За сим началось оглашение ефесян Евангелием. Сначала святой Павел, по обычаю, обратился к иудеям. Три месяца ходил он в синагогу, небоязненно проповедуя и удостоверяя всех, что Царствие Божие пришло в Господе Иисусе Христе. Но как успеха было мало, а напротив, с ним спорили, ожесточались против него и святого учения его, понося путь Господень, то святой Павел оставил синагогу, отделил уверовавших и перешел к язычникам с проповедию, которую и предлагал каждодневно в училище некоего Тиранна ( Деян. 19:9 ). Два года учил здесь Апостол. К нему приходили иудеи и эллины, местные и неместные, близкие и дальние, – так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе. Церковь Божия пустила широкие ветви ( Деян. 19:10 ). Верно не щадил святой Апостол трудов и слова, возвещая волю Божию и истолковывая глубочайшие тайны веры, как замечает святой Златоуст. Но успех – не от убеждений словесных, а от силы Духа, приводившего в движение Апостольское слово, особенно же от впечатлительных знамений и чудес. Сказанное святым Марком: «они же (Апостолы), изшедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменми» ( Мк. 16:20 ), повторялось с каждым Апостолом. Это было и со святым Павлом, как во всех местах его проповеди , так и в Ефесе. Святой Лука замечает в Деяниях: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19:11, 12 ). И славилось имя Господа Иисуса, святым Павлом проповедуемого, так что какие-то заклинатели стали употреблять сие поклоняемое имя над имеющими злых духов, чтоб изгонять их. Вероятно, бывали и действия от сего, подобно тому, как были они еще при жизни Господа на земле, как доносил Ему святой Иоанн ( Лк. 9:49 ). Это могло быть по страшливости бесов, кои, быв поражены Господом вконец, от одного звука имени Его не знали, куда деваться, по слову Писания: «Бегает нечестивый, ни единому же гонящу» ( Притч. 28:1 ), – тем паче бес, как замечает святой Антоний Великий в слове, сохраненном святым Афанасием Великим в житии его. Сам Господь терпел это до времени. Но потом надлежало всем показать, что в области Божией не слова и имена страшны, а паче дух веры, с коим они произносятся. Почему разрешил бесу в одном бесноватом восстать на сих заклинателей, и он с словом: «Иисуса знаю и Павла свем, вы же кто есте?.. бросился на них... и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома, где был бесноватый». Их было семеро ( Деян. 19:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Помните слово, которое я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас“ 1460 . Тьма не любит света. Зло всегда противоборствует добру и ненавидит добро. Это исконный закон, а не есть что то новое, странное и необыкновенное. Со времен Каина и Авеля дети диавола ненавидят детей Божьих, мир ненавидит людей, посвятивших себя на служение Богу 1461 . Благовестников Христовых часто гнали. Великим гонениям подвергался в Малой Азии св. Апостол языков. Однажды в Ефесе Димитрий среброковач возбудил народную толпу против него. Под влиянием речи Димитрия народ исполнился ярости. С фанатизмом и энтузиазмом два часа кричал он в защиту Артемиды Ефесской: „велика Артемида Ефесская“. Разъяренная толпа рабочих возмутила и все народонаселение города. Ожесточенные они схватили Гаия и Аристарха, учеников Апостола, и повлекли их на зрелище в театр, чтобы подвергнуть там самосуду, или потребовать суда над ними. Когда Апостол хотел идти к разъяренной толпе, ученики его, опасаясь за жизнь своего наставника, не пустили его туда 1462 . Ап. Павел говорит, что он подвизался в Ефесе „со многими слезами“, среди искушений многих 1463 . Скорбь его здесь была чрезмерна и сверх силы, так что он не надеялся даже остаться в живых 1464 . Ефесян он называет зверями 1465 . Св. Ап. Иоанн благовествовал в том же самом Ефесе. При жизни Апостола языков говорили: „не только в Ефесе, но почти по всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей“ 1466 . При Ап. Иоанне число этих „совращенных“ было еще более значительно. Тогда говорили: „не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Азия и вселенная“ 1467 . При Ап. Иоанне эта опасность стала еще больше: благодаря его благовестническим трудам, число христиан значительно увеличилось. В этом заключается простое объяснение того, почему у св. Апостола скоро стало очень много врагов в Малой Азии. Кто же эти враги? Гордые и кичливые Иудеи первые выступали, как гонители и противники христиан 1468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

то есть убежал от преследования, за которое ему соблюдались дары обетования, и пошел он к покою земному, от которого ему нет никакой пользы. Крисп отправился для учения в Галатию, а Тит для благовествования в Далматию. Лука евангелист [есть] со мною... один. 2Тим.4:11 . Марка возми и приведи с собою, ибо он мне благопотребен, не для служения моего, но на служение Духа. 2Тим.4:12 . Тихика же, который служил со мною, я послал посмотреть Ефесян. 2Тим.4:13 . Фелонь... и книги... кожаныя, кои я, когда мне было откровение в Троя де, чтобы я шел на проповедь в страны Македонские ( Деян.16:8 ), оставил там, – когда придешь, принеси с собою. 2Тим.4:14 . Александр медник много... зла... мне... сделал:.. воздаст ему Бог по делам его, кои совершил он против нас. Он был товарищем Симона (волхва), как сообщает Кесарский Хронограф. 2Тим.4:15 . Коего и ты берегись , – говорит, – ибо, благодаря лукавству и ненависти диавола, входящего в него и подкрепляющего его, он сильно противился... словам... нашим. 2Тим.4:16 . При первом же допросе, когда я стал пред Кесарем, никто из братьев не был при мне, но все,.. оставив меня по страху, убежали. Да не будет им... вменено это в грех , ибо хотя страх и обратил их в бегство, но любовь собрала их. 2Тим.4:17 . Но Господь... мне... предстал... и укрепил меня к мужественному перенесению окружающих меня страданий и скорбей, – дабы чрез меня проповедь утвердила сь, то есть чтобы все проповедники Нового Завета укрепились чрез меня, – да услышат все язычники, принявшие евангельское учение, что я освобожден от челюстей... льва, то есть от руки Кесаря. Ведь первый суд его хотел осудить меня на смерть. Но когда он (Апостол) дал ответ, по какой причине предан был Иудеями в руки начальника провинции и почему потребовал суда Кесарева, – тогда, говорит, 2Тим.4:18 . избавил меня Господь от всякаго дела зла го, как спасся я от всего, что было написано обо мне по обвинению от Иудеев, – и приведет меня в царство Свое, которое на небесах, за то, что я предстал и проповедал Его пред царями земными.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Хвалить кого-либо значит выражать почтение к нему за его выдающиеся качества. Людей можно восхвалять только словами и внешними знаками почтения, Бога же, проникающего совершенно нашу душу ( Пс. 138:1–4 ), можно и должно прославлять не телом только, но и душою, мыслями ( 1Кор. 6:20 ). Благодарить значит признавать оказанные нам услуги при желании, по возможности, отплатить за них добром. Бога, как бесконечное Существо, мы можем возблагодарить за Его бесчисленные благодеяния только тем, что прославляем Его, любим, почитаем, служим Ему и, по возможности, заботимся о том, чтобы вся тварь Его восхваляла и благодарила. Так как бессознательная природа может достигать этой цели только при посредстве человека, то последний должен прославлять и благодарить Создателя не от своего только имени, но и от имени всей неразумной твари. Человек недаром поставлен на высшей ступени вещественной природы или, вернее сказать, на границе двух миров – духовного и материального. Он должен быть для низших созданий своего рода пророком, перелагая их бессознательные вещания на разумный, молитвенный язык славословия и благодарения Богу. Глубоко проникнут сознанием этого долга св. псалмопевец, представляющий всю природу, славящею Бога ( Пс. 18 ) и призывающий ее к совокупному с ним Его прославлению. «Хвалите Господа солнце и луна, хвалите Его все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес... Ибо Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились... Хвалите Господа от земли великие рыбы и все бездны, огонь и град, свет и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот» ( Пс. 148:3–10 ). «Все дышущее да хвалит Господа!» ( Пс. 150:6 ). Надобно вспомнить дивную песнь трех отроков в пещи огненной, которые призывают все твари небесные и земные вместе с ними славить и благодарить Господа. «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан. 3, 57  и дал.). Хвала и благодарение так тесно соединены между собою, что в Священном Писании очень часто являются связанными одно с другим, и за призывом к прославлению следует призыв к благодарению или наоборот. «Исполняйтесь Духом, – убеждает ап. Павел Ефесян, – поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего, Иисуса Христа» ( Еф. 5:18–20 ). К Колоссянам он пишет: «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол. 3:16–17 ) 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Но заметь мудрость блаженного (Павла). Он вооружал их (ефесян) со всякой предосторожностью; в заключение же всего, научает, как нужно обращаться к Царю и просить, чтобы Он простер им руку (помощи), – говоря: " Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом». Можно молиться и не духом, например, когда кто молится о суетном. «И старайтесь о сем самом». Иначе: трезвясь. Именно таким, т. е. неусыпным и трезвенным должно быть тому, кто вооружен и стоит при Царе. «Со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими». Что говоришь ты, блаженный Павел? Ужели ты имеешь нужду в учениках? И хорошо сказано: «устами моими открыто». Без всякого сомнения, он не учился долго тому, что ему говорить; но как сказал Христос: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать» ( Мф.10:19 ), – так он и совершал все, по вере и при содействии благодати. «С дерзновением возвещать тайну благовествования», т. е. чтобы, как следует, защитить мне ее. Ты окован узами: не потому ли и нуждаешься в других? Да, – отвечает он. Но и когда Петр заключен был в оковы, о нем также была и при том непрестанная молитва . «Для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно» ( Еф.6:20 ). Другими словами: чтобы я мог отвечать смело, мужественно и с большим благоразумием. «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель» ( Еф.6:21 ). 2. (Апостол сам только) упомянул о том, что он – в узах; в подробности же рассказать о своем положении поручает Тихику. Он изъяснил в своем послании все, что относится к догматам и утешению, что же касается собственно известий – это предоставил тому, кто доставит послание. Потому и прибавил: «дабы и вы знали», т. е. чтоб осведомились вы, " обо мне». А через это и показал к ним свою любовь и дал случай обнаружиться их любви к нему. «которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» ( Еф.6:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Апостол Павел склоняет к этому Ефесян, говоря: «Непрестанно вспоминаю о вас в молитвах моих: чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» ( Еф. 1:16–17 ). И пророк: «Открой очи мои, – вопиет ко Господу, – да уразумею чудеса закона Твоего» ( Пс. 118:19 ), «который есть светильник ногам моим и свет стезям моим» ( Пс. 118:105 ). Когда этот светильник зажжён в сердце благочестивого, то уже не может в нем таиться мрак. Тогда он искренен, а это отделяет благочестие от лицемерия. Хитрое притворство весьма искусно умеет показывать святость свою, так что всякий удобно в нем обмануться может. Представьте себе такого лицемера, воззрите на его вид: какая степенность, подумаешь, ничто ее переменить не может; на одежду: какой убор особенный, кажется, тут ничего не может крыться, кроме благоговения; послушайте разговор: какая строгость к соблазнам, какое знание нравственности! Представим, что он всю жизнь проводит в сем занятии. Следуйте за ним в храм: какое усердие! Как часто возводит очи, воздыхает, как низко приклоняет главу, как унижен, смирен. Кто не согласится, что это совершенный христианин! Но для чего такая строгая исполнительность, для чего такое беспокойство к приобретению всего почтенного? Для того, чтобы выгодно поместиться в мыслях народа, для того, чтобы сим похвалиться с тщеславием, для того, чтоб когда-нибудь указали на него: вот человек благоговейный! Оригинал сего изображения показал Иисус Христос в фарисеях своего времени, к которым относится такая угроза: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну» ( Мф. 23:33 ). Ах, слушатели, что, если и между нами, здесь, таятся еще остатки такого проклятого невежества! Напротив, наружность истинно благочестивого есть изображение внутреннего. Искренность есть изображение внутреннего. Искренность есть единственное его свойство. Он не имеет тех мыслей, какие фарисей, хотя по наружности иногда с ним сходен. Он ничего не помышляет, кроме того, что предписывает Апостол: «Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп. 4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

В частности, изменения богословской терминологии. Немало положений в догматическом учении ЕХБ идет вразрез с Православием. Семь основных принципов деятельности ЕХБ: 1. Священное Писание – основа вероучения. 2.Учение о Церкви. 3. Заповедь крещения и хлебопреломления принадлежит исключительно возрожденным людям. 4. Независимость каждой поместной общины. 5. Полноправие всех членов общины. 6. Свобода совести для всех. 7. Отделение Церкви от государства. О Священном Предании По первому принципу следует сказать, что кроме Св. Писания существует Св. Предание, которое есть учение Самого Иисуса Христа и апостолов, преподанное ими устно, а позже записанное. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21:25 ). О том, что многое из учения Христова передавалось устно, есть и другие свидетельства в Священном Писании : «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна ( 2Ин. 12 ); «…три лета день и ночь не переставал учить со слезами каждого из вас» ( Деян. 20:31 ), Итак, мы видим, что апостол Павел три года трудился среди ефесян, но до нас дошло всего одно небольшое послание. Могло ли такое послание охватить все, чему учил апостол? Апостол Павел хвалил коринфян, которые «хранят предания» ( 1Кор. 11:2 ), и настаивал на том, чтобы предания хранились в христианских Церквах: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес 2:15 ). «Какие предания, – говорят баптисты, – если в Библии все сказано! И если кто прибавит к тому что или отбавит что, у того отнимет Бог участие в книге жизни...» – ссылаются они на Откровение ( Откр. 22:19 ). Действительно ли в Библии обо всем уже сказано? В послании Иуды ( Иуд. 1:9 ) мы читаем о споре архангела Михаила с диаволом о теле Моисея. Подстрочно идет сноска на соответствующий текст Ветхого Завета, но мы нигде не найдем – ни в Ветхом, ни в Новом Завете – параллельных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Покайся и твори прежние дела , то есть дела первой любви. Сейчас ты приобрел опыт и... потерял любовь. Так вот, покайся и твори прежние дела любви, и покаяние твое без прежних дел будет пусто. Если мы куда-нибудь идем и вдруг вспоминаем, что что-то важное забыли, то как не неприятно, но все-таки возвращаемся за забытым, ибо иначе и идти бессмысленно. Если ты вдруг вспомнишь, что оставил первую любовь, то хоть и неприятно возвращаться назад, а может, и снова, с самого начала начинать, но все равно не спеши творить новые дела, сначала вернись назад через покаяние и тогда твори прежние дела. А если не так , говорит Господь, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься . То есть это очень серьезно. Не что-то второстепенное. А с другой стороны, не что-то доступное и ведомое только пророкам и подвижникам-монахам. Нет, это совершенно необходимо всем для спасения! Господь говорит: если не покаешься в оставлении первой любви, то скоро приду к тебе, как гневный судья, и сдвину светильник твой с места его. Светильник – это пастырство ефесского епископа, это и сама ефесская Церковь , это и каждая душа этой Церкви, это и ты, христианин, ибо Христос сказал: вы свет мира. И сдвину светильник твой с места его . Тебе некогда вспоминать о первой любви, ты весь занят служением – но скоро сдвину тебя, если не покаешься. Так оно совершилось даже и буквально. Первосвятительский престол в Малой Азии был сдвинут позднее из Ефеса в Константинополь, и великая первоапостольская ефесская Церковь утеряла свое значение. Светильник был сдвинут. Так и каждая христианская душа, если не покается в утере первой любви, то скоро придет Христос, сдвинет ее светильник, и она не будет уже светить. Господь, строго обличив ефесян, не забывает и доброе в них, дабы уныние в них не было чрезмерным. И тем самым еще более подвигает их к покаянию, показывая, что не утеряна окончательно возможность вернуться в прежнее состояние. Откр.2:6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«В Немже и вы, слышавше слово истины, благовествование спасения вашего, в немже и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым». Ибо не только вы слышали, но и уверовали. Почему и сподобились благодати Всесвятого Духа. Сие же «знаменастеся» подобно пророческому изречению: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» ( Пс. 4, 7 ), то есть, как некую печать, прияли дар Духа. Обетованием же Апостол называет дар сей, потому что Господь обетовал послать благодать Духа. Еф.1:14 .  Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его. «Иже есть обручение наследия нашего». Сим Апостол показал величие ожидаемого. Ибо если данная благодать, которою совершались чудеса, воскрешаемы были мертвые, очищаемы прокаженные, изгоняемы демоны, и производилось иное сему подобное, составляла только залог, то явно, что верующие улучат гораздо большую благодать. «Во избавление снабдения, в похвалу славы Его», то есть залог сей дан нам в настоящем, чтобы освободить нас от мучительства неприязненного и соделать присными Богу и чтобы мы, помня благодать, всегда прославляли Его. Еф.1:15 .  Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым. Еф.1:16 .  Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих. «Сего ради и аз слышав вашу веру о Христе Иисусе и любовь, яже ко всем святым», «не престаю благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих». Из сего заключали иные, что Апостол написал сие послание, не видев еще ефесян. Но должно знать, что и коринфянам писал послание, услышав о них неприятное. Ибо говорит: «Возвестися ми о вас, братие моя, от Хлоиса, яко рвения в вас суть» ( 1Кор. 1, 11 ). Посему как там, узнав неприятное, пишет со скорбию, так, об ефесянах услышав радостное, слагает им похвалу. Хвалит же их не только за рачение благочестии, но и за щедрость к святым, а сверх сего, песнословит Бога, виновника всех благ, и говорит: Еф.1:17 .  Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Все такие люди не любят слышать и читать об Антихристе, смеются, ругаются и отплевываются, когда им напоминают о нем, ибо сердцем своим они уже приняли Антихриста, как своего повелителя и благодетеля, хотя бы некоторые из них носили даже сан священнослужителей и иерархов Церкви. По словам Апостола,  «они – от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их»   ( 1Иоан. 4, 5 ). Между тем, все истинные христиане, а тем более – истинные служители Церкви, как подчеркнул это в Своей прощальной беседе с учениками на Тайной Вечери Господь Иисус Христос, – «не от мipa«.Bom Его подлинные слова, которые необходимо хорошо знать и помнить каждому, желающему быть истинным христианином. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел: если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, потому ненавидит вас мир»  ( Иоан. 15, 18–19 ). Таким образом, ненависть мира, во зле лежащего, есть главный признак того, что мы стоим на правом пути – что мы истинные последователи Господа нашего Иисуса Христа. И наоборот:  «Дружба с миром есть вражда против Бога»   ( Иак. 4, 4 ). Вот почему всякое стремление, с нашей стороны, дружить с «власть имущими» в нынешнее время, когда всюду так явно господствуют «антихристи мнози», явно или скрытно борющиеся со Христом и Его истинной Церковью, всякое стремление подобострастно угождать им, льстить и делать им приятное, даже в какой-то мере добиваться их «легализации» есть уже  измена Христу-Спасителю и вражда против Него,  хотя бы поступающие так и носили на себе одежды священнослужителей. В самом деле: разве можно было бы представить себе апостолов Христовых или хотя бы рядовых верующих христиан пирующими после распятия Христова за одним столом вместе с Анной и Каиафой или Иудой Искариотским?! А что мы нередко видим теперь? «Блюдите убо, како опасно ходите!»  недаром предостерегал нас еще св. Апостол Павел в лице Ефесян,  «не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» ( Ефес. 5, 15–16 ), то есть: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010