Заметь, что мы не должны считать их не знающими, что Он есть Бог и Сын Божий. Но когда Бог назвал Себя путем, они не очень уразумели то, что казалось сказанным загадочно, и только относительно этого одного в них должна быть вина неведения. Поэтому-то, обличив в немногих словах за то, что они не смогут уразумевать не прямо высказываемое им, потом предложив отсюда общее для всех слово и ясно научив, что и самому знанию об Отце повредит тот, кто не будет знать Сына, — уже как в исповедавших веру учениках справедливо свидетельствует знание словами: «Отныне знаете Его и видели Его». Слово «отныне» употребляет, конечно, не в смысле: от того часа или дня, когда Он вел с ними речь об этом. Говорит «отныне», противополагая древнему и первому теперешнее и новое время пришествия Его, когда воссияло по всей вселенной знание об Отце чрез Сына. Поэтому-то и в книге псалмов как бы к Богу и Отцу говорит: «изумительно знание Тебя из-за Меня» (Пс.138:6). И действительно, увидав Сына, блистающего превышающими разум чудотворениями и с Божественною властью легко совершающего, что бы Он ни пожелал, мы изумились полученному отсюда знанию об Отце, разумея под ним не другое, как знание о происшедшем из Него Сыне. Итак, «отныне знаете Его и видели Его». Познали мы в Сыне, как я только что сказал, кто Отец, и не только познали, но и узрели или увидали. Ведь знание указывает на умозрение посредством мыслей, которое можно получать о Божественной и неизреченной природе, сущей над всеми, чрез всех и во всех. А видеть означает удостоверение посредством чудес. Ведь мы не только узнали, что Отец есть Жизнь по природе, — и не в одном только чистом умопредставлении получили в себе ведение об этом, — в Сыне, животворящем мертвых и снова возводящем истлевших к бытию, мы не только узнали, что Бог и Отец есть Жизнь по природе и что Он имеет всю тварь в Своей власти и над созданием Своим владычествует царственно, так что «все дела потрясаются ради Него и трепещут» (2Ездр.4:36), по написанному, но и видим Его таким в Сыне, когда Он, запрещая морю и ветрам, с великою властью сказал: «Умолкни, перестань» (Мк.4:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Давид говорит о себе: «я одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ); «колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» ( Пс.108:24 . Читай еще: 2Цар.3:35 , 2Цар.12:16 ). Пророк Илия постился также сорок дней ( 3Цар.19:8 ). Постились: Ездра ( 2Ездр.8:49–50 ), Неемия ( Неем.1:4 ) Даниил ( Дан.10:2–3 ), постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 , 1Цар.7:6, 31:13 ; Иудиф.4:9–13 ; Есф.4:16 ; Иер.36:9 ), постились Ниневитяне ( Ион.3:5 ). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь «все это, – по слову святого Апостола Павла, – происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: «Ниневитяне, – говорит Он, – востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Лк.11:32 ). Правда, Христос Господь освободил нас от ига ветхозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим ( Мф.4:2 ), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню ( Мф.5:1–4 ), как молиться ( Мф.5:5–13 ), прощать обиды ( Мф.5:14–15 ), дал наставление и о том, как должно поститься: «когда поститесь, – говорил Он, – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, – значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не постятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а «приидут дни, когда отнимется у них Жених», – то есть, когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, – «тогда и они будут поститься» ( Мф.9:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Если о муже сказано: «да оставит» он «отца и мать свою и прилепится к жене своей» ( Быт.2:24 ), а о жене: «и к мужу твоему влечение твое» ( Быт.3:16 ), то об Ангелах ничего не сказано в отношении пола. Но Ангелы ничем не обделены, и ничего не лишены, по сравнению с людьми. И мы, став, как Ангелы, ничего не лишимся, и ничем не обеднеем. И потом – есть же люди, которые, при всей силе женщин, уже здесь выбрали путь безбрачия, и нашли несравненно сильнейший источник радости и удивления. Тот же Зоровавель, с таким вдохновением сказавший о силе женщин, с еще большим вдохновением говорит далее: «Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие, и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; а истина пребывает, и остается сильною в век, и живет, и владычествует в век века». «Благословен Бог истины» ( 2Ездр.4:37–40 )! Человек ничего не лишается в Царствии Небесном, но обретает то, что превыше всего. И все мы: и Ангелы, и мужчины, и женщины, «будучи сынами воскресения» – пред лицем нашего Господа забудем и все свое, и самих себя, и кто чей муж, и кто чья жена, и ни о чем не будем жалеть, и ни на что не будем оглядываться. Ну а пока… Однажды молодой христианин спросил: «А можно ли в праздники позволять себе плотские утешения»? И наставник ответил: «Можно. Если ты еще не дорос до утешений духовных». Вторник. О том, кого следует опасаться Лк.21:12–19 Евр.4:1–13 В беседе о последних временах Господь предупреждает учеников, что ничего завидного их на земле не ждет. «Возложат на вас руки, и будут гнать вас, предавая в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства». Как оказалось впоследствии, самым сильным свидетельством христиан было свидетельство своей жизнью, своей кровью. А на случай, когда надо свидетельствовать и словом, Господь говорит: «Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость». Но – что удивительно: хотя этой премудрости «не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам», – это не сможет остановить гонений. Гонения будут даже со стороны самых близких, единокровных: «преданы будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое». Это – для всех христиан, без исключения, на все века вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Как сильно было это верование и как велико было томление духа человеческого, стремившегося к примирению с Божеством, это видно из того, что культ кровавых жертвоприношений в древнем мире был чрезвычайно распространен как среди иудеев, так и среди язычников. Один ученый историк замечает, что в Азии едва ли можно найти пядь земли, которая не была бы обагрена кровью жертвенных животных. Мы думаем, что в этих словах преувеличения немного. У евреев, напр., неопустительно были совершаемы ежедневно два кровавых жертвоприношения: утреннее и вечернее ( Исх. 29 , З8; Числ. 28, 3, 4 ), кроме жертвоприношений от частных лиц. Но бывали случаи, когда в один день было приносимо весьма большое количество кровавых жертв. Так, в день своего помазания на царство Соломон принес в Гаваоне 1000 всесожжений ( 3Цар. 3, 4 ); в день освящения храма Иерусалимского им было принесено в жертву Богу 22000 волов и 120000 овец ( 3Цар. 8, 63 . Ср. Парал. 7, 5). Вообще же Соломон приносил неопустительно множество жертв три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей, помимо жертв, требуемых установлениями закона на каждый день, а также в субботы и новомесячия. Обильные жертвы были приносимы, впрочем, и другими благочестивыми царями, например, Давидом ( 2Цар. 6, 13 ), Иосафатом (2 Парал. 17, 4), Иоасом, Озиею и Езекиею (2 Парал. 29, 32, 33). Возвратившиеся из плена Вавилонского иудеи, празднуя освящение новоустроенного храма в Иерусалиме, при всей скудости своей принесли в жертву Богу сто волов, двести овнов, четыреста агнцев, двенадцать козлов за грехи всего Израиля по числу двенадцати колен Израильских ( 2Ездр. 7, 7, 8 ). Даже Ирод, по свидетельству Иосифа Флавия 1 , в день торжественного освящения реставрированного им храма Иерусалимского принес в жертву Богу триста волов; а сколько животных было принесено тогда в жертву частными лицами, – этого, – говорит Флавий, определить нельзя, по причине необычайно великого количества закланных животных. Есть указание, что иногда в праздник пасхи в Иерусалиме было закалаемо до 260000 агнцев 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Местом собрания народа, по ст. 1, послужила площадь перед Водяными воротами (ср. Неем. 3:26 ). В ( 2Ездр. 9:38 ) местом собрания народа представляется пространство пред восточными воротами храма. Если Водяные ворота отождествлять с нынешними Золотыми, то, значит, местом собрания была площадь между Золотыми воротами и восточными воротами храма, ведшими во внешний двор. «И сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу Закона Моисеева». Таким образом, инициатива изучения закона исходила от самого народа, и Ездра мог теперь приступить к осуществлению цели своего прибытия в Иерусалим с надеждой на успех. Неем.8:2 .  И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; Из ст. 2 видно, что в собрании присутствовали не только мужчины и женщины, но и дети. Последние разумеются в замечании: «всех, которые могли понимать». «В первый день седьмого месяца» – первый день седьмого месяца издревле был большим праздником ( Лев. 23:23–25 ; Чис. 29:1–2 ); вероятно, поэтому и собрание было назначено на этот день. Неем.8:3 .  и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Чтение Ездрой книги закона продолжалось «от рассвета до полудня», т.е. 6–7 часов. Из дальнейшего повествования видно (ст. 4–8), что не было чтение непрерывное: оно прерывалось теми толкованиями, которые присоединяли левиты к прочитанным отделам. Неем.8:4 .  Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам. Как видно из ст. 4, Ездра читал закон, стоя на деревянном возвышении, сделанном для данного случая (евр. Laddabar – «для этого дела», рус. «для сего»). На этом возвышении рядом с Ездрой стояли также – 7 мужей по левую сторону и 6 по правую. Вероятно, это были священники, присутствовавшие в качестве свидетелей. По крайней мере, по ( Неем. 3:4, 6, 11, 14, 21–25 ) названные в 4 ст. лица выступают, как принадлежащие к священническим родам. Возбуждает недоумение то, что во время торжественного чтения закона отсутствовал первосвященник. Бертолет объясняет это состоянием первосвященнического дома, – именно сильным омирщвлением его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первенство в искусстве виноделия принадлежит праведному Ною, на собственном опыте испытавшем свойства и силу действия вина. Опьянев от вина, он сначала потерял сознание и стыд ( Быт. 9:21 ), а когда истрезвился осудил свой поступок и поступок сына своего, во всеуслышание объявившего о срамоте отца своего и подвергшего поруганию и осмеянию того, кто достоин был всяческого извинения и снисхождения. Ведь праведный Ной «подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употребления вина», 312 ибо до потопа не было у человечества никакого опыта в употреблении вина. Уже впоследствии, из опыта люди узнали силу вина. Узнали, что оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом; и всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не помнит никакой печали и никакого долга ( 2Ездр. 3:18–20 ). Всего этого Ной не знал еще до вкушения вина. Не знал он и того, в каких случаях и в какой мере надобно принимать его. Только впоследствии люди поняли, что вино способно веселить сердце человеческое ( Пс. 103:15 ) и поэтому советовали давать его огорченному душой ( Притч. 31:6 ). Узнали и о его укрепляющих свойствах для телесного организма (Песнь Песней. 2:5) и стали предписывать его употребление в качестве вспомогательного средства органам пищеварения ( 1Тим. 5:23 ). Узнав же о горячительных свойствах вина ( Ис. 5:11 ), начали пить его во время холодов, чтобы не замерзнуть, 313 а так же в старости для возбуждения энергии охладевающего организма. 314 Из опыта так же поняли, что претерпевающим вар и зной лучше употреблять воду, как то показал Господь, источив для жаждущих в пустыне именно такой напиток ( Числ. 20:7–11 ). Выяснили и то, что к пылу юности присоединять жар горячительной жидкости, значит разжигать и без того горящую печь. Поэтому еще неопытную в этом деле юность стали опасливо предостерегать от неумеренного употребления вина, говоря: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» ( Еф. 5:18 ). Гибельное влияние вина на юности проявляет себя в разлитии чувственности, которая начинает литься через край стыдливости, выливаясь в блудные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

После приведенных слов Христа Спасителя и Его св. Апостолов о богодухновенности, полезности и необходимости принятия для спасения ветхозаветного Писания отрицать его могут только люди «заблуждающиеся», «несмысленные» и «медлительные сердцем, чтобы веровать», каковы наши сектанты. 5) Здесь запрещается прибавлять что–нибудь к Второзаконию Моисея простым людям, не получившим от Бога откровения. Святые же Божьи, получая откровение от Бога, записывали Его волю в священные книги и прибавляли их к книгам Моисеевым. Так поступили, как мы уже знаем, Иисус Навин (гл. 24:26) и Самуил ( 1Цар. 10:25 ), так поступали и другие пророки, «движимые Духом Святым». Что же касается неканонических книг, то хотя Церковь не считает их богодухновенными, а только назидательными, но никто не имеет права отвергать их пользу для научения христиан после того, как ее признала сама Церковь , хранительница св. Писания, и предложила своим детям читать их для пользы их душ. Вот почему наряду с книгами каноническими упоминаются, как полезные для чтения, и неканонические в 85 Правиле св. Апостолов и в 33 Карфагенского собора (318 г.). Сами св. Апостолы в своих посланиях пользуются не только каноническими, но и неканоническими книгами Ветхого Завета. Так, напр., слова ап. Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (гл. 1:13) – очевидно, взяты из следующего места книги Иисуса Сына Сирахова: «Не говори: «ради Господа я отступил», ибо что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном» (гл. 15:11–12). Слова ап. Иакова: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (гл. 1:19) – взяты тоже из следующего места книги Сираха: «Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ» (гл. 5:13). Следующие слова двух книг, канонических и неканонических, совершенно сходны: «И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» ( Руфь 2:20 ). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир. 7:36 ). Срав. Рим. 1:18–23 и Прем. Сол. 13:1–10; Сир. 18:1  и Откр. 15: 4 ; 2Ездр. 4:28  и Быт. 2:24 ; Мф. 19:5; Еф. 5:31  и др. Следовательно, не считая книги неканонические богодухновенными, христиане, по примеру св. Апостолов, могут пользоваться ими, с мудрой осмотрительностью, для своего назидания, как книгами полезными и разрешенными св. Церковью для чтения и назидания верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Сир. 19:2 . Вино и женщины развратят разумных. Сир. 26:10 . Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. Сир. 31:29 . Против вина не показывайся храбрым, ибо многих погубило вино. 2Ездр. 3:18, 23 . О, мужи! как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, вьющих его. Оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом. И всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не понимает никакой печали и никакого долга. И когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям, и скоро обнажают мечи. А когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали. Ис. 5:11, 12 . Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры, и до позднего вечера разгорячают себя вином. Ис. 5:22 . Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток. Иоил. 1:5 . Пробудитесь, пьяницы, плачьте и рыдайте, все пьющие вино. II. Мнения о пьянстве древнего и нового мира Свв. отцы и учители церкви Св. Василий Великий . Как вода противится огню, так вино потопляет умные мысли. Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды. Св. Иоанн Златоуст . Дьявол никого так не любят, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия. Пьяный жалок более мертвого: тот лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла, а этот способен делать зло. Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей вине беснуется. Св. Григорий Богослов . Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум. Вода – прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум. Климент Александрийский . Всякий человек, напившись вина, делается раздражительным, ослабевает умом, бывает многоречив. Блаженный Иероним. Ни один вулкан не бушует с такой силою, как вино в пьяном человеке. Ефрем Сирин. Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, что не должно, богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам, потому что упоение омрачило у него ум. Древние русские писатели

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

(4) Вторая Книга Ездры (второканоническая) в значительной своей части параллельна 2Пар.35 слл.; Ездр.1–10 и Неем.8 . Если бы было доказано, что этот текст представляет собой фрагмент большего по объему произведения, то это свидетельствовало бы о первоначальной связи Пар с рассказом о Ездре (K.F. Pohlmann). Однако литературные особенности и интенция 2Ездр.прояснены настолько слабо, что для дискуссии о «хронистической истории» из 2Ездр.не проистекает никаких аргументов. Скорее всего, речь идет о компиляции из 1/2 Пар и Ездр./Неем, в которой рассказывалась история от конца государства Иуды и Храма, ставшего следствием непокорности народа (ср. 2Ездр.1:22 ) до восстановления Храма и признания Торы (см. ниже, D.IX). Новейшие исследования склоняются к тому, чтобы взять за основу неоспоримое свидетельство раздельного существования в традиции Пар и Ездр./Неем. и объяснять сходства с помощью более открытых моделей, нежели модель первоначально единого произведения (ср. W. Johnstone; Th. Willi). Либо предполагается, что это были два произведения одного автора или одного круга авторов, либо предпочитают говорить о литературной зависимости (Ездр./Неем. как источник Пар) и вторичных редакционных уподоблениях (см. ниже, 2.4). 2.2 Вид текста-оригинала (книг Самуила и Царей) Основным текстом, легшим в основу 1/2 Пар, были книги Самуила и Царей в версии, отличной от масоретского предания и близкой к текстовой традиции, засвидетельствованной кумранскими находками (4QSam); к той же версии восходит и версия Пар в LXX. При этом текст Книг Царей, легший в основу сочинения хрониста, отличался от масоретского, по-видимому, не так сильно, как это было с текстом Книг Самуила. Поэтому при синоптическом сопоставлении необходимо обращать внимание на то, что не всякое отклонение Пар от 1–4 Цар можно считать сознательным изменением, восходящим к хронисту и содержащим в себе определенную, подлежащую оценке тенденцию. 2.3 Использование внебиблейских источников? Постоянно утверждалось, что в основе самостоятельного творчества хрониста лежали какие-то внебиблейские источники. В связи с этим нужно проводить тщательное различие между двумя проблемами: с одной стороны, это вопрос о переработке внебиблейских текстов, а с другой стороны, вопрос о значении многочисленных прямых ссылок на источники, имеющихся в Книгах Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

В «модели блоков», предложенной Ф. Кроссом, различаются три ступени. Пар 1 , включает в себя 1Пар.10 – 2Пар34 + оригинал 2Ездр.1:1–5:65 (= 2Пар.34:1 – Ездр.3:13 ); этот текст, созданный в целях легитимации династии Давида, датируется временем до 520г. до н.э. Пар 2 добавляет к этому рассказ о Ездре в его старшей версии (включая Неем.8 ), а кроме того, арамейский текстовой блок Ездр.5:1–6:19 и рассказ о Зоровавеле ( 2Ездр.3:1–5:6 ); эта обработка относится ко времени после миссии Ездры (после 458г. до н.э.) и также носит мессиански-монархический характер. Пар 3 добавляет к этому 1Пар.1–9 и мемуары Неемии, а монархические тексты (такие как 2Ездр.3:1–5:6 ) устраняются из канонического произведения; эта обработка, датируемая временем ок. 400г. до н.э., преследует интересы клерикальных кругов. У «модели слоев» есть различные варианты. К. Галлинг (Galling) различает первое издание хронистического труда (ок. 300г. до н.э.) и расширенное переиздание (ок. 200г. до н.э.), которые, однако, тесно соприкасаются в своем богословии и концепциях. Редактор добавляет в первую очередь данные об организации культа, об отдельных мероприятиях царей и многочисленные речи, а также включает в текст мемуары Неемии. X. Уильямсон (Williamson), со своей стороны, предполагает наличие основного слоя, возникшего ок. 350г. до н.э., и небольших добавлений, носящих просвященнический характер ( 1Пар.15:4, 11, 14, 24, 23–27 passim; 29:29) и сделанных в конце IV в. до н.э. М. Нот и В. Рудольф (Rudolph) – сторонники «модели дополнения»; путем устранения ряда частных добавлений, но прежде всего таких крупных вставок как 1Пар.1–9 и всего комплекса 1Пар.23–27 они реконструируют исходный текст, относящийся к позднеперсидской и раннеэллинистической эпохам. Дополнения, доходящие до времен Маккавеев, не могут быть признаны единым слоем. Т. Вилли, развивая эту гипотезу, предполагает множество частных дополнений, которые все носят культовый характер и отличаются от направленности, присущей основному слою – история династии Давида (ср. M. S æ bø). Недавно Р. Кратц предложил новый вариант модели Нота: основной текст, базирующийся на отрывках из истории царей Иуды 2–4 Цар (со списком 12 сыновей Израиля и родословием Давида, служащими введением), постепенно дополняется путем обращения к этому базовому тексту и другим источникам. «Возникновение Хроники оказывается длительным процессом, содержащим истолкование библейского образца и одновременно самоистолкование Хроники». В дополнениях, согласно Кратцу, критерии базового текста – царство потомков Давида и Тора – становятся как бы все более самостоятельными величинами и приобретают все большее значение. «Таким образом, с литературной и богословской точек зрения Хроника подводит нас к двум Книгам Маккавейским». 2.4.2 Литературно-социологическая гипотеза

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010