III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Недели Великого поста Беседа на Евангелие первой недели поста, так называемой Недели Православия Призвание ап. Филиппа и Нафанаила (Об отлучении от Церкви) Какое Евангелие настоящей, первой, недели Великого поста? В нынешний день воспоминается восстановление почитания св. икон, разрушенного было иконоборцами. Некоторые вообразили, что почитание икон подобно поклонению идолам и запрещается 2-ю заповедью, а того не хотели понять, что иконы – суть изображения истинного Бога и Святых во плоти, а идолы – изображения «богов» ложных и, поклоняясь иконам, поклоняются не веществу, из которого сделаны иконы, а Самому Богу и Святым, представляя их в уме своем. Иконопочитание утверждено было после того св. отцами на 7-м Вселенском соборе. Вместе с воспоминанием восстановления иконопочитания ублажаются и все ревнители Православия, т. е. истинной христианской веры и жизни, и подвергаются отлучению от Церкви (по-гречески, «анафеме»), т. е. от церковного общения с верными здесь, на земле и от вечного блаженства на Небе, если не покаются, все враги Православия. Сегодня в соборных храмах при архиерейском служении пред иконами, на аналоях совершается особенное торжественное молебствие, на котором провозглашаются догматы , т. е. спасительные истины, веры христианской, затем изрекается анафема на еретиков, т. е. на упорных противников православия, вместе и на предателей отечества, возглашается «вечная память» истинно православным, скончавшимся и «многая лета» живущим. Цель обряда этого – предостеречь заблуждающихся в отношении к Православию и верных Православию поощрить к твердости в истине и благочестии. Посему от торжества Православия первая неделя Великого поста называется «неделею Православия», в просторечии же она называется «Сборным», или лучше «Соборним», Воскресеньем, так как иконопочитание, равно как и все прочие догматы и постановления Православной Церкви, утверждены были на Соборах. Сообразно воспоминанию восстановления иконопочитания и совершаемому торжеству Православия в Евангелие настоящей первой недели Великого поста благовествуется об уверовании во Христа апостолов Филиппа и Нафанаила, которые при этом и исповедали Его прямо Сыном Божиим. Здесь же примером Нафанаила внушается, что неверие часто бывает от неведения: Нафанаил, доколе сам не увидел Иисуса Христа, не веровал, когда слышал о Нем от Филиппа, но лишь увидел – то исповедал: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин. 1:43–51 . Зач. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Закрыть itemscope itemtype="" > Программа Недели Сербско-Русского единства «Россия любимая моя» «Недели сербско-русского единства» 03.06.2023 509 Фото: скриншот с трансляции Конференции для Прессы Как уже сообщал наш постоянный автор, руководитель «Русского Собрания в Сербии» Ранко Гойкович, православные патриоты Сербии продолжают деликатно, но твёрдо отстаивать не только семейные ценности и Сербское Косово, но также и поддерживать в народе настрой против подспудного навязывания русофобии. В предложенном вниманию читателей материалы анонсируется программа мероприятий «Недели сербско-русского единства». - В субботу, 3 июня 2023 г., Ранко Гойкович проведет лекцию на тему «Духовные связи между сербами и русскими» в церкви Святой Петки в Сурчине. - В праздник Святой Троицы, в воскресенье, 4 июня 2023 г., представители Семейного Собора примут участие в Литургии в церкви Святой Петки в Сурчине, а затем примут участие в Крестному ходу в организации церковного прихода Сурчин. По этому случаю представители Семейного собора пронесут в Крестному ходе большую икону-диптих святителя Саввы Сербского и преподобного Сергия Радонежского, посещающего сербские святыни перед отъездом в Россию в дар строящейся церкви Троеручицы в Омской митрополии РПЦ. - В понедельник, 5 июня, в саду кафе «Одиссей» по адресу: Воеводе Степа, 94а пройдет акция «Русские не предали» автора Бориса Земцова. О книге расскажут переводчик и редактор Ранко Гойкович, издатель Миодраг Койич и журналист Драган Вуйчич. - В среду, 7 июня, начиная с 12:00, состоится пресс-конференция Семейного собора, в которой примут участие Милош Кович, Саво Цвиетинович, Любиша Ристич, Ранко Гойкович, Александр Грбич, модератор Миодраг Миша Койич. - В четверг, 8 июня, в торжественном зале муниципалитета Звездара, начиная с 12:00, состоится форум, в котором примут участие полковник Любинко Джуркович, подполковник Джордже Аничич и доктор Радомир Ковачевич. Модератор встречи - Любиша Ристич. - В воскресенье, 11 июня, Семейный Собор организует большой молитвенный Крестный ход от Соборной церкви до Собора Святого Саввы, начиная с 18:00. У памятника Царю Николаю запланирована программа культурно-религиозного содержания. Помимо памяти и благодарности российским миротворцам, собравшиеся на Крестном ходе будут молиться о спасении сербского и русского Иерусалима - Косова и Метохии и Киево-Печерской Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/03/pr...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Неделя мытаря и фарисея I. Евангельское чтение. Зачало (89) от Луки 18:10–14 10. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи; или как этот мытарь. 12. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! 14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения С недели Мытаря и Фарисея Святая Церковь начинает готовить христиан в великому посту и покаянию. Так как началом греха и падения человека была и есть гордость, которая препятствует человеку чистосердечно сознавать свою духовную нищету и обращаться к искреннему раскаянию в грехах, то в евангельском чтении недели, готовящей к покаянию, внушается нам, прежде всего, как опасно питать в себе надменное превозношение собственной праведностью и благочестием. А). Свойства этого превозношения (ст.10–13). 1). Люди гордящиеся, подобно фарисею, собственным благочестием: а) склонны отделять себя от других людей (ст.11): — Фарисей, став впереди, на видном месте, « молился сам в себе так »; б) считают собственной заслугой всякое добро, ими сделанное, и не находят себе другой молитвы, кроме молитвы благодарения. Молитвы не благоговейной в признании необходимости для себя божественной помощи, но самоуслаждающейся в заявлении того, что ласкает собственное тщеславие (ст.11). — « Боже! благодарю Тебя ;» в) думают весьма дурно о других людях (ст.11): — « не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи »;

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Обзор православной блогосферы: ереси, людоеды и самоуправство соцслужб Нынешний обзор православной блогосферы будет мрачным. Наверное, наступление осени так воздействует на сердца и умы — за прошедшие недели у православных блогеров нашлось немало тем для обсуждения, но большинство из них невеселые. 5 ноября, 2010 Нынешний обзор православной блогосферы будет мрачным. Наверное, наступление осени так воздействует на сердца и умы — за прошедшие недели у православных блогеров нашлось немало тем для обсуждения, но большинство из них невеселые. Нынешний обзор православной блогосферы будет мрачным. Наверное, наступление осени так воздействует на сердца и умы — за прошедшие недели у православных блогеров нашлось немало тем для обсуждения, но большинство из них невеселые. Особенно активно обсуждались события в Боголюбово. Еще две недели назад, в начале “информационной войны”, священник Андрей Ефанов оставляет в своем живом журнале краткую запись: “ Опять Боголюбово. Впрочем, я этого ожидал и даже рад. Если с Кучером не решить раз и навсегда, он не остановится ”. Что же надо решить раз и навсегда с духовником Боголюбовского монастыря архимандритом Петром (Кучером)? Помимо, собственно, издевательств над детьми (или по меньшей мере создания в обители такой духовной обстановки, что эти издевательства стали возможными), архимандрита Петра обвиняют, в частности, в распространении ересей, в том числе и так называемой ереси царебожничества. В сообществе ustav начинается активное обсуждение этой темы (см. далее тег “ ересь царебожничества ”). Библеист Андрей Десницкий предлагает воздержаться от каких бы то ни было суждений до тех пор, пока не закончено уголовное дело и суд не вынес приговор: …судить да рядить в блогах и СМИ можно бесконечно, а на самом деле всё намного проще. Заведено, насколько я знаю, уголовное дело по факту истязания детей. Это дело должно быть тщательно расследовано и доведено до суда (если не развалится само на стадии следствия), виновные (если они есть) названы поименно и наказаны в соответствии с законом. Факт преступления, виновность конкретных лиц и меру наказания определяет только суд. Земной, ибо вердикт небесного нам пока неясен.  Вот после этого будет осмысленно давать и церковную, и общественную оценку произошедшему.

http://pravmir.ru/obzor-pravoslavnoj-blo...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год «Не поститесь с лицемерами» Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят - в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» - тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда - постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», - гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей… Иерей Владимир Хулап кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт санкт-петербургского филиала ОВЦС МП Пост среды и пятницы - одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник. Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I - начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Перед нами - традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота. Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» - следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них - это наша сегодняшняя христианская традиция.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Творения священномученика Сергия Мечева, сына старца Алексия. Отец Сергий был пастырем в годы самых жестоких советских гонений. В собрание вошли: Духовные беседы 1. О богослужении 2. О жизни в богослужении и о приобщении к вечности 3. О чтении и разумении Священного Писания 4. Слово о Церкви как Теле Христовом Из поучений на Рождество Христово Из проповедей в подготовительные недели Великого Поста НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ…» Проповеди 1. День Церковного Новолетия (1 сентября) 2. Рождество Пресвятой Богородицы 3. Воздвижение Креста Господня 4. Неделя по Воздвижении 5. Введение во храм Пресвятый Богородицы 6. Введение в Рождество Христово 7. Предпразднество Рождества 8. Рождество Христово 9. День памяти преподобного Серафима Саровского 10. Крещение Господне 11. День памяти св. Феодосия Тотемского 12. Сретение Господне 13. Памяти Святителя Алексия 14. Подготовительные недели Великого поста 15. Неделя о мытаре и фарисее 16. Неделя о мытаре и фарисее 17. Неделя о блудном сыне 18. Родительская суббота 19. Неделя о Страшном Суде 20. Неделя о Страшном Суде 21. Неделя о Страшном Суде 22. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 23. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА 24. К ИСПОВЕДНИКАМ В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 25. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ — ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ 26. НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ 27. НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ. ФАВОРСКИЙ СВЕТ 28. СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА 29. Учение об истинной смерти Св. Григория Паламы 30. День памяти Иакова Постника 31. Крестопоклонная неделя 32. Слово в неделю Крестопоклонную 33. Слово в неделю Крестопоклонную 34. Суббота 4-й недели Великого поста 35. Неделя пятая. Иоанн Лествичник 36. Неделя шестая. Мария Египетская 37. О смирении 38. Вербная суббота 39. Вербная суббота 40. День памяти Святителя Николая 41. День памяти Св. Николая 42. Неделя о мытаре и фарисее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Часть IV. Дни богослужения церковные Общие и преходящие И рече Господь к Моисею, глаголя: и ты заповеждь сыном Израилевым, глаголя: смотрите, и субботы Моя сохраните: естъ бо знамение между Мною и вами в роды ваша, да увесте, яко Аз Господь освящаяй вас ( Исх.31:12–13 ). Недели и другие дни Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и преимущественно первый день ее, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых ( Мк.16:1–6 ) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного воскресения Христова и называет воскресным. Имя недели указывает на заповедь Божию, повелевающую шесть дней делать, а седьмый не делать, т. е. посвящать на особенное служение Богу и ближним, и следовательно это имя принадлежит всякому празднику и собственно дню воскресному, который сообразно с четвертою заповедию Божиею заступил для христиан место ветхозаветной субботы. Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели принадлежит также и целой седмице. Подобно ветхозаветной Церкви, которая седмицу называла иногда субботою, – именем седьмого и главного дня седмицы ( Лев.23:15 , Лк.18:12 ), христиане называют также седмицу неделею, по имени первого и главного из седми дней ее, на которые распространяется священное воспоминание, совершаемое Церковию в день воскресный, или в неделю, и таким образом все семь дней делает как бы одним днем Богослужения, или недолею. Название всей седмицы неделею внушает, что по воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражия, настало вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и суетных, но св. дел веры и благочестия ( Евр.9:9 ). «Новый закон, говорит св. Иустин мученик , хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу» 206 . Таким образом всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней, образуя известное продолжение времени, и относительно Богослужения христианского составляет особый круг церковного проследования, еженедельно посвящаемого воспоминанию воскресения Христова, а вместе и иному особенному воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви православной, кроме празднования воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о Фоме, неделя жен Мироносиц, Пятидесятницы и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Чего мне не хватает после недели в Париже? + Фото В Париже прошел XII Всезарубежный съезд русской православной молодежи. Впечатлениями от форума делится делегат съезда. 11 июля, 2011 В Париже прошел XII Всезарубежный съезд русской православной молодежи. Впечатлениями от форума делится делегат съезда. Говоря о таком масштабном мероприятии, как XII Всезарубежный молодежный съезд, прошедший с 1 по 7 июля в одной из самых красивых европейских столиц – в Париже , довольно трудно избавиться от излишнего пафоса. Только на перечисление количества стран-участников и титулов пяти принимавших участие в съезде архиереев, служб, тем докладов, плана паломнических и экскурсионных поездок ушло бы несколько страниц текста. И все это важно. Но куда более важны, как мне кажется, эмоции, оттенки чувств, полувзгляды, обрывки фраз и те молитвы, которые возносились Господу в эти дни от имени православных молодых людей со всего мира – от Европы до Америки и Австралии. Я попытаюсь сформулировать все это в небольших заметках, объединенных общей темой “Чего мне не хватает дома после недели, проведенной в Париже”. Молодые и православные (ФОТОрепортаж) За дни съезда мы все успели сродниться с Курской Коренной иконой Божьей Матери, под покровительством которой проходил съезд. Каждое утро программа съезда начиналась с молитвенной просьбы о помощи и заступничестве Богородицы перед Ее чудотворной иконой. Она сопровождала нас и на трапезах, и на богослужениях, и в паломнических поездках: Собор Александра Невского, Русское кладбище под Парижем, Амьен, где в местном католическом соборе хранится Глава Иоанна Предтечи. На протяжении недели каждый из нас имел возможность практически в любое время помолиться перед иконой Богородицы. И, если честно, отходить от нее вообще не хотелось. А маленький образ Курской Коренной теперь займет достойное место на домашнем иконостасе. Вечерами проводились спевки молодежного хора под руководством Николая Котара из США, в котором участвовало около половины участников съезда. Даже молитвы перед трапезами, которые я привыкла читать, пелись – завораживающе и трогательно.

http://pravmir.ru/chego-mne-ne-xvataet-p...

     Икона отражает посредством художественного образа аскетический идеал сокровенного плача, той благоуханной жертвы, которой Бог не отринет и не уничижит... Созерцание и молитва перед этой Богородичной иконой побуждает искать «сокровенного в сердце человека», предстоящего денно-нощно своему Создателю . Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского ставропигиального монастыря Москвы Одна из великих святынь России, икона Божией Матери «Себежская» исчезла в революционной смуте 1917 года, и в безбожные годы советской власти, почти целый век, о ней не было ни известий, ни воспоминаний. Однако вопреки гонениям, в том числе и на святые образы, в ХХ столетии сохранялось благоговейное к ним отношение, осмысляемое в высоких духовных категориях. Священномученик Сергий Мечев писал: «Борьба за икону есть борьба за реальность Христа, за действительность Его, за то, что Он воистину пришел на землю и жил на ней не только как Бог, но и как человек. А ныне разве это кончилось? Что такое нападки на иконы? Это нападки на существование Христа. Это вопрос существенный для христианства. Если мы обратимся к святым отцам, которые боролись за иконы, то почувствуем родство с их веком» . Это слово, исходящее из лучезарной глубины подвига новых мучеников и исповедников, возводит нас к слову Самого Господа: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Оно есть свидетельство жизни, через страдания и муки стяжавшей Духа Святого, узревшей в свете Его славу Его. История почитания Себежского образа обнимает все время правления династии Романовых. Икона прославилась чудотворениями особенно в XVII столетии, когда из очей Пречистой лились обильные слезы. Слезы эти стали главным исцеляющим дýши чудом, память о котором хранилась в народном сердце. Когда в 1634 году Себеж по договору был уступлен Польше, икона была перенесена в Опочку, где в 1681 году в «марте 14 день, в понедельник первыя недели Великого поста и в среду той же недели 16 марта, потом в понедельник Цветныя (Вербныя) недели 21 марта, и в понедельник Страстныя недели, 28 марта, было знамение (чудотворение) от святого образа Пресвятыя Богородицы Умиление, именуемой Себежскою, исходили слезы из обоих очей…»

http://pravoslavie.ru/117807.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010