Тексты проповедей и статей приведены в соответствие с нормами современного русского языка. Цитаты из Священного Писания приводятся на русском языке по Синодальному переводу и выделяются курсивом, церковнославянский язык сохранен только там, где это важно по контексту. Богослужебные цитаты печатаются курсивом и без кавычек. Первый том сборника включает в себя житие священномученика Фаддея, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским) на основании многолетних архивных изысканий и сбора устного предания очевидцев.   Во втором томе помещаются проповеди, произнесенные в период пения Постной и Цветной Триоди (с Недели о мытаре и фарисее и до дня Святого Духа).  Третий том включил в себя проповеди в Недели по Пятидесятнице (с Недели Всех святых до Недели о Закхее).  Четвертый и пятый тома обнимают проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. Шестой том содержит слова богословского характера; на высокоторжественные дни; слова, произнесенные при отпевании и поминовении усопших, на разные случаи, а также статьи о служении священномученика Фаддея. В седьмом томе публикуются слова к семинаристам и к учителям школ. Восьмой том воспроизводит педагогические опыты святителя: Общую дидактику; заметки «О преподавании Закона Божия и славянского языка», а также конспекты уроков.Проповеди и статьи священномученика Фаддея, а также статьи о его служении собраны из дореволюционной церковной прессы: Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостей, из «Прибавлений к Церковным ведомостям», а также из «Журнала Московской Патриархии». Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и таким образом распространяли их в народе. Большинство проповедей записывались слушателями и затем отдавались архиепископу, он вносил в текст исправления, после чего проповеди переписывались или печатались на машинке и расходились среди православных.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Из этой повести видно, как благородство зятя тронуло алчную душу тестя. Расплакавшись от внезапно нахлынувших чувств раскаяния за прошлое, от любви к молодоженам, старик мгновенно преобразился душой. Это и есть осуществление евангельского повествования «О мытаре Закхее». Этот отрывок Евангелия читается первым, когда начинается подготовка душ к Великому посту. Увидев Господа, тронутый словами Христа: «Нынче буду у тебя в доме», Закхей преображается душой. Он говорит Спасителю: «Господи! Половину имения моего отдам нищим, если кого обидел — воздам вчетверо!» Благодаря поведению Глеба происходит примирение между сестрами Маши, их мужьями и стариком отцом. Глеб осуществляет заповедь Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». В мировоззрении Глеба отражена притча Господа о драгоценной жемчужине. Чтобы приобрести ее, купец расстается со своим богатством. Так Глеб пренебрег земными благами, чтобы сохранить чистоту души и семейный мир. Под драгоценной жемчужиной следует понимать духовное состояние верующей души, при котором человек, видя постоянно пред собой Господа, носит в сердце Его образ, и свет Небесного Царствия озаряет его жизнь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 декабря, 2022 9 декабря, 2022 2 марта, 2024 27 января, 2024 5 января, 2024 4 ноября, 2023 28 октября, 2023 6 июня, 2023 8 мая, 2023 19 декабря, 2022 9 декабря, 2022 2 марта, 2024 27 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zhemchuzhnoe-ozherele/

Воскресенье позапрошлой недели говорило нам: Покайтесь, приблизилось бо Царствие Божие. А сегодняшнее Воскресенье показывает нам уже покаяние в действии: Закхей… смоковница, чувство болезни совести. И нам нужно довести себя до такого состояния, чтобы сердце было проникнуто вот этим страхом Божиим, плачем. А также показывается нам, что такое “Царствие Небесное”: это Закхей, после покаяния, когда его сердце сделалось так широко, что он готов всех обнять, он все готов дать, готов всех обогатить. Вот дух вечной жизни, который должен посетить нас. Да поможет же нам Господь, братья и сестры, начать делание уже постное. Еще мы в предпраздниках поста, но уже наступает тот порог, для того, чтобы переступить это время. Неделя Мытаря и Фарисея “Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешному!” И невольно переходишь к Евангелию прошлой недели. Там говорилось тоже о мытаре, Закхее. Мы видели, как Господь перевернул всю его душу. Мы видели, как, после всей его греховной жизни, он покаялся, как он был готов пол-именья своего отдать нищим, и всякому, кого обидел, воздать четверицею. Так несомненно он и поступил. И невольно мытарь Закхей и мытарь сегодняшнего Евангелия сливаются в один образ, в одного человека. Ведь оба они были мытарями, были людьми грешными, и оба покаялись. И если мы так примем, что сегодняшнее Евангелие есть продолжение Евангелия прошлого Воскресенья, что сегодняшний мытарь, ударяющий себя в грудь, и есть, хотя бы психологически, Закхей – то нам откроется великая наука, великий урок в жизни кающегося. А ведь кающимися и должны быть мы все. Ведь всю неправду, которую делал Закхей, он делал для наживы, чтобы быть господином. И вот, когда это господство пришло, и когда он себя уже почувствовал властителем, – в этот самый момент пришла и Правда Божия. А правда Божия говорит нам о том, что если человек в утробе матери находится девять месяцев, то в утробе земли он пребывает от силы восемьдесят лет, а после этого начинаются страдания и болезнь. И наконец, через смерть человек переходит в утробу вечной жизни уже навсегда. И Закхей это теперь все видел: он понял все свое безумие, неправильный путь жизни… И тогда он стал искать выхода. И вот в таком состоянии он увидал идущего Христа. Для него это был равви. Подойти к Нему он так просто не мог и не хотел. Сначала он хотел обследовать, что это за равви. Тут мы видим смоковницу, тут мы видим его на смоковнице, этого в сущности “пэра” еврейского народа… и тут толпа. Представляете себе, что мог пережить этот гордый человек? Но Христос подошел и сказал: “Днесь с тобою будем, у тебя буду.” И когда Христос был у него, то тут раскрыл ему ту силу, которая сразу преисполнила его сердце. И вот тут Закхей сказал: “Все раздам, и тому, кого обидел, воздам четверицею.” И так все сделал.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Хананеянка обрела тот хлеб, который Господь подаёт чадам. Господь сказал: “За это слово иди, исцелилась дочь твоя”. И женщина ушла христианкой; ушла со Христом, поняв, что значит быть дочерью Сына Давидова. Потому что в жизни своей она поняла самое главное — кто она такая. Очень важно хоть раз в жизни по-настоящему увидеть себя такими, какие мы есть, понять, кто мы, что занимает наше сердце. И когда это происходит с человеком, у него рождается очень важное чувство — глубочайшее покаяние и сокрушение о своей жизни. А увидев это, будешь просить хоть крупицу, потому что без этой крупицы жизни тебе нет. Эта Евангельская история учит нас, как надо приходить к Господу, на что Господь откликается — на глубочайшее смирение и сокрушение о наших грехах, — и идти путём ханенеянки, идти по-настоящему до конца. 2002 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 мая, 2013 4 мая, 2013 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 8 июня, 2020 24 июля, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/propovedi-o-zakhee/

Но любовь не всегда остается в этом величии, она рождается в нашем сердце как жизнь и победа, но как часто человек, которого мы любим, человек, зажегший в нас все благородство, все величие, на которое мы способны, постепенно делается для нас предметом поклонения, идолом, которому мы начинаем служить и ради которого мы жертвуем всем. И тогда любовь, которая могла бы быть жизнью, светом, торжеством, делается новой уловкой тьмы, жадности, замкнутости. Нам надо, раньше чем подняться к встрече лицом к лицу с Богом, которая может нам даться или нет, научиться любить той любовью, которая нас освобождает не только от себя, от жадности, от страха, от ненависти, которая освобождает нас не только от готовности, но даже от самой способности подчиниться врагу жизни, врагу любви, врагу правды. Будем учиться сначала этому. Это нам доступно, мы можем свою любовь уберечь от осквернения, мы можем свою любовь сохранить чистой, благородной, великодушной, большой, и тогда в нас пройдет то мелкое, темное, жуткое, что отделяет нас от Бога, что мешает нам войти, как Закхей вошел, в одно мгновение, из жизни темной и тусклой в жизнь света, любви, где мы и Бог — одно, соединенные радостью победоносной встречи. Аминь. Источник: Электронная библиотека «Митрополит Сурожский Антоний» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 13 августа, 2023 27 апреля, 2024 22 апреля, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 13 августа, 2023 27 апреля, 2024 22 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/o-zakxee/

Мы знаем, что еще тогда, когда нет богослужения по Постной Триоди, есть день, который предупреждает нас о том, что скоро начнется особый период церковного года. Это последнее воскресенье перед началом пения Постной Триоди – Неделя о Закхее. Евангельское чтение о Закхее не входит в круг Постной Триоди, но всегда ему предшествует. Но это – только евангельское чтение, никаких особенных богослужебных текстов, никакой гимнографии на эту тему нет. В следующее же воскресенье после Недели о Закхее начинается богослужение по Постной Триоди. Если мы откроем эту книгу, то увидим надпись: «Триодион, сиесть Трипеснец, с Богом Святым, обдержай подобающее ему последование». А какое подобает последование, известно. Триодь содержит изменяемые части служб подготовительного периода к Великому посту, святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая служба по Постной Триоди назначается в воскресный день, называемый «неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи мытаря и фарисея». Неделю назад было чтение о Закхее, теперь – о мытаре и фарисее: но это чтение уже не остается без литургического комментария и осмысления: служба содержит гимнографические тексты, посвященные теме этого дня – это канон, стихиры, кондак, седален. Тексты Триоди сочетаются с гимнографией Октоиха. Уже начиная со стихир на Господи, воззвах включаются песнопения Постной Триоди. Сначала поется 7 стихир из Октоиха, а потом 2 стихиры из Триоди, но первая из них повторяется 2 раза; таким образом получаются три стихиры. Стихира, которая повторяется, – это самый первый текст, который находится в Постной Триоди, текст, ставший классическим: «Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится; смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя». Эта стихира 1-го гласа повторяется здесь два раза и еще один раз в конце службы. Сам строй богослужения направлен на то, чтобы она запечатлелась в нашем сознании. На стиховне поются стихиры из Октоиха, а на Славу – из Постной Триоди. На утрени мы встречаем совершенно особенное песнопение, которое звучит только в подготовительный период и во время Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Место этого песнопения в службе необходимо понять. Вспомним, как на обычной воскресной службе читается Евангелие, затем поется Воскресение Христово видевше, затем по Уставу полагается пение 50-го псалма, которое иногда опускается. Итак, Воскресение Христово видевше, 50-й псалом. Слава, Молитвами апостолов, И ныне, Молитвами Богородицы, «Помилуй мя, Боже» и затем стихира по 50-м псалме, который является общей для всех воскресных служб: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тема сегодняшней беседы – подготовка Церкви к Великому посту. Этот период начинается с воскресенья, называемого Неделей о Закхее. В этот день Постная Триодь еще не используется, но евангельское чтение – о сборщике податей Закхее ( Лк.19:1–10 ) – уже готовит нас к Великому посту. Смысл евангельских чтений, как они предлагаются нам в Церкви, состоит не только в том, чтобы рассказать о тех или иных эпизодах из жизни Христа или чтобы ознакомить нас с Его притчами. Каждое из Евангелий и все богослужение в целом являются личным обращением Бога к каждому из нас и ко всем нам вместе. Связано это с тем, что наша жизнь в Церкви имеет два аспекта. Первый аспект – личностный, когда человек предстоит Богу один на один, как выражается свт. Феофан Затворник , «только Бог да душа». Это очень существенно: если этого компонента нет, жизнь человека во Христе не является полной. Другой аспект нашей духовной жизни – литургический. Он состоит не только в том, что мы вместе присутствуем в церкви на Божественной литургии, что значит «общее дело». Во-первых, мы должны там именно литургически присутствовать , т. е. не так, что каждый по отдельности о чем-то своем молится и каждый по отдельности для удовлетворения своих личных духовных потребностей причащается, а чтобы мы действительно совершали наше общее дело служения, как это было у первых христиан. Во-вторых, дело служения не должно ограничиваться временем литургии, но в нашем служении ближним выходить за пределы церковной ограды. Таким образом, мы должны слушать Евангелие и как каждый человек лично слушает Бога, и как община слушает Бога. И ко всей Церкви в целом, и ко всему миру в целом тоже может быть обращено Божественное слово, и оно судит мир, спасает мир, просвещает мир. Неделя о Закхее В Евангелии Недели о Закхее рассказывается, как Господь шел из Ефраима в Иерихон. И рассказывается, что в городе Иерихоне жил Закхей, начальник мытарей, человек богатый. Напоминаю, что мытари – это люди, которые собирали подать в пользу римского государства (евреи в то время были порабощенным народом, находились под властью римлян) да еще часть брали себе. По этой причине со стороны народа и со стороны народных вождей, фарисеев, они пользовались очень плохой репутацией. Даже общение с ними, а тем более с их начальником, воспринималось как недостойное, нечистое. С другой стороны, мытари всегда могли и донести властям, и сделать любую пакость. Поэтому Закхея воспринимали с ненавистью, страхом и одновременно с некоторым почтением.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

" Переменить жизнь " февраля 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святой Ксении Петербургской В канун дня памяти  блаженной Ксении Петербургской , 5 февраля,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в  храме , посвященном святой, на Лахтинской улице. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  протоиерей Павел Кудряшов  с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся был депутат Госдумы Вячеслав Макаров. В центре храма перед праздничной иконой было пропето величание святой. " Этот день именуется Неделей о Закхее, - сказал владыка в проповеди. - Ровно месяц остается до Великого поста, и Святая Церковь напоминает нам о том, что нужно готовиться к нему. Скоро начнутся подготовительные недели. Завтра за Божественной литургией будет читаться Евангелие о Закхее и перемене, которая в нем произошла, потому что пост - время покаяния и пересмотра своей жизни: внешней и внутренней. На примере Закхея Церковь показывает, как можно менять свою жизнь. Закхей был начальником мытарей, богатым человеком в Иерихоне. Откуда у него богатство? Он собирал налоги в пользу Римского правительства, которое не платило зарплату мытарям, а разрешало брать с населения деньги сверх налогов, не ограничивало их, возможно, надеясь на совесть мытарей, что они не будут обдирать близких. Но не тут-то было. Мытари брали лишнее. Закхей грабил братьев, сестер, соседей и таким образом скопил богатство. Он был самым неуважаемым человеком в городе, его все ненавидели. Но что-то у него в душе блеснуло, когда он узнал, что через город пройдет Иисус из Назарета, которого все называют Мессией. " Может быть, Он действительно Мессия, хотел бы я Его видеть " , - подумал он. А как увидеть? Господь идет в огромной толпе, а Закхей был маленького роста, поэтому залез на смоковницу, чтобы оттуда увидеть Христа. Спаситель его увидел, подошел и сказал: " Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме " (Лк. 19:5). Народ, который сопровождал Христа, удивился, что Он выбрал дом самого большого негодяя в городе. Но люди не знали, какие перемены происходят в Закхее. Когда Господь пришел в его дом, сказал, что половину имения раздаст нищим, а из оставшейся половины богатства - тому, кого обидел, воздаст вчетверо. Господь сказал: " Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее " (Лк. 19:9-10) " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Другим неотъемлемым компонентом эмоционально-экспрессивного оформления проповеди митрополита Антония на лексическом уровне является использование тропов и стилистических приёмов. Наиболее употребительными среди них следует назвать метафоры, сравнения, эпитеты. Так, мы встречаем метафоры в текстах как англо-, так и русскоязычных проповедей. Например, в англоязычной проповеди «О Закхее» 459 (здесь и далее в левой колонке представлен оригинальный текст проповеди, в правой – наш перевод): «These readings of the Gospel beginning with last week are not simply disjointed readings; they show us how to make ourselves ready and like a ladder lead us to the moment when we shall be able to meet face to face the greatest reality of history, the greatest event of it – the Resurrection of the Lord Jesus Christ». [Zaccheus] «Эти евангельские чтения, начиная с прошлой недели, – не просто разрозненные чтения; они показывают нам, как приготовить себя, и подобно лестнице ведут нас к тому моменту, когда мы будем в состоянии встретиться лицом к лицу с величайшей реальностью истории, её величайшим событием – Воскресением Господа Иисуса Христа». [О Закхее] В данном отрывке автор актуализирует тему неслучайности выбора и наличия специфического смысла в чтениях подготовительных недель Великого поста. Метафорическое сравнение воскресных евангельских чтений с лестницей («Эти евангельские чтения подобно лестнице ведут нас...») указывает на стройность и логичность их организации. Кроме того, образ лестницы, несомненно, имеет аллюзию на «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника и Лествицу Иакова. Далее в тексте этой же проповеди 460 мы встречаем и другие метафорические образы, которые служат цели более ёмкого выражения идеи: «...we must climb, we must take advantage of a height which is not ours in order to see what otherwise we could neither see, nor understand. This height which is apparently, seemingly, as humble, as ordinary as the tree on which Zaccheus climbed, is the Church». [Zaccheus] «...мы должны взобраться, мы должны воспользоваться высотой, которая не есть наша, для того, чтобы увидеть то, что иначе мы не смогли бы ни увидеть, ни понять. Эта высота, которая, похоже, на вид так же скромна, так же обыденна, как дерево, на которое влез Закхей, – это Церковь ». [О Закхее]

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Оглавление Недели и особые дни поста: история и богослужение Неделя о мытаре и фарисее Самая поздняя по времени возникновения и утверждения в календаре из предварительных Недель Великого поста. Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста (т.к. их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода): это чтения о Закхее ( Лк. зач. 94е ), притчи о мытаре и фарисее ( 89е зач. ) и блудном сыне ( 79е зач. ). Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения (в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее), зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в XXI вв., при этом первые сто лет ее положение как 4й Недели перед постом (если вести отсчет в обратном порядке) еще не было повсеместным (в евангелистариях XI века иногда встречается указание вставлять в воскресный день между Неделями о мытаре и фарисее и блудном сыне зачало о хананеянке — Мф. зач. 62е ); лишь в XII веке Неделя о мытаре и фарисее уже получает фиксированное место — перед Неделей о блудном сыне. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал (и существует до сих пор) пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом (как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее). Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане (которые также соблюдали этот пост) говорили, что пост был введен во 2й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор.

http://azbyka.ru/velikiy-post

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010