О Вознесении Господа на небо ( Лк. 24:50–52 ) Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы в день Вознесения Господня и обретения мощей свт. Алексея 1) Почему Господь пред Своим Вознесением явился в Иерусалиме, а не на месте, Им избранном для Вознесения Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их ( Лк. 24:50 ). Воскресший Господь являлся ученикам Своим не только в Иерусалиме, но и на пути в Эммаус, и в Галилее на горе, и на берегу озера Тивериадского: почему же, наконец, Он явился им не прямо на месте, которое избрал для Своего вознесения, но в Иерусалиме и вывел из него вон? Нет сомнения, что как всякое действие Божественной мудрости Его, так и сие исполнено глубокого знаменования. Это значит, что благодать отступает от ветхого Иерусалима, который обетованного ему Христа, во Своя пришедшаго, не принял ( Ин. 1:11 ), излиянную для спасения мира кровь Его сам на себя принял к своему осуждению, своим неверием и христоубийством сам себе приготовил оставление и разрушение. И как Пришедший не погубит души человеков, но спасти из среды погибающих начал уже избирать Себе спасаемых, взял из ветхого града лучшие камни и художеством небесного архитекторства – словом истины и спасения – очистил и приготовил их для нового здания; то дабы показать, что Он не ветхому, отжившему служит, не к ветхой ризе новый плат приставляет, не в ветхие мехи вино новое вливает, а устрояет новую ризу спасения, новые сосуды благодати, новый живой град Небесного Царствия на земле; Он несет избранные Им живые камни из ветхого града на свободное, чистое, высокое место, дабы здесь благословить новосозидаемую Церковь Свою, подобно как некогда благословил Свое новое райское творение. 2) О благословении, преподанном Господом апостолам, а чрез них всем верующим в Него, при вознесении на небо Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их. Воздвиг руце на небо и простер их на благословляемых в знамение, что преподает благословение небесное и пренебесное, и так обширное, как далеко досязают Его руце, в которых вси концы земли ( Пс. 94:4 ). Какими словами благословил? Сего не написал святой Лука; но веруем, что то был поток Божественной благодати, жизни и силы, который не только исполнил предстоявшие сосуды, но и простерся и простирается и на всю Церковь Христову до последнего истинного христианина пред вторым пришествием Христовым. Более нежели вероятно, что к сему благословению принадлежат преданные святым Матфеем слова Христовы: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О каких горах мог говорить пленник, возвращающийся из Вавилона в Иерусалим, в свое отечество, как не о горах Палестины и, в частности, не о горе Сион, на которой стоял некогда ковчег Завета и вблизи которой находился разрушенный храм Соломонов, где каждый израильтянин того времени воображал невидимое присутствие Творца всего мира, а потому и обращался во время молитвы лицом по направлению к сему священному городу, как это делал и пророк Даниил ( Дан.6:10 ). Посему пророк-псалмопевец и говорит: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (пер. с евр.). Обращать поэтому взоры к горам значило то же, что обращаться к Иерусалиму, воспоминать в тихой скорби об утраченном отечестве. При таком воспоминании сам собою небольно возникал вопрос: откуда же и как придет помощь к бедствующим пленникам? Вера во всемогущего Бога, Творца неба и земли, и надежда на милосердие Его подсказали пророку и ответ на его вопрос: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Св. Иоанн Златоуст в объяснение сего так говорит: «Если иудеи, сии грубые и пристрастные к земле люди, столько сделались усердными по возвращении из плена и бедствий и внимательны к небу, то тем более бедствие может исправить нас» с. 371]. И далее он же говорит: «Те, которые недавно говорили к дереву: ты бог мой! – и к камню: ты меня родил, – теперь признают Творца вселенной и говорят: Помощь моя от Господа; не от людей или коней, и не от союзников, но от Господа. Это содействие непреодолимо, и не только непобедимо, но и легко, если только мы внимательны к горнему. Для сего-то одному сему животному (т.е. человеку) Бог устроил прямое положение тела, а глаза поместил на верху оного, чтобы чувственным сим устроением вразумлять, что должно смотреть на высоту и любомудрствовать о небесном» с. 372]. Это чувственное устроение человека, с намерением обращать взоры его на высоту и любомудрствовать о небесном, усматривается особенно из названия его на греческом языке, которое по корнеслову производится так: «кверху обращает взор».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

О Церкви Христовой I. Православное учение о Церкви Христовой Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: Евр. 12 : 22. Но вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов . 23. К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. 24. И к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Имея главою и руководителем Самого Бога, Церковь Христова, по благодати Божией, всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ), или «Я с вами во все дни до скончания века», говорит Иисус Христос ( Мф. 28:20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь „единою». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим: Еф. 4:4 . Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Ст. 5. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа (1. Кор. 3:10–11); хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская; но все эти церкви суть части всемирной единой вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу–Христа и единый дух веры и благодати. Видимое сие единство выражается одинаковым исповеданием веры, общением в молитвах. Такое же духовное общение существует и между Церковью земной, воинствующей на земле, и Церковью небесной, торжествующей на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Суббота пред Богоявлением 19.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Богоявление , Суббота пред Богоявлением Мф, 5 зач., 3, 1—11 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Из пустыни, из ее одиночества, из молитвенного молчания и тишины говорит нам Иоанн, и ничего не слышно, кроме голоса Бога, кроме тех слов, с которыми вышел Христос на проповедь после Крещения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн любил Бога, потому так дорог ему был народ, и он говорил то, что глубинами сердец люди знали и узнавали, что они жаждали услышать. И когда он призывал к покаянию, в глубинах сердец человеческих обреталась решимость ответить на этот призыв. И другой Иоанн, апостол любви, возвещает: «Я не говорю вам то, что вы не знаете, но то, что вы знаете, о том говорю вам». Никакое слово не обладает такою силой, как то, которое обращено к совести человека, и это слово становится неодолимым, когда оно произносится человеком, который заслужил право его произносить. Люди долго ждали подлинного слова Божия, и они услышали его от Иоанна. Он был узнаваем, он пришел от Бога, и слушать его было — узнавать Бога, без Которого нет человека. И он был услышан, потому что говорил о даре спасения, превосходящем человеческие силы.

http://moral.ru/суббота-пред-богоявление...

Послание к благочестивейшему царю Констанцию о явившемся на небесах и виденном в Иерусалиме знамении креста из лучей света (перевод проф. прот. П.С. Делицына) Источник Боголюбивейшему и благочестивейшему Царю Констанцию Августу Кирилл, Иерусалимский епископ, желает о Господе радоваться. 1. К боголюбивому твоему царскому величию посылаю из Иерусалима первый этот начаток посланий, приличный для того, чтобы и тебе принять оный, и мне представить не льстивых исполненный слов, но извещающий о боговидении небесного, и не витийственно сложенные уверения содержащий в себе, но событием на самом деле свидетельствующий тебе об истинности предречения в святом Евангелии. 2. Другие нередко из того, что имеют у себя, венчают честную твою главу, принося златокованные, преиспещренные блестящими камнями, венцы. А мы венчаем тебя не тем, что от земли, ибо даруемому землею и конец – земля, но о божественном действии небесного во времена боголюбивого твоего царствования совершившемся в Иерусалиме, со тщанием доводим до сведения твоего благочестия не для того, чтобы теперь только от неведения придти тебе к боговедению (сего ты достиг уже, и других уча своим благочестием), но чтобы утвердиться тебе в том, что уже знаешь, и, прияв прародительское наследие царской власти, а также дознав, что почтен ты свыше еще большими небесными венцами, тем паче воздать и ныне приличное благодарение Всецарю Богу; из того, что Бог чудодейственно творит при тебе, уразумев на самом деле, сколько возлюбленно Им царство твое, большей твердости исполниться тебе в борьбе с врагами. 3. Как при боголюбивейшем, блаженной памяти отце твоем, Константине, по благодати Божией, даровавшей ему, прекрасно взыскавшему благочестия, обретение сокровенных святых мест, обретено и спасительное древо креста; так при тебе, государь, благочестивейший царь, вящшим благоговением к Богу превзошедшем и родительское благочестие не от земли уже, но с небес видимы чудодействия, и знамение победы над смертию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, разумею блаженный крест, явился в Иерусалиме возблиставшим из лучей света.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Прежде всего, преосв. Кирилл счел своим долгом ближайшим образом познакомиться с наместниками патриарха и с другими представителями греческого духовенства в Иерусалиме, с которыми ему чаще всего предстояло соприкасаться в своей деятельности. На другой день после своего прибытия в Иерусалим, преосв. Кирилл поспешил посетить высших представителей православного духовенства, под руководством которых наша миссия впервые имела возможность посетить храм Воскресения Христова и поклониться животворящему Гробу Господню. Вот как описывает это представление высшей греческой иерархии и первое поклонение главнейшим святыням иерусалимским преосв. Кирилл в своем письме к петербургскому митрополиту Григорию от 26 февраля 1858 года: «1 февраля, в полдень, были мы у преосвященных епитропов здешних, принявших меня в полном собрании Синода: я доставил грамоту блаженнейшего патриарха и преосвященному Мелетию 209 письмо от имени Вашего Высокопреосвященства. С любовию и радушием приняв меня, преосвященнейшие епитропы тотчас же распорядились открытием врат храма и сами сопутствовали мне, в качестве руководителей, при посещении свв. мест. Счел бы своим долгом дать вашему высокопреосвященству отчет в первой молитве за православную церковь и боголюбезное отечество, принесенную мною у св. гроба и на Голгофе, – если бы это было возможно. Но подобные минуты можно пережить, помнить, радостно плакать, когда вспомнишь их, надеяться, что встретишь, может быть, еще такие же, или и сладостнейшие, в день общего воскресения: описывать же нет возможности. Вот все, что можно припомнить и передать из окружавшего и из ощущений, произведенных окружавшим: старец-святитель и все, мы с возженными свечами, русское пение, то пасхальное, то крестопоклонное, слезы и рыдания среди торжественных звуков православных песнопений, в душе ощущение великого пятка и Пасхи вместе, мысль о далеком отечестве земном и близости отечества небесного, молитвы покаяния и благодарения, прошений и славословия, чувство довольства жизнию земною, никогда в такой степени неиспытанного, жажда благ отечества небесного, никогда доселе так не томившая души: что из таких сочетаний и слияний может сделаться, то и есть безраздельное достояние минут первого посещения Христова Гроба и Голгофы» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Псков. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Как считали наши предки, Собор во имя Святые Живоначальные Троицы послужил краеугольным камнем для основания сего города. Воздвигнут он был по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине 10 века. Родом псковитянка, Ольга одной из первых на Руси приняла крещение. Тогда " прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет… " Второй собор возвел в камне в 12 в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма, который он подарил Богу и псковичам). Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают его автором мастера Кирилла, воплотившего в Псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы. Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного храма и 32 (!) скатах его перекрытия. Псковичи воспринимали свой город земным подобием Града Небесного («яко же Горний Иерусалим») и величали его Домом Святой Троицы. Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), кафедральный, шестистолпный, пятиглавый храм, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в 18 веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца 19 века, собор сохранил первоначальное решение. Высок и затейлив иконостас в 7 (!) ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии. Мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и других — хранятся в раке. В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей пскович». Святая Троица — настоящее сердце стольного града Пскова.

http://sobory.ru/article/?object=00256

Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Оглавление Оригинал Мученик Евгений Поселянин. «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» Предисловие Восемнадцать с лишком веков прошло от того дня, когда Дева Мария на руках Своего Сына была вознесена к великому Престолу и после жизни несказанной скорби, мук и уничижений была коронована на чудное царство небес. И эти восемнадцать веков бессильны были умалить восторг человечества пред тихой святыней Девы Марии. В немногих дошедших до нас отзывах Ее современников слышно безграничное восхищение сердца, слышны чувства, превышающие всякие слова, не умеющие найти достаточных выражений. Дионисий Ареопагит , нарочно приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы видеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятыя Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил». Обращаемые к вере апостолами, с проповедью обходившими вселенную, новые христиане стремились видеть Богоматерь, Которая одним Своим видом свидетельствовала о том, что Родившийся от Нее был воплотившийся Бог. Игнатий Богоносец, архиепископ Антиохийский, бывший, по преданию, тем самым отроком, которого взял на руки Христос, говоря: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в царствие небесное», — говорит в письме, к Иоанну Богослову; «Много жен у нас только о том и думают, как бы проехать к вам, чтобы видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским. И все такие слухи возбудили в нас безмерное желание видеть это небесное чудо»…

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Раскаяние и покаяние: Иуда и апостол Петр В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга Олеси Николаевой " Поцелуй Иуды " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Отречение Петра. Новгородская таблетка, фрагмент Есть несколько моментов, позволяющих сопоставить поведение Иуды и апостола Петра. Оба – и Петр, и Иуда – были избраны Христом, приближены к Нему, почтены Его доверием, отмечены Его любовью, удостоены Его даров, научены Им тайнам Царства Небесного, призваны в свидетели Его чудес и исповедали Его Мессией, Христом, Сыном Бога Живаго. «Устами апостолов» назвал святитель Иоанн Златоуст апостола Петра, произнесшего это исповедание и давшего ответ на вопрошание Господа не только от себя, но и от всех учеников. Кроме того, после усмирения бури все ученики исповедали Его Сыном Божиим: Воистину Сын Божий еси (Мф. 14, 33). И тот, и другой по пути следования за Христом претерпевают искушения, насылаемые на них князем тьмы. Когда Христос стал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть, Петр, исполнившись желанием скорейшего наступления Царства Небесного здесь и сейчас, а также любовью и состраданием ко Христу, стал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21–23). Те же самые слова: «Отойди от Меня, сатана» (Мф. 4, 10) Господь говорил дьяволу, когда тот искушал Его в пустыне. Но и об Иуде сказано: Один из вас диавол (Ин. 6, 70); Диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин. 13, 2); Вошел же сатана в Иуду (Лк. 22, 3); После сего куска вошел в него сатана (Ин. 13, 27). Так же может показаться основанием для сопоставления Иуды и апостола Петра то обстоятельство, что Господь предрек одному – предательство, другому – отречение. Один из вас предаст Меня (Мф. 26, 21; Мр. 14, 18; Ин. 13, 21); Один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте; ибо сей хотел предать Его (Ин. 6, 70–71).

http://pravoslavie.ru/3083.html

Святой Апостол Павел, пиша послание к Христианам из Евреев, и желая утвердить их в вере и добродетели, между прочим обращает их внимание на превосходство Христианской веры, в сравнении с Ветхим Заветом, и говорит: «не приступите бо к горе осязаемей, и разгоревшемуся огню, и облаку, и сумраку, и буре, и трубному звуку, и гласу глагол, его же слышавшии отрекошася, да не приложится им слово, не терпяху бо повелевающаго» ( Евр.12:18–20 ). Не трудно вам уразуметь, что сими словами Апостол указует на грозное преподание закона Израильскому народу чрез Моисея на горе Синае, при чем народ не допущен был «приступи ть к Богу уразумети», и от страха говорил Моисею: «да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем» ( Ucx. XIX. 21, 20:19 ). Сему противополагая Новый Завет Христов, Апостол продолжает: «но приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и Церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу» ( Евр. 12:22–24 ). То есть: древние, вступая в завет с Богом, предстояли видимой горе Синайской, и чувственным знамениям присутствия Божия: вы, Христиане, вступая в завет с Богом и Христом, приступили к невидимой горе Сионской, вступили в ближайшее, духовное общение с Небом. Те имели своим ходатаем, или посредником пред Богом человека, раба Божия, Моисея, который и сам трепетал пред знамениями присутствия Божия: ваш Ходатай пред Богом есть Иисус Христос, Сын Божий, истинный Бог и человек, в Котором обитает все благоволение Бога Отца к Нему, и чрез Него к человекам. Те и повелением, и собственным страхом удержаны были от приближения к Богу, от прикосновения к месту Его присутствия, от непосредственного общения с вышними силами: вам открыт свободный и невозбранный доступ к общению со множеством Ангелов, с величественным собором и Церковию духов праведных человеков, достигших духовнаго совершенства, «написанных на небесах», в качестве граждан Небесного Иерусалима, приискренне усвоенных Богу, подобно как некогда прообразовательно усвоялись Ему «первородные» ( Исх. 13:2 ); наконец в сем сообществе небесных граждан вы имеете дерзновение приближаться и к Самому Царю небесного града, к Богу и Христу. Таково, братия, превосходство нашей веры. «Темже убо, – заключает Апостол, – да имамы благодать, ею же служим... Богу со благоговением и страхом» ( Евр. 12:28 ). Тем же убо, скажу и я, да пребываем верны благодати и вере, мыслию и сердцем, делом и житием, да храним себя достойными высокого сообщества, в которое ввела нас благодать верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010