотворениями икона Божией Матери Абалакская. Приехав в марте 1640 года в Нило-Столобенскую пустынь, архиепископ Нектарий до 1647 года не принимал на себя официально управления монастырем, а был только советодателем игумена Дорофея. С 24 ноября 1647 года ему снова было предоставлено управление монастырем со званием строителя. В царствование Алексея Михайловича обители были даны большие льготы: право беспошлинной рыбной ловли на озере Ильмень, назначение большой денежной и хлебной руги и прочее. В монастыре уже были две большие деревянные церкви. Но в ночь на 27 августа 1665 года пожар истребил монастырские здания. При этом бедствии архиепископ Нектарий не пал духом. Он наскоро устроил маленькую деревянную церковь и задумал сооружение каменного храма над могилой преподобного Нила († 1554; память 27 мая/9 июня, 7/20 декабря, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых). Получив в Москве разрешение на строительство, он начал заготавливать материалы. В следующем, 1667 году, уже восьмидесятилетним старцем, он снова поехал в Москву, но здесь заболел и скончался 15 января 1667 года (в схиме). Отпевание его совершил в Чудовом монастыре патриарх Антиохийский Макарий, приехавший в Москву для суда над патриархом Никоном († 1681), с сонмом святителей. Тело покойного, согласно его завещанию, было отправлено 22 января в Нилову пустынь, и сам царь Алексей Михайлович пешком проводил тело за пределы Москвы. Погребение было совершено в феврале месяце Тверским архиепископом Иоасафом († 1676).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/154221.html

В Житии преподобного Герасима Болдинского рассказывается, что он, часто подолгу не имея куска хлеба, повесил при дороге «кошницу» (корзину), и прохожие опускали в нее хлеб – милостыню для святого. Также и нищие, шедшие этой дорогой, питались из кошницы преподобного Герасима. Монахи, жившие не очень далеко от крестьянских поселений, обычно занимались какимнибудь ремеслом и меняли свое рукоделие на хлеб и другие продукты. Преподобный Мартирий Зеленецкий, живя в своей землянке, плел лапти из лыка («калиги лычны») и посылал их с неким крестьянином в село. Взамен жители того села отправляли преподобному хлеб или другие продукты, а он за них молил Бога. Преподобный Дионисий Глушицкий делал «спириды» (корзины), работал в кузнице и так питался от труда своих рук. А кроме того, преподобный еще писал иконы. По преданию, именно он написал прижизненный образ святого Кирилла Белозерского. Обычно жития умалчивают о том, какие муки голода испытывали подвижники, обосновываясь на новом месте. В Житии преподобного Александра Свирского есть рассказ самого преподобного о годах своего отшельничества. Его сохранил боярский сын Андрей Завалишин. Он имел поместье на реке Свирь и любил здесь охотиться. Однажды во время охоты на оленя Завалишин углубился в чащу леса и увидел келью отшельника, так он познакомился с Александром Свирским . Подвижник рассказал ему, что уже семь лет живет в этой келье, не видя лица человеческого. Изумленный Андрей спросил его, чем же он питался все эти годы. Преподобный Александр ответил, что ел он «былие» (траву), росшее в лесу, которое смешивал с «перстью» (землей), хлеба же не имел никогда. На следующий вопрос Завалишина, как он мог перенести такое, подвижник сказал, что сначала он сильно страдал «утробой» и сердечными болями, так что даже катался по земле. А потом посланный от Бога ангел исцелил его. Что же за «былие» ели отшельники, чтобы выжить в наших северных лесах? Ответ на этот вопрос содержит послание святителя Нектария (Теляшина), архиепископа Сибирского и Тобольского. Будущий святитель был сыном крестьянина Патриаршей Осташковской слободы и еще в детстве поступил в Нило–Столобенскую обитель. Два года он обучался в монастыре грамоте и правилам иноческой жизни, потом принял постриг, стал иеромонахом, а затем и настоятелем монастыря. Но в 1636 году вопреки своему желанию игумен Нектарий был посвящен в архиерейский сан и возведен на Сибирскую кафедру. Через три года он попросил царя Михаила Феодоровича вернуть его в родной Нилов монастырь. В прошении он писал: «Како мне забыти труды и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить: какова милость Божия надо мною грешным была в Пустыни, и что мы кушали: вместо хлеба траву папорть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятлевину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолкши, а гладом не уморил нас Бог?» (Ныло–Столобенская пустынь. С. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—443— 1881 г. 29-го ч., выслушав в монастыре раннюю литургию, я отправился, в сопровождении архимандр. Арсения, на пароходе, для обозрения церквей, находящихся на берегу озера Селигера. Обозрено было 5 церквей в следующих сёлах: 1) В Рожке. Здесь в XVI веке существовал Николаевский мужской монастырь. Игумен этого монастыря Сергий был духовником преподобного Нила Столобенского, которого он напутствовал Св. Тайнами пред его блаженной кончиной, последовавшей 7-го декабря 1555 года. В настоящее время, на месте бывшей обители, существует погост с приходской церковью во имя Успения Божией Матери, построенной в 1757 году тщанием прихожан. При ней два придела во имя Свят. Николая и преп. Нила Столобенского. В главном алтаре достойна примечания запрестольная икона Божией Матери, сохранившаяся от прежней обители и пожертвованная в неё Строителем Ниловой Пустыни Нектарием Теляшиным (1615–1636 г.), впоследствии архиепископом Тобольским. В церкви имеется ещё древний образ Живоначальной Троицы, писанный в 1681 г. В правом приделе на царских вратах резное изображение Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рожковский приход состоит из 680 д. муж. пола. Причт составляют священник и диакон. Священник Порфирий Ардалионов Грешищев (42 лет) студент семинарии; вдов и обременён семейством, состоящим из семи душ – четырёх сыновей и трёх дочерей. Диакон Павел Лебедев (61 г.), получивший образование в среднем отделении Тверской Семинарии, отличается любознательностью и особенной ревностью к народному образованию. В 1860 г. открыл в своём доме церковно-приходское училище и преподавал уроки безмездно, – за что в 1868 г. получил благословение Св. Синода. Священником Грешищевым ведётся церковная летопись, в которой, между прочим, заключается следующая характеристика прихожан. „Все прихожане, – пишет в своей Летописи о. Грешищев, – племени великорусского, без всякой примеси дру- —444— 1881 г. гого, и говорят правильным чистым русским языком, искони православные и нет в приходе ни одного раскольника, ни одного сектанта или другого какого иноверца. Степень их религиозности и нравственности сравнительно с другими приходами выше, – что и выражается ими как усердием к храму Божию, к богослужению и служителям его, так и в скромной, честной и трудолюбивой жизни, имеющей впрочем и свои неизбежные недостатки, проявляющиеся особенно в гордости, тщеславии, в пиршествах и одежде часто не по средствам. Между религиозными предрассудками особенно выдаётся предубеждение против таинства Елеосвящения, считают его каким-то отпевом на тот свет, что особоровавшийся, по выздоровлении своём, не должен есть мясной пищи, иметь сообщение с женой и т. п., также сильно предубеждение возрастных девиц против частого хождения к богослужению из нежелания прослыть богомолками. Но всё это и подобное тому, вследствие внушений местного настоящего священника, прихожане мало-помалу оставляют и мрак невежества редеет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 2000 году состоялось прославление в числе новомучеников Российских пострижеников Ниловой пустыни: преподобномученика Виталия, священномучеников Петра и Вениамина. В 2003 году были обретены мощи святителя Нектария (Теляшина). Произошло это во время раскопок в подвальном помещении Богоявленского собора, где ныне и хранятся мощи. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Утраченные святыни [ править править код ] Архитектура [ править править код ] К началу XX века Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленс­кий собор, архиерейские кельи, а также протяженная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уе­диненный живописный облик и стала более походить на петербургскую го­родскую площадь. В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высо­кой гранитной набережной. Эта протяженная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архи­ерейских келий, она " усиливала " , " укрепляла " крохотную территорию остро­ва. Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистичес­ких особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уни­кальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня. Монастырские корпуса соборного двора [ править править код ] По восточной и южной сторонам центрального монастырского двора расположен сплошной двухэтажный корпус готической архитектуры с полуколоннами, куполами и пирамидками на углах, построенный в 1836-1838 годах. В юго-восточном углу, в связи с храмом Преподобного Нила, как и прежде, ныне размещаются Архиерейские покои. На южной стороне – бывший братский корпус (1800-1801 годов). В юго-западной части корпуса находились ризница и казенная палата. С западный стороны, примыкающий к корпусу бывшей казенной палаты, бывший казначейский и настоятельский корпус (1792-1794 года постройки) – ныне новая монастырская трапезная. С северной стороны – двухэтажный бывший трапезный корпус. Первый этаж - самая старая сохранившаяся постройка монастыря – построен в 1669-1672 годах. Второй этаж надстроен в 1758 и 1804 годах. Корпус ныне также реставрируется.

http://azbyka.ru/palomnik/Нило-Столобенс...

80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Гавриил Розанов 1848–1857. Филофей Успенский 1857–1876. Еп. до 1861. Алексий Ржаницын 1876–1877. Евсевий Ильинский 1877–1879. Савва Тихомиров 1879–1896. Еп. до 1880. Димитрий Самбикин 1896–1905. Еп. до 1898. Николай Зиоров 1905. Николай Налимов 1905. Алексий Опоцкий 1905–1910. Антоний Каржавин 1910. Старицкое викариатство 54 Епископы (в Твери): Иринарх Полов 1836. Неофит Соснин 1836–1838. Антоний Николаевский 1867–1873. Антонин Державин; 1883–1886. Гавриил Голосов 1886–1897. Павел Поспелов 1897–1899. Василий Царевский 1900–1902. Александр Головин 1903–1908. Алипий Попов 1908. Тобольская, учр. в 1620 г. Кафедра в Тобольске Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624. Макарий Кучин 1624–1630. Нектарий Теляшин 1636–1640. Герасим Кремлев 1640–1650. Симеон 1651–1664. Митрополтпы Сибирские и Тобольские: Коркнлий 1664–1677. Архп. до 1668. Павел 1678–1602. Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701. Св. Димитрий Туптало 1701–1702. Филофей Лещинский (в схиме Феодор) 1702–1711. Иоанн Максимович 1712–1715. Филофей Лещинский (вторично) 1715–1721. Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740. Никодим Скребницкий 1740. Арсений Мациевич 1741–1742. Антоний Нарожницкий 1742–1748. Сильвестр Гловатский 1749–1755. Павел Конюскевич 1758–1768. Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802. Еп. до 1792. Антоний Знаменский 1803–1806. Амвросий Келембет 1806–1822. Амвросий Рождественский 1822–1825. Евгений Казанцев 1825–1831. Павел Павлов (Морев) 1831. Афанасий Протопопов 1832–1842. Владимир Алаувдин 1842–1845. Еп. Георгий Ящуржинский 1845–1852. Евлампий Пятницкий 1852–1856. Феогност Лебедев 1 1856–1862. Еп. до 1862. Варлаам Успенский 1862–1872. Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880. Василий Левитов 1880–1885. Авраамий Летницкий 1S85–1889. Иустин Полянский 1889–1893. Агафангел Преображенский 1893–1897. Антоний Каржавин 1897–1910. Евсевий Гроздов 1910. Березовское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы: Ефрем Рязанов 1871–1874. (Вакантно с 25 мая 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Три переписные книги обители XVII в. (1636, 1647 и 1663) находятся в НИОР РГБ (Ф. 200. 104), еще 2 (1667 и 1672) - в ТГОМ (КОФ 24125, 24126), синодик кон. XVII в. и вкладная книга 1860 г.- в НИОР РГБ (Ф. 200. 18, 19), грамота митр. Новгородского Питирима (впосл. патр. Московский и всея Руси) на открытие мощей прп. Нила (10 июня 1667; КОФ 1843/8) и синодик 40-х гг. XIX в.- в ТГОМ. Сохранились подлинник указной памяти кн. Лыкова свт. Нектарию от 17 янв. 1629 г. (РГАДА. Ф. 1455. Оп. 4. Д. 326), грамоты приказа Большого дворца, челобитная игум. Германа II с описанием явлений у мощей прп. Нила Столобенского при копании рва в 1667 г. и росписью его чудес до явления мощей (1667; РГАДА. Ф. 1455. Оп. 4. Д. 357). В XVI-XIX вв. Н. С. п. являлась важным центром книгописания Верхневолжья. В 1614 г. прп. Герман составил «Духовную память». Свт. Нектарий (Теляшин) переписал «Творения прп. Симеона Нового Богослова» (РГБ НИОР. Ф. 200. 54), «Паренесис» прп. Ефрема Сирина, Святцы с тропарями и кондаками и с молитвами, Потребник, Требник, написал Житие прп. Нила Столобенского, а также «Слово похвальное преподобному Нилу Столобенскому» ( Барсегян (Куксинская). 2017. С. 436-437). В 1697 г. Скитский патерик (азбучный) составил трудник «многогрешный калиграф Михаил Иоаннов сын Усачев» (РГБ НИОР. Ф. 200. 23). В кон. XVIII в. «Творение Симеона Нового Богослова» переписал К. С. Конягин - известный скульптор из Осташкова (трудник, затем послушник Н. С. п., позднее принявший постриг с именем Кесарь) (РГБ НИОР. Ф. 200. 55). Библиотека Библиотека Н. С. п., формировавшаяся при прп. Германе, в 1614 г. включала 1 печатную (Служебник, купленный прп. Германом в Москве) и 31 рукописную (в т. ч. канон прп. Нилу Столобенскому, 2 списка устава обители, Житие прп. Нила) книгу. При этом книги, посвященные прп. Нилу, постепенно стали составлять особый раздел б-ки ( Барсегян (Куксинская). 2017. С. 431). Расширение б-ки стало особой заботой игум. Нектария. Известно о покупке им неск. рукописных книг («Рай», «Златоуст», сборники творений прп. Ефрема Сирина, аввы Дорофея и свт. Григория Богослова, Житие Андрея, Христа ради юродивого). В период архиерейского служения в Тобольске свт. Нектарий составил, переписал и собственноручно украсил синодик Н. С. п. (ныне в НИОР РГБ), ему атрибутируется расширенная редакция Жития прп. Нила Столобенского, созданная на основе житийной лит-ры XVI-XVII вв. В обители хранился и переписанный свт. Нектарием комплект Четьих-Миней. Приобретал свт. Нектарий и печатные книги, среди его покупок - Апостол, Евангелие и Пятикнижие Моисеево.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

С. п. из Осташкова мощей прп. Нила Столобенского. Крестный ход из Осташкова в обитель 9 июля, а также крестный ход на о-ве Столбном вокруг обители стали с этого времени ежегодными. С 90-х гг. XX в. ведется полномасштабная реставрация архитектурного ансамбля Н. С. п. (к 2018 в стадии завершения). В 2003 г. при раскопках в склепе под Богоявленским собором была обретена глава свт. Нектария (Теляшина). В 90-х гг. XX - нач. XXI в. к лику святых были причислены митр. исп. Николай (Могилёвский) и иером. Петр (Козлов) , преподобномученики мон. Виталий (Кокорев) , иером. Владимир (Загреба) и схим. Дионисий (Петушков) , в разное время входившие в братию пустыни. Пострижеником Н. С. п. был архим. прмч. Сергий (Зайцев) - последний настоятель Зилантова мон-ря в Казани (см. Казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь ). После смерти 2 мая 2010 г. архим. Вассиана наместником Н. С. п. постановлением Синода от 31 мая 2010 г. утвержден архим. Аркадий (Губанов). Священноархимандритом Н. С. п. является митр. Тверской и Кашинский. В июле 2011 г. открыты и освящены ризница и музей «Наследие преподобного Нила». В музее - неск. отделов, в которых собраны иконы, скульптура, предметы прикладного искусства, книги, также есть отдел, посвященный истории мон-ря в советский период. В фондах музея хранятся произведения XVI - нач. XXI в. Особенность музея состоит в том, что в нем широко представлены иконы и скульптура Осташковской художественной школы, а также работы тверских иконописцев, в т. ч. уникальная коллекция икон и скульптурных изображений прп. Нила Столобенского. В пользование обители передано ок. 300 га земли, в т. ч. территория о-ва Столбного (ок. 10 га), где организовано монастырское хозяйство, а также земли у деревень Светлица и Старые Поля (7 га сенокоса). Неподалеку от о-ва Столбного Н. С. п. отведена небольшая часть оз. Селигер, где братия занимается рыбной ловлей, в дер. Рылово Селижаровского р-на находится монастырская пасека. В 1991 г. Н. С. п. были переданы земли Оковецкого источника в Селижаровском р-не, началось его возрождение, возведена ц.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

В 1614 г., незадолго до смерти, Г. составил «Духовную память», являющуюся первым историческим описанием Ниловой Столобенской пуст. Дата кончины святого указана в монастырском синодике 1638 г. Преемником Г. по управлению пустынью стал его ученик, избранный святым на игуменство, св. Нектарий (Теляшин) , впосл. архиеп. Тобольский и Сибирский. Г. был похоронен у колокольни монастырской Богоявленской ц., могила святого почиталась в обители. После того как в 1821-1825 гг. был построен каменный Богоявленский собор (сохр.), гробница святого оказалась в подвале собора. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. по благословению Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор установлен ок. 1831). 5 июля 2005 г. в дер. Соснице Осташковского р-на архиеп. Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) и архиеп. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) освятили строившуюся с 2003 г. 2-этажную деревянную церковь, в к-рой верхний храм посвящен Г., нижний - прп. Нилу Столобенскому. В 2005 г. было создано правосл. братство во имя Г. Арх.: РГБ. Ф. 304. 672. Л. 85-108 [Житие прп. Нила Столобенского в декабрьской Четьей-Минее/Сост. Г. Тулупов, 1630 г. История создания Жития - л. 85-86]. Ист.: Герман Столобенский. Духовная память// Успенский В. П. Историческое описание Ниловой Столобенской пуст. Тверской епархии Осташковского у. Тверь, 18762. С. 17, 135, 138; Рукописные собрания ГБЛ. М., 1986. Вып. 1. Ч. 2. С. 338, 339, 341. Лит.: Пустынь прп. Нила//Журн. МВД. 1843. Июнь. С. 397-398; Филарет (Гумилевский). РСв. 1865. Кн. 3. С. 527-528; Ключевский. Древнерусские жития. С. 313-314; Рачинский А. В. Нилова пустынь в первые полтораста лет ее существования. М., 1876. С. 2, 10; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 6. Февр. С. 192-195; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 498-499; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 349, 352-353; Лихачёв Д. С. Филофей Пирогов//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 473-474; Нило-Столобенская пустынь/Сост.: иером. Митрофан (Заридзе). Тверь, 2000. С. 29-32; Барсегян Т. В. Земля истока... Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001. С. 110-112, 122-305.

http://pravenc.ru/text/164713.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010