Записи воспоминаний об оптинском старце Нектарии Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г. И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е. В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Запись со слов Н. Д.: Я ездила в Оптину с 1907 года. Там передо мной как солнце горел о. Анатолий, а на других старцев я и внимания не обращала, только по большим праздникам ходила на благословение к батюшке Иосифу. Несколько раз я в то время встречала у батюшки Анатолия батюшку Нектария – тогда еще иеромонаха. Ходил он в шали, на одной ноге башмак, на другой – туфля, и вообще будто юродствовал. Одной моей подруге батюшка Анатолий сказал: «Попроси благословения у о. Нектария, это наш скитский затворник и молитвенник. Он великий муж». Когда батюшка стал старцем, однажды на новый год я с моими подругами пошла к нему. Он сразу нас принял и сначала все говорил о судьбе моей подруги: «Твоя судьба за чашкой чая определится». Так и случилось впоследствии. Пила она чай у батюшки Анатолия; тут вошла ее мать и тут же благословила ее на монашество. А я стою в стороне, пока батюшка Нектарий говорит о моей подруге, и рвусь к батюшке Анатолию. И вдруг моя душа стала смягчаться и я подумала: «Батюшка Нектарий прямо ангел». Тут он подозвал меня к себе и я ближе всех очутилась к нему. «А твоя судьба не решена еще», – и стал говорить о нерешительности моего характера. Потом стал он оделять нас апельсинами, всем по одной доле дает, а мне двойную. Его и стали спрашивать, почему нам надо по стольку, а ей вдвойне? А он говорит: «У Нины две руки». А потом через много лет напомнил мне: «Я потому сказал, что у тебя две руки, что мы тебя вдвоем поддерживаем – я и батюшка Анатолий». После этого раза он долго не обращал внимания на меня и я к нему не ходила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриарха, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Серафим (Зализницкий) ; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; митрополит Елисей (Иванов) ; митрополит Иосиф (Масленников) ; митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт; митрополит Иоанн (Рощин) ; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома ; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий ; епископ Гурий (Шалимов) ; епископ Раменский Иринарх , председатель Синодального отдела по тюремному служению ; епископ Серпуховской Роман ; епископ Нектарий (Фролов) ; епископ Верейский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай ; епископ Зарайский Константин ; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон ; епископ Галичский и Макарьевский Алексий ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископ Игнатий (Григорьев); епископ Озерский Порфирий ; епископ Луховицкий Евфимий , председатель Синодального миссионерского отдела ; епископ Звенигородский Кирилл , ректор Московской духовной академии ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Валерий Бунтеев, секретарь Костромской епархии, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Костромы; протоиерей Виталий Шастин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Костромской епархии, настоятель Илиинского храма г. Костромы; протоиерей Игорь Шашков, благочинный 2-го церковного округа Костромской епархии, настоятель храма мчч. Александра и Антонины г. Костромы; иерей Георгий Омельченко, руководитель молодежного отдела Костромской епархии, настоятель храма Воскресения Христова на Дебре г. Костромы; наместники ставропигиальных монастырей, благочинные и духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/6026568.ht...

Записи воспоминаний об оптинском старце Анатолии (Потапове) Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г.И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е.В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Рассказ монаха отца Евстигнея, келейника о. Анатолия Оптинского . Крестьянин. Три года был церковным старостой. Ушел из дома от братьев, сказав, что идет на открытие мощей св. Иоасафа, а сам направился в Оптину пустынь. Келейником о. Анатолия был в течение пяти лет, вплоть до его смерти: Когда я приехал в Оптину, – рассказывает отец Евстигней, – и поступил в монастырь, то понадобились справки с места рождения, и туда написали. Получился ответ. Священник наш отговаривал меня поступать в монастырь, а батюшка сказал: «Ничего, оставайся». В первый раз зашел я к батюшке, и он принял меня любезно – посадил и надавал мне много образков и листков. С месяц я пожил в монастыре – потом отправили меня на рыбную дачу. Приезжал я к нему, рыбки привозил, и никогда больше он меня не сажал. Вот я и подумал: «Что это он меня никогда не посадит?» – и вот прихожу я к нему после этого, а он взял меня за плечи и силой посадил на скамью. В монастырь я попал в 1911 году, а к батюшке меня назначил казначей в 1917 году. Я думал – день, другой помогу ему в доме, а остался совсем. Когда в 1919 году от нас потребовали 70 человек на войну, и мне пришлось уйти, то батюшка, когда прощался со мной, плакал, но я из Козельска вернулся – меня не взяли. Очень я батюшку любил и он меня любил как родного. Такого горя я никогда раньше не испытывал, даже когда своих родных хоронил, как, когда батюшку схоронил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. До покорения Сибири войсками атамана Ермака (после 1581) на месте А. м. находилась татар. крепость сибир. хана Кучума. В 1636 г. жительница Абалацкого погоста вдова Мария удостоилась видения иконы Богоматери «Знамение» и икон свт. Николая и прп. Марии Египетской; от образа Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте ц. в честь иконы «Знамение» с приделами во имя 2 явленных на иконах святых. В 1637 г. по благословению Тобольского архиеп. Нектария (Теляшина) в 1636-1637 гг. построили деревянную ц. в честь иконы «Знамение» с приделами во имя прп. Марии Египетской и свт. Николая, где была помещена чудотворная Абалакская икона Божией Матери, написанная в память о чудесном явлении. В 1680 г. деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1683-1691 гг. по плану «опытного в архитектуре» митр. Сибирского и Тобольского Павла возвели Знаменский собор. Как и кафедральный Софийский собор в Тобольске, Знаменский собор А. м. был построен московскими мастерами - каменщиками Василием Ларионовым, Герасимом Шарыпиным, Гаврилой Тютиным, Иваном Григорьевым Смирновым, Василием Кашинцем и др. Собор принадлежит к числу древнейших каменных храмов Сибири. К первоначальным частям здания относятся основной четверик и элементы декора. При перестройке храма в сер. XVIII в. были разобраны внутренние столбы и все перекрытия с пятиглавым завершением, изменено расположение окон и их декор, заново выполненный в кирпиче и алебастре в формах «сибирского барокко». Тогда же был сооружен пятигранный зап. притвор и прежнее пятиглавие заменено одним куполом с надстроенной над ним малой главкой. Такие же ярусные главы с характерным барочным силуэтом, ставшие популярными в Сибири во 2-й пол. XVIII в., украсили и др. главные постройки А. м. В 1748-1750 гг. справа от собора был выстроен зимний храм во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1752-1759 гг.- храм во имя прп. Марии Египетской с колокольней.

http://pravenc.ru/text/62412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ Нектарий (Григорьев), митр. Кишинёвский м Молдавский. Фотография. 1963 г. Нектарий (Григорьев), митр. Кишинёвский м Молдавский. Фотография. 1963 г. (Григорьев Николай Константинович; 26.05.1902, с. Хохлово Казанского у. и губ.- 9.03.1969, Москва), митр. Кишинёвский и Молдавский. Из семьи акцизного чиновника. В 1918 г. окончил 1-ю казанскую муж. гимназию. В том же году был эвакуирован с семьей в Сибирь. В июне 1920 г. вернулся в Казань и поступил на историко-филологический фак-т Казанского ун-та, где проучился до закрытия фак-та в 1921 г. Также обучался в Казанском богословском ин-те, организованном в 1921 г. профессорами закрытой КазДА. Служил внештатным псаломщиком в Благовещенском кафедральном соборе Казани. Летом 1922 г. был назначен иподиаконом при викарии Казанской епархии Мамадышском еп. Андронике (Богословском) . Одновременно в 1920-1923 гг. служил в должности делопроизводителя и переписчика при радиобатальоне в Казани. 17 окт. 1923 г. в казанском во имя святого Иоанна Предтечи мужском монастыре принял постриг с именем Нектарий, 21 окт. рукоположен во диакона. 8 марта 1924 г.- во иерея. В 1925 и 1928 гг. находился под следствием в Казани. В февр. 1929 г. назначен настоятелем церкви Екатерининской пуст. на станции Расторгуево Павелецкой железной дороги (ныне в черте г. Видное Московской обл.). 22 сент. (по др. данным 10 авг.) 1929 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1930 г. стал настоятелем Казанско-Введенской церкви в Москве. Н. был арестован 28 дек. 1930 г. по обвинению в антисоветской агитации вместе с большой группой московского духовенства; 8 февр. 1931 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Отбывал ссылку в Архангельске и в с. Оксине Пустозёрского р-на Ненецкого национального окр. После возвращения в марте 1934 г. из ссылки служил настоятелем Успенского собора г. Каширы Московской обл. С 1 янв. 1935 г. стал также благочинным приходов Каширского р-на.

http://pravenc.ru/text/2564878.html

Нектарий (Григорьев Николай Константинович), митр.Кишиневский и Молдавский Родился 26 мая 1902 года в с.Хохлове Казанской епархии. Окончил I-ю мужскую Казанскую гимназию. В 1923 году окончил 2 курса историко-филологического факультета Казанского университета и Высший Богословский институт. 4/17 окт.1923 года пострижен в монашество, 8/21 окт.рукоположен во иеродиакона. 24 февр. ст./ст.1924 года рукоположен во иеромонаха. С февр.1929 года – настоятель церкви Екатерин.пустыни Московской епархии. 9/22 сент. того же года – архимандрит. С янв.1930 года – настоятель Казанско-Введенской церкви г.Москвы. С марта 1934 года – настоятель Успенского собора г.Каширы, Московской области. С I янв.1935 года – благочинный православн.приходов Каширского района, Московской обл. С июля 1935 года – штатный священник Духосошественной церкви Данилов.кладбища гор.Москвы. С ноября 1935 года – штатный священник церкви Адриана и Наталии г.Москвы. С мая 1936 года – штатный священник Ризоположенск.церкви г.Москвы. С I июля 1937 года – настоятель того же храма. С 30 мая 1941 года – помощник наместника Почаевской Лавры. С 4 июля 1942 года – настоятель церкви Введенского женского монастыря г.Киева. С I окт.1942 года – настоятель церкви села Володьково- Девица, Черниговской епархии, а 28 окт. – настоятель Вознесенского храма г.Нежина. С I янв.1944 года – настоятель Вознесенско-Городков.Церкви г.Павловский Посад Московской области. С 1946 года состоял в числе братии Троице-Сергиевой Лавры в качестве казначея и благочинного. С 4 октября того же года – наместник Псково-Печерского монастыря. 29 июня 1947 года хиротонисан во епископа Петрозаводского и Олонецкого. Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Дмитровский Виталий и епископ Ивановский и Кинешемский Паисий. С 3 июня 1946 года – епископ Тираспольский и временно управляющий Кишиневской епархией. С 7 июня 1949 года – епископ Кишиневский и Молдавский. 25 февраля 1956 года возведен в сан архиепископа. 21 февраля 1956 года награжден правом ношения креста на клобуке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 25 апреля 2017 года Пимен, Патриарх Московский и всея Руси (Извеков Сергей Михайлович) Родился 10 (23) июля 1910 г. в селе Кобылино Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С детства иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и Платона (Руднева). В 1925 г. после окончания школы переехал в Москву и вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. Нес послушание регента в храме прп. Пимена Великого в Сущеве, в Богоявленском соборе и в других храмах Москвы. 4 октября 1927 г. в пустыни Параклит (Святого Духа) близ Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Пимен в честь преподобного Пимена Великого. 16 июля 1931 г. архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) рукоположен во иеродиакона, а в январе 1932 г. — во иеромонаха. Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме. В соборе он служил до 1946 г. Затем продолжал свое служение в Одесской епархии в должности казначея Одесского Илиинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии, исполнял другие епархиальные послушания. В декабре 1947 г. возведен в сан игумена. Вскоре был переведен в Ростовскую епархию, где до 1949 г. занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. В 1949 г. назначен наместником Псково-Печерского монастыря, в 1950 г. возведен в сан архимандрита. В 1954-1957 гг. наместник Троице-Сергиевой лавры. 17 ноября 1957 г. в Успенском кафедральном соборе в Одессе хиротонисан во епископа Балтского. Хиротонию совершили Патриарх Алексий I, архиепископы Херсонский и Одесский Борис (Вик) и Кишиневский и Молдавский Нектарий (Григорьев), епископы Кировоградский и Николаевский Иннокентий (Леоферов) и Переяслав-Хмельницкий Нестор (Тугай). С 26 декабря 1957 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Теребовская (Шальский погост). Неизвестная (Успения Пресвятой Богородицы (?)) церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, Теребовская (Шальский погост) Координаты: 61.808054, 36.04224 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Шальский погост упоминается в качестве Олонецкой вотчины Юрьева монастыря и одновременно в качестве владений " Великого Князя " в уже называвшейся автором ранее " Обводной книге Юрьева монастыря 1391 г. " . Однако необходимо сказать и о том, что, по мнению историка Н.С.Шайжина, " эти же земли Юрьева монастыря …под общим названием земель " на Волоце " разумеются еще в грамоте Иоанна Калиты (всероссийский Вел. Князь с 1328 по 1340 г.) " . И приведенные Н.С. Шайжиным доказательства выглядят достаточно убедительными. Позднее в конце XVI века в писцовых книгах Андрея Плещеева 1582-1583 годов упоминаются " Спасского-ж погоста Шальскаго Настасьинские волостки Григорьева Царевы и Великаго князя деревни оброчные по р. по Шале в низ по обе стороны. Дер. у погоста на р. на Водле " , а также деревни " на р.р. Малой Водлице, Большой Водле и Трестянке " . А из документом Юрьева монастыря известно также, что в конце XVII века в числе его " Олонецких вотчин " наличествовал " Шальский Спасский погост при р.Водле " , а в нем " Нигижемская волость " , к которой в это время относились деревни " Зеховская, Усовская и Трестянка " . Шальская групповая система поселений примечательна еще и тем, что в ней " по свидетельствам от 1-ой половины XVI столетия " существовал мужской монастырь. Но, как отмечал в своей работе историк Н.С. Шайжин, " об основателе и времени основания этого монастыря сведений не имеется " . По утверждению Н.С. Шайжина, первый раз Шальский Спасский монастырь упоминается под 1505 годом. От этого времени сохранилась " разводная грамота на земли Вяжицкому и Юрьеву монастырям " , а " грамоту эту писал дьяк с Юрьевские стороны Нектарей Шальского монастыря святаго Спаса " . Как пишет далее в своей работе Н.С. Шайжин, " существование в Шале Спасопреображенской церкви в 1537 году подтверждается тяжебным делом Муромского монастыря с Палеостровским (в 1537-39 гг.) " .

http://sobory.ru/article/?object=37189

Закрыть itemscope itemtype="" > О незабвенной монахине Ионе (Королюк) И ее супруге протоиерее Николае 06.10.2016 1346 Время на чтение 5 минут Матушка Галина Григорьевна († 14.08.2016 года) и её супруг, о. Николай Иванович Королюк, были прихожанами Спасо-Парголовского храма ещё с далеких 80-х годов прошлого века. Они были духовными чадами отца Василия Лесняка. Говоря о матушке, нельзя умолчать и о батюшке Николае. Они настолько чувствовали, с полуслова понимали, и дополняли друг-друга, что были неразделимы как одна душа. В их маленькой квартирке в те годы, что была недалеко от нашего храма, после воскресной Божественной Литургии часто собирались молодые прихожане для духовного общения. Тогда ещё, будучи мирянами, супруги, Николай Иванович и Галина Григорьевна с большим радушием, радостью и сердечной теплотой принимали и угощали всех приходящих к ним. Среди них были те, которые впоследствии стали священнослужителями: о. Пётр (Василенко), о. Нектарий (Головкин), о. Алексий Мороз, о. Александр (Федоров), о. Лев Большаков, о. Дмитрий Садовский, о. Александр Зелененко, а затем сам о. Николай Королюк и его сын о. Максим. На этих встречах была удивительная атмосфера взаимопонимания, единодушия, христианской любви и духовно обогащающего общения. Это можно сказать, была первая домашняя община нашего храма, принесшая обильный плод под окормлением о. Василия, который периодически бывал у них и совершал Крещение новообращенных людей. Некоторое время Галина Григорьевна работала нянечкой в доме малютки с больными детьми, от которых отказались родители. Там особо проявились её добродетельные качества. Она очень сострадала, переживала и молилась об этих несчастных детях, заботилась об их крещении, на своих руках приносила их в храм для причащения и часто со слезами рассказывала о них. В 1990 году по просьбе Костромского владыки Александра Николай Иванович, будучи водителем настоятеля храма о. Василия Лесняка, был направлен им в г. Кострому, где он вскоре был рукоположен в сан священника и назначен служить в г. Шарью. Более 60 лет в Шарье не было ни одного православного храма. Язычество, сектантство и многие атеистические заблуждения царствовали в умах местных жителей. Очень не просто было в те годы о. Николаю с матушкой Галиной возрождать Православие на древней Костромской земле. Но они своей верой, молитвой, обаянием и любовью смогли расположить сердца местных людей к себе и Православной церкви так, что многие шарьинцы стали прихожанами возрожденного Никольского храма в центре города. А позднее, благодаря их пламенной вере, любви, молитве, упорству и трудолюбию, в Шарьинском районе было открыто пять храмов. Второй ими возведенный храм в честь блаженной Ксении Петербургской, третий - тюремный храм, в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского в пос. Поназырево; четвертый храм, в Ветлужском районе, на окраине Шарьи, посвященный иконе Божией Матери «Федоровская» и пятый храм в честь Святой Троицы в Шекшиме.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/07/...

Русская Православная Церковь ХХ век 9 марта Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) Март 1903 года – По требованию государя императора Николая II митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) написал отзыв о статье Л. А. Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление». «Я выразил согласие с тезисами автора», — вспоминал два года спустя митрополит. Он закончил свой отзыв следующими строками: «Мне всегда казалось, что при усиливающемся развитии русского самосознания, само собою — рано или поздно — наступит время, когда общественное мнение вынуждено будет сказать, что стыдно и невозможно Руси Святой жить при ненормальном строе церковного управления. Когда настанет этот желанный час, нам не дано знать. Это знает только Всеведущий Бог. Но мы все должны молиться, чтобы Господь призрел с небес милостию Своею на Свое достояние — Церковь Свою Православную и на Русь нашу Святую и великую, судьбы которых, по воле Всемогущего Бога, вверены теперь заботам Вашего Величества». Нектарий (Григорьев), митрополит Кишиневский и Молдавский 1969 год – Скончался Нектарий (Григорьев), митрополит Кишиневский и Молдавский. 1999 год – В Московской Духовной академии состоялся V пленум синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви (9 - 10 марта). Тема пленума — «Православное богословие на рубеже тысячелетий». Участники пленума, среди которых — архиереи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений, ректоры духовных школ, ведущие богословы Русской Православной Церкви, — собрались, чтобы, как было сказано в одном из выступлений, начать процесс «подведения богословских итогов века», сформулировать основную тематику и круг проблем современного православного богословия и определить важнейшие направления по его развитию на основе верного следования Преданию Церкви и святоотеческой традиции. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет С основным докладом на пленуме выступил председатель комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси. В докладе, в частности, говорилось о том, что русское богословие, прошедшее непростой исторический путь, глубоко укоренено в Предании Церкви, живет им, свидетельствуя на языке своего времени неизменную и данную в Божественном Откровении веру Церкви. В докладе также говорилось об особой судьбе русского богословия, в развитии которого произошла историческая встреча с Западом и творческое соединение различных традиций на основе следования святоотеческому преданию. Особое место было в выступлении уделено западным влияниям и их преодолению в русском богословии, возвращению к святоотеческому духу и методу в богословской науке. Развитию отечественного богословия было посвящено и выступление преосвященного Евгения, епископа Верейского, ректора Московской Духовной академии, председателя Учебного комитета.

http://pravoslavie.ru/5380.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010