Все это доказывает различие между тем очищением храма, о котором повествует евангелист Матфей согласно с прочими синоптиками, и тем, которое передает евангелист Иоанн. Можно даже указать причины, почему евангелист Иоанн повествует только о первом очищении храма, между тем как евангелист Матфей (равно как Марк и Лука) – только о последнем. Причина этого заключается в том, что евангелист Иоанн изображает жизнь Иисуса Христа, начиная с первой Пасхи, о которой ничего не упоминается в Евангелии от Матфея; и так как евангелист Иоанн писал свое Евангелие после всех других канонических Евангелий, то он по преимуществу и излагает те события, которые опущены в других Евангелиях. Итак, правильное понимание повествований об очищении храма, находящихся в Евангелиях Матфея и Иоанна, решительно устраняет всякие противоречия между этими сказаниями, убеждая нас в том, что в действительности Иисус Христос дважды изгонял из храма продающих и покупающих в нем – в первый раз пред первою Пасхою, а во второй – пред последнею. Изложение содержания речи Иисуса Христа по поводу пришествия эллинов и изъяснение ее ( Ин. 12:20–36 ) Свящ. М. Некрасов. «Душеполезное чтение», 1875 «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые эллины». Так начинает рассказ об этом событии святой евангелист Иоанн. «Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! Нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу». Пришедшие эллины были, конечно, из числа тех, которые сознали пустоту языческого идолослужения. Это были, по выражению книги Деяний Апостольских (17:4) честивии (чтущие Бога) эллины и, приняв иудейское верование во единого Творца и Правителя мира, считали долгом в три великие праздника (Пасхи, Пятидесятницы и поставления Кущей) являться в Иерусалим для принесения жертвы Иегове. Они назывались прозелитами. Прозелитов было два разряда: прозелиты правды, которые вполне принимали иудейство, обрезывались и пр., и прозелиты врат, которые, отказавшись от язычества, не вполне принимали закон Моисеев, не обрезывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Второй урок – свидетельство смерти. Человек, готовый трудиться ради Христа до смерти тоже может ничего не говорить – он сам будет проповедью. Устно рассказывал о Преображении евангелистам Матфею, Марке и Луке, вероятно, апостол Петр. Он вообще, пожалуй, самый разговорчивый апостол. Он много говорит со Христом, он неоднократно вслух исповедует свою веру в Него, он много проповедует после Его Воскресения. Речь – это и дар апостола Петра, и его трагедия: ведь и отрекается от Спасителя он на словах… Но удивительное дело! Он не писал Евангелий самостоятельно, и какие-то детали не могли бы быть известны евангелистам: как он плакал после отречения, как испугался волн, по которым шел к Христу – так что, очевидно, он сам бесстрашно рассказывал о самых некрасивых подробностях своего духовного пути. И о прекрасных тоже. В своем втором послании он упомянул о той удивительной молитве на горе Фавор: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет.1:17-18). Слова с небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный…» — прозвучали в ответ именно на его наивную реплику, предложение построить три кущи Иисусу, Моисею и Илии. Первоверховный апостол преподает каждому верующему третий урок. Если о Христе говорить – то только предельно честно, не скрывая своей простоты, своих ошибок и даже преступлений. Свидетельство о Господе – это и свидетельство о себе самом, о себе, увидевшем Его славу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/prazdnik-svidetelstva-...

«Вы слышали, что сказано (древним): око за око и зуб за зуб». Ст. 39. «А Я говорю вам не то, чтобы воспротивиться (или: не то, чтобы не уступить – ντιστναι) человеку злому (злостному, хитрому, лукавому); напротив, кто ударит тебя в правую щеку, обрати к тому и другую». Ст.40. И кто хочет предстать с тобою на суд и отобрать у тебя одну одежду, уступи тому и другую», Ст. 41. «И кто (также злостный и также чрез суд, потому что γγορεειν указывает на присуждение отбывания какой либо повинности) принудит тебя на одно поприще, отправься с ним на два». Далее представляется как бы пропуск слов: «вы слышали, что сказано древним: «не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай взаймы (Второз. 15, 7. 8), и говорится прямо: Ст. 42. «Просящему (т.е. всякому, кто бы он ни был, иудей ли, эллин ли, или кто другой) у тебя дай и от желающего занять у тебя не отвращайся». Ст. 43. «Вы слышали, что сказано, полюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего». Ст. 44. «А я говорю вам: любите врагов ваших»... Второй рецензент, как на пример не всегда верного понимания нами греческого текста, ссылается на сделанный нами перевод 16-го стиха девятой главы Евангелия от Матфея; причем как в начале, так и в конце статьи замечает, что «при толковании Евангелий и даже при переводе их нельзя руководиться одними только филологическими соображениями, и что поэтому сделанные г. Некрасовым исправления в русском переводе Евангелий не могут иметь решительного значения, как бы они ни были правильны с филологической точки зрения» (стр. 355). На это замечание мы заметим со своей стороны, что не только Евангелий, но и никакой книги нельзя не только переводить, но и читать, даже на родном языке, если руководиться одними только филологическими соображениями. Голова много значит; во время волнения старайтесь сохранять возможное спокойствие. Никакая филология не поможет уразуметь смысла этих фраз без контекста речи; и если переводчик не ссылается на контекст, так делает это для того, чтобы предоставить перевод в чистом виде, без всяких объяснений и рассуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Гал.6:7 .  Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. «Не льститеся, Бог поругаем не бывает. Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет». Бог всяческих над всем назирает; не думайте, чтобы не знал Он, что делается. Но знайте, что жатва будет соответствовать посеву: что посеешь, то и пожнешь. Гал.6:8 .  Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. «Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление». Кто доставляет плоти наслаждение и удовольствие, тот плодом сего будет иметь истление, потому что тело предается тлению. «А сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный». Кто стремится к духовной цели и следует законам Духа, тот приобретет жизнь вечную. Гал.6:9 .  Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. «Доброе же творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще». Ничто горестное да не прерывает усердия к доброму. Ибо без труда пожнем посеянное; сие выразил Апостол, сказав: «не ослабеюще». Что касается семян чувственных, то и сеяние сопряжено с трудом, а также и жатва. Нередко же расслабляет жнущих и зной жатвенного времени. Но не такова эта жатва; она свободна от труда и пота. Гал.6:10 .  Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. «Темже убо дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере». Так и Господь в Священном Евангелии изрек: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть» ( Лк. 6, 36 ): «яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф. 5, 45 ). Впрочем, преимущественно надлежит услуживать единоверным. Гал.6:11 .  Видите, как много написал я вам своею рукою. «Видите, колицеми книгами писах вам моею рукою». Все это послание, как видно, написал сам, научая тем, что, когда дело касается истины, не должно обращать внимания на достоинство лиц. Слова «колицеми книгами» иные толковали: большими, а иные: нескладными письменами, то есть сам я написал послание, хотя пишу и некрасиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Гимн 16. Все святые, будучи озаряемы, просвещаются и видят славу Божию, насколько возможно человеческой природе видеть Бога 191 192 . Воззри свыше, Боже мой, и благоволи явиться (мне) и собеседовать нищему. Отверзи небеса и покажи мне свет Твой, или лучше отверзи ум мой, и как некогда, (так) и ныне, войдя внутрь меня, говори чрез нечистый язык мой (и опровергни ложь) тех, которые говорят, что ныне нет никого, кто бы разумно видел Бога, и до этого времени никого не было, кроме Апостолов. Но и те даже не видели, говорят они, ясно Бога, Отца Твоего, уча, что Он пребывает невидимым для всех, равно и незримым, и приводя изречение возлюбленнейшего ученика Твоего Иоанна, говорящего, что Бога никогда никто из людей не видел ( Uoah. 1, 18; I Иоан. 4, 12 ). Ей, скажи скоро, Христе мой, (что мне делать) 193 , дабы я не казался для неразумных болтуном. Пиши, сказал Он, что Я буду говорить, пиши и не бойся. Я – Бог прежде всех дней, времен и лет и даже прежде всех веков, прежде всех тварей, видимых и умопостигаемых, превыше ума и слова, превыше всякого понятия, Я был один с одним единственно и (со Мною не было) ничего (не только) из видимого, но даже и из невидимого. Поистине Я был прежде, чем произошел 194 . Я один – несозданный со Отцом и Духом Моим, Я есмь один безначальный от безначального Отца Моего. Никто ни из Ангелов, ни из Архангелов, ни из других чинов никогда не видел ни природы Моей, ни Самого Меня – Творца всецело, каков Я есмь, но они видят один только луч славы и (некое) излияние света Моего, и обожаются 195 . Ибо подобно тому как зеркало, воспринимающее солнечные лучи, или как хрусталь, освещенный в полдень, так и они все воспринимают лучи Божества Моего. Всего же Меня увидеть еще не удостоился никто ни из Ангелов, ни из людей, ни из святых сил. Ибо Я – вне всего, и для всех невидим. Однако не из зависти, конечно, к ним 196 (Я не даю) им видеть Себя, и не потому скрываюсь и не являюсь, чтобы Я был некрасив, но потому, что не нашлось еще никого достойного Божества Моего, и потому, что невозможно для твари быть равною Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Глава первая Ст. 8–12. «Потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых» (στε ξαπορηθναι μς κα το ζν – ни видовые формы не выдержаны, ни глаголу ξαπορω не придано надлежащего значения, а частица κα вовсе не переведена). Ст. 9. «Но сами в себе имели приговор к смерти (τ πκριμα το θαντου σχκαμεν), для того, чтобы надеяться (πεποιθτες μεν – не выдержаны ни видовая форма, ни значение перфекта) не на самих себя, но на Бога, воскресающего мертвых». Ст. 10. «Который и избавил нас от столь близкой (τηλικοτου – толикой, столь неизбежной, столь ужасной) смерти... Ст. 12. ... но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас». Благодать Божия изливалась, значит, на апостола в разных местах различно. Но особенное внимание останавливают на себе слова стиха девятого: τ πκριμα το θαντου σχκαμεν – сами в себе имели приговор к смерти. πκριμα действительно означает приговор, но самое понятие приговора имеет не один смысл: приговорить себя к смерти значить проникнуться убеждением в неизбежности смерти. σχκαμεν – не имели, и даже не возымели, а закрепили. Предлагается несколько иное чтение этих стихов. Ст. 8. Потому что мы поставлены были в чрезвычайно затруднительное положение, затруднительное не под силу, так что для нас стало вопросом, будем ли мы и живы. Ст. 9. Но в себе самих мы прониклись убеждением (πκριμα имеет значение и ответа: как бы ответили себе) в неизбежности смерти, чтобы всю (перфект) надежду возложить не на себя, но на Бога, воскресающего мертвых, Ст. 10. Который и избавил нас от столь неизбежной смерти, и избавляет, и па Которого надеемся, что и впредь избавит, Ст. 11. Если и споспешествуете нам вашими молитвами за нас, так чтобы за излиянную на нас милость вознесено было благодарение за нас от лица многих. Ст. 12. Ибо похвала наша и состоит именно (ατη) в засвидетельствовании совести нашей, что мире, в особенности же в отношении к вам, мы руководились внушаемыми нам Богом простотою и искренностью, не плотским мудрованием, но благодатью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Глава семнадцатая Ст. 4. «Из Еллинов, чтущих Бога (τν τε σεβομνων λλνων, а слова «Бог» в тексте вовсе нет; в славянском – от честивых). – И некоторые из них (иудеев) уверовали, и присоединилось к Павлу и Силе весьма много почетных эллинов и не мало знатных жен. Ст. 30. «Итак оставляя (παριδων) времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (μετανοεν – форма не перфектная). – Итак, допустив времена неведения, ныне Бог повсюду и всех людей призывает к покаянию. Ст. 31. «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». – Ибо Он установил день, в который устами предопределенного Им Мужа, имеет произнести праведный суд над вселенной, и всем дал в том удостоверение, воскресив Его из мертвых. Глава девятнадцатая Ст. 21. «Положил в духе». – Положил в душе. Ст. 24. «Серебряные храмы». Верно, но в наше время не вполне понятно. Серебряные ковчеги, кивоты. Глава двадцать первая Ст. 14. «Когда же мы не могли уговорить его; то успокоились, сказав»... И так как он оставался непреклонным, то мы умолкли, сказав: да будет воля Господня. Ст. 16. «Шли» – пришли. Ст. 24. «На жертву» – излишняя вставка. Глава двадцать седьмая Ст. 16. «Мы едва могли удержать лодку» (περικρατες γενσθαι – справиться). Ст. 17. «Подняв ее (ν ραντες – которую взяв, которою овладев, при посредстве которой) стали употреблять пособия (βοηθεαις χρντο – пользовались помощью, т. е. с берега) и обвязывать (ποζωννντες – подвязывая) корабль». υποζωμα – пояс вокруг всего корабля под его бортами. Такие пояса делались, кажется, из свитых прутьев тростника и подобных ему легких и в то же время устойчивых на воде растений и много способствовали уравновешиванию корабля во время бури. Едва могли мы наладить лодку, при посредстве которой (корабельщики) пользовались помощью (с берега), опоясывая корабль. Послание св. апостола Иакова Глава первая Ст. 2. «С великою (πσαν) радостию принимайте (γσασθε – не выдержана видовая форма), когда впадаете (περιπσητε – также не выдержана видовая форма) в различные (ποικλοις) искушения».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Глава четырнадцатая Ст. 29. И Я сказал вам об этом теперь, прежде чем это сбылось, чтобы вы сохранили веру, когда это сбудется. Ст. 26. Слова: ν τ νματ μου, читаются обыкновенно: во имя Мое. Если бы действительно заключалась в тексте эта мысль, то он гласил бы: ες τ νομα μоυ. Словом νομα, в священном Писании часто обозначается Божественное естество или Божественное Лицо, как например в псалме 21-м, ст. 23, цитуемом св. апостолом Павлом в послании к Евреям (2:12) читаем: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя, где выражение первой половины стиха: имя Твое однозначуще выражению второй – Тя. А предлог ν нередко заменяет собой предлог δια, как например в предыдущей главе (ст. 31, 32) читаем: «и Бог прославился в Нем (или чрез Него – ν ατ). На основании этих указаний предлагаем следующее чтение означенного стиха: «Утешитель же Дух Святой, которого пошлет Отец в имени Моем (т. е. во Мне или чрез Меня 82 ), научит вас всему и воскресит в вашей памяти все, что Я сказал вам». Ст. 30. Немного уже остается мне говорить с вами: потому что идет князь мира сего; и во Мне он не имеет ничего (касающегося до него), Ст. 31. Но (идет), чтобы мир познал, что Я люблю Отца и поступаю так, как заповедал Мне Отец. Глава девятнадцатая Ст. 4. Вот я веду Его к вам вон (из претории), чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Ст. 14. И сказал Пилат иудеям: вот Он, царь ваш! Ст. 35. И он знает, что говорит истину, чтобы вы уверовали. Приложения Приложение первое Год рождества и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа по седминам пророка Даниила При чтении второй главы евангелия от Матфея, на основании греческого текста евангелия, мы сделали заключение, что поклонение волхвов должно было последовать по истечении двух лет если не от рождения, то от зачатия Господа нашего Иисуса Христа. Сличение повествования евангелиста Матфея с повествованием евангелиста Луки об обстоятельствах, сопровождавших рождение Спасителя, выяснило, что зачатие Иоанна Крестителя последовало ранее зачатия Спасителя не на шесть, а ровно на пять месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Глагол νθστημι не мыслим без дополнения в дательном падеже. Правда, в настоящем случае можно подразумевать дательный лица – τιν (кому бы то ни было, или никому); но тогда грек слова: τ πονηρ, будет понимать не иначе как дополнение к τιν, т. е. будет понимать их в смысле: не противься никому злому или лукавому. 36 Значит, не злому дозволительно противиться? Понятие: злом или злыми средствами, грек выразил бы непременно множественным числом: τος πονηρος. Слово: πονηρς, и не употребляется в отвлеченно-объективном смысле: зло или злые средства; оно имеет субъективное значение злой (лукавый человек), злые деяния, лукавый поступок. Да и у нас выражение: злые средства, логически неверное выражение. Средства бывают хорошие или дурные, честные или нечестивые, но не злые или добрые. Никто до сих пор не обращал внимания на то, что ντιστναι не повелительное наклонение настоящего времени (противься), а неопределенное наклонение аориста и должно быть переведено по-русски неопределенным наклонением совершенного вида. Затруднение передать этот глагол русскою формою совершенного вида и неопределенного наклонения произошло от того, что глаголу придавали не основное, а второстепенное его значение. Основное значение глагола νθστημι – противоставить, не уступать, а в аористе: противостать, не сделать уступки. Поэтому 39-й стих 5-ой главы евангелия от Матфея следовало бы читать так: «А Я говорю вам не то, чтобы не уступить злому человеку: 37 а напротив, кто ударит тебя по правой твоей щеке, подставь тому и другую». Глава шестая Ст. 23. «Если же око твое будет худо; то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма; то какова же тьма? Мысль Господа весьма затемнена. Πσος – никогда не значит: каковой, и всегда значит: сколький, сколь великий, сколь многий, словом: это не качественное местоимение, а количественное. Господь говорит, что глаз есть светильник для тела. Если глаз чист, то все тело светло (ст. 22). Ст. 23: «если же око твое будет не чисто, то все тело твое будет темно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Став известным политиком, Н.В. Некрасов в 1912 г. победил на выборах в IV Государственную думу, в которой стал заместителем председателя кадетской партии. К этому времени относится его явная конфронтация с партийным лидером П.Н. Милюковым («подземная война», по выражению В.Д. Набокова ). «Недовольство нашей тактикой проникло даже в нашу фракцию, обыкновенно дружную и единомысленную, вспоминал кадетский лидер . Застрельщиком левых настроений выступил Некрасов, молодой инженер и преподаватель Томского технологического института». Некрасов требовал пересмотра программы и устава партии, выступал за более жесткий курс в отношении власти. В отличие от Милюкова, который придерживался тактики «изоляции правительства», Некрасов склонялся к тому, что легальные способы борьбы с властью себя уже исчерпали, а потому мирный исход противостояния уже вряд ли возможен. Призывая кадетов «быть наготове», чтобы грозные события не застали их врасплох, Некрасов указывал на необходимость сотрудничества с умеренными левыми, отмежевываясь в то же время от «утопического социализма». Вместо «пассивной обороны», в которой он обвинял Милюкова, Некрасов звал к активной борьбе с «реакцией». Как отмечает В.В. Шелохаев, главными направлениями этого наступления политик выделял борьбу с антисемитизмом и клерикализмом, изменение отношения к армии, поддержку пролетарскому движению, национальный и аграрный вопрос. Регулярно встречаясь для консультаций с либералами (октябристами, кадетами, прогрессистами), Некрасов также плодотворно общался и с социалистами (меньшевиками и энесами). «...С каждым днем все яснее обозначался уклон Некрасова в сторону социалистов, приближение его к Керенскому, на которого он приобретал все большее и большее влияние и с которым все чаще и чаще пел в унисон», вспоминал В.Д. Набоков. С этого времени, констатирует Шелохаев, Некрасов «стал " перекрашиваться в красный цвет " ». В годы Первой мировой войны Некрасов подвизался в Земгоре, являясь заместителем председателя этой общественной организации князя Г.Е. Львова . В 1915-м он заявил о своем выходе из ЦК кадетской партии, считая его деятельность пассивной и «вредной». Являясь членом Прогрессивного блока, Некрасов завоевывал все большую популярность в оппозиционных кругах и в 1916 году был избран товарищем (заместителем) председателя Государственной думы.

http://ruskline.ru/history/2016/10/11/zl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010