24. Император пришел к Патриарху, собрались и мы там по его приказу. Папа послал трех кардиналов – камерария 196 , Юлиана и Фирмана, – и десять епископов. Юлиан начал, и от начала до конца обращался к императору с дерзновением, красноречием и риторическим умением. Пусть будет из его слов передано то, что осталось в нашей памяти, если невозможно изложить их дословно. Итак, он сказал, словно от имени папы 197 , что «блаженнейший папа послал галеры, согласно договоренности, которые и пришли туда к вам в сентябре месяце. И хотя вы могли прибыть на них сюда в течение всего ноября, вы прибыли в феврале, и потому произошли очень большие расходы из-за такой задержки. Затем, когда вы прибыли в Феррару, мы сказали, что надо устроить провозглашение Вселенского собора, и вы потратили на это больше месяца. Мы просили перейти к дискуссиям, и вы Ionяmь] не захотели, а попросили отсрочку в четыре месяца с тем, чтобы [только] после нее вы говорили. Вместо четырех месяцев прошло семь, и вы [снова] не захотели перейти к дискуссиям. Но и по ходу четырех месяцев вы согласились, что будете встречаться с нашими дважды в неделю и что мы будем говорить о различиях между нами. И вы дали нам об этом грамоту. Тем не менее, вы встретились восемь раз, а затем прекратили. Было установлено, что мы будем говорить на Соборе трижды в неделю неопустительно, но вы и это не соблюли, но встречались с промежутками, а потом и от этого отказались. Показалось правильным, чтобы нам отправиться во Флоренцию. Зная ваши отсрочки и промедления, мы попросили, еще будучи в Ферраре, и вы письменно обещали, что мы неопустительно будем дебатировать трижды в неделю, и что никакая причина, или же болезнь императора или Патриарха, или оратора, не воспрепятствует определенной и установленной встрече и собеседованию. Если оратору воспрепятствует болезнь, то другой пусть восполнит его речь. И если значительный святой праздник придется в установленный день, то чтобы на следующий день произошло собеседование, дабы мы скорее пришли к общему решению. Вы же не соблюли даже письменного соглашения, но после немногих встреч остановились, не придя к заключению. Блаженнейший же Отец исполнил и исполняет то, о чем было договорено, а скорее даже – гораздо больше. Вы же не сохранили ни первого соглашения, о чем письменно обещали на провозглашении Собора, ни второго, когда перешли к собеседованиям, ни третьего, которое дали письменно при переезде во Флоренцию. И сейчас, после прошедших здесь собеседований, что другое вы любите, кроме праздности, придерживаясь ее, будто бы для вас полезной? Итак, мы утверждаем, что наши доказали блестяще и достаточным образом, что то, о чем мы говорим, является истинным учением Церкви и ее святых учителей. Если вы убеждены тем, что услышали, то приходите к заключению; если же вы еще сомневаетесь, то возвращайтесь вновь к дискуссиям».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Типографскому уставу великий канон поётся в среду 5-й недели «вечер в третий час нощи» (следовательно, было всенощное бдение), а по Синодальному – в четверг на утрене. В субботу 5-й седмицы на утрене – чтение акафиста. Оно начинается по 6-й песни канона и происходит следующим образом: вслед за кондаком «взбранной воеводе» поют «прочее 20 и 4 икоса и на тех не седети». Так говорится в Синодальном уставе лист 17), а по Типографскому «поют икос 24 не седающе». О значении выражения 24 икоса в отношении строя древнего акафиста см. в нашей статье: о кондакаре XII–XIII b. из Синодальной библиотеки в Прибавлениях к Творчествам Святых Отец 1880 г. По окончании акафиста следует 7-я песнь канона и далее служба идёт своим порядком. В 5-ю неделю на утрене поют два канона, из которых второй преподобные, творение Марка глас 8, посечённого несек., т.е. канон Марии Египетской, творение Марка Идрунтского. Подробнее говорится о службе Марии Египетской в уставе Типографском. В Лазареву субботу на утрене «евангелие не глаголется» (в иерусалимских уставах исключение делается для храмового праздника), но поётся «Воскресение Христово видевше» (следовательно, служба справляется праздничная, в виду чего мог возникнуть и вопрос o евангелии); на конце песней канона «глаголются ирмосы иже на Пасху». На литургии вместо трисвятого «елицы во Христа крестистеся», прокимен «Господь просвещение мое». Вероятно, в древности этот день был избираем для совершения крещения, как видно и из содержания кондака этого дня; «спогребшеся тебе крещением твоим Господи». На вечерне в субботу ваий по окончанию «блажен муж» переменяются стороны (хоры певцов): правая переходит на левую, а левая обратно; пение «Господи воззвах» начинается с левой стороны. В Типографском уставе упоминается на вечерне «мефимон малый»; так называется здесь повечерие. На утрене в неделю ваий после евангелия не поётся «воскресение Христово видевше». В Типографском уставе описывается обряд раздаяния ваий, при пении 50-го псалма (см. описание этого устава приложение III), но в Синодальном об этом обряде не говорится, а описание его внесено в дополнительную часть. Полагается канон творения Косьмы (Майюмского) «явишася источницы», но со следующей оговоркой: « аще ли ветхыи обычаи дьрж. (если же держаться древнего обычая) да и кан (канон) андровъ поеть гла д въспоим п бо съ ренымь канъмь поть добр было въ не (неделю) то оставльшемъ тъкмо пти козьмы мьниха. ко подобае т того кан истиха и потиши пти. по съкончанииже коеждо п поють в перисъ мсто» (лист 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Итак, вместо всякого поучения, в настоящую и следующую недели, мы займемся, братие, с вами воспоминанием святых мужей и жен Ветхого Завета. Дело само по себе весьма легкое и приятное для духа; одно неудобство – краткость времени для воспоминания и великое число воспоминаемых лиц. Много ли времени уделяется на слушание церковных учений? Едва четыредесятая часть дня, тогда как на зрелищах проводятся порой едва не целые дни и ночи. Между тем, число ветхозаветных праведников так велико, что у самого апостола Павла недостало времени повествовать о них подробно ( Евр. 11:32 ). Для устранения сего неудобства мы разделим, во-первых, свое собеседование на две части; теперь воспомянем святых мужей, а в следующую неделюсвятых жен ветхозаветных; во-вторых, при воспоминании тех и других укажем вам преимущественно на важнейших, а в их жизни – на то, что составляло основание их добродетели и отличало их от всех прочих; в-третьих, пригласим вас самих дополнить домашним размышлением то, что будет здесь сказано кратко. Чуждое ли дело для слушателя, – размышлять о том, что ему говорят здесь? Напротив, это всегдашний долг ваш, от неисполнения коего поучения теряют силу и не успевают укорениться в умах. Итак, братие, соединимся общими силами и пойдем единодушно к цели, которая у всех нас всегда одна и та же – вечное спасение грешных душ наших. Но, прежде нежели начнем рассматривать звезды, возведем мысли свои к Самому Солнцу правды, Христу Царю и Богу нашему, и помолимся Ему, да пошлет свет Свой и в ум проповедающего, и в сердца слушающих. Первый из праотцов Христовых и святых мужей Ветхого Завета есть Адам, праотец по плоти и всем нам. Через него вошли грех и смерть в мир; но им же принято и первое обетование жизни и спасения; он же есть первый пример покаяния и оправдания во Христе. Но многие из нас, памятуя грех праотца, весьма худо помнят его покаяние. И для чего воспоминают грех? Для нечестивого ропота на свою участь, для извинения своих преступлений, а иногда для жалкого и безумного глумления. Нет, братие, не такого воспоминания достоин наш общий отец по плоти. Велико было падение его; но если избранный из всех не устоял в испытании, то кто не пал бы на его месте из нас, неизбранных? Притом, как бы ни был велик грех Адамов, он, после того как мы искуплены Сыном Божиим, не вредит нам. Во Христе мы гораздо более приобрели, нежели сколько потеряли в Адаме: теперь, если мы погибаем, то совершенно от себя самих! Адам первый подает нам пример, как должно восставать от падения. Раз вкусил он от плода запрещенного, и девятьсот лет провел в слезах и раскаянии! Сколько раз он, может быть, плакал о нас и грехах наших, между тем как мы сами, вместо того, чтобы плакать о грехах своих, нередко хвалимся ими! Будем проводить жизнь подобно Адаму кающемуся – и пламенное оружие не воспрепятствует нам войти в рай, им потерянный.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

По молитвам к преподобному Агапиту Печерскому дважды получила исцеление от рака. В 2000 году и в 2013-м. Помазываясь маслом от Мироточивых глав, и сейчас получаю исцеление колен, плеч, локтей. Благодарю Господа Вседержителя и преподобных отцов Печерских. Р.Б. Фотиния, г. Киев, Харьковское шоссе, 2014 г. Исцеление от рака Мой отец болел раком. Долгое время – где-то полгода – лечился. Улучшения не наступало. Отец вместе с матерью приехали в Киево-Печерскую Лавру поклониться преподобным Печерским в Ближние и Дальние Пещеры. Посетили Голосеевскую пустынь. Молились всем святым. После возвращения домой родителей отец пошел на очередную химиотерапию. После проверки УЗИ там ничего не нашли!!! Попович Виктор Владимирович, Черновицкая область, с. Кливодин Деторождение Р.Б. Татьяна 10 лет не могла зачать дитя. После посещения Ближних Пещер, где молилась младенцу Иоанну, зачала дитя Р.Б. Татьяна 10 лет не могла зачать дитя. После посещения Ближних Пещер, где молилась младенцу Иоанну, зачала дитя. Исцеление почек Р.Б. Владимир лежал в больнице. У него 11 дней не работали почки. Жена его приходила и молилась преподобному Агапиту. Чудом заработали почки. 2014 г . Галерея между Дальними и Ближними пещерами Обретение профессии Р.Б. Денис долго искал себя, менял работу, жена его Катерина молилась в Дальних Пещерах. Денис стал известным ювелиром. 2014 г . Освобождение заключенной Р.Б. Жанна молилась в Дальних Пещерах о том, чтобы заключенную выпустили из тюрьмы. Через неделю ее выпустили. 2014 г . Помощь в суде Р.Б. Нина молилась в Дальних Пещерах, прикладывалась к Мироточивым главам, просила, чтобы ее фирма выиграла суд (дело было сложным, шансов никаких). Через неделю фирма выиграла суд. 2014 г . Поступление в аспирантуру Р.Б. Галина молилась, чтобы ее сын поступил в аспирантуру на бюджет. Было всего два места, шансов никаких. В Дальних Пещерах молилась возле святых глав, в Ближних Пещерах просила Нестора Летописца. Ее сын Михаил поступил в аспирантуру. 2014 г . Замужество Р.Б. Жанна просила святых в Дальних Пещерах о замужестве. Долго не могла выйти замуж. Через полгода встретился мужчина, с которым они обвенчались.

http://pravoslavie.ru/89335.html

Отец Павел меня спрашивал уже о возможности использования моего курса 36 . Я, разумеется, буду рад, если что-либо окажется возможным использовать. Но конечно, все это еще нужно много скоблить, править и «подмолаживать». О согласии на перенесение даты совещания я Вам сегодня телеграфировал. Очень рад, что Вы предложили Владыке НИКОЛАЮ составление правил. Хорошо бы, если бы он согласился и статью написать. По затронутым литургическим вопросам мое мнение: Отсутствие кафизм и поклонов в среду 5 седмицы вечера делает невозможным править в этот день службу со стихирами великого канона. Так я понимаю «понеже». Видимо, Марко 37 не мыслит этой сугубо покаянной вечерни без кафизмы, и в отсутствии кафизм и поклонов видит главное препятствие к совмещению двух служб 38 . Впрочем, казалось бы, и без того препятствий достаточно. Следующие вопросы (в порядке номеров): 1)  1 января, по-моему, одно лишь входное возможно – «...во святых дивен сый» 39 . 2)  «Под зачало» обычно объединяются более-менее однородные по характеру чтения. В данном случае, казалось бы, естественнее объединить чтение недели и празднику – это два, так сказать, «Господские» чтения 40 ; от них, по-моему, следовало бы отделить чтение святому 41 . 3)  «Катавасия триоди» – не ошибка. Устав не придерживается принципа – катавасия по последнему канону (в праздники). Триодные воскресенья тоже не всегда выдерживают этот принцип (например, предпразднство Сретения в неделю фарисееву). Если в неделю фарисееву и блудного при коллизии двух катавасий предпочтение (независимо от того, какой канон последний) отдается Сретенской катавасии, то в неделю мясопустную – в предпразднство и в попразднство ее вытесняет катавасия триоди 42 ; это постепенное восхождение «в силу» Триоди видно и в количестве стихир. 4 и 5) На изобразительных, когда они совершаются без чтения апостола и евангелия, завесы, видимо, отверзать не следует вообще. 6)  Перед произнесением слов «Свет Христов», судя по предшествующему возглашению, сидевшим во время паремий и прокимна надо встать и всем стоять «просто» 43 . Вносил светильник на вечерне в древности всегда диакон (даже в 3 в[еке] так было); он же возглашал и «Свет Христов».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Уроженец юга, Антоний весьма часто изнемогал от вредного влияния на его здоровье северного климата и болезнь принуждала его оставлять по временам пустыню; но, любя уединение и ревнуя по Бозе, старец, несколько собравшись с силами, снова спешил в свою пустынную келью. В конце 1839-го года он был посвящен в иеродиакона и того же года через четыре дня – во иеромонаха, и с 1840 по 1849 г., исправляя должность братского духовника и старца, был ревностным помощником тогдашнего настоятеля. Как делом проходивший духовную жизнь, отец Антоний был мудрым духовным наставником братий. В 1849 году старец был поражен параличным ударом: у него отнялась вся левая сторона, и в таком положении пробыл он до самой кончины, около 13 лет. Не имея возможности поворотиться без помощи келейника, отец Антоний во все время болезни не произнес ни одного слова ропота, не слышно было от него ни малейшей жалобы на неисправность его келейников, хотя по нескольку часов оставался он один в кельи, имея необходимую надобность в услуге. Особенно долго (лет 12) прислуживал ему рясофорный монах Петр Васильев, по пострижении монах Петроний, скончавшийся на 76-м году от рождения, 5-го декабря 1861 года, месяцев за восемь до кончины старца. Отец Петроний читал старцу утренние и вечерние молитвы, жития и писания святых, часто певал с ним догматики и другие молитвы. По кончине отца Петрония, келейники у старца переменялись. Один из них, прислуживавший ему незадолго до его кончины, смущаемый духом на старца за лишение ночного покоя, иногда напоминал больному, что ему тяжело при нем служить и нести обязанности инока, не укрепив себя достаточно сном. Старец кротко переносил это заявление, прося прощения у келейника, и всегда с похвалой отзывался о его услугах. Во все время параличного расслабления, отец Антоний несколько раз соборовался и был до кончины в совершенной памяти. Сначала каждый месяц, а потом каждую неделю причащался св. Христовых тайн. Перед кончиной за неделю он стал особенно слаб; видно было, что близок переход его в вечность: мало и неясно говорил он и не принимал пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1485 Впрочем, имея в виду наклонность к компиляторству позднейших церковных ораторов греческих, мы не удивимся, если и относительно Кирилла Туровского будет найдено и доказано, что он более компилятор, чем самостоятельный оратор. 1486 Не знаем, какой был обычай у современных Кириллу проповедников греческих, но он сам сказывал свои слова по тетрадке (а не наизусть), подобно тому, как это делают наши нынешние проповедники (см. слово на неделю святых Отец).– Преосвященный Антоний в своей, написанной против нас по поводу наших речей о Кирилле Туровском , критической заметке, имеющей заглавие: „Древнерусская проповедь и проповедники в период до-монгольский”, поставляет на вид против всех (подобных нашим) соображении тот, красноречивее всяких слов говорящий, факт, что проповеди Кирилла Туровского в древней России были весьма популярны (во 2 издании сборника статей: „Из истории христианской проповеди”, стр. 304 sub fin). Но, не имея качества учительности и назидательности, проповеди Кирилла Туровского весьма имеют качество занимательности, а этим вполне н объясняется их популярность. Считаем нужным заметить, что наше мнение о проповедях Кирилла Туровского не есть мнение одинокое или одиночное, – что в существе оно согласно с мнением преосвященного Макария, – История т. III, издание 2 стр. 128, и что оно есть почти совсем одно и то же с мнением И. Я. Порфирьева , – Истории русской словесности часть I, издание 4 стр. 397 sqq. И наиумереннейший в своих отзывах А. В. Горский называет красноречие Кирилла Туровского „цветистым красноречием”, см. в его статье: „О древних словах на святую четыредесятницу”, напечатанной в XVII части Прибавлений к Творчествам святых отцов, стр. 49 нач.). 1487 Кроме восьми указанных церковных слов, относительно принадлежности которых Кириллу все согласны, читаются в рукописях между его творениями и ещё два церковных слова, принадлежность которых Кириллу отрицается, а, во всяком случае, подвергается весьма большому сомнению; это слова: в 5 неделю по Пасхе и на Пятидесятницу (читаются они между творениями Кирилла Туровского в пергаминной рукописи XIII-XIV века бывшей Толстовской, – по описанию Строева I отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Прот. А. У.: Очень интересно. На самом деле это большая проблема, потому что в последнее время люди боятся своей собственной свободы. Боятся творчески подходить к молитве, к молитвенному правилу, к посту. Вот если у Вас есть советы, отец Максим, очень было бы интересно, чтобы Вы ими поделились. Прот. М. К.: Чтобы было не так страшно, я прикроюсь святителем Феофаном. Он в ответ на многие письма людей, жалующихся, что у них сухость на молитве, что они устают от молитвенного правила, говорит так: заметь, сколько в среднем ты читаешь утренние и вечерние молитвы, и дважды или трижды в неделю ни в коем случае не пытайся прочитать правило целиком, но на эти пятнадцать-двадцать минут начни его с самого начала. Может быть, ты дочитаешь только до начальных молитв, но пусть каждая будет произнесена с полной мерой глубины и искренности. А чтобы тебе не было страшно, что это растянется на три часа, знай, что ты будешь молиться те же двадцать минут, но не вычитывать, а прорываться в предстояние пред Богом… Прот. А. У.: …Отличный совет, замечательный… Прот. М. К.: …И если каждый из нас будет пытаться делать это, хотя бы чередуя с обычным прочитыванием правил, это же очень хорошо. Второе размышление такого рода: вот если мы рассмотрим, из чего состоит наше богослужение, то увидим, что в нём неизменные составляющие сочетаются с такими, которые меняются раз в неделю, и с такими, которые повторяются только раз в год. Вот этот принцип соединения постоянного с изменяемым в сегодняшнем молитвословии у нас фактически отсутствует, а его, конечно, нужно применять. Иной раз мы причастились Святых Христовых Таин, душа просит благодарения Богу, — и в тот же вечер вычитывать обычные покаянные молитвы будет в какой-то степени неискренним, нечестным перед Богом, потому что хочется Его за сегодняшний день благодарить. Так откроем акафист или какой-то благодарственный канон, и прочитаем то, в чём преимущественно изливается наше благодарение Богу. Далее, готовясь в двунадесятый праздник к принятию Святых Христовых Таин, вместо обычных трёх канонов возьмём и почитаем канон двунадесятого праздника, но только подумавши над ним, постаравшись его уразуметь. Это принесёт нам больший духовный плод, даст нам значительно лучший результат, чем прочитывание в очередной раз одного из трёх канонов. Каждому нужно искать для себя пути к живой молитве.

http://pravmir.ru/o-molitve-molitvennoe-...

Приветствуя вас, братья, с новым годом и желая вам всех милостей от Бога, прошу и умоляю вас на будущее время встречать новый год не так, не по-язычески, а по-христиански, не с бесчинным весельем и гаданьями, а с сокрушением в своих грехах и усердной молитвой. Аминь. Поучение в Неделю о блудном сыне 35 Еще ему далече бывшему, увидел его отец его, и мил ему был, и тек напал на выю его и облобызал его ( Лк. 15: 20 ) Братья! Часто иудейские книжники и фарисеи осуждали Иисуса Христа и негодовали на Него за то, что Он по Своему великому милосердию кротко обходился с мытарями и грешниками. Сами всегда пренебрегая мытарями и грешниками, эти слепые вожди народа иудейского, вероятно, полагали, что и Сам Господь Бог не взирает Своим всемилостивым оком на этих людей и осудил их на вечную погибель. И потому желали того, чтобы Иисус Христос во время Своей земной жизни не имел никаких общений с этими людьми, не оказывал им Своей милости и презирал их. Но, по повествованию святых евангелистов, Иисус Христос нередко имел общение с мытарями и явными грешниками, так что книжники и фарисеи за это даже называли Его другом мытарей и грешников ( Мф.11:19 ). Почему же так? Почему Святейший святых не гнушался грешников, не презирал их, как то делали книжники и фарисеи, считавшие себя праведниками, а имел с ними ближайшее общение? Потому что Иисус Христос не был таков, как книжники и фарисеи иудейские или каковы мы грешные. Он не был просто человек, но был Бог вместе и Человек, а суды Божии не как суды человеческие: мы судим о том или другом человеке так, а Бог судит иначе, и суд Его истинен и праведен есть, потому что основан на всеведении, благости и правосудии, милости и премудрости. У Бога нет лицеприятия, Он зрит на внутреннее расположение сердца нашего и видит самое отдаленное будущее, как настоящее. Он не хочет смерти грешника, но ждет его покаяния, обращения на путь истины и добродетели. Он не отвергает от Себя, а, напротив, с великой любовью принимает к Себе всякого кающегося грешника, потому что Он есть наш любвеобильный Отец, создавший человека не для погибели, а для вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истины, и я сделался настоящим христианином. Всем этим я обязан отцу Герману. Он мой истинный благодетель» (6, с. 154). Ничего не искав для себя в жизни, по смирению отказавшись от сана иеромонаха и архимандрита и оставшись навсегда простым монахом, отец Герман, без малейшего страха пред сильными, ревновал всем усердием по Боге. С кроткою любовью, невзирая на лица, обличал он многих в нетрезвой жизни, недостойном поведении и притеснении алеутов. Обличаемая злоба вооружалась против него, делала ему всевозможные неприятности и клеветала на него. Клеветы были так сильны, что часто даже люди благонамерные в доносах на отца Германа не могли заметить лжи под покровом наружной правды, и поэтому должно сказать, что только один Господь сохранил старца. Посвятив себя совершенно на служение Господу, ревнуя единственно о прославлении Его святого имени, вдали от родины, среди многообразных скорбей и лишений, десятки лет проведя в высоких подвигах самоотвержения, отец Герман был сподоблен многих сверхъестественных Божиих даров. Приближалось время отшествия старца. В один день приказал он ученику своему Герасиму зажечь свечи перед иконами и читать Деяния Святых Апостолов. Чрез несколько времени лицо его просияло и он громко произнес: «Слава Тебе, Господи!» Потом, приказав прекратить чтение, объявил, что Господу угодно еще на неделю продлить его жизнь. Через неделю опять по приказанию его были зажжены свечи и читали Деяния Святых Апостолов. Тихо преклонил старец свою голову на грудь Герасима, келья наполнилась благоухания, просияло лицо его, – и отца Германа не стало! Так блаженно почил он сном праведника на 81-м году своей многотрудной жизни, 13 декабря 1837 года. Некоторые поучения преподобного Германа «Что может быть лучше, выше всего, всего превосходнее и, по преимуществу, достойнее любви, как не Сам Господь наш Иисус Христос, Который нас создал, украсил такими совершенствами, всему дал жизнь, все содержит, питает, все любит, который Сам есть любовь и прекраснее всех человек? Не должно ли поэтому превыше всего любить Бога, более всего желать и искать Его?» (4, с. 225)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010