Димитракопулос Софоклис Прибытие в Александрию В первых числах июля 1881 года иеродиакон Нектарий Кефалас отправился в Александрию 48 , чтобы представиться Патриарху Александрийскому Софронию IV (1798?–1899) 49 , бывшему Константинопольскому (1863–1866), а еще ранее – митрополиту Хиосскому 50 . При нем были рекомендательные письма, исполненные самого теплого участия. Первое – от титулярного епископа Сионского Григория Фотиноса (в прошлом директора Халкинской богословской школы, а тогда – эпитропа 51 митрополита Хиосского 52 , безмолвствовавшего у себя на острове), второе – от преподавателя Хиосской гимназии Константина Проиоса 53 (оба от 3 июля 1881). Епископ Григорий писал: «Податель сего – уроженец Силиврии иеродиакон Нектарий, муж, расположенный к учению, добронравный и пришедший в Египет с благими чаяниями, о чем свидетельствует и господин Константин Проиос. Претерпев, подобно многим иным на Хиосе, тяжкие страдания 54 , он прибывает для соискания надлежащей церковной должности при Вашем Святейшестве и полагает наиважнейшим для себя делом быть Вам полезным». Письмо К. Проиоса отличала изысканная чистота слога: «Ваше Всесвятейшество! Податель сего иеромонах 55 по имени Нектарий прибыл сюда, если не ошибаюсь, в надежде получить место в Вашей Патриархии, коль скоро таковое отыщется. Означенный иеромонах в течение многих лет был учителем народной школы, после чего, возлюбив монашеское житие, удалился в обитель Неа Мони, где несколько лет исполнял обязанности дидаскала и секретаря монастыря. Но, прибыв в столицу 56 ради бедственного состояния обители и желания пополнить свои знания, он был зачислен в гимназию, где и прошел курс наук под руководством премудрого нашего гимнасиарха 57 Георгия Сурьяса, которого ныне уже нет с нами. За все время посещения гимназии выказал поведение безукоризненное и прилежание неленостное, за что был особо любим покойным. В нынешнем году, накануне предстоявших ему выпускных экзаменов, произошло страшное землетрясение 22 марта, ставшее причиной вынужденного бездействия и учащих, и учащихся. Но болезненнее и печальнее всех прочих обстоятельств оказалась кончина достопочтенного Сурьяса, на чью помощь и содействие в приобретении дальнейшего образования он рассчитывал. Не в силах долее бороться с явно неблагосклонной к нему судьбой, он, вопреки желанию, вынужден был прибыть сюда на поиски места, отвечающего его способностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Гравюра. Кон. XIX в. (Надеждин Николай Самуилович; 30.11.1819, г. Моршанск Тамбовской губ.- 7.09.1874, Харьков, ныне Украина), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье диак. Самуила Ивановича Надеждина. В кон. 1860 г. пребывавший на покое еп. Иеремия (Соловьёв) постриг диак. Самуила в монашество с именем Феоктист. Впосл. архим. Феоктист был настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Н. Надеждин обучался в Тамбовской ДС, в 1839-1843 гг.- в КДА; окончил академию магистром, 26-м по разрядному списку. 22 окт. 1842 г. ректором архим. Димитрием (Муретовым) пострижен в монашество с именем Нектарий в честь прп. Нектария Киево-Печерского, 25 дек. рукоположен во диакона, 14 авг. 1843 г.- во иерея. 31 окт. 1843 г. определен смотрителем и учителем высшего отделения Приворотских уездного и приходского духовных училищ в Подольской епархии. 31 авг. 1844 г. с сохранением прежней должности назначен строителем Покровского мон-ря г. Бар Подольской губ. 21 сент. 1845 г. возведен в степень магистра, получил магистерский крест. В 1846 г. обозревал Крутянское ДУ, 20 сент. 1846 г. возведен в сан игумена. 14 янв. 1847 г. по случаю перемещения Приворотского уездного ДУ в г. Бар Подольской губ. переведен на должности ректора и учителя высшего отд-ния этого уч-ща. 30 окт. того же года назначен на те же должности в Киево-Софийское ДУ. С 13 февр. 1848 г. эконом Киево-Софийского митрополичьего дома. 22 апр. 1849 г. назначен инспектором и профессором богословия КДС с возведением 19 нояб. 1850 г. в сан архимандрита. С 5 сент. 1850 по 11 апр. 1853 г. состоял членом временного строительного комитета, учрежденного для ремонта зданий КДС. С 6 февр. по 20 марта 1851 г. исполнял должность ректора семинарии, преподавал богословие на высшем отд-нии, 5 мая утвержден в должности ректора и профессора богословских наук. 31 мая 1851 г. определен настоятелем Киево-Николаевского Пустынного мон-ря, 31 авг.- членом киевского Комитета для цензуры духовных книг, членом академической конференции и внешнего окружного академического правления. В 1851 г. назначен членом Киевской духовной консистории и членом временного Комитета для составления церковно-исторического и статистического описания Киевской епархии. С 8 по 15 июля 1854 г. инспектировал Черниговскую ДС.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

Нектарий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (Надеждин Николай Самуилович ) Родился 30 ноября 1819 года в городе Моршанске Тамбовской губернии в семье диакона. В 1839 году по окончании курса Тамбовской духовной семинарии поступил в Киевскую духовную академию. 22 октября 1842 года пострижен в монашество; 25 декабря рукоположен во иеродиакона, а 14 августа 1843 года – во иеромонаха. 31 октября 1843 года окончил курс Киевской духовной академии и определен смотрителем и учителем Приворотенских уездных и приходских училищ. С 31 августа 1844 года – строитель Барского Покровского монастыря Киевской епархии. В 1845 году получил степень магистра. 20 сентября 1846 года возведен в сан игумена. С 22 апреля 1849 года – инспектор Киевской духовной семинарии. 19 ноября 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 февраля 1851 года – ректор Киевской духовной семинарии. В том же году 31 мая назначен настоятелем Киевского Пустынного Николаевского монастыря. С 19 ноября 1856 года – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. Со 2 апреля 1857 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. В январе 1858 года назначен редактором журнала «Духовная беседа». С 17 мая 1859 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 13 сентября 1859 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. 29 сентября 1860 года переведен епископом Нижегородским и Арзамасским. С 1 июля 1865 года – присутствующий член Святейшего Синода. 14 мая 1867 года возведен в сан архиепископа. С 21 января 1869 года – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Скончался 7 сентября 1874 года. Деятельность преосвященного Нектария была посвящена преимущественно заботе о духовных учебных заведениях. В 1866 году был создан новый Комитет по соображениям о преобразовании духовных училищ, который возглавил митрополит Киевский Арсений (Москвин , † 1876), а его помощником был епископ Нектарий. Во время присутствия в Святейшем Синоде он принимал деятельное участие в составлении уставов духовных семинарий, епархиальных женских училищ и духовных академий. При этом всемерно способствовал открытию новых учебных заведений и изысканию средств для лучшего их содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Записи воспоминаний об оптинском старце Нектарии Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г. И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е. В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Запись со слов Н. Д.: Я ездила в Оптину с 1907 года. Там передо мной как солнце горел о. Анатолий, а на других старцев я и внимания не обращала, только по большим праздникам ходила на благословение к батюшке Иосифу. Несколько раз я в то время встречала у батюшки Анатолия батюшку Нектария – тогда еще иеромонаха. Ходил он в шали, на одной ноге башмак, на другой – туфля, и вообще будто юродствовал. Одной моей подруге батюшка Анатолий сказал: «Попроси благословения у о. Нектария, это наш скитский затворник и молитвенник. Он великий муж». Когда батюшка стал старцем, однажды на новый год я с моими подругами пошла к нему. Он сразу нас принял и сначала все говорил о судьбе моей подруги: «Твоя судьба за чашкой чая определится». Так и случилось впоследствии. Пила она чай у батюшки Анатолия; тут вошла ее мать и тут же благословила ее на монашество. А я стою в стороне, пока батюшка Нектарий говорит о моей подруге, и рвусь к батюшке Анатолию. И вдруг моя душа стала смягчаться и я подумала: «Батюшка Нектарий прямо ангел». Тут он подозвал меня к себе и я ближе всех очутилась к нему. «А твоя судьба не решена еще», – и стал говорить о нерешительности моего характера. Потом стал он оделять нас апельсинами, всем по одной доле дает, а мне двойную. Его и стали спрашивать, почему нам надо по стольку, а ей вдвойне? А он говорит: «У Нины две руки». А потом через много лет напомнил мне: «Я потому сказал, что у тебя две руки, что мы тебя вдвоем поддерживаем – я и батюшка Анатолий». После этого раза он долго не обращал внимания на меня и я к нему не ходила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Димитракопулос Софоклис Приложения Святитель Нектарий Пентапольский Молитва Божией Матери (общеизвестный вариант перевода молитвы «Агни Парфене») Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Царице, Мати Дево, Руно, всех покрывающее, Превысшая Небесных Сил, нетварное сияние, Ликов девичьих Радосте и Ангелов Превысшая, Небес Честная Сило и Свете, паче всех светов, Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств, Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение, В подвизех Ты помоще, Кивоте Бога Слова, И девам Ликование, и матерем Отрадо, Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение, Покрове ширший облака и страждущих Пристанище, Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных, Марие, Мати Христа, Истинного Бога, Ааронов Жезле прозябший, Сосуде тихой радости, Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех Помоще, Священная и Непорочная Владычице Всепетая, Приклони ко мне милосердие Божественного Сына, Ходатайце спасения, припадая, взываю Ти: Радуйся, Невесто Неневестная. Служба 338 святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 6. Подобен: Тридневен: Троицы служитель истиннейший,/заветов богомудрых отец ревнитель,/Православия страж неусыпный явился еси,/достоблаженне отче Нектарие;/моли убо ныне,/в небесных кровех водворяяся,//о иже на земли верно чтущих память твою. Велия скорби и напасти,/клеветы и озлобления/в земнем житии твоем претерпел еси,/отче Нектарие преподобне;/темже и ныне, праведне,/Троице Единосущней на небеси предстоя,/можеши и нам, напаствуемым,//от бед и обстояний лютых избавление испросити. В тяжцем недузе и мучительнем,/Христу спострадати вожделев,/течение твое скончал еси, святителю славне;/темже и ныне благодать имаши,/от болезней и язв телесных//страждущим и недугующим исцеление подавати. Слава, глас и подобен тойже: В преставлении твоем, отче Нектарие,/скорбь велия и печаль горькая/сердца и души чад твоих объят./Обаче ныне, иерарше приснопамятный,/молитвою твоею благодерзновенною/всякия неутешимыя скорби и печали//всех любящих тя верно избавляеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чёрная суббота» Православия О последствиях признания Элладской Церковью ПЦУ 14.10.2019 2497 Время на чтение 6 минут Весьма вероятно, что отныне 12 октября станет в нашем календаре «черным днём» для мирового Православия. Как известно, собравшийся в Афинах Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви (ЭПЦ) признал , что патриарх Константинопольский Варфоломей имел право предоставлять автокефалию так называемой «Православной церкви Украины » (ПЦУ) - раскольничьей организации, которую пытаются легализовать патриарх Варфоломей и власти США. Попытка признания церковной Элладой ПЦУ была предпринята ещё летом. Тогда Священный синод ЭПЦ передал этот вопрос двум синодальным комиссиям: комиссии по догматическим и каноническим вопросам и комиссии по межправославным и межхристианским отношениям. В августе обе комиссии высказались за признание ПЦУ. Однако оставалась всё-таки надежда, что возобладает здравый смысл, что архиереи Эллады не станут соучастниками авантюры патриарха Варфоломея, что нам удастся повлиять на греческих иерархов. В Грецию летом и осенью ездили многие наши церковные и общественные деятели. Однако невероятную активность развил американский посол в Греции Джеффри Пайет (до того посол на Украине, один из координаторов майдана), который умело обрабатывал греческих иерархов. В конце концов усилия патриарха Варфоломея и Д.Пайета принесли результат. Единственное, что удалось достичь церковной и государственной дипломатии России - семь митрополий на Соборе выступили за отсрочку в принятии решения. А митрополит Керкирский Нектарий в канун Собора предложил архиереям ЭПЦ дождаться решения «старших» Патриархатов, а самим даже выступить посредниками в диалоге между Москвой и Константинополем. Однако сам владыка Нектарий почему-то на Собор не поехал, предпочтя визит в Румынскую Церковь. Очевидно, вопрос о признании/непризнании ПЦУ является политическим вопросом, о чём мне уже приходилось писать. Патриарх Варфоломей, затевая свою каноническую авантюру не только действовал как политик, но и выполнял вполне очевидную волю США, забота о преодолении раскола среди православных Украины была только для отвода глаз. Поэтому в истории с ПЦУ речь идёт о политике, в первую очередь. И мы, надо с горечью это признать, политически проиграли. То ли плохо работали наши светские и церковные дипломаты, то ли ситуация уже была настолько запущена, что исправить что-то было нереально. Надеемся, что наши церковные и государственные органы компетентно разберутся, в чём причины нашего очередного поражения.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/14/ch...

Предисловие Святитель Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в с. Егорье-на-Берёзе Бельского уезда Смоленской губернии в семье сельского диакона Димитрия и матушки Ксении. Когда Ивану исполнилось пять лет, матушка Ксения умерла. С детства и до последних дней святитель Николай сохранил необыкновенную отзывчивость к людям – горький опыт раннего сиротства. Отец Димитрий отдал сына Ивана для обучения в Бельское духовное училище, a по его окончании – в Смоленскую духовную семинарию. В 1857 году Иван Касаткин в числе лучших воспитанников семинарии был направлен на казенный счет для обучения в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1860 году он окончил академию со степенью кандидата богословия. Узнав о настоятельской вакансии в русском консульском храме в Хакодате, он изъявил желание отправиться в Японию, содействовать распространению Православия в стране Восходящего солнца. Позже он вспоминал о своем решении отправиться в неведомую страну: «Будучи от природы жизнерадостен, я не особенно задумывался над тем, как устроить свою судьбу. На последнем курсе духовной академии я спокойно относился к будущему, сколько мог, веселился и как-то отплясывал на свадьбе своих родственников, не думая о том, что через несколько времени буду монахом. Проходя как-то по академическим комнатам, я совершенно машинально остановил свой взор на лежавшем листе белой бумаги, где прочитал такие строки: «He пожелает ли кто отправиться в Японию на должность настоятеля консульской церкви в Хакодате и приступить к проповеди Православия в указанной стране». А что, не поехать ли мне, – решил я, – и в этот день за всенощной я уже принадлежал Японии». 24 июня 1860 года епископ Выборгский Нектарий (Надеждин; † 1874), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, совершил в академическом храме во имя Двенадцати апостолов постриг Ивана Касаткина с наречением ему имени Николай. В день праздника первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, a 30 июня, когда Церковь празднует Собор Двенадцати апостолов, – во иеромонаха (даты приведены по старому стилю). Епископ Нектарий так напутствовал молодого инока: «С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Ч. 1 Святой равноапостольный Николай (Касаткин), просветитель Японии 16 февраля 2007 года исполнилось 95 лет со дня преставления святителя Николая, архиепископа Японского, с именем которого связано утверждение Православия в Японии. Полувековой апостольский подвиг сделал его имя незабываемым и священным для православных японцев. Святитель Николай (в миру Иван Димитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии в семье диакона. По окончании Бельского духовного училища и Смоленской духовной семинарии Иван Касаткин в 1857 году в числе лучших воспитанников был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Узнав о настоятельской вакансии в русском консульском храме в г. Хакодатэ, юноша изъявил желание отправиться в Японию содействовать распространению Православия в Стране восходящего солнца. 24 июня 1860 года епископ Выборгский Нектарий (Надеждин; 1819–1874), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, совершил в академическом храме во имя Двенадцати апостолов постриг Ивана Касаткина с наречением ему имени Николай. В день праздника первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня (Собор Двенадцати апостолов) – во иеромонаха (даты по ст. стилю). Епископ Нектарий так напутствовал молодого инока: «С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские». В июле 1860 года иеромонах Николай выехал в г. Хакодатэ, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери. Ехать пришлось через Сибирь. В Николаевске-на-Амуре отец Николай зимовал. Здесь он встретился с прославленным святителем, апостолом Америки и Сибири, архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским (впоследствии митрополит Московский и Коломенский) Иннокентием (Вениаминовым; 1797–1879). Владыка Иннокентий оставил иеромонаха у себя почти на год. Это было настоящей миссионерской школой, практическим «курсом наук». Однажды владыка Иннокентий спросил у о. Николая: «А есть ли у тебя ряса-то хорошая?» «Конечно, есть», – отвечал о. Николай. Однако владыке академическая ряса не понравилась: «Поедешь туда, все будут смотреть, какой-де он, что у них за священники? Нужно сразу внушить им уважение. Покупай бархат». Бархат был куплен. Владыка вооружился ножницами и выкроил рясу для о. Николая: «Вот так-то лучше будет. А есть ли крест?» Креста еще не было: он дожидался о. Николая в Хакодатэ. «Ну, возьми хоть вот этот», – сказал владыка, надевая на шею о. Николая бронзовый крест за Севастопольскую кампанию. «Оно хоть и не совсем по форме, да все-таки крест, а без него являться к японцам не годится. Да и не одни японцы, и европейцы будут смотреть».

http://pravoslavie.ru/41329.html

Четыре письма святителя Нектария Пентапольского старцу Даниилу Письмо 1 Дирекция Ризарийской духовной семинарии. Афины. ...марта, 1903 года 195 Ваша о Христе святость, отче Данииле, братски лобызаю Вашу любовь! Получив святое Ваше послание, с огорчением прочел о скорби, которая нарушила душевный мир. Происшедшее поистине прискорбно, но мы знаем, что любящим Бога все содействует ко благу. Истина сего апостольского речения равна благодати, на примере апостола подтвердившей, что глагол Божий имеет абсолютную силу. Уверенный в любви Божией, полагаю, что от нашедшего на тебя искушения приобрящешь и великое благо. Вашей святой любви ведомо, что искушения возводят к совершенству. Никто, будучи неиспытан, не имеет доброй славы; никто, будучи неиспытан, не возвышается над плоскостью земною, на которой зиждется и утверждается достигающая небес лествица добродетелей. Для любящих Бога искушения оборачиваются школой, приучающей душу к философии 196 . Христианство же возводит к истинной философии, а к ней-то и должен поспешать христианин, ибо никто из чуждых ей не приходит в ту меру совершенства, какой положено достичь. Но если все христиане, дабы быть совершенными по заповеди Господней, призваны стать философами, то тем паче соделавшиеся рачителями сей [философии] и всецело ей предавшиеся! Если же искушения являются училищем [истинной] философии, а она возводит к христианскому совершенству, то искушения, стало быть, необходимы. Искушения, приучая к философии, приучают и к терпению, ибо терпение – родная сестра ее. Нет философа, кто был бы нетерпелив, и всякий нетерпеливый – не философ. Искушения доподлинно испытывают фундамент добродетелей – терпение, которое и вводит в спасение. Ибо философ-христианин не только не отчаивается, но дерзает, долготерпит и радуется. Да, воистину радуется, ибо, по апостолу , похваляется в скорбях, ведая, что скорбь производит терпение, терпение же – опытность, опытность – надежду, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия изливается в сердце его 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Игумен Нектарий (Морозов): «В жизни человека нет ничего важнее встречи с Богом» Презентация книги «С надеждой на Встречу» и беседа с читателями (+ВИДЕО +ФОТО) В актовом зале Сретенской духовной семинарии состоялась презентация новой книги игумена Нектария (Морозова) «С надеждой на Встречу» , выпущенной издательством Сретенского монастыря. Во время двухчасовой встречи с читателями отец Нектарий отвечал на самые разнообразные вопросы духовной о жизни. Об авторе и его книге «С надеждой на Встречу» Антон Поспелов , ответственный секретарь портала Православие.Ru : — Добрый день, всечестные отцы, братия, сестры! Сегодняшний наш гость — игумен Нектарий (Морозов) , который возглавляет информационно-издательский отдел Саратовской епархии. Я хотел бы для начала сказать пару слов об отце Нектарии и о новой его книге. Отец Нектарий был журналистом, которые объездил «горячие точки» в 1990-е годы, видел кровь, смерть, страдания людей Отец Нектарий по своему образованию и по роду деятельности был журналистом. Причем, журналистом не таким, который сидит в своем кресле, удобном и мягком, и рефлексирует по поводу того, что происходит в мире. Этот человек объездил «горячие точки» в 1990-е годы: он был в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Осетии. Он видел кровь, смерть, он видел страдания людей, и мне кажется, что вот этот опыт настоящей журналистской работы, которая связана с опасностью для жизни, и привел к тому, что то, о чем он пишет, всегда проникнуто болью и сопереживанием по отношению к людям. Мне кажется, что это очень важно. На нашем сайте Православие.Ru отец Нектарий появился достаточно давно, хоть и опосредованно: в наш «Мониторинг СМИ» мы ставили практически все, что он писал. Ставили не глядя, потому что знали, что отец Нектарий не будет уклоняться ни влево, ни вправо, но будет выбирать срединный царский путь, которого стараемся придерживаться и мы в своей работе. А уже начиная с 2012-го года отец Нектарий стал постоянным автором портала Православие.Ru . И, как мне кажется, его статьи, также как и статьи отца Андрея Ткачева и, конечно же, отца Тихона, все ждут с большим нетерпением.

http://pravoslavie.ru/80711.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010