Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Проповедь на начало Успенского Поста 30.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Успенский пост Об Успенском посте и о стоянии у Креста Христова Поздравляем всех с началом Успенского поста! Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными. Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость. Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим постом. День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский пост, многими историками считается днем крещения Руси. А крещение — это и есть такое погружение в благодать Христову, когда открывается тайна Креста. Мученики всегда изображаются на иконах с крестом. И жизнь каждого человека завершается крестом. Над нашей могилой будет стоять крест, если мы сподобимся этой милости. Дай Бог, чтобы крест вырастал из всей нашей жизни. Чтобы это было древо жизни, которое мы питаем, принимая участие в том, что Христос совершил. Весь Успенский пост — крестный. Начало Успенского поста — Крест, и в середине его — Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим об исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением этого нашего пути, — тоже праздник Креста. Потому что Господа «не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим» (Лк. 9, 51), и пречистый лик Его светит нам на фоне Креста. Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение — это раскрытие победы Креста Христова, неотделимой от Его Воскресения.

http://moral.ru/uspensky-post/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Успенского поста 2023 6 мин., 12.08.2021 Успенский пост — кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице. Распечатать календарь Успенского поста Когда начинается Успенский пост в 2023 году? У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2023 году?» ответить легко — 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы. На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим «народным» названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства — 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства — с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы. Что можно есть в Успенский пост?

http://foma.ru/kalendar-uspenskogo-posta...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Беседа на начало Успенского поста» 16.08.2023 218 Время на чтение 5 минут «Беседа на начало Успенского поста». Встреча прихожан Алексеевского ставропигиального женского монастыря с духовником обители протоиереем Артемием Владимировым. Видеоконференция от 12.08.2023 тайм-коды: 00:00 Приветствие. О грядущем Успенском посте. О празднике Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и служении Пресвятой Богородицы человеческому роду. Заповедь о любви. 13:53 Ответы на вопросы. Тема:«Православное учение о человеке и современная психология». Общее вступительное слово. О психологии. О православной анторопологии. Литература. 18:37 Батюшка, часто люди, оказавшись в трудной жизненной ситуации, идут за советом к священнику, которому так или иначе приходится быть психологом. Правильно ли это? Или священник призван только исповедовать человека, а за советом лучше обратиться к психологу? Может ли православному христианину помочь психолог, подход которого не основан на православном представлении о мире, о человеке? Или нужно искать православного психолога? 21:25 О современной психологии 22:58 О рефлексии 29:16 О игре. О психологических играх. Об игре в «мафию». 31:22 О зложелательстве и борьбе с ним. Ложное представление об агрессии как защитной реакции. 37:06 Ошибаются ли психологи, говоря, что «во всём виновата мама»? 42:33 О психологическом насилии 44:34 Христианское учение постигает только тот, кто хочет постигнуть. Остальные довольствуются своим пониманием общеизвестных мест. Если Бог никак не ограничивает такую свободу выбора - значит, она угодна Ему? 46:10 Современная психология призывает прежде всего полюбить себя и осознать, что ты никому ничего не должен (например: подросток вовсе не обязан слушать свою бабушку и т.п.). Для христианина что это: полюбить себя? Или это вообще не то, о чем надо думать христианину? 48:33 О сходстве неверующих современных психологов с сектантами 49:07 Где границы границы между душой и духом? Спазм кровеносных сосудов может вызвать депрессию, но это самое поверхностное движение души. Молитва через усмирение, просветление депрессии может и спазм снять, как ни странно это звучит.

http://ruskline.ru/video/2023/08/16/bese...

Какого числа Медовый спас в 2024 году? Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. 14 августа, 2016 Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Медовый Спас — что это за день? Вы хотите узнать про Медовый Спас 2024 года? Какого он числа и какие ограничения в пище требуется соблюдать? Тогда прочитайте нашу познавательную статью! Когда же Медовый спас в 2024 году? Медовый спас в 2024 году — 14 августа Медовый спас в 2025 году — 14 августа Медовый спас в 2026 году — 14 августа Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Но общее, «простецкое» название это дня — Медовый Спас. Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события, так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение, как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью . Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались опасные эпидемии, принято было износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/medovyj-spas-2/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 1 июля 2024 года 18. Понедельник. Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Леонтия. Аллилуия. Начало Петрова поста. Прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах. Прмч. Никанора Морозкина, архим. Перервинского . Примечание. Определяя состав и порядок богослужения седмичных дней малых постов периода пения Октоиха (Рождественского, Петрова и Успенского), Типикон различает дни, когда поется «Бог Господь», и дни, когда поется «Аллилуия». В определенные дни пение «Аллилуия» заменяет собою «Бог Господь», предшествуя пению Троичнов Октоиха (см. Типикон, гл. 51; гл. 48, 14 ноября). В последованиях этих дней сказано: «Аллилуия или тропарь». Но если аллилуйная служба совпадет с субботой или Неделей, то она отменяется (вообще, когда аллилуйная служба совпадает с субботой, то согласно Типикону, гл. 12, 1е «зри», если святой не имеет тропаря, должна совершаться заупокойная служба, по 13й главе). Кроме того, аллилуйная служба назначается в первый день Рождественского и Петрова поста. Таким образом, в 2024 году в период Петрова поста аллилуйные службы (по великопостному чину) назначаются Типиконом на 18, 20 и 22 июня. В настоящее время, когда богослужение малых постов ничем не отличается от богослужений седмичных дней периода пения Октоиха, представляется уместным возродить древний устав аллилуйных служб, покаянное содержание которых подготовит молящихся к достойной встрече великих праздников. Пожелание возродить аллилуйные службы периода малых постов было высказано и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вот что говорил в своем докладе один из участников Собора, профессор-литургист священник В. Д. Прилуцкий: «Для усиления значения поста в жизни христианина наш богослужебный строй для постных дней назначает службы, выделяющиеся своими особенностями. Наиболее заметные из них – это пение Аллилуия и поклоны с молитвою Ефрема Сирина . На практике эти особенности блюдутся в отношении лишь великопостного богослужения. Службы других постов у нас ничем уже не отличаются от обычных, хотя по Уставу и эти службы имеют отличия, приближающие их к великопостному богослужению. Нам нигде не приходилось слышать богослужение с Аллилуия и молитвою Ефрема Сирина в будние дни Филиппова, Петровского (и Успенского. – Сост.) постов. Многие даже и не подозревают, почему на некоторые числа ноября и декабря положены первыми стихиры Богородице, и иногда поют эти стихиры, не применяя других положенных по Уставу особенностей для таких служб. И кто знает, не через это ли опущение уставных требований посты Филиппов и Петровский нарушаются у нас с большей легкостью, чем режим великопостный» (см.: Богословские труды. Сб. 34. С. 300).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 5 расколов христианства К самому первому расколу можно отнести отделение от иудаизма. Изначально христианство существовало как иудаистская секта, за основу которой использовалось священное еврейское писание. Отношения стали ухудшаться уже в веке н.э. — иудеи не признали распятие Христа и часто натравливали на христиан мирных язычников. Что общего у науки и религии Главная задача этой статьи заключается в следующем: показать насколько рациональна, мудра, и изумительна в своем сходстве с наукой христианская религия. Особенности православных традиций на Руси В последнее время в нашей стране наблюдается повышенный интерес к исконным православным традициям Руси и это не может не радовать. Так, как уже давно известно, что нация может жить до тех пор, пока будет жить ее язык, культура, а система традиций передается из одного поколения в другое. Начало распространения христианства в Южной Корее Если сравнивать с другими религиями, то христианство можно считать новой религией в Южной Кореи. Распространятся там она начала в конце XVIII века. Причин отсутствия контактов между христианами и корейцам много. Медовый Спас в народных традициях Медовый спас — это празднество в первую очередь пчеловодов. В этот день, заламывали медовые соты и несли их в церковь для освящения. Празднуется он в первый день Успенского поста - 14 августа. Церковные свечи Люди часто любуются красотой церквей и храмов издалека. Слушают колокольные звоны, проходят мимо, наблюдая за теми, кто входит и выходит из дверей храмов. Зачастую многие чувствуют потребность быть там, в церкви. Православный пост Существует три особенно продолжительных православных поста. В период Рождественского поста православные христиане в течение сорока дней не принимают в пищу молоко и молочные продукты, яйца и мясо. Венчание у православных: полезные советы Венчание в церкви в православных странах не очень распространено в силу малой религиозности народа. Однако верующие считают непростительным жить вместе и не иметь божьего благословения на брак.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/

Снова по милости Божией вступаем мы в Успенский пост. Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными. Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость. Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим постом. День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский пост, считается днем крещения Руси. А крещение — это и есть такое погружение в воду крестную, благодать Христову, так что открывается людям тайна Креста и они готовы все принести Господу, и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Вы знаете, что мученики всегда изображаются на иконах с крестом. И жизнь каждого человека тоже завершается крестом. Над нашей могилой будет стоять крест, если мы сподобимся этой милости. Дай Бог, чтобы крест вырастал из всей нашей жизни. Чтобы это было древо жизни, которое мы тоже питаем, принимая участие в том, что Христос совершил. Весь Успенский пост — крестный. Начало Успенского поста — Крест, и в середине его — Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим об исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением этого нашего пути, — тоже праздник Креста. Потому что Господа «не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим» (Лк. 9, 51), и пречистый лик Его светит нам на фоне Креста. Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение — это раскрытие победы Креста Христова, неотделимой от Его Воскресения.

http://pravoslavie.ru/63434.html

Успение Пресвятой Богородицы Кратко о празднике Успения Блог Предание.ру о Успении: Успение Божией Матери: сказка, ставшая богословием Монахиня Елисавета (Сеньчукова): предание об Успении Девы Марии формировалось несколько веков и, несмотря на свою внешнюю «сказочность», апокрифичность, формировалось именно исходя из богословия Успение Приснодевы: богословие, психоанализ, политология Владимир Шалларь: материя — тело — гендер — социум — обожение: теологические, софиологические, психологические, политологические измерения догматики Успения Хорошая смерть Мария Пискунова: читая Сказание об успении Святой Богородицы, я обнаружила, что, узнав о приближающейся кончине, Пресвятая Дева вернулась домой и… занялась уборкой. Я долго думала: почему? Бог живых Владимир Берхин: в день Успения Пресвятой Богородицы предлагаем поразмышлять о христианском отношении к смерти и молитве за усопших Чему нас может научить Матерь Божья? Священник Константин Камышанов: проповедь на начало Успенского поста «Что значит, что смерть сделалась предметом праздника?» Владимир Шалларь: материалы нашей медиатеки о Успении /// В рождестве девство сохранила ecu, во успении мира не оставила ecu, Богородице, преставилася ecu к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша . Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост. Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян 1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин 19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному».

http://predanie.ru/tema/uspenie/

1. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (по главе Типикона под 1 августа: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю») . Примечание. Перед началом малой вечерни («прежде клепания») иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, Креста, глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Креста, глас 8-й: «Егоже древле Моисей…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й (см. на хвалитех утрени). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккавеи собравшуюся рать…» (см. славник хвалитных стихир), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-08-14/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Об Успенском посте и о Кресте Христовом 13.08.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Успенский пост Снова по милости Божией вступаем мы в Успенский пост. Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными. Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость. Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим постом. День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский пост, считается днем крещения Руси. А крещение — это и есть такое погружение в воду крестную, благодать Христову, так что открывается людям тайна Креста и они готовы все принести Господу, и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Вы знаете, что мученики всегда изображаются на иконах с крестом. И жизнь каждого человека тоже завершается крестом. Над нашей могилой будет стоять крест, если мы сподобимся этой милости. Дай Бог, чтобы крест вырастал из всей нашей жизни. Чтобы это было древо жизни, которое мы тоже питаем, принимая участие в том, что Христос совершил. Весь Успенский пост — крестный. Начало Успенского поста — Крест, и в середине его — Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим об исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением этого нашего пути, — тоже праздник Креста. Потому что Господа «не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим» (Лк. 9, 51), и пречистый лик Его светит нам на фоне Креста. Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение — это раскрытие победы Креста Христова, неотделимой от Его Воскресения.

http://moral.ru/об-успенском-посте-и-о-к...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010