Статистика Нектарий Эгинский, свт. Нектарий Эгинский (1846-1920), митрополит Пентапольский, святитель. Память 9 ноября в день кончины, 21 августа в день перенесения мощей в 1953 году (Греч.) В миру Анастасий, родился в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя. С детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу. Жизнь в Константинополе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.” На конверте написал адрес: “Господу Иисусу Христу на небеса” и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога. В возрасте 22 лет Анастасий переселился на остров Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, что означает " бессмертный " . Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский Патриарх Софроний (Меиданцоглу). В сорокалетнем возрасте Патриарх рукополагает Нектария в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм города Каира.

http://lib.cerkov.ru/authors/841

Военные летчики, пролетая мимо острова Эгина, не видели его 22 ноября (9 ноября) Православная Церковь празднует память святителя Нектария Эгинского. Нектарий Эгинский 1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий. Благочестивые родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали детей молитвенным песнопениям, читали им духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: «Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся». Святитель Нектарий Эгинский Анастасий мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город. Когда Анастасию исполнилось четырнадцать лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой… В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте — духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату не возможно было полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу. Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: «Господу Иисусу Христу на Небеса». По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование. Вскоре Анастасий получил место учителя в селе Лифи на острове Хиос. Семь лет Анастасий не только преподавал, но и проповедовал «слово Божие». В 1876 году Анастасий становится насельником монастыря Нео Мони (Нового Монастыря). 7 ноября 1876 года Анастасий был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона, с новым именем Нектарий. Молодой дьякон по-прежнему мечтал учиться, в своих ежедневных молитвах он просил Господа предоставить ему эту возможность.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Димитракопулос Софоклис Эгинское жительство Свободный от прочих обязанностей, святой Нектарий принял важное решение, которое обдумывалось им несколько месяцев и было связано с выбором места для монашеского жительства по уходе из Ризариона. 21 декабря 1907 года он пишет игумении Ксении: «Ум мой и желание мое в ином месте – в монастыре Честного Предтечи на Скопелосе, но какой-то сокровенный голос внушает взять на себя попечение об Эгине и исполнять его, находясь там же. Молитесь, да просветит меня Бог и да поступлю по воле Его». Итак, владыка выбрал Эгину и поначалу прожил там с Фомина воскресенья (20 апреля) до конца лета 1908 года, успев освятить 2 июня храм во имя Святой Троицы. В сентябре он вернулся в Афины, где и остался до середины декабря. Из его переписки явствует, что задержка в столице объяснялась, во-первых, некоторыми нуждами Афинской митрополии, и прежде всего – необходимостью противодействовать ересям, во-вторых, работой над книгой «Священная литургика» и, наконец, хлопотами о профессиональном устройстве Костаса Саккопулоса 264 . Поскольку переписка с Эгиной обрывается Рождеством Христовым 1908 года, можно думать, что с того времени он фактически не покидал остров, за исключением очень редких и недолгих отлучек на самых первых порах 265 . Еще до окончательного водворения на Эгине святой Нектарий, не имея официального разрешения проживать в стенах монастыря, начал строительство небольшого одноэтажного домика (впоследствии перестроенного монахинями в двухэтажный) за его пределами, и известно, что осенью 1908 года оно близилось к концу. Очень скоро настало время подумать о восстановлении монастырских зданий и систематическом окормлении монахинь. На этом суровом и безводном тогда месте он без устали трудился двенадцать лет. Через двадцать семь лет после его кончины и задолго до канонизации газета «Вестник Эгины» писала: «При восстановлении монастыря он с величайшим вниманием наблюдал за ходом работ и собственноручно помогал мастерам. И когда чувствовал жажду, брал кувшин, из которого пили рабочие, и испивал из него сам. Рассказывают, что подобным образом поступал и Герасим Кефаллинийский, но тот все же был простой монах, а не митрополит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Скачать epub pdf Содержание Обращение к монастырям Писательский труд святителя как выражение его священного желания Письмо 1-е     9/22 ноября – день празднования памяти святого Нектария, митрополита Пентапольского (†1920). По этому поводу представляем вниманию наших читателей статью, опубликованную ранее изданием “Пемптусия”. В архиве Монастыря Ватопед обнаружено одиннадцать неизданных писем святого Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского, любимого народом Эгинского святителя. В этот статье мы представим эти письма. Свою теплую благодарность и признательность я выражаю Его высокопреподобию игумену монастыря Ватопед архимандриту Ефрему, уважаемому старцу монастыря Ватопед монаху Иосифу, по благословению которых публикую эти письма, Его высокопреподобию протопресвитеру Феодору Зисису , профессору богословского факультета Аристотелевского университета города Фессалоники за его советы и руководство. В продолжение четырнадцати лет (1894–1907), когда святой Нектарий возглавлял Ризарийскую школу, он написал и издал значительное количество своих выдающихся работ. Для издания его сочинений требовалась крупные денежные средства, которыми святитель не располагал. Обращение к монастырям В этом месте следует обратить особое внимание на обращение святого к монастырям за финансовой поддержкой его писательской деятельности на пользу Церкви и ее полноты (9-е письмо). Помимо монастыря Ватопед он переписывался и с другими афонскими обителями. И это неслучайно. Ревнитель монашеского жития, на двадцать седьмом году жизни он поступает в монастырь. И, несмотря на то, что спустя три года он оставил его, равно как и ничем не развлекаемое наслаждение жизнью во Христе, для того, чтобы трудиться в лоне Церкви, он остался подлинным почитателем монашеского жития, учением и примером передавая свое благочестие другим. Так объясняется это его обращение. Одиннадцать публикуемых нами писем датируются, начиная с 3 июля 1900 года (1-е письмо)и заканчивая 30 июля 1906 года (11-е последнее письмо) и обращены к эпитропам монастыря Ватопед. Святой испрашивает финансовую помощь вначале для издания своего труда «Христология», а позднее для издания сочинения «Бессмертие души и ее церковное поминовение». По всей видимости, монастырь Ватопед пользовался финансовым достатком и поэтому с готовностью и скоро откликнулся на просьбу святого об издании обоих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Святитель Нектарий Эгинский Пентапольский – свидетель и толкователь откровения Троичного Бога в мире Источник Скачать epub pdf Содержание Краткое житие Откровение Бога в мире Часть I. Учение святого Нектария и бесчисленные его чудеса подтверждают откровение Бога в мире 1. Основная причина состоит в незнании Бога и человека 2. Благость Божия жаждет Его откровения в мире 3. Отношение Бога с человеком 4. Способ, которым осуществляется Божественное откровение Часть II Выводы     Протопресвитер Георгиос Марнеллос родился 5 декабря 1946 г. в с. Эксо Лакония Мерамбеллу, о. Крит. Начальное образование получил в сельской школе, среднее – в гимназии г. Агиос Николаос и духовном училище Свято -Троицкого монастыря Цанкаролон г. Ханья. В 1968 г. женился на Марии Менегаки. Является отцом четверых детей, двое из которых имеют богословское образование. 13.10.1968 г. митрополитом Петры Димитрием рукоположен во диакона, а 12.01.1975 г. митрополитом Галлии и экзархом всей Иверии Мелетием – во пресвитера. Продолжил обучение во Франции – в Свято-Сергиевском православном богословском институте Парижа, где в 1975 г. получил диплом с оценкой «отлично». Параллельно обучался на философском, педагогическом и религиоведческом факультетах Католического института Парижа, педагогическом факультете университета им. Р. Декарта Сорбонны и других высших учебных заведениях Франции. Ученик А. Князева и знаменитого философа О. Клемана , под руководством которого выполнил дипломную работу в Свято-Сергиевском институте. Нострифицировал диплом на богословском факультете Фессалоникского университета, где и продолжил обучение в аспирантуре, по окончании которой в 1993 г. под руководством известного литургиста И. Фундулиса успешно защитил диплом специалиста по теме «Иерей как свидетель Христова присутствия в мире». В 1980 г. получил государственное назначение на должность работника образования: был направлен преподавателем духовного училища о. Тинос, где впоследствии стал директором. В 1987 г. переведен на должность директора духовного училища г. Ханья (о. Крит). В 1994 г. назначен ректором Высшей церковной школы Крита (г. Ираклион) и оставался на этом посту до ее преобразования в Высшую церковную академию Крита, которое им было инициировано и осуществлено. В настоящее время является постоянным членом Управляющей комиссии Академии, возглавляет в ней музыкальное отделение и состоит штатным профессором-преподавателем церковно-исторических наук на пастырском отделении. Все эти годы в местах назначения также осуществлял и священническое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис На новом месте В Ламии, главном городе нома Фтиотида- Фокида, святой Нектарий оказался около 30 сентября 1893 года (после того, как во второй декаде того же месяца съездил в Афины за разрешением на поездку в Египет 172 ). Он нанял комнату в доме чиновника Хараламбоса Саккопулоса на нынешней улице Исаия, возле старого кафедрального собора Святителя Николая. С этим благочестивым семейством владыка поддерживал тесные связи и впоследствии, оказывая ему всяческую помощь. Так, использовав свое знакомство с известным меценатом Сингросом, он устроил Саккопулоса-старшего на одно из его афинских предприятий, которое давало постоянный заработок. С юных лет прилепившийся к владыке сын Хараламбоса Костас любил его как родного отца и начиная с 1900-х годов до самой кончины святого был с ним неразлучен. Между прочим, с 1902 по 1908 год он служил воспитателем в Ризарийской семинарии 173 , а по кончине своего наставника взял на себя попечение о насельницах его монастыря и восьмидесяти эгинских сиротах, что особенно сказалось в тяжкие дни немецкой оккупации. Костас Саккопулос умер в 1948 году; останки его, как сам он в свое время пожелал, были перевезены на Эгину и захоронены у южной стены церкви Святого Харалампия в Палиахоре, в нескольких стах метрах к северу от монастыря. На месте нового служения святой Нектарий (получивший теперь и разрешение священнодействовать) трудился, как прежде, не зная усталости. Так писала в первые же дни по его прибытии туда местная газета «Фони Фтиотидос»: «Назначение иерокириксом в ном Фтиотида Высокопреосвященнейшего митрополита Нектария Кефаласа приветствуется всей общиной, и нам надлежит во всеуслышание воздать хвалу столь выдающемуся деянию Священного Синода и господина министра церковных дел. Новый иерокирикс – человек всестороннего образования и глубокой учености, обладающий, сверх того, и другими редкими дарованиями, так что неизвестно еще, много ли найдется в Греции равных ему иерархов. В минувшие воскресные дни храм Божией Матери Эвангелистрии был переполнен молящимися. За литургией во всем ощущалось какое-то особо приподнятое и торжественное настроение, все собравшиеся были охвачены восторгом, и это доказывает, как сильно и глубоко может быть воздействие образцового иерарха на религиозно-нравственное воспитание душ... Поистине удивления достойно, что Священный Синод до сих пор не убедил этого иерарха занять архиепископскую кафедру в Греции, и притом в самом лучшем ее номе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Свидетельства святости Вся земная жизнь Нектария Пентапольского была дивной. Выходец из самой обширной области грекоязычного мира, питомец благочестивой семьи с твердыми христианскими устоями, он остался в памяти всех как муж благой воли, чуждый всякой злобы и лукавства, бесхитростный и смиренный. С детства трудолюбивый и добросовестный, закаленный лишениями и невзгодами отрочества и ранней юности, он и будучи архиереем не гнушался любой физической и так называемой низкой работы, будь то уборка умывален в Ризарионе или шитье и починка обуви для эгинских сестер. Как истинный монах, подвизавшийся в иноческом делании на Хиосе и Эгине, святитель Нектарий был безупречно тверд в Православии, непорочен, нестяжателен, крайне неприхотлив, покорен существующим церковным и гражданским властям, терпелив в несении телесных и душевных скорбей, а как духовник – мудро и с великим рассуждением направлял души своих чад ко спасению ( Рим. 1:16 ). Как школьный наставник, он безмерно ( 2Кор. 11:23 ) возлюбил своих питомцев, в чьи проблемы глубоко вникал и которых всячески подвигал на служение Церкви. И все заботы, все чаяния святого направлялись к тому, чтобы питомцы Ризариона проявили себя, когда призовет Господь, достойными служителями Его алтаря. Как епископ он был кротким и доброжелательным, приветливым и доступным, простым и бесконечно чуждым всякого высокомерия, но при этом глубоко серьезным и предельно ответственным во всех делах, неподкупным, беспощадным к себе, и милостивым, снисходительным к другим – одним словом, точным подобием истинного священнослужителя, которого сам изобразил в «Науке пастырства». Его отношение к Богу было отношением смиренномудрого раба, который безраздельно доверяет Промыслу Творца о Своем создании. Блистательный, несравненный иерарх с пламенной и детски-бесхитростной верой, Нектарий Пентапольский прославился как вдохновенный певец Святой Троицы, Богоматери и угодников Божиих, слагавший новые песнопения в их честь. Он молился при любых условиях, в любых обстоятельствах и неустанно возгревал в себе полученный от Бога благодатный дар священства. Служил, по утверждению многих очевидцев, всегда с величайшим благоговением и удивительным подъемом, поистине «богодухновенно», а порой и в буквальном смысле стоя «на воздусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Назначение разъездным проповедником К моменту приезда в Грецию (август 1890) сорокачетырехлетний владыка Нектарий находился в расцвете творческих сил, но, как мы знаем из его письма Патриарху Софронию 128 , терпел крайнюю нужду. Первое время он жил на новой афинской окраине Неаполис (Экзархия) у церкви Святителя Николая в Певкакии, где квартировал еще студентом 129 . Известно, что он посещал здешний храм, где и служил, если представлялась возможность (как и позже, когда стал директором Ризарийской семинарии, – до 1895 года в старой, а потом в новой, великолепно украшенной). Старый храм, расположенный рядом с новым (сразу при входе во двор с улицы Асклипиу) и впоследствии использовавшийся как учебное помещение детского сада, начальной школы и гимназии, в 1979 году был преобразован в часовню и заново освящен в честь Нектария Пентапольского, что еще более запечатлело связь святого с Николо-Певкакийским приходом и всей округой 130 . Первой мыслью святого Нектария было удалиться на Афон или остров Парос, где находилось подворье монастыря Неа Мони. От этого шага владыку удержал (имея в виду пользу, какую могли принести многочисленные его дарования в миру) митрополит Патрасский и Элидский Дамаскин, а возможно, преемник последнего Иерофей Митропулос. (Дружеские отношения с будущим митрополитом Иерофеем завязались у него, кажется, еще со времен обучения в Афинах.) После этого Пентаполец, нимало не терзаемый себялюбием и не смущаемый архиерейским саном, стал искать любой церковной должности. Поистине, то был пример великого смиренномудрия, уподобляющий его архипастырю Эгины – святому Дионисию, который по удалении с Эгинской кафедры был принят жителями Закинфа как простой священник. Сохранилось прошение владыки Нектария Священному Синоду Элладской Церкви от 27 октября 1890 года: «В Священный Синод Королевства Эллинов. Многочтимейшие! Причины, независящие от моей воли, вынуждают меня оставаться в Греции. Ввиду того, что скудость средств не дозволяет мне пребывать в праздности, не сочтет ли Церковь королевства мою особу пригодной для откомандирования – если соблаговолит Священный Синод – в какое-либо место иерокириксом, законоучителем или замещающим архиереем на вдовствующую кафедру с разрешением архиерейски священнодействовать, дабы тем самым обязать благодарностью как наипочтительнейшего и остающегося в непрестанной готовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Нетленные мощи Спустя шесть месяцев могилу понадобилось вскрыть для дополнительного ее укрепления 321 и установления каменной плиты, сооруженной на средства Ризариона. Взору рабочих и монахинь предстало удивительное зрелище. Честные останки, по-прежнему источавшие миро, выглядели так же, как в день погребения, а цветы лимона – как свежесрезанные. На два дня тело перенесли в настоятельские покои. За это время была приведена в полный порядок могила и установлена плита с эпитафией, написанной гекзаметрическими стихами: «Зришь иерарха Божия гроб пред собою, о путник. Троном Пентаполец он, Кефалас же Нектарий – прозваньем. Жизнь его благочестия полной была с добродетелью вкупе И животворной наукою горних словес. А посему жало печали в певцах музолюбивых оставил, И вопиет, естеству отдавая свой долг. Теплым кроплением слез, девственниц эгинских сонм. Горестный хор “ризаритов” рыдает, разлукой томимый С добрым отцом и наставником мудрым всяческих благ. Геликониды, укромной тиши насельницы-музы, Плачем чтут и они служителя верного их. 8.11.1920». Тот же вид останки святого являли собой и позже, в чем многие могли убедиться при последующих вскрытиях могилы. Об одном из них, в 1924 году, говорит письмо старца Даниила Катунакского (от 18 июня того же года): «Эту спасительную весть прислал мне господин Александр Мораитидис, муж высокоблагочестивый и всесторонне образованный, который написал: “У них [в монастыре] состоялось перенесение останков упокоившегося во благих Высокопреосвященного Нектария Пентапольского, причем святое его тело было обретено нетленным, как если бы он был жив, и благоухающим”». Через пять лет по кончине владыки официальная газета Вселенского Патриархата «Апостолос Андреас» сообщала, что при вскрытии гроба монахини «обнаружили тело своего игумена таким же, как и погребли! И само тело, и даже одежды его ничуть не изменились. К тому же оно источало особое, нездешнее благоухание. Едва узнав о дивном явлении, приснопамятный митрополит Афинский Хризостом поспешил к месту его, где совершил поклонение и молитву пред честными останками».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Новые испытания Но эгинский период в жизни святого ознаменовался и новыми невзгодами. Помимо первых огорчений от тех, кто отнюдь не приветствовал восстановление обители 274 , ему пришлось вынести два тяжких испытания, ставших источником немалых скорбей. Первое было связано с тем, что Свято-Троицкий монастырь при его жизни так и не получил официального утверждения от церковных властей и государства. Вопреки устным обещаниям митрополита Афинского Феоклита, дело о легализации обители, крайне важное для ее литургической жизни, материального обеспечения и, наконец, простого выживания, замерло на мертвой точке. Проведя годы в ожидании, Пентаполец поневоле начал обращаться (большей частью письменно) в компетентные церковные и гражданские инстанции. Первыми такими шагами стали два письма в Министерство церковных дел с просьбой утвердить его детище либо как «монастырь во имя Святой Троицы», либо как «духовно-религиозную общину дев» 275 . Действуя через государство в лице Министерства, владыка надеялся (о чем и сообщил в Афины 276 ), что последнее запросит мнение митрополита Афинского. В этом случае инициатива по узаконению монастыря исходила бы не от Церкви и митрополиту Феоклиту не пришлось бы выступать с собственным ходатайством перед властями, тогда как обратная ситуация могла вызвать его раздражение. Министерство церковных дел и в самом деле направило оба прошения на отзыв Синода. Тем временем 7 августа 1913 года Нектарий Пентапольский подал новое ходатайство – на сей раз на имя митрополита Афинского и председателя Священного Синода Феоклита, с подробными объяснениями, почему его обитель нуждается в официальном признании. И, среди прочего, написал: «Ваше Высокопреосвященство, речь идет о дилемме: будет ли монастырь признан Церковью и Государством как частная обитель, подлежащая юрисдикции митрополита Афинского и живущая согласно предписаниям правил для монашествующих, или изменит свой характер и наименование и будет признан Государством как духовно-религиозное учреждение с женским монашеским персоналом, близкое аналогичным учреждениям Западной Церкви. Ожидаем от благочестия и любви Вашего Высокопреосвященства разрешения сей дилеммы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010