Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Марка в неделю пятую Великого поста (Мк.10:32–45) Три святые и душеспасительные истины представляет нам ныне чтенное священное Евангелие: пророчество о страдании Господа Иисуса Христа, прошение сынов Зеведеевых и ответ Богочеловека на негодование прочих десяти Апостолов. Пророчество Господа Иисуса обнаружило все Его страдания, и смерть, и тридневное воскресение; прошение Иакова и Иоанна изъявило Богочеловека ответ, из которого мы познаем достойных небесного Его Царствия; слова же, реченные к негодовавшим Апостолам, показали средство, како каждый, верующий в Него, может взойти на степень истинной славы и святости. Блажен истинно будет тот человек, кто, во-первых, всячески потщится постигнуть разумение сих трех святых наставлений, потом, непрестанно оные содержа в памяти, сотворит то, чему научают. Мк.10:32 .  «Во время оно, поят Иисус обанадесять, и начат им глаголати, яже хотяху Ему быти.» Хотя Богочеловек Иисус и предсказывал некогда Своим ученикам о страдании Своем и воскресении, как свидетельствует не токмо Евангелист Марк, но и Матфей, и Лука: однако восходя во Иерусалим, на самом пути, поял единых, повествует священный Матфей, Своих учеников, и начал говорить им о имеющемся с Ним случиться, то есть о имеющем быть страдании, о смерти и воскресении Своем из мертвых ( Мк.8:31, 9:31 ; Мф.16:21, 17:22 ; Лк.9:22 ; Мф.20:18 ). Поял же их единых для того, ибо одни они были достойны слышания сих великих и высочайших таин; и предсказал им о страдании и воскресении для того, да убедит их том, что Он есть истинный Бог, и волею предает пречистое Свое тело на страсть, и да нечаянность не произведет в них неутешимой печали, и возмутит их душу: также да насадив в сердцах их чаяние Своего воскресения, отвратит горесть их скорби. Внемли же, како краткими словами предвещает о каждом Своем страдании и смерти и воскресении: Мк.10:33–34 .  «Яко се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереом и книжником: и осудят Его на смерть, и предадят Его языком. И поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убиют Его: и в третий день воскреснет.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:20 мин. Размер 8.2 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Православное богослужение Великого понедельника содержательно и многогранно. В этот день мы молитвенно поминаем, как Господь предупреждал учеников о грядущих Страстях в Иерусалиме, дал ответ фарисеям о Своей власти и пояснение сыновьям Зеведеевым о первенстве среди учеников, рассказал притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, сообщил пророчество о последних временах и проклял бесплодную смоковницу. Но исторически за четыре дня до Пасхи Господь, вероятно, совершил всего два дела: изгнал торгующих из храма и проклял бесплодную смоковницу. Следовательно, наше богослужение не столько пересказывает все события после входа Господня в Иерусалим, сколько намекает членам Церкви на необходимость молиться, бодрствовать, иметь всегда запас добродетелей, ожидая прихода Небесного Жениха. Что же означают эти два очень странных поступка: изгнание торгующих из храма и проклятие бесплодной смоковницы? После торжественного входа в Иерусалим Господь вошел в храм, и, сделав бич из веревок, стал выгонять оттуда овец и волов, опрокинул столы меновщиков и попросил, чтобы вынесли из храма жертвенных голубей (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–17; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 15–16). Запрещая проносить через храм посторонние вещи, Он напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17). В наши дни ревность Иисуса Христа о «доме молитвы» некоторыми критиками трактуется несколько приземлено: поскольку Господь выгонял из храма продавцов, следовательно, любая деятельность старушек за свечным ящиком в православных храмах попадает под запрет на «торговлю». Значит ли это, что в современных церквях никого и ничего не должно быть кроме прихожан и захожан, которые пришли в «дом Божий» помолиться? О том, что это – достаточно узкое понимание слов Спасителя, нам говорят реалии I века и весь контекст Библии. В древности, как и в наших современных храмах, стояли ящики для сбора пожертвований. Господь одобрил поступок бедной вдовицы, которая положила в сокровищницу храма две лепты (см.: Мк. 12: 42–44). Эти сокровищницы в Иерусалимском храме охраняла специальная стража. Наши сотрудницы, несущие послушание за свечным ящиком, нередко как раз и выполняют функции неких «стражей порядка» и следят за тем, чтобы из храмов не были украдены ценности: деньги, иконы, мощи, сосуды.

http://pravoslavie.ru/78441.html

Слово 23                                          Глава 67. Об Ангеле, показывающем город святых и измеряющем стену его с воротами Откр.21:9 . «И прииде ко мне един от седми Ангел, имущих седмь фиал исполненных седмих язв последних, и рече ко мне, глаголя: гряди, покажу ти невесту Агнчу жену». Сим показывается, что Ангелы не только наносят злокачественные язвы, но, как врачи, иногда производят сечения, иногда же налагают умягчающие лекарства: тогда он наслал язву на достойных того, теперь показывает святому блаженство Церкви. Хорошо невесту Агнца назвал он женой. Ибо когда Христос заклан был как Агнец, тогда Своей кровью обручил ее Себе. Ибо, как в то время, когда спал Адам, создана была ему жена отнятием ребра, так когда Христос волей почил на кресте сном смерти, Церковь , составленная излиянием крови из ребра Его, соединена с принесенным в жертву за нас. Откр.21:10–11 . «И веде мя духом на гору велику и высоку, и показа ми град великий, Святый Иерусалим низходящ с небесе от Бога, имущ славу Божию». Быть ведену духом значит посредством духа возвыситься помыслом от земли к размышлению о небесном. Под горой великой разумеется возвышенная премирная жизнь святых, которой будет украшена и прославлена от Бога жена Агнца, вышний Иерусалим. «И светило его подобно камени драгому, яко камени иаспису кристаловидну». Светило Церкви – Христос, кристалловидным же ясписом назван Он, как всегда мощный и жизнедательный и чистый. У разных различно образописуется Он, ибо примером одного вида нельзя описать многообразность различных Его к нам благодеяний. Откр.21:12 . «Имущ стену велику и высоку, имущ врат дванадесять, и на вратех Ангелов дванадесять, и имена написана, яже суть имена дванадесять коленом сынов Израилевых». Стена великая Церкви, высокая и охраняющая находящихся во святом городе есть Христос. В ней двенадцать ворот – Святые Апостолы, через коих мы получили приведение и вход к Отцу, и им содействуют двенадцать Ангелов начальственных и более приближающихся к Богу по приближению в святости. Ибо если мы веруем, что за каждым из верующих следует Хранитель, тем более должно думать, что основателям Церкви и сеятелям Евангельского слова содействуют в Евангельской проповеди первенствующие из Ангелов. Имена колен духовного Израиля написаны на Апостольских входах, потому что и имена чувственного Израиля были написаны на Ефуде древнего по времени архиерея, ибо писание теперь посредством имен сих свидетельствует об Апостольском попечении касательно верующих, как и Павел сказал, что имеет попечение о всех церквах, и что сердце его расширено и вмещает в себя всех, кого он породил Евангелием. ( 2Кор. 6:11–12 ).                                     

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Слово в неделю Ваий Мнози же ризы своя постлаша no пути: друзии же ваия резаху от древия, и постилаху no пути. ( Мк. 11:8 ). Господь и Бог наш Иисус Христос, во время земной своей жизни всемирно уклонявшийся от мирских почестей, скрывшийся от народа, хотевшего провозгласить Его царем своим, по насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек, перед восшествием своим во Иерусалим на крестные страдания, не только допустил, а даже с благоволением принял от народа столь торжественную встречу, что, казалось, потрясся весь Иерусалим: потому что весь народ его пришел в необыкновенное движение, и многие постилали по дороге, по которой Спаситель ехал на осляти, одежды свои, а иные резали ветви с дерев и бросали по дороге в знамение надежды и ожидания своего, что Иисус Христос, совершивший столь много известных им чудес, победить всех врагов Иудейского царства, воцарится и будет царствовать ко славе его. Воспоминая сие событие, которое знаменовало торжественную победу Спасителя над грехом, адом и смертью и воцарение Его в дому Иаковле, – в сердцах истинных Боговидцев, – Святая Церковь и нам вручает в настоящий день древесные ветви, внушая, таким образом, чтобы мы всемерно старались соделаться победителями греха, чтобы, удостоившись воздать поклонение воскресению Христову в настоящей жизни, явились мы после всеобщего воскресения с знамениями победы над грехом в царствии небесном. Каким образом одержать эту победу? Для приобретения в настоящей жизни победы над грехом, воюющим против нас искушениями мира, плоти и ада, самое верное оружие и самое благонадежное то искусство, коими приобрели такую победу проявленные промыслом Божиим, прославляемые Св. Церковью, благоугодившие Богу своей жизнью святые праведники веры. Посему, для полного успеха в борьбе со грехом, соблазнами мира и искушениями адских духов, требуется постоянно иметь в виду подвиги Иисуса Христа и Его истинных последователей. Первый и единственный Подвигоположник, победивший грех собственной силой, принесший Себя в жертву за грех в подобии нашей греховной плоти, и поправший смерть своею крестной смертью, есть Начальник и Совершитель нашей веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает... Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых. Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, “поя, играя и ликуя”, сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, “благословив, прият” Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых. Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху. Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека. Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией. С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://pravoslavie.ru/2714.html

Слово на праздник преславного Вознесения Господня. (О рае и светлой радости вечной). Из древле–отеческого сборника Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, чтобы быть нам зрителями славного Христова Вознесения. Взойдем мы с благоговейным умозрением на преблаженную гору Елеонскую, туда, где сегодня открывается чудное видение славы благолепной, и Победоносец Воскресший Иисус, непобедимый разоритель ада, представляет нам славнейшее торжество над смертию! Взойдем туда, откуда лик Апостольский предпосылает на небеса любезнейшего своего Учителя, Матерь – своего Сына, откуда чиноначалия умных Сил предводят Царя Славы! Множество праведных душ, от ада свободившихся, последуют за Божественным своим Свободителем. Оттуда приемлет Его Небесный Отец, и, дая Ему власть над небом и землею, посаждает Его одесную Себя на небесах. Светел, воистину, и пресветел нынешний праздник! Он – увенчание таинств Христовых, исполнение нашего спасения. Днесь изгнанным детям Евиным отверзается вход в желаемое отечество горнего Иерусалима, днесь новому Израилю даруется возведение в небесное царство. Днесь падший возносится превыше Серафимов, и человеческое естество Божия Слова, воплощением соделавшись причастным Божескому естеству, вознесением Богочеловека возъимело себе участие в Божественной славе!... Приидите же, взыдем на гору Господню, и последуем мыслию и сердцем отверзшему нам врата Царствия вечного, дабы, сколько можно, познать и предвкусить сладости райские, и – хотя так о рае истолковать, каков он есть, как превосходящий всякий ум человеческий. Человеческая мысль едва проникает далее того, что представляют чувства. Спросим же мы об оном небесном жилище, которое уготовал нам Бог, у видевших оное духовными очами сердца: у Иоанна Богослова и у Павла Апостола. Иоанн, возведенный от Ангела на гору высокую, видел святый град небесный Иерусалим. Град сей четвероуголен, велик и высок: двенадцать оснований у него, и каждое основание из камня драгоценнного, двенадцать ворот, и каждые врата от бисера. Там – Сам Бог вседержитель, Которому покланяются небеса и земля; там нет ни солнца, ни месяца, там – невечерний свет Божественной славы, днем и нощию светящий, и никогда незаходящий! – И возведе мя вдухе на гору велику и высоку, и показа ми град великий, святый Иерусалим, сходящий с небесе от Бога ( Откр. 21:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Утреня Утреня начинается чтением шести псалмов, или шестопсалмием, во время которого священник читает про себя утренние молитвы. После шестопсалмия произносится великая ектения, а затем поется: «Бог Господь и явися нам; благословен грядый во имя Господне». Этим напоминается нам явление Христа на проповедь спасения. Поется молитва празднику; читаются псалмы царя Давида (кафизмы). Открываются царские врата, и раздается пение молитв: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа. Аллилуиа (т.е. хвалите Бога). Благословен Господь от Сиона (Гора в Иерусалиме), живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви (прославляйте Господа), яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу (славьте Бога) Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа. Во время пения этих стихов священник с кадилом, а диакон со свечей походят весь храм для каждения. Читается Евангелие, и в воскресную утреню выносится на середину храма для поклонения верующих. Певчие поют в это время песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именум (призываем). Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо – (потому что) прииде крестом (через крест) радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распитие бо претерпев, «смертию смерть разруши». Затем следует пение канонов или ряда песнопений в честь Господа, Его Пресвятой Матери и святых (Каноны состоят из девяти священных песней; некоторые из них взяты из ветхозаветных песнопений: например, первая песнь канона взята из торжественной песни евреев после перехода через Красное море (§ 30). Третья – из благодарственной песни Анны, матери Самуила (§ 37), шестая – из молитвы пророка Ионы, когда он был в рыбе (§ 52), седьмая и восьмая – из молитвы трех юношей и Вавилонской печи (§ 56), в том числе песни Богородицы: «Величит (прославляет) душа моя Господа – и возрадовася дух Иой Мой о Бозе Спасе моем» (§ 66) с прибавлением к каждой части песни: «Честнейшую Херувим»...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

10. Слово на вторый день праздника Рождества Христова (Говорено в придворной церкви, в присутствии Ея Императорскаго Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны и Их Императорских Высочеств; напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.) 1814 Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит е. Mamф. II. 13 . Чудно и ужасно! – Ангелы, которых естества не приял Сын Божий, торжествуют Его на земли рождение; Ангелы стараются спасти жизнь пришедшаго спасти человеков: а человек, для котораго Сын Божий соделался сыном человеческим, ищет погубить своего Спасителя. Воинство небесное проповедует на земли мир, но вместо того начинается неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой – Отроча Иисус и, Его телохранители, все младенцы Вифлеемские. Правда, царь не победил Отрочате: воинство младенцев не предало Вождя своего в руки врагов, но своею кровию пожертвовало за жизнь 106 всеобщаго Искупителя: напротив того невидимая месть постигла Ирода и его соумышленников: «изомроша ищущии души Отрочате» ( Mamф. II. 20 ). Но сия победа не принесла мира, ниже безопасности Победителю. Иосиф не дерзает даже ввести Его в отеческий град: «убояся тамо ити» ( Mamф. II. 22 ). После сего уже не удивительно, что возраст Отрочате Христа принесет Ему новыя брани, новыя опасности. Едва Он явится миру, все видное в мире возжелает затмить славу Его. Фарисеи, книжники, священники, князи, судии, правители обратят против Него каждый свое оружие. Когда же победа возведет Его на небеса, все земныя силы, народ и вельможи, мудрецы и кесари подвигнутся для истребления от земли мирнаго царства Его. Кровопролитие, начатое в Вифлееме, обагрит царства и веки. Возвращаясь от воспоминания сих печальных событий, с каким утешением успокоивается дух, при виде великих и сильных земли, смиряющихся пред Отрочатем Вифлеемским, полагающих лучшую славу свою в служении Ему, ищущих своего веселия в Его Евангелии!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

13 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в русском православном храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма священник Андрей Кордочкин, клирик прихода священник Андрей Борисюк и иеродиакон Николай (Оно). В числе многочисленных молившихся за богослужением был Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Испании Ю.П. Корчагин с супругой. По завершении Литургии в слове, обращенном к верующим, митрополит Иларион сказал: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Андрей, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня я с большой сердечной радостью переступил порог этого благолепного храма. Вспоминаю время, когда я приезжал в Мадрид и здесь еще не было прихода Русской Православной Церкви; потом появился приход, и в течение долгого времени богослужения совершались в стесненных условиях в гаражном помещении. И вот сегодня благодаря трудам отца Андрея и многих людей, кто потрудился для возведения храма, кто внес вклад в финансирование строительства, здесь, в столице Испании, воздвигнут величественный, светлый, благолепный, благоукрашенный храм, который является домом для многонациональной общины Русской Православной Церкви. Эта община объединяет и русских, и украинцев, и белорусов, и испанцев, и представителей многих других национальностей, которые приходят сюда для того, чтобы встретиться с Богом и молитвенно пообщаться друг с другом. В сегодняшнем чтении из послания святого апостола Павла мы слышали обращенные к нам слова: «Радуйтесь о Господе, и еще говорю: радуйтесь» (см. Флп. 4:4). Эти слова имеют отношение не только к сегодняшнему радостному празднику Входа Господня в Иерусалим — они обращены апостолом и к каждому из нас, они относятся к каждому дню и часу нашей жизни, не умаляя при этом значение для нас скорбей, искушений, болезней и всего того, что по попущению Божиему посещает нас для нашего испытания, вразумления, чтобы мы восходили от силы в силу по пути к Царствию Небесному.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3625618...

1833 год Он же глаголаше о церкви тела Своего. ( Uh. II. 21 ). Сии немногие слова Святого Евангелиста Иоанна заключают в себе много духовного учения и могут вести нас к размышлениям приличным настоящему случаю обновления храма. Призовем Духа истины, да отверзет нам дверь слова. Дабы лучше войти в истинное разумение приведенного изречения полезно будет обратиться прежде всего к тому происшествию и к тем словам Самого Иисуса Христа, на которые сие замечание сделано Евангелистом. Некогда вошел Иисус Христос в храм Иерусалимский и, найдя в нем продающих овец, волов и голубей для жертвоприношений, и разменивателей денег для подаяния в сокровище храма, бичем от вервий изгнал продающих, извергнул предметы торговли, и сказал: «возмите сия отсюду: и не творите дому Отца Моего домом купли» ( Uh. II. 16 ). Если внимательно рассмотрим сие действие и сии слова Христовы: то и в них найдем высокое свидетельство о достоинстве храма. Бог сказал чрез пророка: «небо престол Мой, земля же подножие ног Моих : кий дом созиждете ми» (Иса. LXVI. 1)? Посему можно было подумать, что храм не достоин называться домом Божиим, так как и подлинно для Вездесущего всякий дом и мал, и низок, и не нужен. Вот Сам Сын Божий называет храм домом Отца Своего; и Сын, без сомнения, знает, что принадлежит Отцу, и что Его достойно. Итак, слово Христово удостоверяет нас, что храм, хотя и земный, и ограниченный пространством, по благодати и по снисхождению точно есть дом Бога Небесного и Вездесущего. Помысли же христианин! Если ты в дом чей входишь с некоторым уважением к живущему в нем, как то показывает обычай входить в дом с открытою головою, а в дом царя ты вошел бы, без сомнения, и с радостию, что допускаешься в оный, и со страхом при мысли о величии живущего в нем: то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя царствующих и Господа господствующих, с какою радостью о том, что Он отверзает тебе дом Свой, с каким страхом Его ближайшего здесь присутствия, пред которым самые Серафимы покрывают лица свои! Ближайшего присутствия сказал я: ибо если бы сего не было, то имя дома Божия не имело бы значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010