V. Разделение Из двух частей состоит сия книга. В первой повествуется о восхождении Неемии из Сусан-Авира в Иерусалим для возобновления оного, от гл.1 до 8 ( Неем.1–7 ), где: 1) Причина шествия его; весть о разорении Иерусалима. Неем.1 . 2) Испрошение от царя отпущения; пришествие во Иерусалим, и осмотрение разорения Иерусалима. Неем.2 . 3) Созидание града, – где: 1. Созидания общие и особенные. Неем.5 . 2. Преодоление трех препятствий, которые суть следующие: а. Санаваллатово, первое зломышление. Неем.4 . б. Скудость в хлебе, и собирание оброков. Неем.5 . в. Санаваллатово последнее злоумышление. Неем.6 . 4) Восстановление градоправления, и исчисление жителей. Неем.7 . Во второй повествуется о двоекратном возобновления церкви, благополучно от Неемии учиненном – от гл. 8 до 11 ( Неем.8–10 ), где: 1) Возобновление первое, от гл. 8 до 11 ( Неем.8–10 ), где: а. Восстановление чтения закона. Неем.8 . б. Общественное народа при слушании закона покаяние. Неем.9 . в. Торжественное постановление завета от народа учиненное, во исполнении всех заповедей Божиих. Неем.10 . 2) Возобновление, соединенное с первым. гл. 11 до 13 ( Неем.11–13 ), где: а. Разделение обитаний народа во Иерусалиме, во градах Иудиных и в селах их. Неем.11 . б. Счисление священников, и преемство их до времен Александра великого и проч. Неем.12 . 3) Последнее возобновление церкви по втором пришествии Неемии во Иерусалим. Неем.13 . VII. Места особливого примечания достойные . § 19. О книге второй Ездры I. Надписание У греков надписывается σδρας β, то есть, Вторая книга Ездры; а у Римлян, Книга третья Ездры, потому что они книгу Неемии признают за вторую Ездры. II. Писатель Не Ездра, но неизвестный некоторый Священной Истории писатель; знающий греческий язык, сию книгу из книг Ездры, Неемии, Царств и Числ составил. III. Язык, на каком она писана Оный есть греческий; также находится перевод и сирский. IV. Содержание Некоторые истории о разорении и возобновлении храма, 2Пар.35; 36 гл., и в книге Ездры описанные, повторяются, а некоторые и новые внесены, 2Ездр.3; 4

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Указ Кира об освобождении иудеев от плена на страницах библейской канонической письменности мы встречаем три раза. Он находится во 2Пар. 36:22–23 ; более обширно приводится в 1Ездр. 1:1–4 (в первых двух с половиною стихах 1 кн. Ездры повторяется в целости и почти буквально указ, находящийся в 2Пар. 36:22–23 , а с половины 3-го ст. и до 5-го ст. приводятся новые положения, не встречающиеся в кн. Паралипоменон) и наконец встречается в особой, нетожественной с первыми двумя версиями форме, в 1Ездр. 6:3–5 . Итак, указ Кира находится: а) в конце 2Пар. 36:22–23 + в) в начале 1 кн. Ездры      .      .       1Ездр. 1:1–4 + (полнее) с) в средине 1 кн. Ездры      .      .       1Ездр. 6:3–5 (особ. версия). Подобный распорядок первых двух сходных версий указа в св. письменности покоится, кажется, на одном и том же основании – желании писателя указать ясно границу новой жизни теократического народа. Книги Паралипоменон, ведя историю от Адама (1 кн. Паралипоменон), заканчивают эту историю указом Кира об освобождении иудеев, а 1 кн. Ездры начинает указом Кира новый послепленный период иудейской истории. Ясно, что указ Кира в том и другом месте одинаково является рубиконом пленной и послепленной эпохи израильского народа. Что же касается положения указа Кира в середине 1Ездр. 6:3–5 , то его нахождение здесь объясняется особым обстоятельством, имевшим место в первые годы жизни иудеев в Палестине. Указ здесь помещается как архивная справка персидского двора вместе с письмом Дария Гистаспа на имя заречного областеначальника Фафная 51 , спрашивавшего Дария о законности прав иудеев на постройку храма в Иерусалиме. Нам, конечно, нет необходимости приводить указ Кира по кн. Паралипоменон, во-первых, потому, что он почти одинаково повторяется в 1Ездр. 1:1–4 , и, во-вторых, потому, что сравнительно с указом 1 кн. Ездры (1–4 гл.) он является неполным – лишь его началом. Поэтому остановимся на версиях указа 1 кн. Ездры а)  1Ездр. 1:1–4 и b)  1Ездр. 6:3–5 . В 1 гл. и кн. Ездры читаем: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему словесно и письменно ( 1Ездр. 1:1 ): так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее ( 1Ездр. 1:2 ). Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, который в Иерусалиме ( 1Ездр. 1:3 ). А все оставшиеся, во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме 1Ездр. 1:4 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Список первосвященников. Список является продолжением ( 1Пар. 6:10–14 ), где исчисляются первосвященники до Иоседека, отца Иисуса. Называемый в ст. 10 Елиашив был первосвященником во время Неемии (ср. Неем. 3:1, 13:4, 7, 28 ). О первосв. Иоиаде, называемом у И. Флавия Иудой (Иуд. Древн. XI, 2, 1), в ( Неем. 13:28 ) сообщается, что сын его вступил в родственные отношения с Санаваллатом и за это был изгнан из Иерусалима. Вместо имени сына Иоиады Ионафана, ввиду ст. 22 и 23, лучше читать имя Иоханана или Иоанна (Иуд. Древн. XI, 7, 1). И. Флавий рассказывает, что этот Иоханан умертвил своего брата Иисуса, и это послужило поводом к осаде Иерусалима Вагозом, полководцем Артаксеркса II-ro. Последний названный в ст. 11 первосвященник – Иаддуй. И. Флавий представляет его современником Александра Македонского (336–323). На этом основании некоторые исследователи отрицают даже принадлежность Неемии XII-й гл., а вместе с тем и всей книги. Но от времени Неемии до Александра Макед. (433–330) прошло не много более 100 л. Нет ничего невероятного в том, что Неемия видел Иаддуя в раннем детстве – и называет его в родословной, как кандидата на первосвященство. Если же такое предположение отвергнуть, то можно допустить, что первосвященническая родословная в ст. 11 продолжена уже после Неемии и доведена до Иаддуя. Неем.12:12 .  Во дни Иоакима были священники, главы поколений: из дома Сераии Мераия, из дома Иеремии Ханания, Неем.12:13 .  из дома Ездры Мешуллам, из дома Амарии Иоханан, Неем.12:14 .  из дома Мелиху Ионафан, из дома Шевании Иосиф, Неем.12:15 .  из дома Харима Адна, из дома Мераиофа Хелкия, Неем.12:16 .  из дома Иддо Захария, из дома Гиннефона Мешуллам, Неем.12:17 .  из дома Авии Зихрий, из дома Миниамина, из дома Моадии Пилтай, Неем.12:18 .  из дома Вилги Шаммуй, из дома Шемаии Ионафан, Неем.12:19 .  из дома Иоиарива Мафнай, из дома Иедаии Уззий, Неем.12:20 .  из дома Саллая Каллай, из дома Амока Евер, Неем.12:21 .  из дома Хелкии Хашавия, из дома Иедаии Нафанаил. Список священников, глав поколений, из времен первосв. Иоакима. Упоминаемый в ст. 16 Захария из дома Иддо, вероятно, тожествен с пророком Захарией ( Зах. 1:1 ; 1Езд. 5:1 ). В ст. 17-м после слов: " из дома Миниамина " , несомненно, утрачено имя главы поколения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О количестве сосудов, сданных Мифредатом Шешбацару, в библии говорится довольно подробно, однако это библейское свидетельство о числе сосудов возбуждает много недоумений. Обращаемся к показанию источника: «И царь Кир вынес сосуды дома Господня ( 1Ездр. 1:7 )… рукою Мифредата, а он счетом сдал их Шешбацару... ( 1Ездр. 1:8 ) и вот число их – блюд золотых 30, блюд серебряных 1000, ножей 29 ( 1Ездр. 1:9 ); чаш золотых 30, чаш серебряных двойных 410, других сосудов 1000 ( 1Ездр. 1:10 ). Всех сосудов золотых и серебряных 5400 ( 1Ездр. 1:11 )». Рассматривая это свидетельство, все западные ученые (с которыми нам приходилось иметь дело и которые, конечно, останавливаются на указанном свидетельстве) согласны в том, что цифра 5400 стиха 11 является итогом частных слагаемых ст. 9 и 10, т. е., по их мнению, библия дает нам следующую арифметическую схему: 30 + 1000 + 29 + 30 + 410 + 1000=5400. Между тем, поверяя это сложение, мы получаем общую сумму указанных чисел 2499, а не 5400. Отсюда естественно возникает такая дилемма: или указываются неправильно слагаемые, или дается неверно цифра итога. Вопрос этот, по-видимому, должен бы так и остаться открытым, и невозможно, по-видимому, было бы сказать, какое из двух мнений более справедливо, если бы не было свидетельства постороннего источника об этом предмете, именно указания неканонической кн. Ездры ( 2Ездр. 2:13–14 ). Ученые, прибегавшие к свидетельству неканонической кн. Ездры для соглашения или, по крайней мере, объяснения несоответствия между частными слагаемыми и их общею суммою в канонической книге Ездры, склоняются более к первому члену указанной дилеммы, т. е. признанию порчи за отдельными слагаемыми в канонической книге Ездры, а игнорирующие показание неканонической книги готовы более склониться к второму члену дилеммы, т. е. принятию ошибки в общем итоге канонической книги Ездры. К первому мнению склоняются Берто, Никель, Бертолет, а второе положение защищает Кейль. Обращаясь к свидетельству неканонической кн. Ездры ( 2Ездр. 2:13–14 ), Берто, Никель, Бертолет справедливо видят здесь соответствие общей суммы частным слагаемым; в указанном месте 2Ездр. 2:13–14 дается следующая арифметическая схема: «возливальниц (σπονδεα) золотых 1000, возливальниц серебряных 1000, серебряных курильниц (ϑνσκαι) 29, чаш золотых (φιλαι) 30, серебряных 2410 и других сосудов 1000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Иосиф Древ. Иуд. гл.11:4 и Иероним свидетельствуют, что храм Иерусалимский в царствование Дария Истаспова сына сооружен. IV. Конец Оный есть: 1) чтобы непрерывное учинить продолжение священной истории, или описать вторичное созидание храма, возобновление Богопочитания по предписанию закона Божия, и восстановление законного порядка в обществе священном и гражданском; 2) чтоб доказать, что порядок и разделение родов и колен в самом плене без замешательства соблюдено было; 3) чтоб объявить, каким образом Церковь , в которой и из которой имел произойти Мессия, упадшая, в первое цветущее была приведена состояние; 4) чтоб показать исполнение обещаний Божеских о возвращении Израильтян из плена по 70 лет в царствование Кира Персидского. Ис.45 :1с.; Иер.25,29 . – 5) Чтоб представить Божие правосудие, милосердие, могущество, правду, премудрость провидение, управление сего мира и попечение о Церкви; и 6) чтоб оставить памятописец, содержащий описание возвращения колена Иудова из плена Вавилонского, восстановления общества, и предписанного от Бога богослужения в храме; что для потомства весьма было нужно. V. Разделение Разделяется книга сия на две части. В первой повествуется о первом исхождении народа Иудейского из плена Вавилонского в Иудею под предводительством Зоровавеля и Иисуса, для возобновления храма во Иерусалиме, – от гл. 1 до 7 ( 1Ездр.1–6 ), где: 1) Киров указ, которым позволяется Иудеям возвратиться в свое отечество, и отдание от него священных сосудов, взятых Навуходоносором. 1Ездр.1 . 2) Счисление возвратившихся. 1Ездр.2 . 3) Обновление храма, – где: а. Основание оного. 1Ездр.3 . б.      Препятствие, чинимое от Самаритян в созидании храма. 1Ездр.4 . в. Произвождение созидания; доношение о том противников Дарию. 1Ездр.5 . г. Дариево позволение о созидании; освящение храма, и празднование Пасхи. 1Ездр.6 . Во второй повествуется о исхождении, под предводительством Ездры, последней части народа из Вавилона в Иудею при Артаке. – от 1Ездр.7 до конца книги, где: 1) Пришествие Ездры во Иерусалим, и Артаксерксов указ, данной 1Ездр.7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Мы не будем входить во все подробности сложного и трудного вопроса о взаимных отношениях первой и второй книг Ездры. Это дело очень серьезное, требующее специального и детального исследования, невозможного в краткой заметке. Притом соображения автора во многом запутанны, не всегда безопасны и нуждаются в тщательной проверке. Мы возьмем у него только некоторые наглядные частности для иллюстрации заключения о достоинствах греческого текста 2 Ездры. Так в 1Ездр. 4:9–10 читаем: (Рехум... и товарищи) «Динеи и Афаргафхеи, Тарпелеи, Апарсы, Арехьяне, Вывилоняне, Сусанцы, Даги, Еламитяне и прочие народы, которых переселил Аснафар, великий и славный, и поселил в городах Самарийских и в прочих городах за рекою и прочее». Этой непонятной глоссы нет ни во 2 Ездры, ни у Иосифа Флавия – и она, вероятно, позднейший таргум, принятый еврейскими редакторами. В 1Ездр. 1:9–11 пересчитываются сосуды, взятые Навуходоносором из Иерусалима, но здесь сумма (5,400) не совпадает со слагаемыми (30† 1.000†29† 30†410†1.000 ­­ 2.499). Во 2Ездр. 2:13–14 арифметика совершенно правильная (5.469­1.000†1.000†29†30†2.410†1.000). В 1Ездр. 4:2 сказано, что Самарийские иноземцы были присланы Асарданом. царем Сирийским, но это свидетельство не подтверждается 4 Царств 17(ср. 18:11) и Иосифом Флавием (Antiqu. XI, 2:1), которые называют Салманассара, и вообще исторически недопустимо. По 1Ездр. 1иудеи возвратились при Кире под начальством «Шешбацара, князя Иудина»; однако еще Бэль заявлял, что подлинно лишь чтение 2Ездр. 2 (и Иосифа XI, 1:3) «Салманассар». Список возвратившихся при Зоровавеле 1Ездр. 2 гл. не полон по сравнению с 2 Ездры; 5слова 1Ездр. 1:1–3 , а представляет странное повторение 2 Парал. 36:22–23. Опущенная в 1 Ездр. история о Дарие и трех юношах (2 Ездр. глл. 3–4) носит все признаки первичности и заслуживает всякого почтения 9 . Хронологии 1 Ездры весьма сомнительна и уступает показаниям второй 10 . По всем этим основаниям нельзя не согласиться с мнением Кекникотта, что последняя – «труд высокой важности», и Иероним без нужды вытеснил ее из канона в пользу версии Феодотиона 1.079, p. 13с-14а) или какого-нибудь другого лица 1.081, р. 60). Но весьма характерно, что Иосиф Флавий читал 11 творение Ездры по греческому тексту. Это ясно из хронологических указаний, упоминания рассказа о трех юношах, начертания имен и т. и. Без сомнения, в его время это был общепризнанный библейский тип. В таком случае не далека мысль, что 2-я книга Ездры воспроизводит перевод Семидесяти, который – в свою очередь – точно отображал подлинник. Посему и православная церковь права, если удерживает и ее наряду с первою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

2) Исчисление спутников его и исполнение царского повеления. 1Ездр.8 . 3) Ездрин плачь о смешении Иудеев с женами иноплеменническими. 1Ездр.9 . 4) Покаяние народа. 1Ездр.10 . § 18. О Книге Неемии I. Надписание По писателю и по главному предмету у евреев называется Нехемъя, у греков Νεεμας, и у латин Heema, а в Вулгате Вторая книга Ездры, по продолжению истории, начатой от Ездры, и потому, что не мало находится в ней такого, что купно Ездрою и Неемием учинено, или потому, что у древних Евреев обе сии книги совокуплены в одну. II. Писатель Оный есть Неемия. Неем.1:1 . – Имя его, от слова Нехем произведенное, утешителя или утешение Господне означает, и должности сего мужа весьма было прилично. Сир.49:15 . – Отца имел он Ахалию Неем.1:1 , и потому различествует от Неемии, сына Завухова Неем.3:16 . – Был Винарск или виночерпец царя Персидского Неем.1:11 , и на время полководцем царским во Иудеи сделан был Неем.5:14 , по которой должности назван по-халдейски Гаттиршата или Тиршата; ибо сие имя значит начальника, вождя, посла, судию царского. Ездр.2:63 . – Он был муж истинно благочестивый, весьма и чрезвычайно ревностный по славе Божией. В 13 лето после Ездры пришел в Иудею Ездр.7:8 . Неем.2:1 . – От того, которой с Зоровавелем и Иисусом Ездр.2:2 . Неем.7:7 вместе упоминается, должно, по-видимому, его различить. III. Содержание Описывает восстановление города Иерусалима, исправление возвращенного народа, поправление упадшего Богослужения, возобновление завета между Богом и народом, или дела, во время правления Неемии учиненные. IV. Конец 1) Чтоб окончить начатую от Ездры историю о возобновлении состояния церковного и гражданского; или чтоб обстоятельнейшее преподать известие как о восстановлении града и учреждении в нем правительства, так и о возобновлении завета между Богом и народом. 2) Чтоб описать Церкви, едва от толикого наказания свободившиеся, как внешние утеснения, так внутреннее развраты, и купно двоякое сих последних чрез Неемию исправление, из которых одно чем было строже, тем нужнее. 3) Чтоб доказать новым примером, что Бог молитвы праведных приемлет и им помогает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

II. Праздник дровоношения установлен Неемиею. После плена вавилонского не было запаса дров для жертвенника, на котором, по заповеди Божией, долженствовал быть непрестанный огонь. Неемия устранил этот недостаток; он призвал иудеев к добровольному приношению дров для жертвенника из собственных запасов и метнул жребий о ношении древес в дом Бога, по домом отечеств, от времене до времене, от лета до лета возжтати на алтари Господу Богу, по установлению закона ( Неем.10:34 . Лев.1:7. 6:18 ). Это добровольное доставление собственных дров было праздников для тех семейств, коих была очередь приносить дрова во храм Божий. Очередь разделялась на десять времен года. Так в 1 день первого месяца Авива, или Низана (марта) приносили дрова потомки Аресовы из колена Иудина ( 1Ездр.2:5 . Неем.5:2, 10 ); в 15 день пятого месяца Ава (июля) сынове Зафуевы из колена Иудина и вместе с ними священники и левиты ( 1Ездр.2:8. 10:27 . Неем.7:11 ); в 20 день того же месяца потомки Фааф Моавли из колена Иудина ( 1Ездр.2:6 . Неем.7:2 ); в 20 день Елула (августа) сынове Адины из колена Иудина ( 1Ездр.2:15 ), и так далее 69 . Праздник обновления храма или светильников. Было пять обновлений, или освящений храма Иерусалимского: первое семидневное освящение было при Соломоне – новосозданного им храма ( 1Цар.8:63–66 . 2Пар.7:8–9 ); второе – при царе Езекии ( 2Пар.29:15–36 ); третье – после плена вавилонского по устроении второго храма ( 1Ездр.6:16–17 ); четвертое – при Маккавеях после осквернения храма Антиохом Епифаном; пятое – при Ироде, который украсил храм 70 . Три первые и последнее не были почтены ежедневными праздниками, но четвертое было – ежегодным восьмидневным праздником. Он установлен был после поражения антиохиан и изгнания их из Иерусалима Иудою Маккавеем. Освящение касалось преимущественно алтаря жертвенного. Священная история повествует: «рече Иуда и братия его: се сотрени суть врази наши, взыдем ныне очистити святая и обновити. И собрася весь полк, и взыдоша на гору Сион. И видеша святыню опустошену, и жертвенник осквернен, и врата сожжена, и в притворех возрастоша древия аки в дубраве, или аки во единей от гор, и пастофориа 71 разбиена.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1Ездр.2:22 .  жителей Нетофы пятьдесят шесть; Нетофа (ср. 2Цар 23.28 ; 1Пар 2.54 ) нынешний Beit-Nettif к западу от Вифлеема. 1Ездр.2:24 .  уроженцев Азмавефа сорок два; Азмавеф или Бет-Аэмавеф ( Неем 7.28 ) нынешний El-Chizmeh, местность к северу от Иерусалима на пути из Анафофа в Гиву. 1Ездр.2:29 .  уроженцев Нево пятьдесят два; Нево, может быть, Нубаили Бет-Нуба. 1Ездр.2:30 .  уроженцев Магбиша сто пятьдесят шесть; Местности этого имени неизвестно. Поэтому полагают, что Магбиш есть имя лица, а не местности и что вместо «уроженцы Магбиша» нужно читать сыновья Магбиша. 1Ездр.2:33 .  уроженцев Лидды, Хадида и Оно семьсот двадцать пять; Упоминаемая в ст. 33 Лидда есть Лидда апостольской истории ( Деян 9:32 ), нынешний Лудд (ср. 1Пар 8.12 ). Вблизи Лидды находился упоминаемый еще в Неем 11.35 и 1Пар 8.12 Оно и Хадид, нынешний Епь-Хадит (ср. 1Мак 12:38, 13:13 ). 1Ездр.2:35 .  уроженцев Сенаи три тысячи шестьсот тридцать. Сенаа – местность, точно неизвестная. По-видимому, она лежала недалеко от Иерусалима. Перечисление заселенных пленниками городов показывает, что территория, занятая возвратившимися иудеями, была незначительна. 1Ездр.2:40 .  Левитов: сыновей Иисуса и Кадмиила, из сыновей Годавии, семьдесят четыре; Число возвратившихся левитов (74) представляется слишком незначительным сравнителыно с числом священников (4289). Можно думать, что левитов вообще в плену было мало, так как рассеянные по всей Иудее они не могли быть уведены в большом количестве. Кроме того, к возвратившимся из плена левитам нужно прибавить принадлежавших к ним певцов ( 1Езд 2.41 ; Неем 7.44 ; ср. 2Езд 5.27 ) и привратников ( 1Езд 2.42 ; Неем 7.45 ). Тогда число левитов не будет поражать непропорциональностью по отношению к числу священников. 1Ездр.2:43 .  Нефинеев: сыновья Цихи, сыновья Хасуфы, сыновья Таббаофа, Нефинеи наряду с «рабами Соломона» занимали низшие должности при храме. По наиболее распространенному в литературе мнению, нефинеи были потомками тех жителей Гаваона, которые, прибегнув к хитрости, заключили при Иисусе Навине союз c евреями ( Нав 9.3–18 ) и были определены потом на низшие черные работы для жертвенника Господня ( Нав 9.21–27 ). Ряды нефинеев впоследствии пополнялись рабочими, которые были пожертвованы храму Давидом и его князьями ( 1Езд 8.20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После построения жертвенника, чем было положено начало регулярному порядку жертвоприношений и кругу празднования священных дней, возвратившаяся община начала готовиться к построению храма – покупать материал и нанимать плотников: «и стали выдавать серебро каменотесам и плотникам и пищу, и питие, и масло сидонянам и тирянам, чтоб они доставляли кедровый лес с Ливана, по морю, в Яфу» ( 1Ездр. 3:7 ). Приготовления эти к постройке храма шли сравнительно недолго, и уже во 2-й месяц 2-го года по своем возвращении, т. е. в 536 г., иудеи положили основание дому Божию: «во 2-й год по приходе своем к дому Божию в Иерусалим, во 2-й месяц Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим положили начало и поставили левитов от 20 лет и выше для надзора за работниками дома Господня» ( 1Ездр. 3:8 ). Закладка храма сопровождалась внешнею ритуальною торжественностью и внутренно-религиозным одушевлением, весьма естественными и понятными при том важном значении храма, каковое имел последний во всей жизни израильского народа. Были поставлены священники в священных облачениях и со священными трубами, левиты стояли с кимвалами, попеременно славя Господа по уставу Давида пением «хвалите и исповедуйте Господа, ибо – благ, ибо вечная милость Его к Израилю» ( 1Ездр. 3:11 ). Это пение вызывало религиозный восторг и у присутствующего в данный момент времени народа, который присоединялся к пению левитов: «весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня» ( 1Ездр. 3:11 ). Но эта общая картина народного восторга нарушалась слезами скорби и печали тех лиц, в памяти которых рисовался прежний храм. Священный писатель проходит молчанием причину слез возвратившихся старцев, но эта причина очень понятна с психологической точки зрения: быть может, печальная картина отсутствия прежнего храма, место которого теперь было окружено его развалинами и новым материалом, вызывала слезы на щеках старцев; быть может, боязнь и глухое предчувствие того, что новый храм далеко не будет равным по своим размерам с прежним храмом и не будет походить на первый блеском и величием и что еще неизвестно, насколько светло его будущее, которого уже не видеть им, старцам, вызывало громкие рыдания. «Многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма перед глазами их, плакали громко» ( 1Ездр. 3:12 ). «И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного» ( 1Ездр. 3:13 ). И этот общенародный смешанный гул «слышен был далеко» ( 1Ездр. 3:14 ). В народном возбуждении, проявлявшемся в одно и то же время и в кликах радости одних, и в громких рыданиях других, как бы инстинктивно сказывалось предчувствие наступления мрачной истории постройки, которую вскоре же начали тормозить окружавшие иудеев соседи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010