В Великом Устюге до приезда тихоновского архиерея Иринарха [Синеокова], видно специально посланного митрополитом Петром Крутицким в этот ответственный момент, и духовенство, и миряне староцерковники охотно посещали обновленческие беседы и лекции и обнаруживали миролюбивое настроение. С приездом епископа Иринарха положение изменилось. В результате, от приглашения на объединенный епархиальный съезд все тихоновцы во главе с епископом Иринархом отказались и даже не приняли делегацию от епархиального съезда. [...] В Вятской епархии тихоновский епископ (Яранский) Нектарий [Трезвинский] на все мирные воззвания и приглашения синодалов ответил архипастырским посланием вятской пастве. “Богомерзкого, обновленческого движения отрицаюся [...] и анафематствую оное. Богомерзский, разбойничий, так называемый Собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафематствую (!), со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не иметь церковного общения. Православные вятичи! Волк в овечьей шкуре обновленец архиепископ Иоасаф [Рогозин] обратился к верующим. [...] Бдите, православные, како опасно ходите. Дние лукави суть». Дальше епископ Нектарий [...] заявляет, что синодальное священство безблагодатно, что таинства, совершаемые им, недействительны, молитвы не имеют силы, евхаристия – простые хлеб и вино, исповедь не разрешает грехов, и призывает не ходить на Собор, как еретический. Так было в Вятке встречено тихоновцами [...] обращение архиепископа Иоасафа [Рогозина]. [...] В Омске епархиальный совет в расширенном собрании постановил послать к тихоновскому епископу Виктору [Богоявленскому] депутацию для вручения материалов к вопросу о переговорах. Для избежания перетолков депутация взяла с собою даже юрисконсульта. Еп[ископ] Виктор сначала, видимо, смутился прямо отказаться и обещал запросить Москву. Но через два дня он дал свой ответ и без Москвы, заявив в публичной проповеди , что синодальная обновленческая Церковь еретическая, отрицает Божество Христа Спасителя и выбрасывает святые иконы. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

21 марта 1921 года протоиерей Сергий был арестован. 20 апреля Коллегия ЧК Симбирской губернии постановила заключить священника на пять лет в концлагерь.  22 февраля 1924 года Комиссия НКВД по административным высылкам изменила приговор на два года ссылки в Зырянский край. Через восемь месяцев отец Сергий был освобожден; возвращаясь в Симбирск, он остановился в городе Вятке, так как не имел средств доехать до Симбирска, и на следующий день по приезде в Вятку был назначен настоятелем Успенского собора в городе Яранске. В январе 1925 года в Яранск прибыл направленный сюда Патриархом Тихоном епископ Нектарий (Трезвинский), он назначил протоиерея Сергия своим секретарем; в этой должности отец Сергий пробыл до ареста владыки. Активная церковная деятельность православных привлекла внимание властей. 5 апреля 1925 года епископ Нектарий был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму Вятского ОГПУ. Желая избежать ареста, отец Сергий решил ехать в Москву и перед отъездом зашел в дом к священнику Милославскому попрощаться, и тот предложил ему взять повестку, врученную ему накануне следователем, приглашавшим отца Сергия на допрос, но отец Сергий не взял ее.  Протоиерей Сергий отправился в Арзамас, а оттуда пешком в Саровскую пустынь помолиться преподобному Серафиму. В Сарове он прожил больше недели, усердно прося преподобного о помощи. Из Сарова он выехал во Владимир, оттуда в Муром, и здесь ему сообщили, что вскоре освободится место священника, о чем его известят. Отец Сергий уехал в Москву и вскоре получил телеграмму, что место освободилось. Выехав в Муром, он прибыл туда в тот день, когда там развернулась многолюдная ярмарка. Но невозможно избежать креста для служителя Господа, сама эта попытка привела его попущением Господним к еще большему смирению. Обо всем происшедшем с ним на ярмарке отец Сергий писал впоследствии супруге Марии: «Господь послал для меня новое испытание... В Муроме 25 июня старого стиля, в день Петра и Февронии, Муромских чудотворцев (я в этот день служил в соборе и у раки святых молился о благополучном исходе твоей болезни), я задержан, арестован и заключен в Муромскую тюрьму, где просидел недолго, этапом через Московскую Таганскую переправлен во Владимир. Теперь сижу здесь. Через два дня будет две недели как я за решеткой... Видно, Господу не угодно пока, чтобы мы устроились так, как было хотели... Заключенные со мною говорят, что это — судьба, злой рок. Долго сам я даже недоумевал, как мог очутиться в таком положении, но священники и архиереи, находящиеся в тюрьме, видят в этом верх испытания, которым Господь испытует мою веру и любовь. Этим они меня успокоили... Перенесем оба, что еще суждено, стоически Только слушай же спокойно, как Господь меня испытует.

http://foma.ru/govoryat-xristianstvo-otz...

Храм в саманном домике В 1930-1950-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа — Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. Шесть лет здесь провел в заключении схиархимандрит Севастиан (Фомин), ­которого многие верующие знают как Севастиана ­Карагандинского, одного из самых почитаемых ныне святых Казахстанской земли. Будущий старец родился в крестьянской семье и был младшим из трех братьев. Когда ему было четыре года, умер отец, через год — мать. Следом за средним братом Романом, принявшим постриг в Оптиной пустыни, он в январе 1909 года поступил келейником к преподобному Иосифу (Литовкину) в Предтеченский скит Оптиной пустыни . После кончины своего наставника стал келейником преподобного Нектария Оптинского (Тихонова). В 1917 году пострижен в мантию с именем Севастиан. В 1918 году декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но монастырь продолжал существовать в качестве сельскохозяйственной артели. В 1923 году богослужения были запрещены, а скит был закрыт. Отец Севастиан, как и большинство монашествующих, перебрался в Козельск, где по благословению старца Нектария стал служить в Илиинском храме. Он решительно противостоял обновленцам, поддерживал связь с бывшей оптинской братией, окормлял многих монахов и монахинь из разоренных обителей, проживавших в городе, а также прихожан, посещавших ранее Оптину. Это не могло нравиться новой власти. В феврале 1933 года его арестовали; на вопрос следователя, как священник относится к советской власти, он отвечал: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей... Нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся». Чтобы священник отрекся от веры, его оставляли на ночь на морозе в одной рясе. «Матерь Божия опустила на меня такой " шалашик " , что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: " Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму " », — вспоминал он впоследствии свое пребывание в тамбовском ОГПУ.

http://patriarchia.ru/db/text/6093958.ht...

С.А. Нилус в Оптиной. Искушения, постигшие старца Варсонофия. Перемещение его в Старо-Голутвин монастырь Глава 32. Духовный подвиг отца Варсонофия. Его кончина и погребение в Оптиной пустыни. Некрополь 1900-х годов Глава 33. Приезд в Оптину владыки Михея (Алексеева). Посещение Оптиной Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой Глава 34. Начало Первой мировой войны. Кончина настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Ксенофонта (Клюкина). Избрание на его место архимандрита Исаакия II (Бобракова). Романовы в Оптиной: князь Константин Константинович младший (сын К.Р.), Великий князь Дмитрий Константинович (брат К.Р.). Трудности военного времени Глава 35. Старец Анатолий (Потапов) Глава 36. Всероссийский Церковный Собор 1917 года (восстановление патриаршества). Декрет 1918 года о закрытии монастыря Оптина пустынь. Жизнь обители под видом трудовой артели. Открытие музея в монастыре. Отец Феодосий (Поморцев). Кончина старца Анатолия Глава 37. Старец Нектарий (Тихонов). Власти разгоняют монахов из обители Глава 38. Аресты монахов. Оптинские монахи в Козельске. Старец Нектарий в ссылке в селе Холмищи. Отец Никон (Беляев). Крестный путь рассеянного братства Глава 39. Духовная деятельность отца Никона в Козельске. Его арест Глава 40. Кончина старца Нектария. Жизнь и смерть отца Никона в ссылке Глава 41. Отец Досифей (Чучурюкин). Жизнь архимандрита Исаакия в Белёве. Его арест вместе с группой единомышленников и расстрел Глава 42. Оптинские монахи в рассеянии: служение в миру, тюрьмы, лагеря, расстрелы, ссылки. Их святое стояние в непоколебимой вере и верности Христу Список цитируемой литературы Памяти монаха Лазаря (Афанасьева)     Пролог Русский летописец под 6545 (1037) годом отмечает, что от крещения Руси «нача вера хрестьяньска плодитися... и манастыреве починаху быти. И бе Ярослав, любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце» 1 , то есть более всего любил монашество. В те времена и многие века позднее монашеским духом пронизан был вообще весь быт православных 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   3 червня 2009 р. 17:00 Православие и оплот секуляризма. Роль восточного христианства в единой Европе будет возрастать, уверен протоиерей Антоний Ильин [Ihmepb " ю] Накануне выборов в Европарламент корреспондент «НГ-религий» обратился к настоятелю Свято-Николаевского собора в Брюсселе, и.о. представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерею Антонию Ильину с вопросами о роли христианских ценностей в европейской политике, о месте Православной Церкви в объединенной Европе и о перспективах русского языка в странах Евросоюза. 5 травня 2009 р. 14:24 Блаженнейший Митрополит Иона: «Православная Церковь наиболее твердо противостоит духу этого мира» [Ihmepb " ю] 4 мая завершился визит в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского и Нью-Йоркского, Митрополита всей Америки и Канады Ионы. Предстоятель Православной Церкви в Америке дал интервью порталу Патриархия.ru, посвященное итогам состоявшегося визита. 24 2009 р. 21:00 Архимандрит Закхей (Вуд): «В Американской Церкви есть Предстоятель, который молитвенно объединяет всех нас» [Ihmepb " ю] В преддверии визита в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Ионы, Митрополита всея Америки и Канады, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд) ответил на вопросы корреспондента портала Православие.ru. 12 2009 р. 13:00 Архимандрит Нектарий (Мулациотис): Игумен Ватопедского монастыря Ефрем верит в справедливость и надеется, что истина восторжествует [Ihmepb " ю] Архимандрит Нектарий (Мулациотис) — единственный греческий клирик, решившийся встретиться с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом, несмотря на разразившийся вокруг Ватопеда финансовый скандал.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

3 Прп. старец Оптинский Варсонофий (Плиханков , 1845–1913), схиархимандрит, полковник в миру. Духовный отец прп. Никона. Послупил в Оптину в 1891 г. по благословению прп. Амвросия. Ученик прп. Анатолия (Зерцалова) , затем обращался к прп. Нектарию. В 1912 г. был назначен настоятелем Старо-Голутвина подмосковного монастыря с возведением в сан архимандрита, где и скончался. О нем см.: Житие Оптинского старца Варсонофия. Изд. Оптиной Пустыни, 1995. 463 с. (Преподобные Старцы Оптинские). 6 Прп. старец Оптинский Макарий (Иванов , 1788–1860), иеросхимонах, скитоначальник. Ученик Оптинского старца Льва. Окормлял братию и большое число богомольцев. При о. Макарии расцвела книгоиздательская деятельность Оптиной. 7 Хозяйка дома, в котором проживали иером. Никон и мон. Кирилл (Зленко), по переселении в Козельск. 8 Михаил Михайлович Таубе. В последние годы существования Оптиной Пустыни (под видом сельскохозяйственной артели) работал сотрудником музея «Оптина Пустынь». Арестован вместе с о. Никоном 1/14 апреля 1927 г. Сразу после ареста надел подрясник. Многие до этого не знали о том, что он – монах Агапит. До августа 1930 г. отцы были вместе, затем прп. Никона направили в Пинегу, а о. Агапит был оставлен под Архангельском. 9 «Потеря из виду» о. Агапита объясняется тем, что его часто посылали в длительные «командировки» на лесоповал, а о. Никона не трогали по причине больной ноги. 10 Прп. старец Оптинский Нектарий (Тихонов , 1853–1928), иеросхимонах, восприемник от схимы старца Варсонофия. Прп. Нектарий прожил 25 лет в одной келлии, занимаясь чтением духовных книг, научной и художественной литературы. В 1913 г. избран Старцем. После закрытия Оптиной жил в с. Холмищи Брянской обл., передав своих духовных чад прп. Никону (Беляеву) . О нем см.: Житие оптинского старца Нектария. Изд. Оптиной Пустыни, 1996. 319 с. (Преподобные Старцы Оптинские). 13 О. Аифал (Александр Панаев), Оптинский иеромонах. После закрытия монастыря служил в козельском Успенском соборе. Возвращаясь в Козельск из ссылки, был избит бандитами, которые думали найти у него деньги, и через несколько часов скончался, восприняв т.о. мученический венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Якова приготовили к погребению, положили в гроб, но вынесли не в холодную Владимирскую церковь, а в теплую больничную, преподобного Илариона, так как не совсем были уверены, что больной мертв. Там гроб стоял двенадцать часов. Только после этого тело Якова стало понемногу застывать. Запаха же никакого не было. Он лежал, как живой, только уста немного запеклись. По всему чувствовалось, что этот юный подвижник, смиренный аскет – угодник Божий. 9 декабря он был погребен на скитском кладбище. Около девяти месяцев – всего-то! – подвизался юноша в монастырской обители послушником, старался преуспеть в молитвенном подвиге, подражая египетским монахам, о которых повествуют древние патерики. «Скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его» ( Прем. 4:13-14 ). Архимандрит Агапит в «Жизнеописаниях почивших скитян» писал: «Можно бы поставить в укор Иакову, что он проходил подвиги самочинно. Но, думается, как можно строго судить шестнадцатилетнего мальчика, безотчетно стремившегося ко спасению своей души? А покойный старец Амвросий имел обыкновение говорить в подобных случаях так: “Всякий подвиг человека, предпринимаемый им ради спасения своей души, приемлется милосердным Господом в умилостивительную жертву”». Кот старца Нектария В Ельце, старинном русском городе, много некогда пострадавшем от татарских полчищ, который высится своими домами, церквями и колокольнями на высоком берегу тихоструйной реки Сосны, – вот в этом городе некогда проводил свое детство будущий преподобный Оптинский старец Нектарий. Это были 1850–1860е годы Его тогда звали Коля Тихонов. Бедно жил отрок, маленький еще, не умеющий как следует осознать своего положения. Его отец, бывший простым рабочим на мельнице, умер. Младшие братья и сестрички тоже, – Господь прибрал, избавил от голодной жизни: в раю поселил с Ангелами. «Было это в младенчестве моем, – рассказывал отец Нектарий о своем детстве, – когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да еще кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?»

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

3 июня 1895 года он, будучи уже рясофорным, был пострижен в мантию с именем Анатолий. А Николай Васильевич Тихонов, поступивший в Иоанно-Предтеченский скит 27 апреля 1873 года, в 1876 году был пострижен в рясофор, в 1887-м в мантию с именем Нектарий. Двадцать лет, до кончины отца Анатолия (Зерцалова) , он был у него келейником. Последние лет пять или шесть он, по благословению старцев Амвросия и Анатолия, жил почти в затворе, в молитве и чтении проводя дни. Будущий священномученик и последний настоятель старой Оптины архимандрит Исаакий в это время тоже был в обители, – он поступил сюда в 1884 году, его звали Иван Николаевич Бобриков 374 . Он был неприукаженным послушником целых 13 лет, а 7 июня 1899 года удостоился пострига в монашество с именем Исаакий. Вот эти люди – как бы опоры, основные скрепы как внешней, так и духовной истории Оптиной пустыни того времени, о котором у нас начата речь. 363 Житие Оптинского старца Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). С. 85. 365 Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). С. 66–67. 368 Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). С. 154 и далее. 373 Калужский епископ Вениамин, при котором пострижен был в иночество будущий старец Варсонофий, знал его еще в миру, когда был священником в Казани. «Указный послушник Павел Иванович Плиханков, – писал владыка, – лично мне известен своей религиозной настроенностью и стремлением к аскетической жизни еще с того времени, когда я был в г. Казани священником» (Житие старца Оптинского Варсонофия. С. 124). 374 Позднее старец Нектарий рассказывал о том, как появился в Оптиной будущий священномученик о. Исаакий. «Блаженный Василий, – рассказывал он, – привел его к батюшке Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит!”. А юноше он сказал: “Тебя казнят”. По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: “Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту!”. Удивительное пророчество... сбылось...» (Житие священномученика архимандрита Исаакия [II]/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). С. 7). Указывается на другой вариант его фамилии, то есть не Бобриков, а Бобраков (см. «Оптинский альманах» 1 за 2007 г.). Однако в Некрополе Оптиной пустыни фамилия его родителя в надгробной надписи значится как «Бобриков». Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последний Оптинский старец преподобный Нектарий (Тихонов), отличавшийся феноменальным образованием, знавший многие языки, наравне беседовавший с людьми науки и читавший наизусть Пушкина и Державина, как-то сказал своему духовному чаду: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». И, следуя примеру своего великого предшественника, преподобный Нектарий также поучал своих подопечных, используя метафоричный и емкий крыловский стих.      Вот и в наше с вами время, возрожденная после годов лихолетья обитель продолжает давнюю и добрую традицию проповеди крыловской басней «вполоткрыта». Чада известного оптинского отца, ныне покойного игумена Феодора (Трутнева) вспоминают, как батюшка, наделенный даром исцелять больных, лечил своих подопечных. Старец быстро обнаруживал необходимый лечебный корень или травку в своей «зеленой аптеке», затем на нужной странице открывал книгу басен Крылова, в которой говорилось, например, что у сильного всегда бессильный виноват, и, объяснив, как надо заваривать лекарственное снадобье, вручал больному брату кулек с корешками. Когда же тот приходил в келью, то чувствовал себя совершенно здоровым… Посещал ли при жизни Крылов Оптину пустынь, доподлинно не известно. Он был скрытен, не вел дневников, друзей не имел. Возможно, и посещал, поскольку много путешествовал, в том числе по святым местам. Кроме всего прочего, от современных оптинских отцов я узнала, что юношей Иван Крылов несколько лет проживал в усадьбе Попелёво, что всего в 10 километрах от Оптиной. Малоизвестный факт биографии писателя подтвердился. Когда-то в Попелёво находилась огромная процветающая усадьба, занимавшая собой практически все село. Два господских дома, дома для прислуги, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, домик священника, псарня, конезавод, каскад прудов – а вокруг сады, сады. В то время в селе, в 40 дворах, жило около четырехсот крестьян. Усадьба была основана в середине XVIII века и принадлежала изначально дворянам Бестужевым-Рюминым, затем с 1793 по 1827 год – тем самым Бибиковым, у которых и трудился то ли писарем, то ли переплётчиком молодой Иван Крылов. Скорее всего, Крылов здесь жил в 1794–1796 годах, но об этом периоде жизни писателя мало что известно. Сейчас той усадьбы нет и в помине, пруды заросли, а сады вымерли. Прискорбная наблюдается картина…

http://pravoslavie.ru/119342.html

В 1903 г. Вячеслава отдали на обучение в Петровское коммерческое училище, которое он с отличием окончил в 1911 г., получив степень кандидата коммерции. Отказавшись от светской карьеры, молодой человек выбрал духовный путь и в 1912 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. На выбор Вячеслава принять монашество и священство повлияли встречи с Оптинскими старцами: преподобными Анатолием (Потаповым) и Нектарием (Тихоновым), а также со священноисповедником Георгием Коссовым.  В 1913 г. во время летних каникул Вячеслав Егоров по приглашению епископа Сергия (Тихомирова) побывал в Японии. С началом Первой мировой войны, взяв академический отпуск, в сентябре 1914 г. он пошёл на фронт братом милосердия в передовой лазарет имени преподобного Серафима Саровского. В феврале 1915 г. Вячеслав демобилизовался по причине заболевания туберкулёзом лёгких и после лечения с осени 1915 г. продолжил занятия в духовной академии.  4 (17) декабря 1915 г. ректором Петроградской духовной академии епископом Ямбургским Анастасием (Александровым) Вячеслав был пострижен в монашество с наречением имени Гурий в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского, 5 (18) декабря рукоположён во иеродиакона, а 6 (19) декабря — во иеромонаха. Продолжая учёбу в академии, иеромонах Гурий по воскресным и праздничным дням совершал богослужения в церкви подворья Покровского монастыря на станции Плюсса Лужского уезда. Одновременно он посещал занятия в Петроградском археологическом институте.  Иеромонах Гурий вместе со своим братом иеромонахом Львом, а также иеромонахом Иннокентием (Тихоновым) занимались религиозным просвещением рабочих в снятой на Лиговском проспекте комнате, а летом — на старой барже на Малой Невке; там же они совершали богослужения. За проповедническую деятельность иеромонахов Гурия и Льва звали «братья Егоровы». В мае 1917 г. иеромонах Гурий закончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатскую диссертацию по истории Русской Церкви на тему «Японский миссионер архимандрит Анатолий (Тихай)» под руководством профессора Б. В. Титлинова (впоследствии одного из идеологов обновленческого раскола). После окончания академии записался вольнослушателем на историко-филологический факультет Петроградского университета, в 1917–1922 гг. посещал занятия, окончил без сдачи экзаменов. В июле 1917 г. иеромонах Гурий был принят в число братии Александро-Невской лавры, получил послушание казначея обители, но уже в конце 1918 г. был освобождён от этой должности.

http://bogoslov.ru/article/6172382

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010