Первые христиане ждали скорого конца мира; во многие другие эпохи это ожидание также обострялось. Судить людей будет Господь Иисус Христос со святыми, но свобода каждого человека при этом суде будет сохранена. Дела, мысля и чувства каждого человека обнаружатся перед всеми; все узнают жизнь друг друга. При свете Божией Правды станет очевидным, чего стоит каждый человек и его жизнь. Приговор не следует представлять юридически: оправдание или осуждение не являются наградой или наказанием, а следствием или плодом той или иной жизни и преимущественно ее направленности к добру или ко злу. Степени осуждения или блаженства будут различные, но меньшая степень блаженства не будет сопровождаться переживанием лишения. Все лучшие устремления человека получат и в будущем веке завершение. Многие учители Церкви предполагают, что возрастание в совершенстве в будущем веке будет заключаться во все большем единении людей с Богом и другими блаженными существами, в созерцании красоты Самого Бога и образа Его, отраженного в людях и в мире. Осуждение же понимается святыми отцами как отлучение от Бога и тем самым от возможности любить, а некоторыми отцами - и как неутолимость грешных желаний. Они предполагают также, что в будущем веке будет тождество между внутренним (душевным) и внешним миром и что духовное состояние блаженства и мучения будет иметь свое телесное выражение, так как воскресение мертвых будет и телесным, хотя воскресшие тела будут духовными. В. Учение о Святом Духе Божественное Откровение и наше спасение есть дело всей Святой Троицы, но Бог нам открывается через Сына Божия Иисуса Христа и Святого Духа, и через Них спасает нас. Христос близок нам как Бог, ставший человеком, а Святой Дух также близок нам, так как Он вселяется в нас и соединяет нас со Христом. 1. Святой Дух в Ветхом Завете В Ветхом Завете Святой Дух не проявляется ипостасно, лично, но как Божественная Сила. В ветхозаветных книгах Он именуется обычно Духом Божиим. Так говорится о Его действии при сотворении мира (Быт.1:2) и о Его про мыслительном действии как Подателе и Хранителе жизни (Пс.103:30; 138:7; Иов.27:3; 33:4 и др.), но иногда и как Карателе, например египтян (Исх.15:10). Имеются в них свидетельства о воздействии Духа Божия на душу человека, которой он сообщает особые знания и вдохновения, делая человека пророком, возвестителем и орудием Божественного промысла. Про таких избранников говорится, что Дух Божий был на них, что они были исполнены Духа Божия, что Он сошел и почил на них (Исх.31:3; 1Цар.10:10; 19:20; 2Пар.15:1; Неем.9:20,30). Не раз говорится там о Духе Божием, почивающем на всем избранном народе (Чис.24:2; Неем.9:20,30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Певец – низший чин православного клира , низшая степень церковнослужителя . В певцы посвящает епископ через хиротесию . Служение певца – пение во время богослужения . Посвящёнными певцами могут быть исключительно мужчины. Посвященный в певца неженатый христианин имеет право вступить в брак. «Звание певца, или, по уставу церковному, «канонарха», т.е. возглашателя гласа октоиха, прокимнов и прочего, было также, как и звание чтеца, известно еще в Ветхозаветной Церкви. Ветхозаветные псалмопевцы ( 1Пар.9:33 ), священнопевцы, певцы и певицы ( 1Пар.23, 5 ; 1Ездр.2:42 ; 65; 2Ездр.5:27, 41 ) разделялись на два клироса ( Неем.12:31-47 ), между которыми был начальник хваления и молитвы ( Неем.11:17,12,46 ). В Новом Завете звание певца освятил Сам Господь и апостолы, которые после тайной вечери «воспевши пошли на гору Елеонскую» ( Мф.26:30 ). В первые времена существования Церкви Христовой пение разрешалось всем присутствующим при богослужении. В 364 году Лаодикийский собор 15 правилом постановил, чтобы только певцы, «состоящие в клире, на амвон входящие и по книге поющие, пели в церкви». В 10 правиле Карфагенского собора указывается епископу при поставлении певца произносить: «Что поешь устами, в то веруй сердцем, а во что веруешь сердцем, исполняй на деле». Певцы, или псалмисты, в древности составляли низшую степень чтецов. Современный чин поставления чтеца и певца в основе своей греческого происхождения. Он состоит из нескольких частей, входивших некогда в чины поставления других церковнослужительских должностей, которые к первой половине XV века были упразднены. Например, первая молитва чина на поставление чтеца и певца в древней Церкви составляла самостоятельное молитвословие на возведение особого должностного лица при патриархе, который назывался «депотатом». Депотат должен был во время совершения крестных ходов идти впереди и освобождать путь патриарху и самой процессии, и, кроме того, его обязанностью было в положенное по чинопоследованию архиерейской Литургии время предшествовать с лампадою выносу Евангелия на малом и Святым Дарам на великом входах.

http://azbyka.ru/pevec

Aÿfalg. Wiesbaden, 1990. S. 269–271; idem. Nouveaux fragments onciaux du lectionnaire géorgien ancien//Langues orientales anciennes: Philologie et linguistique. 1993. T. 4. P. 31–34; idem. Les lectionnaires géorgiens//Amphoux C., Bouhot J. La lecture liturgique. Lausanne, 1996. P. 75–85; idem. Deux fragments onciaux inédits d’un lectionnaire géorgien de Jérusalem (V) 1//ХВ. 2000. T. 2. C. 220–226; Van Esbroeck M. Fragments méconnus du lectionnaire géorgien//Le Muséon. 1975. T. 88. P. 361–363. Перевод является древнейшим из переводов Б. на герм. языки. Он принадлежит вестгот. арианскому еп. Вульфиле (ок. 311 - 383 (?)) и выполнен после того, как христианизированная часть зап. готов (вестготов) из-за преследования христиан в местах их обитания к северу от Дуная в 348 г. во главе с Вульфилой перебралась на юж. берег, на территорию Римской империи, и была расселена имп. Констанцием II (337-361) в Н. Мёзии (Gothi minores; совр. Сев. Болгария). Хотя в жизнеописании Вульфилы, созданном ок. 383 г. его учеником гот. еп. г. Дуростора (Силистры) Авксентием, о гот. переводе Б. ничего не говорится, принадлежность последнего еп. Вульфиле, изобретателю гот. азбуки, надежно засвидетельствована др. источниками. Прежде всего это церковная история Филосторгия ( после 425), дошедшая в сокращенном изложении К-польского патриарха Фотия . Согласно Филосторгию, Вульфила перевел все Свящ. Писание (τς γραφς πντας - Philostorg. II 5), намеренно исключив только Книги Царств из опасения, что описания войн подстегнут природную воинственность его паствы. Аналогичные сведения содержатся и в церковной истории Сократа Схоластика (IV 33) († ок. 450), а также у зависящих от него Созомена (VI 37) и блж. Феодорита (IV 33). Еп. Исидор Севильский († 636) в «Истории готов» тоже пишет о «переводе Нового и Ветхого Заветов» («...scriptores novi ас veteris testamenti ... convertit» - Isidori Hispalensis Historia Gothorum, cap. 8/Ed. Th. Mommsen//MGH AA. B., 1894. T. 11. P. 270). По свидетельству Валафрида Страбона († 849), монаха швабского мон-ря Райхенау, тексты гот. перевода имели хождение еще в его время, а в нек-рых местах близ устья Дуная сохранялось богослужение на гот. языке, т. е. с использованием Б. Вульфилы (Walahfridi Strabonis Libellus de exordiis et incrementis rerum ecclesiasticarum, cap. 7/Ed. V. Krause//MGH LL Capp. Hannover, 1890-1897. T. 2. P. 481). К наст. времени сохранился перевод НЗ большей части Евангелий и почти всех Посланий ап. Павла (кроме Евр), тогда как от ВЗ дошел лишь отрывок Неем 5-7, но не осталось никаких следов перевода Пятикнижия и Псалтири, к-рые были столь важны для катехизации и богослужения; это дает нек-рым исследователям повод сомневаться в существовании гот. перевода всего ветхозаветного корпуса.

http://pravenc.ru/text/209473.html

87 t.). Бл. Августин посвятил три беседы на «похвалу жене» — Притч.31:10—31 (М. 381.). В новое время следующие ценные экзегетические монографии изданы на западе: Delitzsch. Die Sprьche Salomon. 1873. Rohling. Das Salomonische Spruchbuch. 1879. Lesetre. Le livre des Proverbes. 1879. Strack. Die Spruche Salomos. 1888 и 1899 гг. Более резкого направления: Nowack. 1883 г. Wildeboer. 1897. Frankenberg. 1898. Тоу. 1899. Grafword. 1899. По критике текста: Bickel. Kritische Bearbeitung d. Proverbien. 1890 г. Lagarde. Anmerkungen zur griechischen Uebersetzung d. Proverbien. 1863 г. У Штракка и Франкенберга перечислена более подробно экзегетическая и критико-текстуальная новейшая литература. У Франкенберга ценны также критико-текстуальные суждения.    На русском языке существует вышеупомянутая очень ценная для библеистов библиологическая монография проф. Олесницкого: Книга Притчей и ее новейшие критики. Киев, 1884 г. Экзегетический труд еп. Виссариона: Толкование на паремии из книги Притчей. Москва, 1888 г. и Спб. 1894 г. Книга Екклезиаст    Своеобразное наименование книги , вызвавшее разнообразные изъяснения его, по справедливому суду отцов Церкви, основанному на понимании поставленного у LΧΧ: Εκκλησιασς — означает проповедника, церковного оратора. Такому пониманию соответствует еврейское корневое значение слова — собирать народ на собрание церковно-учительного характера (2Пар.5:2; Числ.8:9; 16:3); существительное означает церковно-богослужебное собрание (Лев.4:13; Втор.31:30) и в нынешнем, вслед за талмудическим, еврейском языке; производное (Втор.33:4; Неем.5:7) значит: собрание церковное. Отсюда, слово (по форме — 1Езд.2:55; — 2и др.) означает проповедника (Gesenius. Hebr. Handwцrmerbuch. 740 s.). В соответствие такому значению наименования, древние христианские толковники (Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Олимпиодор, Иероним), признавали книгу Екклезиаст последней прощальной и покаянной речью Соломона, произнесенной всему еврейскому народу, как произносили подобные же речи Моисей (Втор.28—32 глл.), Иисус Навин (Нав.24 гл.), Самуил (1Цар.12 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Когда народу Израильскому дан был закон, и исключительным местом Богослужения назначена Скиния свидения и потом – храм Иерусалимский, здесь для всех членов Церкви самим законом определено было и место исповеди, которая с сего времени преимущественно соединилась с жертвоприношениями и имела служителями своими Священников. Преступники закона должны были приносить жертвы о своих грехах, и, возложив руки на жертвенное животное, исповедывать над ним грехи ( Лев.4:2,4,15,24,29,33 . сн. Чис.5:7 ) и таким образом по силе веры в будущую жертву Сына Божия за грехи людей и по молитве жреца получали оставление грехов своих ( Лев.4:20,26,31 ) 4 . Кроме сего в Церкви Иудейской назначен был один особенный день в году для всенародного покаяния, в который Первосвященник при различных Таинственных обрядах, исповедовал грехи всего народа, как его представитель пред Богом ( Лев.16:21 ). День сей называется – днем очищения. Иногда в Ветхом Завете для принятия исповеди от некоторых особенно важных преступников, Бог посылал и особенные чрезвычайные лица. Так Пророк Нафан послан был для обличения и принятия исповеди Давида ( 2Цар.12:1–14 ); Пророк Илия, обличив по повелению Божию Ахава и Иезавель в убиении Навуфея, принял покаяние и исповедь первого ( 3Цар.21:17–27 ). – Иногда же при особенных обстоятельствах, самим народом, или его вождями и Священниками, назначаема была особенная всенародная исповедь, пример чего видим в Неем.9:1–3 . Пред вступлением Иисуса Христа в дело искупительного служения, явился в Иудейской пустыне Иоанн. Чтобы приготовить людей к приближавшемуся Царству Божию, он внушал им изменить и исправить жизнь свою, и, в знамение имевшего вскоре последовать отпущения грехов жертвою Сына Божия 5 , совершал крещение покаяния ( Мк.1:3–5 ; Лк.3:3 ) При сем крещении, по свидетельству Евангелиста Матфея, совершалась исповедь ( Мф.3:6 ), и притом, как видно из повествования Евангелиста Луки, исповедь подробная; ибо кающимся Иоанн давал частные наставления, приспособленные к их прошедшей греховной жизни: мытарям – не делать более повеленного им; воинам – не обижать, не клеветать и т.д.; и каждого класса люди, имевшие какие-либо особенные грехи, сами спрашивали у него особенных наставлений – что сотворим? и мы что сотворим? А сие само собой предполагает, что они высказывали и особенности грехов своих ( Лк.3:7–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Содержание Книга первая I. Иудеи тяжко согрешили, оскорбив Бога тем, что оставили Господа и последовали идолам    В книге Исхода народ говорит Аарону: «востани и сотвори нам боги, иже пойдут пред нами: Моисей бо сей человек, иже изведе нас от земли египетския, не вемы, что быть ему» (Исх.32:1). Там же Моисей говорит Господу: «молюся ти, Господи; согрешиша людие сии грех велик, и сотвориша себе боги златы (и серебряны); и ныне, аще убо оставиши им грех их, остави; аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси. И рече Господь к Моисею: аще кто согреши предо Мною, изглажу его из книги Моея» (Исх.32:31—33). Во Второзаконии говорится: «пожроша бесовом, а не Богу» (Втор.32:17). Также в книге Судей: «и сотвориша сынове Исраилевы злое пред Господем и послужиша Ваалу; и оставиша Господа Бога отец своих, изведшаго их из земли египетски, и поидоша вслед богов иных от богов языческих, иже окрест их, и поклонишася им, и разгневаша Господа, и оставиша Его, и послужиша Ваалу и Астартом» (Суд.2:11—13). У Малахии: «оставлен бысть Иуда, и мерзость бысть во Исраили и во Иерусалиме; зане оскверни Иуда святая Господня, яже возлюби, и прейде к богом чуждим» (Мал.2:11). II. Что не верили пророкам и умертвили их    У Иеремии Господь говорит: «посылаше к вам всех раб своих пророк, востая заутра и посылая; и не слышасте, ни приклонисте ушес ваших, да слышите, егда глаголаше: отвратитеся кийждо от пути своего злаго и от злейших умышлений ваших, и обитати будете в земли, юже Господь даде вам и отцем вашим, от века даже и до века; и не ходите в след богов чуждих, еже служити им, и покланятися им, да не прогневаете Мя в делех рук ваших, еже озлобити вас. И не послушасте Мя..». (Иер.25:4—7 сн. Иер.7:13). Также в Третьей книге Царств Илия говорит Господу: «ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша Тя сынове Исраилевы: олтари Твоя раскопаша и пророки Твоя избиша оружием, и остах аз един и ищут души моея изъяти ю» (3Цар.19:10). Также у Неемии: «отступиша от Тебе, и повергоша закон Твой созади плоти своея; и пророки Твоя избиша, иже засвидетельствоваху им, да обратятся к Тебе» (Неем.9:26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из фигурирующих в Ветхом Завете 9 двадцати девяти наименований, связанных со сферой музыкального инструментария, двадцать одно типологически атрибутировано с большей или меньшей степенью точности. Это: а) духовые инструменты, куда входят рога ( шофар , керен , йобел , карна ), трубы ( хацоцра ) и деревянные духовые ( халил , угаб , машрокита ); б) струнные щипковые, включающие лиры ( киннор , катрос ), арфы ( небел , саббха ), цитры ( асор ), а также струнные ударные, к которым относится тип цимбал ( псант е рин ); в) ударные, состоящие из мембранных ( тоф ) и самозвучащих шумовых ( м е нааним , шалишим , целцелимм е цилтайм , мциллот и паамоним ). Идентификация остальных восьми названий ( сумпониасипониа , махол , шеминит , аламот , н е гинот , н е хиллот , гиттит , шушан ) весьма спорна. Поскольку рассмотрение спорных терминов требует длинных рассуждений, мы ограничимся обзором только основного корпуса библейских инструментов, но прежде приведем сводную таблицу их упоминаний 10 .   шофар Исх 19:16,19; 20:18; Лев 23:24; 25:9; Нав 6:3–5,7–8,12,15,19; Суд 3:27; 6:34; 7:8,16,18–20,22; 1 Цар 13:3; 2 Цар 2:28; 6:15; 15:10; 18:16; 20:1,22; 3 Цар 1:34,39,41; 4 Цар 9:13; 1 Пар 15:28; 2 Пар 15:14; Неем 4:18,20; Иов 39:24–25; Пс 46:6; 97:6; 150:3; Ис 18:3; 27:13; 58:1; Иер 4:5,19,21; 6:1,17; 42:14; 51:27; Иез 7:14; 33:3–6; Ос 5:8; 8:1; Иоил 2:1,15; Ам 2:2; 3:6; Соф 1:16; Зах 9:14 хацоцра Чис 10:2–5,8–10; 31:6; 4 Цар 11:14; 12:13; 1 Пар 13:8; 15:24,28; 16:42; 2 Пар 5:12–13; 7:6; 13:12,14; 15:14; 20:28; 23:13; 29:26–28; 1 Езд 3:10; Неем 12:35,41; Пс 97:6; Ос 5:8 Исх 19:13; Нав 6:3,5,7,13 Нав 6:4 Дан 3:5,7,10,15 киннор Быт 4:21; 31:27; 1 Цар 10:5; 16:16,23; 2 Цар 6:5; 3 Цар 10:12; 1 Пар 13:8; 15:16,21,28; 16:5; 25:1,3,6; 2 Пар 5:12; 9:11; 20:28; 29:25; Неем 12:27; Иов 21:12; 30:31; Пс 32:2; 42:4; 48:5; 56:9; 70:22; 80:3; 91:4; 97:5; 136:2; 146:7; 149:3; 150:3; Ис 5:12; 16:11; 23:16; 24:8; 30:32; Иез 26:13 1 Цар 10:5; 2 Цар 6:5; 3 Цар 10:12; 1 Пар 13:8; 15:16,20,28; 16:5; 25:1,6; 2 Пар 5:12; 9:11; 20:28; 29:25; Неем 12:27; Пс 32:2; 56:9; 70:22; 80:3; 91:4; 150:3; Ис 5:12; Ам 5:23; 6:5

http://pravmir.ru/bibleyskie-muzyikalnyi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИРСАВИЯ [Беэршива, Беэр-Шева; евр.         - кладезь клятвы (Быт 21. 27-31) или колодец семи (Быт 21. 31б); греч. Βηρσαβεε], город в пустыне Юж. Иудеи. Находился на границе заселенной израильтянами территории, так что фразы «от Дана до Вирсавии» (Суд 20. 1 и мн. др.) и «от Вирсавии до Дана» (1 Пар 21. 2) указывали на весь евр. народ, тогда как фраза «от Гевы до Вирсавии» (4 Цар 23. 8) обозначала территорию только Иудейского царства. Точное значение названия города остается предметом предположений. Согласно рассказу Быт 21. 25-31, это «источник семи», названный так по 7 (  ) агнцам, к-рые Авраам отдал герарскому царю Авимелеху в знак заключения союза между ними; однако в ст. 31 название объясняется уже как место клятвы (  ). Согласно Быт 26. 32-33, имя городу было дано Исааком, т. к. после клятвы о союзе с тем же или уже др. Авимелехом, царем Герара, он узнал, что его слуги нашли источник; Исаак назвал этот источник «Шива» (клятва), «посему имя городу тому Беэршива до сего дня» (ст. 33). Патриархи Авраам и Исаак не раз были в В. После захвата Ханаана В. принадлежала колену Иуды и отошла по жребию к колену Симеона (Нав 15. 28; 19. 2). Свидетельством о важности В. как религиозно-адм. центра является тот факт, что 2 сына Самуила, Иоиль и Авия, были неправедными судьями именно здесь (1 Цар 8. 2). Прор. Илия во время бегства от гнева Иезавели шел по дороге в В. (3 Цар 19. 3), после чего продолжил путь на Хорив, гору Божию. Цивья, мать царя Иоаса, к-рый должен был свергнуть узурпаторшу Гофолию, также пришла из В. (4 Цар 12. 1). В. упомянута в одном из текстов из Арада (ок. VII в. до Р. Х.?). О судьбе В. в поздний монархический период известно мало, но город стал одним из первых заселенных центров после возвращения евреев из вавилонского плена (Неем 11. 27). В. была религ. святилищем еще со времени патриархов (Быт 21. 33). Позднее культ В. был ассимилирован с богослужением Яхве, а имя Эль Олам понято как Его эпитет «Бог вечный». Иаков перед путешествием в Египет получил в В. пророчество от Господа (Быт 46. 1-5). Во время прор. Амоса (VIII в. до Р. Х.) святилище в В. было одним из самых известных в стране, пророк упоминает его наряду с Даном и Вефилем (где поклонялись золотым тельцам), Галгалом (древним святилищем, основанным еще Иисусом Навином) и Самарией (столицей Израильского царства). Амос упоминает В. как место паломничества (Ам 5. 5; 8. 14), к-рое он осуждает, а также клятву грешников: «Жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» (Ам 8. 14), что, возможно, указывало на то, что здесь совершались особые свящ. ритуалы.

http://pravenc.ru/text/158746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЕННА [греч. γεννα; арам.      ], обозначение в Свящ. Писании места наказания грешников, соответствующее понятию ада . Арам. термин  (букв.- долина Хинном) восходит к евр.    («к долине Енномовой» - Нав 15. 8; Неем 11. 30), сокращенной форме от       («перед долиною сына Еннома» - Нав 18. 16; 2 Пар 33. 6) или       («на долине сыновей Еннома» - 4 Цар 23. 10). Это наименование получила расположенная в юж. части Иерусалима Енномова долина, где в эпоху правления иудейских царей Ахаза и Манассии совершались человеческие жертвоприношения (4 Цар 16. 3; 21. 6). Ок. 622 г. до Р. Х. иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники (4 Цар 23. 10). Позднее долина Енномова превратилась в свалку, где постоянно поддерживали огонь, на к-ром сжигали привозившийся из города мусор, а также трупы людей и животных. Дальнейшие проклятие и осуждение этого места в пророческой лит-ре (Иер 7. 32; 19. 6; ср.: Ис 31. 9; 66. 24) повлияли на то, что долина Хинном в апокалиптической лит-ре стала восприниматься как синоним огненной преисподней (см.: 1 Енох 26. 4; 27. 1-3 сл.; 54. 1 сл.; 56. 3 сл.). Впосл. название Г. стало использоваться для обозначения адского огня последних времен (4 Ездра 7. 36 (Vulgata); Apocalypse... de Baruch. 59. 10; 85. 13; Syb. I 103; II 292; IV 186; ср.: 3 Езд 2. 29). Это понимание термина легло в основу учения о Г. в НЗ. Греч. термин γεννα не встречается в LXX; Иосиф Флавий также его не употребляет, хотя сам, будучи фарисеем, признавал существование вечных мучений для нечестивых ( Ios. Flav. De bell. II 8. 14; Contr. Ap. II 218). В схожих по контексту отрывках Филон Александрийский использует греч. термин τρταρος ( Philo. De exsecrat. 152; Quaest. in Exod. (fragm) II 40). Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180) Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180) В НЗ Г. встречается 11 раз (в синоптических Евангелиях и Иак 3.

http://pravenc.ru/text/161896.html

Неем.9:23 .  И сыновей их Ты размножил, как звезды небесные, и ввел их в землю, о которой Ты говорил отцам их, что они придут владеть ею. «И сыновей их Ты размножил, как звезды небесные». Имеется в виду исчисление народа на полях моавитских ( Чис. 26 ). Неем.9:25 .  И заняли они укрепленные города и тучную землю, и взяли во владение домы, наполненные всяким добром, водоемы, высеченные из камня, виноградные и масличные сады и множество дерев с плодами для пищи. Они ели, насыщались, тучнели и наслаждались по великой благости Твоей; «Укрепленные города» – Иерихон, Гай ( Нав. 6:1, 8:1 ). Неем.9:26 .  и сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления. «Убивали пророков» (ср. 2Пар. 24:21 ; 3Цар. 18:13, 19:10 ). По позднейшему иудейскому преданию (ср. Мф. 5:12, 23:31 ; Лк. 11:47, 13:33 ), большинство великих пророков были убиты. Неем.9:27 .  И Ты отдал их в руки врагов их, которые теснили их. Но когда, в тесное для них время, они взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, давал им спасителей, и они спасали их от рук врагов их. Неем.9:28 .  Когда же успокаивались, то снова начинали делать зло пред лицем Твоим, и Ты отдавал их в руки неприятелей их, и они господствовали над ними. Но когда они опять взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, избавлял их многократно. Вспоминается время судей ( Суд. 2:11–23 ). «Давал им спасителей» (moschiim), т.е. судей (ср. Суд. 3:9, 15 ). Неем.9:29 .  Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали и не слушали заповедей Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы человек, если бы исполнял их, и хребет свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали. Неем.9:30 .  Ожидая их обращения, Ты медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим чрез пророков Твоих, но они не слушали. И Ты предал их в руки иноземных народов. В ст. 29–30 вспоминается период царей. «И Ты предал их в руки иноземных народов». Господство этих народов, по ст. 32, началось со времени нашествия ассирян, разрушивших десятиколенное царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010