72. В ту же неделю Иже хощет по мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет Мф.16:24 Надлежало бы каждому христианину, желающему себе вечного спасения, с большим вниманием вслушиваться в ныне прочтенное Евангелие и стараться уразуметь оное; ибо в нынешнем Евангелии Господь говорит нам о спасительном кресте, который каждый из нас должен в жизни нести; говорит о произвольных, но необходимых для нашего спасения страданиях; потому-то и неделя сия третья Великого поста называется: Крестопоклонная неделя. Все мы, по-видимому, сделали для вечного своего спасения: и постились, и молились, исповедью очищали грехи и приносили плоды покаяния – подавали милостыню; казалось бы, что мы все уже сделали; но вот Христос Господь предлагает, так сказать, предназначает нам еще крест: «Полюби крест, христианин, поклонись ты Моему кресту, на котором Я страдал; бери и свой на себя крест и иди за Мною. Ничего лучшего не мог даровать Мне Отец Небесный, по любви ко Мне, как допустить Меня понести крест, пострадать на кресте; ибо крестом только и можно было спасти род человеческий; но такой крест надлежит полюбить и понести и каждому верующему в Меня: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», – сказал Господь. Хочешь ты, христианин, спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, а живи страдальчески; не щади себя, не жалей себя, а со смирением переноси все скорби, в жизни посылаемые; убегая всяких выгод в жизни, всех удобств, всех предприятий, которые доставляют пищу страстям и всякие удовольствия; бегай роскоши, пьянства, всякого широкого и пространного пути для своеволия приятного; а избирай путь узкий в жизни, прискорбный, тесный, страдальческий: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет. Бог всякому человеку, по любви к нему, посылает крест или тяжелый или легкий, но верно всегда спасительный; этот-то крест ты должен понести. Ты не можешь знать, который для тебя крест спасителен, но верно тот спасительнее всех крестов, который посылает тебе Сам Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Но у хозяина (Бога) оказался другой закон, другая справедливость. Он платит людям не только за их труд, но неизмеримо больше за их страдания, мучения. Кто больше перестрадал за день: тот ли, кто весь день работал, ободряясь надеждой на получение возмездия за труды свои или тот, кто до последнего часа изнывал и огорчался от отсутствия работы? На весах Божественной Правды взвесится весь человек, всё его внутреннее состояние и внешние отношения. И там, где это состояние мучительно, скорбно и покаянно, там властно действует милующая любовь Божия. Это мы особенно ясно видим на притче о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ). Сколько мучений пережил этот блудный сын, пока был в стране далёкой? А когда пошёл к Отцу, то, сколько любви встретил у Него? Сын хотел быть только наёмником у Отца, а Отец принял его как возлюбленного сына, У сына никаких трудовых заслуг перед Отцом не было. Наоборот, он промотал всё, что выделил ему Отец. Но сколько же горя, мук, лишений хлебнул этот распутный сын, пока не пришёл в себя? и не пошёл с покаянным Чувством к Отцу. Вот за это-то (за очистительные мучения и глубокие покаяния) особенно и возлюбил его Отец. Вспомните, как огорчён и разгневан был старший сын в момент радостной встречи с младшим сыном. Он (старший сын) так же стал взывать к справедливости и бунтовать, как и наёмники сегодняшней притчи. Вот я столько лет служу Тебе, – говорил он Отцу, – и Ты никогда не дал мне козлёнка.., а для расточителя заколол откормленного телёнка ( Лк. 15:29–30 ). Так часто, братия и сестры, бывает в человеческих взаимоотношениях. Здесь царит справедливость близорукая, однобокая, земная. Всякий из нас ратует за справедливость для себя, поскольку она нам выгодна, забывая о других, а часто и за счёт их. Так, старший брат блудного сына, высказывая Отцу свои личные обиды, совсем не думал о брате, не жалел его и не разделил радость Отца, что (блудный сын) будучи мёртв, ожил, пропадал и нашёлся ( Лк. 15:32 ). Так и наёмники сегодняшней притчи, укоряя хозяина за несправедливую, как и казалось, выдачу зарплаты, думали только о себе, что они де пережили тягость дня и зноя и совсем не думали о тех, кто в течение дня пережил тот же зной и тяжесть, и скорбь от безработицы, более мучительную, чем сама работа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Нет ни одного греха, который бы не покорился и не был бы препобежден силою покаяния или, справедливее, – благодатию Христовою (38,256). Кто отчаивается и не кается, тот потому и остается без исправления, что не употребил врачевства покаяния (38,857). Грешник пусть не отчаивается, и ему еще возможно превзойти даже добродетельных (38,687). Покаяние – целебное и спасительное средство для всякой душевной и телесной немощи (40,917). Покаяние воздвигает душу проклятую, исправляет увечную, исцеляет сокрушенную и делает здоровою израненную (40,983). О покаяние! Ты восходишь от земли на Небо, превышаешь Силы ангельские, приближаешь чрез посредство Духа Божия к престолу Господню, становишься собеседником Бога; ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою (40,983). Но покаяние без милостыни мертво и лишено крыльев, не может окрылиться покаяние, не имея крыла милосердия (33, 373). НЕДЕЛЯ 3-я ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ. Мк. Зач. 37. (8,34–9,1) О СПАСЕНИИ ДУШИ И КРЕСТОНОШЕНИИ Душа есть Божие дыхание, и, будучи небесною, она терпит смешение с перстным (11,240). Здравием для души служит исполнение Божественной воли, равно как и наоборот – отпадение от благой воли есть болезнь души, оканчивающаяся смертью (14,433). Что может человек найти столько ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно – равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это Святая и Многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую он пролил за всех нас (1,308). Для того Пришествие Христово во плоти, предначертание Евангельских правил жизни, для того страдания, Крест, погребение, Воскресение, чтобы человек, спасаемый через подражание Христу, восприял древнее оное сыноположение. Посему для совершенства жизни необходимо подражание Христу, то есть не только показанными в жизни Христовой примерами негневливости, смиренномудрия и долготерпения, но и смерти Христовой (3,239). Кто от всего сердца не возымеет ненависти к тому, что свойственно вещественной и земной плоти, и ко всем ее движениям и действиям, и ума своего не восторгнет горе к Отцу всех, тот не может получить спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Рано или поздно мы все окажемся на Суде . Но ведь в этом отрывке Евангелия речь идет о суде, который человек должен произвести над собой прямо сейчас. Это же страшно. И рассуждения что лучше сделать это не откладывая, чем потом мучиться и пытаться что-то исправить — это ведь рассуждения. А нужен поступок. Сложно найти в Евангелии слова, обращенные к человеку, которые были бы жестче, чем эти — отвергнись себя. Готовы ли мы к этому? Вообще возможно ли это? В принципе, нет. Но здесь важно обратить внимание на контекст. Когда Христос произносит эти слова? После того, как кормит четыре тысячи человек семью хлебами. Он посетовал на то, что этим людям далеко возвращаться домой, а они, бедные, голодны — и потому совершил чудо. Он показал этим людям Свою любовь. И получается, что Тот, Кто требует от тебя взять свой крест и пойти за Ним — это Тот, Кто тебя бесконечно любит, Кто способен на чудо. Нам даруется чудо, и мы должны ответить тем же — нарушением обычной, эгоистической логики. Это ведь чудо — приход человека к безусловной вере . Помню, как в юношестве, думая о кресте, я недоумевал: как символом христианства может стать такой жесткий образ – крест. Это ведь средоточие страданий и боли! Но если чувствуешь эту любовь, тебе становится понятно и… не страшно. Крестопоклонная неделя — это середина Великого Поста, Четыредесятницы. Здесь тоже прекрасная символика. В центре Поста, как и в центре всей жизни христианина, оказывается Крест. Ты на перекрестке. И снова, когда читается Евангелие, Господь адресует эти слова именно тебе: ты готов или не готов? Или — или. Как я пытался расстаться с прошлым Что значит этот выбор? Что значат слова Христа отвергнись себя ? Что значит — возьми крест свой ? Как это применить к собственной жизни? Я задавал вопросы и себе, и священникам о том, как на практике должно реализоваться мое «отвержение себя». Был такой момент, когда у меня была готовность бросить все и уехать жить в деревню рядом с Оптиной. И семья меня поддерживала. А отцы, которые всегда с таким теплом относились ко мне, очень мягко всегда что-то объясняли, в этом случае вдруг очень жестко мне ответили, чтобы я, как говорится, даже не рыпался. Видимо, мне такой путь не подходит. Видимо, я все-таки исходил из желания личного комфорта, удобства, из гордыни. Интересно, что и мой учитель в миру, большой музыкант, тоже очень резко на это отреагировал. Не в смысле «не уезжай, ты нужен здесь», а напротив — «кто ты такой, чтобы обсуждать этот вопрос»? В моей ситуации, действительно, было бы очень просто — бросить Москву, перечеркнуть старую жизнь и начать новую, с чистого листа. А в Москве, в тех же обстоятельствах, в которых ты жил раньше, идти за Христом труднее. Но значит это наш крест, это наш путь, значит мы будем здесь жить, радоваться, созидать, реализовывать творческий потенциал, который дан нам Богом.

http://foma.ru/evangelie-krestopoklonnoy...

Постное письмо 19. Предчувствие Пасхи Почему Крест утешает? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем 19 марта, 2017 Почему Крест утешает? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем «Столько силы и бодрости, вливающейся в душу от одного взгляда на Крест! Почему Крест утешает? Почему даёт силы жить? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем, и всё равно смотри, жадно смотри, счастливо смотри и удивляйся!» Архимандрит Савва (Мажуко) в очередном письме читателям «Правмира» рассказывает о богословии Креста. Архимандрит Савва (Мажуко) Крестопоклонную неделю Великого поста иногда называют средопостной , потому что хронологически это, действительно, середина поста. По традиции эта неделя считается строгой, и некоторые уставы советуют соблюдать её по образцу первой недели. В субботу на всенощном бдении в канун Крестопоклонной в храмах совершается красивейший обряд выноса Креста. Перед вечерней службой Крест, украшенный цветами, кладётся на Жертвенник в алтаре, и священники с тихим пением и каждением переносят его на Престол. Тут Крест лежит всю службу, так что в некоторых храмах перед Крестом даже ставят красивую лампаду. То, что Крест находится всю службу на Престоле, влияет и на ход богослужения. Например, священники не выходят на полиелей для помазания, как это принято на обычной службе. Они не оставляют Крест и не покидают алтарь. Самое интересное происходит в конце службы. Во время пения великого славословия, настоятель в полном облачении совершает каждение вокруг Престола и кладёт три земных поклона. Как только начнется пение «Святый Боже», батюшка снимает Крест с Престола и, держа его над головой, выносит из алтаря. Обычно Крест несут через северные двери алтаря, обнося вокруг Престола, и проносят через весь храм, так, чтобы вернуться к Царским вратам перед иконостасом, где священник, поднимает Крест и говорит «Премудрость прости». Это старинный возглас, которым привлекается внимание молящихся к особо торжественному моменту богослужения. Современную версию этого возгласа можно услышать на архиерейской службе, когда протодьякон подсказывает священникам: «Отцы, молимся!», что не означает, будто до этого отцы не молились. Дьякон указывает момент, когда батюшки должны одновременно перекреститься и сделать поклон, чинно и красиво.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-19-predc...

Жизнь христианская не может быть половинчатой. Она не может быть – время он времени. Она не может быть – иногда. Она может быть только постоянным движением к Богу, как бы это ни было трудно. Каждый из нас в своем приближении к Богу обязательно должен обновиться, обязательно должен преобразиться, как преобразился Господь на Фаворе, показав апостолам истинный свет невечерний, свет неприступный, на который апостолы не могли смотреть, но который явился славой Его благодати. Это же преображение жизни должно произойти с каждым из нас. Каждый в своей христианской жизни должен пройти этим путем и быть не просто хорошим порядочным человеком, не делающим никому ничего плохого, а человеком, который живет божественным смыслом, который живет вечностью, который полагает свою жизнь всегда, каждый день и час, использовать на поиск приобщения к Богу, на поиск пути: как жить таким образом, чтобы Господь вошел в меня, чтобы было такое место в моей душе, которое было бы способно  соединиться с Богом и никогда от него не отделяться. Аминь. Неделя 3-Я Великого Поста, Крестопоклонная (1) ( Мк.8:34 -9:1 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Евангелие, которое всегда читается в третью, Крестопоклонную, неделю Великого поста, говорит о том, как следовать за Христом: Кто хочет за Мной идти, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее… ( Мк.8:34-9:1 ). Невозможно слушать эти слова без внутреннего содрогания. Они, действительно, как меч, пронзают человеческую душу и страшат. Кто может эти слова принять? Кто может отвергнуться себя, жизнь свою перечеркнуть до конца и пойти за Христом так, как Он велит? Кто может выслушать эти слова и сказать: да, я готов все погубить ради Христа и Евангелия, чтобы не отречься от Него. Это очень страшные слова. Страшнее только то, что говорится о распятии Христовом. И вот перед нами лежит Крест Животворящий. В сегодняшний день мы этому Кресту поклоняемся, как бы принося эту клятву, что да, мы идем за Тобой, готовы себя отвергнуться до конца, готовы всю жизнь нашу забыть ради Тебя, погубить ее и не постыдиться Твоих слов. Готовы ли? По настоящему ли это так? Действительно ли мы так хотим жить со Христом? Действительно ли мы так можем?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

«Крест – красота Церкви» – да будут эти слова нашим исповеданием веры, сердцем нашего Великого поста. Да будет дано нам узнать благодатно эту тайну. Мы нуждаемся в ней. Кто из нас, слушая сегодняшнее Евангелие, может сказать, что он свободен от страха крестных испытаний? Потому надо, чтобы Господь открыл нам красоту Креста. «Возьми крест свой», – говорит Господь. Этот крест научит нас различать между скорбями, которые мы претерпеваем, и злом нашего греха. С одной стороны, все наши скорби – наши болезни душевные и телесные, наши трудности отношений друг с другом, все наши поражения и беды. Сила Креста дает нам мужество противостоять окружающему нас распаду жизни. Благодатью Креста мы должны исцелять эти раны, личные, общественные, любые. Ибо Отец наш, сущий на небесах, хочет, чтобы мы были живыми. Но в то же время мы должны терпеливо переносить эти скорби. И в этой красоте Креста – наша сила. Потому что эти раны, какими бы они ни были, касаются ли они нашего здоровья или нашей страны, или всего мира, – уже не наши. На Кресте они становятся ранами Самого Господа. В этом Божественное сияние красоты Креста: Он любит нас до принятия на Себя наших ран. И с Ним наше переживание скорбей обретает иной смысл, они – в свете силы Его любви. Но Евангелие, Благая Весть, которую мы слышали сегодня, идет дальше. Речь идет о следовании за Господом до смерти. Это наша каждодневная жизнь. Но чтобы следовать за Ним, каждый призван взять свой крест, то есть отвергнуться себя. Мы понимаем, что это не просто противостояние скорбям или терпеливое перенесение их. Взять свой крест – значит коснуться самого корня страданий и смерти, в которых лежит наш мир. Речь идет о нашем неприступном сердце. Отвергнуться себя – значит сказать «нет» тому, что является в нас смертельным ядом, – нашему собственному, без Бога, суждению, нашей собственной любви, нашей собственной воле. Мир исполнен безумия, и мы вместе с ним. Мы думаем обрести нашу жизнь, исходя из нашего «я», замкнутого на себе, в то время как, поступая так, мы теряем ее. Божественная красота Креста открывает нам, что, только повернувшись спиной к своему суждению, к своей любви, к своей собственной воле, то есть обратившись к Тому, Кто не принадлежит Себе, Кто предает всего Себя мне, я могу обрести жизнь, которая нашла меня и возлюбила меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

26.03.2022 #Выстоять или прожить с игуменом Силуаном #крест #Крестопоклонная неделя new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Сегодняшнее воскресенье, третье воскресенье Великого поста , посвящено Кресту Господню . Изнесение Древ Святого Креста… Но, как мы с вами уже говорили, это скорее монашеская память — в середине Великого поста предлагать Крест как поддержку христианам, и этому посвящены песнопения дня. А помимо Креста нас еще поддерживает евангельское чтение от Марка в этот день. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8:34). Очень важно здесь правильно расставить акценты. Потому что если мы будем воспринимать слова Христовы буквально, то мы никогда их не выполним. Что значит «отвергнуться себя»? В первую очередь — себя как мерила всех вещей. Своей гордыни, своей самости. Себя как абсолютного критерия, по которому мы меряем все вокруг. В принципе, каждый из нас довольно успешно учится бороться с самим собой. И это только идет нам на благо. С утра мы хотим поспать, но усилием воли за шкирку снимаем себя с кровати и гоним на работу, или учебу, или еще куда-то. Иной раз хочется что-то свое сделать, но если есть какой-то общественный долг или другая забота, то мы стараемся это сделать, хотя это нам неудобно и неприятно. Пожалуй, это самые яркие и классические примеры, как нужно отвергаться себя в евангельском смысле слова. Это не значит, что нужно обрубить свою самость, свою индивидуальность, это не значит, что нужно себя затюкать и быть не собой. Нет, конечно же, это значит, что мы не должны из эгоистических соображений выстраивать свою жизнь и жизнь вокруг себя. Тогда становятся понятнее слова про Крест. Если ты готов отказаться от себя как мерила всех вещей, тогда ты открываешься для других людей. И это довольно тяжелое открытие. Несение немощей друг друга сравнивается с Крестом. Нести крест — не просто тянуть судьбу, коптить воздух ропотом. Нести свой крест — это радоваться своей жизни, радоваться людям, которые приходят в нашу жизнь. Стремление побуждать себя к оптимистическому взгляду на жизнь, особенно тем, кому это сложно. Например, тем, кто ухаживает за престарелыми больными. Это и есть нести свой крест.

http://blog.predanie.ru/article/preobraz...

торжество. И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши, привычные оценки ложны. Во вчерашней службе читался отрывок, молитва, где говорится о том, что Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните, как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, кто умирает, т.е. невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда засудила на смерть невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и Невинный погибает, понял, что он осужден справедливо, что если и невинный может погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение, эту милость Бог ему обещал — и даровал. Действительно, поистине, кающийся разбойник в тот же день оказался со своим Спасителем в раю. Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой надеждой. Но, вместе с этим, почему мы должны последние недели Поста провести вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями нашими, над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и могли быть с Ним в ликовании победы и в ужасе поклонения такой непостижимой Божественной любви. Аминь! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/nedelya-3-ya-velikogo-...

Апостол Павел пишет, что любовь «не ищет своего» (1 Кор.13. 5). А мы иногда, вроде внешне выполняя хорошее дело, подспудно думаем, что нам за это будет. Но если мы, сделав доброе дело, ищем себе награды, то мы ее и получаем, здесь, на земле. Это важно помнить, например, когда мы творим милостыню. Ведь когда мы делаем добро напоказ, то мы уже получаем свою награду в форме одобрения других людей, но там, для неба, это ничто. – А люди, в силу своей слабости, все же в отношениях с Богом «ищут своего». Наверное, именно поэтому пробным камнем нашей веры становятся испытания. Они могут казаться и жестокими, и несправедливыми, и хочется спросить: «За что?» – А испытания не «за что?» и не «почему?», они «для чего?» Это не наказание. Для верующего человека это один из путей духовного совершенствования. – Как говорится, «по спине и крест». – Есть красивая притча о человеке, который возроптал на Бога: «Господи, за что мне такой крест? За что Ты посылаешь мне такие испытания?» И Бог перенес его в то место, где находились те кресты, которые люди несут по жизни. Вначале он увидел великолепный большой золотой крест, подошел к нему и даже не смог его приподнять, настолько тот был тяжелым. Потом смотрит, стоит изящный витиеватый крест из благородного металла. Он поднял его, сделал два шага, но крест впился ему в плечо острыми концами. Так он долго ходил, выбирая, но ни один ему не подошел. И вот наконец он увидел маленький серый крест, стоявший вдалеке, подошел, примерился, взвалил на плечо, и крест прямо лег ему по спине. И человек говорит: «Вот, Господи, вот этот крест я хочу нести». А Господь ему: «А что же ты ропщешь, это твой крест и есть». Мы часто начинаем сравнивать, не зная тяжести креста, который несут другие. И в результате впадаем или в зависть, или в уныние. И неслучайно в самой середине Великого поста есть Крестопоклонная неделя, когда в центр храма выносят крест Господень. Именно в середине поста, когда люди начинают изнуряться, унывать, когда у них возникают искушения. И вот тогда Крест Господень, стоящий в центре храма, укрепляет их. Взирая на него, на подвиг Христа, верующие начинают соотносить себя не с соседом, не с ближним, а со Христом, соизмеряя свое существование с Богом.

http://pravmir.ru/lyubov-ne-myslit-zla/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010