Старец Нектарий не только провидел духовным взором своим беды, радости, помышления людей, врачевал не только душевные страсти и недуги, но исцелял и телесные болезни тех, кто обращался к нему за молитвенной помощью. Приехали к нему мать с дочерью, мечтавшей идти на фронт, в госпиталь, ухаживать за ранеными солдатами. Другая ее дочь страдала неизлечимой болезнью: у нее были приступы слепоты, дурноты. За много лет болезни мать возила ее на лечение за границу, показывала лучшим докторам, но безрезультатно. Глубоко религиозная мать не теряла надежду на помощь Божию и приехала в Оптину посоветоваться со старцами. В приемной дождалась Старца, вместе с другими богомольцами приняла благословение. Еще ничего не сказала Батюшке, но отец Нектарий вдруг обратился к ней: «Ты пришла молиться о больной дочери? Она будет здорова». Посетив Старца вечером в тот же день, получила от него семь пряников и наставление: «Отвези их больной дочери. Пусть каждый день съедает по одному и почаще причащается, будет здорова». Младшую дочь ее во время прогулки Старец водил рука об руку с солдатом. Наблюдавшие это говорили матери: «Батюшка-то дочь твою повенчал. Вот увидишь, скоро замуж выйдет». Так оно и было. Младшая дочь в этом же году вышла замуж за военного. Дочь с верой приняла пряники, после седьмого причастилась и выздоровела. Болезнь к ней до смерти не возвращалась. Как-то приехала к нему монахиня Нектария с мальчиком-подростком, который вдруг заболел, температура поднялась под 40°. Она и говорит Батюшке: – Олежек у меня очень болен. А он отвечает: – Хорошо поболеть в добром здравии. На другой день дал мальчику яблочко: «Вот тебе лекарство». И, благословляя их в путь, сказал: «Во время остановки, когда будете лошадей кормить, пусть выпьет кипяточку и будет здоров». Так они и сделали. Мальчик выпил «кипяточку», заснул, а когда проснулся, был здоров. Евгения Григорьевна Рымаренко в воспоминаниях о старце Нектарии передает случай исцеления своего супруга по молитвам Батюшки. У отца Адриана с начала Поста были нестерпимые боли желудка. Боялись, что он не сможет и Крест вынести. Матушка Евгения написала в Козельск монахине Анастасии, чтобы та попросила старца Нектария помолиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

В 1986-м году на съезде писателей СССР нас избрали секретарями Правления. Пришли на первое заседание, входим, ну - генералитет! Пробрались подальше от начальственного стола. И тут сразу подошёл председатель Правления Сергей Михалков: «Это что такое? Это что за галёрка, что за оппозиция? Ну-ка, пошли со мной! - Привёл на первые места, приговаривая: - Вы здесь по праву, вы никого не выживали, никого не подсиживали, тут всегда и будьте». А были мы тогда самыми молодыми членами Секретариата СП СССР. С одной стороны Валентин Григорьевич был неисправимый пессимист, с другой помню его и шутником. Летим в Венецию. А тогда очень читаемым был роман «Увидеть Париж и умереть». Идём на посадку и долго, совсем низко летим над волнами, так и кажется, что булькнем. Валя хладнокровно смотрит в иллюминатор, поворачивается, улыбается: «Увидеть Венецию и утонуть». Приём в Ватикане у папы Римского. Кардиналы в лиловом (шепот на ухо: «Этот цвет показывает почтение к вашему визиту») деликатно просят не занимать папу беседой более двух минут. Валя мне: «Бери мои две минуты и говори с ним четыре». Первый раз мы вместе за границей были в 1976-м году в Финляндии. И там наговорили много кой-чего. То есть ничего такого не говорили, но для того времени и это казалось смелостью. Валя: «Вообще, я думаю, надо меньше писать. Всё уже написано. Надо больше читать. И меньше издавать новых книг. Будет экономия древесины, сохранятся леса. Сейчас писателей в Советском Союзе всё больше. Явный рост по сравнению с царским временем. В Орловской писательской организации пятьдесят человек (здесь он для красного словца увеличил цифру), пятьдесят, а до советской власти было только три писателя: Бунин, Лесков и Тургенев». Я же в свою очередь добавлял: «Мы уезжали из Москвы, и там был холодный проливной ливень, а вот у вас в Хельсинки сияет солнце. Значит, небеса более склонны к капитализму, нежели к социализму». Такие шутки надолго (мне вообще на десять лет) закрыли нам выезды за рубеж. Много чего можно вспомнить. Но что это добавит к показу личности Распутина? Главного все равно не ухватить. Главное - невозможность выразить тайну его воцерковления. И значение этого в его жизни. Именно она давала ему силы в борьбе за возрождение Православия в нашем Отечестве. Крестился он осенью 1980-го в Ельце по благословению нашего первого общего духовника схиеромонаха Нектария (Овчинникова). Крестил архимандрит Исаакий. Были при этом только мы с Маргаритой (Ренитой) Григорьевой и келейница архимандрита. Раб Божий Валентин в своей новой белейшей рубашке прямо светился. И несомненно Крещение стало одухотворять его труды.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/12/...

Трудно сказать, чего больше было в истории с Ивашкой Григорьевым — веры или расчета. Именно пристрастие к логическому умствованию ставила в вину «латинствующим» вообще, и Сильвестру Медведеву в особенности, «старомосковская» партия. В «Остне», сборнике, составленном по приказу Иоакима после разгрома «латинствующих», об этом прямо говорится: «Бегати бо силлогисмов, по святому Василию, повелеваемся, яко огня, зане силлогисмы, по святому Григорию Богослову, — и веры развращение, и тайны истощение… Силлогисм явленно лжив есть и человекы, не зело внемлющыя святым писаниям, прелщает».  Консервативным современникам «латинствующие» казались людьми, которые жертвуют истинами веры в пользу «душетлительных аргументов» разума. Действительно, в заведомой лжи Шакловитого о святых Ниле и Нектарии чувствуется холодный «силлогисм», расчетливое приспособление к уровню суеверной толпы, стремление сыграть нанародной любви к юродивым. Расчет есть и в увещаниях, с которыми Медведев обращался к стрельцам: будучи духовным лицом, он не должен был передавать им слова юродивого, к кото–рому сам относился с сомнением. Однако видеть в «латинствующих» рационалистов, рассудочных политиков и подстрекателей — явная ошибка. Как-никак они были православными русскими людьми и в этом качестве волей или неволей подчинялись национальной культурной традиции. Они не только использовали юродивого в агитационных целях — они верили ему, хотя в этой вере был немалый элемент сомнения. Для эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, в которой жил двор царевны Софьи Алексеевны, весьма характерен гипертрофированный, даже болезненный интерес к всевозможным прорицателям и кудесникам. Отношение к ним бросает отраженный свет и на отношение к юродству. В середине 80–х годов XVII в. в Москве подвизался некий звездочет и гадальщик Митька Силин. Несколько лет он жил   у Сильвестра Медведева в Заиконоспасском монастыре. В розыскном деле его называют поляком. Трудно сказать, был ли он поляком по национальности, однако нет сомнения, что он имел польское подданство. Во время розыска Митька Силин оказался за рубежом, вне досягаемости Т. Н. Стрешнева. Впрочем, этого «волхва» удалось выманить в Великие Луки. Его немедля доставили в Москву, и он дал показания. Силин предсказывал будущее по солнцу (он «смотрел на солнце» с колокольни Ивана Великого, куда лазал вместе с Шакловитым и Медведевым). Он также «щупал в животе» (своеобразная форма гадания). «Медведев… посылал его к князь Василью Голицыну, будто смотрить в животе болезни… И князь Василей его спрашивал, будет ли де он на Москве великим человеком? И он-де, Митка, ему сказал: „Что ни затеял, — и тому не сбытца, болши… того ничего не будет " . И князь Василий-де, пожався, покачал толовою и сказал ему: „Что ты, дед, бредишь! " ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

После Викария ближайшим орудием моего административного действования была Духовная Консистория, состоявшая из шести Членов – четырех штатных и двоих сверхштатных, с находящейся при ней Канцелярией. Вот краткая характеристика почтенных Членов Консистории. 1) Протоиерей Александр Григорьевич Кустов 134 – он же и настоятель Кафедрального Успенского собора. Из студентов Тверской Семинарии поступил в 1817 г. в С.-Петербургскую Д. Академию, где и окончил курс в 1821 г. с званием кандидата. Затем всю жизнь проводил в пределах Харьковской епархии на разных должностях. Не отличаясь основательными понятиями и добросовестностью, он отличался мелочным и лукавым характером. На Консисторской службе мало приносил пользы. 2) Протоиерей того же собора Ив. Ив. Гапонов 135 . Уроженец Курской епархии, в 1825 г. окончил курс в Киевской Д. Академии с званием кандидата, впоследствии получил степень магистра. Любил более заниматься литературой, чем Консисторскими делами, хотя и литературные произведения его, как не отличающиеся особенными достоинствами, не имели большого успеха. При моём вступлении на Харьковскую кафедру, он был в болезненном состоянии и редко посещал Консисторию; затем вскоре и вовсе уже оставил Консисторию. 3) Протоиерей того же собора Ник. Вас. Павлов 136 . Из воспитанников Харьковского Коллегиума в 1837 г. поступил в Киевскую Д. Академию, где и окончил курс в 1841 г. с степенью магистра. Был преподавателем в Харьковской Семинарии; затем поступил на должность Секретаря Харьковской Консистории, а по принятии священного сана назначен был Членом той же Консистории. И в звании Секретаря он не отличался особенною деятельностью, а сделавшись Членом Присутствия, он вовсе почти не посещал Консистории, занимаясь делами на дому. Так как мои предшественники – архиепископы Макарий и Нектарий были совоспитанниками Павлова по Академии и первый из них даже товарищ и однокурсник с ним, то они снисходительно смотрели на его бездеятельность. Когда же я назначен был на Харьковскую кафедру, Протоиерей Павлов, чувствуя свою неисправность и не надеясь на мое потворство, тотчас, по прибытии моём в Харьков, подал прошение об увольнении его от звания Члена Консистории; увольнение не замедлило последовать. Но по увольнении о. Павлова от службы в Консистории, немалого труда стоило вытребовать от него находившиеся у него в рассмотрении большей частью следственные и судные дела, коих оказалось около 170-ти дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Я очень рада этому периоду испытаний. Хотя даже когда сейчас вспоминаю, мурашки бегут по спине — это было страшно! Но как я благодарна, что это со мной произошло. И вообще не надо бояться, когда тебя гонят. Это трудно пережить, но это нужно пережить. Иначе какой ты монах? Иначе какой ты священник, если ты это не выстрадал, если из тебя по капельке вся кровь дурная не вышла и ты не просил: «Господи, наполни меня, наполни меня, пустого, заново»? Так что те скорби, которые я претерпела в начала иноческого пути, — это мое богатство. — А как вообще в кругу Ваших коллег по актерскому цеху относились к вере? — Среди актеров очень много верующих, иной раз даже неосознанно верующих, потому что главное качество актеров — «быть как дети». Это даже специально преподается в театральных вузах. Такое непосредственное, детское восприятие мира очень близко к христианскому мироощущению. Актеры — совершенно замечательный народ. Среди режиссеров могут быть и атеисты, потому что в их среде нередко встречается некая гордость ума, а ее с верой трудновато соединить. Тогда многие сопереживали мне, например Ренита Андреевна и Юрий Валентинович Григорьевы — мои друзья, глубоко верующие люди. Оба, кстати, кинорежиссеры, но вот их упрекать в гордыне язык не повернется. Мы с ними познакомились в конце 80-х на съемках фильма «Мальчики» по роману Достоевского «Братья Карамазовы». У них был очень интересный духовный отец, который сам был духовным чадом оптинского старца Нектария и даже принял его имя в схиме. Это иеросхимонах Нектарий (Овчинников) из Ельца. Не так давно Ренита сняла о нем документальный фильм «Отче». — Это единственные люди искусства, которые разделяли Ваши убеждения? — Нет, далеко не единственные. Вообще, в советское время об этом не принято было говорить. Но по духу, я уверена, были верующими мои партнеры Олег Иванович Борисов, Николай Дмитриевич Мордвинов, Никита Сергеевич Михалков. Меня окружали многие верующие и совестливые люди. — Почему не принято было говорить о вере? — Это ведь самые глубины человеческой души. Вспомните Пушкина: он тщательно скрывал свою веру от грубости окружающего мира. А сейчас модно об этом рассказывать, но, может быть, потому, что вера часто становится поверхностной. Я же тогда просто догадывалась по каким-то деталям, кто верующий человек. Например, Анатолий Ромашин мне как-то рассказывал, что они с Никитой Михалковым, тогда еще молодые, ехали в поезде, и с ними ехал священник. Он поведал о своем деревенском приходе, о том, что там почти нет прихожан. Никита как бы между прочим узнал у него адрес, сказав, что, возможно, заедет. А сам на ближайшей станции отослал весь свой гонорар по этому адресу.

http://foma.ru/skoryij-poezd-v-monashest...

Иван Петрович Анна Петровна, рождение 1690 † 6 июля 1720, за генерал-поручиком (в. п. фельдмаршалом) князем Василием Владимировичем Долгоруковым Граф Михайло Борисович, генерал-майор, рождение 1 сентября 1672 † 23 сентября 1714; женат на Евдокие Григорьевне Нарышкиной, рождение 1675 † 22 января 1739 София Борисовна, рождение 1671 † 1694; за князем Семёном Никитичем Урусовым Анна Борисовна, рождение 1673 † 28 января 1732; за графом Иваном Фёдоровичем Головиным Граф Пётр Борисович, обер-каммергер и святого Андрея кавалер, рождение 26 февраля 1713 † 30 ноября 1788; женат на княжне Варваре Алексеевне Черкасской, рождение 11 сентября 1711 † 2 октября 1767 Граф Сергий Борисович, гвардии ротмистр, рождение 10 октября 1715 † 30 января 1768; женат на княжне Фетинье Яковлевне Лобановой-Ростовской, рождение 1718 † 1777 Графиня Наталия Борисовна, во схимницах Нектария, рождение 17 января 1714 † 3 июня 1771, за обер-каммергером князем Иваном Алексеевичем Долгоруковым Графиня Вера Борисовна, рождение 4 сентября 1716 † 17..; за тайным советником Фёдором Авраамовичем Лопухиным Графиня Екатерина Борисовна, рождение 2 ноября 1718 † 17.., за полковником князем Алексеем Васильевичем Урусовым Василий Фёдорович, генерал-адъютант, рождение 1683 † 14 июня 1718 Алексей Фёдорович, генерал-поручик; женат: 1) на княжне Аграфене Александровне Долгоруковой; 2) на Анастасие Никитишне Миклашевской (бывшей, во 2-м браке, за сенатором Василием Ивановичем Стрешневым) Владимир Фёдорович Василий Васильевич, флота капитан, рождение 1691 † 7 июня 1729; женат на княжне Ирине Фёдоровне Ромодановской Пётр Васильевич, премиер-майор Доминика Васильевна, за генерал-поручиком бароном Александром Григорьевичем Строгоновым Иван Васильевич, полковник Сергий Васильевич, гвардии капитан † 29 марта 1773; женат на княжне Наталие Яковлевне Голицыной Марфа Васильевна, рождение 4 июля 1724 † 7 января 1792; за генерал-поручиком Петром Фёдоровичем Балк-Полевым Анна Васильевна † 1758; за князем Николаем Петровичем Щербатовым

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ Нектарий (Григорьев), митр. Кишинёвский м Молдавский. Фотография. 1963 г. Нектарий (Григорьев), митр. Кишинёвский м Молдавский. Фотография. 1963 г. (Григорьев Николай Константинович; 26.05.1902, с. Хохлово Казанского у. и губ.- 9.03.1969, Москва), митр. Кишинёвский и Молдавский. Из семьи акцизного чиновника. В 1918 г. окончил 1-ю казанскую муж. гимназию. В том же году был эвакуирован с семьей в Сибирь. В июне 1920 г. вернулся в Казань и поступил на историко-филологический фак-т Казанского ун-та, где проучился до закрытия фак-та в 1921 г. Также обучался в Казанском богословском ин-те, организованном в 1921 г. профессорами закрытой КазДА. Служил внештатным псаломщиком в Благовещенском кафедральном соборе Казани. Летом 1922 г. был назначен иподиаконом при викарии Казанской епархии Мамадышском еп. Андронике (Богословском) . Одновременно в 1920-1923 гг. служил в должности делопроизводителя и переписчика при радиобатальоне в Казани. 17 окт. 1923 г. в казанском во имя святого Иоанна Предтечи мужском монастыре принял постриг с именем Нектарий, 21 окт. рукоположен во диакона. 8 марта 1924 г.- во иерея. В 1925 и 1928 гг. находился под следствием в Казани. В февр. 1929 г. назначен настоятелем церкви Екатерининской пуст. на станции Расторгуево Павелецкой железной дороги (ныне в черте г. Видное Московской обл.). 22 сент. (по др. данным 10 авг.) 1929 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1930 г. стал настоятелем Казанско-Введенской церкви в Москве. Н. был арестован 28 дек. 1930 г. по обвинению в антисоветской агитации вместе с большой группой московского духовенства; 8 февр. 1931 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Отбывал ссылку в Архангельске и в с. Оксине Пустозёрского р-на Ненецкого национального окр. После возвращения в марте 1934 г. из ссылки служил настоятелем Успенского собора г. Каширы Московской обл. С 1 янв. 1935 г. стал также благочинным приходов Каширского р-на.

http://pravenc.ru/text/2564878.html

Записи воспоминаний об оптинском старце Нектарии Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г. И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е. В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Запись со слов Н. Д.: Я ездила в Оптину с 1907 года. Там передо мной как солнце горел о. Анатолий, а на других старцев я и внимания не обращала, только по большим праздникам ходила на благословение к батюшке Иосифу. Несколько раз я в то время встречала у батюшки Анатолия батюшку Нектария – тогда еще иеромонаха. Ходил он в шали, на одной ноге башмак, на другой – туфля, и вообще будто юродствовал. Одной моей подруге батюшка Анатолий сказал: «Попроси благословения у о. Нектария, это наш скитский затворник и молитвенник. Он великий муж». Когда батюшка стал старцем, однажды на новый год я с моими подругами пошла к нему. Он сразу нас принял и сначала все говорил о судьбе моей подруги: «Твоя судьба за чашкой чая определится». Так и случилось впоследствии. Пила она чай у батюшки Анатолия; тут вошла ее мать и тут же благословила ее на монашество. А я стою в стороне, пока батюшка Нектарий говорит о моей подруге, и рвусь к батюшке Анатолию. И вдруг моя душа стала смягчаться и я подумала: «Батюшка Нектарий прямо ангел». Тут он подозвал меня к себе и я ближе всех очутилась к нему. «А твоя судьба не решена еще», – и стал говорить о нерешительности моего характера. Потом стал он оделять нас апельсинами, всем по одной доле дает, а мне двойную. Его и стали спрашивать, почему нам надо по стольку, а ей вдвойне? А он говорит: «У Нины две руки». А потом через много лет напомнил мне: «Я потому сказал, что у тебя две руки, что мы тебя вдвоем поддерживаем – я и батюшка Анатолий». После этого раза он долго не обращал внимания на меня и я к нему не ходила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Русская Православная Церковь ХХ век 9 марта Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) Март 1903 года – По требованию государя императора Николая II митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) написал отзыв о статье Л. А. Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление». «Я выразил согласие с тезисами автора», — вспоминал два года спустя митрополит. Он закончил свой отзыв следующими строками: «Мне всегда казалось, что при усиливающемся развитии русского самосознания, само собою — рано или поздно — наступит время, когда общественное мнение вынуждено будет сказать, что стыдно и невозможно Руси Святой жить при ненормальном строе церковного управления. Когда настанет этот желанный час, нам не дано знать. Это знает только Всеведущий Бог. Но мы все должны молиться, чтобы Господь призрел с небес милостию Своею на Свое достояние — Церковь Свою Православную и на Русь нашу Святую и великую, судьбы которых, по воле Всемогущего Бога, вверены теперь заботам Вашего Величества». Нектарий (Григорьев), митрополит Кишиневский и Молдавский 1969 год – Скончался Нектарий (Григорьев), митрополит Кишиневский и Молдавский. 1999 год – В Московской Духовной академии состоялся V пленум синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви (9 - 10 марта). Тема пленума — «Православное богословие на рубеже тысячелетий». Участники пленума, среди которых — архиереи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений, ректоры духовных школ, ведущие богословы Русской Православной Церкви, — собрались, чтобы, как было сказано в одном из выступлений, начать процесс «подведения богословских итогов века», сформулировать основную тематику и круг проблем современного православного богословия и определить важнейшие направления по его развитию на основе верного следования Преданию Церкви и святоотеческой традиции. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет С основным докладом на пленуме выступил председатель комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси. В докладе, в частности, говорилось о том, что русское богословие, прошедшее непростой исторический путь, глубоко укоренено в Предании Церкви, живет им, свидетельствуя на языке своего времени неизменную и данную в Божественном Откровении веру Церкви. В докладе также говорилось об особой судьбе русского богословия, в развитии которого произошла историческая встреча с Западом и творческое соединение различных традиций на основе следования святоотеческому преданию. Особое место было в выступлении уделено западным влияниям и их преодолению в русском богословии, возвращению к святоотеческому духу и методу в богословской науке. Развитию отечественного богословия было посвящено и выступление преосвященного Евгения, епископа Верейского, ректора Московской Духовной академии, председателя Учебного комитета.

http://pravoslavie.ru/5380.html

Нектарий (Григорьев Николай Константинович), митр.Кишиневский и Молдавский Родился 26 мая 1902 года в с.Хохлове Казанской епархии. Окончил I-ю мужскую Казанскую гимназию. В 1923 году окончил 2 курса историко-филологического факультета Казанского университета и Высший Богословский институт. 4/17 окт.1923 года пострижен в монашество, 8/21 окт.рукоположен во иеродиакона. 24 февр. ст./ст.1924 года рукоположен во иеромонаха. С февр.1929 года – настоятель церкви Екатерин.пустыни Московской епархии. 9/22 сент. того же года – архимандрит. С янв.1930 года – настоятель Казанско-Введенской церкви г.Москвы. С марта 1934 года – настоятель Успенского собора г.Каширы, Московской области. С I янв.1935 года – благочинный православн.приходов Каширского района, Московской обл. С июля 1935 года – штатный священник Духосошественной церкви Данилов.кладбища гор.Москвы. С ноября 1935 года – штатный священник церкви Адриана и Наталии г.Москвы. С мая 1936 года – штатный священник Ризоположенск.церкви г.Москвы. С I июля 1937 года – настоятель того же храма. С 30 мая 1941 года – помощник наместника Почаевской Лавры. С 4 июля 1942 года – настоятель церкви Введенского женского монастыря г.Киева. С I окт.1942 года – настоятель церкви села Володьково- Девица, Черниговской епархии, а 28 окт. – настоятель Вознесенского храма г.Нежина. С I янв.1944 года – настоятель Вознесенско-Городков.Церкви г.Павловский Посад Московской области. С 1946 года состоял в числе братии Троице-Сергиевой Лавры в качестве казначея и благочинного. С 4 октября того же года – наместник Псково-Печерского монастыря. 29 июня 1947 года хиротонисан во епископа Петрозаводского и Олонецкого. Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Дмитровский Виталий и епископ Ивановский и Кинешемский Паисий. С 3 июня 1946 года – епископ Тираспольский и временно управляющий Кишиневской епархией. С 7 июня 1949 года – епископ Кишиневский и Молдавский. 25 февраля 1956 года возведен в сан архиепископа. 21 февраля 1956 года награжден правом ношения креста на клобуке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010