происхождения, обозначаемая по инципиту «Intexuimus», которая сохранилась в рукописи Autun. Bibl. municip. 27 (S.29) (Fol. 63v - 76v; 2-я пол. VII в.) и ряде более поздних (см.: Gorman M. The Visigothic Commentary on Genesis in Autun 27 (S.29)//RechAug. 1997. Vol. 30. P. 167-277). Вестготская компиляция составлена на основе толкований блж. Августина на кн. Бытие. К преимущественно букв. толкованиям Августина К. Т. добавил аллегорические из сочинений Исидора Севильского . Долгое время это толкование приписывалось Евхерию Лионскому (впервые такая атрибуция встречается в рукописи Vindob. 691, XII в.; та же ошибка допущена в первопечатном издании 1531 г.; последнее изд.: PL. 50. Col. 893-1048). Впервые новая атрибуция сочинения, изданного в PL. 50, была предложена П. Бельетом, который предположил, что это то же самое сочинение, что и в рукописи Paris. lat. 9575 ( Bellet. 1950). Однако он рассматривал вестгот. толкование не как источник, а как 1-ю редакцию сочинения К. Т., что привело к путанице в научной литературе ( Gorman. 1997). Толкование на кн. Исход в 5 книгах, написанное К. Т. в 821 г. для аббата Теодемира, полностью утеряно. Толкование на кн. Левит, также составленное для Теодемира в 823 г., сохранилось в единственной рукописи - Reims. 123, нач. IX в., из к-рой изданы только предисловие и окончание (MGH. Epp. T. 4. S. 602-605). Толкование на кн. Числа (825) тоже утеряно, а толкование на кн. Второзаконие К. Т., видимо, не успел написать или решил, что прокомментировал достаточно мест из этой книги в толкованиях на книги Исход и Левит. Толкование на Книгу Иисуса Навина, к-рое обычно датируют 825 или 826 г., но П. Бульоль передатировал 827 г., сохранилось в единственной рукописи (изд.: Boulhol. 2002). Соответственно толкованиена Книгу Судей Бульоль также отнес к более позднему времени - 827-828 гг. Это сочинение, возможно, было опубликовано уже после смерти К. Т. Из него издано только предисловие (MGH. Epp. T. 4. S. 609-610). «30 вопросов на книги Царств» написаны К.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

О том, что ап. Фаддей-Леввей пострадал в Армении от царя Санатрука, упоминается в апостольских списках 2-го сирийского типа (Maten. Cod. 871 - Esbroeck. 1994. P. 113; Виноградов. 2005. С. 146). Кроме того, во мн. памятниках разные предания соединены с арм. версией. В сир. сборнике Lond. Brit. Mus. Add. 14601 (IX в.) местом кончины ап. Иуды Иаковлева назван г. Аребав (искаженное Арад) в Армении ( Esbroeck. 1994. P. 116). Апостольские списки 1-го сир. типа сообщают о распространении христианства Иудой-Фаддеем в Ассирии и Армении и о его казни по приказу арм. царя Санатрука в г. Биврутия (вместо Берит), якобы находившемся во Внутренней Армении (Maten. Cod. 993 (1456 г.) - Esbroeck. 1994. P. 136). Согласно нек-рым спискам Breviarium apostolorum и соч. «О жизни и смерти отцов», ап. Иуда Иаковлев был похоронен в «Берите Армянском» ( Schermann. 1907. P. 211; Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 78//PL. 83. Col. 151; Виноградов. 2005. С. 145). Лат. соч. «О рождении и кончине пророков и апостолов» ошибочно локализует Ребект (т. е. Ребек), в к-ром пострадал ап. Иуда Иаковлев, в Армении (Rebecte regione Armeniae - Dolbeau. 1994. P. 107). Персия Апостолы Симон и Иуда. Мученичество ап. Иуды. Роспись ц. Санта-Мария-ди-Англона в обл. Базиликата, Италия. Кон. XII — нач. XIII в. Апостолы Симон и Иуда. Мученичество ап. Иуды. Роспись ц. Санта-Мария-ди-Англона в обл. Базиликата, Италия. Кон. XII — нач. XIII в. В зап. традиции широкое распространение получила версия о кончине ап. Иуды-Фаддея в Персии. В Мартирологе блж. Иеронима говорится, что апостолы Симон Кананит и Иуда Зилот скончались в г. Суанис в Персии (MartHieron. Comment. Р. 575). Лат. Мученичество апостолов Симона и Иуды (BHL, N 7749-7751) представляет др. традицию по сравнению с греч. и вост. «Деяниями», посвященными ап. Иуде-Фаддею. Это Мученичество входит в состав т. н. коллекции житий Псевдо-Абдии, составленной во 2-й пол. VI в. на основании более древних источников. Ап. Симону Кананиту отводится ведущая роль, а ап. Иуде-Фаддею - второстепенная.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

При недостатке др. первичных источников центральное значение приобретают 3 бронзовые статуэтки, найденные при раскопках в Телль-Джудайда. Три муж. металлические скульптуры, изготовленные с помощью технологии литья по выплавляемым формам (моделям), высотой от 19 до 26 см, были найдены вместе с 3 женскими фигурками ( Braidwood, Braidwood. 1960. P. 300-313). Для открывшего их археолога и антрополога Р. Брейдвуда было несомненно, что на всех 3 статуэтках присутствуют признаки О. Это безоговорочно подтвердила экспертиза с участием специалистов-урологов (фотографии воспроизводятся в: Ruwe. 2014. S. 96-98. Abb. 1-3). Брейдвуд датировал фигурки примерно 3000 г. до Р. Х. Более точная экспертная оценка указывает скорее на II тыс. (Ibid. S. 82). По своему изобразительному типу фигурки (все 6) с большой долей вероятности происходят из Сев. Сирии. Эти фигурки - 2 или 3 свидетельства об обычае О. в Сев. Леванте, самое позднее - в нач. II тыс. до Р. Х. Сравнимое по древности со статуэтками из Телль-Джудайда археологическое свидетельство об О., распространенном в Леванте, дает мелкая пластика из Гезера (Израиль). Там найдена модель фаллоса из обожженной глины ( Dever. 1986. Pl. 60, 118). По мнению У. Девера, на этой модели представлено О. того типа, к-рый впосл. стал традиционным в данном регионе. На основе стратиграфических данных эта мелкая пластика относится примерно к XII или XI в. до Р. Х. Этническую принадлежность жителей поселения нельзя определить, модель в равной степени можно считать как израильского, так и ханаанейского или егип. происхождения. Интерпретация мелкой пластики из Гезера как модели фаллоса приобрела убедительность при сравнении с изображением обрезанных фаллосов из собрания, найденного в нач. 90-х гг. XX в. в Мареше (курган к юго-западу от Иерусалима). В недатируемом слое эллинистического города на этом кургане была найдена серия обрезанных фаллосов из местного известняка, к-рые более или менее однозначно указывают на обычай кругового О. В целом речь идет о 18 экземплярах ( Stern. 2012. P. 59-64; Erlich. 2009. P. 18-20). Хотя эти фаллосы были довольно грубой обработки, аналогия со своеобразной пластикой из Гезера несомненна. Назначение модели фаллоса из Мареши и ее связь с определенной этнической группой остаются неясными. Открыватели приписывают эту модель идумеям (см. Идумея ), в религ. плане относят к культу Диониса (см. ст. Древняя Греция ); А. Эрлих ( Erlich. 2009. P. 19-20) и И. Штерн ( Stern. 2012. P. 62) усматривают связь с культом Диониса или Гермеса (подробнее см.: Beyerle. 2014). Немногие археологические свидетельства об О. в Леванте почти всегда указывают именно на форму (кругового) О., в отличие от распространенной в Египте инцизии ( Ruwe. 2014. S. 83. Anm. 38). Для решения историко-культурного вопроса о том, какими путями распространялся обычай О. на Др. Востоке (из Египта на восток или с востока на запад), этот факт может иметь определенное значение. Литературные свидетельства об О. в Леванте

http://pravenc.ru/text/2578081.html

Решение Собора не изменило позицию О. и блж. Иеронима. Последний примерно в это время завершил соч. «Диалог против пелагиан» (Dialogus adversus pelagianos; CPL, N 615), к-рое он вместе с письмом блж. Августину ( Hieron. Ep. 172) передал О., готовившемуся отправиться обратно в Сев. Африку. Незадолго до отъезда О., 27 дек. 415 г., в окрестностях Иерусалима пресв. Лукианом были обретены мощи архидиак. первомч. Стефана (подробнее об обстоятельствах см.: Vanderlinden. 1946). Жившему в Палестине пресв. Авиту, к-рый происходил из г. Бракара Августа, удалось получить частицы этих мощей. Из его письма, адресованного епископу, клиру и народу его родного города, известно, что О. согласился доставить частицы мощей в Испанию (Ibid. P. 188-189). Из этого следует, что О. не собирался задерживаться в Сев. Африке, а намеревался после встречи с блж. Августином и отчета о результатах поездки вернуться на родину (см.: Vilella. 2000. S. 113-115). В нач. 416 г. О. покинул Палестину. Помимо письма и сочинений блж. Иеронима он доставил в Сев. Африку трактат против Пелагия, который был написан Геросом, еп. Арльским, и Лазарем, еп. Экским, и представлен еп. Евлогию до начала Собора в Диосполе в качестве формального обвинения Пелагия в ереси (не сохр.), а также адресованное Церкви Африки письмо этих 2 епископов (не сохр.). После прибытия в Сев. Африку О. передал письмо Алипию, еп. Карфагенскому; оно было зачитано на Карфагенском Соборе 416 г. и приложено к подписанному участниками Собора посланию еп. Римскому Иннокентию I (см.: Aug. Ep. 175. 1). Из Карфагена О. отправился в Гиппон, где отчитался перед блж. Августином о поездке в Палестину. В Гиппоне О. провел ок. года; предполагается, что в этот период он завершил «Историю против язычников» (см.: Vilella. 2000. S. 116-120). Осенью 417 г. О. покинул Сев. Африку и направился в Испанию. По неизвестным причинам он задержался в г. Маоне на о-ве Менорка. Из окружного послания Севера, еп. Менорки, известно, что О. пробыл в Маоне до нач. февр. 418 г.; он имел намерение продолжить путь в Испанию, но не смог этого сделать, вероятно, вслед. полученных известий о происходивших там войнах между варварами. О. отправился обратно в Сев. Африку, оставив в одной из городских церквей мощи первомч. Стефана, к-рые он вез в Испанию (см.: Severus Maioricensis. Epistola ad omnem Ecclesiam//PL. 41. Col. 823). Предположительно, во время обратного пути в Сев. Африку или вскоре по прибытии туда О. скончался, т. к. источники не содержат никаких упоминаний о его жизни и деятельности после 418 г. (см.: Arnaud-Lindet. 1990. P. XX; Vilella. 2000. S. 120-121). Сочинения и взгляды

http://pravenc.ru/text/2581567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТИНСКИЕ ПАТРИАРХАТЫ Вьезд в Венецию патриарха Антонио Коррера. Нач. XVIII в. Худож. М. Мариески (частное собрание) Вьезд в Венецию патриарха Антонио Коррера. Нач. XVIII в. Худож. М. Мариески (частное собрание) Архиеп-ства лат. обряда Римско-католической Церкви, главы которых наделены почетным титулом патриарха (в наст. время действующими являются Л. П. Венеции, Иерусалима, Лиссабона и Гоа), а также номинальные кафедры, предстоятели которых имели в католич. Церкви лат. обряда титулование патриарха (напр., вакантный с 1963 престол патриарха Зап. Индий). Ряд Л. П. был основан в результате крестовых походов , когда кафедры патриархов Вост. Церквей были заняты лат. епископами, однако после изгнания крестоносцев с Востока Л. П. К-поля, Александрии и Антиохии продолжали существовать в качестве титулярных кафедр (упразднены в 1964). По действующему Кодексу канонического права 1983 г. (см. Codex iuris canonici ) титул патриарха в католич. Церкви является «почетной прерогативой» и «не предполагает никакой власти управления, если только в отношении некоторых лиц не явствует иного по апостольской привилегии или в силу одобренного обычая» (CIC. 438). Длительное время титул патриарха Запада (Patriarcha Occidentis) входил в титулатуру папы Римского, однако употреблялся крайне редко. Так, он не был упомянут на Латеранском IV Соборе (1215) и Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445) в связи с признанием вост. патриархами главенства папы Римского. С 2006 г. титул патриарха Запада отсутствует в списке папских титулов в папском ежегоднике «Annuario Pontificio» , а его удаление было официально объяснено юридической неясностью данного титула и невозможностью его использования в совр. условиях. В средние века предпринимались попытки придать реальное значение титулу патриарха в Зап. Церкви. Так, в Лжеисидоровых декреталиях (IX в.) в разд. «De episcopis et primatibus et patriarchis eorumque minstris» описаны патриархи и примасы, полномочия к-рых должны были быть противопоставлены неограниченной власти архиепископов над простыми епископами (PL. 130. Col. 73-76). Кроме того, на статус патриархов оказало влияние представление о верховенстве папы Римского над главами Вост. Церквей: они рассматривались как иерархи, подчиненные папе Римскому, но превосходящие по статусу глав митрополий.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

Еп. Исидор Севильский. Миниатюра из Бестиария. Нач. XIII в. (Bodl. Ms. Ashmole 1511. Fol. 095v) Еп. Исидор Севильский. Миниатюра из Бестиария. Нач. XIII в. (Bodl. Ms. Ashmole 1511. Fol. 095v) 3. «О ересях» (De haeresibus//PLS. T. 4. Col. 1815-1820; крит. изд.: Isidoro de Sevilla. De haeresibus liber/Ed. A. C. Vega. Escorial, 1936; ср.: CPL, N 1201), небольшой трактат, сохранился в единственной рукописи, носящей следы анонимной редакторской правки. В сочинении представлен краткий каталог всех известных к тому времени христ. ересей и расколов, составленный на основе аналогичных трудов предшествующих лат. авторов, гл. обр. сочинений блж. Августина и соч. «Указатель ересей» (Indiculum de haeresibus), к-рое приписывалось блж. Иерониму. По структуре, определениям и этимологиям содержание трактата сильно отличается от обзора ересей, приведенного И. С. в 8-й кн. «Этимологий», что, впрочем, не является неопровержимым доводом в пользу гипотезы его подложности (см.: D í az y D í az. 1996. P. 87; Gryson. 2007). Церковно-канонические 1. «О церковных служениях» (De ecclesiasticis officiis//PL. 83. Col. 737-826; др. название: «О происхождении служений» (De origine officiorum); крит. изд.: De ecclesiasticis officiis. 1989; ср.: CPL, N 1207), обширный трактат, был написан между 598 и 615 гг. по просьбе брата И. С. еп. Фульгенция; состоит из 2 книг. В 1-й кн., озаглавленной «О происхождении богослужений» (De origine officiorum), собраны ценные сведения о зарождении христ. богослужения и его основных формах: о песнях, псалмах, гимнах, антифонах, молитвах, хвалениях, чтении, благословениях, о библейском каноне, о чине мессы, о молитвах 3-го, 6-го и 9-го часа, о вечерне и утрене, о всенощном бдении, о воскресных и праздничных богослужениях, о постах, о различии в богослужебных обычаях разных Церквей и народов. Во 2-й кн., озаглавленной «О происхождении служителей» (De origine ministrorum), речь идет о церковных должностях, служениях и таинствах: о священнослужителях и их степенях (епископы, хорепископы, пресвитеры, диаконы), о др. церковных должностях (иподиаконы, чтецы, псаломщики, экзорцисты, аколуфы, привратники и др.), о монахах, о кающихся, о девственницах, о вдовах, о браке, об оглашенных и о готовящихся к крещению, о Символе веры (с подробным его толкованием), о Крещении, о Миропомазании, о рукоположении. И. С. не ограничивается объяснением богослужебных обычаев и церковного устройства совр. ему Испанской Церкви, но, используя метод этимологии, объясняет смысл и значение богослужения через объяснение его библейского или церковно-исторического происхождения. Мн. материалы трактата впосл. были включены И. С. в 6-ю и 7-ю книги «Этимологий».

http://pravenc.ru/text/674918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАНФРАНК [Лат. Lanfrancus; англ. Lanfranc] (ок. 1010, Павия, Италия - 28.05.1089, Кентербери, Англия), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070). Жизнь и деятельность Источники Ланфранк. Миниатюра из рукописи соч. «О Теле и Крови Господа». Нач. XII в. (Bodl. Bodley. 569. Fol. 1r) Ланфранк. Миниатюра из рукописи соч. «О Теле и Крови Господа». Нач. XII в. (Bodl. Bodley. 569. Fol. 1r) Основным собранием сведений о жизни и деятельности Л. и единственным документом, содержащим данные об обстоятельствах его жизни до поступления в мон-рь Бек, является подробное жизнеописание, составленное в мон-ре Бек в 30-40-х гг. XII в. (Vita Lanfranci//PL. 150. Col. 29-58; критическое изд. с указанием источников: Gibson. 1993. P. 667-715). При работе над жизнеописанием автор опирался на устное предание, на сочинения и эпистолярное наследие Л., а также на ряд предшествующих источников историко-хронографического и агиографического характера, содержащих свидетельства о Л. (их перечень см.: Ibid. P. 664-666; подробный обзор и анализ всех источников: Eadem. 1978. P. 195-226). В результате соотнесения содержания жизнеописания с др. источниками исследователи пришли к заключению, что памятник, несмотря на присущую ему риторическую и агиографическую форму, отличается достаточно высокой фактической достоверностью, что позволяет в определенных границах считать соответствующими действительности и те сообщаемые в нем сведения о Л., которые не могут быть верифицированы с помощью привлечения дополнительных источников. Происхождение, образование, начало монашеской жизни Л. происходил из состоятельной ломбардской семьи; согласно жизнеописанию, его отец Арибальд принадлежал к числу тех, кто «надзирали за соблюдением прав и законов» в Павии, т. е. был юристом и входил в круг высших городских служащих (см.: Eadem. 1993. P. 668; ср.: Cowdrey. 2003. P. 5). В источниках встречаются 2 различные версии относительно образования и раннего периода жизни Л. Согласно 1-й версии, его отец скончался, когда Л. был еще ребенком; вскоре после этого Л. покинул Павию и обучался свободным искусствам (см. Artes liberales) в др. городах Италии (где именно - неизвестно); он ненадолго вернулся в город, однако, не захотев, подобно отцу, становиться городским служащим, вскоре отправился в Нормандию. Согласно 2-й версии, Л. после обучения свободным искусствам и светскому праву в Павии успешно выступал в качестве адвоката в городском суде и пользовался значительным авторитетом среди местных юристов. Исследователи считают 2-ю версию более поздней и менее достоверной, т. к. в сочинениях и письмах Л. не обнаруживается следов глубокого изучения им ломбардского права; его познания в светском праве не выходят за пределы базовой осведомленности, к-рой обладал получивший школьное образование человек (см.: Cowdrey. 2003. P. 5-8).

http://pravenc.ru/text/2463105.html

Иероним и Евгений II Толетский (см. ст. Евгений III ). Из произведений античных авторов агиограф читал гл. обр. поэмы Вергилия. Урмонок был знаком также с «Психомахией» Пруденция, письмами блж. Иеронима и «Утешением философией» Боэция. В Л. хранились тексты монашеских Уставов Бенедикта и, возможно, Колумбана, из агиографических произведений - «Деяния Сильвестра», а также Житие св. Бригиты, составленное ирл. автором Когитозом (Урдистен мог использовать и др. ирл. сочинения, прежде всего Житие св. Колумбы, написанное Адомнаном, и Житие св. Патрикия, автором которого был Мурьху мокку Махтени). По-видимому, Урдистен был знаком со 2-й редакцией Жития св. Самсона (BHL, N 7481, 7483), составленной в 50-х или 60-х гг. IX в. в Доле (ныне Доль-де-Бретань); в распоряжении Урмонока находилась ранняя редакция Жития св. Самсона (BHL, N 7478-7479). Агиографы из Л. почти не использовали труды каролингских авторов, за исключением «Проповедей на важнейшие праздники» Рабана Мавра (PL. 110. Col. 9-134; см.: Morice. 2007. T. 1. P. 185-211; Deuffic. 2008. P. 126-127). К более позднему времени относятся агиографические сказания о легендарных учениках Винвалоэ, основателях бретонских мон-рей, напр. Житие св. Этбина (Идиунета), включенное в картулярий Л. (BHL, N 2621; см.: Morice. 2007. T. 1. P. 108-121; Poulin. 2009. P. 452-453), и др. Предположительно в Л. было составлено Житие св. Эрвея (Ibid. P. 457-458), однако сохранившиеся Жития св. Гвенаэля, по преданию 2-го аббата Л., были созданы за пределами Бретани ( Morice. 2007. T. 1. P. 121-144; Poulin. 2009. P. 382-395). С Л. могло быть связано происхождение литургических текстов в честь св. Винвалоэ, к-рые использовались в позднее средневековье (гимнография - AHMA. T. 18. P. 262-263; чтения из Леонского бревиария 1516 г.- Morice. 2007. T. 2. P. 557-559). Миниатюра из Евангелия Харкнесса (N. Y. Public Lib. 115). Кон. IX - нач. X в. Миниатюра из Евангелия Харкнесса (N. Y. Public Lib. 115). Кон. IX - нач. X в. В IX-X вв. в Л. действовал скрипторий, возможно крупнейший в Бретани.

http://pravenc.ru/text/2463095.html

Благословение (освящение) нового креста. Гравюра. Нач. XIX в. Благословение (освящение) нового креста. Гравюра. Нач. XIX в. Хотя все христиане - «царственное священство» (1 Петр 2. 9), однако уже в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) Б. рассматривается как исключительная обязанность священников (II. 57; III. 20; VIII. 28), мирянам же и низшим клирикам (чтецам, певцам, привратникам и проч.) благословлять запрещается (III. 3. 10), поскольку это апостольский дар, к-рый передается только епископам и пресвитерам через возложение рук (Деян 8. 16-20). Неправильно рукоположенные или запрещенные в служении иереи также не могут и благословлять (27-е прав. Васил.- Ep. 199//PG. 32. Col. 723D). Тем более запрещено принимать Б. от еретиков, не имеющих апостольского преемства (32-е прав. Лаодик.), а «благословлять языческими богами - все равно, что проклинать Именем Божиим» ( Tertull. De idololatr. 22//PL. 1. Col. 693). Кроме Б. в составе служб в церковной практике широко распространены Б. верующих по их просьбе священниками и епископами, а также Б. родителями своих детей. На Руси издавна существовал благочестивый обычай передавать Б. потомкам через родовые святыни (обычно кресты и иконы); такое Б. обычно преподается при вступлении детей в брак или на смертном одре. На Западе термин «Б.» применяется в том же смысле, что и на Востоке, но здесь также существует целый ряд чинопоследований Б. различных предметов (напр., церковных сосудов, новых строений и т. п.) либо к.-л. начинаний людей (путешествия, начала нового дела и т. п.) (см. Сакраменталии ). Католич. богословие противопоставляет такое Б. (benedictio) освящению (consecratio), к-рое употребляется только по отношению к важнейшим священнодействиям - Евхаристии, рукоположениям и проч. Кроме того, католич. богословы различают Б. конститутивные, влекущие за собой изменение в отношениях вещи или человека с окружающим миром (напр., освящение евхаристических сосудов или принесение монашеских обетов), и инвокативные (Б. пищи, больных и т. п.), действие к-рых ограничено временем и пространством (CIC. Canon 1148. 2; см.: Darragon. P. 642-643; Кунцлер. Т. 1. С. 284). Особым обрядом считается торжественное епископское Б. во время службы, преподаваемое в определенные дни; впервые оно появилось в галликанском обряде . Одним из проявлений важной для католич. духовности практики поклонения (adoratio) Св. Тайнам вне мессы является Б. Св. Дарами.

http://pravenc.ru/text/149325.html

. В ряде древних христ. памятников в числе апостолов от 12 упоминается Иуда Зилот. В перечне апостолов в Евангелии от Матфея (Мф 10. 3), содержащемся в кодексах h и gl (V и VIII/IX вв.) старолат. перевода Библии Vetus Latina, ап. Иуда Иаковлев назван Иудой Зилотом, а в кодексах а (IV в.), b (V в.), q (VI/VII в.) приводится чтение «Иуда Зилот и Фома». Большинство исследователей считают, что прозвище Зилот, принадлежавшее ап. Симону, было ошибочно атрибутировано И. и не является следом несохранившегося древнего предания о том, что И. был зилотом . Блж. Иероним Стридонский при составлении в кон. IV - нач. V в. Вульгаты заменил имя Иуда Зилот именем Фаддей. О тождестве этих апостолов он пишет в соч. «Против Гельвидия» ( Hieron. Adv. Helvid. 15//PL. 23. Col. 208-209). Наименование ап. Иуды Зилотом встречается также в перечне 12 учеников (Деян 1. 13) в старолат. Верчелльском, Веронском, Сен-Жерменском и Клермонском кодексах IV-IX вв., в эфиоп. версии раннехрист. соч. «Послания апостолов», написанного ок. 160 г. в М. Азии (Écrits apocryphes chrétiens. 1997. Vol. 1. P. 365), в «Хронографе 354 г.» (MGH. AA. T. 9/1. P. 133) и на мозаике в баптистерии Православных в Равенне сер. V в. ( Deichmann F. W. Ravenna. Weisbaden, 1969. Bd. 1. S. 118f; 1974. Bd. 2/1. S. 38f). В описании событий Тайной вечери (Ин 14. 22) из фрагмента копт. саидского текста Евангелия (III-VI вв.) относящееся к И. уточнение «не Искариот» заменено словом «Кананит». Иуда Фома В том же эпизоде (Ин 14. 22) в сир. Евангелиях из собрания У. Кьюртона (VII вв.) указан Иуда Фома, а в сир. Синайских Евангелиях (VII в.) - только Фома. Видимо, упоминание Фомы появилось под влиянием восточносирийской традиции, к которой относятся «Евангелие от Фомы» и «Деяния апостола Фомы», надписанные именем Иуды Фомы, а также сир. «Послание Иисуса к Авгарю». Появление у ап. Фомы 1-го имени Иуда представляет собой отдельную проблему. В апокрифических «Деяниях апостола Фомы» (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 1331, 1340, 1356, 1366) и в гностических «Евангелии от Фомы» (Ibid. P. 33) и «Книге Фомы Атлета» (The Facsimile Edition of the Nag Hammadi codices. Leiden, 1974. [T. 2]: (Codex 2. P. 138) из Наг-Хаммади Иуда Фома является мистическим двойником Иисуса, на что указывает его прозвище Дидим (т. е. близнец), однако мн. исследователи возражают против попытки видеть в имени Иуды Фомы отголосок древней традиции, отождествлявшей Фому с И., братом Господним ( Bauckham. 2004. Р. 32-36; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 1325-1327). Эволюция греческой традиции почитания И.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010