Прославление его во второе воскресенье Поста как бы побуждает верующих к духовной сосредоточенности, к собранности и озарению благодатным светом. Но как трудно нам сосредоточиться – в церкви ли, дома ли на молитве мысли бегут беспрерывным потоком, перескакивая с предмета на предмет; как трудно добиться чистой молитвы без посторонних мыслей. Пост, исповедь побуждают нас к очищению своей души, своих мыслей и чувств. Пост и исповедь приводят человека к духовному озарению. „Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”. Святителю отче Григорие, моли Бога о нас! Аминь. 9. 3-я неделя Великого ПостаКрестопоклонная I В третье воскресенье Великого Поста на поклонение верующим торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Выносится для того, чтобы ободрить изнемогающих от поста и побудить к покаянию тех, кто еще не приступил к нему. Воистину, кто из нас, поклоняясь Св. Кресту и лобызая распятие Господа, невольно не вспомнит воинов Пилата, дерзновенно поклонявшихся осужденному на крестную смерть Господу, и предательского поцелуя Иуды? Невольно, подходя к Кресту, задумаешься о своей жизни, заглянешь в себя. Что такое покаяние? В сердце человека, в душу его всеяны в таинстве св. крещения и при других обстоятельствах семена добрые; жизнью же своею мы часто засеваем семена недобрые, злые, греховные. Они заглушают добрые семена, как сорные травы. В таинстве покаяния эту сорную траву души надо обличить. Но мало сказать, что у меня на душе то и то недоброе и греховное. Эту сорную траву надо на исповеди вырвать с корнем, чтобы очистить место для хорошего. Но мало очистить землю сердца нашего от сорной травы, надо еще позаботиться, чтобы посеянные добрые семена дали ростки. Надо потрудиться над исправлением жизни своей. Не надо смущаться тем, что опять могут вырасти сорные травы. Ведь и на полях, и на огородах это бывает. Значит, надо только чаще прочищать поле сердца нашего от недоброй травы прегрешений. Не надо смущаться и тем, что давно не заглядывали в поле сердца своего, что не видно в нем ростков добрых семян. С верой, и не откладывая, надо приступить к очищению, и тогда добрые семена обнаружатся и дадут свои ростки и плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Отчего всё это происходит? Почему мы глухи и немы в отношении других и жалостливы в отношении только себя самих? – Потому, что у нас нет любви ни к Богу, ни к людям и нет сознания того, что все мы живём в вертограде Господнем, т. е. в Царстве Божием, где у всех нас один Хозяин – Отец Небесный, а мы друг для друга – братья, сестры во Христе, и где любовь, взаимное несение жизненных тягот. В Царстве Божием – всё Божие: и природа, и люди. И всё исходит от Бога и должно быть возвращено Богу в виде благодарения Его Самого и помощи окружающим, людям. В этом Царстве Божием каждый из нас призывается потерять, забыть себя для себя, чтобы найти себя в других: в их скорбях и радостях, в их жизни и смерти, ибо сказано, что нет большей любви, как отдать жизнь свою за други своя ( Ин. 15:13 ) и тем возвратить её Богу. На этом пути, братия и сестры, нет других границ и норм, кроме бесконечных. Ведь это нам сказано: Будьте милосерды, как и Отец Ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). Он повелевает солнцу Своему исходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Он отыскивает каждую затерявшуюся овцу ( Лк. 15:4 ) и призывает к покаянию каждого блудного сына. Как тяжка, уныла и внутренне одинока была бы жизнь наша, если бы не было около нас любящего Отца Небесного! Как тяжело было бы нам нести крест своей жизни, своего послушания Богу. И мы совсем огрубели и одичали бы от грехов своих, если бы не было очищения от них в таинствах покаяния и Святого Причащения. Поспешим же, братия и сестры, и мы, как блудные дети, в оставшиеся дни Великого поста навстречу Отцу нашему Небесному. Поспешим на исповеди открыть Ему свою израненную и измученную душу, чтобы Он даровал нам через таинства покаяния – радость прощения, а через таинство святого Причащения – радость единения с возлюбленным Сыном Своим – Господом нашим Иисусом Христом. Укрепи нас, Господи, силой честного и животворящего Креста Твоего! Помоги нам, Боже, дружно и плодотворно работать в Твоём вертограде. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твоё поем и славим. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

3 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 4 апреля – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 5 апреля – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 6 апреля – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной. Великий Пост 2024: питание в четвертую Седмицу (8 — 14 апреля) 7 апреля – воскресенье. Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста)Крестопоклонная. В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином). 8 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 9 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 10 апреля – среда. Благовещение Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С вином (одна чаша 200г). Одна трапеза в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

26 февраля, в воскресенье, заканчивалась вторая неделя Великого поста, и власти надеялись на прекращение волнений. Однако в этот день одна из рот запасного батальона л-гв. Павловского полка неожиданно открыла огонь по войскам, разгонявшим демонстрантов. В тот день роту удалось разоружить, а зачинщиков арестовать. Зато третья неделя Великого постаКрестопоклонная – началась с солдатского бунта. 27 февраля восстал запасной батальон л-гв. Волынского полка, к которому присоединились другие воинские части. Начались убийства офицеров, толпа захватывала полицейские участки, было сожжено здание Окружного суда на Литейном, захвачена тюрьма «Кресты». На Крестопоклонную толпа штурмовала «Кресты», а не поклонялась Кресту Господню! Как это символично! Именно на Крестопоклонной изменники-генералы Рузский и Алексеев, как и поддержавшие их генералы и адмиралы великий князь Николай Николаевич, Брусилов, Сахаров, Колчак и др. вынудили Государя подписать отречение от Престола. А в самый день Крестопоклонной седмицы, в воскресенье, еще один генерал-изменник Корнилов в сопровождении одного из вождей революции Гучкова приехали около полуночи «навестить» Императрицу Александру Федоровну. Победителям очень хотелось, видимо, поупиваться торжеством. «Первую свободную Пасху» новые революционные власти праздновали на широкую ногу. Христос Воскресе и Да здравствует республика! А Марина Цветаева в порыве восторга написала даже стихотворение «Царю на Пасху», в котором издевательски называла Государя «вчерашний Царь». А мы недоумеваем: почему гражданская война была такой кровавой! А какой она могла быть, если революцию совершили в Великий пост. Мог ли Господь даровать победу в гражданской войне генералам Алексееву, Корнилову и адмиралу Колчаку?! Но вернемся к дням нынешним. Слава Богу, есть и обнадеживающие отличия февралей 1917 и 2012. Во-первых, сегодня нет всеобщего вооружения народа, что имело место в 1917 г., когда солдаты с оружием в руках бросали фронт. Хотя градус озлобления в обществе и сегодня весьма высок.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/27/fe...

Торжество Православия Тропарь воскресный гласа Тропарь, глас 2-й Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир. Кондак, глас 2-й Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь: и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем. НеделяВеликого поста. Святителя Григория Паламы Тропарь воскресный гласа Кондак, глас 4-й Ныне время делательное явися, при дверех суд, востанем убо постящеся, принесем слезы умиления, милостынями, зовуще: согрешихом паче песка морскаго. Но ослаби, Содетелю всех, яко да приимем нетленныя венцы. Святителю Григорию, тропарь, глас 8-й Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим. Кондак, глас 8-й Премудрости священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче: но яко ум, Уму первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная Тропарь воскресный гласа Тропарь, глас 1-й Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 1-й Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских: на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай. Тропарь на поклонение Кресту, глас 6-й Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Стихира на целование Креста, глас 2-й Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1728...

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”. “Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки. “Крестопоклонная”неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”. “Кресты” делает Марьюшка с молитвой… И еще наставлял Горкин: – Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит». В нашей семье каждый Великий пост тоже выпекаются «кресты». Этот обычай действительно «утешение» для детей в великопостное время. Делает Крестопоклонную неделю ожидаемой даже для малышей. Мы словами рассказывали детям о Крестопоклонной неделе. А эти печенья – неплохое наглядное сопровождение вербального научения. И даже не только наглядное, но осязаемое. И к тому же съедобное. Помимо наглядности выпечка такого печенья сама по себе – хорошая идея для занятий с детьми всех возрастов. Мы собираемся все вместе. И родители, и подростки, и малыши – все. Это совместное и веселое общее дело. Что само по себе дорогого стоит. Лепить из теста эти крестики очень просто: скатать две колбаски, скрестить их, надавить в серединке, чтобы склеились, – и готово. Для старших это развлечение. Для младших школьников – навыки труда в деле кулинарии. Для малышей – мелкая моторика, лепка, только вместо поделок из пластилина дети делают полезные и вкусные штуки. Да еще вместе со всеми старшими. А заодно мы готовим что-то вкусное к чаю. Столько плюсов – и все в одном и таком несложном деле.

http://pravoslavie.ru/101928.html

Прославление его во второе воскресенье Поста как бы побуждает верующих к духовной сосредоточенности, к собранности и озарению благодатным светом. Но как трудно нам сосредоточиться – в церкви ли, дома ли на молитве мысли бегут беспрерывным потоком, перескакивая с предмета на предмет; как трудно добиться чистой молитвы без посторонних мыслей. Пост, исповедь побуждают нас к очищению своей души, своих мыслей и чувств. Пост и исповедь приводят человека к духов, ному озарению. “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.” Святителю отче Григорие, моли Бога о нас! Аминь. 3-ья неделя Великого ПостаКрестопоклонная 1. В третье воскресенье Великого Поста на поклонение верующим торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Выносится для того, чтобы ободрить изнемогающих от поста и побудить к покаянию тех, кто еще не приступил к нему. Воистину, кто из нас, поклоняясь Св. Кресту и лобызая распятие Господа, невольно не вспомнит воинов Пилата, дерзновенно поклонявшихся осужденному на крестную смерть Господу, и предательского поцелуя Иуды? Невольно, подходя к Кресту, задумаешься о своей жизни, заглянешь в себя. Что такое покаяние? В сердце человека, в душу его всеяны в таинстве св. крещения и при других обстоятельствах семена добрые; жизнью же своею мы часто засеваем семена недобрые, злые, греховные. Они заглушают добрые семена, как сорные травы. В таинстве покаяния эту сорную траву души, надо обличить. Но мало сказать, что у меня на душе то и то недоброе и греховное. Эту сорную траву надо на исповеди вырвать с корнем, чтобы очистить место для хорошего. Но мало очистить землю сердца нашего от сорной травы, надо еще позаботиться, чтобы посеянные добрые семена дали ростки. Надо потрудиться над исправлением жизни своей. Не надо смущаться тем, что опять могут вырасти сорные травы. Ведь и на полях, и на огородах это бывает. Значит, надо только чаще прочищать поле сердца нашего от недоброй травы прегрешений. Не надо смущаться и тем, что давно не заглядывали в поле сердца своего, что не видно в нем ростков добрых семян. С верой, и не откладывая, надо приступить к очищению, и тогда добрые семена обнаружатся и дадут свои ростки и плоды.

http://azbyka.ru/propovedi/nemnogo-o-mno...

Поэтому после просьбы о Христовых целомудрии, смирении, терпении и любви – мы снова крестимся и кладем земной поклон. Физически и реально накладываем на себя Крест Христов! Только Его милость могла такое придумать… Поэтому центр Великого постаКрестопоклонная неделя. Поэтому его завершение или, скорее, цель – Страстная седмица, «Пасха страданий», о которой мы молимся, чтобы она перешла для нас в торжествующую Пасху славы. В течение всего поста мы, сами того, быть может, не осознавая, встречаемся с Крестом, приобщаемся ему, чтобы в конце дерзновенно воскликнуть: «Покажи нам и славное Твое воскресение!» 22 . Путь Великого поста – модель всей христианской жизни. Поклон в землю выражает наше желание действительно смириться, ведь лишь в смиренной душе может постоянно жить Господь. Этим поклоном мы призываем Его в себя. Да, простое, физическое действие, но святые говорят, что, начавшись с тела, такое желание смирения может преобразить и душу. Особенно молодым, «новоначальным» (а кто может сказать о себе, что он не таков?) полезны поклоны. Но и люди пожилые, немощные или больные, те, кто не могут делать поклонов, – ничего не лишаются: существуют «поклоны» сердца. И, думая, а может быть, уже сокрушаясь о своих грехах, нельзя забывать, что мы не просто кланяемся, а «покланяемся Страстем Твоим, Христе». Покланяемся Кресту, на котором наши грехи – вместе с Плотью Сына Божия – уже распяты. А финал молитвы преподобного Ефрема Сирина как будто неожиданен. После перечисления страстей и добродетелей, после просьбы о даровании любви, как итог – вдруг: «Дай мне видеть мои грехи, чтобы я смог не осуждать брата…» Почему этот вроде бы частный момент оказывается завершающим аккордом? Вообще говоря, осуждение тесно связано с другой корневой чертой нашего разума – склонностью выносить суждения. Само по себе это неплохо, более того, Христос говорит Своим ученикам, что в финале мировой истории они будут судить мир (см.: Мф. 19:28 ). Суд и его частный случай – суждение – это способность правильно увидеть и оценить ситуацию, способность правильно рассудить о природе всякого духовного явления (неслучайно дар рассуждения считается в аскетике наивысшим). Такой способностью в абсолютной степени обладает Бог; в степени относительной – Адам до грехопадения; в степени, приближающейся к последней, – святые, стяжавшие максимально возможное на земле совершенство. Ведь именно Адаму и Еве было поручено «владычествовать» над всем живущим (см.: Быт. 1:26 ), то есть управлять, царствовать в сотворенном Богом мире, – а для этого необходима способность судить о вещах и явлениях (вожди Израиля до установления монархии так и назывались – судьи). И мы видим, как великолепно человек пользуется данной ему способностью: Адам нарекает имена животным, как бы проникая в сущность каждого из них (см.: Быт. 2:19–20 ).

http://azbyka.ru/molitva-prepodobnogo-ef...

Поэтому после просьбы о Христовых целомудрии, смирении, терпении и любви – мы снова крестимся и кладем земной поклон. Физически и реально накладываем на себя Крест Христов! Только Его милость могла такое придумать… Поэтому центр Великого постаКрестопоклонная неделя. Поэтому его завершение или, скорее, цель – Страстная седмица, «Пасха страданий», о которой мы молимся, чтобы она перешла для нас в торжествующую Пасху славы. В течение всего поста мы, сами того, быть может, не осознавая, встречаемся с Крестом, приобщаемся ему, чтобы в конце дерзновенно воскликнуть: «Покажи нам и славное Твое воскресение!» . Путь Великого поста – модель всей христианской жизни. Поклон в землю выражает наше желание действительно смириться, ведь лишь в смиренной душе может постоянно жить Господь. Этим поклоном мы призываем Его в себя. Да, простое, физическое действие, но святые говорят, что, начавшись с тела, такое желание смирения может преобразить и душу. Особенно молодым, «новоначальным» (а кто может сказать о себе, что он не таков?) полезны поклоны. Но и люди пожилые, немощные или больные, те, кто не могут делать поклонов, – ничего не лишаются: существуют «поклоны» сердца. И, думая, а может быть, уже сокрушаясь о своих грехах, нельзя забывать, что мы не просто кланяемся, а «покланяемся Страстем Твоим, Христе». Покланяемся Кресту, на котором наши грехи – вместе с Плотью Сына Божия – уже распяты. А финал молитвы преподобного Ефрема Сирина как будто неожиданен. После перечисления страстей и добродетелей, после просьбы о даровании любви, как итог – вдруг: «Дай мне видеть мои грехи, чтобы я смог не осуждать брата…» Почему этот вроде бы частный момент оказывается завершающим аккордом? Вообще говоря, осуждение тесно связано с другой корневой чертой нашего разума – склонностью выносить суждения. Само по себе это неплохо, более того, Христос говорит Своим ученикам, что в финале мировой истории они будут судить мир (см.: Мф. 19: 28). Суд и его частный случай – суждение – это способность правильно увидеть и оценить ситуацию, способность правильно рассудить о природе всякого духовного явления (неслучайно дар рассуждения считается в аскетике наивысшим). Такой способностью в абсолютной степени обладает Бог; в степени относительной – Адам до грехопадения; в степени, приближающейся к последней, – святые, стяжавшие максимально возможное на земле совершенство. Ведь именно Адаму и Еве было поручено «владычествовать» над всем живущим (см.: Быт. 1: 26), то есть управлять, царствовать в сотворенном Богом мире, – а для этого необходима способность судить о вещах и явлениях (вожди Израиля до установления монархии так и назывались – судьи). И мы видим, как великолепно человек пользуется данной ему способностью: Адам нарекает имена животным, как бы проникая в сущность каждого из них (см.: Быт. 2: 19–20).

http://pravoslavie.ru/92648.html

3 апреля – воскресенье. Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная. В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином). Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 4 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 5 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 6 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста) Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда с маслом и вино. 7 апреля – четверг. Праздник Благовещения . Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином. Разрешается рыба. Один раз в день, около 15.00. 8 апреля – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 9 апреля – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010