Православные встретили эту политическую перемену с чересчур даже живой радостью. Преп. Феодор Студит, со свойственной ему прямотой и политической упрощенностью, в весьма восторженной форме приветствовал этот переворот. Он писал: «Следует восхищаться не городу какому-то, но, можно сказать, всей подсолнечной. Истребил Господь не Сигона, царя Амморейского, и не Ога, царя Васанского, царей малых и угнетавших малую часть вселенной, а новоявленного и великого дракона, опустошавшего великую часть вселенной, змия коварного и шипевшего богохульством, мерзость запустения, сосуд гнева, сына Тавеилова (Ис.7:6) - чтобы не сказать Каваллинова, - порождение Ахава, полноту нечестия, гонителя Христова, врага Богородицы, противника всех святых. Да возвеселятся небеса и радуется земля! Да искаплют горы сладость и холмы правду! Пал враг, сокрушен мучитель наш. Заградились уста, глаголющие неправду. Обуздана рука Авессалома. Погиб жестокосердный фараон. Отступнику именно и надлежало таким образом лишиться жизни. Сыну тьмы и следовало встретить смерть ночью. Обнажавшему божественные храмы и надлежало в храме Господнем увидеть обнаженные против него мечи. Разрушителю божественного жертвенника и следовало не получить пощады у жертвенника. Надлежало подвергнуться отсечению руки, посягавшей на святыню, - пролиться нечестивой крови за пролитие крови праведных...» - и т.д. В том же духе звучит и церковная анафема Льву Армянину: «Паки тезоименному злому первому зверю, злоковарному второму адову псу, ратнику Божия Церкви, мучителю рабов Христовых, а не царю, Льву Армянину, сотаиннику второму Арию - псевдопатриарху Адонию, злейшим иконоборцем, паче же христоборцем, и со единомудренники их - анафема!» Однако патриарх Никифор, также пострадавший от Льва Армянина, будучи человеком светской карьеры, понимал политические заслуги Льва и потому выразился более беспристрастно, сказав, что «ромейское государство потеряло хотя и нечестивого, но великого своего заступника». Несколько простодушный в политических делах преп. Феодор Студит писал новому императору Михаилу II Травлу - бывшему начальнику дворцовой стражи: «Христолюбивейший владыко! Время примириться нам с Христом при посредстве и по благословению твоей мирной державы, соединиться нам с верховной из церквей Божиих, с Римской, и через нее с прочими тремя патриархами, чтобы единодушно едиными устами прославлять Бога, величая и ваше благочестивейшее и превожделенное царствование».

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

Как некогда слушатели Спасителя забывали о пище и домах своих; так и слушатели Апостолов. Многие из них готовы были оставить все, чтобы следовать за ними всюду и тысячи людей решили принять от них крещение. Когда совершилось это духовное возрождение, обновление тысяч людей, когда столь многие радовались радостью, какою они еще никогда не радовались, некоторые в этой толпе были печальны. Это были враги Апостолов. Уже давно они следили за ними и чувством досады было исполнено их сердце. „Они досадовали не только на то, что Апостолы учили, но и на то, что говорили, что Христос воскрес не только Сам, но что и мы воскреснем чрез Него“ 819 . Наконец успех проповеди Апостолов заставил их обратиться к более действительным мерам. Священники, начальник стражи при храме и саддукеи решились прервать их речь к народу. Когда Петр и Иоанн еще говорили, они приступили к ним, взяли их и ввергли в темницу. „Священники и саддукеи связали Апостолов в глазах их слушателей, чтобы и на них навести страх, но случилось не то, чего они хотели“. Это нисколько не смутило толпу. Не смотря на узы Апостолов около пяти тысяч уверовало из слушателей и стало на их сторону. Это были еще первые узы; первый раз за свое слово „верховные Апостолы“ брошены в темницу. Исполнилось слово их Наставника, Который пророчественно говорил им некогда: придет время „будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, поведут вас к правителям и царям за Меня для свидетельства пред ними и язычниками“ 820 . Конечно, эти узы нисколько не смутили Апостолов. Кто видел и глубоко понимал великие узы Спасителя, тот мог ли скорбеть? Кто все это видел и слышал Его слова: „блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня“ 821 , тот не мог скорбеть никогда. В молитве провели значительную часть ночи заключенные Апостолы; мир царил в душах их. Нисколько не страшились они уже близящегося дня. Наступило утро. В виду важности события Синедрион собрался, может быть, весь в полном своем составе 822 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Цитаты, подобранные Никоном из Священного Писания, делят послание на пять частей, автономность которых подчёркивается самим автором: каждая группа цитат вводится авторским комментарием, в котором в качестве опоры для рассуждений используется либо ключевая лексика библейских высказываний, либо слова-синонимы, близкие по значению цитатной фразеологии. Такой приём необходим автору для того, чтобы подчеркнуть сходство ситуаций – современной Никону и новозаветного прошлого. В начале послания патриарх Никон признаётся, что его приход в столицу организован в соответствии с православным законом. В данном фрагменте вставной текст обрамляется авторским комментарием; авторские ремарки внутри цитатного монтажа служат для разделения цитат, усиливают назидательное воздействие прецедентного слова: «Вину преим от священного Евангелия, идже б написано: „„Вы, – рече, – взыдте в праздникъ сей. Аз не взыду в праздник сей, яко время Мое не у исполнися“. И сия рекъ им, оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия Его в праздникъ, тогда и Самъ взыде, не яв, но яко таи“ ( Ин. 7:8–10 ). И паки ино писание: „Рече Павелъ к Варнав: „Возврашьшеся, постив братию нашу по всх градох, в нихже возвстихом слово Божие, како суть““ ( Деян. 15:36 ). Такожде и мы пришли, како суть у вас, государей, и у всх сущихъ во царствующем граде Москв, и по всхъ градх» 14, л. 45). Содержание первой цитаты должно было вызвать у современников событий (и в первую очередь у царя) ассоциации с тайным возвращением Иисуса Христа во время Праздника кущей в Иерусалим, где Он не был полтора года. Цель прихода Христа в столицу, согласно Евангелию от Иоанна, ссылку на которое использует и Никон, заключалась в том, чтобы ещё раз заявить своему народу о том, что Он послан от Бога, однако время Его смерти ещё не пришло, но, зная о плане заговора против Него, Он совершил тайное путешествие и явился в храме среди народа. Негодующие правители поспешили арестовать Христа и послали в храм своих людей, но начальники стражи каким-то образом оказались в благоговейном трепете, и Иисус смог продолжать говорить Свою весть от Бога. Патриарх Никон , по сохранившимся отзывам современников, тоже тайно приехал в Москву: у Троицких ворот Кремля он был за «полпята часа до света»; караулу было сказано, что едут власти Саввина монастыря, поэтому ехавших пропустили. Во время утрени на первой кафизме в преднесении Креста патриарх Никон вошёл в собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле и, взяв посох митрополита Петра, встал на патриаршее место. Служивший утреню митрополит Иона Ростовский подошёл под благословение со всеми соборянами, и патриарх Никон отослал его с воскресенским архимандритом Герасимом (возможно, с ними был и соборный ключарь Иов) к царю известить о своём приходе. Царь трижды посылал в собор, спрашивая о цели приезда патриарха; не встретившись с Никоном, государь велел ему возвращаться в Воскресенский монастырь 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Намереваясь прямо отсюда отправиться в Сирию, чтобы представить собранную милостыню в Иерусалим, Павел между тем узнает о наветах на него иудеев и потому находит нужным возвратиться в Македонию тем же путем, которым пришел, а оттуда отправиться в Азию ( Деян. ХХ. 3, 4 ). После дней опресночных, Павел садится на корабль в Филиппах и приходит в Троаду, где воскрешает Евтиха. Прошедши различные страны Греции, он достигает Милита, куда призывает пресвитеров Церкви Ёфесской; трогательно убеждает ревностно совершать свое служение ( Деян. ХХ, 6 ). Павел приходит в Иерусалим; его схватывают во храме, но тысячник спиры спасает его. Пользуясь правом Римского гражданина, он избегает телесного наказания ( Дeяh. XXI ). Павел защищает свое дело пред Ананиею Первосвященником. Начальник Римской стражи, узнав, что более сорока иудеев поклялись не прикасаться к пище и питию, пока не убьют Павла, отсылает его к Феликсу, правителю области, который заключает Павла в темницу в Кесарии ( Дeяh. XXII, XXIII ). 62г. по Р.Х. Павел обвиняется пред Феликсом от Тертулла оратора; Феликс выходит из своей должности, но в угодность иудеям, оставляет Павла в темнице. Ему наследует в правлении Порций ?ест ( Дeяh. XXVI ). Иудеи приходят в Кесарию и обвиняют Павла пред Фестом. Он отвечает за себя и требует суда Кесарева. Агриппа приходит в Кесарию и Фест открывает ему дело ( Дeяh. XXV ). 63 г. по Р.Х. Павел защищается в присутствии Агриппы, который почти готов сделаться Христианином, и все собрание объявляет его невинным ( Дeяh. XXVI ). Павел приходит в Рим и, будучи узником, проповедует там два года. ( Дeяh. XXVIII ). Здесь оканчивается история деяний Апостольских, описанных Лукою, возлюбленным спутником Павла (Христ. Чт. 1842 г. ч. I, стр. 279). Поучительные уроки из книги Деяний Апостольских Благочестивый читатель книги Деяний св. Апостолов без труда может найти в ней много поучительных уроков как для укрепления своей веры, так и для назидания себя в святой жизни по вере. Представим некоторые, более общие из сих уроков.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы все слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя ( Мф.26, 57-68 ). Несомненно, суд проходил ночью. Рассказ о трехкратном отречении апостола Петра, которое было до первого крика петуха, помещен после. Древнееврейское право, имевшее богооткровенный источник, не разрешало ночные суды. Когда св. апостол Петр и Иоанн после исцеления хромого от рождения, учили народ о Иисусе, священники, начальники стражи при храме и саддукеи наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер ( Деян.4:3 ). Ночью у подсудимого ослаблены умственные и телесные силы. По этой причине он ограничен в своей защите. С другой стороны, судьи во время ночного разбирательства чаще, чем при дневном, могут допустить поспешность и невнимательность. Разрушение нормы судопроизводства израильские судьи допустили из боязни народа. Возможно возражение: в повествовании евангелистов упоминается народ ( приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями… ( Мк.14:43 ). Несомненно, здесь говориться о той части народа, которая была наиболее податлива ко злу. Это часть того, что Спаситель называет словом «мир» ( если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел ( Ин.15:18 )). Была и другая причина поспешного проведения суда ночью: следующий день был субботний, в течение которого Моисеев закон предписывает покой. Итак, Синедрион заседал ночью. Известный в литературе вопрос: «А судьи кто?» должен быть поставлен и в нашем тексте. Кто осудил на смертную казнь Того, Кому Отец отдал весь Суд ( Ин.5:22 )? Евангелисты говорят о суде Синедриона (по-еврейски: Санхедрин).

http://azbyka.ru/sud-nad-iisusom-xristom...

   Своё состояние, в котором он находился, когда видел Господа во храме Иерусалимском, Апостол Павел называет κστασις — экстаз, изступление, во­сторг. По описание самого Павла (2 Кор. 12:2-3), находящейся в таком состоянии человек не знает и сам: в теле ли он находится, или вне тела. По изображению же вообще вдохновенных людей, пророков и Апостолов, это то состояние, в котором человек, при совершенном бездействии внешних чувств — какое бывает во время сна — сохраняет полное сознание и полную деятельность духа, молится (как например Пётр: Деян. 1:10), созерцает мир духовный, прошедшее и будущее, подобно пророкам. Такое состояние чаще всего бывает во время молитвы, как с Петром и Павлом.    Римский тысяченачальник повелевает собраться первосвященникам и всему синедриону для разсмотрения дела о Павле.    До какого унижения дожил Иудейский синедрион, когда и простой военачальник Римский мог, по своему желанию, созывать его. Вероятно, во время отсутствия прокураторов (а они жили по большей части в Кесарии), вся власть сосредоточива­лась в руках начальника стражи в Иерусалиме, и Иудейские начальники невольно подчинялись его распоряжениям. С другой стороны, до чего должна была простираться злоба Иудейских начальников и первосвященников против Павла, когда они по столь неважному делу — каково представляемое им — собираются, разсуждают, как о чём-то важном. В синедрионе Апостол Павел начинает свою речь свиде­тельством о добросовестном своём служении Богу, за что первосвященник прика­зывает бить его по устам, вероятно, считая слова Павла богохульством. Павел назвав его стеной подбелённой (то есть лицемером), призывает на него гнев Божий за то, что он, призванный судить по Закону, велит бить его вопреки Закона. Но когда предстоящие упрекнули его в неуважении к первосвященнику, Павел стал оправдываться тем, что он не знал, что это первосвященник, прибавляя, что он никогда не допустил бы себя сказать что-нибудь против него, так как в Законе написано: «началъствующого в народе твоём не злословь». (Исх. 22:28). Оправдание Павла незнанием, что председательствующий в синедрионе первосвященник, мно­гим кажется неосновательною отговоркою, поскольку Павел часто бывал в Иерусалиме и в настоящем случае по самому положению лица председательствующого мог заключить, кто он таков. Но так как сам Павел свидетельствует, что он не знал первосвященника, то нет основания подозревать в этом случае с его сторо­ны какую-нибудь хитрость или притворство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Война, свыше предопределенная Иудеям, как казнь за их неверие и богоубийство, и предвозвещенная сверхъестественными знамениями – для обыкновенных наблюдателей земных событий возникла по самым естественным причинам. Первой причиной было постоянное желание Иудеев освободиться из-под ига Римлян. Иудеи полагали, что потомки Авраамовы никому и никогда не должны быть рабами ( Ин. 8:33 ), и, кроме того, передавали из уст в уста в искаженном виде древнее пророчество, что «в эту пору, Некто, вышедший из их пределов, овладеет вселенной». Это они относили к себе 66 . В последний год перед войною особенно взволновали их бесчеловечие и жадность нового прокуратора Римского, Гессия Флора, который ограбил сокровищницу храма, и брал под свое покровительство хищников и убийц 67 . Решительными же поводами к возмущению были: оставленная без возмездия обида, причиненная Кесарийским Иудеям Сириянами, и избиение Флором трех тысяч шестисот человек в Иерусалиме, в отмщение за презрение к его власти 68 . 4. Обстоятельства войны Иудейской (Иосиф Флавий. «О войне Иудейской». Кн. II: гл. 14, 4.17, 2.8–10. 18, 1–8.) Война открылась в двенадцатом году царствования Неронова, весною (в 66-м году нашей Христианской эры). Решительное восстание против Римлян начал Элеазар, сын того первосвященника Анании, который приказал в Синедрионе бить по устам Апостола Павла ( Деян. 23:2 ). Молодой человек был начальником военной стражи при храме. Ставши во главе зилотов, то есть, мнимых ревнителей веры и исступленных защитников свободы, он запретил приносить в храме жертву за Римского Кесаря. К мятежникам присоединился Манаем, сын известного Иуды Галилеянина, 60 лет тому назад возмутившего народ во время переписи ( Деян. 5:37 ). Он разбил арсенал в Масаде, вооружил своих сообщников, и стеснил в Иерусалиме Римский гарнизон. Напрасны были все представления умеренной партии воздержаться от явного восстания. Сам Анания, отец Элеазаров, который не одобрял мятежа, в самом начале был захвачен, и, вместе с братом Езекией, умерщвлен сикариями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

С другой стороны, обращение в христианство 3-х тысяч народа могло остаться незамеченным фарисеями и саддукеями, если мы обратим внимание на то многолюдство, каким отличался Иерусалим во время праздника Пятидесятницы, когда сюда стекались многочисленные толпы иудеев из всех стран. Наконец, можно предположить, что во время проповеди ап. Петра саддукеи, как иерархические лица при иерусалимском храме, были заняты исполнением лежавших на них обязанностей по отправлению общественного богослужения. Фарисеи же, если и слышали речь апостола, то не могли отнестись к ней враждебно, потому что в ней излагалось на основании пророчеств учение о воскресении мертвых, учение, составлявшее центр тяжести фарисейской догмы. На упоминание же в проповеди имени Иисуса Христа, как Господа, фарисеи могли не обратить никакого внимания, потому что крестная смерть Его совершилась на глазах народа, и потому, с их точки зрения, не могла располагать массы к вере в Иисуса Христа, как Мессию. Как бы то ни было, но проповедь Петра прошла совершенно незамеченной ни фарисеями, ни саддукеями. Христианство встречает оппозицию со стороны иудейства вслед за чудесным исцелением хромого от рождения апостолами Петром и Иоанном. Исцеление хромого перед глазами всего народа произвело неотразимое впечатление на последний; это обстоятельство дает ап. Петру повод обратиться к народу с речью о Мессии, отверженном со стороны народа в лице И. Христа, Который, однако, воскрес и дает силу верующим в Него совершать чудеса. Напомнив о древних пророчествах, говорящих о том, что И. Христос должен был пострадать, он увещевал присутствующих обратиться ко Христу, чтобы загладить свою вину и получить вечное спасение. Но, судя по повествованию Деяний Ап., проповедь Петра еще не была окончена, как к нему «приступили священники, начальники стражи при храме и саддукеи». Эти последние делаются душой враждебной христианству партии, «досадуя на то, что Апостолы учат народ и проповедуют во Иисусе воскресение мертвых» ( Дeяh. IV, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«И когда он начал свою исповедь,— вспоминал отец Амвросий,— то все во мне перевернулось. До такой степени тяжело мне было слушать его, так сильно я переживал… Да как же он живет в монастыре, такой человек?! Такие грехи! Кошмар просто!.. Старец ушел, а у меня тяжесть на сердце осталась. А ведь как мне до этого было хорошо! И мантия-то у меня чистая, и крест блестит, и на душе светло, и пою прямо ангельски. А он явился и все испортил! Но вдруг в голову пришла мысль: подожди! А что он мне наговорил-то? И когда стал вспоминать, то мороз по коже пошел: старец-то, оказывается, перечислял мне все то, что я сам совершил, а говорил вроде бы о себе! Я залился слезами, выскочил из келлии и бегом побежал к нему. «Батюшка,— говорю я,— простите меня. Я, глупец, ничего не понял. Это же все мои грехи, которые я забыл! " ». После этого случая отец Амвросий перестал гордиться своим блестящим крестом и одеждами и не создавал искусственный образ иеромонаха, каким, ему казалось, он должен был быть . В 1920-х годах монастырь закрыли, и отец Амвросий служил на приходе в сельском храме Калужской епархии. В страшные годы гонения на Церковь двери его дома были всегда открыты для всех ищущих спасения, страждущих и нуждающихся в духовной помощи и утешении. А приютить и накормить приезжающих помогали батюшке местные жители, которые относились к нему с большой любовью и уважением. В 1930 году отец Амвросий был арестован, отправлен в семипалатинскую тюрьму, но, вымолив исцеление одной безнадежно больной матери (жены начальника городской тюрьмы), был выпущен из-под стражи на поселение. Три года он регентовал в местном храме и подрабатывал по хозяйству, а в 1933 году смог вернуться на свой приход. В 1942 году отец Амвросий был назначен священником в Преображенский храм села Спас-Прогнань, близ станции Балабаново, где прослужил 36 лет до самой своей кончины. Весть о старце Амвросии Балабановском разнеслась далеко за пределы Калужской епархии, и верующие со всех концов России стекались к нему за благодатной помощью, советом и утешением.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

Первый допрос Апостолов в Синедрионе (IV, 1–31) Вскоре весь Иерусалим узнал, что проповедь Апостола Петра и исцеление хромого приобрели вновь Иисусу Христу несколько тысяч последователей. Происшествие, случившееся в притворе храма, не могло остаться в неизвестности. В тот же день первосвященник и Совет Иудейский узнали об оном от начальника стражи при храме, на котором лежала обязанность наблюдать за благочинием при Богослужении. Стечение народа в притворе Соломоновом было столь многочисленно и случай к оному столь необыкновенен, что надлежало немедленно довести о сем происшествии до сведения Синедриона. Тотчас дано приказание взять под стражу обоих Апостолов, вместе с исцеленным ими человеком: делать допрос было уже поздно. Легко понять, до какой степени проповедь Апостолов долженствовала встревожить Иудейское правительство. Упрек старейшинам Израиля, что они не только не узнали своего, столь сильно и давно всеми ожидаемого Мессию, но и предали Его смерти позорной, обвинял их не только в преступлении государственном, но и в противлении Божиим Советам! – И как будет теперь смотреть народ на своих вождей? – Он должен почитать их людьми или самыми маломысленными, или самыми нечестивыми: их обвинят или в самом грубом невежестве, или в самом преступном убийстве. Взятие Петра и Иоанна под стражу имело и другую причину. В то время главную партию в Синедрионе составляли саддукеи. И они, подобно фарисеям, не могли равнодушно слышать и видеть, что число последователей Назаретского Пророка со дня на день увеличивается; но свидетельство Апостолов о воскресении Иисуса Христа для саддукеев имело еще особенную важность. «Иисус Христос в самом собственном смысле слова воскрес из мертвых», -следовательно, мертвые воскресают! Это такая мысль, которою ниспровергалась вся саддукейская школа: ибо она, отвергая бессмертие души, не допускала никакой жизни по смерти, никакого воскресения. Так как до сего времени прочие школы, фарисейская и эссейская, в опровержение учения саддукеев, приводили только изречения Священного Писания , то сии могли еще разными изворотами защищаться от своих противников; могли, например, ссылаться на неопределенность, неясность пророческих сказаний о будущей жизни. Но теперь им противопоставляют самое событие, событие такое, которого нельзя ни отвергнуть, ни перетолковать; им говорят, что Иисус воскрес: что же значит их учение? – Одно суемудрие, одно ослепление!

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010