Безлетный Сын Ее, находясь в матерних недрах, не отступал в то же время от Седения в недрах Отчих, как Вездесущий [ 30 ]. Чрево Богоматери было пространной палатой Царя и Бога [ 31 ], освященной Церковью [ 32 ], Его не опалил Огнь Божества [ 33 ]. В нем обложенный человеческим образом Девы восседал неописанно Седящий в недрах Отчих, Новый Адам, ради спасения ветхого Адама и его потомства [ 34 ]. Он взял плоть от Пречистой утробы Девы, чтобы ее свыше наздать и очистить от первородной порчи [ 35 ]. По прошествии естественного срока чревоношения Божия Матерь безболезненно родила Спасителя, — бесплотного Бога, обложенного плотью, прозрачную струю бессмертия и жизнь вечную [ 36 ]. Как не изумляться безмужнему рождению Христову от Пречистой Девы! Всенепорочная, не утратив девической славы, обогатилась материнской честью [ 37 ], по страшном рождении Господа сохранилась чистой Девой [ 38 ], родила безмужно Родившегося от Отца предвечно без матери [ 39 ]. Потому Она Дева до рождества, Дева в рождестве и Дева по рождестве [ 40 ]. Из Нее, как бы из невспаханной борозды, изник колос жизни [ 41 ] — Христос Господь. Он оделся одеждой плоти, истканной из чистых кровей Пресвятой Девы, и при исшествии из чрева сохранил целыми знаки Ее девства [ 42 ]. Рожденный Пречистою Богомладенец, — древнейши Адама, — уневестил Себе плоть, торжественно примирив в Своем Лице два естества — Божеское и человеческое. Естества соединились в Нем неслитно и без разделения на два лица [ 43 ]. Спаситель соединил в одном Лице Своем два естества, две воли и два хотения [ 44 ]. Он — Бог плотоносец и пресущественный человек, носитель естества — человеческого и невещественного Божественного. Божией Матерью человеческое существо присоединилось к нестерпимому огню Божества и в Ней как бы испекся сокровенный Хлеб Жизни. Она — вместилище соединения Бога с человеком, светлейшее золота. Чрез Нее Бог явился на земле, и как человек беседовал с людьми [ 45 ]. На Своих объятиях Богоматерь носила Сына, — Недремлющее Око, — Который несказанно весь в Отчих недрах, весь со ангелами и весь с людьми, от Своих сосцов питала Питателя мира [ 46 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

Безлетный Сын Ее, находясь в матерних недрах, не отступал в то же время от Седения в недрах Отчих, как Вездесущий . По прошествии естественного срока чревоношения Божия Матерь безболезненно родила Спасителя, — бесплотного Бога, обложенного плотью, прозрачную струю бессмертия и жизнь вечную . Рожденный Пречистою Богомладенец, — древнейши Адама, — уневестил Себе плоть, торжественно примирив в Своем Лице два естества — Божеское и человеческое. Естества соединились в Нем неслитно и без разделения на два лица . Спаситель соединил в одном Лице Своем два естества, две воли и два хотения . Он — Бог плотоносец и пресущественный человек, носитель естества — человеческого и невещественного Божественного. Божией Матерью человеческое существо присоединилось к нестерпимому огню Божества и в Ней как бы испекся сокровенный Хлеб Жизни. Она — вместилище соединения Бога с человеком, светлейшее золота. Чрез Нее Бог явился на земле, и как человек беседовал с людьми . На Своих объятиях Богоматерь носила Сына, — Недремлющее Око, — Который несказанно весь в Отчих недрах, весь со ангелами и весь с людьми, от Своих сосцов питала Питателя мира . Изложенные литургические мысли ярко показывают, насколько исключительно высоко достоинство Пресвятой Богородицы и Присно девы Марии. В Ее Лице явилось на земле как бы небо, светлейшее и большее вышнего надземного неба. Чрез Нее отверзлось человечеству Небесное Царство и стала доступна людям жизнь в общении с ангелами. Верующих во Христа Она воззывает в рай, облекает в нетление благодатию и отверзает им врата Божией милости.   9. Служение Божией Матери человеческому спасению в Христовой Церкви Предисловие Православное Богослужение многосторонне и подробно освещает значение благодатных влияний Божией Матери в личной христианской жизни верующих. Один богослужебный Октоих содержит 80 Богородичных Канонов, читаемых на Малом повечерии и утрени. Триоди и месячные Минеи имеют свои Богородичные Каноны, положенные на двунадесятые праздники в честь Пресвятой Богородицы и на торжества явления Ее чудотворных икон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Благоразумным рабам не свойственно говорить: " До каких пор? " Этого не говорили ни преславный Иов, ни Петр, ни Павел, много страдавшие, и никто из мучеников. Недремлющее Око знает, что нужно для тех и для других. Неужели ты не жалеешь о том, что таким образом сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2:5), где нет конца наказанию и невозможно перечислить невыносимые мучения в огне неугасимом? Поэтому надобно, насколько зависит от нас, призывать вас к терпению, по крайней мере, ради погибающих и потерявших терпение. Кто торопится видеть смерть грешника, тот не может иметь мира с Богом, а хуже этого нет ничего. Ибо в душевном смятении постоянно находится ищущий того, от чего отвращается Бог, и желающий того, чего Он не хочет. Отсюда сетования, уныние, ропот и прочие плоды нечестия. Скажем же, братья: да будет воля Твоя (Мф.6:10); и еще от сердца: был для Тебя подобен скоту, но я всегда с Тобою (Пс.72:22-23). Умиротворенная таким образом душа будет иметь дерзновение пред Богом, будет готова сто лет терпеть ради Него страдания. Он не поспешит, хотя бы мы и молились об ускорении, и не замедлит, хотя бы мы умоляли о том, но придет тогда, когда это полезно по праведному суду Бога, определившего все прежде сложения мира. Молитесь о нас, грешных, прошу вас, чтобы мы спаслись. Брат ваш и мой Николай приветствует всех. Благодать с вами. Аминь. Послание 49(108). К отцам гонимым Гонимым за Господа духовным святым отцам моим - Феодор, нижайший пресвитер и игумен студийский, - о Господе радоваться. И от одного православного получить письмо в настоящее время, в эти тяжкие дни, а тем более от многих, собравшихся вместе, так же необычно, как зимой найти многолиственную розу. Это весьма приятно моему смирению, так что от самой надписи возрадовался дух мой и исповедал должное Господу, Который и в настоящее Ахавово гонение оставил Себе столь многих мужей, которые не преклонили колен пред Ваалом (3Цар.19:18). Ибо я думаю, что оставшиеся ныне непреклонными числом равны тогдашним. И это не только отличившиеся исповеданием, но и спасшиеся здесь и там, по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли, говоря словами апостольскими (Евр.11:38). Так и вашим обществом красуется треглавая гора, вмещающая вас, как преблаженную славу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, Царство правды, святыни, премудрости, щедрот, человеколюбия, Царство вечное, непреходящее, нетленное. Да царствует же в нас, членах сего Царства, Бог и да свободны будем от всяких страстей и от насилия диавола! Разобрать тщательно бывшую сегодня алчность во время проскомидии при виде маленьких просфир, отчего она сильно одолела меня. Я просфор почти не ем – даю другим, но большею частию сытым людям, – на что им большие просфоры давать? На что угождать им? А главное, зачем смущаться, малодушествовать? Не надо было обращать внимания. До этого довело меня чревоугодие частое, пресыщение, нарушение поста. Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих [ Мф.4:4 ]. Я идолопоклонник: на чрево, на яства полагаюсь, плотскую жизнь, временную, исчезающую полюбил и удовольствия временные, грубые, плотские, как язычник, как эпикуреец, как циник 90 . Да буду я исполнение (полнота) Исполняющаго всяческая во всех [ Еф.1:23 ]. Надо молиться и служить Богу так, чтобы молитва была всякий раз питательна для ума и сердца. Крестное знамение на челе, чреве и плечах для того, чтобы Господь в Троице был и в мыслях, и в чувствах, и во всех делах наших альфой и омегой. Богослужение отрезвляет упоенные житейскою суетою души, врачует, утешает, очищает, просвещает, освящает, укрепляет, обновляет, оживотворяет. Бездну имея грехов, как буду смотреть на чужие грехи и сердиться на согрешающих? Нелепо. На себя буду сердиться за неисправление. 12 декабря. Столетие со дня рождения императора Александра Первого. Предстоит служба в церкви учебного экипажа вместо болящего отца Павла Николаевича Ламанова. Господи! Даждь ми сердце чистое, мирное, свободное, благонадежное, мужественное, неблазненное, непоколебимое, горячее к Тебе, Богу моему, при совершении литургии и потом навсегда. Избавь меня от наветов и козней сопротивника и от лести и мучительства его. Да будет для меня и для всех литургия благотишным пристанищем. Пресвятая Владычице Богородице, носившая на пречистых руках Своих Недремлющее Око и благопреклонительный ко всем призывающим Его Всепослушающий Слух! Яви на мне, о Всеблагомощная, Всевидящая и Всеслышащая в Сыне Твоем, благопромышление и милость Твою и силу Твою: избави меня от наветов и искушения супостата, от лукавства, блазнения, неподобных мыслей и чувств, от смятения, связания вражия, ложного стыда, и даждь чистоту и простоту сердечную, дерзновение, мир, свободу и всяческую благодать, о Благодатная! Буди! Я видел во сне худую, издыхающую, битую, с большим клювом птицу, значит, хищную, – да будет это добрым знамением, да будет подобен этой птице диавол силою Твоею и милостию Твоею ко мне, недостойному. По сердоболию я жалел эту птицу и желал, чтобы она поправилась. Но птицы пусть поправляются, а диавол со своими кознями и мерзостями да не исправится 91 во век, да погибнет во век. Буди! А мы да распинаем плоть свою, в которой он, как в гнезде, живет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 19 в. благодатными проявлениями милости Божией прославились и другие Богородичные иконы –два списка (Рыбинский и Угличский) иконы «Недремлющее Око», названной так в связи с надписью над образом «Аз сплю, а сердце Мое бдит» ( Песн. 5:2 ); празднование в честь иконы приходится на 29 мая. В тот же день с 1859 г. совершается празднование Цесарской-Боровской иконы. 29 июня и 1 октября чествуется одесская святыня – Касперовский образ Божией Матери, названный так по имени помещицы Юлиании Ивановны Касперовой, в доме которой хранилась эта святыня до ее прославления. Касперовская икона защитила свой город от вторжения неприятеля в Крымскую войну. В 19 в. было установлено празднование Звенигородской и Барской иконам Божией Матери и иконе, именуемой Тучная Гора, местное почитание которой началось еще в 18 столетии, с тех пор как в Твери одна молодая женщина, доведенная до отчаяния притеснениями в семье мужа, собиралась покончить самоубийством в пустой бане, но на пути ей явился инок и сказал: «Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и спокойно». Монаха искали и не нашли, а икона была найдена в доме чудесно вразумленной женщины на чердаке. Новоявленным угодникам и прославленным иконам составлялись службы и акафисты. Писались новые акафисты и службы святым, память которых давно уже чтилась Церковью. В 1802 г. иеромонах Ювеналий (Медведский) написал акафист святителю Алексию. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) составил акафисты Покрову Богородицы и Страждущему Спасителю, службу Собору Вологодских святых. В 1814 г. святой Филарет (Дроздов) , еще в сане архимандрита, составил молебствие в память об избавлении России от нашествия галлов. В 1856 г., уже будучи митрополитом Московским, святитель Филарет пересмотрел и исправил Чин архиерейского исповедания и обещания перед рукоположением и Чин присоединения иноверцев. 21. Церковное искусство Святейший Синод неизменно уделял внимание иконографии, требовал не допускать отступлений от иконописного канона при печатании образов. В 19 в. русская иконопись сохраняла зависимость от художественных приемов западной религиозной живописи. Смена стилей – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, эклектика, – которая наблюдалась в светской живописи, отражалась и на священных изображениях, создававшихся часто теми же художниками, которые писали и светские картины. Из художников, посвятивших свой талант преимущественно иконописному искусству, своим высоким мастерством выделялись А. В. Прахов и Самохин. Но помимо того, иконы писали и другие крупные живописцы, известные главным образом своими полотнами со светской тематикой: В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, В. Г. Перов, И. Е. Репин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В день, предшествовавший открытию мощей святого, архиепископ Антоний, собираясь идти в храм возложить на мощи новое архиерейское облачение, почувствовал внезапное расслабление и услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания». Размышляя об услышанном, он открыл ризницу и обнаружил там схиму принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, сказавшей, что скоро эта схима понадобится. Тогда архипастырь понял, что воля святителя Митрофана в том, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставить их в схиме. 13 августа 1861 года, в день преставления другого Воронежского святителя, Тихона Задонского , состоялась его канонизация. Церковные праздники устанавливались в честь икон, прославившихся чудесными знамениями. В 1843 году древняя и ветхая икона Богоматери «Споручница грешных», хранившаяся в старой часовне Николаевского Одрина монастыря Орловской епархии была торжественно принесена в церковь . К образу Богородицы стали стекаться верующие, чтобы помолиться перед ним о врачевании своих болезней и скорбей. По молитвам матери перед иконой получил исцеление расслабленный мальчик. Во время холеры многие из больных исцелялись предстательством Споручницы грешных. В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этой иконы, который прославился цельбоносным мироточением. Этот список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках. Празднество в честь «Споручницы грешных» совершается 7 марта и 29 мая. В XIX веке благодатными проявлениями милости Божией прославились и другие Богородичные иконы – два списка (Рыбинский и Угличский) иконы «Недремлющее Око», названный так в связи с надписью над образом «Аз сплю, а сердце Мое бдит» ( Песн. 5:2 ) празднование 29 мая. В тот же день с 1859 года совершается празднование Цесарской – Боровской иконы. 29 июня и 1 октября чествуется Одесская святыня – Касперовский образ Божией Матери, названный так по имени помещицы Юлиании Ивановны Касперовой, в доме которой хранилась эта святыня до ее прославления. Касперовская икона защитила свой город от вторжения неприятеля в Крымскую войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь. Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами. В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека. В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим. Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В. Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого. Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге. В 1870-е гг. Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт. В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око». В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным.

http://sobory.ru/article/?object=05715

В первой грамоте к Государю, от 1635 года Октября, Александрийский Патриарх писал: «буди ведомо Царствию твоему, что честныя богохранимаго твоего Царствия граматы и дары приняли мы со всякою честию, то что прислано к нам от богодарованнаго твоего Царствия и от блаженнейшего отца твоего и нашего о Христе брата и сослужителя, блаженныя памяти Кир Филарета Патриарха Московскаго и всея Руси; а преставление его великую нам кручину причинило, потому что вам ведомо, что он был верный пастырь Христова стада и еще божественной нашей Церкви был помощник милостивый, и о том все Церкви Христовы приняли великую кручину, услышав блаженное его преставление, и все начали его поминать и записали его в синодик и блажат его день и ночь; но сию кручину твое Царское Величество поставило на радость, когда отписали к нам, что божественным и священным собором, по повелению боговенчаннаго твоего Царствия и первостольнаго преосвященнаго Новгородскаго Митрополита Господина Киприяна, избрали на патриаршество Московское, в великую Церковь , святейшаго Господина Иоасафа, бывшего Архиепископа Псковскаго, мужа разумнаго, праведнаго и честнаго, как и Богом венчанное твое Царствие пишет о нем; мы тому верим и все в нашей области святыя Христовы Церкви, услышав о том возрадовались великою радостию и прославили Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего, великаго и начальнаго Архиерея, что имеет недремлющее око к сей православной Христовой Церкви Московской и не оставил ея быть без патриаршества и, воззвав к себе такого достойнаго светильника, божественнейшего Кир-Филарета отца твоего, на его место поставил Господина Иоасафа. Хотя мы телесно и не были там, но духовно совершили сие законное поставление Святейшаго Иоасафа, любви ради богохранимаго твоего Царствия и для ради любви блаженныя памяти отца твоего Господина Филарета; ибо мы слышали, что он достойный муж и поминаем с иными православными Патриархами, в Апостольской Церкви, и пишем к его Святительству грамату, братски радуясь его по закону возвышению на Патриаршеский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В уши мои [сказал] Господь Саваоф " (Еда вселитеся едины на земли? Услышашся бо в ушесах Господа Саваофа сия. У св. И. Зл. стоит только ст. 9) (ст. 8, 9). Пророк показывает, что они страдают неисцельной болезнью тщетно и напрасно. Так как подобных людей не столько удерживают наказания и мучения, сколько точное знание, что они не воспользуются похищенным, то он угрожает им этим и говорит, что они будут трудиться, мучиться и пользоваться плодами греха, но наслаждения иметь не будут. Недремлющее, говорит, Око не смотри спокойно на такие дела. Словами: " услышашася бо " он выражает не то, будто эти дела теперь только стали известны Богу, но то, что теперь приближается суд и уже наступает воздаяние. " Многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей. " Таково любостяжание! Доставляя предающимся ему большие богатства, оно лишает их прежнего. Это выражает он и здесь, говоря: когда вы устроите великолепные жилища, когда присвоите себе имущества всех, тогда лишитесь и прежнего. Дома будут стоять без владельцев и громче всякой трубы вещать против тех, которые сначала приобрели их грабительством, тогда как увеличившееся запустение будет представляться как бы некоторым трофеем.  Из толкования на главу 11 Книги пророка Исайи И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей . Симмах: и пойдет младенец на пещеры аспидов, и отрок, питающийся молоком, видя василисков, возьмет их руками, и они не обидят его, и не причинят вреда на всей горе святой Моей. Слабые, обитающие среди злых, не будут подвергаться неприятностям от их злобы. Бог дал нам такую силу, вследствие которой их злоба не может вредить нам. Если уколы чародеев и ложные заклинания, которыми они пользуются, могут сделать тела злых зверей невредимыми от ядов, то тем более, вследствие помазания Духа и духовных заклинаний, которыми закляты умы наши, свободны будем от зла мы, когда пожелаем. Таким образом мы не только будем отвлечены от зла, но и будем так сильны, что нам не в состоянии будет вредить злоба других.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Внутренность собора состоит только из двух частей: алтаря и храма. Своды последнего опираются на четыре четырехгранные столпа без капителей и базисов. Чугунный пол, вместо дубового, сделан в 1833 году. Внутренние стены, своды, трибуны и столпы расписаны альфреско, по сырой извести; на первых изображены события из Ветхого и Нового Заветов, Акафист Богородице и чудеса от иконы Смоленския Божия Матери; на последних Св. Благоверные Великие и Удельные Князья Русские, как сыны и поборники Православной нашей Церкви. Заметно поновление этой стенописи в XVIII столетии, кроме фресков, изображающих на правом столпе Иисуса Христа в летах отрочества, возлежащаго на одре; Ему предстоят Божия Матерь и два Ангела, из которых один держит пред Ним крест, а другой – копье и трость с губою; над ними написано красными буквами «Спас недремлющее око, судия живых и мертвых»; 2) на левом столпе: «Не рыдай мене Мати», с подписью: «Снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа.» Стенопись эта произведена в 1666 году, по указу Царя Алексия Михайловича, посланными Иоля 29, из Оружейной Палаты с приставом церковными росписниками: Ярославцами Ивашкою Елизаровым и Федькою Карповым, Костромичами Маркою Назарьевым и Фролкою Леонтьевым, Великоустюжцами Ивашкою Гальцовым и Ивашкою Соколовым 43 . Вокруг столпов, равно на южной и северной стенах, над гробницами Царскими размещены в иконостасах св. образа разной величины; они отличаются древностью и особенностью письма, богатством и затейливостью украшений, состоящих в гривнах или цатах, дробницах, серьгах и ряснах с жемчугами и драгоценными каменьями; иконы сии, по большей части, были у Цариц и Царевен походные, келейные или комнатные и выносные. Между ими на южной стене особенно замечателены: 1. древний пятилистовой, в золотом окладе, образ Святителя Николая поясной, с низменною митрой на голове, писанный крупными чертами, с костоватостию на высоких местах и 2. семи пядей, точный список с Иверския Богоматери, произведенный, как видно из Греческой надписи на полях О. Ямвлихием: в 1648 году. Сия св. икона принесена была в Москву из Царьграда от Парфения Патриарха Цареградскаго и в 1654 году, Мая 15, сопутствовала Царю Алексею Михайловичу в Вязьму, когда он шел войною против Польского Короля. До того святыня сия стояла в Успенском соборе, а по возвращении ее из похода, поставлена в дом Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленской 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010