В фондах музея находятся материалы по истории Оптиной Макариевой в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Среди них - фотографии, церковные листки, книги, письма, автографы оптинских преподобных Макария, Льва, Амвросия, Иосифа, Анатолия (Потапова), Варсонофия, Нектария и их духовных чад. Большую историко-художественную ценность имеют живописные портреты старца Макария (2-я пол. XIX в., неизв. художник), старца Амвросия (1892, иером. Даниил (Болотов) ), графические портреты старцев Нектария, Никона (1923, худож. А. Белоконь). Особый интерес представляют мемориальные вещи: коврик из кельи прп. Нектария (Тихонова) (кон. XIX - нач. XX в., бархат, цветная шерсть, ручная вышивка), солонка с надписями: «Не гневи Бога ропотом, молись Ему шепотом», «Благословение скита Оптиной пустыни» (нач. XX в., дерево, токарная работа), книга свт. Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству» (СПб., 1886), на полях и вклейках к-рой - рукописные комментарии и размышления прп. Никона (Беляева) , сделанные в калужской тюрьме осенью 1927 г. После обретения в 1988 г. мощей прп. Иосифа (Литовкина) в музей Д. м. поступили фрагменты облачения из погребения старца: часть схимы, монашеской мантии, пояса с пряжкой и пуговица. В музее Д. м. хранятся кресты-тельники, наперсные кресты и панагии, финифтяные и резные по дереву или перламутру иконки, стеклянные и фарфоровые сосуды для елея, обнаруженные при раскопках безымянных погребений на кладбище Д. м. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Коллегия экономии. Оп. 3. 157. Офицерская опись; Ф. 281. Грамоты Коллегии экономии по Коломенскому и Моск. у.; Ф. 1188. Данилов мон-рь. Ист.: Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 615, 770, 1351, 1420, 1442, 1492, 1496, 1517, 1519; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 730-731, 905-907; 1891. Ч. 2. Стб. 411, 476, 571, 672, 692-693, 964-965; ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1. С. 428-429; ПСРЛ. Т. 7. С. 202; Т. 10. С. 203-204; Т. 13. С. 332; т. 14. С. 72; Т. 15. С. 46, 64; Т. 18. С. 91; Т. 21. С. 48, 297, 298, 319, 398; Т. 22. С. 179; Т. 23. С. 103; Т. 24. С. 116; Т. 25. С. 169; Т. 28. С. 68, 229; Т. 31. С. 81, 84, 131; Т. 34. С. 109, 198, 199, 204, 205; Скворцов Н. А. Архив Моск. Св. Синода конторы: Мат-лы по Москве и Моск. епархии за XVIII в. М., 1914. Т. 2. С. 420, 469, 470, 473; Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950; Антонов А. В. Вотчинные архивы моск. мон-рей и соборов XIV - нач. XVII в.//РД. 1997. Вып. 2. С. 215.

http://pravenc.ru/text/171331.html

«Живи просто, по совести. Помни всегда, что Господь видит все, а на остальное не обращай внимания», – преподобный Анатолий (Потапов). «Главное – остерегайтесь осуждения близких», – преподобный Нектарий (Тихонов). «Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это единственный свет нашей жизни», – преподобный Никон (Беляев). «От креста своего не побегу», – преподобный Исаакий (Бобриков). Первым старцем, основателем оптинского старчества при деятельной поддержке братьев Путиловых – преподобных Моисея и Антония – был преподобный Лев (Наголкин; 1768 – 1841). Последний Оптинский старец преподобный Исаакий (Бобриков; родился в 1865 г.) принял мученическую кончину в 1938 году – по приговору «тройки» он был расстрелян тульским НКВД. В годы старчества отца Макария (1834–1860) и отца Амвросия (1860–1891) небывалый интерес к Оптиной Пустыни пробуждается у русской интеллигенции. Среди паломников того времени – великий князь Константин Романов (известный поэт К. Р.), Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, П. А. Вяземский, Ф. М. Достоевский, супруги Киреевские, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, С. А. Нилус, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, А. М. Жемчужников (Козьма Прутков), А. Н. Апухтин и другие известные деятели русской культуры. Несколько раз был здесь и Л. Н. Толстой. В начале февраля 1917 года Оптину Пустынь посетил великий князь Дмитрий Константинович, который записал пророческие слова старца Анатолия: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит», но после «шторма» «явлено будет великое чудо Божие… – все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным». Перед революцией в обители было около 300 монахов. Декретом СНК РСФСР от 10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, большинство монахов изгнано. Многие из них вскоре были арестованы, сосланы, погибли в лагерях… За следующий 1919 год на военную службу были насильно мобилизованы 60 иноков. В 1922 году был арестован старец Нектарий. После скорого освобождения советские власти запретили ему принимать посетителей, но до самой своей кончины старец окормлял и поддерживал своих духовных чад, среди которых были художник Л. Бруни и актер М. Чехов. Старец Нектарий также предсказывал, что Россия воспрянет и станет богата – не материально, но духовно.

http://pravoslavie.ru/2629.html

Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922) Прп. Анатолий (Потапов) Преподобный Анатолий (младший), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) Прп. Нектарий Оптинский Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, преподобный Нектарий неустанно окормлял верующих. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Прп. Никон (Беляев) Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Многочисленные духовные чада спрашивали старца, кому он передаст их после смерти. Старец говорил келейнику: " Ну кому, кому я их передам? Ну скажи, кому? Пусть Царица Небесная их управит Сама " . 29 июля/11 августа 1922 года за старцем пришли, чтобы вторично арестовать его. Он не противился, но попросил прийти за ним завтра, дав время " подготовиться " . Видя преклонный возраст преподобного, конвоиры уступили. Всю ночь преподобный Анатолий провел в коленопреклоненной молитве, а наутро келейник нашел его мертвым. Пришла комиссия: " Ну что, старец готов? " — " Готов " ,— ответил келейник, впустив конвоиров в комнату, где на столе в гробу лежал " приготовившийся " старец. Господь принял раба Своего в ночь на 30 июля/12 августа 1922 года. Старца Анатолия погребли возле могилки преподобного Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти, повторяя: " А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз.... " Святые мощи преподобного Анатолия Оптинского были обретены 27 июня/10 июля 1998 года и в настоящее время пребывают в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери. Преподобне отче наш Анатолие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Нектарий (Тихонов) Преподобный Нектарий Оптинский (Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в рабочей семье. Отец его скончался, когда мальчику было 7 лет, от голода и болезней умерли братья и сестры. Мать отдала Николая в церковно-приходскую школу и воспитывала его в строгости и благочестии. Однажды любознательный Николай чуть не выколол глаз кошке: ему очень хотелось узнать, почему у нее так ярко светятся глаза. Заметив, что Николай схватил иголку и подкрался к кошке, мать вовремя ударила сына по руке и сказала: — Ах, ты! Вот как выколешь глаз кошке, сам потом без глаз останешься! Через много лет около скитского колодца произошел случай, который напомнил Николаю об этом событии, случившемся в раннем детстве. Когда однажды он подошел к скитскому колодцу, другой монах неожиданно поднял ковш так, что острие пришлось против его глаза.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

В эти дни старца постригли в схиму, и в скором времени ему сделалось лучше, преподобный начал немного есть, подниматься с постели.    Едва окрепнув, старец вновь открыл двери своей келлии для приходившего народа. Многочисленные духовные чада спрашивали старца, кому он передаст их после смерти. Старец говорил келейнику: «Ну кому, кому я их передам? Ну скажи, кому? Пусть Царица Небесная их управит Сама».    29 июля/11 августа 1922 года за старцем пришли, чтобы вторично арестовать его. Он не противился, но попросил прийти за ним завтра, дав время «подготовиться». Видя преклонный возраст преподобного, конвоиры уступили. Всю ночь преподобный Анатолий провел в коленопреклоненной молитве, а наутро келейник нашел его мертвым. Пришла комиссия: «Ну что, старец готов?» — «Готов»,— ответил келейник, впустив конвоиров в комнату, где на столе в гробу лежал «приготовившийся» старец. Господь принял раба Своего в ночь на 30 июля/12 августа 1922 года.    Старца Анатолия погребли возле могилки преподобного Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти, повторяя: «А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз....»    Святые мощи преподобного Анатолия Оптинского были обретены 27 июня/10 июля 1998 года и в настоящее время пребывают в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери.    Преподобне отче наш Анатолие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Нектарий (Тихонов)     Рождение — 1853 Постриг в мантию — 14/27 марта 1887День тезоименитства — 29 ноября/12 декабряИерейская хиротония — 21 октября/3 ноября 1898Постриг в схиму — апрель 1920Кончина (день памяти) — 29 апреля/12 мая 1928Обретение мощей — 3/16 июля 1989   Преподобный Нектарий Оптинский (Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в рабочей семье. Отец его скончался, когда мальчику было 7 лет, от голода и болезней умерли братья и сестры. Мать отдала Николая в церковно-приходскую школу и воспитывала его в строгости и благочестии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Известны случаи, когда батюшка исцелял смертельно больных людей. У одной женщины неизлечимо болела дочь. От больной отказались все врачи. Мать приехала к старцу благословиться у него, но не успела сказать ему ни слова, как Старец обратился к ней сам: «Ты пришла молиться о больной дочери? Она будет здорова». Он дал ей семь пряников и велел, чтобы дочь съедала по одному в день и чаще причащалась. Дочка с верой приняла пряники, после седьмого причастилась и выздоровела. Болезнь к ней больше не возвращалась. Приехала к нему монахиня Нектария с мальчиком-подростком, который вдруг заболел. Температура поднялась до сорока градусов. Старец дал мальчику яблочко: «Вот тебе лекарство». И, благословляя их в путь, сказал: «Во время остановки, когда будете лошадей кормить, пусть выпьет кипяточку и будет здоров». Так и вышло, мальчик выпил кипятка и заснул, а когда проснулся, был здоров. Принимал преподобный старец Нектарий в «хибарке» прежних старцев. Иногда он оставлял на столе в приёмной книги; посетители, в ожидании, читали эти книги и находили ответы на свои вопросы. А преподобный Нектарий по своему смирению замечал, что они-то приходят к старцу Амвросию, и сама келлия говорит за него. У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка любил говорить: «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы – и у нас кот». Внешне старец был невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой клинообразной бородкой. Лицо его как бы не имело возраста – то древнее, суровое, то молодое до живости, то детское по чистоте и покою. Ходил он лёгкой, скользящей походкой, как бы едва касаясь земли. Лишь перед самой смертью он передвигался с трудом, ноги распухли как брёвна, сочились сукровицей – это сказалось многолетнее стояние на молитве. Как-то спросили старца, должен ли он брать на себя страдания и грехи приходящих к нему, чтобы облегчить их или утешить. «Иначе облегчить нельзя, – ответил он. – И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней – так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести её. Тогда приходит благодать и размётывает эту гору камней как гору сухих листьев. И можешь принимать снова».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Духовным окормлением А. пользовались все последние старцы «старой» Оптины: преподобные Варсонофий (Плиханков) , Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов) и Никон (Беляев). При этом, будучи современником и учеником прп. Амвросия, А. стал как бы связующим звеном между неск. поколениями насельников обители. Последний соборно избранный оптинский старец иеросхим. Нектарий ходил к А. в больницу исповедоваться и советоваться и ничего не делал без его благословения. Др. близким учеником А. был последний духовник оптинской братии иером. Досифей (Чучурюкин). 12 марта 1912 г., после перевода скитоначальника старца Варсонофия (Плиханкова) в Старо-Голутвинский мон-рь , старшая оптинская братия предлагала А. стать скитоначальником. По свидетельству старца Нектария, А., прозревая грядущие страшные события и буд. разорение обители, решил, что не в силах будет перенести столь тяжелой скорби. В последние годы жизни во время обострения болезни А. впадал как бы в слабоумие, в др. время сохранял прозорливость и духовную высоту. Старец Нектарий говорил, что болезнь ему попущена за отказ от общественного служения. Когда А. принял схиму - осталось неизвестным, по-видимому незадолго до кончины. Похоронен за алтарем Введенского собора Оптиной пуст. Точное место его захоронения до сих пор не установлено. Арх.: Летопись скита Оптиной пустыни за 1900-1916 гг.//РГБ ОР. Ф. 214. 367; «Летопись выдающимся событиям скитской жизни» за 1916 (с октября) -1918 (по 4-е июня) гг.//РГБ ОР. Ф. 214. 368. Соч.: Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского женского монастыря. М., 1888; Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М., 1900. Серг. П., 1992р; Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997п. Лит.: Багдасаров Р. Краткие сведения об авторе// Агапит, архим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Серг. П., 1992. Ч. 1; Лукьянов Е. Оптинской святости мудрый хранитель (архимандрит Агапит - автор «Жизнеописания старца Макария»)// Агапит, архим. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 400-413.

http://pravenc.ru/text/63136.html

Старец Нектарий сказал матери Амвросии: «В Козельске у Еремеевых квартиру возьми». По благословению старца несколько шамординских монахинь нашли здесь приют 589 . А вот два документа из Калужского госархива (из фонда Губисполкома), которые говорят сами за себя. Первый: «НКВД, Калужский Губотдел. Секретно. Заведующему Отделом управления Козельского уездисполкома. При сем препровождается копия циркуляра, где говорится, что монахи состоять в артели не могут, и секретарю предлагается не регистрировать таковых, т.к. их дело скоро будет слушаться в суде и надо принять меры к их выкуриванию из монастыря. 20.01.1923 г. (Подпись)». Следующая бумага относится к весне 1923 года, когда арестован был старец Нектарий и многие насельники обители, а сама она была закрыта. Там еще оставались музей, библиотека, больница (как уездная). «НКВД, Калужский Губотдел. Совершенно секретно. Циркуляр по Козельскому уезду. В связи с ликвидацией монастырей вся монастырская рать расползлась и расползается по окрестным деревням и ведет контрреволюционную агитацию среди крестьян против Сов. власти, каковая агитация начинает чувствовать под собой почву, а поэтому ГПУ предлагает немедленно, совместно с уездисполкомами, выслать из территории уездов всех монахов и монашек по месту их происхождения. О последующем представить списки на этот элемент, куда каждое лицо выслать, 16 апреля 1923 г. (Подпись)». Уездные власти потребовали от всех оптинских монахов немедленного отъезда. В связи с этим архимандрит Исаакий со старшей оптинской братией подал 1 июня 1923 года заявление помощнику прокурора по Козельскому уезду. «Вследствие ликвидации Оптиной пустыни, – говорится там, – по распоряжению властей мы выселены из таковой и разместились в городе Козельске и его уезде. Прожив на новом месте около двух месяцев, нам на этих днях объявлено распоряжение Отдела управления Козельского уездного исполнительного комитета о выселении нас в кратчайший срок к месту прежнего нашего жительства, то есть на родину, так как, якобы, наше размещение в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грешный иеросхимонах Нектарий. 23 января 1923 г. Письмо 24 Боголюбивая раба Божия Мария! Милость Божия буди с Вами! Письмо Ваше и деньги при нем получил, за что приношу Вам свою благодарность. Спаси Вас Господи за Ваши заботы обо мне. Благодарю Вас и за Пасхальное приветствие и поздравляю Вас с текущими днями Святой Пятидесятницы. О Вас и муже по силе помолимся. Да хранит Вас Господь в мире и любви и да избавит Вас от всяких искушений. Призываю на Вас и супруга Вашего мир и благословение Божие. Грешный иеросхимонах Нектарий. 23 апреля 1925 г. Письмо 25 Воистину Христос Воскресе! Достоуважаемая Мария Михайловна! Милость Божия буди с Вами! Все письма Ваши и деньги получил, за что приношу Вам свою благодарность. Благодарю и за поздравление меня со Светлым праздником Воскресения Христова и взаимно приветствую Вас со Св. Пятидесятницей, желая Вам благоустроения душевного и телесного. Отрадно слышать, что Вы пребываете во здравии и благополучии и что с мужем живете пока ничего. Дай Боже, чтобы ничего не нарушало вашего совместного мирного жития. Молитесь о том ежедневно. С подозрительными мыслями по отношению к мужу боритесь. Такие мысли, часто неосновательные, только нарушают душевный мир и мутят голову. Боритесь и с другими немощами, о коих Вы упоминаете в письме. В помощь в этой борьбе нам дарована молитва . Молитвою и отгоняйте от себя все недоброе. А как научиться молитве – прочтите о том в сочинениях епископа Игнатия (Брянчанинова) . У него все хорошо и просто разъяснено. Там Вы увидите, какая молитва более соответствует Вашему положению и настроению. В одном из писем Вы, между прочим, спрашивали: как быть, если муж в неположенные дни будет требовать супружеского сожития. На такое требование нужно смотреть как на нарушение установленного правила о воздержании в супружеской жизни. Если после напоминания мужу о таком постановлении и после просьбы не нарушать его – он не откажется от своего требования, то, избрав меньшее зло, нужно уступить во избежание большего зла, чтобы муж не обратился к другим и не впал в прелюбодеяние. Вам, конечно, со своей стороны нужно сказывать духовнику на исповеди, что поневоле приходится в супружеской жизни нарушать праздничные и другие дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Письма Ваши получил. Вы между прочим пишете, что приходит мысль оставить мужа. Что сказать на это? Вам с мужем дана была хорошая жизнь, а вы избрали худшую, страдая теперь от своего произволения. На приглашение к себе сестры Клавдии не давал и не могу дать своего благословения; нужно жить врозь совершенно. С недобрыми помыслами надо бороться, не принимая их и отгоняя их молитвою Иисусовою. Посылочку получил. Благодарю Вас и Александра Петровича за любовь и заботы ко мне. Спаси Вас Господи! Призываю на Вас мир и Божие благословение. Спасайтесь и мирствуйте! Грешный иеросхимонах Нектарий. [Без даты] Письмо 29 Нине Владимировне. Благодарение за поздравление и за доброе благонамерение. Благословение преподаю позаботиться о здоровье и не пренебрегать замечанием, что в холодное время (а у тебя это есть по-летнему) необходимо для тебя одеться потеплей, хотя неуклюже. И вот тебе в начале нового года предъявляю урок жизни, чтобы не пренебрегать собой и жизнь проводить с рассуждением и соразмеренностию, и это будет на пользу, и сама будешь спокойна, и посылаю тебе благословение взять у доктора удостоверение и похворать недельку в добром здравии. Если желаешь, то приезжай на каникулы и теперь к нам в Холмищи, за тем посылаю тебе самое лучшее пожелание душевное и сердечное. Иеросхимонах Нектарий. Письмо 30 Возлюбленная о Господе! Благодарю тебя за поздравление с Праздниками. Может быть, и к лучшему (даже наверное), что не довелось мне ответить тебе раньше. Приехать к 14 сюда было возможно, но и для здорового человека затруднительно, не то что для ослабевшего от болезни. Пожалуй, лучше и еще повременить, а отговеть пока дома. Тиф, по мнению докторов, обновляет организм, мы же с тобою знаем, что всякая болезнь благотворно действует на душу. Вот и надо укрепить усердием ту близость Господню, которая ощущалась духом отчетливее благодаря ослаблению плоти. Помолился за всех вас. Не смущайся многоразличными искушениями времени нашего. Забвение вездеприсутствия Божия принесет само на себя приговор. Лишь одно средство есть предотвратить эту неизбежную крайность – это покаяние. Господь показывает нам восход терпения Своего в жизни многих. Блаженны не пропустившие навеки единонадесятого часа сего, приведшие разум в послушание веры. Милости Божией прошу для тебя у Владычицы и Господнего благословения всем вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010