Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Приготовительные недели к святому Великому Посту Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Весна души христианской — Великий пост , ведущий к Святой Пасхе . Вот и в Церкви Христовой уже предчувствие Великого Поста и Пасхи : начинаются подготовительные седмицы к посту, читаются особые Евангельские чтения, поются дивные песнопения. Не оставляет вниманием Церковь и телесную жизнь своих чад и премудро устрояет постепенное вхождение в поприще Великого Поста . Четыре подготовительных воскресных дня и три седмицы между ними: сплошная седмица мытаря и фарисея, когда нет постных дней, за ней следует неделя о блудном сыне и «пестрая»седмица, когда постимся в среду и пятницу, а в субботу вместе со всеми православными празднуем Вселенскую родительскую (поминальную) субботу ; последняя неделя перед постом особенная мясопустная, сырная или Масленица . Неделя мытаря и фарисея Фарисейски кто живет, (от) церкви далече бывает. (из Богослужения Недели о мытаре и фарисее) Лук.18:10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

http://pravmir.ru/gotovimsya-k-velikomu-...

Дом, где были собраны апостолы, был тщательно заперт (см. Ин.20:19 ), но, услышав голоса своих верных друзей, Луке и Клеопе двери отворили. Друг с другом они обменивались радостными вестями о Воскресении Учителя. «…Сопутствуя Луке и Клеопе, Ты беседовал с ними, но в этой беседе Ты не тотчас открыл Себя им. Поэтому они и укорили Тебя в том, что Ты – один из пришельцев в Иерусалим и не участвовал в совершившихся совещаниях его. Но, как устраивающий всё на пользу Своих творений, Ты разъяснил пророчества о Себе и во время благословения хлеба был узнан ими, хотя у них и до этого времени пламенели сердца к познанию Тебя. Потом они и (другим) собравшимся ученикам ясно уже возвестили о Твоем воскресении…» (в русском переводе). Познание веры Воскресшему Спасителю мира является самым важным делом в жизни человека. Ведь без нашего личного бессмертия вся человеческая жизнь теряет свой подлинный смысл. Тогда и все, что мы делаем, строим, созидаем имеет только кратковременную ценность. Поэтому важнейшим делом человека является личное приобщение к Христову Воскресению и живое участие в жизни Царства Божия на земле – Святой Православной Церкви. 2008 год 81. Явление ученикам в первый день Вечером первого дня недели, который следовал после пасхальной субботы, ученики Христовы были собраны вместе. Пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа рассказывали о явлении им Воскресшего Господа. Ученики были в смущении, всё было непонятно и невероятно для понимания обыкновенного человека. Тем более смущало то обстоятельство, что эммаусские путники, когда увидели Иисуса, не узнали Его. Вера апостолов еще не была твердой и осознанной, так как они не понимали нового бытия Господа по Воскресении и не знали свойств Его прославленного Тела. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам ( Лк.24:36 ). Евангелист Иоанн добавляет: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! ( Ин.20:19 ). Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа ( Лк.24:37 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Другие учёные избирают иной путь для определения года рождения Христа. В основание своего исследования они полагают почти только один факт, но который, тем не менее будто бы приводит к решению вопроса твёрдому, математически-точному и окончательному. Год рождения Христа они определяют временем зачатия Иоанна Крестителя. Из Евангелия от Луки видно, что это событие произошло четырнадцатью или пятнадцатью месяцами раньше рождения Иисуса Христа, потому что во время благовещения Архангел Гавриил возвестил Деве Марии: Вот, и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодной, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц ( Лк. 1:36 ). А время зачатия Иоанна Крестителя определяется вычислением лет по священническим чредам, отправлявшим Богослужение в храме. Для этого вычисления имеются следующие данные. Евангелист Лука повествует, что когда Захария в порядке своей чреды служил пред Богом.., тогда явился ему Ангел Господень и возвестил, что жена его Елисавета родит сына. А когда окончились дни службы его, – говорит далее Евангелист, – возвратился он в дом свой, и после сих дней зачала Елисавета, жена его ( Лк. 1:8, 11, 13, 23 и 24). По церковному преданию это было 23 сентября. Далее, по свидетельству того же Евангелиста Захария был священник из Авиевой чреды (1:5). Авиева чреда, как видно из Первой книги Паралипоменон, была восьмая, а всех черед было двадцать четыре ( 1Пар. 24:8, 18 ). Служение каждой чреды начиналось с субботы, точнее, с вечера пятницы, и продолжалось ровно неделю ( 4Цар. 11 глава). По иудейскому преданию порядок в следовании черед одной за другою для отправления служения соблюдался строго, и предполагать, что были допускаемы нарушения порядка, нет причин; потому что в Ветхом Завете все вообще обряды были определены точно и исполнялись строго. Так как всех черед было двадцать четыре, то на каждый год приходилось два полных круга черед и ещё оставалось четыре недели и один день, а в високосные годы четыре недели и два дня, присоединявшиеся к следующему году. От этого в разные годы служение одной и той же чреды, например восьмой, падало на разные числа в году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Закрыть Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события Священник Евгений Хованский   05:24 28.03.2022 573 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

И мы читаем 2 стих, Иоанн Богослов пишет: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» ( Откр.8:2 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Святой Иоанн часто употребляет число семи Ангелов, потому что оно соответствует этому веку, субботствованию и покою святых». Что такое субботство? Евреи только один день в неделе посвящали Богу: седьмой день. В ветхозаветном календаре – это суббота, а воскресный день был первым днем недели. Помните, как сказано о Воскресении Христовом? «Воскреснув рано в первый день недели…» ( Мк.16:9 ). Христиане не могут посвящать Богу один день в неделю, христиане обязаны каждый день посвящать Богу. Вот это и называется субботство. И неважно, бываем мы в храме в этот день или нет. И в понедельник, и во вторник, и в среду мы должны оставаться добрыми православными христианами. Вот это – субботство, то есть непрерывное пребывание во Христе. Как апостол Павел говорил: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа» ( Кол.3:17 ). У иудеев было иначе, у них были обычные дела свои, которые они делали шесть дней, сказано: «Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» ( Исх.20:9–10 ). У нас нет обычных дел своих. Мы всё должны делать во имя Иисуса Христа. Поэтому воспитываете ли вы детей, стоите ли вы у станка на заводе или на фабрике, – где бы вы не находились, какой бы деятельностью не занимались, вы должны всегда помнить, что вы Христовы. И вот Ангелы Божии, которые числом семь обозначены, являют нам пример полного послушания Богу в каждое мгновение их ангельского существования. Ангелы не живут интересами плоти, они бесплотные духи, они всецело служат Богу. Это для нас пример тому, что мы должны посвящать каждое мгновение своей жизни Богу. Например, вы заболели, у вас тяжелая болезнь и вы страдаете от нее. Надо принять эту болезнь как из рук Божиих и посвятить это страдание Богу. Что значит: посвятить страдание от своей болезни Богу? Это значит, вы себе должны сказать: «Если Господь мне дал болезнь, Он знает, для чего Он мне ее дал, я ее принимаю как из рук Божиих». Вот так христианин должен относиться даже к тем мгновениям своей жизни, которые связаны со страданием. Если мы переживаем исцеление, радость, выздоровление, то мы тоже этот момент должны посвятить Богу. Мы должны спросить: «Господи, для чего ты нам даешь здоровье? Мы не хотим иметь здоровье, чтобы возвращаться к прежним грехам. Дай нам здоровье для того, чтобы вот это время благоприятное мы бы использовали для исполнения святых Твоих заповедей, для исполнения святой Твоей воли». То есть, здоровы мы или больны, работаем или отдыхаем – мы всегда должны оставаться христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И никому ничего не сказали, потому что боялись». Ясно, что мироносицы боялись не каких-либо гонений, а лишь того, что это невероятное событие просто неприемлемо для человека, тем паче предубежденного. Далее евангелист Марк кратко рассказывает о последующих явлениях Господа ученикам. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» ( Мк.16:9 ). Это изгнание произошло не по Воскресении, а, видимо, еще тогда, когда она только пришла к Спасителю. После этого чуда исцеления она и стала Его ученицей. «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили» ( Мк.16:10-11 ). Это повествование соотносится с повествованием Евангелия от Иоанна, к которому мы перейдем несколько позднее. Иоанн Богослов говорит, что сначала, возле самого гроба, Господь явился Марии Магдалине. Место этого явления — в трех-четырех метрах от входа в кувуклию. Сейчас оно принадлежит католикам. Это место выделено инкрустацией на полу, там же устроен алтарь. Когда приближаешься к этому месту, конечно, испытываешь некоторое волнение, зная, что именно здесь Господь явился Марии Магдалине. Теперь перейдем к повествованию евангелиста Луки. Для того чтобы было понятнее, я начну с рассказа о погребении Спасителя. «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» ( Лк.23:55 — 24,1 ). Под «некоторыми другими» имеются в виду, видимо, те женщины, которые не присутствовали при Распятии. «Но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» ( Лк.24:2-4 ). Здесь о явлении Ангела и дальнейших событиях говорится более кратко, чем в Евангелии от Марка. Однако есть и новая подробность: сказано уже о двух Ангелах. Я склонен предполагать, что было все-таки несколько явлений Ангелов, хотя и не берусь сравнивать их описания, говорить, где описываются разные эпизоды, а где — только различные подробности одного и того же явления.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И ранним утром в первый день недели, то есть в воскресенье, когда восходило солнце, пришли ко Гробу. И говорили меж собой:  кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Воскреснув рано в первый день недели  (в воскресенье),  Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним  (то есть апостолам),  плачущим и рыдающим  ( Мк.15:46–47; 16, 1–10 ). Видите ревность мироносиц, их мужество и твердость веры в Сына Божия? Видите мужество этих святых жен? Ученики сидели, спрятавшись и запершись в комнате из страха перед иудеями, а они купили плащаницу и ароматы, чтобы помазать Тело Иисуса. Ученики плакали и рыдали о смерти Господа, а они на рассвете побежали к Голгофе, чтобы увидеть Гроб. Те в страхе ждали вестей с Голгофы, а они, войдя в Гроб, приняли от архангела Гавриила весть о том, что Господь воскрес, со словами: «Не плачьте больше!». Потом, по его повелению, бегом вернулись назад и сказали апостолам, что Христос воскрес – Его больше нет во Гробе! Вот сколько мужества и веры, сколько твердости и дерзновения у этих жен. Мужчины сидят затаившись, а они бегут ко Гробу, входят внутрь, приносят ароматы, подбадривают друг дружку, беседуют с ангелами, первыми видят Живоносный Гроб и плащаницу, сложенную рядом. Не страшатся ни темноты ночной, ни воинов, стерегущих Гроб, ни смерти, ни ангелов, ничего. Одно лишь желание было у них – увидеть Иисуса, помазать и облобызать Его святое Тело. Жены-мироносицы – первые и достойнейшие свидетели распятия, смерти, погребения и Воскресения Господа. Они первыми возвестили апостолам и всему миру, что Христос воскрес, что смерть, диавол и ад побеждены и рай распахнут.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Крест имеют на своих флагах только 13 стран, точнее 14, если считать Ямайку, имеющую на флаге «андреевский крест». Число шесть (6) Число шесть играет важную роль в иудейской религии – как богоугодной ветхозаветной, так и в богопротивном новоиудействе, готовящем престол антихриста. В шесть дней Бог сотворил мир. Шесть – число Ветхого Завета. Шесть представляется как три, умноженное на два (6=3 x 2). Так видим это у серафимов: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис. 6:2 ). Точнее говоря, здесь 6 не 3 x 2, а 6=2 x 3. Также и апокалиптические херувимы-животные имели каждое по шести крыл (4,8). В Ветхом Завете было шесть городов-убежищ для преступников ( Чис. 35:6 ). Число шесть ознаменовало смерть Христову. На шестой день недели – в пятницу был распят Христос ( Ин. 19:14 ). (Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница ведут счет после дня воскресения). Шесть часов, с третьего часа по девятый, провисел Христос распятым на Кресте ( Мк. 15:25,33 ). С шестого часа настала тьма по всей земле и продолжалась три часа до девятого часа. (По нашему исчислению от 9 часов утра до 3-х часов после обеда). Здесь, кстати, опять 6=3 x 2. Таким образом, число шесть трижды характеризует смерть Христову. Не говорит ли за себя такой факт, что в Страстной день, в шестой день недели – пятницу – у христиан круглый год бывает пост, у мусульман же это день праздника и отдыха? Само праздничное богослужение проводится у них во время, когда тьма объяла всю землю. В этот день, говорят они, начал распространяться «свет ислама ». Так не принята ли ими «тьма шестого часа» за свет?.. Шестиконечная звезда Давидова является символом Израиля и присутствует на его государственном флаге. Она означает Христа, Мессию ( Чис. 24:17 ; Мф. 2:2 ; Откр. 22:16 ). Но иудеи не приняли истинного Христа, Сына Божия, и ожидают другого. «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Таким образом эта же звезда ознаменует и лжемессию – антихриста (см. толкование на 2,28). Православная звезда Давида, начертываемая на облачениях, плащаницах, иконах, отличается от иудейской. Если начертить их, то можно увидеть зримо, что у православной звезды верхний треугольник острием вверх, что есть утверждение Троицы, символизируемой треугольником. А у иудейской звезды Давида верхний треугольник острием вниз, что является отрицанием символа Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» (ст. 47) — обычно мы эти слова не замечаем, просто пробегаем глазами, а на самом деле это очень важный момент для понимания происходящего. Жены действительно не знали, где будет погребен Спаситель, и наблюдали, в какую же гробницу его положат. Место для погребения не было приготовлено заранее — все случилось совершенно неожиданно для всех, кроме, конечно, самого Господа, Который как всеведущий знал, где будет погребен. Мы знаем из истории, что Голгофа находилась за городом и, как это обычно бывает, за стенами города располагалось кладбище. Может быть, женщины предполагали, что где-то здесь можно совершить погребение Спасителя, и поэтому внимательно смотрели, где Его положат. «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (ст. 1). Удостоверившись, в какую гробницу положили Спасителя, и увидев, как привалили камень, жены решили по прошествии субботы совершить обряд погребения полностью. Иосиф с Никодимом вынуждены были его сократить, торопясь закончить все до наступления темноты, то есть до начала субботы, в которую уже ничего нельзя было делать, в том числе и погребать усопших. Жены-мироносицы купили все необходимое для полного совершения обряда, чтобы воздать своему Учителю должную честь, ту, какой, по их мнению, Он был достоин. Они совершенно не представляли, что Он должен воскреснуть, иначе не несли бы не пригодившиеся им ароматы. Мироносицы направились к пещере весьма рано — «в первый день недели», который мы сейчас называем воскресеньем (именно воскресенье — первый день недели, а суббота — последний), когда только-только рассветало, то есть почти ночью, и тем самым проявили мужество, в то время когда ученики прятались, боясь преследования со стороны иудеев и римских властей. Женщины пошли к гробнице ночью, пренебрегая любыми человеческими соображениями, например тем, что приставлена стража, повинуясь только велению своего любящего сердца, именно сердца, а не ума, потому что в уме их было если не неверие, то смятение — буря разных помыслов, но сердце влекло их к возлюбленному Учителю.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Но это не означает, что они не исполнили повеление ангела. Просто они трепетали (а трепет нужно понимать здесь совершенно буквально), прямо-таки тряслись от страха, осознавая, что никто из посторонних поверить этому не может, и потому не могли никому сказать. Да и ученики сначала не поверили, как мы увидим это из повествования евангелиста Луки. «И никому ничего не сказали, потому что боялись» ( Мк.16:8 ). Ясно, что боялись они не каких-либо гонений, а лишь того, что это невероятное событие просто неприемлемо для человека, тем паче предубежденного. Вот как евангелист Марк дальше рассказывает о последующих явлениях Господа ученикам. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» ( Мк.16:9 ). Это изгнание произошло не по Воскресении, а, видимо, еще тогда, когда она только пришла к Спасителю, после какого чуда и стала Его ученицей. «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили» ( Мк.16:10–11 ). Это повествование соотносится с повествованием Евангелия от Иоанна, к которому мы перейдем несколько позднее и где говорится о том, что сначала, возле самого гроба, Господь явился Марии Магдалине. Место этого явления – в трех-четырех метрах от входа в Кувуклию. Сейчас оно принадлежит католикам и выделено на полу инкрустацией, по-моему, там даже устроен алтарь. Когда встаешь на это место, конечно, испытываешь некоторое волнение, зная, что именно здесь Господь явился Марии Магдалине. Теперь перейдем к повествованию Луки. Для того чтобы было понятнее, я начну с рассказа о погребении Спасителя. «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» ( Лк.23:55-24:1 ). Под «некоторыми другими» имеются в виду, видимо, те женщины, которые не присутствовали при распятии.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010