—109— В первый раз я увидел Высокопреосвященного Платона, когда он был ещё ректором Костромской духовной семинарии и прибыл с ревизором, сколько помню, Петром Спиридоновичем Делицыным в Костромское духовное училище, в котором я тогда оканчивал курс учения; это было в июне месяце 1838 года. Прибыв в наш класс, отец ректор с ревизором произвёл испытание нескольких учеников в знании латинского языка. Переводили мы тогда „Корнелия Непота“. Отец ректор, взяв книжку, стал раскрывать её там, где она сама раскрывалась, но он не заставлял учеников переводить там, где книжка раскрывалась, сказав: „здесь ученики часто переводили и знают хорошо, а мы заставим их переводить то, что они меньше изучили“. И раскрыв книжку там, где она свободно не раскрывалась, заставил переводить учеников, сколько помню, о полководце Кононе; но так как мои товарищи при строгом учителе Василии Андреевиче Успенском занимались латинским языком усердно и много, то ответы их были вполне удовлетворительны. При том же отце ректоре, архимандрите Платоне, я перешёл в семинарию. Отец ректор своей учёностью, своими проповедями и ласковостью в обращении привлёк любовь и уважение как учеников, так и граждан г. Костромы. Особенно замечательны были его наставления при церковном богослужении на первой неделе Великого Поста, произнесённые им устно. Рассказывают, что он, разъясняя одну из десяти заповедей, внушал —110— при покаянии обстоятельно изъяснять грех , где, когда, с кем согрешил кающийся. Одной из слушательниц показалось это наставление странным и она не удержалась от явной улыбки. Заметив это, проповедник сказал: „вот, например, усмехнуться в обыкновенной жизни, при обыкновенном разговоре не составит даже греха, а смеяться в храме Божием при богослужении, когда говорится о покаянии и о сердечной сожалении о грехах, такой смех – важный грех“. К сожалению, как семинарии, так и жителей г. Костромы, Архимандрит Платон не долго был ректором в Костромской семинарии; говорят, на него взглянул не добрыми глазами Костромской Преосвященный и неодобрительно отозвался о нём перед высшим начальством, которое лишило его должности ректора семинарии и перевело в Свято-Духовский монастырь в г. Вильно. С обильными слезами проводили его из Костромы и семинария и знавшие его костромичи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 14 августа, 2019. Новостная служба Сегодня начало Успенского поста 14 августа. ПРАВМИР. Сегодня Церковь вспоминает Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Кроме того, в этот день у православных начинается Успенский пост . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/proishozhdenie-iznesen...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Влахернская - описание Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «ОДИГИТРИЯ», то есть Путеводительница. По преданию, именно с этой иконой Патриарх Сергий (610 – 631 гг.) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви. В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. По одной версии, после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора. Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году. Икону каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю. Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток. «Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария. Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля. В 1918 году икону из закрытого для моления собора удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор. Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Влахернская " .

http://pravicon.com/info-418

Матерь Божия! Чем больше я вдумываюсь, тем больше убеждаюсь, что это непонятно; что это – беспредельное величие, которое возводит Ее до высочайшего престола Трисиятельного Божества и приближает Ее к Богу и Отцу. Подымитесь созерцанием на высоту, о Христиане, и помыслите с одной стороны предвечного Отца, с другой – благодатную Марию и посредине Единородного Сына, воплощенного Богочеловека. Он имеет две природы: Божескую и человеческую: Божеская – это рождение Отца, человеческая – рождение Марии; Сын Божий, как Бог, Сын Марии, как богомужное чадо. Но этот Сын имеет одну только ипостась, которая содержит неслиянными две природы. Ипостась нераздельна, поэтому не два Сына, один – (Сын) Бога и Отца, а другой – (Сын) Марии Девы. Это – единое Лицо, в Котором, хотя неслитно и различаются особенности двух естеств, однако в этой различимости сохраняется нераздельность и в двойстве – единство; один только Иисус Христос, вместе Бог и тот же – человек. Отец – (есть) Отец Христа и Отец Бога и человека; Мария – Матерь Христа и Матерь человека и Бога; так что, какое отношение к Единородному Сыну имеет Бог Отец, такое же к Тому же Сыну (имеет) и Дева Мария, Которая поэтому в рождении Богочеловека Сына имеет славу, подобную (славе) Бога Отца. Это Гавриил хочет выразить словами: се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Той бо спасет люди Своя и будет велий и Сын Вышнего наречется ( Лк.1:31,32 ; Мф.1:51 ). Может ли ум помыслить более высокое величие?! Теперь перенесите ваш взор с такой высоты в дольний мир, на все прочие разумные создания, столь далеко от Нее отстоящие, насколько отстоит небо от земли, и посмотрите, какой малой и недостаточной является вся благодать, вся слава и Пророков и Апостолов и Мучеников по сравнению с благодатью и со славой Богоматери. Что говорит Соломон, будто нет ничего нового под солнцем? Но вот новое чудо – Дева и Матерь – (вот чудо), подобного которому еще не было. Дева – Матерь Божия – чудо новое, подобного которому не может быть. Дева и Матерь – чудо, которое для Девы есть величайшая благодать. Матерь Божия – чудо, которое для Матери есть высочайшая честь. Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая другая вера, кроме веры христианской, в которой это таинство есть начало и конец таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Неутомимый Иов организовал еще одно торжественное шествие в Новодевичий монастырь. Патриарх с архиереями и верными Годунову боярами молили Бориса вернуться в Москву и сесть " на своем государстве " . На глазах у толпы просители пали на колени перед правителем и " лица на землю положиша " . В ответ лукавый царедворец, обливаясь слезами, вновь отказался от трона. Эта " неожиданность " , потрясшая непосвященных, была предусмотрена программой. Даже Иов при всей его настойчивости не решался короновать Бориса Федоровича без боярского приговора. Дума упорно сопротивлялась возведению на московский престол бывшего опричника. Тогда патриарх задумал опереться на указ царицы-инокини. Отказ Годунова позволил Иову и сопровождавшим его лицам обратиться за помощью к сестре правителя. Та без промедления " повелела " брату ехать в Москву и принять царский венец: " Приспе время облещися тебе в порфиру царскую! " Операция была проведена успешно. 30 апреля, в Мироносицкое воскресенье, Борис Федорович выехал в столицу. Иов вновь встретил Годунова крестным ходом и во время торжественной литургии в Успенском соборе возложил на него крест Петра чудотворца, что рассматривалось как " начало царского государева венчания " . Держа за руки сына Федора и дочь Ксению, Борис Федорович вновь обошел кремлевские соборы. На этот раз он " сяде на царском своем престоле " и задал обещанный пир. 16 апреля, по окончании Пасхального поста, Иов благословил Годунова снять траурные ( " жалосные " ) одежды и облечься в царские " златокованые " . Однако и в этот момент правитель и патриарх не были уверены в успешном захвате трона. Коронация откладывалась. А в Москву поступали все более и более устрашающие вести о нашествии крымского хана Казы-Гирея, сопровождаемого турецким янычарским корпусом. Вести оказались очень кстати. Бояре объединились против Годунова под руководством опытного опричника князя Богдана Бельского, собравшего вокруг себя множество вооруженных людей. Забыв на время распри, Бельский, Федор Никитич Романов с братом, князь Федор Иванович Мстиславский и другие царедворцы выдвинули против Годунова кандидатуру Симеона Бекбулатовича — крещеного татарского хана, возведенного некогда Иваном Грозным на московский трон, затем на великокняжеский престол в Твери и сосланного Годуновым в деревенскую глушь.Множившиеся вести о нашествии Крымской орды помогли Борису сорвать боярский замысел. Как сообщал оршанский староста Андрей Сапега литовскому гетману Кристофу Радзивиллу, Годунов заявил боярам: " Симеон живет далеко, в Сибири... смотрите, чтобы вы царства не погубили! " Как бы то ни было, следовало назначать воевод в полки, не дожидаясь приезда Симеона; уехать, оставив в Москве Годунова, его знатные противники боялись; договориться, кому, кроме Бориса Федоровича, поручить главное командование, они не смогли, не доверяя друг другу.

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

Год назад, 15 августа 2021 года, в престольный праздник придела блаженного Василия Московского, митрополит Амвросий совершил первую после открытия храма Литургию архиерейским чином. С сентября 2021 года в Покровской церкви проводились реставрационные работы. Полностью отреставрированы трапезная храма, колокольня и практически завершены фасадные работы. Приобретены и установлены колокола. 13 августа 2022 года, в преддверии Успенского поста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение Покровского храма и возглавил в нем Божественную литургию. Архиерею сослужили: благочинный Кимрского церковного округа протоиерей Евгений Морковин, настоятель храма протоиерей Игорь Остаев, настоятель московского храма преподобного Марона Пустынника протоиерей Александр Марченков, клирик храма святого Марона протоиерей Анатолий Варнавский, настоятель храма Иерусалимской иконы Божией Матери в поселке Белый Городок протоиерей Александр Крюков, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков. Покровский храм приписан к церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Ильинское Кимрского района. Храм заботливо поддерживается приходом в честь преподобного Марона Пустынника города Москвы. В этот день на праздник собралось множество гостей из столицы. В Покровском селе в 1806 году стояли две деревянные церкви: Покрова Божией Матери с приделами святого Василия Блаженного и Нерукотворного Образа Спасителя. В 1887 году в селе значится каменная церковь с тремя престолами. При церкви было два кладбища на берегу озера. В 1901 году прихожанами церкви были жители деревень Плосково, Заручье, Копралово, Бачамино, Матвеевка, Тросновка, Глухино, Одинцово, Эсаково, Фетинино, Радованье. http://gorod-kimry.ru/news/6647/ Комментарии и обсуждение В церкви сохранилась надпись: «В сем храме разрисована стенная живопись в 1924 году, при председателе церковного совета Арсение Совцове, старосте Михаиле Малышеве и священнике Иоанне Колтыпине – усердием прихожан». --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=06881

Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228). Тихвинской иконы Божией Матери 12 июля 13 июля Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия 14 июля Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284). 15 июля Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V). 17 июля Память свв.Царственных Мучеников: Царя — Мученика Николая II и иже с ним убиенных. 21 июля Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы (во граде Казани) (1579) 23 июля Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Прп. Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов (1073) 24 июля День святой равноапостольной княгини Ольги, во святом Крещении Елены (969). 28 июля праздник Равноапостольного князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015). Август 2024 года. Церковные праздники в августе 1 августа Обретение мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца 2 августа Славного пророка Божия Илии — Ильин день 4 августа День святой равноапостольной Марии Магдалины 5 августа Почаевской иконы Божией Матери 6 августа День Бориса и Глеба. Мц. Христины (ок. 300) 7 августа Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Память Пятого Вселенского Собора. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье после 28 июля) 8 августа Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043) 9 августа Святого вмч. и Целителя Пантелеймона. Преподобного Германа Аляскинского 10 августа Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.) 14 августа Происхождение (Изнесение) древ Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, Соломонии и Елеазара. Начало Успенского двухнедельного поста (14 — 27 августа 2024 года) . Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице — Медовый или Мокрый Спас. День крещения Руси князем Владимиром в 988 году.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-...

Подпишитесь на наш Телеграм Проповедь на начало Успенского поста Владимирская икона Божьей Матери Дети учатся у матери. Мы — дети Церкви —  учимся у Божией Матери. Любой христианин знает, что главное, чему нам нужно научиться у Богородицы, — это смирение. Все много раз слышали про это смирение, но мало кто знает, что это такое. Мирской человек судит по-мирски, а духовный по-духовному. По-мирски, смирение — это когда тебе делают плохо или унижают, а ты терпишь. И поскольку ошибочно основание, ошибочен и результат. Такое смирение враз закачивается взрывом. Человек копит в себе боль и обиду. Постепенно давление внутри души увеличивается, достигает критического уровня и человек взрывается и выплескивает обиды вон, потому что жить в таком угаре нельзя. И он прав. Так жить нельзя. И терпение — это не смирение Смирение от слова «мир». Этот мир то и дело упоминается в церковных молитвах. Особенно выразительно мир призывается на молящихся во время службы, когда священник поворачивается лицом к народу, осенят его крестом и пропевает: – Мир всем! И это совсем не означает призыва к сугубому терпению. Это он посылает благословение иметь мир с Богом и ближними. Призыв к миру слышится и в Нагорной проповеди Христа: – Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся. Итак, смирение как производное мира имеет своей природой добрые отношения с людьми и Богом. Что такое мир с Богом? Толгская икона Божьей Матери Злой душе Бог кажется злым, мстительным и строгим. Доброй душе — Он кажется добрым, кротким и милосердным. Каждая душа слышит Бога, если она того хочет. Бога искать не надо. Он всегда рядом. Он всегда готов к разговору. Он все видит. Остается просто удивляться, как человек, знающий Бога, может так помрачаться умом, чтобы не понимать того, что Бог видит твое воровство, блуд, злость, подлость, хамство, самолюбие и жестокость. Ведь ты знаешь, что Бог смотрит на тебя, как же ты можешь такое вытворять? Вытворяют самые чудовищные вещи. Ты умен и хитер, и народ не знает о твоих проделках. Но Бог-то видит. И у тебя нет мира с Богом. И душа начинает унывать. Злобно дрожать. Потому что когда она затворяется от Бога, благодать перестает поступать в сердце и на нем делается холод, сухость. Вместе с ними приходит бессилие и тоска. Затем приходит страх. Грешная душа боится Бога и ждет отмщения отовсюду. И делается немирной. Непокорной Богу. Злой и отчаянной.

http://blog.predanie.ru/article/chemu-mo...

Равноапостольная Мария Магдалина 5 августа отмечается память прославленного в лике святых в 2001 г. праведного воина Феодора – знаменитого российского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова , который не только много потрудился ради славы Отечества, но и был человеком высокой духовной жизни. Св. Праведный Фёдор Ушаков Память святых страстотерпцев братьев Бориса и Глеба, во крещении Романа и Давида , церковь празднует 6 августа. В этот день в 1015 г. князь Борис был убит по приказу брата Святополка, претендовавшего на княжеский престол. Через некоторое время был убит и младший брат Глеб. С первой половины XI в. святым мученикам установлено общее празднование. Святые князья Борис и Глеб 9 августа мы отмечаем день памяти великомученика и целителя Пантелеимона , искуснейшего врача-безмездника. После принятия святого крещения Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим и убогим, исцеляя именем Господа Христа. Святой претерпел мученическую кончину в 305 г. по приказу императора Максимиана. Святой Пантелеимон Целитель 14 августа – начало Успенского поста и праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня . В Константинополе Древо Креста выносили на улицы для освящения и предотвращения болезней. На Руси этот праздник соединился с воспоминанием о Крещении Руси в 988 г. В этот день также освящается мед нового урожая, поэтому праздник в народе именуется Медовый Спас. Великий Двунадесятый праздник Преображения Господня церковь отмечает 19 августа. Во время молитвы на горе Фавор Иисус Христос показался апостолам Петру, Иоанну и Иакову в Свете Божественной Славы – чтобы затем, увидев распятие, они не усомнились в Его учении, а проповедали миру, что Христос есть Сын Божий. Празднование этого события совпадает со сбором урожая, поэтому в этот день принято освящать плоды, а праздник в народе называют Яблочный Спас. 28 августа – еще один Великий Двунадесятый праздник, Успение Пресвятой Богородицы . Для прощания с Богородицей, заранее извещенной Архангелом Гавриилом о конце Ее дней, чудесным образом собрались все находящиеся в разных местах апостолы, кроме Фомы. После молитвы Богоматерь предала Свою душу в руки Господа. Кончину Божией Матери называют Успением потому, что смерть не коснулась Ее. Она уснула для жизни временной, чтобы тут же проснуться для жизни в вечности со Своим Сыном.

http://pravmir.ru/imeniny-v-avguste/

Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса. Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир. Три праздника, обрамляющих Успенский пост Три праздника – Всемилостивому Спасу, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа – как бы связуют весь Успенский пост. Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с XII–XIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты. Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в названии праздника оно заменяется или дополняется словом «изнесение». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

http://azbyka.ru/kak-provesti-uspenskij-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010