Евангельские воскресные чтения, вводящие нас во дни Великого поста Их главный смысл и назначение Протоиерей Олег Стеняев «Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками и когда наша праведность состоит не в наших заслугах, но в помиловании Божием» (Блаженный Иероним в Dialogue contra Pelagianos, кн. 1)      Евангельские воскресные чтения, предваряющие наше вхождение во дни Великого поста , открываются чтением Евангелия о Закхее (Лк. 19, 1–10), рассказывающего нам о самом плохом человеке в городе Иерихоне, Закхее, который был «начальник мытарей» (Лк. 19, 2) – то есть, будучи коллаборационистом, собирал подати для языческих оккупантов с собственных соотечественников. Следующее Евангелие о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14) рассказывает о самом плохом прихожанине Иерусалимского храма (мытаре). За ним идет воскресное Евангелие о блудном сыне (Лк. 15, 11–32), рассказывающее нам о самом слабом звене в жизни семьи (блудном сыне). Далее, воскресное Евангелие о Страшном Суде (Мф. 25, 31–46) поставляет нас на Суд последнего Дня. Тогда как следующее воскресенье предлагает Воспоминание Адамова изгнания, оно же называется: Прощеное воскресенье (Евангелие Прощения – Мф. 6, 14–21). Композиционно все эти темы более чем взаимосвязаны. Главная цель и назначение любого поста – покаяние и молитва Евангельские чтения, таким образом, предлагают нам темы для их седьмичного осмысления – «Неделя о…», где первая группа тем (о Закхее, мытаре и фарисее и блудном сыне) как бы сообщает нам: если мы худшие жители в городе, самые плохие прихожане и самые слабые звенья в собственных семьях, то самое время нам положить в течение Великого поста начатки покаяния, так как главная цель и назначение любого поста – покаяние и молитва. Следовательно, следующая группа евангельских воскресных чтений (о Страшном Суде и Прощении) ставит нас перед необходимостью позаботиться о собственных последних днях в надежде – через покаяние – возвращения в Рай Сладости.   Только в Боге грешник может обрести избавление от собственного греховного прошлого

http://pravoslavie.ru/100709.html

22 марта – вторник. День памяти Сорока Севастийских мучеников. Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) 1 раз в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 23 марта – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 24 марта – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 25 марта – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 26 марта – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200 г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 26 марта — Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста Третья седмица — с 27 марта по 2 апреля 2016 года 27 марта – воскресенье. Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы. Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Память о мытаре и фарисее указует нам ПУТЬ – СМИРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, настраивает на молитву. «Боже, милостив буди мне грешному!» Неделя о Блудном сыне 2. Притча о блудном сыне дает нам утешение, что Отец небесный ждет нас. И направление пути – к Богу. 136 псалом поется на богослужениях этой недели – «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.» — найти изображение этого сюжета можно у источника воды. Вода, как мы помним, символизирует «воду живую», о которой говорит нам Евангелие. Можно спросить детей – почему такие грустные сидят эти люди у реки? О чем они грустят? А почему рядом скрипки и они не играют на них? И через детские размышления мы наводим их мысль на толкование и суть этого псалма, который учит нас останавливать грех уже в его зачатке («блажен, кто имет и разбиет младенцы твои о камень» и стремление и надежду вырваться из плена греховного. Неделя о Страшном Суде 3. Масленичная неделя одновременно символизирует и воспоминание о райском блаженстве - и скорбь о потере его, поэтому и памятуем о Страшном Суде и вспоминаем плач Адамов. Встречи с родственниками, которые у нас «прописаны» в народных традициях должны нас настроить на примирение с нашими ближними! На любовь к ним и желание послужить людям. А через это – к желанию послужить Богу. Поэтому и сочетаются в народе и масленичные гуляния веселые и уже строгие богослужения с земными поклонами и чтением молитвы Ефрема Сирина . И все это изображено в одной «связке», как подножие и основание поста, это — ступени, ведущие нас к вхождению в пост.  Также тут можно рассказать детям об интересной параллели — мы в православной традиции именуем Великий Пост — весной духовной и ждем Светлое Христово Воскресение — Христа, Солнце Истины . Потому что мы знаем, что Господь управляет миром. Он побеждает беспорядок во вселенной и устанавливает порядок. А в языческих весенних традициях — мы видим “заклички весны” и “зазывание солнца”; но не в духовном, а в самом земном натуральном смысле. Но схожесть «ожиданий» — даже здесь, как одно из подтверждений того, что наша душа по природе христианка и тянется к Свету.

http://azbyka.ru/deti/interaktivnyj-kale...

Вошли мы в отверстые двери поста. Чего требует от нас пост? – Он требует раскаяния и исправления жизни. Что дает нам пост? – Он дает нам всепрощение от Отца Небесного, дает мир душевный и крепость духа. А что обещает нам пост? – Он обещает нам радость в этой жизни, даже при скорбях и тяжких испытаниях, и блаженство в вечных обителях Отца Небесного. «Да не смущается сердце ваше, в доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам», – сказал Христос ученикам Своим пред Голгофой. На пост восстает лишь плоть: не хочется плотскому человеку оставить для плоти привольную жизнь, вот и поднимается жалоба на пост. А что такое пост? – Это воздержание и строгость к себе. Пост дан нам, чтобы раскрыть, возбудить и развить в себе духовную жизнь. Пост помогает нам подняться над материей, над нашей чувственной природой. Пост открывает нам бездну нашей слабости без Бога и пробуждает в нас желание молитвы, развивает и чувство смиренной молитвы. Пост приводит нас также и к сознанию братства во Христе всех верующих, пробуждает в нас чувство ответственности пред Богом и пред всеми людьми, нашими во Христе братьями. Вошли мы с вами во врата поста со смиренным чувством, прося друг у друга прощения. Не бойтесь смирения. Смирение это – благодатное средство против самости, против гордыни и болезненного самолюбия. Смирение это – меч против огня злобы, так обильно ныне пожирающего людские сердца и вселяющего в них адские муки. Смирение это – благодатное тихое дуновение Святого Духа, умиряющее и охлаждающее грехами воспаленное сердце наше. Помоги же всем нам Господь течение поста с пользой совершить: главы невидимых змиев сокрушить и победителями греха, корень которого в нашем плотском мудровании, явиться. Аминь. Неделя 2-я Великого поста Во Христе родные братья и сестры! Если человек хочет знать смысл и цель своего существования, он, прежде всего, должен познать самого себя: Кто я? В чем задача и оправдание моей жизни? Верный ответ на вопросы: «кто я?» и «в чем задача моей жизни?», дан нам в св. Писании и раскрыт св. Григорием Паламой , памяти которого посвящено 2-ое воскресенье Великого Поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

а) от Пасхи до Пятидесятницы, б) от Пятидесятницы до Великого поста с внутренней границей на «новом лете» и в) чтения Великого поста. В первом исследовании Л.П. Жуковская сопоставляла чтения второго цикла до нового лета. Славянские апракосы делятся на три исторических типа в зависимости от состава чтений: краткий, воскресный и полный. 1 . Краткий апракос в первом цикле содержит чтения на все дни каждой седмицы, а во втором цикле только на субботы и воскресенья. Краткими апракосами являются Остромирово, Ассеманиево, Архангельское евангелия, Саввина книга и др.; всего сохранилось около 50 пергаментных кратких апракосов. 2 . Воскресный апракос содержит только субботне-воскресные чтения на все седмицы первого и второго циклов; таким образом, это самый краткий тип апракоса. Этот тип представлен единичными списками, причём довольно позднего времени (ГИМ, Хлудова 117, Уварова 379; ГПБ, Гильфердинга 16), «но как знать, может быть этот тип апракоса был переведён Кириллом и Мефодием?!» 100 Позднее Л.П. Жуковская осторожнее и, на наш взгляд, реалистичнее оценивала этот тип: «Можно думать, что он восходит к первым годам славянской письменности, но можно думать и то, что сохранившиеся списки являются выборками из более полных и отражают средневековую практику каких-то бедных церквей, в которых богослужение проводилось редко» 101 . 1 . Основная часть двух больших исследований Л.П. Жуковской посвящена полному апракосу, который содержит евангельские чтения на все дни каждой седмицы от Пасхи до Великого поста. К полным апракосам относятся в основном только русские списки Мстиславово, Юрьевское и др. евангелия. В зависимости от состава чтений на будние дни полный апракос делится на Мстиславов и Мирославов типы, например: Мстиславов Мирославов Неделя 9-я Понедельник Вторник Четверг Пятница Суббота Неделя 10-я Мирославов тип образуют всего два списка: Мирославово евангелие ок. 1200 г. и евангелие 1691, РГБ, ф. 87. Своеобразие состава, близость к особым греческим рукописям, отмеченная ещё в XIX В.П. Комниным, заставляют библеистов обратить пристальное внимание на Мирославово евангелие, которое может пролить свет «на проблему первого перевода на славянский язык и последующих переводов или редактирования славянского апракоса по существенно различающимся греческим образцам» 102 . Л.П. Жуковская утверждала также, что «типологические различия Мир. и Мст. сочетаются с языковыми различиями.., а также и с различиями в переводе» 103 , но, к сожалению, никаких фактов различия в языке и переводе не привела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorij...

Среда утром: (1) . Пс. 3,62 и 133 (2) . XXXVII антифон (3) . XXXVIII (4). XXXIX (5). XL (6). XLI (7). XLII (8). XLIII Дан. 3,57–88 Пентик.: От греха моего очисти мя , Господи , и благоутробия Твоего сподоби , Спасе многомилостиве. Четверг утром: (1) . Пс. 3,62 и 133 (2) . XLIX антифон (3) . L (4) . LI (5) . LII (6) . LIII (7) . LIV (8) . LV Дан. 3,57–88 Пентик.: Глубину согрешений моих Ты знаеши , Господи, подаждь ми руку яко Петру и спаси мя. Суббота утром: Все как неделя А, кроме: Пентик.: Свет возсиявый Богородицею , помилуй нас. Суббота вечером: Все как неделя А, кроме: Кекраг.: Живоносное Твое возстание , Господи, славим. Воскресенье утром: Все как неделя А; уточняется «см. Великое славословие в конце книги». При сопоставлении этих афинских рукописей с древними патриаршими евхологиями возникает впечатление, что они дополняют друг друга. В этих музыкальных антифонариях мы находим те восемь антифонов, которые предполагались молитвами Евхология. Правда, общий закон восьми антифонов находит в антифонариях некоторые исключения; так мы встречаем: 1) в воскресенье вечером недели А: только 2 антифона, 2) в пятницу вечером недели А: 10 антифонов. 3) в субботу утром: 9 антифонов, 4) в воскресенье утром: 4 антифона, 5) в понедельник и вторник вечером недели В: 6 антифонов, 6) в среду вечером недели В: 7 антифонов, и 7) в пятницу вечером недели В: 6 антифонов с повторением одного из них. Как мы уже сказали, случай 1) не порождает никакого затруднения. В Вечерне и Утрене больших праздников, как видно из Типикона, сохранялись только первый и последний антифон. К тому, на Утрене отсутствует вход во время последнего антифона, так как служба начиналась не на паперти, а прямо на амвоне, в середине храма, быть может из-за большого стечения народа. Также на Вечерне Великого Поста не было других антифонов, кроме первого и последнего. Случай 4) тоже легко объясняется. В III главе этого сборника (стр. 115) мы воспроизвели описание воскресной Утрени по Песненному носледованию, сделанное архиепископом Симеоном Солунским .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Канон: воскресный на 4, Крестовоскресный на 2, Богородице на 2 и Триоди 9 на 6. На практике к канону Триоди используется припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Катавасия рядовая по Уставу. В последовании Недели о мытаре и фарисее сказано, что поется катавасия «Отверзу уста моя…». Однако в Марковой главе 11 января («Подобает ведати о сем, како восходит Неделя о мытари и фарисеи») говорится о пении катавасии «Глубины открыл есть дно…», а в Марковых главах 30 января и 2 февраля – о катавасии «Сушу глубородительную…». Следовательно, Неделя о мытаре и фарисее не имеет собственной катавасии, но поется катавасия рядовая. Если говорить более конкретно, то в период с 11 по 14 января поется «Глубины открыл есть дно…», с 15 января по 9 февраля – «Сушу глубородительную…» (это – основная катавасия для данной Недели), с 10 по 15 февраля – «Отверзу уста моя…». По 3-й песни: седальны Триоди. По 6-й песни: кондак 10 и икос Триоди Отметим, что кондак и икос Октоиха, начиная с Недели о мытаре и фарисее, опускаются на протяжении всего периода Триоди вплоть до Недели Всех святых (исключения – Недели 4-я и 5-я Великого поста). По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен Триоди; «И ныне»: Богородичен Триоди. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха на 4, стихиры Триоди на 4 11 (последние два припева – обычные стихи 9-го псалма, которые употребляются в воскресные дни); «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст дневной воскресный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и с поминанием святого храма, но без поминания рядового святого Минеи, служба которого переносится на повечерие в пятницу вечером. По отпусте «Слава, и ныне» – стихира евангельская. Начиная с Недели о мытаре и фарисее и вплоть до Недели Всех святых евангельская стихира всегда поется перед 1-м часом (исключение – Неделя 3-я по Пасхе). На часах Тропарь воскресный и кондак Триоди – на всех часах. Литургия «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 6-я песнь канона Триоди на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   „Разногласие», говорит Сократ, „касается не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств; потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбою едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, произошли также из воды. Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу». Созомен, вообще повторяющий Сократа, не отмечает этой разницы в пощении Четыредесятницы, указывая лишь на разницу в продолжительности ее.    Т. о. очень скоро после того, как было принято в Церкви, в качестве одной из возможных форм пощения, воздержание от мяса, было делаемо исключение для некоторых родов мяса, при этом не только для рыбы, как теперь, но и для птиц. Но последнего рода исключение, как не имевшее для себя никаких оснований, скоро отпало, а осталось только первое. В дозволении употреблять рыбу в пост могли руководиться следующими соображениями: 1) проклятие Божие по грехопадении направлено было именно на землю, а не на воды и их обитателей; 2) рыбы принадлежат элементу, с которым связано крещение; 3) в истории творения сказано: „Дух Божий носился над водою“.    Теперь церковной практике поста нужно было установить определенное отношение к другим продуктам питания, именно яйцам и молоку. В этом отношении тоже были „разногласия» и колебания, о которых, как видели мы, упоминает и Сократ. По его словам в Четыредесятницу (точнее, вероятно, в дни ее менее строгого поста,— в субботу и воскресенье) некоторые „воздерживаются даже от плодов и яиц». Очевидно, во времена историка не полагалось еще различия между лицами и овощами в отношении поста.    Судя по тому, что в римско-католической церкви и ныне молоко и яйца считаются постным кушаньем и дозволяются по крайней мере в воскресенья Великого поста, можно думать, что такой обычай был издавна принят в этой церкви. Кроме нее такая практика была принята в Армянской церкви. Эта практика осуждена была Трулльским собором, причем, в качестве следующих ей названы только армяне. Но так как правило собора осуждает римских христиан только за пост в субботу, можно думать, что ко времени собора эта практика была оставлена и в Риме, если существовала там раньше, а затем, — ко времени разделения церквей, — восстановлена. Памятником ей в Православной Церкви осталась Сырная неделя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2/14 апреля 1899. Пятница пятой недели Великого Поста. Согласно приглашению третьего дня от адмирала Дубасова, был сегодня на обеде на крейсере «Россия» в семь часов вечера. Разумеется, не так, как третьего дня у Санномия, – не позаботились приготовить что- либо постное. В половине обеда только адмирал счел нужным извиниться: «Я и забыл, что сегодня пятница!» Но совершенно забыл и в момент извинения, что ныне уже пятая неделя Великого Поста, тогда как в доме язычника Санномия знали и подумали о том. К счастью, я не обедаю никогда и потому без убытка для себя мог ответить адмиралу: «О, не беспокойтесь! Я не имею обычая обедать и приехал только засвидетельствовать почтение Вам» и просидеть праздно за обедом, наслаждаясь лишь прекрасной музыкой, которая играла все время. На пути в Йокохаму, в вагоне, прочитал записку адмирала, которую вез и читал секретарь Посольства Поклевский. Суть – воинственное расположение к Японии; «мы-де должны завладеть Кореей, которая нужна по поводу нашего богатырского роста, но которую так взять нам Япония не даст, ибо ей Корея нужна для более серьезных целей (для обитания и пропитания по причине тесноты дома) " … Впрочем, пишет гладко и приятно – а потому спать пора – черчу усталый, в первом часу ночи, вернувшись из Йокохамы, в дождь. 3/15 апреля 1899. Суббота пятой недели Великого Поста. Совесть укоряет за то, что вчера осудил в душе адмирала за несоблюдение поста. Господь с ними! У самого больше грехов. Прости, Господи! Нужно смотреть на хорошую сторону людей, а худую, если ее нельзя исправить, не замечать. Хорошего же у наших моряков сколько! Как они трудятся для Отечества! На моей памяти флот от таких судов, как «Посадник» и «Наездник», которые я видел в 1861 году, дошел до «России», этого удивительного стального города, чуть не с тысячею обитателей и, по-видимому, совершенно неуязвимого. Кто ж, как не моряки делают все это? И вчера мы, береговые гости, вернувшись, легли спать, а они, оба судна – «Россия» и « Владимир Мономах » – в десять часов вечера, в дождь и темень, пошли в море. Как прекрасен был мой земляк, капитан Доможиров, в непромокаемом пальто на палубе под дождем, когда мы прощались с ним! Целую ночь он не сомкнет глаз; стоя на мостике, чтобы беречь свою великолепную «Россию» от всякой опасности. А адмирал разве не прославил русский флот своим самоотверженным подвигом в войну с турками? И ныне разве он мало потрудился над устройством «Порт-Артура»? Разве не потрудился и над запиской, которую я вчера читал и в которой столько прекраснейших мыслей и удивительно собранных статистических данных? Положим, его идея о необходимости войны с Японией не выдерживает серьезной критики (если только не выдерживает), но источник ее – патриотизм, которому нельзя отказать в полном сочувствии и уважении…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Вторник, утреня. Стихира 1-я на стиховне: «Вскую, унывающи, душе моя, греху работаеши?» Уныние, производя расслабление духа, заставляет человека жить по плоти или гордости. Посему при отсутствии борьбы с ним оно непременно сопровождается грехом для унывающего. Но и само оно есть следствие греховного состояния, составляя как бы одно с ним. Поэтому оно и есть грех . А так как грех может быть очищен только благодатию Божиею, то и с унынием можно бороться только молитвою. 1925 г. Седмица 4-я Великого поста Среда, вечерня. Стихира 1-я на «Господи, воззвах» : «Благих напряжение множайшее благодеяние творит» . То есть понуждение себя к добру с напряжением сил приносит много добра всему человеку. Седмица 5-я Великого поста Среда, утреня, 2-я стихира на стиховне в конце: «Разбойническими помышленьми уязвився окаянный, и еле жив бых, Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща и хитростьми человеческими неисцелена» . Священник и левит в притче о милосердном самарянине отнесены здесь к пророческому лику. Значит, если ветхозаветному священству дана была благодать освящения и учительства, то тем несравненно более таковая присуща новозаветному. Стихира 3-я мученична на «Господи, воззвах» на вечерне в ту же среду: «…мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощавшаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе» . Пострадать за Христа значит понести с Ним вместе Его поношение и уничижение. Там же, стихира 17-я по «От стражи утренния» : «Езеро иссушивый страстей, кровоточивыя прикосновением ометов Твоих» . Кровотечение женское есть знак плотского страстного состояния; тело не подчиняется духу, но расслабляется от колебания души между ним и грехом. От того же могут происходить истечения и жижи, особенно у мужчин, если, конечно, последнее не от природы. Неделя 5-я поста. Стихиры на стиховне, стихира на Славу: «Помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси...» При обучении добродетели, пребывая в молчании языка и ума, уничтожаем грехи мысли. Седмица 6-я Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010