Игумен Нектарий (Морозов): В вымирающем Саратове живы люди и храмы Немолодой, краснолицый, не совсем трезвый мужчина и говорит по телефону. Когда мы поравнялись с ним, я услышал слова, которые он в восторге кричал в трубку: ‘Представляешь, тут — такое! Тут какие-то мужики с бородами и в коронах! Дед Мороз отдыхает!’ 10 января, 2013 Немолодой, краснолицый, не совсем трезвый мужчина и говорит по телефону. Когда мы поравнялись с ним, я услышал слова, которые он в восторге кричал в трубку: ‘Представляешь, тут — такое! Тут какие-то мужики с бородами и в коронах! Дед Мороз отдыхает!’ Встречаются ли в наше время праведники, подобные тем, о которых читаем у Лескова? Почему люди уходят из Церкви? Что делать священникам, когда миряне проявляют к ним неуважение? Ответы на сложные вопросы в интервью игумена Нектария (Морозова). Вымираем? —  ООН включила Саратов в список вымирающих городов мира, ощущаете ли Вы, что живете в — депрессивном регионе? — С моей точки зрения регион, безусловно, депрессивный, но о Саратове мне очень трудно говорить отстранено. В этом городе я живу чуть больше девяти лет, но это время для меня было более насыщенным, чем вся моя предыдущая жизнь. Слишком со многим за это время сроднился, слишком во многое врос. Саратов — это разбитые дороги, которые на протяжении последнего десятилетия безуспешно пытаются привести в порядок. Это — городские предприятия, которые когда-то были славными и сильными, а теперь от них осталось одно воспоминание. Это — уродливые городские окраины, где вырастают дети. Уровень образования который они получают, не оставляет надежд на поступление в вузы. Неизвестно, смогут ли они пробиться в жизни, не удивительно, что, вырастая, многие из них вливаются в ручейки, питающие реку преступности. На окраинах вечерами опасно, там можно получить удар битой по голове, там происходят убийства из-за какой-нибудь ерунды вроде мобильного телефона. Все это — впечатления от Саратова. Можно, конечно, сказать, что в городе есть исторический центр, а в нем консерватория, поблизости целый ряд вузов. Но окраины населены гораздо гуще. Да и сам центр запущен, скорее печалит, чем радует.

http://pravmir.ru/igumen-nektarij-morozo...

Наконец, время уже близило Нектария к совершению мученического подвига, ибо сердце его, горя Божественной любовью, не в состоянии было более выносить жгучего пламени, и он стал просить старца Стефана благословить его на страдальческий подвиг. Опытный старец не соизволял его намерению, так как видел его еще весьма юным на подъятие мученических трудов. Но Нектария это не остановило, и он только еще усиленнее стал просить Стефана отпустить его на страдание. Стефан, не желая один решить такое важное дело, посоветовался с другими духовниками, которые тоже старались отклонить Нектария и, видя его юность и боясь неизвестного конца, не советовали ему подвергать себя мучению. Но, однако, отклонения были напрасны, и Нектарий благодушно отвечал старцам, что с его стороны требуется только начало, а Божественная сила довершит конец и что он имеет твердую надежду на помощь Иисуса Христа, за Которого намерен излить свою кровь, а также и на покровительницу свою Преблагословенную Богородицу Деву Марию, к которой питает несомненную веру и любовь. Святые отцы, видя твердую мысль Нектария, благословили его на страдальческий подвиг, а старец Стефан пожелал сопутствовать ему, для духовного утешения. Итак, приготовившись в путь и получив в напутствие благословение святых отцов, они вскоре отправились и благополучно достигли отечества Нектария, так как у блаженного было желание пострадать за Христа там, где по своему неразумию отрекся Его. По прибытии во Вриуллу Нектарий снял с себя иноческое одеяния и оделся в турецкое и таким образом жил там до мусульманского праздника байрама, и во все это время показывал вид, что он истый мусульманин. Но после трех дней он дерзновенно предстал пред судьей и после обычных приветствий сказал ему: «Господин судья! Конечно, ты, видя меня в турецкой одежде, думаешь, что я мусульманин. Но нет: я рожден христианином и теперь истинный христианин, верующий в Искупителя моего Иисуса Христа, но в малолетстве, когда я еще не мог отличать правое от левого, здешний Хусейн-ага прельстил меня, наобещав различных благ, лишь бы только я отрекся от христианской веры, что я и сделал. Но когда я пришел в совершенный возраст и увидел, что он свои обещания употребил для обмана, чтобы соблазнить меня, а потому, познав как обман, так и ложную мусульманскую веру, я ушел от него и удалился в Алжир (это место мученик назвал собственно для того, чтобы не открылось, где он жил). Теперь же пришел сюда для того, чтобы здесь публично исповедать Того, Которого я отрекся, и за свое горькое падение принять от вас, врагов Христа моего, мучения и, пролив свою кровь, чистым явиться в небесные обители». Говоря это, он снял с головы и зеленую повязку и бросил их с презрением.

http://isihazm.ru/1/?id=1828

В надежде, что Ваше Блаженство соблаговолит восстановить справедливость и определить мое положение, заранее выражаю свою признательность и остаюсь со всяческим почтением. Афины, 10 октября 1902 года. Покорный Ваш слуга Нектарий Пентапольский». О том, что целью владыки Нектария была церковная реабилитация, а не возвращение в Египет, свидетельствует, помимо цитированного письма, и приводимое далее обращение его к Патриарху Вселенскому. А упоминание об удержанном жалованье призвано было, скорее всего, лишь оттенить всю несправедливость указа об увольнении. Новый предстоятель Александрийской Церкви, будучи лицом пререкаемым ввиду обстоятельств его избрания и иных канонических к нему претензий, в первый период патриаршества столкнулся с многими проблемами и, не представляя себе, по-видимому, всей нравственной высоты своего корреспондента, мог опасаться, что реабилитация приведет Пентапольца назад в Александрию и осложнит для него дальнейшее пребывание на патриаршем престоле. Так или иначе, он предпочел оставить письмо без всякого ответа, чем вынудил святого обратиться, почти год спустя, за советом и помощью к Патриарху Вселенскому Иоакиму III: «Ваше Святейшество! Почтительнейше посылаю при сем копию моего письма Его Блаженству Патриарху Александрийскому кир Фотию, а также копии трех указов Патриарха Софрония, каковыми он увольняет меня от должности, занимаемой в Александрийской Патриархии, освобождает от ранее возложенных обязанностей, отпускает как поденщика и высылает без суда и объяснения, что явствует из прилагаемых документов. В письме своем я искал у Его Блаженства Патриарха Фотия исправления нанесенной мне обиды и удовлетворения справедливости. Но, получив письмо (с приложением точной копии указов и увольнительного свидетельства) ровно одиннадцать месяцев назад, Его Блаженство почел меня недостойным ответа. Затрудняясь относительно дальнейшего порядка действий и имея нужду в совете, я рассудил, что мне надлежит прибегнуть к Вашему Святейшеству и испросить мудрых наставлений о должном образе поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Максим 12 августа 2013, 22:39 Спаси Господи! Статья ответ на мой вопрос. Наталия 12 августа 2013, 20:13 Отец Нектарий,благодарю вас за вашу статью.Она для меня очень актуальна. Дмитрий 12 августа 2013, 19:57 Спасибо, батюшка! Николай 12 августа 2013, 18:03 Быть настоящим христианином - подвиг. Много людей в светской жизни способны на подвиг за идею? Есть такие, но не большинство. Поэтому начиная день свой нужно соответствующим образом настраивать себя. Это хорошо звучит в молитве Оптинских старцев. Хорошо купить эту молитву и прикрепить в правильном месте дома или на работе, очень помогает. Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступивший день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё святая воля Твоя. Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступившего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить Тебя за всё и любить. Аминь. Елена 12 августа 2013, 16:13 Отец Нектарий, снова Ваша статья будто для меня и как раз на злобу дня. Благодарю сердечно. Елена М 12 августа 2013, 14:47 Ольга: " А если сама мысль о смерти вызывает уныние и оцепенение души? " - Мне думается, Ольга, что Вы правы. Именно сама мысль о смерти у многих вызывает не самые лучшие ощущения и, уж точно, не придает оптимизма.Только человек уже смирившийся с мыслью о том,что все мы там будем, может утешиться этой мыслью и подумать о том, чтобы такого на этой земле сделать хорошего, чтобы там не стало еще хуже.Но гораздо больше таких людей, которые хотят и на этой грешной земле пожить по-человечески: чтобы иметь необходимое - крышу над головой, семью, хлеб насущный и понимание всех тех, кто тебя окружает.По-моему, в данной проповеди игумена Нектария уже проскользнула такая мысль - проанализировать те периоды своей жизни, о которых тебе радостно вспоминать.Найти причину того, что именно тебя тогда так радовало и подавало надежды? Как ты себя тогда вела сама, кто тебя окружал? Может быть причина в том, что ты поменяла окружение? Может быть всё плохо именно потому, что ты на всей своей дальнейшей жизни поставила крест, вместо того, чтобы стремиться к чему-то, что-то творить? Впрочем, моменты такие тяжелые бывают у всех и иногда их нужно просто " пересидеть " в качестве наблюдателя в поиске того, что сможет тебя вывести из этого состояния.Не зря многие святые уходили в пустыни...

http://pravoslavie.ru/63350.html

Из Москвы к владыке каждое лето, а иногда и на Рождество Христово, приезжала Надежда Александровна Павлович, поэт, ученица А. Блока. Небольшого роста, полная… Она была интереснейшим человеком, знала многих выдающихся людей и умела о них хорошо рассказывать. Будучи членом Союза писателей, она доставала путевку в Дом творчества писателей в Дубултах и приезжала в Латвию. Она же в годы служения на Рижской кафедре митрополита Вениамина (Федченкова) приезжала и к нему. Когда Надежда Александровна впервые увидела владыку Леонида, то была потрясена. На нее он произвел сильное духовное впечатление. Она очень хотела попасть к нему на прием — такая у нее была личная потребность. Попала. Очень волновалась перед встречей. Владыка, как врач, это заметил. Сказал: «Надежда Александровна, дайте Вашу руку. У Вас пульс ускоренный». Эта встреча была началом их знакомства и долголетнего общения. Она стала духовной дочерью владыки и воспринимала его на уровне оптинского старца. Исповедовалась у него и причащалась. Переписывалась с ним. «У меня, — как потом она рассказывала, — появилось к этому человеку абсолютное доверие». Удивительно, что это говорит человек большого критического ума. Надежда Александровна была духовной дочерью последнего оптинского старца Нектария и спасла ценнейшую Оптинскую библиотеку духовной литературы. Она была стойким человеком. С годами у нее ухудшилось здоровье, ходила с палочкой, потом появилась сильная близорукость. Говорила: «Я совсем слепая». Очень любила посещать службы в нижнем храме собора. Владыка там не служил, но присутствовал. Она шла туда, зная, что будет иметь возможность встретиться с ним, что для нее было радостью и духовным утешением. Владыка любил непременно быть в храме ежедневно, даже если не служил Евхаристию. Тогда он нес клиросное послушание, читал канон и пел вместе с народом, иногда сам выносил свечу. У него был очень звонкий голос, красивый тембр, но не музыкальный слух. Любил после службы петь с народом «Царица моя Всеблагая…» и «Слава в вышних Богу». Начинал сам, а народ подхватывал.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

– Есть мнение, что идеология как статическая система воззрений удобна для человека, незащищенного собственной независимой душевной работой. Для такого человека любая предложенная ему картина мира обладает невероятной силой. Людям кажется, что «церковная идеология», как это ни парадоксально, защищает своего адепта от встречи с реальностью и от встречи с Богом, предлагая ему иной, лучший мир, где все ясно и все правильно. Живи так – и не ошибешься, не погибнешь, ты уже спасен. Вот ты усвоил эти рецепты, и все, это и есть вероучение. Главное, не смущайся: все остальное – соблазны. Увидишь что-то странное, не думай об этом – это соблазны, иди дальше». Это снова цитата из статьи Ольги Седаковой... – Я как священник исповедую людей, тех самых церковных людей, среди которых есть самые разные – и мыслящие штампами, и формально живущие церковной жизнью, и неформально ею живущие. Вы думаете, среди них встречаются те, кто уверен в своем спасении? Ну, может быть, я встречал малое количество прельщенных, больных людей, которые были в этом уверены. Но среди здоровых я таких людей не вижу. Наоборот, характерный признак верующего человека – это как раз неуверенность в своем спасении и надежда только лишь на милость Божию. Иногда эта надежда оставляет человека, и тогда, глядя на себя, на свою жизнь в Церкви и в христианстве, он ужасается, насколько она не соответствует тому, какой она должна быть, чтобы ему спастись. И только лишь вновь обретенная надежда на милость Божию спасает человека от этого ужаса и отчаяния. Я часто говорю людям о том, что в духовной жизни не может быть ничего формального. Скажем, нельзя подойти к священнику и попросить: «Будьте моим духовным отцом». Это слова, лишенные смысла. Это то же самое, что поймать на улице человека и сказать: «Будьте моим мужем». И самое страшное, что может быть, на мой взгляд, – это согласие: «Да, хорошо». Это обещание безответственное и действительно формальное. Как ты можешь сказать: «Я буду твоим духовным отцом», когда ты этого человека еще «не родил»? Ты понаблюдай какое-то время за его церковной жизнью, поучаствуй в ней, и тогда, возможно, произойдет этот процесс усыновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Она просила спасти ее «дедушку», старика-монаха, которого козельские власти приговорили к расстрелу. Крупская расценила это как «перегибы на местах» и направила к А. Белобородову. К этому времени бывший председатель исполкома Уральского облсовета Белобородов, подписавший распоряжение о расстреле царя и царской семьи, был заместителем Феликса Дзержинского, а вскоре стал наркомом внутренних дел (расстрелян в 1938-м); в данном же случае, выполняя просьбу жены вождя, он отправил телеграмму в Козельск об освобождении старца. Расстрел заменили ссылкой в деревне Холмищи Брянской области, где Надежда Александровна навещала старца, привозя продукты и теплые вещи, хотя такие поездки в то время были небезопасны. Позже, работая в Красном Кресте, она помогала заключенным монахам (среди которых были и оптинцы), совершила духовный подвиг, навестив в зоне заключения отца Сергия Мечева , сына знаменитого московского старца Алексея Мечева . Господь наградил Надежду Александровну за ее самоотверженное служение своему духовнику: отец Нектарий сказал, что все ее грехи он берет на себя. После кончины старца Нектария в 1928 году Надежде Александровне удалось на 23 подводах перевезти и таким образом спасти редкие книги из замечательного собрания Оптиной Пустыни, собственно оптинские издания и весь рукописный фонд. Все эти сокровища были переданы в Библиотеку им. Ленина в Москве, где они пролежали неразобранными вплоть до 90-х годов. Еще при жизни старца Нектария Надежда Александровна собрала и записала множество рассказов о его замечательной прозорливости, многие из них вошли в книгу митрополита Вениамина «Божьи люди». Владыка дал высокую оценку этим записям. Во время своего пребывания в Оптиной Пустыни она выпустила по благословению старца Нектария в издательстве «Костры» два стихотворных сборника «Берег» (1922) и «Золотые ворота» (1923), в которых впервые увидели свет ее молитвенные стихи. Третий сборник, «Думы и воспоминания», вышел в 1962 году, четвертый «Сквозь долгие года...» – в 1977-м, и посмертно «На пороге» – в 1980-м, но в этих сборниках не было представлено самое важное в ее поэзии – духовные стихи, которые после Оптиной она писала всю свою жизнь. Дай мне силу и дай мне терпенье Все увидеть, услышать – и жить! Дай нести мне земное служенье, Чтоб небесные песни сложить! – обращалась она к Господу в поэме «Оптина», посвященной старцам и подвижникам обители. Эта поэма, созданная в 30-е годы, впервые опубликована в 1991 году в седьмом номере журнала «Москва». Более полувека у Надежды Александровны выходили лишь детские книги, она переводила стихи поэтов народов СССР и зарубежных, работала литконсультантом журнала «Огонек», опубликовала в 70–80-е годы под разными псевдонимами несколько богословских работ в « " Журнале Московской Патриархии» и русских зарубежных изданиях. А такое стихотворение, как «Новомученикам и исповедникам российским...», опасно было даже записывать, его заучивали, и таким образом оно сохранилось лишь в памяти ее ближайших друзей...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Первый закон власти: «Мерило праведное». Оно дает силу судить каждого по достоинству и воздавать каждому должное, не ниже и не свыше его меры. Оно научает соблюдать достоинство человеческое в себе и в других и различать порок, которого терпеть нельзя, от слабости человеческой, требующей снисхождения и заботы. Оно держит власть на высоте ее призвания, побуждая вдумываться и в людей, и в дела, им порученные. Оно дает крепость веленью, исходящему от власти, и властному слову присваивает творческую силу. Кто утратил это мерило своим равнодушием и леностью, тот забыл, что творит дело Божие, и творит его с небрежением. Из Карлейля I. Детство Счастливая пора детства! Благодатная природа, всем ты добрая мать; и вот юному своему питомцу приготовила ты уютное гнездо любви и надежды бесконечной, и тут вырастает он и дремлет, убаюкиваемый сладкими снами! Под кровом родительским приют наш и наша ограда; тут отец – и пророк, и священник, и царь наш, и в послушании находим мы свободу. Юный дух только что возник из вечности, и не знает еще того, что зовется у нас временем: время для него покуда не поток, быстро текущий, а веселый, ярко блестящий на солнце океан; годы – что века для ребенка, ему еще неведомы тайны горькой заботы, тайны то быстрого, то медленного стремления несущейся куда-то вселенной, и вот, в этом неподвижно пребывающем мире вкушает он то, чего навеки лишены мы в кипучем водовороте нашего мира, – вкушает сладость покоя. Спи, почивая покуда, милое дитя! – впереди, и уже недалеко, ждет тебя долгий и тяжкий путь твой. Еще немного, и сон твой кончится, и самые сны твои станут отражением жизненной борьбы, и понятно будет тебе слово старого мудреца: «Какой покой! Будет еще целая вечность покоиться». Небесный нектар сладкого забвения! Пирр может покорить вселенную, Александр – разорить целый мир – и они тебя не добудут; но вот ты, сам собою, тихо сходишь на уста, и на очи, и на сердце всякого младенца, сына своей матери. и сон, и пробуждение для него едино! Прекрасный Эдем жизни убаюкивает его, не переставая, шелестом своих листьев, и вокруг него всюду аромат росы небесной и роскошный цвет надежды...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Она была теперь молодой вдовой, перенесла сыпной тиф и работала медсестрой в сыпно-тифозном бараке села Рыбацкого, а жила в Лигове и через Питер ездила на работу. Грин предложил ей заходить иногда к нему в Дом искусств, где было тепло и сухо. Вел он себя очень деликатно. И совсем не пил. Однажды, когда они были на концерте в Доме искусств и ей было поздно возвращаться в пригород, предложил переночевать у него в комнате, а сам куда-то ушел. Когда она пришла к нему в «Диск» в третий раз, поцеловал в щеку и, ни слова ни говоря, убежал. От волнения и неожиданности все закачалось у нее перед глазами, и она стояла посреди комнаты столбом до тех пор, пока в комнату не зашла в поисках сигареты поэтесса Надежда Павлович, у которой из-под юбки торчали штаны. Было это как раз в те дни, когда совсем неподалеку от Невского, в Кронштадте, вспыхнул и был подавлен контрреволюционный мятеж, последняя серьезная попытка переменить ход русской истории. Именно о Кронштадте и говорили в маленькой комнате ее угрюмый хозяин, его гостья и поэтесса. Но что именно говорили и как относился к тем событиям Грин, неизвестно. Впрочем, если вспомнить, что секретарь Крупской, декадентская поэтесса и знакомая Блока Надежда Павлович, приехав однажды «с сигаретой в зубах» к оптинскому старцу Нектарию, стала его духовной дочерью, а в 1920 году обратилась к своей начальнице и тезке Надежде Константиновне с просьбой не расстреливать Нектария, и просьба эта была выполнена, то примерный характер разговора представить нетрудно. Известно также, что 8 марта 1921 года Грин писал Горькому в связи с арестом изза кронштадтских же событий поэта Вс. Рождественского: «Дорогой Алексей Максимович! Сегодня по телефону сообщили в „Дом искусств“ (по военной части), что арестован Вс. Рождественский, поэт. Он жил в Д. И. по последние дни, как и другие удерживался начальством в казарме. В чем он может быть виноват? Нельзя ли похлопотать за него, чтобы выпустили. Преданный Вам А. С. Грин». Рождественского освободили, но до самой своей смерти он так и не узнал, что помог ему в этом Грин.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

В 1912 году окончила псковскую Александровскую женскую гимназию; в том же году в газете «Псковская жизнь» появилась первая подборка ее стихов. Образование продолжила в Москве на историко-филологических и юридических женских курсах В. А. Полторацкой. Познакомилась с С. Есениным, Б. Пастернаком, В. Брюсовым, А. Белым, Вяч. Ивановым. Ее произведения публиковались в альманахах и периодических изданиях. В 1920 году правление Всероссийского союза поэтов поручило Н. А. Павлови ч организацию своего отделения в Петербурге. Здесь состоялась ее встреча с Александром Блоком. Между ними возникла духовная дружба; весь последний год жизни Блока Надежда Александровна была его соседкой по дому. Блок подарил ей томик «Добротолюбия» с собственными пометками и рекомендовал прочитать «Летопись Серафимо-Дивеевской обители». В 1921 году Блок умер. Несколько дней перед кончиной Надежда Александровна слышала его крики: «Боже! Прости меня!», а потом ночью читала Псалтирь у гроба поэта. Смерть А. А. Блока стала тяжелейшей потерей для Н. А. Павлови ч. «Душа моя все время была на грани обоих миров. У меня хватило разумения понять опасность своего душевного состояния, и однажды я от всего сердца стала молиться о ниспослании мне учителя и руководителя». Молитвенная просьба была услышана. Друг детства художник Лев Александрович Бруни и его жена Нина Константиновна Бальмонт, духовные чада старца Нектария, пригласили ее в Оптину. Здесь произошло знакомство Н. А. Павлови ч со старцем, она стала его духовной дочерью и осталась жить в Оптиной как сотрудница местного краеведческого музея. Впоследствии благодаря активному участию Надежды Александровны были спасены от уничтожения и перевезены в Государственную библиотеку имени Ленина монастырская библиотека и ее рукописный отдел. Немаловажной была роль Н. А. Павлови ч и в жизни самого старца. В 1924 году для освобождения преподобного Нектария из тюрьмы Надежда Александровна выдала себя за его внучку и увезла больного старца в село Холмищи под Козельском. Она оставила очень яркие живые воспоминания о преподобном Нектарии, а также собрала рассказы о нем людей из его окружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010