3) Что сам Игнатий был далек от того, чтобы свой теологически-полемический принцип возводить в канонический, видно из того, что, хотя по его идее все должны соединяться с епископом и повиноваться ему, однако, с другой стороны и от епископов он требует, чтобы они заботились об единении, лучше которого ничего нет (Полик. 1), и для обсуждения церковных дел созывали общие собрания и советы (Полик. 7). Он предлагает самим церквам избрать (τν λησαν χειοτονσαι) достойнейших мужей для принесения приветствий церкви антиохийской по случаю наступившего в ней мира (Смир. 11; Филад. 10; Полик. 7). Для избрания особенно любезного общине и усердного человека он обязывает Поликарпа созвать совет (συμβολιον – Полик. 7). Таким образом даже внешние сношения с церквами подлежали рассмотрению всей общины, а не одного её епископа. Хотя Игнатий не имел поводов говорить о церковных правах верующих, однако они нередко предполагаются им. Уже самое обращение к целым общинам, адресованные ей наставления о том, каков должен быть порядок в богослужении и таинствах, показывают, что община считала рассуждение о таких предметах своим делом. Игнатий хвалит смирнян за то, что они приняли Филона и Рея Агафопода, спутников его, как диаконов Христовых (Смир. 10). На епископов, пресвитеров и диаконов, пришедших приветствовать Игнатия, он смотрит как на представителей общин, как на их послов. Он благодарит ефесян за то, что они исполнили в отношении к нему родственное дело, прислав епископа Онисима и других лиц ( Еф. 1 ). В прибытии епископа Поливия он видит благорасположение к себе траллийцев (Трал. 1). Диакон Вурр, по словам Игнатия, был дан в распоряжение его ефесянами и смирнянами (Филад. 11; Смир. 12). Таким образом, все эти лица явились не по собственной инициативе, а были посланы общинами. Так именно смотрел на них и сам Игнатий. Из этих указаний ясно, что принцип: ничего не должно совершать без воли епископа, у Игнатия отнюдь не означал: все должно быть по воле только епископа. Епископ у него не автократ, сообразующийся лишь с собственной волей, но руководитель общины, правящий ею в единении с пресвитерством и народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

[Глава 4:1. Достойно ходити звания. Звание разумеется Христианское. Указав ра­нее высоту этого звания, Апостол и просьбою и указанием на свои узы увещавает Ефесян с достоинством выполнять своё призвание].   [Стих 2. Со всяким смиреномудрием. Превозношение друг перед другом, хотя бы и действительными заслугами, скорее всего может нарушить взаимную связь между людьми (1 Кор. 4:6). И потому Апостол прежде всего предлагает смирение].    [Стих 3. Блюсти единение духа. Достойное хождение в своём звании Апостол условливает единодушием, потому что только при единодушии может быть во всей строгости исполнена заповедь о любви к ближнему].    [Стих 4. Едино тело, един дух. Речь эллиптическая. Все Христиане должны пред­ставлять собою одно тело, соединённое со главою Христом и одушевлённое одним Духом Святым; поэтому и в жизни они везде должны обнаруживать единство мыслей и чувствований. Образ берётся от тела].     Стихи 5—6. Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех. Самое лучшее побуждение к единодушию Апостол указывает в том, что все Христиане должны составлять одну семью, что самыя важныя преимущества Христиан: Господь, вера, крещение — одни и те же у всех, и, наконец, над все­ми ими — один Бог, Отец всех.     Стих 7. Дадеся благодать по мере дарования. В Христианине всё подаётся и совер­шается благодатию Божиею: и дарование по мере благодати (Рим. 12:6), и благо­дать по мере веры, и сама вера уделяется каждому в известной степени (Рим. 12:3). Но различныя степени дарований духовных не должны вести к разделению и раздору, потому что все дары даются одним Христом.     Стих 8. Восшед на высоту, пленил еси плен и даде даяния человеком. В мысли Апостола было показать, что и на Небе и на Земле всё совершается благодатию Иисуса Христа, что Он всё наполняет и всех поставляет на служение Церкви, таким образом, обязывает к единству действий и стремлений. В подтверждение своей мысли Апостол приводит выражение псалмопевца, но с замечательным изменением выражения. Вместо: приял еси даяния в человецех (Пс. 67:19), кото­рое стоит в переводе 70-ти, в Вульгате и вполне соответствует и мысли псалмо­певца, и употреблённому им еврейскому выражению (laquahetta, лакахета), Апостол выражается: даде даяния человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если сомневаешься в этом, поразмысли, что глаголет Дух Церквам ( Откр 1–3 гл). Ефесян обвиняет в оставлении прежней любви; Фиатирцев обличает в блуде и ядении идоложертвенного; на Сардийцев жалуется, что дела их не исполнены; верующих Пергама порицает, что они учат превратному: Лаодикийцев обвиняет, что они полагаются на богатство; и однако всех увещевает к покаянию, и увещевает именно под угрозою. Не угрожал бы не приносящему покаяния, если бы не миловал кающегося. Можно бы сомневаться, если бы и в других местах Он не являл обилие Своего милосердия. «Разве – говорит – павший не восс тает и отвратившийся не обращается?» ( Иер 8.4 ). Он есть следовательно, – Он есть Тот, Кто «больше хочет милости, нежели жертвы» ( Ос 6.6 ). Радуются небеса и сущие там ангелы о покаянии человека ( Мф 9.13 ; Лк 15.10 ). Послушай, грешник, ободрись, ты видишь, где радуются о твоем возвращении. А что имеют в виду разъяснить нам свидетельства Господних притч? Что жена потеряла драхму, и искала, и нашла, и созывает других порадоваться ( Лк 15.8–9 ), – разве это не есть пример обращенного грешника? Заблудилась и единая овца пастыря, но целое стадо не было дороже ее одной: она одна ищется, одна из всех желается, и, наконец, находится и приносится на раменах самого пастыря ( Мф 18.12–13 ; Лк 15.4–5 ), ибо, при своем блуждании, она много ослабела. Не умолчу и об этом кротком отце, который вновь призывает своего расточившего имение сына, охотно принимает покаявшегося после (испытанной им) нужды, закаляет упитанного тельца, радость свою возвышает пиром ( Лк 15.11 и дал.). Почему не возвысить? Он нашел сына, которого потерял; более дорогим считал того, кого вновь приобрел. Кого нам нужно разуметь под этим отцом? Конечно Бога, ибо нет такого отца, нет (другого) столь полного любви. Он, следовательно, приемлет тебя, своего сына, хотя ты расточил принятое от Него и возвращаешься нагим, – приемлет, поскольку возвращаешься, и более будет радоваться о твоем приходе, нежели о воздержности другого сына. Но только, если раскаешься в духе, свой голод, сравнишь с сытостью отцовских наемников, оставишь свиней, нечистое четвероногое, взыщешь вновь обиженного отца, говоря: «согрешил,.. Отче,.. уже недостоин называться... твоим» ( Лк 15.18–19 ). Исповедание грехов настолько их уменьшает, насколько притворство их увеличивает. Ибо исповедание свидетельствует о желании принести удовлетворение, а притворство говорит об упорстве. Глава 9. О публичном исповедании (exomologesis) грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_p...

Изображая ту особенность домостроительства, спасения для ефесян, как уверовавших из язычников, что они, быв далеко, стали чрез Него близко, Апостол имел в виду расположить их памятовать о сем благодеянии теплейшею памятию. Почему в начале речи о том и сказал: «поминайте же» ( Еф. 2:11 ). Теперь для той же цели, то есть для того, чтоб расположить их помнить, что для них сделано, и дорожить тем, святой Павел выставляет ту еще особенность их призвания и сближения с Божиими порядками, что это было тайною не только для людей, но и для Ангелов. Он как бы говорит им: Бог доселе берег эту тайну у Себя и теперь только открыл ее и земле, и небу; значит – это такая редкость, которую не всегда и не всем можно показывать. Как же вам не помнить о ней, когда она вас самих касается? Ангелы дивятся ей, а вы останетесь равнодушными? И в этом одном было уже много прибавлено возбуждения к памятованию, но Апостол, излагая способ откровения сей тайны, выставил новую особенность, ту, что проповедь о ней вверена преимущественно ему и сопровождается страданиями и узами. Отсюда выходило: Господь пострадал, чтоб разорить средостение и приблизить вас, и тот, кто призвал вас к участию в сем, находится в узах, а вы останетесь невнимательными к сему и не будете помнить о том?! Таково содержание и значение первых 13 стихов 3-й главы. Далее, до конца главы (ст. 14–21), Апостол молится, чтобы ефесяне, пребывая в глубоком богообщении, уразумели, коль велико это благодеяние. Молитвою начал ( Еф. 1:16 ) он эту часть послания, молитвою и кончает. Ибо все от Бога – и внятное изъяснение истины словом, и ясное понимание слова слышимого или читаемого. Что касается до грамматического строя речи в сей главе, то толковники много разных высказали предположений. Поводом послужило то, что Апостол, сказавши: «сего ради аз юзник», не докончил будто речи и пошел в отступление, с целию пояснить, каким образом он есть юзник о них, языцех. Отступление началось со стиха 2, но докуда идет? – Кто говорит до 3-го стиха, кто – до 8-го, кто – до 13-го, кто – до 14-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

33 . Итак, природная божественность, начало обожения, откуда как от неприобщаемой причины дано обоживаться обоживаемым, высшее запредельное всему богоначальнейшее блаженство само по себе невидимо ни чувству, ни уму, ни связанному с телом, ни бестелесному, даже если что из них обожившись исступит из себя к большему совершенству; ибо согласно нашей вере оно может быть видимо и сделалось видимо лишь в достигшем ипостасного единения уме и теле, хотя и не соразмерно их собственной природе. Лишь они «через присутствие Всецелого Помазанника» 502 были обожены и восприняли энергию, равную обоживающей сущности 503 , вместив и обнаружив ее через самих себя всю без остатка; ибо, по апостолу, «в Христе обитает телесно вся полнота Божества» ( Кол.2:9 ). Недаром некоторые из святых после пришествия Бога во плоти видели оный свет наподобие бескрайнего моря, странно изливающегося от единого Солнца 504 , то есть от поклоняемого тела, как и апостолы на горе. Так обожен «первенец» ( 1Кор.15:20, 23 ) нашего человеческого смешения. Обожение же обоженных ангелов и человеков есть не сверхсущая сущность Бога, а энергия сверхсущей божественной сущности, и эта энергия пребывает в обоженных не так, как искусство в создании искусства, – так в произведениях Творца присутствует производящая сила, являясь или выражаясь во всем, – а «как искусство во владеющем им», согласно великому Василию 505 . Потому святые суть орудия Духа Святого, приняв одинаковую с Ним энергию; и готовое доказательство тому – дары исцелений, действования чудотворных сил, предзнание, неопровержимая премудрость, которую Господь назвал «Духом вашего Отца» ( Мф.10:20 ), и не только, но и освящающая передача Духа, который от святых через святых даруется тем, кто освящается через них: «Возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них» ( Чис.11:17 ), сказал Бог Моисею, и: «Когда Павел возложил руки на двенадцать ефесян, на них сошел Святой Дух и они тотчас стали говорить языками и пророчествовать» ( Деян.19:6 ). Итак, когда мы помышляем собственное достоинство Духа, мы видим, что Он вместе с Отцом и Сыном; когда же мы подразумеваем действующую на Его причастников благодать, мы говорим, что Дух пребывает в нас, «изливаемый на нас, не сотворяемый; даваемый нам, не создаваемый; благодатно даруемый, не воздвигаемый» 506 , пребывающий даже в несовершенных, если снова сказать по Василию Великому , наподобие некой предрасположенности «ввиду нестойкости их сознания», а в совершенных – как приобретенное, у иных же и укорененное состояние, и более того; ибо «как сила зрения в здравствующем оке, так энергия Духа в очистившейся душе» 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Апостол проповедовал, что обещанный в Ветхом Завете Мессия уже пришел. Он – Иисус, недавно распятый иудеями и воскресший в Иерусалиме. И теперь во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (в Него) 1568 . Предмет этой апостольской проповеди не был для ефесской синагоги совершенно неизвестным и новым: до нее доходили слухи о Мессии, вызывавшие на размышления. Теперь воочию видя и непосредственно слушая проповедника пришедшего Мессии, ефесские иудеи стали высказывать свои недоумения по поводу столь важного предмета и содержания проповеди. Св. Апостол ответствовал вопрошавшим; он, по выражению св. Луки διελξατο, рассуждал с ними 1569 . Но в ушах слушателей все-таки никак не укладывались столь великие откровенные истины о пришедшем Мессии; они не довольствовались тем, что было сказано св. Апостолом и просили его побыть у них долее 1570 : сообщенное им благовестие требовало продолжительного и основательного обсуждения, разъяснения и доказывания. Но св. Апостол не мог удовлетворить просьбе своих новых слушателей: он должен был тогда скорее поспешать в Иерусалим на праздник Пятидесятницы; впрочем, он пообещал возвратиться к ним из Иерусалима, если то будет угодно Богу 1571 . Св. Павел прозревал своим пророческим оком будущие успехи своей проповеди в Ефесе; поэтому, он не хотел тратить напрасно дорогого времени. Личные нужды отзывали его из Ефеса; но он, чтобы не делать перерыва между своей первой проповедью и будущей, но желая поддержать в умах и сердцах слышавших его в синагоге, несомненно, возбужденную религиозную пытливость, заблагорассудил оставить здесь своих спутников, Прискиллу и Акилу. Они должны были в некоторой степени заменять для ефесян отсутствующего Апостола 1572 . Конечно, так благосклонно принявшие св. Павла иудеи вместе с Прискиллой и Акилой проводили его в гавань. Еще раз прошел св. Павел мимо храма Дианы, с мощно-величественных колонн которого на него смотрело язычество всей Азии. Наконец, корабль, отходящий в Кесарию, снялся с якоря, и провожавшие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

ЧАСТЬ НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ 4–6, 18 Разъяснил Апостол всесторонне в предыдущих главах, как все возглавленно в Господе Иисусе Христе, стараясь всячески возвести в созерцание сей истины ефесян и моля о том Бога. Теперь из этой главной мысли, как начала, выводит он, как надлежит жить и действовать христианам, так объединенным и так обновленным во Христе. Сначала изображает он А. — общий строй жизни о Христе Иисусе, — 4, 1 — 16; потом предлагает Б. — правила жизни: 1.— общие, — 4, 17 — 5, 21, и 2.— частные по состояниям, — 5, 22 — 6, 9; наконец, на том основании, что жизнь такого рода есть борьба, В. — облекает христианина во всеоружие духовное: тут очерк подвижничества, — 6, 10–18. А. ОБЩИЙ СТРОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАН 4, 1-16 Очерк сего строя очень прост: храня 1) единение духа в союзе мира —4, 1 — 10; 2) под руководством Богоучрежденных пастырей — 11, 12; 3) возращайте все во Христа—13–16. 1. Единение духа в союзе мира Это главное у христиан — каждому быть как все, ни в чем не особиться. Прежде мимоходом поминал уже Апостол, что разумение у христиан идет в лад со всеми святыми (3, 18), и молитва их к Богу восходит от лица Церкви всей (3, 21); теперь учит, что и жизнь их вся течет сообща, — в сердечном друг с другом союзе и самоотверженном взаимосодействии. а) Основы такого сердечного общения суть противоэгоистические расположения: смирение, кротость, терпение друг друга, единомыслие и единодушие (4, 1–3). Без этих добродетелей невозможно состояться прочному общению и союзу мира. Глава 4, стихи 1–3. Молю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира. Первый стих — о достойном звания хождении можно принять как заглавие и общее начало для всего нравоучения, в смысле: ходить достойно христианского звания. Какое нравственное правило ни возьми, оно будет подходить под это начало и из него исходить. Но, судя по ходу речи, Апостол имел в мысли определенный образ хождения, достойного звания, именно: любовное всех взаимообщение. Ибо он только что выяснил, как все соединены в Господе и стали едино — в Нем и о Нем. Теперь говорит: к этому призваны вы; ходите же достойно сего, то есть пребудьте в любовном взаимообщении. Святой Златоуст, приступая к толкованию сего стиха, взывает: «И опять у нас глава Христос», то есть опять Апостол наводит нас на ту же мысль о возглавлении и объединении всех во Христе, чтоб тем расположить к взаимному единению всех между собою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Это были все серьезные, талантливые люди, стоящие головою выше своих современников, проповедовавшие глубокие философские идеи. Но ефесянам, привыкшим к вольной и беспечной жизни, было чуждо и ненавистно серьезное занятие наукой 1050 . Благодаря своей живости, подвижности и восприимчивости, они любили послушать наставников, любили и поспорить 1051 . А в наставниках в Ефесе не было недостатка. Здесь были представители учений всех стран – и далекой Индии, и Александрии с Египтом, и Греции, и Рима. Здесь были Иудейские заклинатели злых духов, семеро сыновей Иудейского первосвященника Скевы 1052 . В Ефесе проповедовал Аполлоний Тианский 1053 и многие другие чародеи, обманывавшие народ подобно Иамврию и Ианнию, египетским волхвам 1054 . φσια γρματα (Ефесские письмена) – известны 1055 . Это чародейские формулы, написанные на папирусе или на пергамине; они носились в качестве предохранительных амулетов на руках, на шее, на голове и т. п. 1056 . Ефесян легко было воспламенить и утишить 1057 . В этом отношении Апостол сравнивает их даже с младенцами, увлекающимися всяким ветром учения 1058 . Но они не любили тех, кто проповедовал им новые идеи, расшатывал старые исконные устои жизни, предлагал новое жизнепонимание и новое жизнеустроение. Перерождение они считали делом трудным и неприятным. Поэтому одних из таких проповедников они изгоняли, а другим угрожали смертью 1059 . Как живой и впечатлительный народ, Ефесяне, кажется, более сочувствовали магам, чародеям, стекавшимся сюда со всех концов мира, чем учителям – философам 1060 . Те и другие небольших усилий требовали от своих поклонников, врачуя их духовные и телесные недуги. Легко доставался им мир и покой, и земное счастье. – На жизнь древнего ефесянина неотразимое влияние еще оказывал культ богини Дианы или Артемиды. Знаменитый храм Дианы Ефесской составлял славу и гордость Ефеса. Эту грандиозную постройку сооружали в течение многих лет; вполне она была окончена спустя 220 лет после её начала 1061 . Все цари Малой Азии в количестве ста двадцати семи человек приняли участие в пожертвованиях на эту постройку.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Сьогодні за Літургією читалося послання апостола Павла до Ефесян, де ми знаходимо дуже сильні слова: «Випробовуйте, що є приємне Богові, і не ставайте спільниками в неплідних ділах темряви» (Ефес. 5, 10-11). Кожній людині слід відчувати все те, що приходить до неї ззовні. Говорячи сучасною мовою, кожен покликаний до того, щоб критично оцінювати всю інформацію, що надходить. Ми повинні відчувати інформаційний потік, який обрушується на свідомість сучасної людини. Ми повинні мати здатність відрізняти добро від зла, а коли відрізняємо, то не брати участі у ділах темряви. Але ж ми беремо участь. Хто через дурість, через нерозуміння, тому що «інші так роблять». Найчастіше ми так і пояснюємо свій гріх, посилаючись на те, що сусід, знайомий, колега або людина, що займає більш високе становище, так діє — «а чому я не можу цього робити?» Ми найчастіше виправдовуємо свої гріхи гріхами інших людей, адже не хочеться зізнаватися, що ти лиходій, що ти робиш бридкі речі, що ти впадаєш у гріх, ось ми й прикриваємося іншими, хто нібито грішить ще більше. А іноді ми беремо участь у ділах темряви свідомо: в душі усвідомлюємо, що це справа темряви, але обставини, помилково зрозуміла солідарність змушують — як же вибиватися з цієї групи людей, яка так поводиться? «Не можна ж бути білою вороною, от я й живу як вони живуть». А іноді й зовсім свідомо, коли настає противлення Богу, — це свідоме противлення Богу іменується хулою на Духа Святого. Усі гріхи прощаються, а гріх хули на Духа Святого не прощається, — але ж і це роблять люди. Як же нам не брати участі в ділах темряви? Як нам навчитися відчувати, що до вподоби для Бога? Звичайно, Господь дав нам розум. Він дав нам моральне почуття, яке відбивається в душі голосом совісті. Господь дав нам Своє слово — Святе Письмо. Хіба згадуємо ми про Святе Письмо там, за межами храму? Вийдемо, підемо вулицею — і ось перший же конфлікт у транспорті, або з пішоходом, з яким зіткнувся невдало, або з водієм на дорозі. Де ж наші знання Святого Письма? Вони відразу зникають. Хто ж наставить нас у момент кризи, у момент конфлікту, у момент протидії, коли й потрібно виявити християнську здатність розпізнавати духів?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1324747...

2Тим.4:6 . Ибо я уже приношусь в жертву, умираю не обычною смертью, но как жертвоприношение, – и время разрешения (от жизни) моего 3061 настало, – говорит так потому, что чрез свое приношение он успокаивался от гонений, коим подвергался в течении многих лет. 2Тим.4:7 . Подвигом великим 3062 преследований и всех скорбей я подвизался, и течение (бег) окончил смертью, которая есть конец течения, – и 3063 веру мою 3064 сохранил среди многочисленных гонений, кои поднимались на меня. 2Тим.4:8 . И после всего сохраняется (мне) венец, не по благодати только, но такой, который воздаст мне Господь в оный день. И не только мне даст он по правде (правосудию), но и всем 3065 тем, кои возлю- —352— били день откровения пришествия Его. Ибо хотя то, что здесь (на земле) дается нам, есть дар благодати, но то, что уготовано нам и соблюдается, будет дано по правде (правосудию). 2Тим.4:9–10 . Постарайся ко мне прийти скоро; поскольку по разным причинам я оставлен моими прежними спутниками. Ибо Димас меня оставил, возлюбив (нынешний) век, то есть убежал от преследования, за которое ему соблюдались дары обетования, и пошел он к покою земному, от которого ему нет никакой пользы. Крисп 3066 отправился для учения в Галатию, 3067 а Тит для благовествования в Далматию. 2Тим.4:11 . Лука евангелист (есть) со мною один. 3068 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне благопотребен, не для служения моего, но на служение Духа. 2Тим.4:12 . Тихика же, который служил со мною, я послал посмотреть Ефесян. 2Тим.4:13 . Фелонь и книги кожаные, 3069 кои я, когда мне было откровение в Трояде, чтобы я шел на проповедь в страны Македонские ( Деян.16:8 сл.), оставил там, – когда придешь, принеси с собою. 2Тим.4:14 . Александр медник много зла мне сделал: воздаст 3070 ему Бог 3071 по делам его, кои совершил он против нас. Он был товарищем Симона (волхва), как сообщает Кесарский Хронограф. 2Тим.4:15 . Коего и ты берегись, говорит; ибо, благодаря лукавству и ненависти диавола, входящего в —353— него и подкрепляющего его, он сильно противился словам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010