Ф. Г. Спасский высказал предположение, что И. был также автором службы прп. Александру, переработанной в 1643 г. в связи с открытием мощей святого ( Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. П., 1951. С. 197). По мнению архим. Макария (Веретенникова) , 2-й канон святому несомненно написан И., что подтверждается наличием в каноне заимствований из служб тем святым, из житий к-рых И. делал выписки при составлении Жития прп. Александра. Соч.: Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра, Свирского чудотворца. М., 1888 3; Минея (МП): Авг. Ч. 3. С. 294-316; Житие и чудеса прп. Александра Свирского. СПб., 1995; Житие Александра Свирского: Текст и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2002 [публ. Жития по списку РНБ. Погод. 874]. Лит.: Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 526; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 37-87; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 23-26; Смирнова Э. С. Об одном лит. сюжете в живописи кон. XVI в.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 365-373; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 266-267; он же. Иродион//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 440-442 [Библиогр.]; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Александр Свирский, «новый чюдотворец»,- рус. подвижник XVI в.: К 450-летию со дня кончины//БТ. 1982. Сб. 23. С. 321-336; Гаврюшина Л. К. Из истории сербско-рус. лит. связей: Житие Саввы Сербского и рус. агиографы XVI в.//ССл. 1985. 1. С. 76-81; она же. Жития прп. Сергия Радонежского и свт. Саввы Сербского в рус. агиографии XVI в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 2-й междунар. конф. Серг. П., 2002. С. 208-222; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митр. Макария: (на мат-ле нек-рых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Сказание о Валаамском монастыре/Исслед., текст, пер. с древнерусского, коммент.: Н. А. Охотина-Линд. СПб., 1996. С. 101-102, 111-112; Пак Н. В. К проблеме источников Жития Александра Свирского: Переводные Жития//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 145-151; Пигин А. В., Запольская К. М. К вопросу об источниках Жития Александра Свирского: Житие Пахомия Великого и Чудо архистратига Михаила «иже в Хонех»//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 281-288.

http://pravenc.ru/text/674105.html

Р. П. Дмитриева высказала предположение о том, что черновой материал для составителя Минейной редакции сохранился в сборнике, хранящемся в НИОР РГБ (Волок. 659; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митр. Макария: (На мат-ле некоторых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 210). Выявлены и различия между списками Минейной редакции, что позволяет поставить вопрос о необходимости выделения 3-го вида полной редакции Жития. В частности, по наблюдениям Э. В. Шульгиной, текст Жития П. в Чудовской минее (ГИМ. Чуд. 314. Л. 2-54 об.) «более богат событиями, отражающими историю Северо-Восточной Руси, чем список Макарьевской минеи» ( Шульгина Э. В. Предварительный анализ состава майских томов Чудовской и Макарьевской (по Успенскому списку) Миней четьих//Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des metropolitan Makarij: Kodikologische, miszellanologische und textologische Untersuchungen. Freiburg, 2006. Bd. 2. S. 376). Можно предположить, что наиболее ранний вид полной редакции Жития представлен в Софийском списке ВМЧ (РНБ. Соф. 1321. Л. 64а - 80). На основании исследований бумаги и почерков ( Ляховицкий Е. А., Шибаев М. А. Заметки о хронологии и порядке работы над Софийским комплектом ВМЧ митр. Макария//Тр. Ист. фак-та С.-Петерб. ун-та. 2015. 24. С. 8-13; Они же. Бумага Софийского комплекта ВМЧ//Вестн. «Альянс-Архео». 2017. Вып. 22. С. 3-43) допустима версия, согласно к-рой список Жития был создан волоколамскими или боровскими книжниками и отослан в Новгород, где его включили в состав майского тома Софийского комплекта ВМЧ. Б. М. Клосс обнаружил рукопись (ГАЯО. 446. Л. 299-330 об.), созданную в Москве для Вассиана (Санина) в 1505-1515 гг. В этом сборнике находится самый ранний список сокращенного Жития П. ( Клосс. 2012. С. 57). С. В. Федотов считает, что «наиболее ранний из известных списков Похвалы Пафнутию Боровскому, как и его Краткое Житие, содержится в Софийском комплекте Великих миней Четьих» ( Федотов. 2009. С. 38). Он также назвал еще 2 списка Минейной редакции Жития, которые следует датировать 2-й пол. 30-х гг. XVI в. (РГБ. Унд. 7, 354).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Житие сообщает, что преподобный сам принимал участие во всех строительных и монастырских работах: «Оттоле нача подвизатися великимъ подвигомъ: и своима рукама камение ко основанию соборныя церкви собираше, и на возилахъ со братиею во обитель вожаху». Согласно Пространной редакции, угличский кн. Андрей Васильевич присутствовал при основании мон-ря и закладке каменного Покровского собора. П. вместе с прп. Кассианом Греком, основавшим ок. 1482 г. обитель на Учме, крестил детей князя: Иоанна Андреевича (буд. прп. Игнатий Вологодский) и св. кн. Димитрия Андреевича . Прп. Кассиан Грек, по версии Пространной редакции, находился у смертного одра П. Эти сведения имеются и в других угличских агиографических памятниках XVIII в. В Пространной редакции к исходным 27 посмертным чудесам добавлены еще 4, одно из которых, повествующее о приезде в Углич царя Алексея Михайловича и посещении им Покровского мон-ря, датировано 1654 г. Следует отметить, что основные хронологические несоответствия в Житии связаны с ранним периодом жизни святого. Установлено, что начало Жития вплоть до описания пострига святого заимствовано из Жития прп. Варлаама Хутынского: изменения коснулись только дат и имен собственных. Хронология угличского периода жизни П. (во всяком случае в лаконичном варианте Краткой редакции) выглядит ненарушенной. По мнению Е. Е. Голубинского, П. был канонизирован в кон. XVI - нач. XVII в. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых и в Собор Тверских святых, установленные в 1964 и 1979 гг. Ист.: Житие и подвиги прп. Паисия Угличского//Ярославские ЕВ. 1873. 17. Ч. неофиц. С. 135-142; 18. С. 143-148; 22. С. 175-181; Сказание о явленной и чудотв. св. иконе Покрова Пресв. Богородицы, принадлежащей Угличскому Покровскому монастырю (Яросл. губ.)//Ярославские ЕВ. 1899. 37. Ч. неофиц. С. 561-567. Лит.: Антоний, архим. Угличский Покровский мон-рь. Ярославль, 1870; Голубинский. Канонизация святых; Раменский Ю., свящ. Детство, отрочество и юность прп. Паисия, Угличского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1900. 2. Ч. неофиц. С. 17-22; 3. С. 33-38; 6. С. 81-85; Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006; он же. Угличский Покровский мон-рь: Очерки истории и культуры XV-XX вв. Углич; Рыбинск, 2009; Каган М. Д. Житие Паисия Угличского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 317-320; Маркелов. Святые Др. Руси. СПб., 1998. Т. 2; Сагнак И. В. О духовной культуре староверов г. Углича//Сообщ. науч. конф. Угличского музея 2002, 2003, 2004. Углич, 2005. С. 232-241; Чванова Н. В. Св. Паисий на фоне Покровского мон-ря (к вопр. об иконографии Угличских святых на мат-ле иконы из собр. УГИАХМЗ)//Там же. С. 293-303.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Тексты наиболее раннего списка Минейной редакции кон. 40-х гг. XVI в. из Волоколамского сборника (РГБ. Ф. 113. 632), по определению Р. П. Дмитриевой , были использованы для работы над Успенским списком Великих Миней-Четьих (ВМЧ) ( Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митр. Макария: На мат-ле нек-рых житий//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 212). Текст Минейной редакции вошел в состав ВМЧ (ГИМ. Син. 992) вместе с новой редакцией Сказания об обретении мощей, в предисловии к к-рому «списатель» назвал себя автором Жития М. Рака с мощами прп. Макария Калязинского в Вознесенском соборе г. Калязина. Фотография. 2014 г. Рака с мощами прп. Макария Калязинского в Вознесенском соборе г. Калязина. Фотография. 2014 г. Главное отличие Минейной редакции Жития - известие об уходе из Клобукова мон-ря одного М., тогда как в Пространной редакции, составленной после Собора 1547 г., автор упоминает об ушедших вместе с М. 7 старцах и вводит ряд дополнений (о Митрофане (Бывальцеве), о фамилии отца - Кожин, о прозвище землевладельца - Коляга, об учениках преподобного). В послесловии к Пространной редакции автор сообщил, что Житие написано в 64-й год со дня кончины М. по хранящимся в мон-ре «памятям». Автором обеих редакций Жития является один человек, возможно подвизавшийся в Калязинском мон-ре инок др. обители. Наиболее ранний список Пространной редакции находится в сборнике кон. 40-х гг. или сер. XVI в. (РНБ. ОСРК. Q.I.173). Списки Пространной редакции переписывались в сборниках с 3-м видом Сказания о перенесении мощей М., которое представляет собой статью 20-х гг. XVI в. без предисловия (нач.: «Царствующу тогда в Русскои земли благоверному великому князю Василию Ивановичю…»). В сер. XVI в. независимо от основного было составлено Проложное Житие М., повествующее о зап. происхождении подвижника и о создании Калязинской обители первоначально вблизи Дмитрова, а уже затем на Волге (под 17 марта в изд. Пролога 1643 г.). Редакторская правка Проложного Жития была проведена в печатном издании Пролога в 1685 г.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

агиографии XVII в.//Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. Сыктывкар, 1990. С. 60-61; она же. «Уход в пустыню» в древнерус. и старообрядческой традиции: (На мат-ле севернорус. агиографии и старообрядческих сочинений)//Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 198-215; она же. Б-ка Кожеозерского мон-ря: (Вопросы реконструкции)//Современные проблемы археографии: Сб. ст./Сост.: М. В. Корогодина. СПб., 2011. C. 138-152; она же. Житие Никодима Кожеозерского (или опыт составления отечественного отшельнического жития)//Рус. агиография. СПб., 2011. Т. 2. С. 140-160; Белоброва О. А. Дионисий Зобниновский//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1: А-З. С. 274-276; Понырко Н. В. Боголеп//Там же. С. 140-141; Соколова Л. В. Житие Никодима Кожеозерского//Там же. С. 374-377; Макарий (Веретенников), архим. Заметки по рус. агиологии//АиО. 1996. 2/3 (9/10). С. 257-267; он же. Прп. Серапион Кожеезерский//БТ. 1996. Сб. 32. С. 5-14; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. С. 41-42; Русский Г. [Гунькин Г. П.]. Клейма к иконам северорус. святых, собр. Геннадием Русским. М., 2002; Рягузова М. Л. Подвижники Кожеозерского мон-ря//Святые и святыни северорус. земель: (По мат-лам 7-й науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 38-45; Лукичев М. П. Боярские книги XVII в.: Тр. по истории и источниковедению/Сост.: Ю. М. Эскин. М., 2004. С. 312-317; Панченко О. В. Из истории культурных связей Соловецкого и Троице-Сергиева мон-рей в 1-й пол. XVII в.: Троицкий келарь Александр Булатников//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 488-507; он же. Книжники Соловецкого мон-ря XVII в.//Там же. 2006. Т. 57. С. 688-793; Максимов Ю. В., Максимова Е. Кожеозерский Богоявленский мон-рь: Совр. опыт возрождения обители//АиО. 2005. 1(42). С. 160-172; Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий//Рус. агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 195-235; Санакина Т. А. Трагедия Кожеозерского мон-ря//Сийский хронограф. Архангельск, 2005. 5/6. С. 13-20; Пигин А. В. Памятники книжной старины из Каргополья в хранилищах Петрозаводска//Рябининские чт.- 2007: Мат-лы 5-й науч.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

В. Служба св. Борису и Глебу в книжности Др. Руси: Дис. М., 1997. С. 52-70, 114-135; Кручинина А. Н. Песнопения в честь прп. Кирилла в рукоп. традиции Кирилло-Белозерского мон-ря//Петербургский муз. архив. СПб., 1997. Вып. 1. С. 60-67; она же. Песнопения прп. Кириллу Белозерскому в рукоп. традиции основанного им мон-ря//Рукописные памятники. СПб., 1999. Вып. 5. С. 62-81; она же. Певческая традиция прославления прп. Кирилла Белозерского в XVI-XVII вв.: По мат-лам Кирилло-Белозерского собр.//Гимнология. М., 2000. Кн. 1. С. 274-280; она же. Гимнографическое творчество Пахомия Серба в древнерус. певч. искусстве: Песнопения прп. Варлааму Хутынскому//Мир гуманит. культуры акад. Д. С. Лихачёва: II междунар. Лихачёвские науч. чт., 23-24 мая 2002 г. СПб., 2003. С. 180-182; она же. Светильник земли русской: Формирование певч. свода в честь прп. Сергия Радонежского//IX Загребинские чт.: Святые подвижники - основатели мон-рей и кн. собр. этих обителей: к 700-летию прп. Сергия Радонежского: Мат-лы междунар. науч. конф. «IX Загребинские чт.» (С.-Петербург, 27-28 окт. 2014 г.). СПб., 2015. С. 7-42; Иванова М. В. Древнерус. агиография кон. XIV-XV вв. как источник истории рус. лит. языка: Дис. М., 1998; Костюхина Л. М. Об одном сборнике Пахомия Логофета с Житием Сергия Радонежского из собр. ГИМ: Палеография рукописи//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори: Сб. ст. М., 2000. С. 133-135; Горский А. А. «Повесть о убиении Батыя» и рус. лит-ра 70-х годов XV в.//Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 191-221; он же. Пахомий Серб и великокняжеское летописание 2-й пол. 70-х г. XV в.//ДРВМ. 2003. 4(14). С. 87-93; Маруяма Ю. К вопросу о распределении форм двойственного числа в рус. житийных памятниках нач. XV в. (на мат-ле «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского»)//Рус. язык в научном освещении. 2001. 1(21). С. 162-188; Федотова М. А. К вопросу о житии Саввы Вишерского//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 544-560; Кривцов Д. Ю. Рассказ о поездке митр. Алексея в Золотую Орду в лит. источниках и историографии//Проблемы происхождения и бытования памятников древнерус.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Агиографическая школа митр. Макария: (На мат-ле некоторых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Самойлова Т. Е. Сюжет о Петре, царевиче Ордынском в системе росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Смысл и значение//ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 133-137; Мельник А. Г. К истории почитания ростовского святого Петра царевича в XV - сер. XVIII вв.//9-е Золотаревские чт.: Мат-лы науч. конф. Рыбинск, 2002. С. 95-97; он же. К вопросу о времени возникновения «Повести о Петре, царевиче ордынском»//ТОДРЛ. Т. 53. С. 626-627; он же. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв.: АКД. Ярославль, 2004; он же. Социальные функции ростовских святых в XII-XVII вв.//ИЗ. 2008. Т. 11(129). С. 75-93; он же. Иконография ростовского святого Петра царевича//ИКРЗ, 2011. Ростов, 2012. С. 100-125; он же. «Ростовские патерики» кон. XV-XVI в.//СРМ. 2017. Вып. 22. С. 22-30; Насонов А. Н. Монголы и Русь. СПб., 20062; Стрельников С. В. Потомки Петра ордынского и Карашская слобода//Исследования по истории средневек. Руси. М.; СПб., 2006. С. 223-229; он же. Землевладение в Ростовском крае в XIV - 1-й трети XVII в. М.; СПб., 2009. С. 63-68; Беляков А. В. Чингисиды в России XV-XVII вв.: Просопографическое исслед. Рязань, 2011. С. 90, 301; Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 204-209; Ленхофф, Г. Термин «годовнии оброкы» в «Повести о Петре царевиче Ордынском»//ДРВМ. 2019. 1. С. 57-61. Иконописные подлинники посл. четв. XVII - 40-х гг. XIX в. под 29 июня предписывают изображать П. «в схиме» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 178 об.), «в венце царском, сед, аки Никола брадою, мантия и схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 203 об.); «подобием стар, власы надсед, брада поострее Николины, в схиме, ризы преподобническия; преставися в старости мастистей» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 375); «надсед, брада поостряя Николины, в схиме, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 119; см. также: Большаков.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

Лит.: Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 238-268; Филарет (Гумилевский). РСв. 1865. Отд. 1. С. 5-12; Толстой М. В. Юлиания Иустиновна Осоргина, благочестивая и прав. помещица XVI в.// Он же. Рус. подвижники. М., 1868. С. 67-78; Ключевский. Древнерусские жития. С. 322-323; он же. Добрые люди Др. Руси. М., 18962. С. 9-16; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 282-283; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 180-181; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 22-23; Лихачёв Н. П. Грамоты рода Осоргиных. СПб., 1900. С. 1-9; Алферов А. Д., Грузинский А. Е. Допетровская лит-ра и народная поэзия. М., 19072. С. 141-150; Евгений (Мерцалов), еп. О церк. прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской: Ист. очерк. Муром, 1910; Толстая А. В. Прав. Иулиания Лазаревская. П., Тагунова В. И. Муромские списки «Повести об Иулиании Лазаревской»//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 414-418; Greenan T. A. Julianiya Lazarevskaya//OSP. N. S. 1982. Vol. 15. P. 28-45; Alissandratos J. New Approaches to the Problem of Identifying the Genre of the Life of Julijana Lazarevskaja//Cyrillomethodianum. Thessal., 1983. Vol. 7. P. 235-244; eadem. A Reassessment of the Problem of Identifying the Genre of the Life of Julijana Lazarevskaja in the History of Russian Literature//Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica: Riccardo Picchio dicata. R., 1986. Vol. 1. P. 1-17; Дёмин А. С. Писатель и общество в России XVI-XVII вв. М., 1985. С. 54-60; Руди Т. Р. Об одной реалии в «Повести об Ульянии Осорьиной»//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 177-179; она же. Повесть об Ульянии Осорьиной: Лит. история произведения: АКД. Л., 1989; она же. «Повесть об Ульянии Осорьиной» и нижегородские земли//В памяти Отечества: Мат-лы науч. чтений. Горький, 1989. С. 81-87; она же. Краткая редакция «Повести об Ульянии Осорьиной» и «Обретение мощей прп. Ульянии»: Текстол. анализ//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 286-304; она же. О тобольском списке «Повести об Ульянии Осорьиной»//Там же. 1993. Т. 48. С. 335-338; она же. О композиции и топике «Жития Юлиании Лазаревской»//Там же. 1996. Т. 50. С. 133-143; Руди Т. Р., Соколова Л. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 429-433 [Библиогр.]; Сухова О. А. Града Мурома святые//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 34-68; Антонов А. В. Частные архивы рус. феодалов XV - нач. XVII в. М., 2002. 2360-2368. С. 297-298 [Библиогр.]. (РД; 8); Епанчин А. А. «Господь поставил меня собирателем»: Из краевед. архива А. А. Епанчина. Муром, 2002; Милостивая прав. Иулиания Муромская (Лазаревская): К 400-летию со дня преставления. Муром, 2004; Хабарова О. Б. Образ святой мирянки Юлиании Лазаревской в литературе 2-й пол. XIX в.//ДРВМ. 2006. 4(26). С. 116-122; Сосновцева Е. Г. Методы редактирования житийного текста XVII в.: На мат-ле житий Юлиании Лазаревской и Паисия Угличского//Там же. 2011. 2. С. 69-76.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Соблюдение и нарушение канона во вступительной части агиогр. произведения: На мат-ле житий XI-XVII вв.//Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 2000. С. 262-276; Руди Т. Р. Средневековая агиографическая топика: Принцип imitatio и проблемы типологии//Лит-ра, культура и фольклор слав. народов: XIII Междунар. съезд славистов (Любляна, авг. 2003): Докл. рос. делегации/Отв. ред.: Л. И. Сазонова. М., 2002. С. 40-55; она же. Топика рус. житий: Вопр. типологии//Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 59-101; она же. О композиции и топике житий преподобных//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 431-500; она же. Топика житий юродивых//Там же. 2007. Т. 58. С. 443-484; Панченко О. В. Поэтика уподоблений: (К вопр. о «типологическом» методе в древнерус. агиографии, эпидейктике и гимнографии)//Там же. 2003. Т. 54. С. 491-534; Живов В. М. Ранняя восточнослав. агиография и проблема жанра в древнерус. лит-ре//Язык. Личность. Текст: Сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой. М., 2005. С. 720-734; Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzant. Zeit. B., 2005; Парамонова М. Ю. Агиография//Словарь средневек. культуры/Общ. ред.: А. Я. Гуревич. М., 2007. С. 22-29. Т. Р. Руди Восточная Ж. л. Внутри 1-й группы разделы, выделенные по языковому принципу, расположены в хронологическом порядке в соответствии со временем возникновения Ж. л. на данном языке. При этом греч., груз., румын., южно- и восточнослав. Ж. л. отражают православную традицию; армянская, коптская и эфиопская - монофизитскую, а сирийская и арабская - 4 конфессиональные традиции: православную (мелькитскую), монофизитскую (см. Коптская Церковь и Сирийская яковитская Церковь ), несторианскую (см. Церковь Востока ) и маронитскую (монофелитскую, впосл. Маронитская католическая Церковь ). Греч. Ж. л. оказала значительное воздействие на формирование др. восточных агиографических традиций, первые памятники к-рых имели переводной характер. Самобытные агиографические традиции (за исключением поздней эфиопской) складывались, как правило, параллельно с переводами, но также под влиянием визант. агиографии. Т. о., постепенно вокруг мн. святых сложились комплексы разновременных и нередко разножанровых текстов, получившие в совр. науке название агиографических досье (legendae). Благодаря интенсивному лит. обмену между Византией и народами христ. Востока мн. жития, особенно древних святых, сохранились в неск. редакциях на разных языках. Поэтому, вост. жития дополняют агиографические досье мн. общехрист. святых, а иногда формируют досье древних святых, почитание которых сохранилось лишь в неправосл. Вост. Церквах или утрачено вовсе.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Русь во времени, в личностях, в идеях: Альм. СПб., 2015. Вып. 3. С. 111-132; Назаренко А. В. «Никола вешний»: Новое об обстоятельствах установления на Руси памяти свт. Николая Мирликийского 9 мая//Церковь в истории России. М., 2016. Сб. 11. С. 258-284; Шарихина М. Г. Синтаксические особенности славяно-рус. переводной агиографии XIV-XV вв.: (На мат-ле рус. списков Жития Николая Мирликийского): Канд. дис. СПб., 2016. Н. В. Пак Почитание на Руси широко распространилось вместе с принятием христианства. По сведениям Летописи, ц. во имя Н. была построена на могиле Аскольда (НПЛ. С. 107; см. ст . Аскольд и Дир), что в свете устной традиции, считавшей Аскольда и Дира первыми рус. христ. правителями, давало основание для предположения, будто Аскольд был крещен с именем Николай. Однако сведения, приведенные в летописи, невозможно считать вполне достоверными; их можно рассматривать в качестве предания, которое свидетельствует о том, что почитание Н. проникло на Русь на самом раннем этапе христианизации. Встречается мнение, что центром почитания Н. был Новгород, т. к. там находилось особенно много церквей, посвященных святителю (наиболее известны храмы Николы на Липне (1292), Николы Белого (нач. XIV в.)). Однако вряд ли можно говорить в этой связи о какой-то особой роли Новгорода, т. к., напр., своим покровителем и защитником святителя считали также жители Изборска, где главный храм был посвящен Н., в др. городах средневек. Руси также строились многочисленные храмы и мон-ри во имя Н. В Москве, по легенде, 1-ю ц. во имя Н. в 1304 г. основали беженцы из Киева от татаро-монгольского нашествия. В 1390 и в 1401 г. упоминается мон-рь Николы Ветхого, к-рый находился на ул. Никольской в Китай-городе, рядом с Заиконоспасским в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-рем, напротив муж. мон-ря в честь Богоявления. В разные периоды он именовался «Никола Старый», «Никола Большая Глава», «что на Крещатике», «у Крестного целования» (подробнее см. в ст .: Московский греческий святителя Николая Чудотворца монастырь ). В Китай-городе с 1468 г. известен также храм Николы Мокрого (разрушен в 1932). В 1380 г. в 25 км от Москвы основан мон-рь Николы Угрешского. В 1498-1506 гг. в Московском Кремле строилась ц. свт. Николая Гостунского (разобрана в 1817), в 1818 г. в колокольне Ивана Великого переосвящен новый Николо-Гостунский собор. Всего к XVI в. в Москве существовало 6 церквей с посвящением Н. Частицы мощей Н. начали прибывать на Русь с XV в., вероятно, они привозились послами в качестве даров из Греции. На Руси были восприняты основные аспекты почитания Н., напр., его помощь морякам и терпящим бедствие на воде, что отражено в названии собора, посвященного Н. в С.-Петербурге (Никольский Морской собор, сер. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010