Отмечает архидиакон Павел Алеппский и празднование в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Богоматери 11 июля, когда крестным ходом ходили из Успенского собора в храм в честь этой иконы, «что позади Кремля» 513 . По случаю побед русских войск, известия о которых получали в Москве быстро, «не было ни стрельбы из пушек, ни барабанного боя, ни трубных звуков, ничего подобного, а только колокольный звон и молебствия. Мы дивились этой набожности и вере», – пишет архидиакон Павел 514 . Павел Алеппский отмечает также, что торжественно праздновалась память равноапостольского князя Владимира 15 июля. При этом он сообщает совершенно искаженную историю его жизни, о которой он знал лишь понаслышке невидимо, многого из услышанного не понял 515 . О празднике в честь пророка Илии архидиакон Павел упоминает без подробностей. 27 июля патриархи Никон и Макарий с собором духовенства служили в Новодевичьем монастыре, где в то время еще пребывали русские монахини из знатных княжеских и боярских родов. Позднее этих монахинь разместили в разных монастырях Москвы, а в Новодевичьем монастыре поселили православных монахинь из города Могилева и других городов Белоруссии и Украины 516 . 1 августа начало Успенского поста отмечалось очень большим торжеством с крестным ходом через Водяные ворота к Москве-реке, где на специально сооруженном помосте совершался чин малого водоосвящения. Архидиакон Павел замечает, что после третьего погружения креста в воду с пением «Спаси, Господи, люди Твоя» патриарх Никон брал у стоявших у воды трех человек втрое скрученные свечи и опускал их, погашая в воде 517 . Праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1655 году антиохийские гости провели не в Москве, где по случаю престольного дня главного храма всей России бывало, надо думать, особое торжество, а в Иверском Валдайском монастыре, куда они заезжали по пути в Новгород (это было путешествие, предложенное патриархом Никоном ). Об этом празднике Павел Алеппский не говорит ничего особенного, кроме похвальных слов «сладкому напеву» украинских и белорусских монахов – насельников этого монастыря 518 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет, Обзор песнопевцев, стр. 340, § 77. (Из свиты Феогноста?). Что внёс св. Киприан митрополит... из своего народного наречия и из переводов его времени в наши богослужебные книги. Реферат архимандрита Амфилохия, Труды III Археологического съезда, т. II, стр. 231–251. В Московском Успенском соборе в праздники носили на великих выходах плащаницы святых Петра и Ионы, – Барсукова Агиография стр. 442, 444 fin. (и два Иерусалима). В XV в. в навечерие Богоявления пели вечерню не вместе с обедней, а через некоторый промежуток времени (дело Геннадия с Геронтием). Как совершался обряд многолетия на царских часах. См. Известий Академии т. VI, стр. 188. Вместо паремий Чтение из Пролога под именем: „От Бытия Чтение” (Борису и Глебу), – Известий Академии т. VI, стр. 191. В Лаврском Паремейнике (Историческое описание лавры, 1857г., стр. 151) то же. Предисловие о чине и о разуме, коея ради вины составлен часослов. Начало: Судих вкратце написати, да будет на еретики ответ. Синодальная рукопись лист 664 (о полунощнице, утрене и других службах). Стояние канона Андрея Критского на 5 неделе поста в среду под четверть, – Никоновская VI, 71, 1477г. Мефимон – павечерница, – Житие преподобного Сергия лист 89 начало. О каждении на 9 песни, – Бычков Описание сборников Императорской Публичной Библиотеки, стр. 273. Владимира Васильковича богослужебные книги: евангелие апракос, апостол апракос, парамья, Пролог 12 месяцев, Минеи 12 месяцев, Триоди, Охтай, Ирмолой, Молитвенник, Служебник – Ипатская летопись, стр. 608 fin., 609). 452  Даниил построил в Холме четыре церкви, но как о церквах каменных ясно говорится о трёх, – Ипатская летопись 2 издание стр. 558–60 (не говорится ясно о церкви св. Троицы, – стр. 558). 453  Называются столицами: Холм, Владимир Волынский и Львов (Лемберг), см. Шараневича Историю Галицко-Владимирской Руси, стр. 138 и 167. 456  Ibid. стр. 254 sub fin. и Никоновская летопись VI, 231 и 233. (О них см. также в рукописи фундаментальной библиотеки МДА лист 283). 457  [О числе церквей в Москве, деревянных и каменных, имеем следующие известия]: (в 1336г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Аминь. 2007 «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний». Слово по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (19 февраля 2007 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Откуда начну оплакивать окаянного моего жития деяния, какое положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но Ты, как милосердный, даруй мне прегрешений оставление». Такими замечательными словами начинается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Это духовное творение было создано преподобным для того, чтобы именно во дни Святой Четыредесятницы люди могли постигнуть смысл покаяния, чтобы на примерах из Ветхого и Нового Заветов могли понять, как страшен грех, как опасно отчуждение от Бога, как велико милосердие Божие к падшему человеку и как сильна любовь Господа, простирающего Свою спасающую десницу каждому грешнику. Но почему такие странные слова положены в начало канона? — «Откуда начну оплакивать окаянного моего жития деяния?» Этот вопрос не случаен, он свидетельствует о том, что сам преподобный не знает (а вместе с ним не знаем и все мы), откуда, с какого момента надлежит начинать плач о своих грехах. Когда мы стали творить дела нечестия? Какое место в нашей жизни занимает грех? С одной стороны, мы совершаем грехи каждый день — большие или малые, в мыслях, словах, поступках; с другой стороны — мы не можем точно определить пределы таинственного и страшного пространства, занятого грехом в нашей жизни. Почему так происходит? — Да потому, что грех опознается совестью, и если с ней у нас не все обстоит благополучно, то мы не видим своего греха, неправедные деяния легко уходят из поля нашего духовного зрения, ускользают от внимания, скрываются в перипетиях жизненных обстоятельств, теряются среди обилия слов и дел. Нам трудно увидеть истинное место греха в нашей жизни еще и потому, что очень часто, согрешая в мыслях, словах или делах, мы стремимся всячески оправдать себя, находя для этого множество способов. Самое распространенное оправдание греха — это сравнение своей жизни с жизнью других людей. Конечно, совесть подсказывает нам, что мы порой совершаем нечто неправильное и греховное. Но, сравнивая себя с другими людьми, обычно рассуждаем так: «Ну разве я хуже других? Они — скажем, мои соседи, коллеги по работе, родственники или знакомые — и не то еще творят…»

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

В конце 30-х – начале 40-х гг. XIX столетия западные державы стали проявлять повышенное внимание к Палестине. Они пытались распространить свое влияние путем учреждения там консульств, строительства церквей, школ и больниц. В 1839 г. Англия учредила вице-консульство в Иерусалиме, а в 1841 г. совместно с Пруссией назначила туда первого англиканского епископа-протестанта М.Соломона (еврейского происхождения. – М. Я.), дабы «привести иудеев Святого города ко Христу» [ 16 ]. Уже через год в Старом городе (близ Яффских ворот. – М. Я.) была построена первая на Арабском Востоке протестантская церковь. В 1841 г. Франция также учредила свое консульство в Иерусалиме «с исключительной целью защиты латинян» [ 17 ]. Несмотря на неоднократные предложения К. М. Базили об учреждении поста русского агента в Иерусалиме для постоянного надзора за существенно возросшим числом паломников, до Крымской войны Россия так и не решилась создать там своего консульского представительства. В 1843 г. Святейший Синод направил в восьмимесячное паломничество в Палестину архимандрита Порфирия (Успенского). Четыре года спустя с разрешения Порты из России в Иерусалим прибыла первая официальная христианская делегация во главе с архимандритом Порфирием, положившая начало учреждению Русской духовной миссии в Палестине. В 1847 г. Папа Пий IX (1846–1878) назначил одного из своих епископов Джозефа Валергу (Joseph Valerga) (1847-1882) «Латинским патриархом Иерусалимским», направив его из Ватикана через Константинополь в Иерусалим, куда не ступала нога латинских иерархов после окончания крестовых походов. В инструкциях графа Нессельроде архимандриту Порфирию было рекомендовано внимательным образом наблюдать за действиями католического прелата в Святой земле. С приездом Латинского патриарха в Иерусалим в межрелигиозные распри начало активно вмешиваться католическое духовенство. При этом в своих спорах оно объединялось то с греческим духовенством против армян, то с армянским против греков. 1 Советская Военная Энциклопедия. Т. I. М., 1977. С. 487.

http://pravoslavie.ru/5223.html

Панино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В двадцати километрах от храма, возле села Красные холмы, есть Серов источник со святой водой. По преданию, этот источник Сергеем Серовым был открыт по велению Пресвятой Богородицы в XIX веке. Им же была там построена часовня. Раньше Богородица часто являлась людям в тех местах. В наше время много людей видели явление Богородицы возле источника, а в 2007 году летом, несколько человек видели над источником Православный крест. Сейчас пишется икона Божия Матерь «Краснохолмская», по Благословению митрополита Сергия Воронежского и Борисоглебского. Каждый год на начало Успенского поста совершается крестный ход к Серову источнику. В районном посёлке Панино была только деревянная церковь, которую закрыли в 1930 году. Здание церкви не сохранилось. Новый храм Казанской иконы Божьей Матери начался строиться в 1999 году по проекту архитектора Анатолия Григорьевича Федорца. Храм имеет пять куполов. Возведены стены, установлены купола, 5 колоколов, возведён алтарь, оштукатурены и покрашены стены храма, проводятся богослужения. Освящение куполов и колокола проводил лично митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Значимые события: апрель 1999 г. проведён молебен в честь строительства храма. 29 августа 2000 г. – первая Божественная литургия в храме. 2 ноября 2003 г. – освящение и поднятие куполов. Освящение проводил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. 25 апреля 2006 г. были освящены колокола. Освящение проводил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. 11 февраля 2007 года был освящён храм. Освящение проводил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Источник информации - http://enc-panino.ru/?p=2872 В поселке городского типа Панино Воронежской области есть красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. Информация, выложенная в документах прошлого века, позволяет сделать вывод о том, что в тот период в поселке Панино функционировала лишь небольшая деревянная церковь. В 1930 году ее закрыли, здание со временем было разрушено. В 1999 году начались работы по сооружению нового храма из камня. Церковь строили по проекту, разработанному архитектором Г. Федорцом. Первая божественная литургия в новой церкви была проведена в 2000 году. В конце зимы 2007 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий осуществил освящение новой церкви. Комментарии и обсуждение Настоятель протоиерей Николай Бабий --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06197

Успение Пресвятой Богородицы Кратко о празднике Успения Блог Предание.ру о Успении: Успение Божией Матери: сказка, ставшая богословием Монахиня Елисавета (Сеньчукова): предание об Успении Девы Марии формировалось несколько веков и, несмотря на свою внешнюю «сказочность», апокрифичность, формировалось именно исходя из богословия Успение Приснодевы: богословие, психоанализ, политология Владимир Шалларь: материя — тело — гендер — социум — обожение: теологические, софиологические, психологические, политологические измерения догматики Успения Хорошая смерть Мария Пискунова: читая Сказание об успении Святой Богородицы, я обнаружила, что, узнав о приближающейся кончине, Пресвятая Дева вернулась домой и… занялась уборкой. Я долго думала: почему? Бог живых Владимир Берхин: в день Успения Пресвятой Богородицы предлагаем поразмышлять о христианском отношении к смерти и молитве за усопших Чему нас может научить Матерь Божья? Священник Константин Камышанов: проповедь на начало Успенского поста «Что значит, что смерть сделалась предметом праздника?» Владимир Шалларь: материалы нашей медиатеки о Успении /// В рождестве девство сохранила ecu, во успении мира не оставила ecu, Богородице, преставилася ecu к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша . Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост. Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян 1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин 19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному».

http://predanie.ru/tema/uspenie/

877 При архиерейском служении, например, в Успенском соборе в Москве, архиерей приходит к всенощному с провождением; начало всенощного говорит протопоп, архиерей к литии и величанию облачается в мало облачение (Чин свящ. и обряд., наблюд. в Больш. Успенск. соб., см. 25 декабря). 878 Св. Синод, 18 марта – 4 мая 1882 года, определил: «доставленные в Св. Синод в 1870 году епархиальными начальствами экземпляры: «Последование молебного пения, совершаемого в воспоминание от нашествия Галлов» прежних изданий возвратить обратно Преосвященным, от которых присланы, для употребления их в церквах, где пожелают причты. Затем «Последование» в прежнем виде вновь напечатано для употребления в церквах, где пожелает местное духовенство». Таким образом, дозволено молитву читать в полном и сокращенном виде. 879 «Подобает ведати», сказано в Типиконе, «яко аще случится Тождество Христово в Неделю, не совершаем памяти святых Богоотец в грядущую Неделю зане же начало прияти ианнуарию месяцу, и праздник Тождества Христова уже отдается; но совершаем сию Неделю в 26-й день декабря месяца, на утрие праздника, в понедельник» (Тип., понед. 26 дек.). 880 Коленопреклонения, положенные на благодарственных молебнах в день Рождества Христова – за избавление от врагов, в день Нового года – за милости Божии в истекшем году, не суть коленопреклонения поста, покаяния, какие разумеет Типикон, они служат выражением благодарения. 881 Величание св. Василию Великому поется, обыкновенно, общее святительское (Ирмол.). В Часослове, нзд. в Киево-Печ. лавре 1742 г., находится и особое величание этому святителю, именно: «Величаем тя, Святителю Христов Васнлие, благочество церковь Христову непорочну сохраншаго». В том же Часослове есть величание и для Обрезания: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание». 882 Слово индикт (indictio) значит наложение дани, налог. В Римской империи через каждые 15-ть лет производилась оценка имений и установлялись налоги. 883 Апостол в субботу – Тим., зач. 284; в Неделю – Тим., зач. 298. Евангелие в субботу -Мф., зач. 5; в Неделю – Мк., зач. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Постараемся же во время Святой Четыредесятницы, осознав опасность праздности как греховного состояния, устроить свою жизнь по закону Божию, неустанным трудом приближая те цели, которые мы ставим перед собой в стремлении изменить самих себя и окружающий нас мир к лучшему. И да укрепит нас в этом Господь! Аминь. Зависть, подобно ржавчине, разъедает душу человека. Слово по окончании утреннего богослужения во вторник первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (7 марта 2006 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Грех Адама, будучи нераскаянным, положил начало череде греховных деяний в роде человеческом. И следующая страница всемирной истории, написанная под диктовку греха, была страшной: сын Адама Каин убил своего брата Авеля. Оба брата приносили жертву Богу, но жертва Авеля была более благоугодна Господу. И, позавидовав брату своему, Каин убил Авеля (Быт. 4, 3–8). Не случайно зависть явилась причиной первого кровавого преступления, первого братоубийства в истории человечества. Именно в зависти грех проявляет себя самым прямым образом, она является логическим следствием развития в человеке греховного начала. Грех возникает тогда, когда человек, подобно Адаму, на место Бога поставляет самого себя, свое собственное «я». Что же тогда происходит? — Это «я», помещенное в центр нашей жизни, начинает приковывать к себе все наше внимание. В человеке развивается чувство эгоизма, или эгоцентризм, который способствует формированию чрезмерной чувствительности по отношению к своему «я»: оно становится очень уязвимым. И потому вызовы, которые бросают человеку внешние жизненные обстоятельства, переживаются им весьма болезненно. Ведь все его физические и душевные силы сфокусированы на собственной личности. И если что-то совершается вопреки воле и интересам такого самовлюбленного человека, если кто-то более одарен, более успешен, то это вызывает у него болезненную реакцию. Будучи подверженными греху, начав служить своему «я», мы сами делаем себя уязвимыми со стороны внешнего мира. И язва, причиняющая нам боль, — зависть.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

В чиновниках соборов: Московского Успенского, Новгородского Софийского, Архангельского Спасского и общеархиерейского чиновника конца XVII века, 267 затем в обиходниках монастырей – Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифа Волоколамского, имеется свидетельство о распространении обычая совершать общее маслособорование в XVI-XVII веках в соборах и монастырях. Обычай общего маслособорования получил свое начало, у нас от греческой Церкви. Профессор Н.Красносельцев предполагает, что он обязан своим происхождением обряду воссоединения кающихся с церковью посредством елея. Для Восточной Церкви днем воссоединения кающихся и крещения оглашенных была Пасха или канун ее – великая суббота. В эту субботу и совершалось воссоединение кающихся. В западной Церкви таким же днем был великий четверг. «Приурочение общего маслособорования к этим дням есть, очевидно, воспоминание об этих древних сроках воссоединения кающихся с Церковью, а само маслосвящение – видоизмененный с течением времени обряд помазания кающихся елеем покаяния». 268 Есть и другое объяснение происхождения общего маслосвящения. В греческой Церкви в некоторых случаях для отпущения грехов кающимся и примирения их с Церковью совершалось Таинство святого елея. После упразднения особых разрядов кающихся в церкви остались одни члены Церкви, нуждающиеся в очищении от грехов и достойном причащении. Отсюда применение одновременно ко всем верующим того, что раньше совершалось над каждым в отдельности, должно было казаться естественным и целесообразным. Как связанное с очищением от грехов и достойным причащением, общее маслособорование совершалось в те дни, которые христианами избирались преимущественно для исповеди и приобщения Святых Христовых Таин. Такими днями были для христиан дни Великого Поста. В дни святой четыредесятницы и было всего уместнее совершать общее маслоосвящение над верующими для восполнения покаяния и этим самым более подготовленно принимать Святые Тайны. В таком виде общее маслосвящение совершалось над всеми, желавшими принять его. 269 Лампада для елея

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

«Князь великий млад есть, глаголал папе Исидор, а епископы некнижны суть, боятца мене, не сметь им о том со мною глаголати» 217 . Уверенность Исидора, что русские архиереи не решатся восстать против унии и пассивно пойдут в этом деле за ним – Исидором митрополитом, имела основания и оправдалась на деле. Никоновская летопись рассказывает, что Исидор, возвращаясь из Флоренции, останавливался в Будиме, и оттуда послал «своя писания» «на всю Русь православного христианства», в которых открыто рекомендовал всем православным принимать унию, а себя прямо называл «легатос от ребра апостольского седалища». В Москве, значит, очень хорошо знали, еще до возвращения Исидора, об отступлении его от православия. Между тем Исидор чрез Киев неспеша направился в Москву, везде при своих службах на пути поминал папу, везде открыто заявлял о своем соединении с латинством и о необходимости присоединения к унии всей Руси. В 1441 году Исидор, наконец, прибыл в Москву на третьей неделе великого поста, торжественно служил в московском Успенском соборе, поминал на службе папу, велел протодиакону торжественно прочесть грамоту о соединении с латинами, и передал о том же особую грамоту папы Евгения великому князю. Далее Никоновская летопись повествует следующее: «достоит же удивитися разуму и великому смыслу великого князя Василия Васильевича, понеже о сем Исидоре митрополите вси умолчаша – князи и бояре и инии —205— мнози; еще же паче и епископы русский вси умолчаша и воздремаша и уснуша. Един же сей богомудрый и христолюбивый государь, великий князь Василий Васильевич, позна Исидорову прелесть пагубную и, скоро обличив, посрами его, и вместо пастыря и учителя, злым и губительным волком назва его. И тако вси епископы рустии, иже Быша в то время тогда в Москве, возбудишася, князи и бояре и вельможи и множество християн тогда воспомянувши и разумеша законы греческия прежния, и начата глаголати святыми писании и звати Исидора еретиком. И тако князь великий Василий Васильевич возрадовался о согласии епискупов своих, и князей и бояр и всех православных христиан» 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010