Скачать epub pdf Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец Сегодняшнее воскресенье носит название недели перед Рождеством, недели святых отец. Святыми отцами мы обычно называем учителей Церкви, а здесь имеются в виду люди, принадлежавшие роду, из которого вышел Спаситель. Почему мы их вспоминаем? Потому что хотя в каждом из них, как и в любом человеке, как и в нас, действовал грех, но в то же время они жили ожиданием пришествия Спасителя, Мессии, Избавителя, и эта главная идея их жизни была для них путеводной звездой. Они согрешали, потому что в те времена у них не было возможности приобщиться к благодати Божией, как мы сейчас приобщаемся, но тем не менее умели и каяться в своих грехах, и оплакивать их по-настоящему. Они ждали Христа-Спасителя, ждали прощения своих грехов и хотя и заблуждались на этом пути, но все-таки главным для них было это ожидание, которое передавалось из рода в род и началось с Авраама. Авраам не был праведником, но Бог его веру вменил ему в праведность, потому что тогда на всей земле верующих во Единого Бога Отца Вседержителя оставалось меньше, чем пальцев на одной руке, и, несмотря на свои грехи и какие-то немощи человеческие, Авраам имел эту главную добродетель, которой не имел почти никто из живущих в то время. Он постоянно молился единому Богу и, будучи уже старым, поверил, когда Господь сказал, что у него будет дитя и что от него даже произойдет целый народ, из которого придет Спаситель мира. Мы часто сомневаемся и в милостях Божиих, и во многих важных основах нашей веры, а Авраам не усомнился в словах Господних. И когда у него родился сын и Господь повелел: «Пойди и принеси его Мне в жертву», Авраам не сказал: «Если я сына своего в жертву принесу, как же от меня произойдет целый род?» Он взял сына и повел на гору, чтобы закласть, потому что действительно имел глубокое доверие к Богу, имел эту добродетель в наивысшей степени совершенства. Он был человеком несокрушимой веры, и она вменилась ему в праведность, Святая Церковь называет его отцом всех верующих. Поэтому Авраам для нас может быть таким образцом, хотя были у него и слабости, и недостатки, и всякие заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18–32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 1я Неделя по Троице. Неделя Всех Святых I. Евангельское чтение. Евангелие от Матфея (10:32–42) 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку — домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении первой недели, посвященной памяти всех святых, ветхозаветных и новозаветных, изображаются свойства истинного последователя Христова. Он должен: а) с верой сердца соединять исповедание веры, как необходимое ее выражение (ст.32–33); б) иметь любовь к Господу, аки смерть крепку, чтобы ни родство и дружба, ни радости и удовольствия не могли охладить этой любви(ст. 37); в) нести крест свой с терпением ради Господа и по Его примеру (ст.38); г) утешать себя надеждой на Бога, Который сторицей может вознаградить всякие для Него пожертвования и лишения, как в настоящей, так и в будущей жизни (Мф. 19:27–29 ); но при этом

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Скачать epub pdf 49. Неделя по Просвещении Eф. IV, 7–13 7. Братия, каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам (Псал. LXVII, 19). 9. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12. к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13. доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. Святой апостол Павел в словах, предшествовавших нынешнему чтению из его послания, умоляет нас всех ходить достойно своего звания, со всяким смиренномудрием и кротостью. Смиренномудрие-то и кротость всего реже встречаются в людях всех званий и состояний, потому что почти каждый, ценя свое звание не столько христианское, сколько гражданское, и общественное свое положение, гордится им пред другими, не прочь дать почувствовать ближнему свое значение и силу. Оттого-то и бывает в обществе презрение, унижение других, невнимание к нуждам, к горю ближних; самоуслаждение своими дарованиями, значением и удачами в предприятиях. Но такого раздвоения в обществе христианском быть не должно. Потому что мы все составляем одну семью; у нас один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех, и во всех нас. У нас один Господь Царь, одна вера и одно крещение ( Eф. IV, 6, 5 ). Гл. IV, ст. 7. Все достоинства-то в нас, всякое наше положение благоприятное не нами приобретено, не своими собственными силами; и нам поэтому нечем хвастать и гордиться. Каждому из нас дана благодать, говорит апостол. Значит, каждый из нас получил от Бога свои способности и силы, свое особенное положение в христианском обществе как дар, а не как заслуженное что-либо нами. И присмотритесь к жизни. Вот рождается младенец; в нем заслуг нет никаких, и уже он наделен способностями, таким или иным умом, сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf 14. Неделя о расслабленном Четвертое воскресенье по Пасхе Дeяh. IX, 32–42 32. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 34. Петр сказал ему: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 35. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. 36. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. 39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. Святой евангелист Лука в произнесенных ныне на святой литургии словах говорит нам, что св. апостол Петр по своей обязанности обходил всех христиан, нередко посещал их дома, наблюдал над их семейной жизнью, упорядочивал ее, радовался процветанию в них благочестия. И верующие христиане с радостью принимали к себе св. апостола как посланника Божия, как дорогого гостя, как Самого Иисуса Христа. Оттого-то такое радушие со стороны принимающих и благословлялось Богом. И пастыри Православной Церкви ныне имеют свое право и обязанность навещать своих пасомых в их домах, наблюдать над их жизнью, следить за семейным их бытом, за согласием между членами семьи и честным их трудом. Такое премудрое установление, обязывающее пастырей посещать своих пасомых не только тогда, когда в пастыре крайняя, едва не смертная нужда, но и в другие времена, это распоряжение могло бы иметь сильное влияние на взаимообщение между паствою и пастырем, на устранение из прихода многих грубых пороков, семейных раздоров и несогласий, и даже судебной тяжбы, и на более правильное исполнение христианином еженедельных обязанностей. Но что приходится видеть и слышать?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Закрыть itemscope itemtype="" > 40 дней по особому расписанию 11.03.2019 1651 Время на чтение 11 минут С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода. Для того чтобы дисциплинировать себя и ничего не забыть, некоторые православные христиане составляют великопостный календарь на каждый день, в него вносят богослужения, которые нужно посетить, запланированные к прочтению книги, «задания» по преодолению вредных привычек и прочее. Наш сегодняшний материал может помочь тем, кто еще не в полной мере ориентируется в пространстве Святой Четыредесятницы, в составлении такого календаря. Нужно иметь в виду, что неделя, то есть промежуток в семь дней, называется в православном календаре седмицей, а собственно неделей именуется воскресный день. Страстная седмица по уставу Церкви является особым периодом и в состав Великого поста не входит. Строго говоря, не входят в него и два православных праздника - Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, так что длительность Святой Четыредесятницы составляет ровно 40 дней, по образу сорокадневного поста Спасителя в пустыне. Первая седмица. Неделя 1-я: Торжество Православия (11-17 марта) Святая Четыредесятница начинается с четырех дней строгого воздержания и ежедневного посещения богослужений. С понедельника по четверг первой седмицы вечером во всех храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В этом духовном произведении отражена вся история отношений человечества с Богом - от Адама до Страшного суда; при этом оно построено как разговор человека с собственной душой, которая призывается восстать от греховного сна. В среду первой седмицы впервые служится Литургия Преждеосвященных Даров. Исторически и по смыслу она представляет собой вечерню, на которой происходит причащение молящихся Святых Христовых Таин. Подробнее об этом богослужении можно прочесть ниже, в «Словаре Великого поста».

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

Закрыть Неделя в Вечном городе Часть 1.2 17.06.2020 747 Время на чтение 17 минут Часть 1.1 Неподалеку церковь Санта Мария Сопра Минерва. В древности на этом месте стоял храм Минервы. В эпоху инквизиции здесь проводились заседания комиссий по еретикам. Вполне может быть, что здесь каялись Галилей и граф Калиостро. Этот храм украшал сам Микеланджело, в частности, статуя Христа с крестом его работы. Буквально в двух шагах от Пантеона находится удивительная церковь Сант-Иньяцио, посвященная основателю ордена Иезуитов Игнатию из Лойола. Огромная, величественная. Внутри по-римски уже привычно все «дорого-богато» - мрамор, золото, колонны, скульптуры, огромный купол с великолепной живописью… но нет – это не купол! Роспись сделана на плоском потолке! Это просто в голове не укладывается, и не сразу понимаешь, что фреска написана на плоской поверхности – настолько реалистична иллюзия объемного пространства, иллюзия купола. Купол-обманка! Эта жемчужина появилась в 1685 году - из-за недостатка средств не был построен купол, и художник-математик монах Андреа Поццо решил эту проблему кардинально – нарисовал его на гигантском холсте. К сожалению, «оригинальный купол» был утрачен и со временем заменен на копию в 1823 году, сделанную по проекту, оставленному предусмотрительным Андреа. Нам не совсем близки (точнее, совсем не близки) живописные изображения святых в храме, больше похожие на пухлых младенцев, практически полностью обнаженных женщин и мужчин с грудами мышц, пышущих физическим телесным могуществом (как это далеко от нашей канонической аскезы, возвышающей горе!). Кстати, многие художники пользовались подобными иллюзионистическими приемами, но не у всех получался такой эффект. Гигантская 40-метровая трехмерная фреска «Глория (триумф) Святого Игнатия» вне всякого сомнения, лучшее творение художника и, без преувеличения, одно из чудес света. Современные спецэффекты никак не могут соперничать с этим монументальным зрелищем из далеких веков. Еще в этом храме привлек внимание деревянный макет внушительных размеров – храм единой всемирной религии, на куполе которого на троне восседает Папа с посохом и еще каким-то атрибутом власти, а вокруг этого храма расположены макеты самых знаменитых соборов мира. Из наших там оказались Исаакиевский собор и собор Василия Блаженного.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

Часть третья. О богослужении Отдел первый. Об общественном богослужении Службы общественного богослужения (вечерни, повечерия полунощницы, утрени, часов, литургии и др.) слагаются из троякого рода молитвословий, иначе служб. Одни молитвословия приспособлены к известным часам суток, сообразно с воспоминаемыми в то время событиями (службы суток); другие приспособлены к дням седмицы, сообразно с воспоминаниями дней ее (службы дней седмицы); третьи приспособлены к дням года и воспоминаниям событий, соединяемым с днями его (службы дней года). Службы дневные по прошествии дня, службы седмицы по прошествии седмицы и службы года по прошествии года начинаются и следуют снова подобно тому, как в прежний день, подобно тому, как в прежнюю седмицу, как в прежний год. Отсюда весь ряд служб дня называется кругом служб дневным, весь ряд служб седмицы и весь ряд служб года именуются кругом служб седмичным, годичным (Книга Правил св. апостол и Соборов. Правило Григория Нисского прав. I-e). Молитвословия круга дневного, назначенные Православною Церковью для служб в известные часы дня (например: на вечерне псалом: «Благослови душе моя Господа») неизменны почти во все дни в году. Посему эти молитвословия (приличные часу, в который совершается служба, и – воспоминаемым на службе священным событиям) составляют как бы основание божественных служб, и от этих молитвословий вседневные службы общественного богослужения носят свои названия, именно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы и литургия (иначе обедня – служба до обеда). Молитвословия круга седмичного на каждой службе (например: на вечерне – стихиры, на утрени – канон и др.) изменяются с каждым днем седмицы, так как каждому дню седмицы усвоены особые воспоминания, например, в Неделю – воскресение Господне, в понедельник – бесплотные силы и т. д. 268 . Молитвословия круга годового изменяются с каждым днем года; так как каждому дню года Православной Церковью назначены особые воспоминания 269 , так что в годовом кругу в каждое число каждого месяца воспоминаются в службах особые события. Кроме того, Православная Церковь воспоминает известные события в разные годы не в одни и те же числа месяца, даже и не в одном и том же месяце. Дни богослужения, бывающие не в одни и те же числа года, а в разные, называются подвижными днями богослужения. Так, например – Неделя ваий, которая бывает за седмицу до Пасхи, день Пасхи, Преполовение, Вознесение Господне, Пятидесятница, Неделя Всех Святых суть праздники подвижные. Дни же богослужения, в которые бывают воспоминания известные во все года в одни и те же числа месяца, называются неподвижными праздниками и днями богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕЛАСИЙ (V в.), палестинский подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших; пам. греч. 31 дек.) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕННАДИЙ Николаевич Здоровцев (1868-1918) свящ., сщмч. (пам. 22 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕННАДИЙ (Летюк Григорий Лаврентьевич; 1874-1941), иером., прмч. (пам. 5 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово–Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (Ребеза Григорий Матвеевич;1880-1937), архим., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Фёдорович Архангельский (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе новомучеников пострадавших в Бутове)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_15.html

13. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших . Глас 1-й. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Мц. Акилины. Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской. Прпп. Андроника, Саввы, Александра, Даниила и Андрея Московских. Прп. Александры Дивеевской . Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387) . Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на субботу, 12 июня. Рядовая служба Минеи (мц. Акилины и свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской) может быть перенесена на повечерие одного из предшествующих или последующих дней. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 3-й и глас 8-й – 6 (последняя стихира, глас 8-й: «Святых память…» – не поется). «Слава» – русских святых, глас 1-й: «Веселися о Господе…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю). Паримии русских святых – 3. На литии стихира храма и стихиры русских святых, глас 8-й и гласы 1-й–8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 8-й: «Срадуйтеся с нами...» ; или Богородичен воскресный, глас 8-й: «Безневестная Дево...». На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – русских святых, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов…» , «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 2-й: «Вышнии лицы...», или глас 8-й: «О, преславнаго чудесе!..»; или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О чудесе новаго...» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь русских святых, глас 8-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь русских святых, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-26/

24. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших . Глас 1-й. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Прп. Антония Дымского (службу зри 17 января) . Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387) , и службой великого праздника Рождества Иоанна Предтечи . Предлагаем возможную схему для такого соединения служб . Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, Предтечи, глас 4-й – 4, и русских святых, глас 3-й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Днесь Света светильник...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии Предтечи 3, и русских святых – 3. На литии стихиры Предтечи, глас 1-й, литийная стихира русских святых, глас 8-й: «Срадуйтеся с нами, вси лицы святых...», и стихиры русских святых, глас 2-й: «Земле Русская...», «Церковь Русская...», «Соборе святых русских...», «Новый доме Евфрафов...» (см. на стиховне великой вечерни, без стихов) . «Слава» Предтечи, глас 5-й: «Пророков предел...», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси...». На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» Предтечи, глас 8-й: «Исаии ныне пророка глас...», «И ныне» Минеи, глас тот же: «Виждь Елисаветь...» (см. в службе Предтечи). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (единожды), тропарь Предтечи, глас 4-й (единожды), и тропарь русских святых, глас 8-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (единожды), тропарь Предтечи, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь русских святых, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-07/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010