Некогда пост, крепивши отроков, показал их, как написано, сильнейшими пламенеющего огня. Постись, смиренная душа моя, возжигая в себе любовь к Владыке, чтобы посредством ее можно было тебе избежать геенны, и ею пожечь губительные страсти. Врем веселое поста, тмже чистоты свтовидны, и любв чисты, молитвы свтзарны, и ины добродтели насытившес богатн, свтл крте хртовъ всестый, возрастивый сладость жизни, всхъ чистымъ сердцемъ теб поклонитис сподоби насъ, намъ да и милость. Радостно время поста, потому в избытке наполнившись световидной чистоты и чистой любви, светозарной молитвы и всякой иной добродетели, будем радостно взывать: Всесвятой крест Христов, произрастивший пищу жизни! Удостой всех! нас поклониться тебе чистым сердцем, подавая лам очищение и великую милость. Прокимен, псал. 27, глас 6 Спас гди люди тво, и благослов тво. Спаси, Господи, народ твой, благослови наследие твое. Къ теб гди, воззов бже мой. Буду взывать к Тебе, Господи Боже мой. Чтение из книги Бытия (4, 8–15) повествует о преступлении Каина, обличении его Богом и наказании ему: „глас крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И теперь проклят ты на земле, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; стеня и трепеща будешь ты (ходить) по земле. Прокимен, глас 7, псал. 28 Гдь крпость людемъ своимъ дастъ, гдь блгословитъ люди сво миромъ. Господь дает крепость народу своему, Господь благословит миром людей своих. Принесите гдви сынове Приносите Господу сыны Божии. Чтение из книги Притчей (5, 1–15) предостерегает от ласковости развращенной женщины. „Не внимай худой женщине, ибо с уст развратной женщины каплет сотовый мед: он на время усладит гортань твою, а в последствии будет от нее горче полыни и острее обоюдоострого меча. Удаляй от нее дорогу свою, и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья своего не отдать другим, и лет своих немилосердым. Будешь раскаиваться в последствии, когда станет истаивать плоть тела твоего, и скажешь ты: зачем я ненавидел образование, и сердце уклонялось от обличения; не послушал я голоса вразумляющего, и не преклонял слуха моего к учащему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Суббота . (Евр.1:112; Мк.2:233:5) Приступили к чаше Господней, были на вечери у Господа: слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! Великий ныне день у Господа! Преславное торжество на небе! Нет города, ни села, ни дома, где не было бы причастников. На всем пространстве России, по всему югу и востоку сколько лиц, облеченных в белую одежду оправдания, вкусили жизни Божественной, и преискренно соединились с Господом! Обновилось тело Господне тело Церкви, и облеклось в свойственную ей славу, скрытую от очей человеческих, но видную для очей ангельских. Поклонились ангелы Первородному, когда введен Он был во вселенную в силе Своей: ныне же поклонились Ему потому, что вселенная вводится опять к Нему Самому. Поклонились и воспели: " Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты жезл царства Твоего; Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие " (Пс.44:78) Неделя первая поста (Евр.11:2426, 3212:2; Ин.1:4351) Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны недобросовестно. Припомни, как и почему нарушил, и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: " испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли... посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей,.. с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса... " (Евр.11:3638, 12:12) Понедельник (2-й нед. поста) " Больше всего хранимаго храни сердце твое; потому что из него источники жизни " (Притч.4:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1937...

Евр 4:14–5:6 Неделя 3 Великого поста. Послание к Евреям, зачало 311Б Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться исповедания. Ибо мы не имеем такого первосвященника, который не мог бы сострадать немощам нашим, но Искушенного во всем, подобно нам, кроме греха. Итак да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение пред Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить незнающим и заблудшим, потому что и сам обложен немощью, по причине которой он и должен, как за народ, так и за себя, приносить жертвы о грехах. И человек не сам усваивает себе честь священства, но призываемый Богом так, как и Аарон. Так и Христос не Сам прославил Себя, став Первосвященником, но Сказавший к Нему: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя”; как и в другом месте Он говорит: “Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека”. Он в дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принеся прошения и молитвы Могущему спасти Его от смерти и быв услышан за Своё благоговение, хотя и Сын, страданиями научился послушанию, и, усовершенный, стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного, от Бога провозглашенный Первосвященником по чину Мелхиседека. Евр 4:14–5:10 Святителям. Послание к Евреям, зачало 312 Братья, о священстве Христа надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать, так как вы стали туги к слышанию. Ибо, хотя вы и должны быть, судя по времени, учителями, вы снова нуждаетесь в том, чтобы вас учили первым началам слова Божия, и вам нужно стало молоко, а не твердая пища. Ибо всякий, питаемый молоком, не испытан в слове праведности, потому что он младенец. Для совершенных же имеется твердая пища: их чувства навыком приучены к различению как добра, так и зла. Поэтому, оставив начатки учения о Христе, будем стремиться к совершенству, не полагая заново основания покаянию от мёртвых дел и вере в Бога, учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном. И мы это сделаем, если только позволит Бог. Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и ставших общниками Духа Святого и вкусивших доброго Божия слова, как и сил будущего века, и отпавших, опять обновлять к покаянию, если они со своей стороны распинают Сына Божия и выставляют на позор. Ибо земля, многократно пившая сходивший на нее дождь и рождающая зелень, полезную для возделывающих ее, получает благословение от Бога, а производящая тернии и репейник – негодна и близка к проклятию, и конец ее – сожжение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Евр 4:15.  Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. «Не имамы бо Архиереа, не могуща спострадати немощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве греха». Веровавшие подвергались в то время многим треволнениям искушений. Посему Апостол утешает их, научая, что наш Архиерей не только, как Бог, знает немощь нашего естества, но и, как человек, изведал на опыте наши страдания, пребыв непричастным одного только греха. Зная же, говорит Апостол, сию немощь нашу, Он подает помощь, соответственную оной, и, когда будет судить нас, по сей немощи произнесет и приговор. Евр 4:16.  Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. «Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость и благодать обряшем во благовременну помощь». Владыка Христос, как Бог, по естеству имеет царское достоинство, вечный престол, ибо сказано: «Престол Твой, Боже, в век века» ( Пс 44:7 ), а как человек, «и святитель и посланник исповедания нашего» слышит: «Седи одесную Мене» ( Пс 109:1 ). Сей-то престол божественный Апостол назвал «престолом благодати». Думаю же, что подразумевает и человеколюбие, с каким Христос будет судить. Ибо присовокупил и сие: «да приимем милость и благодать обрящем во благовременну помощь»; потому что, приступая к Нему в настоящей жизни и являя чистую и искреннюю веру, в день Суда улучим человеколюбие. Потом Апостол объявляет и причину священства, почему иные удостаиваются оного, и что прилично архиерею. Евр 5:1.  Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. Евр 5:2.  Могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, по­тому что и сам обложен немощью. Евр 5:3.  И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. «Всяк бо первосвященник, от человек приемлемь, за человеки поставляется на службы яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех», «спострадати могий невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть»: «и сего ради должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи». Апостол сказал: «Не имамы Архиереа, не могуща спострадати немощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве греха». Посему по необходимости присовокупил и сие, научая, что и по закону не Ангел поставляем был священнослужительствовать за людей, но человек за человеков, который имеет то же естество, обложен теми же страстями, знает немощь природы, оказывает снисхождение претыкающимся, подает руку помощи согрешающим, по своим свойствам смотрит и на свойства в ближнем. А посему и узаконено ему приносить жертвы не за народ только, но и за себя,

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

Братья, верою Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараоновой, предпочтя лучше страдать с народом Божиим, чем иметь временное наслаждение грехом, поношение Христово сочтя большим для себя богатством, чем Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. И что еще скажу? Ибо не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, о Вараке, и Самсоне, и Иеффае, о Давиде и Самуиле, и о пророках, которые чрез веру покорили царства, сотворили правду, достигли обетований, заградили пасти львов, угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, обратили в бегство полки чужих. Были женщины, которые получили мёртвых своих воскресшими. Другие же были замучены, не приняв освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиты камнями, перепилены, подвергнуты пытке; умерли, убитые мечом; скитались в овчинах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания: те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и расселинам земли. И все они, получив свидетельство чрез веру, не вступили в обладание обещанным, потому что Бог предвидел о нас нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства. Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса. Потому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса. Евр 11:24–26; 32–12:2 Аллилуия, глас 8: Аллилуия, глас 8 Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху Господа, и Той послушаше их. Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил – среди призывающих имя Его. Стих: Призывали они Господа, и Он выслушивал их. Пс 98:6 Евангелие от Иоанна, зачало 5. Евангелие от Иоанна, зачало 5

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

   Берегись, человек, чтобы с языка твоего не срывались бы лживые слова, потому что за это Господь грозно покарает. Не напрасно предупреждает нас св. Апокалипсис, что всех лжецов сжигают вечные мучения в озере огненном... Аминь. Неделя 6-я по Пятидесятнице: Грех и болезнь    Святое Евангелие повествует нам о множестве чудес, которые сотворил во всей Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос. Но то чудо, о котором мы слышали в сегодняшнем Евангелии, имеет особый характер, почему, между прочим, оно в году читается дважды: один раз — в Великом посту и потом еще раз — в один из воскресных дней (уже не во время поста).    В этом чуде мы видим, как вера человека дает ему силу, мужество и решимость добиться своей цели, если даже встречаются несомненные препятствия.    Один человек заболел болезнью, которая в Евангелии именуется расслаблением (по нашему — паралич), и его друзья решили во что бы то ни стало принести его к Божественному Чудотворцу, о Котором слава гремела уже тогда по всей Палестине. Но когда друзья принесли его к дому, где учил Господь, то оказалось, что нет никакой возможности приблизиться к Нему, потому что Его окружала масса народа. У них была тяжелая ноша — они несли своего больного друга в переносной постели, или на носилках, — и увидели, что им никак к Нему не пройти.    И вот тогда они не остановились перед совершенно необычным средством: поднявшись на плоскую, сделанную из черепицы крышу, они ее разобрали; быть может, хозяева дома особого удовольствия не испытывали, видя это, но они сделали свое дело и таким чрезвычайным способом добились того, что переносную постель, на которой лежал расслабленный, опустили прямо к ногам Спасителя.    Но как назидательно дальнейшее повествование об этом чуде! Евангелист говорит, что Спаситель, видя веру их, говорит расслабленному: «отпускаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). Обратите внимание на слова «веру их» ; не сказано «веру его», т.е. самого расслабленного. Возможно, слова «веру их» относились и к нему, а м. б. и нет, потому что паралич мог его привести в полное расслабление и душевных и телесных сил. У него самого вера могла и поколебаться, м. б. у него и не было твердой веры, но Господь видит «веру их» , тех, кто принес этого больного и свою веру уже доказал своей решимостью и настойчивостью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Братья, Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим не мог поклясться, поклялся Самим Собой, говоря: “Истинно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя”. И так долготерпением Авраам достиг обещания. Ибо люди клянутся большим, и всякому у них спору нерушимый предел есть клятва. Поэтому Бог, желая изобильнее показать наследникам обещания непреложность воли Своей, воспользовался клятвой, чтобы в двух вещах непреложных, в которых невозможно Богу солгать, сильное ободрение имели мы, нашедшие убежище и ухватившиеся за предлежащую надежду, которая для души есть словно якорь, и надежный, и твердый, и проникающий внутрь за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, став Первосвященником вовек по чину Мелхиседека. Евр 6:13–20 И другий преподобнаго ко Ефесеем, зачало 229: И святому Апостол Послание к Ефесянам, зачало 229 Братие, яко чада света ходите: [Плод бо Духовный есть во всякой благостыни и правде и истине:] Искушающе, что есть благоугодно Богови. И не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати. Вся же обличаемая, от света являются: все бо являемое свет есть. Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевающе, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд, но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви. Братья, поступайте как дети света, – ибо плод света во всякой доброте, и праведности, и истине, – испытывая, что благоугодно Господу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но еще лучше и обличайте: ибо о том, что делается ими тайно, стыдно и говорить, но все это, будучи обличаемо, является в свете, ибо все являемое есть свет. Потому сказано: “Вставай, спящий, и воскресни из мёртвых, и будет светить тебе Христос”. Итак смотрите внимательно, как вы ходите, не как немудрые, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Поэтому не будьте неразумными, но постигайте, что есть воля Господа. И не упивайтесь вином, от которого распутство, но будьте исполнены Духа, назидая друг друга псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Еф 5:9–19

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-c...

В жизни встречаются люди благообразные, с красивой внешностью, но с оскверненной душой. И, наоборот, бывают люди с заурядными или даже неприятными чертами лица, но душа у них святая. Внутреннее состояние отчасти отражается на внешности, но кардинально она не меняется. В будущей жизни будет не так: красоту тела определит красота души. У людей святых тело будет сиять благодатью в прямом смысле — своим сиянием оно уподобится солнцу, или луне, или звездам, оно станет прекрасным. Сейчас мы говорим в переносном смысле о том, что у человека светится лицо, когда он счастлив или переживает какое-то возвышенное молитвенное состояние, но в будущей жизни не только лица людей, но и их тела будут светиться в самом буквальном смысле слова. И, наоборот, лица и тела грешников будут темными и издающими смрад. Поэтому каждый день, читая Символ веры и повторяя слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», — мы должны произносить их не механически, а сознательно, понимая, что когда-то будущий век действительно наступит. В это мы не только верим, но, как сказано, «чаем» — то есть надеемся на это, ожидаем наступления этого времени. Празднуя сегодня воскрешение из мертвых праведного Лазаря, мы укрепляем свою веру воспоминанием этого чуда. Веру в будущее воскресение мы должны не просто содержать в уме как некое отвлеченное знание, но и жить ею, понимая, что благодаря нашей жизни, доброй или злой, наше воскрешение будет или «воскрешением живота», или «воскрешением суда» (см. Ин.5:29 ). Аминь. 7 апреля 2001 года НеделяВеликого поста, Ваий. Вход Господень в Иерусалим (Ин., 41 зач., XII, 1–18) За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Евр 9:1–7 21 ноября, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Послание к Евреям, зачало 321А Братья, этим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, пока существует первая скиния. Она есть притча для настоящего времени, согласно которой приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным воздающего служение Богу: это только предписания, относящиеся к плоти, с яствами и питиями и различными омовениями, наложенные до времени исправления. И поэтому Он есть посредник Нового Завета, чтобы после смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных при первом завете, призванные получили обещанное вечное наследие. Ибо, где завещание, там необходимо установление смерти завещателя. Завещание ведь действительно при наличии мёртвых, потому что оно никогда не имеет силы, пока жив завещатель. Потому и первый завет не утвержден без крови. И действительно, когда Моисей огласил по Закону каждую заповедь всему народу, он, взяв кровь тельцов и козлов с водою и шерстью багряной и иссопом, окропил, как самую книгу, так и весь народ, говоря: “Это кровь Завета, который заповедал вам Бог”. И окропил также кровью скинию и все сосуды богослужебные. И по Закону почти всё освящается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Потому необходимо, чтобы отображения того, что в небесах, очищались этими средствами, а само небесное – жертвами лучшими. Евр 9:8–10; 15–23 Вторник 30 седмицы. Послание к Евреям, зачало 321Б Братья, Христос, придя как Первосвященник будущих благ, чрез большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, то есть не этого творения, и не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез собственную кровь, – вошел раз навсегда во святилище, приобретя вечное искупление. Ибо, если кровь козлов и быков и пепел телицы окроплением оскверненных освящает к чистоте плоти, – тем более кровь Христа, Который Духом вечным принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу Живому и Истинному. Евр 9:11–14 Неделя 5 Великого поста. Послание к Евреям,

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение пред Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, способный снисходить к немощным и заблуждающимся, поскольку и сам подвержен немощи; из-за нее он и должен, как за народ, так и за себя, приносить жертвы о грехах. И никто сам себе не присваивает этой чести, но призываемый Богом так, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себя прославил, став Первосвященником, но Сказавший к Нему: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя”; как и в другом месте Он говорит: “Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека”. Евр 4:14–5:6 Аллилуиа, глас 1: Стих: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. Аллилуия, глас 8 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73 , 2А, 12 Евангелие от Марка, зачало 37: Евангелие от Марка, зачало 37 Рече Господь: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю. Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Или что даст человек измену на души своей? Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми. И глаголаше им: аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе. Сказал Господь: Кто хочет за Мною пойти, да отречется от самого себя, и возьмет крест свой, и следует за Мною. Ибо кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мip, а душе своей повредит? Ибо что даст человек в выкуп за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего с Ангелами святыми. И говорил Он им: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе. Мк 8:34–9:1

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010