Поистине – святость Нектария стала очевидна не только после его смерти, он буквально излучал ее в течение всей своей жизни. Он умел вливать божественные слова, словно нектар, в души тех, кто приходил к нему, особенно, в сердца своих учеников. Нектарий был великим молитвенником и обладал исключительной духовной силой. Как многоопытный учитель, он преподавал своим эгинским духовным дочерям учение о сердечной молитве, являющейся высшим проявлением молитвенного состояния. Лишь такая молитва именуется святыми Отцами молитвой. Молитва , произносимая только устами, называется псалмопением. Сам Святитель во время молитвы никогда не слышал стука в дверь, и если, набравшись смелости, посетители входили в его келию не дождавшись ответа, то заставали его отрешенным, стоящим на коленях, с воздетыми к небу руками и взглядом, устремленным вверх. Он был как бы охвачен пламенем Божественной любви, опаляющим, но не сжигающим. “Божественный эрос, – писал он, – это совершенная любовь к Богу, это не насыщаемое желание Бога. Божественный эрос рождается в очищенном сердце, ибо именно из него проливается благодать Божия... Сердце любящего Бога никогда не дремлет. Оно бодрствует в силу интенсивности любви. Когда человек спит по естественной потребности, сердце его бодрствует, славя Бога”. Близкий к Святителю юный Кости, считавшийся его приемным сыном, рассказывал, что Нектарий имел обыкновение молиться до глубокой ночи. Он часто видел его как бы купающимся в ослепительном золотом свете. “Однажды ночью, – рассказывает он, – меня вдруг охватил страх и я начал кричать “Пожар! Пожар!” Огненные языки исходили от лица и от всего тела Святителя. Я подбежал к нему. Но Святитель был совершенно отрешен, он был весь со Христом. Я пытался погасить пламя, хватая моего святого наставника за рясу... То был огонь благодати. Душа Нектария была сплошным светом и огнем, она была как бы огненным облачением его святого тела...” ”Он очень любил, – продолжает Кости, – местных жителей, особенно бедных и смиренных. Когда кто-либо из высокопоставленных лиц приходил к нему в кабинет, он говорил мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Каждый Христа ради подвизающийся, помимо труда, посвященного церковному служению, обязательно ставится перед необходимостью совершения особого, внутреннего подвига. И чаще всего именно этот подвиг, иногда внешне незаметный, приводит человека в Царство Небесное. В остальном мы – рабы неключимые – делаем то, что обязаны. Для святителя Нектария Эгинского (Кефаласа), митрополита Пентапольского, таким подвигом было мужественное, смиренное терпение зависти и клеветы. Письмо от Бога Анастасий Кефалас Анастасий Кефалас родился в многодетной семье в Силиврии в 1846 году. Добрым христианским воспитанием он обязан родителям и, прежде всего, – матери. Очень рано обозначились в юном христианине тяга к образованию и желание послужить Христу. Поэтому в 14 лет он направился в Константинополь, чудесным образом попал на корабль и добрался до желанной цели. Однако бедность не позволила любознательному и одаренному мальчику сразу начать обучение. Анастасий стал трудиться на табачной фабрике и потихоньку заниматься самообразованием. «Жил он в то время в такой нужде, что однажды, стесненный в средствах до крайности, решил... написать Господу письмо с изложением своих проблем и потребностей – такова была его детская простота и непосредственность. “Я попрошу у Него, – думал Анастасий, – фартук, одежду, обувь, ведь у меня ничего нет, мне холодно...” Вооружившись карандашом и бумагой, он написал: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя”. Затем сложил письмо, запечатал его и на конверте проставил следующий адрес: “Господу Иисусу Христу на Небеса” и с тем отправился на почту. По дороге ему повстречался сосед-торговец, и, как показало дальнейшее, встреча эта (как, впрочем, и все, что с нами происходит) была делом Промысла Божия. — Анастасий, куда ты идешь? — спросил сосед. Этот неожиданный вопрос смутил мальчика, пробормотавшего что-то в ответ и продолжавшего держать в руке письмо. — Давай мне твое письмо, я его отправлю. Не раздумывая, он отдал письмо. Торговец взял его, положил в карман и пошел дальше. А Анастасий, радостный, вернулся домой.

http://pravoslavie.ru/108386.html

Скачать epub pdf О том, что молитва – это беседа с Богом Молитва истинная – та, которая ничем не отвлекаема и немечтательна, творимая прилежно, сокрушенной душой, собранным помышлением 1 ; молитва исправляется не высокими глаголами, но, скорее, благими делами. Колесницей молитвы является смиренномудрие. «Признаком смирения является молитва. Познав собственную немощь, мы призываем Божественную силу» 2 . Девы! Имейте пред очами только Христа и Его Отца, озаряясь Духом. Если ты не беседуешь с Богом, когда молишься, то как будешь услышан Богом? 3 Молитва соединяет с Богом и делает молящихся родными Ему, являясь своего рода божественной беседой и мысленным средоточием всего наилучшего и наичестнейшего. Молитва – это помощь в нашей жизни, беседа с Богом, забвение всего земного, восхождение к небесам, молитвой мы приближаемся к Богу. Когда мы молимся, то пребудем непоколебимыми 4 , если получим извещение, что предстоим Богу. Молитва – это солнце мысленных очей души; то, что для тела солнечный свет, то для души есть молитва; молитва , творимая со тщанием, есть свет неугасающий и непрерывный для души и помышления 5 . Божественная молитва есть воистину небесное всеоружие, она одна может сохранить в безопасности предавших себя Богу. Молитва есть защитное лекарство от любых страстей. Молитва есть подаяние жизни, цвет внутреннего здоровья, внушающий надежду 6 . «Великое оружие есть молитва , великая безопасность, великое сокровище, великое пристанище, место прибежища» 7 . Молитва – это спасительное лекарство, препятствие ко грехам, уврачевание недугов. Великое оружие – молитва! Она – сокровище неоскудевающее, богатство, никогда не растрачиваемое, тихая гавань, водворение тишины, корень и матерь бесчисленных благ, сильнейшая самого царствия 8 . Молитва – «пристанище обуреваемым, якорь волнуемым, жезл колеблющимся, сокровище убогим, безопасность обогащающимся, прекращение недугов, хранительница здравия… всякой печали прогонительница, начало благодушия, причина непрестанного блаженства, матерь любомудрия 9 " 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Аэропорт – порт Пирей Из аэропорта Афин нужно ехать в порт Пирей. Сюда можно добраться на метро, но с пересадками, в которых иностранцу легко запутаться. Автобус по времени идет столько же, зато без пересадок. Между 4 и 5 выходом из аэропорта находится остановка нужного нам автобуса с номером X96. Найти его нетрудно. Билетная касса здесь же, цена билета 6 евро. Автобус идет до Пирея около полутора часов, интервал между рейсами 20 минут. Нужно только не забыть прокомпостировать свой билет при входе. На случай, если вы решите поехать на метро: нужно выйти из аэропорта и идти по указателям «To Trains» (к поездам). Добравшись до станции Airport, купить билет за 10 евро до Monastiraki. Выкладываю карту метро, по ней видно, что самая последняя остановка справа – Международный аэропорт (Athens International Airport). Едете до станции Monastiraki, где синяя ветка пересекается с зеленой, переходите на зеленую ветку и едете до самого конца – станции Piraeus (Пирей). Дорога занимает примерно полтора часа, как и на автобусе. Метро в аэропорту Афин работает c 6:30 до 22:30. Схема метро в Афинах Мне кажется, что метро стоит воспользоваться только в случае забастовки водителей автобусов, потому что поездка на прямом автобусе с кондиционером гораздо комфортнее пересадок в метро. К сожалению, забастовки водителей автобусов сейчас в Афинах случаются нередко, вместе с ними обычно бастуют и водители такси, поэтому обратный путь из Пирея я проделала на метро и даже с двумя пересадками, поскольку один из поездов пошел в депо. Сказать, что афинский порт Пирей – большой, значит, не сказать ничего. Он просто огромный! Третий по величине порт в мире. И ещё древний: его история насчитывает ни много ни мало 25 столетий. В порту высятся огромные многоэтажные лайнеры, между ними – скоростные «Flying Dolphins» и маленькие суда. Паром до острова Эгины Выходить из автобуса тем, кто направляется на остров Эгина, нужно на причале номер 8. К Эгине можно добраться на большом пароме и скоростном катере. Есть два варианта: отправиться в столицу острова – одноименный город Эгина, расположенный на западной стороне острова, и в маленький, тихий поселок Агиа Марина с двумя улочками на восточной стороне острова. В Эгину паромы и скоростные катера «Flying Dolphins» – «летающие дельфины» отправляются каждый час, в Агиа Марину реже, с интервалом часа в два.

http://pravoslavie.ru/114117.html

Притупленные, они служат человеку недолжным образом и становятся для него источником множества скорбей и мучений. А унаследованная смерть всеяла в нас тление, которое возрастает и развивается вместе с нами и со временем приносит плоды своего произрастания, угрожающие нашему существованию, болезненные и невыносимые. Итак, первая и главная причина наших скорбей, – это то, о чём только что говорилось; вторая причина – это нравственное состояние, приближающее нас к Богу или удаляющее от Него. И если преграда вражды некогда всех удалила от Бога, и состояние каждого было едва ли не противление Богу, то она была упразднена Христом, и теперь все стало по-другому: Христос не только примирил человеческий род с Богом, но и помраченные силы души укрепил Своим божественным просвещением. Итак, состояние христиан может измениться соответственно просвещению, которое они получают по своей вере Господу нашему Иисусу Христу, потому что Он укрепляет силы души, чтобы они служили ей безошибочно и причиняли ей меньше скорбей. Таким образом скорби, по большей части зависящие от нашего нравственного состояния, могут рассматриваться как его следствие. Итак, мы должны следить за нашей нравственной жизнью и быть внимательными в наших отношениях с Богом, чтобы наши печали были не столь частыми и не такими мучительными. 2. Почему мы должны благодушно переносить скорби Мы должны переносить их с терпением, так как, во-первых, если мы нетерпеливы, то ничего не слышим и даже более того – мы увеличиваем наши страдания; и, во-вторых, поскольку тот, кто терпеливо переносит скорби здесь, тот получит воздаяние в будущей жизни, своим терпением на деле проявляя свою веру в будущую жизнь, которая есть вера в Того, Кто её обещал. Но не должны ли мы и по-философски относиться к вещам мира, держа в уме скоротечность мира и мимолетность нашей жизни, которая во многом подобна полевому цветку, цветущему и живущему только один день 19 ? Впрочем, зачем я оставил самую важную причину? Христианин не должен унывать по причине своих скорбей, поскольку Христос таинственным образом утешает его: да, успокаивает и утешает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

«Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом», воистину богодухновенные глаголы. В малом он представил все житие девы, показал характер пожелания и цель, и конец девства. Итак, показал первое дело девы, что оно есть заботиться о Господнем и второе, что забота о Господнем это искомая цель, то есть, чтобы дева сделалась святой и телом и духом. Отсюда всякая забота девы состоит в том, чтобы сделаться святой по телу и душе, испытующе, что благоугодно Господу, ибо сие есть заботится о Господнем: благоугодное Господеви творить непрестанно, чтобы угодить Господу, ибо благоугодное Господеви освящает душу и тело, дева же бывает благоугодной Господу. Дева бывает святая, когда тело свое она почитает как святую скинию, в которую вселился Бог , и соблюдает его непорочным и неоскверненным, душу же, то есть дух, который соблюдает также чистым от нравственных страстей, то есть нравственных зол. Тело соблюдается непорочным, когда и органы чувств остаются девственными, ибо, когда тело девственное, глаза же и уши, или, обоняние, или вкус, или осязание далеко от состояния девственности, тогда и тело не девствует, ибо девство это, главным образом нравственная добродетель, а не телесная. Телесная девственность имеет благодать и цену, она соблюдается нравственной девственностью, без сей никакой она не имеет цены, ибо какова цена ее, если чувства растлевают ее? Где святость девы, когда тяжкий грех через чувства оскверняет тело? Итак, дева, заботящаяся как угодить Господу и желающая сохранить тело святым, должна соблюдать непорочными и чувства. К сохранению святости тела относятся и язык, и уста, и руки, и самые ноги. Ибо, когда язык через злословие и тому подобное нечистый, то все тело нечистое. Когда руки делают не должное, они мерзкие и оскверняют все тело. Когда ноги девы не суть, «как ноги, благовестующие благое» прекрасны, то есть, святы, они не сохраняют телесной чистоты. Через хранение святости всех членов наших мы сохраняем телесную святость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Α ρχαιταται κα α σγχρονοι Λειτουργαι τν κυριωτρων το Χριστο Εκκλησιν. Θεσ., 2001). В частности, в нем была представлена и его собственная реконструкция чина Л. а. М., основанная на изданиях Суэйнсона и Брайтмана, т. е. на текстах Россанского кодекса и Мессинского и Ватиканского свитков, а также «еще на одной рукописи», якобы обнаруженной С. Мерсером, числившейся, по словам митр. Амвросия, в собрании Мерсера под 3 и изданной последним в 1915 г. (Ibid. Σ . 143). Мерсер действительно издал греч. текст Л. а. М., но это был не текст к.-л. подлинной греч. рукописи, а сделанная им ретроверсия с эфиоп. рукописи 3 из его собрания, причем в том же издании приводится и полное факсимиле этой эфиопской рукописи ( Mercer. 1915). Т. о., митр. Амвросий, невнимательно ознакомившись с изданием Мерсера, фактически «ввел» в научный оборот несуществующий источник. В 1955 г. архим. Тит (Матфиакис) издал текст Л. а. М. не по древнейшим спискам, а, наоборот, по наиболее поздней рукописи: копии свт. Нектария Эгинского с автографа патриарха Мелетия Пигаса ( Ττος (Ματθικης) . 1955); спустя неск. лет была издана и сама рукопись патриарха Мелетия ( Μοσχονς . 1960). Наибольшим распространением в греческой среде пользуется издание И. Фундулиса ( Θουντολης. 1970), основанное на всех перечисленных выше, несмотря на то что издатель ограничился лишь кратким введением к тексту (Ibid. Σ. 5-22), а в самой реконструкции никак не комментирует свои предпочтения в пользу того или иного чтения, повторяет ошибки предшественников (включая использование несуществующей греч. т. н. «рукописи» Мерсера) и т. д. Попытку подготовить академическое издание текста Л. а. М. по всем ее сохранившимся рукописям предпринял Каминг. В качестве основы для своей реконструкции он в отличие от мн. предшественников использовал не Россанский кодекс, а более ранний Мессинский свиток; также он планировал максимально широко привлечь материал папирусов и проч. ранних свидетельств Л. а. М., но его работа осталась неоконченной, и публикация подготовленных им материалов была сделана посмертно (The Liturgy of St.

http://pravenc.ru/text/2110598.html

Полностью предавая себя Богу, она забывает саму себя. Божественное рачение сообщает непринужденную близость к Богу; непринужденность сообщает дерзновение, дерзновение – вкус, а вкус – голод. Уязвленная божественным рачением душа уже не в состоянии думать о чем-либо другом или чего-то хотеть. Она непрестанно вздыхает и говорит: “Господи, когда я приду к Тебе и когда я увижу Твое лицо? Душа моя хочет прийти к Тебе, Боже, как лань, стремящаяся к источнику.” Таково божественное рачение, пленяющее душу. О, любовь, подлинная и постоянная! О, любовь, подобие образа Божия! О, любовь, тихая услада души моей! О, любовь, божественная полнота моего сердца! О, любовь, непрерывное созерцание духа моего! Ты вечно обладаешь моей душой, ты окружаешь ее заботой и теплом. Ты оживляешь ее и возвышаешь до божественной любви. Ты наполняешь мое сердце и воспламеняешь его божественной любовью, ты оживляешь мое стремление к Высшему Судие. Своей живительной силой ты укрепляешь силу моей души; ты делаешь ее способной приносить божественной любви подобающую ей службу. Ты овладеваешь моим духом и избавляешь его от земных пут. Ты освобождаешь его, чтобы он мог беспрепятственно вознестись в небеса к божественной любви. Ты самое ценное сокровище верующих, самый желанный дар божественных харизм. Ты – богоподобное сияние моей души и сердца. Ты та, кто соделывает из верующих чад Божиих. Ты – украшение верующих и ты чтишь твоих друзей. Ты единственная подлинно постоянная, ибо ты вечная. Ты – роскошное одеяние любящих Бога, которые в этих одеяниях предстают перед божественной любовью. Ты – приятная услада, ибо ты – плод Духа Святого. Ты вводишь освященных верующих в Царство Небесное. Ты – пленительное благоухание верующих. Через тебя верующие причащаются райскому блаженству. Через тебя свет духовного солнца восходит в душе. Через тебя раскрываются духовные очи верующих. Через тебя верующие соучаствуют в божественной славе и в жизни вечной. Через тебя рождается в нас жажда неба. Это ты восстанавливаешь Царство Божие на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Сторонники этой теории полагают, что с ее помощью они возвышают человека до небес. Мы же полагаем, замечает по сему поводу святитель, что эта теория опускает и унижает человека. Ибо чрезмерно «отдаляющийся от бытия Божия» становится скотом, отрицая откровение Божие. Далее в трактате рассматриваются отношение Бога и человека. Отношение человека с Богом, осуществляемое посредством откровения, есть «сияющая порфира, облекающая человеческую природу и содержащая в себе и божественное сияние, это знамение его высшей роли, его особого места во всей природе, есть “облако легкое”, поднимающее его над земным и возносящее до третьего неба, где он слышит неизреченные глаголы, которые никакому человеку нельзя пересказать, и возводящая его на место вышнее, куда лишь чисто духовные создания могут вознестись». Связь Бога с человеком есть сила, которая совершенствует человека, освобождает его от уз, очищает и освящает его, и, наконец, преображающая энергия, с помощью которой человек становится богом по благодати (обожение). Таковы благие стороны связи, устанавливаемой между Богом и человеком. Следовательно, отрицающие эту связь пренебрегают человеком, его великим достоинством, его родством с Богом, и таким образом уничижают его, втаптывают в грязь его человеческую природу 18 . Отвергающий откровение Божие отрицает Самого Бога, Его существование, Его свойства, Его сущность, Его Личность. И потому необходимо верить в живого Бога, Бога «личностного», являющегося Личностью , открывающей Себя в мире. Понятие о Боге как о Личности подтверждено откровением Бога в мире. Понимание Бога как Личности позволяет нам исследовать и определять Его отношения с миром, ибо Бог , как совершенная Личность, обладает совершенным самосознанием, совершенной свободой и совершенной силой. «Самосознание и свобода являются свойствами Бога, аспектами Его Личности, посредством которых Он познает Самого Себя и то, что вне Его являет Себя миру в качестве созидающей силы, поддерживающей, двигающей вперед и развивающей творение, а также ведущей его к заранее поставленному разумному концу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Глас откровения гласно звучит в сердцах людей. О боговдохновении и о божественном вдохновении говорят все племена земные и все языки. Но зачем я прибегаю к столь далеким свидетельствам? Неужели найдется среди всех верующих хоть один человек, который в своей долгой или краткой сей временной жизни не почувствовал бы хоть раз, как таинственный глас откровения говорил в его сердце и вдохновлял его на спасение и на некие полезные намерения? Не думаю, чтобы такой человек был… ибо Господь настолько возлюбил мир и человека… что не мог скрыть Себя. А раз Бог открывается в человеческом духе, что препятствует Ему открыться в природе? Конечно же, ничто, совершенно ничто. Следовательно, чудеса есть логическое следствие откровения Бога в мире» 11 . И вызов-ответ всем, подвергающим чудеса сомнению: «И потому тщетно восстают мудрецы века сего против сих чудесных явлений природы. Тщетно отклоняют ее дела и отвергают их, ибо истина обличает их. Пронзительное исповедание дел вещает во все концы, что Бог не покинул сей мир игре случая, что Он промышляет о нем, что Он ведет его к совершенному и разумному концу, и что Он управляет им по законам, неведомым нам. Если же сии мудрецы… непредвзято будут искать истину, они придут к выводу, что природа сего мира и предназначение человека требуют продолжения Божьего Промысла и откровения – оба как исполнение этого самого их предназначения…» 12 . Ибо не только учение святителя о чудесах свидетельствует в нашу эпоху, эпоху безверия и «смерти» 13 Бога, об откровении Бога в мире. Святой чудотворец и мироточивые его мощи на Эгине и по всей земле трубят во все концы о Воскресении Господнем и о том, что Бог промышляет о мире, управляя им и направляя его к «разумному концу». Его Божественное Всесвятейшество Вселенский патриарх Варфоломей в своем Пасхальном послании 2000 года говорит следующее: «Для участия в Воскресении Христовом требуются два условия. Вера и любовь к Нему, со всем тем, что из этого следует». И далее: «Это не фантазия и не обман. Это истина, о ней свидетельствуют мириады святых, которые возлюбив Христа и всецело доверившись Ему, живут, уже воскресшие, рядом с Ним и являются нам множеством способов…» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010