В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются «кресты»: подходит «Крестопоклонная». «Кресты» — особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки «креста» — вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи — в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий Пост, а все-таки облегчение для души, «кресты»-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки. «Крестопоклонная» — неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, — «су-губый», — Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, — гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые «пестрые», — поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце — а на заедку всегда «кресты»: помни «Крестопоклонную». «Кресты» делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает — «а это гвоздики, как прибивали Христа мучители злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и…» — и вминает веселые малинки. А мне думается: «зачем веселые… лучше бы синие черничники!..» Все мы смотрим, как складывает она «кресты». На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие «кресты», будто они из лапки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали! И еще наставлял Горкин: – Вкушай крестик и думай себе — «Крестопоклонная», мол, пришла. А это те не в удовольствие, а.. каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит. Как и в Чистый Понедельник, по всему дому воскуряют горячим уксусом с мяткой, для благолепия-чистоты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

На воскресном бдении Евангелие не должно читаться на середине храма; оно всегда должно читаться в алтаре. Лишь потом, во время чтения 50-го псалма, оно должно износиться на середину храма, священник должен держать его на персях и братия должна по двое подходить и целовать Евангелие. У нас все это происходит по-другому. А вот в этот день Евангелие читается так, как должно быть по Уставу, древний чин в этот день удержан. Наконец, когда приходит время пения Трисвятого, в конце великого славословия, то старший священник, держа Крест на главе, исходит через северные врата в сопровождении других священнослужителей, свещеносцев, дьяконов, и стоя в Царских вратах, возглашает: «Премудрость, прости». И здесь трижды поется тропарь Кресту: Спаси, Господи, люди Твоя. Крест полагается на середине храма и совершается особенное поклонение Кресту: сначала поется тропарь 6-го гласа «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Потом все находящиеся в храме должны подойти и поклониться Кресту при пении особенных стихир: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...» и пр. И затем поются те стихиры, которые мы слышали на Крестовоздвижение. В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен». Так является несоединимость величия Божия и того уничижения, которое мы видим. После поклонения Кресту воскресная всенощная кончается своим чередом: ектеньи и обычный конец. Надо сказать, что с седмицами и неделями Великого поста получается некая трудность со счетом. Обычно мы привыкли, что неделя, – воскресный день, – начинает седмицу. Так, например, глас начинается в неделю и действует всю седмицу. А в Великом посту получается сложнее. Сначала проходит первая седмица, а потом бывает первая неделя, т.е. первое воскресенье. Проходит вторая седмица, потом бывает вторая неделя. Счет недель и седмиц идет по другому, чем в обычное время. Однако нельзя сказать, что обычная логика строения седмицы не действует в Великом посту. Неделя, т.е. воскресный день, воскресная литургическая память, конечно же, имеет влияние на ход седмицы. В некоторых седмицах это заметить сложнее, но на Крестопоклонной это совершенно ясно. Надо сказать, что такое двойственное положение воскресений, возможно, определено положением первого дня Пасхи, к которому ведет вся Страстная и за которым следует Светлая седмица, составляющая с днем Пасхи как бы один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господи, прости нас, грешных, за наше лукавство, за наше нежелание исполнять волю Твою, за то, что мы не умеем видеть Тебя в искушении и болезни, в трудной обстановке. Конечно, мы не думаем, что Бог посылает болезнь, что Бог посылает искушение. Но Он попускает нам оказаться в трудных обстоятельствах, чтобы душа наша ковалась, чтобы она становилась крепче, чтобы наша верность Ему в испытаниях укреплялась. Недаром говорили люди в старину про того, кто оказался в трудных обстоятельствах, что его посетил Господь… Господи, прости нас, грешных… 8 марта 1987 Господи, прости нас, грешных! Неделя Крестопоклонная Сегодня неделя Крестопоклонная. Прошло уже три недели Великого Поста, и мы стараемся за это время остановиться, задуматься, опомниться, вернуться к себе как после долгого блуждания. Человек может жить, не думая о жизни, как будто его несет волна, несет река. И Великий пост — это как бы остановка: остановись, загляни в свою совесть, просмотри все, что было. Нам для того и дан разум, чтобы мы могли взглянуть в свое сердце, потому что чувства наши не всегда нас учат понимать, отдавать отчет в жизни. Больше того, чувства наши — это и есть то место, где зарождаются все грехи. Большая часть грехов происходит от того, что разум и совесть спят, сознание наше спит, живем так, как трава растет. Сегодня мы призываем свою совесть, свой разум стать перед лицом Бога. Это не всегда легко — но перед нами Священное Писание, мы его открываем и начинаем снова — по азам, по азбуке, с самых первых шагов, как будто мы с вами только–только духовно родились — и все начинаем сначала. Святые отцы недаром называют покаяние вторым крещением. В самом деле, нас крестили когда–то по вере Церкви, во оставление грехов, чтобы мы были очищены перед Богом. Но по нашей вине многое темное вернулось к нам опять. Крещение не зачеркнуто, но как бы замутнено, и мы уже не те омытые, которые были в первый момент перед Господом. Поэтому, зная о нашей немощи, Господь всегда нас ждет, как в притче о блудном сыне отец ждал своего неблагодарного сына. И сегодня мы к Нему возвращаемся, открываем слово Божие, чтобы понять: что же мы сделали? Перед чем мы виноваты?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Христианство, возвеличив человека («ты не пыль, “нас ради человек и нашего ради спасения” Бог сам стал таким, как ты») одновременно его и унижает («забудь о самосовершенствовании и самоспасении, ты, сотериологический неумёха»). Успехи йогов, жрецов и толкователей отодвинуты в сторону. Никакой ритуально-социальный «закон никого не довел до совершенства», говорит первым христианам некогда очень продвинутый «толкователь» («книжник»). Засмотревшись на Крест, этот Павел все свои былые заслуги, успехи и преимущества теперь расценивает как «дерьмо» (Флп. 3,8). У подножия Креста лежит большая куча, составленная из олимпийских медалей, генеральских погон, докторских дипломов и черных поясов. Человеческие знаки отличия и преимущества вдруг переживаются как слишком маленькие. Они подарили несколько дней радости и триумфа, но так и не смогли заполнить собою боль и бездну души. Так Крест разрушает мирки. Но он же хранит Вселенную. Крест – форма устойчивости. Если Бог так, крестно заботится о человеке, значит, на такого Бога и на Его Крест можно положиться. Человек не потерян и не растворен в эфирных безднах. Крест охраняет его от «древнего Зла». И потому под сенью Креста можно жить. Олимпионик может идти на тренировку, банкир – в банк, генерал – в штаб, студент – в аудиторию. Если ты помнишь о той цене, которой ограждено твое бытие, ты имеешь право на быт. Ты можешь жить на земле и идти земными путями. Просто найди свои слова для памяти о том, что по своему сказал рокер Сергей Трофимов: Все-таки весна это чудо от Бога, Тайна мирозданья в улыбке Творца. А земная жизнь – это просто дорога, Только долгий путь от креста до венца. И в конце пути – ощущенье свободы Оттого, что там, где рождается новь, За меня, дурного, над всем небосводом Тело держат гвозди, а душу – любовь. Читайте также: Сила крестная Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Неделя Крестопоклонная: «Ты не можешь назвать ни одного мучения, которого бы я уже не взял на Себя» Царь

http://pravmir.ru/krestopoklonnaya-nedel...

172 Львов Георгий Евгеньевич (1861–1925) – князь, крупный помещик. Депутат 1-й Государственной думы. Председатель Всероссийского земского союза, один из руководителей «Земгора» (объединенного комитета Земского и Городского союзов, созданного 10.07.1915 для помощи правительству в организации снабжения русской армии). В марте – июле 1917 г. глава Временного правительства. После Октябрьской революции в эмиграции; в 1918–1920 гг. глава Русского политического совещания в Париже. 173 Земские съезды – нелегальные совещания участников земского движения с целью выработки общей политической программы и координации выступлений в земских собраниях. Зародились в 1870-х гг. В 1903–1905 гг. состоялось 5 земских съездов. 174 Лопухин Алексей Александрович (1864–1927) – директор департамента полиции. После того как в 1905 г. был снят со своей должности, выступил в печати с обвинениями департамента полиции в печатании антисемитских прокламаций и разоблачил Азефа. По этому поводу Е. Н. Трубецкой написал статью «К делу Лопухина » (Московский еженедельник. 1909. 18. С. 1–6). 179 Демидов Игорь Платонович (1873–1947) – журналист, в эмиграции был заместителем П. Н. Милюкова в его качестве редактора газеты «Последние новости», выходившей в Париже. 181 Штюрмер Борис Владимирович (1848–1917) – российский государственный деятель. С 1904 г. член Государственного совета. При поддержке Г. Е. Распутина и императрицы Александры Федоровны был назначен председателем Совета министров (январь – ноябрь 1916 г.), одновременно – министр внутренних дел (март – июль) и министр иностранных дел (июль – ноябрь). После Февральской революции арестован, умер в Петропавловской крепости. 182 Крестопоклонная неделя Великого поста – воскресенье, которым начинается 4 неделя поста, а также и вся неделя, назначенная для особого поклонения кресту. 183 Ср. в рассказе А. М. Горького: «В одной из грязненьких уличных газет некто напечатал свои впечатления от поездки в Царское Село. В малограмотной статейке, предназначенной на потеху улицы и рассказывающей о том, как Николай Романов пилит дрова, как его дочери работают в огороде, – есть такое место:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Крестопоклонная Когда клали фундамент где-то на новой стройке, нашли этот Крест глубоко в земле, на гробовой колоде, “на человечьих костях”. 23 марта, 2014 Когда клали фундамент где-то на новой стройке, нашли этот Крест глубоко в земле, на гробовой колоде, “на человечьих костях”. Из книги Ивана Шмелева «Лето Господне». В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”. “Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий Пост, а все-таки облегчение для души, “кресты» -то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки. “Крестопоклонная”неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – “су-губый”, – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”,– поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце – а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”. “Кресты” делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает – “а это гвоздики, как прибивали Христа мучители злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и…” – и вминает веселые малинки. А мне думается: “зачем веселые… лучше бы синие черничники!..” Все мы смотрим, как складывает она “кресты”. На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие “кресты”, будто они из липки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!

http://pravmir.ru/krestopoklonnaya/

Христос наделил нашу природу новой силой, новой способностью – к воскресению. В этом выпуске, который был записан на прошлой неделе, сестра Васса рассказывает о смысле крестной жертвы Спасителя. О том, что смерть, которая вошла в мир после грехопадения человека, должна была быть побеждена Христом, и именно это произошло на кресте, за которым следовало воскресение. Здравствуйте. Я сестра Васса, и я рада, что вы смотрите наше удостоенное наград шоу в прямом эфире из Вены, Австрии. Наступила 4-я неделя Великого поста, это значит, что мы достигли середины поста, и сегодня прекрасное весеннее утро здесь, в Вене. Кстати, некоторые люди говорят, что я не должна называть это шоу удостоенным наград, потому что эти награды были вручены за настольный теннис. Да, мой личный тренер Эдельтраут и Дэвид из студии звукозаписи действительно выиграли эти прекрасные трофеи в настольный теннис в местном клубе настольного тенниса. И некоторые люди просто не понимают, каким образом это делает наше шоу удостоенным наград, – ну, я даже не знаю, что и сказать … Один из нас получает награду, – все мы получаем награду! Ну что уж тут поделаешь! Говоря о трофеях, эта 4-я неделя Великого поста начинается с Крестопоклонной недели, и за мной сегодня, как вы видите, крест. В византийской гимнографии Крест часто называют трофеем или непобедимым трофеем – «aittiton tropaion» (по-гречески) (в славянском переводе «непобедимая победа»). Это символ победы. Но надо признать, что сегодня по поводу Креста бытует много заблуждений. Для нехристиан смерть Иисуса Христа на Кресте часто воспринимается как некая жестокая или странная история. И даже среди многих христиан, я думаю, существуют недоразумения и некоторое непонимание, и, я полагаю, – невысказанные вопросы о смерти Христа на Кресте. Например, когда мы слышим фразу, что Христос умер «за наши грехи», то, возможно, мы не до конца понимаем, что это значит. И мы часто слышим другую фразу, что Крест «открыл врата рая», которые раньше были закрыты для человека, за его грехи, – начиная с греха Адама и Евы, которым Бог сказал, что они умрут, если попробуют плоды с древа познания. Но, как вы знаете, они сделали это и вкусили от дерева познания, и были изгнаны за этот грех из рая, и умерли. Мы слышим, что смерть Христа на Кресте каким-то образом исправила эту трагедию. Это по ряду причин тоже может быть малопонятной идеей.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Постное письмо 10. Хроническая аскеза. Острая форма Не надо думать, что монахи коварно узурпировали все сферы церковной жизни 6 марта, 2017 Не надо думать, что монахи коварно узурпировали все сферы церковной жизни “Оказывается, миряне тоже люди, им также доступно спасение, как и монахам. Они тоже могут заниматься богословием, спорить, создавать песнопения, сочинять духовную музыку, писать прекрасные иконы, и всё это не будет менее добротным только от того, что работал над этим не монах.” Архимандрит Савва (Мажуко) продолжает писать письма читателям «Правмира», раскрывая смысл и красоту Великого поста. Архимандрит Савва (Мажуко) Если вы пережили первую седмицу поста без потерь, могу вас поздравить. Это была непростая неделя. Во-первых, Покаянный канон – серьёзнейший текст, требующий особого внимания и просто сил. Во-вторых, все готовились к причастию, и многие причастились, подготовившись к исповеди, прочитав положенные молитвенные правила, выстояв длинные и многолюдные службы. Это большой труд, и я не постесняюсь сказать: вы – молодцы! вы – труженики! вы сделали хорошее дело! Не смущайтесь похвалой. Мы ведь с вами знаем, что гордость – это грех, а значит, и нос задирать не будем. Однако и не станем отрицать того, что поститься – дело трудное, если не сказать изнурительное. Окончание первой седмицы обычно «выбрасывает» из поста большую часть верующих. Скажут: — А как иначе? Самое важное уже совершилось: первую седмицу провели, как положено, выпостились, вымолились, отговели. Имеем законное право «выдохнуть». Ведь что там впереди? Постное однообразие. Да, будут родительские субботы, Крестопоклонная очень важна, обязательно придём на «Мариино стояние» на пятой неделе и субботу акафиста – вот и всё. До Вербного воскресенья ничего значительного. Всё верно. Ничего значительного. Почему? Архитектура поста даёт нам подсказку: теперь внимание должно быть переключено вовнутрь. Наступает, может быть, самое интересное и увлекательное время поста – время духовных упражнений. Мы уже вошли в строй этих упражнений, но они не завершаются с окончанием первой недели. Сейчас, когда все «выдохнули», можно вплотную подступить к кропотливой и долгосрочной работе.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-10-hroni...

Вспоминаю такой случай: наступил Великий пост 1962 года – последнего года жизни Владыки. В это год он как-то особенно делал всякого рода назидания. Наступила первая неделя поста. Обычно в понедельник и во вторник Владыка ничего не разрешал, кроме одного стакана чая с кусочком хлеба в 4 часа дня. В среду после 4-х часов разрешалось сварить картошку, но всю неделю полагалось сухоядение и только в субботу – суп с маслом. В четверг сварила я картофель очищенный, и что-то мне захотелось водички из-под этой картошки, но самовольно взять я, конечно, не смела, подала я на стол, а сама говорю: – Владыка, а водички из-под картошки нельзя немного? Владыка строго посмотрел на меня, казалось – пронзил меня взглядом (этого взгляда я никогда не забуду) и ничего мне не сказал. Стал читать молитву и благословил трапезу. Неудобно мне было, но Владыка и вида не подал: опять благостный, добрый, и я больше об этом случае не поминала. Наступила четвертая, Крестопоклонная, неделя, на которой все так же строго соблюдалось, как и на первой неделе Великого поста. Наступил четверг. Накрыла я на стол, Владыка выходит из своей комнаты, посмотрел на стол, а потом так ласково обращается ко мне и говорит: – Нина Сергеевна! А водички из-под картошечки не хотите? – Спаси Господи, преосвященнейший Владыка. Нет, не хочу. Улыбнулся Владыка, ласково посмотрел на меня и ответил вопросом: – Не хотите? Ну и слава Богу,– и начал читать молитву перед трапезой. Владыка часто говорил так: «Пьяница пьет – я ему могу простить, потому что это страсть, и он не может ее побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Трудно человеку побороть эту страсть. Но вот НАРУШЕНИЕ ПОСТА ПРОСТИТЬ НЕ МОГУ. Не все ли равно, какой пищей насытиться? Ешь досыта, но ешь ту пищу, которая положена». Хочется еще отметить один случай. Как-то, примерно за месяц до кончины Владыки, за утренним чаем я что-то подала на стол, приготовленное мною (не помню сейчас что), и вдруг высказала: – Владыка! А как все же вкусно! Я ем с удовольствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Прославление его во второе воскресенье поста как бы побуждает верующих к духовной сосредоточенности, к собранности и озарению благодатным Светом. Но как трудно нам сосредоточиться! В церкви ли, дома ли на молитве мысли бегут беспрерывным потоком, перескакивая с предмета на предмет. Как трудно добиться чистой молитвы без посторонних мыслей! Пост, исповедь побуждают нас к очищению своей души, своих мыслей и чувств. Пост и исповедь приводят человека к духовному озарению. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!». Святителю отче Григорие, моли Бога о нас! Аминь. Неделя 3-я Великого постаКрестопоклонная 1 В третье воскресенье Великого поста на поклонение верующим торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Выносится для того, чтобы ободрить изнемогающих от поста и побудить к покаянию тех, кто еще не приступил к нему. Воистину кто из нас, поклоняясь Святому Кресту и лобызая распятие Господа, невольно не вспомнит воинов Пилата, дерзновенно поклонявшихся осужденному на крестную смерть Господу, и предательского поцелуя Иуды? Невольно, подходя к Кресту, задумаешься о своей жизни, заглянешь в себя. Что такое покаяние? В сердце человека, в душу его всеяны в Таинстве Святого Крещения и при других обстоятельствах семена добрые; жизнью же своею мы часто засеваем семена недобрые, злые, греховные. Они заглушают добрые семена, как сорные травы. В Таинстве Покаяния эту сорную траву души – грехи наши – надо обличить. Но мало сказать, что «у меня на душе то и то недоброе и греховное». Мало очистить землю сердца нашего от сорной травы, надо еще позаботиться, чтобы посеянные добрые семена дали ростки. Надо потрудиться над исправлением жизни своей. Не надо смущаться тем, что опять могут вырасти сорные травы. Ведь и на полях, и на огородах это бывает. Значит, надо только чаще прочищать поле сердца нашего от недоброй травы прегрешений. Не надо смущаться и тем, что давно не заглядывали в поле сердца своего, что не видно в нем ростков добрых семян. С верой и не откладывая, надо приступить к очищению, и тогда добрые семена обнаружатся и дадут свои ростки и плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010