О современных методиках воспитания и о влиянии православной культуры на становление самосознания детей рассказывает декан Педагогического факультета ПСТГУ, профессор Татьяна Склярова. Я традиционно всегда начинаю с некоего такого представления для того, чтобы слушателям было понятно, с кем они имеют дело в ближайшие полтора часа, и чтобы они для себя сделали уже определенный выбор, как им работать, в режиме слушания, либо взаимодействия – и так далее. Я представлюсь. Зовут меня Татьяна Владимировна. Теперь – чем я конкретно занимаюсь и чем я могу быть полезна, может быть, столь почтенному собранию. Я – доктор педагогических наук. Вот уже третий год я возглавляю педагогический факультет православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. А до этого почти двенадцать лет возглавляла и сейчас продолжаю возглавлять кафедру социальной педагогики в этом университете. И, как вы понимаете, вот такой послужной список обязывает человека заниматься теоретическими построениями – анализировать, сопоставлять, систематизировать, писать какие-то там умные работы. Но делается это не для того, чтобы стяжать очередные степени и звания, а для того, чтобы каким-то образом собрать тот нектар знаний, какого-то опыта, каких-то находок, и, собрав его, так грамотно упаковать – я надеюсь, что это грамотно – чтобы потом в удобной форме, в подходящем месте для людей, которым это необходимо, развернуть это, подать так, чтобы это было удобоваримо, приемлемо, съедобно и интересно. И вот эта задача – упаковки знаний, то есть сначала – их поиска, обобщения, систематизации, а потом такой вот, более-менее приемлемый, приятный, может быть, даже в распаковке знаний и передаче их, этих знаний, тем, кому они нужны, кому они необходимы. Это, в первую очередь будущие педагоги – вот студенты, которых я уже двадцать с лишним лет учу в системе высшего образования, работники образования, которые трудятся в поле и лучше меня знают, с чем сейчас мы сталкиваемся, воспитывая, обучая, развивая наших детей. Очень часто это бывают администраторы. Вот в данной ситуации я имею дело со своими коллегами, все вы – руководители, и у всех у вас есть насущная необходимость составлять всевозможные бумаги, документы, отчеты, думать, как это вписать, как за это отчитаться... И, таким образом, вот эта систематизация, некое теоретизирование – неотъемлемая часть нашей жизни, без этого никуда не деться. И я могу сказать, что у меня сердце кровью обливается, когда я вижу, как бедные педагоги вымучивают вот эти отчеты, составляют какие-то планы, и каждый раз говорят, что делают они это просто потому, что это просто необходимо – там министерство требует, начальство требует, еще что-то такое, вот, а сам бы я с большей радостью... Вы знаете, все в этой жизни можно делать хотя бы без отвращения – это мое святое убеждение.

http://pravoslavie.ru/73929.html

Скачать epub pdf Письмо 1 Христос Воскресе! Достопочтеннейшая о Господе Сарра Николаевна! Приношу Вам усердное благодарение за поздравление меня со Светлым Праздником и благожелание. На Ваш радостный привет отвечаю: Воистину Воскресе! И от всей души желаю, что вера и упование, и добродетельная жизнь с надеждою на великие милости Воскресшего Спасителя соделают Вас причастницей вечной Пасхи, в невечерний день которой неизреченной радости и неприступного света приобщитесь и Вы, со всеми благоугодившими Ему. Сколько возможно, потщусь к утешению Вашему, ответить на вопросы Вашего почтенного письма от 17 апреля. Пишете, что долгое время боролись с мыслью, что отношения покойного о. Варсонофия к Вашей сестрице были не как старца, а более противоречащие монашеской жизни и даже вводящие в заблуждение и уклонение от правого пути. Лично я бы многое мог Вам сказать к разрешению в сем недоумении; но здесь – письменно ограничусь искренним желанием без сомнения отнестись к моим словам. У мужей великих и древних, глубоко познавших духовную и физическую сторону жизни бывали ошибки, проявлялись иногда даже очень явственно поступки, как обыкновенного человека, даже наклонности (хотя весьма редко) иногда с трудом поддающиеся перелому. Почему божественное мироправление, руководя везде и всем, созидая одно и разрушая другое ко благу человека, иногда действует как бы противоположно назначению высшему человека, как бы забывает разум его (человека) им же самим направленный ко благу и всему духовному – почему это, – отчасти можно рассудить. Но в дальнейшем испытывать до глубины не безопасно. Посему покойного о. Варсонофия отриновение и привлечение (в духовном смысле) Вашей сестрицы было основано на желании всяким образом спасти ее, но тут примешалась может быть сторона несовершенства духовного. А премудрый и всеблагой Промысл Божий привел или приведет это дело ко благу. Когда она, как жертвовательница, опять возымела духовное благорасположение о. Варсонофия, то здесь нужно припомнить, что говорит св. Писание: милостынями очищаются грехи , и есть еще места в Писании, где милостыня является избавлением от многого. Что о. Варсонофий позволил ей продолжать науку после сего, то может быть, испытав ее совесть, нашел, что наука и жизнь за границей если не принесет ей пользы, то и повредить ей не может. В подобных же случаях, как пишете о сем деле, иногда допускается суд, только может быть по сложным обстоятельствам, о. Варсонофий упустил из виду некоторые условия в сем деле, а потому образ отношения его вышел не нравоучителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Специалисты Синодального отдела по благотворительности посетили Орловскую митрополию Орёл, 23 сентября 2021 г. На встрече с митрополитом Орловским и Болховским Тихоном      17-20 сентября 2021 года руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Леонтьева и специалист по социальному проектированию Отдела Наталья Савина посетили Орловскую митрополию, сообщает Патриархия.ru . 18 сентября состоялась встреча епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария с Вероникой Леонтьевой и Натальей Савиной. На ней также присутствовала председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов, руководитель епархиального инклюзивного центра «Розовое детство», президент организации «Святые Покрова» Светлана Черенкова. На встрече обсудили социальные проекты помощи семьям Ливенской епархии. Один из них — Свято-Елизаветинский дом милосердия. Это комплексный проект помощи семьям, в которых есть дети или молодые люди с инвалидностью. Дом милосердия будет открыт в здании бывшего детского сада в Ливнах. В нем будут обустроены домовой храм, квартиры сопровождаемого проживания для молодых людей с тяжелыми формами инвалидности, мастерские, комната временного пребывания, отделение паллиативного ухода. Новый проект — результат совместной работы Ливенской епархии, некоммерческой организации «Святые Покрова», местных и областных властей. В настоящее время на базе семейного центра Ливенской епархии уже работает инклюзивный семейный клуб, сенсорно-динамический зал для проведения реабилитационных занятий и дневное отделение реабилитации молодых людей с инвалидностью старше 18 лет. В тот же день состоялась встреча представителей Синодального отдела по благотворительности с сестрами милосердия Свято-Елизаветинского сестричества и сотрудниками епархиального семейного центра «Святые Покрова». Участники встречи обсудили дальнейшие совместные проекты по организации повышения квалификации сестер милосердия и специалистов центра.

http://pravoslavie.ru/141965.html

Христос приходил, говорил слово о спасении и вечной жизни, и именно за это слово Его хотели то сбросить со скалы, то побить камнями, а впоследствии распяли на Кресте. Христос каждому предоставлял возможность услышать Его, обдумать, принять или не принять, Он сеял Свое слово в человеческих сердцах, а потом это слово давало свои всходы. Порою через год, порою через десять, порою через двадцать лет, порою же человек прозревал на смертном одре. Если так Он поступал, то нам как поступать? – Только так же. И если кто-то думает о том, какие способы проповеди самые эффективные, если кто-то хочет быть «эффективным проповедником», прагматиком, то эффективность и прагматизм заключаются в следующем: все силы свои прилагать к тому, чтобы стать таким священником, таким епископом, чтобы, видя жизнь его, люди ему верили бы и принимали сказанное им слово. Никакие миссионерские отделы, никакие миссионерские инициативы, никакие отчеты, никакие акции не смогут этого заменить. – А как быть конкретным людям, которые, может быть, и симпатизируют Церкви, но не хотят такого принуждения? Или что делать нам, если у нас в регионе, подобно тому как это произошло в Белгороде, примут какой-то безумный документ под названием «Концепция духовной безопасности»? – А Вы его читали? Он не безумный, он очень рациональный. Одним из авторов этого документа является священник Андрей Хвыля-Олинтер, которого я достаточно давно знаю. Он был начальником одного из подразделений ГИЦа, главного информационного центра МВД, и в то же время учился в Свято-Тихоновском богословском институте и много знал и писал о тоталитарных сектах, о духовной безопасности. А в настоящее время он проректор Белгородской семинарии по учебной работе. Так вот, он в свое время создал очень интересные таблицы: разработал некую систему оценки, со светской точки зрения, того или иного религиозного учения, течения в отношении опасности или безопасности для общества. Объективные критерии для этого на самом деле существуют. Вот возьмем какое-то религиозное учение: как нам его оценивать? – Кто его основатель, каковы его история, отношение к власти, государству, медицине – ко всему. При помощи разработанной отцом Андреем системы баллов можно определить то расстояние, которое пролегает между Православной Церковью и, скажем, сектой «Свидетели Иеговы» или сайентологами, благодаря чему можно убедительно доказать, что Православие является религией безусловно созидательной для общества, а секта «Свидетели Иеговы» и сайентология разрушительны. Это нетрудно понять. Поэтому относиться к этой концепции как к чему-то бредовому не стоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Отец Петр (Швырев), младший келейник отца Нектария, вспоминал: «Арест. Во время первого допроса батюшка молчал. Потом ему говорят: «Вы озлобляете своим молчанием”.– «А Господь Иисус Христос тоже молчал, когда Его допрашивали”». «Его вели по скитской дорожке, – пишет Н.Павлович, – в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму. Дорожка мартовская, обледенелая. Он шел и падал. Келлия (в хлебне), где он сидел, была перегорожена не до верху. Во второй половине были конвойные. Они курили. Он задыхался. Потом его перевели в больницу. В Страстной Четверг, как ударили к двенадцати Евангелиям, повезли в тюрьму в Козельск. За кучера ехал брат Яков. Сначала привезли его в милицию, там было очень плохо, а потом удалось устроить батюшку в больницу, только часовых здесь поставили. Следствие показало, что он не повинен ни в какой контрреволюции, он был освобожден, даже имущество было ему возвращено, но по административным соображениям его выслали за пределы губернии». «Когда батюшку взяли, то поместили его в корпусе (в обители), что налево от ворот в нижнем этаже, где была булочная. Было там сыро и холодно, и батюшка заболел очень сильно, но, как мы его ни упрашивали потребовать доктора, он не требовал, хотя и соглашался как будто на нашу просьбу. Наконец мы сами так устроили, что доктор попал к нему. Доктор сказал, что больного немедленно надо поместить в больницу. Батюшку вынесли на руках и повезли в город, в милицию. Там он просидел всю ночь в накуренном помещении, в шуме, в гаме ужасном. Потом повезли его в больницу. Тут пришлось ждать опять целый час на холоду, пока придет заведующая. Дали место. Поставили патруль. Мы разными подачками задабривали дежурных и выпрашивали разрешения пройти к батюшке и всегда его навещали и все нужное приносили ему», – это пишет шамординская монахиня Анна. Н. А.Павлови ч поехала в Москву и хлопотала там об освобождении старца Нектария. Для этого она добилась приема у Н.К.Крупской в Наркомпросе – Павлович короткое время работала под ее началом во Внешкольном отделе образования. В докладной записке она писала, что взяли ее родного деда (имелся в виду отец Нектарий), ни за что посадили и едва ли не приговорили к расстрелу за сокрытие ценностей, хоти он неимущий монах и не мог ничего скрывать. Крупская обратилась к первому заместителю Ф.Э.Дзержинского А.Г.Белобородову, и тот отправил в Козельск предписание – «исправить перегибы на местах», в частности освободить монаха Н.Тихонова и ограничиться его высылкой из пределов губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

В.П. Быков Заключение Заканчивая описание всего вышеизложенного, я, прежде всего, приношу свою искреннюю, сердечную, благодарность Милосердному Господу Богу, призревшему на меня, нечестивого, с высоты своей Божественной праведности и во исполнение Своих великих заветов: насытить алчущего правды, оказать благодушие заблудившейся, но всегда искавшей Его; помогшему мне выбраться из бездны погибели теми мудрыми путями, которые были ведомы только лишь Ему Одному и до последнего момента непонятны мне, и через тех людей, которые, исполняя Его волю, казались мне моими врагами. Точно также я приношу свою благодарность всем тем, кто стремился отвлечь меня от захватывавшего зла, начиная с представителей родного мне православия и кончая людьми всех инославных христианских исповеданий в России и за границею; затем, тем из моих друзей, которые предупреждали меня о грозившей опасности, и которым я в свое время не внимал. Считаю своим нравственным долгом еще раз выразить глубокую признательность беспощадным образом бичевавшему меня с моей ересью И.Е.Айвазову, и этими бичеваниями не дававшего покоя моей усыпленной душе до тех пор, пока она не проснулась. Это были первые мои врачи, которые поставили диагноз моей болезни. Сердечное и молитвенное спасибо тому смиренному иноку архимандриту, который направил меня в Оптину пустынь и этим указал самое верное лечение моего недуга. Вечная молитва и смиренная, глубокая благодарность высокоуважаемым старцам: Анатолию, Феодосию, Нектарию и Герасиму, произведшим, своими молитвенными назиданиями и трудами самую серьезную и решительную операцию над моей зараженной гангреной греха душою, совершенно не знавши меня. Наконец, великое спасибо, искреннее спасибо матушке Софии, с любовной бережностью сестры милосердия наложившей на меня последнюю повязку исцеления. А обителям: Тихоновой пустыни, Сергиева скита, Оптиной пустыни, Шамординской пустыни, Свято-Троицкой общине и Общине «Отрада и Утешение» – великую благодарность за то, что они непозыблемым, неукоснительным выполнением своего принятого ими на себя тяжелого служения; своим молитвенным отношением к Господу Богу; своим кротким, смиренным и любовным отношением ко всякому, приходящему в их обители; строгим исполнением своего долга, не ради людей и не ради земных наград, а ради Господа нашего Иисуса Христа, создавали и создают ту атмосферу вокруг своих обителей, которая, как яркие лучи восходящего солнца, отогревала мою застывшую душу, размягчала кору, покрывающую мое греховное сердце, и делала его восприимчивым к тем целительным лучам Божественного милосердия, которое Господь ниспосылал на меня через указанных выше работников на ниве Божией, подвижников духа и молитвенников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Однажды, когда горничная вышла, забыв закрыть клетку, вбежала в комнату кошка и бросилась к клетке. Попугай в ней заметался и закричал голосом горничной: «Господи, помилуй!» Так как кошка очень боялась горничной, то, услыхав голос последней, со страху убежала. Оба профессора были очень потрясены этим расказом о. Нектаря. Однажды, в 1927 г. о. Нектарий дал указание одному своему духовному сыну прийти к своим знакомым, жившим на Аптекарском острове в Петрограде, и при этом сказал: «Там вы встретитесь с бухгалтером деревообделочного завода, который вам достанет работу». Прийдя к своим знакомым, этот человек, действительно, встретил там бухгалтера такого завода. Они познакомились, и этот последний устроил его на работу на своем заводе. Проф. И. М. Андреев в течение 1927 года находился в переписке с о. Нектарием, через одного монаха З., жившего в Козельске. О. Нектарий, давая свои указания, предсказал профессору, что ему предстоят очень тяжкия испытания и страдания, но что в конце концов все кончится благополучно и он выйдет на свободу и будет иметь возможность активно служить Православной Церкви. В феврале 1928 года этот профессор был арестован за участие в Катакомбной Церкви, сослан в Соловецкий концлагерь, а затем был в ссылках. Но кончилось все это благополучно, и после войны 1941–1945 г. профессор эмигрировал в Америку. Нельзя обойти молчанием отношения старца Нектария с Патриархом Тихоном и значение старца в жизни Церкви. Один из постоянных посетителей о. Нектария рассказывает об этом следующее: «Патриарх Тихон не был у Батюшки о. Нектария, и Батюшка не был у Патриарха. Кажется, не было и переписки между ними, однако, многие вопросы решались Патриархом в соответствии с мнением Старца. Это происходило через лиц близких к Патриарху и общавшихся с Батюшкой. Последний на тот или иной вопрос высказывал свою точку зрения, или говорил иносказательно, рассказывая о каком-либо случае. Эта беседа передавалась Патриарху, который всегда поступал по совету Батюшки. Положение Патриарха было чрезвычайно тяжелым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

15 сентября 1921 года года подал прошение о приеме вольнослушателем в Петроградский Богословский институт и был зачислен. В институте он считался " активным " вольнослушателем. Проучился он до закрытия института в мае 1923 года. 15 августа 1922 года Михаил был уволен из армии по сокращению штатов в бессрочный отпуск и осенью того же года по приглашению Лидии Васильевны Защук , бывшей в то время заведующей музеем «Оптина Пустынь», расположившимся в Козельской Введенской Оптиной пустыни , стал сотрудником музея. Давал частные уроки. Являлся хранителем монастырской библиотеки. Здесь он познакомился со святоотеческой литературой и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями. В Оптиной он жил на пасеке Скита, где жили два монаха. Его принял в число своих духовных детей о. Нектарий (Тихонов) . Михаил Михайлович много времени проводил у старца, записывал его поучения. От записей сохранились лишь краткие заметки. Часто М. М. Таубе читал ученикам старца Нектария доклады на богословские темы. После высылки старца Нектария из Оптиной М. Таубе стал духовным сыном иеромонаха Никона (Беляева) , который постриг его в мантию с именем Агапит. По воспоминаниям знавших монаха Агапита в этот период, он был человеком высоким, худым, всегда грустным и сосредоточенным, искавшим в христианстве не столько утешения, как это часто бывает, сколько духовного подвига. Недоброжелатели доносили о нем в ОГПУ, что он " неоднократно в коленопреклоненном состоянии у старцев был заставаем " и поддерживает " живую тесную связь с монахами, проживающими в музее и вне его " . В его служебные обязанности входили разбор монастырской библиотеки и составление к ней каталога, а также проведение экскурсий для посетителей музея. Проводя экскурсии, монах Агапит с восторгом рассказывал о прошлом обители и вообще о Церкви, в иных случаях совершенно не беря в расчет, кому он рассказывает. " Я пробыл с ним 2 часа , – писал секретарь Наркомпроса Ушаков, – и его рассказы о значении той или иной древней книги, или картины, или вещи таковы, что при выходе из музея поневоле приходится сказать: „Как много религия сделала для культуры и как жаль, что она теперь находится в загоне“. " Человек, находящийся в настоящее время в близкой дружбе с монахами и не пропускающий ни одной церковной службы, может ли являться ученым сотрудником музея? Мне кажется, выгоднее и полезнее иметь сотрудником неученого спеца, чем такого „слишком ученого“ – таким выводом заключил Ушаков свой отчет о работе музея.

http://drevo-info.ru/articles/13677572.h...

Козельске и его окрестностях противоречит всем законам и декретам Советской республики. Таковое распоряжение Отдела управления мы выполнить не имеем никакой возможности по не зависящим от нас причинам. Каждый из нас прожил в Оптиной пустыни более 30 лет, и теперь ехать нам совершенно некуда: на родине у нас нет никого, кто бы мог приютить нас, уже престарелых, больных и совершенно не способных к труду; кроме этого, у нас нет совершенно никаких средств к передвижению отсюда на бывшую свою родину. Вследствие этого просим ходатайства вашего об оставлении нас на своих местах» 590 . Далее следуют подписи нескольких монахов – мирскими фамилиями с именем и отчеством (монашеских имен новая власть не признавала). На этот раз высылки монахов у властей не получилось, но в ближайшее время они разными способами решили этот вопрос. В следующем документе, датированном 24 января 1925 года, напоминается о событиях того же, 1923 года. Тоже – «Секретно»; название: «Докладная записка»; а писал некий тайный соглядатай, засланный в обитель, вернее, уже в музей: «По порученному мне Президиумом (Губисполкома) делу о предоставлении подробных сведений о бывшем Оптинском монастыре, сообщаю нижеследующее: 1) После того, как в тихую келейную жизнь монашеской братии, не пожелавшей считаться с советскими законами, пришлось вмешаться Калужскому Губернскому суду и последний выездной своей сессией в г. Козельске 22–23 марта 1923 года напомнил о советских законах им, по которым всякого рода дельцам, хотя бы и под личиной самых благочестивых людей, околпачивать рабочих и крестьян не разрешается. Но: как это ни странно, защитниками монастырского жития, его схимников, предсказателей и пророков, вроде сластолюбца старца Нектария (у которого при обыске обнаружены большие запасы различных яств, вплоть до американского птичьего молока), оказалось весьма высокое наше советское учреждение Главнаука, представители которой, приезжая в Козельск, говорили (Гиринский Л.И.), что ликвидация монастыря есть не закрытие его, что его закрытие – не выселение монахов, которые сами, по словам представителя Главнауки (Гиринского Л.И.), являются живыми памятниками старины, и что закрытие церквей ни в коем случае не может быть допущено, да и что местные органы власти не имеют права вмешиваться в дела бывшего монастыря, как им не подведомственного (Гиринский Л.И.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

521-541 541-544 544-548 548-551 551-561 НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси 561-566 566-574 574-576 НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 576-582 НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 582-584 НЕКТАРИЙ (1406 (?) - 1500), прп. Битольский (Афонский, Карейский) (пам. греч. 5 дек., пам. в РПЦ в Соборе Афонских преподобных) 584-585 НЕКТАРИЙ см. Иона и Нектарий (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович), преподобные, Казанские НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) 585-587 НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской 587-589 НЕКТАРИЙ († после 8.09.1380?), прп. , Троицкий, Вестник (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) 589-592 592-593 НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель 593-596 596-597 597-598 598-602 602-603 603-604 604-605 605-607 НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН (XV-XVI вв.), преподобные Метеорские (пам. греч. 17 мая), основатели Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в комплексе Метеорских монастырей 607-608 НЕКТАРИЙ КАЗОЛЬСКИЙ Нектарий Казольский (между 1155 и 1160 - 1235), итало-визант. писатель, полемист, дипломат 608-609 609-610 610-617 617-619 НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия)

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010