Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.25 марта – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 26 марта – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 27 марта – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 28 марта – четверг.Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г). Один раз в день, около 15.00. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 29 марта – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 30 марта – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. Великий Пост 2024: питание в третью Седмицу (1 — 7 апреля) 31 марта – воскресенье. Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). 1 апреля– понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 2 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

В Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста, поскольку в 843 году праздник пришелся на первое великопостное воскресенье. В тексте службы Торжества Православия провозглашается победа Церкви над ересями, и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов . Подробнее о значении Торжества Православия и иконопочитании читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь воскресный, глас 1 Камени запечатану от иудей/и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/воскресл еси тридневный, Спасе,/даруяй мирови жизнь./Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/слава воскресению Твоему, Христе,/слава Царствию Твоему,//слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы Небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!» Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2 Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./Тем благодарственно вопием Ти://радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир. Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!» Кондак Недели Торжества Православия, глас 2 Неописанное Слово Отчее,/из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/и оскверншийся образ в древнее вообразив,/Божественною добротою смеси,/но исповедающе спасение,//делом и словом сие воображаем. Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Кафизма (греч. κθισμα от греч. слова κθημαι – сидеть) – богослужебная часть библейской книги Псалтирь . Всего в Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, содержащих разное число псалмов. Большее число псалмов содержит 18-ая кафизма, где их 15-ть (псалмы 119–133), а меньшее число – 17я, содержащая только один 118й псалом, разделенный на 3 части и именуемый « Непорочны ». Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией (от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой . Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия:  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу , певцам середину, и чтецу конец: И ныне . «Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога» ( М. Скабалланович. Толковый Типикон ). Кафизмы и входящие в них славы с псалмами: Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава Псалмы 1–3 Псалмы 4–6 Псалмы 7–8 Порядок чтений кафизм определен Уставом. Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Важно отметить, что неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Рядовой кафизмой называется кафизма, положенная для чтения в данный день по уставу; выражение «рядовая кафисма», как правило, употребляется в Марковых главах Типикона (например: «Аще случится обретение честныя главы Предтечевы в субботу 2ю, или 3ю постов: В пяток вечера, кафисма рядовая»). И еще один нюанс: при чтении кафизм не опускаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах в другом месте; другими словами, все псалмы шестопсалмия, вечерни, часов повторяются иногда в кафизмах этих служб (Иногда бывает даже так, что один и тот же псалом может читаться дважды на одной и той же службе. Самый яркий пример – на 9м часе в седмичные дни Великого поста сначала псалом 85 читается как псалом часа, затем сразу же – как начальный псалом 12й кафизмы). Какие есть варианты расписания в чтении кафисм?

http://azbyka.ru/kafizma

Интересно, что и плотность листа дефектного и листа дополнительного одинакова и значительнее несколько соседних, так как в наших чаще встречаются мыслете-и херо-титлы. Это обстоятельство, думается мне, показывает, что эти мыслете-и херо-титлы в данном месте встречались и у самого Мономаха. Интересно ещё то, что между дефектным и дополнительным (так мы называем их для краткости, хотя такими они были в разных рукописях) листом содержатся 202 буквы, как раз около того, что нужно было на целую страницу Мономахова подлинника, и эта страница как раз дополняет предшествующие страницы до чётного числа. Таким образом, в Мономаховом подлиннике Поучение начиналось, вероятно, на лицевой стороне и до дополнительного листа содержало 8 тетрадей, из которых в первой могли быть не заняты 2 первые страницы. Это может указывать, что в Мопомаховом подлиннике Поучение могло быть одно, что и понятно, и занимало 11 тетрадей и 1 лист. Формат его был карманный в 200 с небольшим букв на странице. Но вернёмся последний раз к походам. Мы пришли к тому заключению, что Мономах мог намеренно пропустить с 1085 года междоусобные походы, как бы не считая их достойными войти в число «трудов», считая их вовсе непоучительными, такими, за которые скорее надо стыдиться; с 48 пути у него идут пути единственно направленные против половцев (и против Олега идёт он «зане» тот «ся бяше приложил к Половцем») и имеющие административный характер. Почему же тогда пропущен поход 1103 года на Сутень. против Урусобы и иже с ним? Почему всем бросается в глаза, что «подробности одного и того же события рассказаны в Лаврентьевском списке под 1103 годом, а в Ипатском отнесены к 1111? Почему Мономах упоминает какого-то Урубу в 1109 году? Вопросы, на которые ответить боюсь, укажу только на одно обстоятельство, а прежде задам два вопроса: когда убили Белдюзя, 4-го апреля или позже? когда «посем сняшася братья вся», в день казни Белдюзя или на другой день? Теперь отметим, что 4-го апреля в 1103 году было в субботу на Пасхе, а в 1109 году в 4-е воскресение Великого поста, тоесть, им начиналась пятая неделя поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

М. и Ф. н. открывает триодный цикл в монастырских Типиконах студийской традиции. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (в древнейших рукописях, содержащих этот Типикон, начальные листы, к-рые как раз могли содержать указания о М. и ф. н., утрачены, в связи с чем текст воспроизводится по списку XIV в.- см.: Пентковский. Типикон. С. 233) на М. и ф. н. даны лаконичные указания: за богослужением соединяются песнопения воскресной службы Октоиха и песнопения М. и ф. н., включающие на вечерне 3 самогласные стихиры на «Господи, воззвах», самогласен на стиховне, канон на утрене и самогласен на стиховне утрени; на литургии прокимен Пс 32. 22, Апостол (из Посланий к Тимофею - 2 Тим 3. 10-15?), аллилуиарий Пс 94. 1, Евангелие Лк 18. 10-14 (см.: Там же). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются воскресная служба Октоиха, Триоди (М. и ф. н.) и рядовому святому; на вечерне на «Господи, воззвах» назначаются 2 самогласна Триоди (их же предписывается петь и в 3-е воскресенье Великого поста, что является отголоском древней иерусалимской практики, согласно к-рой евангельское зачало Лк 18. 10-14 читалось в 4-е (по счету, принятому в визант. традиции, оно было бы 3-м) воскресенье Великого поста) - те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на стиховне вечерни еще 2 самогласна (не зафиксированы в Студийско-Алексиевском Типиконе); показательно, что канон Триоди поется не на утрене, а на паннихис (особой службе в начале ночи - см. в ст. Евергетидский Типикон ), на утрене поются воскресные каноны Октоиха и рядовому святому, причем при отсутствии кондака в службе рядовому святому по 6-й песни канона утрени поется кондак Триоди; на хвалитех также указаны 2 самогласна Триоди (один из них есть в Студийско-Алексиевском Типиконе); на литургии прокимен гласа Октоиха, аллилуиарий Пс 118. 132, чтения М. и ф. н. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499-501). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются только воскресная служба Октоиха и служба Триоди (канон рядовому святому поется на полунощнице); последование Триоди содержит кондак, канон, 7 самогласных стихир (большинство известны уже в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах) и, вероятно, ипакои ( Arranz. Typicon. P. 186; ср. также указания афонского Георгия Мтацминдели Типикона сер. XI в.- см.: Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 272).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

Кафизма 15 мая, 2012 Содержание статьи Кафизма: что это Кафизма — это один из разделов Псалтири. Во время чтения кафизмы на богослужении можно сидеть. При этом изначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели наоборот на следующих за ними седальнах и святоотеческих чтениях. Деление Псалтири на кафизмы Всего в Псалтири существует двадцать кафизм. Они составляют приблизительно одинаковую длину, это очень важно для образования кафизмы, потому что число псалмов в кафизмах может различаться даже при одинаковой длине. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Чтение кафизм в храме Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы: Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава I 97—100 101—102 107—108 109—111 112—114 115—117 118:1—72 118:73—131 118:132—176 119—123 124—128 129—133 134—136 137—139 140—142 143—144 145—147 148—150 Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы. Читайте также — Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой». В недельном Богослужении кафизмы читаются так: При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает. Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста: День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час Вс 10, 11, 12 19, 20, 1 13, 14, 15 Чтение кафизм в домашней молитве

http://pravmir.ru/kafizma/

Такой же перезвон бывает при выносе тела, отпевании и погребении священнослужителей в сане пресвитера и епископа; при чтении Евангелия на отпевании число ударов соответствует порядковому номеру чтения (как в Великую пятницу); при внесении тела в храм, по прочтении разрешительной молитвы и при опускании тела в могилу совершается трезвон. В дни храмовых праздников перед малым освящением воды перезвон совершается в каждый из колоколов, начиная с большого, по неск. раз, затем повторяется снова таким же образом; при погружении в воду креста бывает трезвон. Подобный же перезвон совершается перед епископской хиротонией. Продолжительность благовеста перед всенощным бдением измеряется в промежуток времени, за который можно прочитать 1 раз непорочны (Пс 118) или 12 раз 50-й псалом, продолжительность трезвона - в однократное чтение 50-го псалма (Типикон. Гл. 1, 9). В великие праздники - на Пасху, Благовещение - продолжительность благовеста увеличивается (Там же. Гл. 50. Неделя Пасхи; Гл. 48. 25 марта). В седмичные дни Великого поста перед каждым часом положено «часить» в колокол столько раз, каким по счету является час (перед повечерием - 12 раз), помимо этого перед 3-м часом положен особый благовест. Если после 6-го часа следует перерыв в службах, в начале 9-го часа положено ударять в деревянное било, а после 1-го Трисвятого - 9 раз звонить в колокол, на повечерии же совершается только 12-кратный З. в колокол, без благовеста. В среду и пятницу на Сырной седмице, на Благовещение и полиелейные праздники, приходящиеся на будние дни Великого поста, наоборот - есть благовест, но нет ударов в колокол по числу часов. Местные З. Со 2-й пол. XV-XVI в. на Руси стали складываться местные стили колокольного исполнительства, впосл. они видоизменялись и смешивались. Важнейшей в этих процессах была не столько этноконфессиональная специфика, сколько инструментальный фактор. Господство тех или иных архитектурно-муз. комплексов (звонниц или колоколен) определяет конструкцию колоколонесущего сооружения и структуру колокольного набора, способ размещения колоколов, технику управления ими, а в итоге - муз. специфику З. Судить о региональных и локальных традициях прошлого в наст. время сложно из-за утраты колоколов, подколокольных сооружений и нарушения преемственности в передаче традиций З. Феномен местных стилей З. на уровне как регионов (Северного, Северо-Западного, Центрального и Южного, Урала и Сибири), так и отдельных городов (Вел. Новгорода, Пскова, Москвы, С.-Петербурга, Казани, Саратова и др.) не был подробно описан и почти полностью утрачен. К тому же уже в нач. XX в. некоторые ученые и старожилы отмечали, что З. теряет свою индивидуальность. Так, свящ. Михаил Шик о З. ТСЛ писал: «И сейчас лаврские звонари при «звоне во вся» исполняют красивые, звучные и богатые ритмические узоры на своих колоколах. Но в характере их звонов нет ничего своеобразного. Такой звон или подобный каждый слышал с колоколен хороших церквей Москвы» ( Шик. 1919. С. 155).

http://pravenc.ru/text/199669.html

Скачать epub pdf Седмица 4-я Великого поста ПОНЕДЕЛЬНИК О ВОЗДЕРЖАНИИ Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение (2,47). Воздержанием называется, конечно, не совершенное удержание от пищи (это будет насильственным разрушением плоти), но удержание себя от сластей, предпринимаемое при низложении плотского мудрования с благочестивою целью… Но подвиг воздержания касается не одного удовольствия от яств, а простирается на всякое устранение препятствующего. Поэтому в точности воздержный не будет над чревом своим одерживать победу и (в то же время) уступать оную славе человеческой; не будет преодолевать постыдную похоть и порабощаться богатством или другим каким неблагородным расположением, например гневом, печалью, всем тем, чем обыкновенно порабощаются души невежественные… Строгий закон воздержания назначает меру языку, пределы очам, непытливое слышание ушам. Кто не остается в сих границах, тот невоздержан и своеволен. Видишь ли, как около этой одной заповеди все, как в хороводе, одна за другую держатся (5,115). Воздержание есть истребление греха, отчуждение от страстей, умерщвление тела даже до самых естественных ощущений и пожеланий, начало духовной жизни, податель вечных благ, уничтожающий жало сластолюбия… (5,117). Воздержание – это мать целомудрия, снабдитель здравия и достаточно устраняет препятствия к плодоношению добрых дел о Христе… В душевных немощах одна мера воздержания – совершенное отчуждение от всего, что ведет к пагубному удовольствию… Воздержание показывает, что человек умер со Христом и умертвил свои уды яже на земли ( Кол. 3,5 ) (5,119). Воздержание состоит… в совершенном отречении от собственных своих пожеланий (5,233). У одних тел с другими можно найти столько же различия, сколько у меди и железа с деревьями и растущими кустарниками. Посему должно избирать воздержание по мере силы каждого (5,333). И на то надобно обращать внимание, чтобы, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий (5,334).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

а еже статиа чернильна сим образом» (чернильный кружек в нем) «и письмо в не чернильно, и то чести себе в келии размерено, на 8 недель (Описание рукописей Слав. Моск. Синод. библиот. Отд. 1, стр. 322, 323 и 272). Это разделение рукописи совпадает с указанным разделением печатного Апостола. Чернильный кружок со словом: «неделя» стоит в рукописи, как в печатном апостоле, пред «Сказанием Деяний апост.; «понедельник» – пред 7-м зачалом (гл. 3); («вторник» – пред 14-м (5: 12, в печатном 5, 18); «среда» – в 17-м зачале (7: 47); «четверг» – пред 22-м зачалом (9: 20), но в печатном пред 23-м зачалом (10: 18). Круги и в них – пон., втор, и т. д. писаны в Новом Завете XIV в.) св. митр. Алексия. 394 Слово «Премудрость» говорится и в других службах пред отпустами, в которых не положено молитвы: «Сый благословен Бог наш», и произносится «Премудрость» для самого отпуста, где также проповедуется: «Христос истинный Бог наш», как и в той молитве (Сим. Сол., см. Нов. Скр., ч. 2, гл. I, § 36). 395 Совершив молитву («Господи и Владыко живота моего»), творит поклон великий, елико мощи главою до земли довести... Великий не просто глаголет великий, но есть величество, елико человек может право стоя, и нимало наклоняся главою на землю поклонится, и без некоего прибавления, еже инии скамейцы преставляют себе, инии же ино что, и свою леность сим удобряют, и мнятся с право трудившимися сравнятися во святых великих поклонех (И се есть образ великих поклонов) (Тип. послед. пон. 1-й седмицы Вел. поста, о поклонех). Эти великие поклоны сопровождаются коленопреклонением γονυκλισα (там же см. утреню). Поклоны до земли иногда совершаются и без молитвы; «Господи и Владыко живота моего», так, после 9-го часа в великом посту, после пения: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем», поклон един вси равно до земли... И паки: «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем», и поклон до земли и т. д. (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Вел. поста). Малые поклоны, называющиеся также легкими, совершаются с молитвою: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010