Мы видим, что и у израильтян часто встречаются подобные выражения: «сотвори со мной имене ради Твоего» ( Пс. 108:21 ). В другом месте Сам Бог говорит: «Мене ради сотворю» ( Ис. 48:11 ). И Моисей взывает: «сотвори нам имене Твоего ради», если не ради чего другого. Итак, Он самым действительным образом убеждает и обнадеживает слышащих, научая их, что Бог ради Своей собственной благости исполнит все, что обещает. – Но да не предадимся от сего беспечности. Конечно, Он все делает ради Самого Себя; но, однако ж, и от нас требует соответствующих действий. Если Он говорит, что «токмо прославляющия Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет» ( 1Цар. 2:30 ), то мы должны понять, что и с нашей стороны нечто требуется. Похвала славы Его – в том, чтобы спасти врагов, но эти враги после того, как они сделались друзьями, должны и пребыть друзьями; если же они опять возвратятся в прежнее состояние вражды, тогда все для них будет бесполезно и тщетно. Другой бани пакибытия нет; нет и вторичного приведения; но есть " страшное некое чаяние суда и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя» ( Евр. 10:27 ). Это именно ожидает и нас, если мы, всегда враждовавшие с Ним, быв удостоены прощения, и после того не перестанем еще враждовать, упиваться похотями и делаться хуже прежнего». Этим оканчивает святой Апостол обозрение всего домостроительства нашего спасения и всех благословений нам свыше о Христе Иисусе, Господе нашем. Начал он от совета Божия в вечности безначальной и прошел до указания неизреченного наследия в вечности бесконечной. – И все это совместил в одном пункте, сжато, но выразительно, полно, всеобъятно. Б. Возведение Ефесян к созерцанию домостроительства спасения (Еф. 1:15–3:21) Апостол имел при сем в намерениинапечатлеть в уме ефесян все величие домостроительства спасения нашего в Господе, чтоб, сознав величие благодеяния Божия к ним в призвании их в участие в сем спасении, помнили то, и за то Бога благодарили и славословили. Руководя к сему, он: I. молится, да даст им Бог Духа премудрости узреть величие домостроительства в величии благ, им подаваемых и обещаемых, – ( Еф. 1:15–19 ); II.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Собрав же ефесян, он сказал: «дерзайте, ибо сегодня я прекращу язву». И, сказав так, он повел весь народ в театр, где помещается святилище Апотропея. Здесь, как казалось, просил милостыни какой-то старик, притворно закатывавший глаза; он носил суму и собирал куски хлеба, одет был в рубище и был суров лицом. Поставив ефесян вокруг него, Аполлоний сказал: «бросьте ненавистника богам и набросайте на него как можно больше камней!» Ефесяне удивились его словам и считали ужасом убить такого жалкого чужеземца, тем более, что он умолял их и много просил о помиловании; но Аполлоний настаивал и убеждал быть твердыми и не ослабевать. Тогда некоторые попробовали бросить в него, и он, вдруг, будучи, по-видимому, слепым, посмотрел и показал свои глаза, полные огня. Тогда ефесяне познали демона и побили его камнями, так что нагромоздили над ним целый холм камней. Спустя немного времени Аполлоний велел разобрать камни и узнать: какое животное они убили. Когда они обнаружили того, кого, по их мнению, они убили, его не оказалось, а явилась собака, видом похожая на собаку из Молосс, а по величине похожая на самого большого льва; она была умервщлена камнями и испускала пену, как бешеная» 1545 . Ефесяне по этому поводу даже соорудили святилище Геркулесу Апотропею, которое и освятил сам Аполлоний 1546 . Таково было собственно языческое население Ефеса. Но кроме язычников в Ефесе жили еще иудеи. Торговое значение города привлекало их сюда в большом количестве 1547 ; с языческим ефесским обществом и правительством они с первых же пор своего поселения стали в хорошие отношения. От проконсула Долабеллы и других римских начальствующих лиц они успели приобрести себе чрезвычайные полномочия, о которых сообщает Иосиф Флавий. Так, их богослужение было поставлено под охрану и защиту архонтов: они могли открыто совершать свои службы и церемонии в синагоге 1548 ; иудейское юношество даже было освобождено от несения обычных для всех воинских обязанностей 1549 . Удобство путей сообщения, сравнительная близость расстояния и богатство давали возможность ефесским иудеям поддерживать самые живые сношения со священным иудейским религиозным центром – Иерусалимом и через то усиливать свое национально-иудейское самосознание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Але і в житті Церкви іноді виникають забобони, єресі, розколи, які затьмарюють життя Церкви і послаблюють її свідчення світу. Ось і за ці 400 років багато чого відбулося з нашою Церквою. І розколи, і розділення, і спроби спокусити єресями — все було. Але милістю Божою Церква жива і несе своє свідчення людям. Чому ж це відбувається? Чи від того, що людина, яка приймає Таїнство Хрещення і входить до Церкви, знаходить якісь надприродні здібності? Чи від того, що кожен християнин має якусь особливу інтуїцію? Чи від того, що кожен член Церкви має ту силу розуму, якої не мають інші? Аж ніяк. Не силою людською сильна Церква, а силою Божою. У сьогоднішньому апостольському читанні до Ефесян ми знаходимо такі чудові слова апостола Павла: Спасенні ви благодаттю через віру, а це не від вас, то дар Божий: не від діл, щоб ніхто не хвалився (Еф. 2:8-9). Якщо Церква і зберігає критерій розпізнання добра і зла, якщо вона зберігає здатність проповідувати Божу істину світові, то не тому що вона говорить вустами особливих, розумних або освічених людей, не тому що в ній сконцентрована якась людська мудрість, а тільки тому, що в ній перебуває живий Бог силою Духа Свого Святого. А чому апостол Павел так сильно і ясно сказав про те, що людина спасається благодаттю? І в цьому посланні до Ефесян, і в посланні до Римлян він постійно наполягає на тому, що справи закону не спасають людину. Про який закон говорив апостол? Він говорив про старозавітний закон. Саме тому його слова сприймалися як блюзнірські багатьма благочестивими іудеями, які вірили в те, що саме справами закону рятується людина. Проте ж закон той не був людським законом — адже то був закон Божий, переданий людям через Мойсея, через пророків, через всю благочестиву традицію старозавітної Церкви. Чому ж справами того закону не спасалася людина? Бог дав закон обраному народові для того, щоб зберігати істину. Єврейський народ був маленьким народом, який міг би з легкістю загубитися в морі інших народів, але йому було призначено зберігати Божу істину, зберігати істину Одкровення. І для того щоб ця місія була виконана і в народі тому народився Спаситель, і було дано закон із великою кількістю приписів, які мали визначати весь устрій життя людини.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1308944...

На употребление пения при общественном богослужении указывает Игнатий, когда увещевает Ефесян собираться для евхаристия и славословя Бога, в когда перед смертью говорит римлянам; «составьте любовию хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе» 38 ; а также намёк на это можно видеть в четвертой главе послания Игнатия к Ефесеям, где св. отец, убеждая Ефесян к единению с епископом, говорит: «составляйте из себя вы все до одного хор, чтобы согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши пснь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа. Это метафора, конечно, но все же она взята по всей вероятности, из практики церковной. В самом деле, какое значение могло иметь сравнение церковного единения с хором, если бы церковное пение не было живым образом, известным опытно ефесскому обществу. Если принять в соображение предание, связывающее введение антифоннаго пения в антиохийской церкви с именем Игнатия, то метафора, употребленная Игнатием, может быть признана отражением именно этого пения, которое особенно нравилось Игнатию и которому он приписывал даже небесное происхождение 39 . Понятно, что жизнь церковная могла казаться св. отцу верхом совершенства, если бы она уподоблялась хоровому пению, так им любимому. Кроме того, указание на употребление такого рода пения находим у Плиния. Песней церковных не сохранилось ни одной из этой эпохи, хотя на существование их находим указание отчасти у самого Игнатия, советующего Римлянам воспеть «хвалебную песнь»; в Актах мученических, где рассказывается, что ученики Игнатия после его смерти несколько ночей пели гимны; в соборном послании собиравшихся в Антиохии епископов и пресвитеров Дионисию Римскому, в котором говорится, что в Антиохийской церкви со времени Игнатия употреблялись гимны; наконец у языческого писателя начала второго века Плиния. Да и странно допустить, чтобы Игнатий, введши форму пения, не даль содержания для неё. На общественное чтение писаний не находим указании. Но принимая в соображение то, что в писаниях мужей апостольских обнаруживается самое широкое знакомство с писаниями как ветхого, так и нового завета, что писания эти повсюду сопоставляются, соглашаются и примиряются, зачастую воспроизводятся не только мысли, но нередко даже буквальные выражения почти всех новозаветных писаний, с вероятностью можно полагать, что не только употребление чтения Писаний при общественном богослужении, но и самый способ расположения чтений ветхого и нового завета получили свое начало в эту эпоху, так как в эту эпоху, как ни в какую другую, шла энергическая работа над примирением и соглашением двух заветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Новые властители судеб, римляне, утвердились в Малой Азии. Роскошный Лукулл после своих побед над Митридатом – явился с пышностью Креза в стенах Ефеса. Здесь также другой знаменитый изгнанник, Аннибал, замышлял с Антиохом козни против римлян. Во время римского владычества Ефес был их столицею в Азии. Тиверий восстановил город после землетрясения. Цицерон и Плиний приезжали удивляться его великолепию. Философ Гераклит принадлежит Ефесу; тот самый, который не переставал скорбеть о судьбах людей, или правильнее сказать о том уничижении, до которого довело себя безсмертное существо человека; – видя разврат ефесян, он отвергнул предложенное ему владычество и жил более в ущельях гор, – чем с людьми; любил только общество детей, говоря, что не ученость образует ум; – не находя сочувствия в своих согражданах, он оставил свою книгу о природе в храме Дианы, хотя он порочил поклонение ефесян идолу  244 . Сократ ценил его философию, Платон заимствовал из его книги; а сам Гераклит много занял у Орфея  245 . Столь знаменитый Парразий, который, по выражению Горация, вновь изобретенными жидкими красками, порождал, то людей, то богов  246 , – процветал в Ефесе. Что же теперь осталось от Ефеса?... Едва на утлом челноке может пристать любопытный странник к устью Каистра, где была та гавань, которая служила сборным местом для флотов афинян и лакедемонцев; сюда приставали флоты Лизандра, Сциллы и роскошного Антония, направлявшегося отсюда с Клеопатрою под парусами, сшитыми из Тирских багряниц, – в Египет. Тинистый Каистр, полный тростников, не лелеет более стаи белоснежных лебедей; зато пронзительный крик журавлей и чаек заменил здесь баснословное пение лебедей  247 . Но картина этих мест, представленная Омиром, возросшим на этих берегах, ещё не изменилась. Описывая шумящие ряды воинства атридов, он говорит: Их племена, как птиц перелетных несчетные стаи, Диких гусей, журавлей, иль стада лебедей долговыйных, В злачном Азийском лугу при Каистре широко текущем, Вьются туда и сюда, и плесканием крыл веселятся, С криком садятся противу сидящих и луг оглашают: Так аргивян племена, от своих кораблей и от кущей С шумом неслись на долину Скамандра  248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

указывает его в возвеличении Совершителя нашего спасения, – ( Еф. 1:20–23 ); III. и в возвеличении вместе с Ним и в Нем и всех верующих в Него, – ( Еф. 2:1–10 ); IV. для ефесян же и в лице их для всех верующих из язычников еще особенно в том, что оно их, далеко бывших, сделало близкими, – ( Еф. 2:11–22 ). V. Каковую особенность Апостол усиливает представлением, что это была сокровенная, ныне лишь явленная тайна, которой он есть служитель, – ( Еф. 3:1–13 ). VI. И заключает опять молитвою, чтоб ефесяне пребыли участниками благ спасения, и чрез то еще паче возвысились в уразумение величия тайн спасения, – ( Еф. 3:14–21 ). Не трудно заметить, что сии пункты идут в соответствии с содержанием предыдущего обозрения домостроительства спасения. I. Апостол молится, да даст им Бог духа премудрости узреть величие домостроительства в величии благ, им подаваемых и обещаемых (Еф. 1:15–19) Еф. 1:15–16 .  Сего ради и аз слышав вашу веру о Христе Иисусе и любовь, яже ко всем святым, не престаю благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих. Обозрев величие благословений, о Христе Иисусе, Господе нашем, изобразив кратко все домостроительство спасения, святой Павел, в восхищении сердца от сего созерцания, желает ввести в него и ефесян. Хотя не говорит: углубляйтесь, а молит Бога, чтоб Он Сам просветил их умы ведением всего этого; но это само собою разумеется, ибо для получения благ духовных один закон, Самим Господом изреченный: «ищите, и обрящете» ( Мф. 7:7 ). Он как бы говорит им: взойдите вы умом своим в помышление о сем и пребудьте в памятовании о том; я же молюсь, да просветит и паче просвещает вас Господь. Начало сему уже положено прочное: вы уже стали причастниками сих благ вашею верою и жизнию по вере, выражающейся в любви ко всем святым, за что благодарю Господа. «Сего ради». Чего ради? – Если взять во внимание только непосредственно впереди стоящее, то – ради того, что Духом Святым запечатлены и в Нем получили обручение упования. Но как это последнее у Апостола стоит в неразрывной связи с предыдущим, как верх всех благ о Господе, то можно сказать, что и ради всего, что благоугодно было всещедрому Богу сделать во спасение наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Прибытие в Рим св. Тимофея       Лишь только св. Тимофей получил это сердечное апостольское послание, как сейчас же поспешил выполнить все, о чем просил его узник-учитель. Прочитав апостольское послание пред ефесскими христианами и дав им временные наставления, он быстро пустился в путь, в Рим. Вместе с Марком, который был при Тимофее в Ефесе, он зашел сначала в Троаду, взял здесь у Карпа апостольскую фелонь и кожаные книги и на одном из торговых кораблей направился в Италию. Апостола Павла он нашел в самом печальном положении. Тюремное заключение длилось уже давно; оно окончательно измучило и без того слабого телом старца – узника. Обращение с ним стражи становилось суровее и грубее по мере того как ей более и более надоедало наблюдать за одним и тем-же неинтересным узником, и по мере того, как денежные подарки со стороны римских христиан, истощаясь, становились меньше и реже. Поэтому прибытие в Рим св. Тимофея было в высшей степени утешительно для ап. Павла. По крайней мере он теперь имел при себе дорогого собеседника, пред которым мог изливать и свои душевные скорби и сердечные радости. Он скорбел пред Тимофеем о холодности римского христианского общества, о тех, которые возлюбили более нынешний век, чем дело христианской проповеди и жизнь по вере и любви. Но он и радовался, слушая его рассказы об успехах христианской проповеди на востоке, о добрых христианских подвижниках, о постепенном нравственно-христианском совершенствовании ефесского общества, слушал о том впечатлении, которое произвело на ефесян его последнее послание из Рима. Через Тимофея ап. Павел старался воздействовать несколько на упавший дух римских христиан, укрепить, ободрить и утешить колеблющихся в вере и внушить им твердо держаться того, что они приняли от ап. Петра и Павла. Но недолго мог служить Тимофей при ап. Павле, недолго, сравнительно, он навещал его в темнице и читал с ним его кожаные книги. Он оставил ефесское общество только лишь на короткое время. Апостол через него знал, что религиозно-нравственное состояние ефесян не особенно надежно; там было много «инакоучащих», а в будущем их предвиделось еще более. Необходимо, таким образом, чтобы там в Ефессе был всегда на страже опытный и верный служитель Христовой истины, необходимо, чтобы Тимофей возвратился туда и остался там навсегда. Ап. Павел, который прежде сам послал того же Тимофея в Ефесс, не смотря на его слезы, отослал его и теперь из Рима лишь только успел утешиться его прибытием, получением через него нужных вещей, его известиями и общением с ним. – Окончательно простившись с ним и получив от него последние наставления и последнее благословение, Тимофей оставил ап. Павла, навсегда удалившись из Рима: как апостол так и Тимофей твердо верили, что им не придется встретиться на земле, – эта встреча возможна только на небе – в царстве воскресшего и вознесшегося Господа И. Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

3) В самом послании Апостол будто бы говорит о своих читателях, что он известен им по слуху ( Еф.1:15; 3:2, 4:21 .); поэтому никого не приветствует по имени и не упоминает о происшествиях, случившихся с ним в Риме и Ефесе, тогда как в Ефесе Апостол Павел проповедовал более двух лет и, следовательно, мог сделаться известным для ефесян, особенно чудесами, приводившими всех в ужас ( Деян.17 ), Но а ) места послания, приводимые в подтверждение незнакомства Апостола с читателями послания к ефесеям не доказывают той мысли, будто писатель лично не знаком со своими читателями, а доказывают только то, что перед написанием послания прошло некоторое время, в течение которого они не видали друг друга; б ) писатель не приветствует никого по имени и не упоминает о происшествиях, случившихся с ним в Риме, потому что послание отправлено с Тихиком, верным служителем, который с тем и послан был в Ефес, чтобы известил ефесян об обстоятельствах и делах Апостола ( Ефес. 6:21, 22 ) и который устно мог от лица Апостола приветствовать, кого надлежало; в ) из того, что Апостол никого не приветствует по имени в послании к ефесянам не следует заключение о незнакомстве писателя с читателями, подобно тому, как от множества приветствий в посланиях к римлянам и колоссянам не следует заключение о личном знакомстве Апостола с этими последними церквами; г ) о делах же, совершенных Апостолом в Ефесе, не упомянуто потому, что оные были общеизвестны ефесянам и что не было повода к упоминанию о них в послании. Следовательно содержание послания к ефесянам не оправдывает заключения, будто оно назначено не к ефесской Церкви. Напротив, у писателей древнейших находятся неоспоримые свидетельства, что это послание назначено Нижайшим образом ефесянам. Св. Игнатий Богоносец в своем послании к ефесской Церкви, говорит ефесянам «κα στ ς Παλος μν γραψεν», и далее приводит слова из послания к ефесянам 4:4–6. Отсюда очевидно, что в первом христианском веке назначение сего послания ефесянам не подлежало сомнению. Подобные свидетельства касательно назначения сего послания ефесянам можно находить у Климента Александрийского , 200 у Оригена , 201 наконец во всех известных древних списках подлинника и во всех переводах, так как в оных первый стих сего послания читается: святым сущим в Ефесе ( Еф.1:1 ), согласно с ныне общепринятым чтением. § 112. Место и время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава первая: в Иерусалиме ( Деян.18:22 .а). Эту главу автор посвящает обследованию предметов, хотя хронологически и относящихся к концу второго путешествия и частью даже ко всей Апостольской эпохе первохристианства ( Деян.18:19–22 ), но стоящих в самой тесной связи и с предпринятым вслед за вторым новым, третьим, благовестническим путешествием Апостола, именно: первоначального плана путешествия, составленного Апостолом в Ефесе ( Деян.18:21 ), обета назорейского в Кенхреях ( Деян.18:18 ), развития иудаистического направления среди —227— палестинских христиан и появления среди них сильной вражды к Апостолу языков, точнейшего определения безымянно упомянутого в 18:21 праздника, прибытия Апостола в Иерусалим, окончания обета назорейства и нового плана путешествия на место прежнего, измененного Апостолом под влиянием усилившейся к нему вражды со стороны иудаистов (стр. 21–92). Глава вторая: спутники Апостола, коим дается в этой главе подробная характеристика, именно: Эрасту, Гаию, Аристарху, безымянному спутнику и особенно – Тимофею (стр. 93–129). Глава третья: от Иерусалима до Антиохии Сирийской ( Деян. 18:22 .б) дает подробное описание предположительно начертанного автором сухого пути Апостола от Иерусалима до Антиохии по военной римской дороге чрез Гиву, Гофну, Саронскую долину, Антипатриду, реку крокодилов, Кесарию Пал., Гефу, Птолемаиду, Тиро-Сидонскую долину, Берит, Библ, Триполь, Габалы и Лаодикию (стр. 130–207). Глава четвертая: в Антиохии Сирийской ( Деян.18:23 .а), куда автор приурочивает описанное в Гал. 2:11–21 событие, что дает ему повод войти в обстоятельное критико-экзегетическое исследование этого наитруднейшего, длинную историю имеющего и обширную ученую литературу вызвавшего отделения из послания к Галатам (стр. 208–303). Глава пятая: Ефес ( Деян.18:23 .б–28), где автор подробно описывает предположительный путь Апостола из Антиохии в Ефес чрез внутренние страны Малой Азии (и Галатию), географию и историю Ефеса, особенно же обстоятельные сведения сообщает о славе тогдашнего Ефеса – храме Дианы, о материалистическо-эпикурейском настроении Ефесян, о культе Дианы, о приверженности Ефесян к магии, об иудейской среди них пропаганде, о деятельности Акилы и Прискиллы и о личности александрийца Аполлоса (стр. 304–353).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II . Как все мы делаемся участниками этого спасения (1:11– 14) 1:11–12. В это новое общество чад Божьих, в котором все небесное и земное соединено под единой главой – Христом Господом, призваны иудеи (мы), которым через пророков ранее обещана была часть в этом небесном наследии. Они теперь как бы вступили в наследство, но не за дела и заслуги их, а по милости Господа, по изволению воли Его, чтобы их призвание послужило к похвале славы Его. Так как они призваны через надежду на Христа, то первые уверовали в Него, и своею верою прославили Его между язычниками, не имеющими этого упования. В это наследие призваны и язычники. 1:13–14. В Нем, через Него и ради Него и вы, христиане из язычников, прежде не знавшие ничего о Христе, но в первый раз услышавшие о Нем в проповеди Евангелия и уверовавшие в Него, приняты в одинаковое с нами, иудеями (прежде уповавшими на Него), общение, доказательством чему служит то, что и вы запечатлены Духом Святым, Который обетован был Христом святым Апостолам (см. Деян. 1:8 ), и служит как бы залогом того, что все (иудеи и язычники), запечатленные Им, усовершенствуясь при Его содействии в святой жизни, искупят – получат полный удел, наследие на небесах, во славу Бога Отца. Раздел второй. Апостол вводит ефесян в созерцание всего плана спасения(1:15–3:21) Святой Апостол имел целью запечатлеть в уме ефесян все величие плана спасения нашего в Господе, чтобы сознав величие благодеяния к ним, в призвании их к участию в этом спасении, они помнили это и благодарили Бога. Выполняя эту задачу, он молится: да даст им Бог Духа премудрости, дабы они могли узреть духом своим величие спасения в величии благ как поданных, так и обещанных. I. Молитва Апостола о даровании Ефесянам Духа премудрости (1:15–19) 1:15–16. Указав на величие милости Господа, явленной в призвании людей ко спасению, и услышав о том, как благодать Божья через Иисуса Христа, проповеданного им, поддерживает и укрепляет веру и любовь ко всем христианам (святым) в ефесянах, за что христиане славят Бога, и он, Апостол, присоединяет к ним свое славословие, непрестанно благодарит за них Господа, поминая их в своих молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010