Кор. Ласло в рыцарском облачении. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 47 " а) Кор. Ласло в рыцарском облачении. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 47 " а) Признавая власть папы Римского в делах веры и поддерживая его в борьбе с герм. императором, В. отверг притязания Рима на вмешательство во внутренние дела Венгрии и установление папского сюзеренитета над королевством. Способствовал упрочению позиций христианства и католич. Церкви в Венгрии. Вел широкое церковное строительство, основал неск. крупных мон-рей, поддерживал Церковь щедрыми земельными пожалованиями и привилегиями (подтвердил привилегии первого венг. аббатства Паннонхальмы). Пригласил в Венгрию монахов из прованского бенедиктинского аббатства Сен-Жиль и основал для них мон-рь св. Эгидия (венг. св. Эдьеда) в Шомодьваре, сыгравший значительную роль в укреплении позиций христианства в Венгрии. Учредил по всей стране капитулы, при к-рых действовали школы. Организовал новое Загребское еп-ство. На церковном Соборе в Сабольче (1092), проведенном В., были приняты решения, касавшиеся положения католич. Церкви и духовенства в Венгрии: о строительстве и восстановлении храмов, о способах уплаты десятины, о соблюдении церковных праздников, об обязательном посещении церкви, о гостеприимстве в отношении проходящих через Венгрию в Палестину паломников и др. Однако нек-рые постановления шли вразрез с идеями Григорианской реформы . Не было поддержано решение относительно безбрачия духовенства. Стремясь к самостоятельной церковной политике, В. сам назначал на высшие церковные должности. В 1192 г. по инициативе венг. кор. Белы III папа Римский Целестин III канонизировал В. Вскоре после этого была составлена «Легенда (житие) о св. Владиславе», в к-рой подчеркивались его христ. добродетели, глубокая набожность, мудрость, описывались видения, чудеса, сопровождавшие его как при жизни, так и после смерти. Успешная борьба В. с печенегами и половцами преподносилась как торжество христианства над язычеством, а сам он был представлен в образе христ. рыцаря-воина, предпочитавшего обращать язычников в истинную веру, а не убивать их. В более поздних венг. хрониках прослеживается сильное влияние «Легенды», особенно в XIV в., в правление Анжуйской династии, когда в Венгрии утверждалась рыцарская культура. В частности, хронисты сообщали о том, что европ. государи в знак уважения предложили В. возглавить крестовый поход на Восток. Учитывая, что В. умер еще до начала 1-го крестового похода, этот факт представляется вымышленным.

http://pravenc.ru/text/154999.html

Восстание 1046 г., во время к-рого пострадало и приняло мученическую смерть много епископов, священников и монахов (среди них был и Геллерт), было подавлено кн. Эндре. В 1061 г. восставшие обратились с требованием изгнать христ. священников и вернуться к языческим обычаям. События этого периода тесно связаны с борьбой за инвеституру между папой Григорием VII и имп. Генрихом IV, стремившимися воспользоваться недовольством народа для установления своей власти над В. Так, папа Григорий VII предложил еп. Гезе в счет поддержки признать вассальную зависимость В. от Рима. Геза отверг эти предложения, приняв корону из рук своего тестя, визант. имп. Михаила VII Дуки; позже, когда папа Римский Сильвестр II короновал Иштвана, две короны были соединены в одну. В таком виде венг. корона, к-рую называли короной св. Иштвана или св. короной, известна на протяжении всей истории страны (в наст. время хранится в Венгерском национальном музее, в Будапеште). Внутренняя ситуация стабилизировалась в правление королей Ласло I (канонизирован в 1192 с именем Владислав I ) и его преемника Кальмана I. В 1083 г. по инициативе Ласло I папа Римский одобрил канонизацию первых венг. святых: кор. св. Иштвана, его сына герц. Имре (лат. Emericus) и еп. Геллерта. В книгах законов, изданных в правление королей Ласло (3 кн.) и Кальмана (1 кн.) большое внимание уделялось Церкви. В это же время появились 2 свода церковных уложений, в к-рых были собраны решения Соборов 1083 и 1092 гг. Законами и уложениями регулировалась десятина, обеспечивалась защита церковной собственности, определялись меры по искоренению язычества и ведовства, перечислялись церковные праздники и предписывалось их соблюдение, вменялось в обязанность посещение церкви, присутствие на исповеди и причащение, а также определялся статус и права иноверцев (исмаилитов и иудеев). Кор. Иштван I. Миниатюра из «Хроники Марка Кальти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) Кор. Иштван I. Миниатюра из «Хроники Марка Кальти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) Укрепляя связи с Папским престолом, венг. короли в то же время стремились проводить самостоятельную церковную политику. Ласло I, как и Иштван, сам производил назначения на высшие церковные должности. Клюнийские реформы, хотя и коснувшиеся венг. клира, проводились с учетом местной специфики. В 1083 г. венг. духовенство не поддержало решений Латеранского Собора относительно безбрачия духовенства. Женатые клирики могли возводиться и в епископский сан, если получали согласие своих жен на раздельное проживание, допускались также разводы и повторные браки среди духовных лиц. Собор в Сабольче (1092) не поддержал также рим. Церковь и в вопросе об исчислении даты празднования Пасхи. В 1091 г. кор. Ласло I присоединил к своим владениям Хорватию, не считаясь с тем, что она находилась в вассальной зависимости от Рима (с 1074). Папа Урбан II не признал этого акта, и кор. Ласло принял сторону противника папы имп. Генриха IV и антипапы Климента III.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ I Коронация Ласло I. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 46 " в) Коронация Ласло I. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 46 " в) [Ласло; лат. Ladislaus, венг. László] (ок. 1040, Польша - 29 июля 1095, Нитра), венг. кор. из династии Арпадов, католич. св. (пам. 27 июня). Сын венг. кор. Белы I (1060-1063) и Рихецы, дочери польск. кор. Мешко II, по жен. линии правнук герм. имп. Оттона II . В юности принял участие в борьбе за венг. трон, сначала на стороне отца против его брата Эндре I (король в 1046-1060), позже на стороне своего брата Гезы I (король в 1074-1077) против своего кузена Шаламона I (король в 1063, 1064-1074). После смерти Гезы В. был избран королем (1077), но Шаламон продолжал борьбу за трон до самой смерти (1087), опираясь на поддержку герм. имп. Генриха IV , печенегов и половцев. После долгих внутренних смут, языческих восстаний, последовавших за смертью кор. Иштвана I (см. Стефан I ), В. смог отстоять независимость королевства, укрепить авторитет королевской власти, восстановить и усилить позиции католич. Церкви в Венгрии. Хронисты писали, что Иштван Святой основал Венгерское королевство, а «Ласло Святой его сохранил». В. укрепил систему королевских округов-комитатов, осуществил строительство крепостей, особенно на границах. Издал законы, жестоко преследовавшие посягательство на чужую собственность (Паннонхальмские законы, 1078). В отношениях с зап. соседями В. проводил политику лавирования с целью избежать установления вассальной зависимости от герм. имп. Генриха IV или от папы Римского. Поскольку первый поддерживал претензии Шаламона на венг. трон, рассчитывая через него подчинить Венгрию своему влиянию, то В. примкнул к папе Григорию VII в борьбе между императорами и папами за инвеституру . На вост. границах В. успешно оборонялся против печенегов и половцев. Лично участвовал в походах против них (1068, 1085, 1091). В 1091 г. завоевал Хорватию и Славонию, присоединил их к своему королевству на основе личной унии. Это привело к разрыву с папой, также претендовавшим на Хорватию.

http://pravenc.ru/text/154999.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДАПЕШТСКИЙ ГЛАГОЛИЧЕСКИЙ ФРАГМЕНТ (Будапешт. Нац. б-ка им. Сечени. Vet. Slav. Duod. 2), старший список слав. перевода отрывка пространного Жития прп. Симеона Столпника (пам. 1 сент.); помимо эпиграфических древнейший памятник серб. или хорват. извода церковнослав. языка (определение извода затруднено малым объемом и их близостью в древности). Датируется XI-XII вв., но есть и более поздние датировки: XII в. (Slovnik jazyka staroslavenskeho. Praha, 1959. Sv. 2. S. LXIX, N 76) и кон. XII - нач. XIII в. (Й. Курц). Б. г. ф. представляет собой 2 обрезка нижней части пергаменного листа, происходящего, вероятно, из гомилиария или легендария, размером 5,2-5,4 ´ 9 см и 4,6 ´ 8,3-8,5 см, служивших для укрепления блока бумажного кодекса, содержавшего перевод «Tripartitum» И. Вёрбоци на кайкавский диалект хорват. языка, выполненный И. Пергошичем. На лицевой стороне отрывка читаются написанные круглой глаголицей 4 строки текста, на оборотной - 5; размер букв ок. 3,5 мм. В тексте не употреблены носовые, языковой извод Б. г. ф. определяется формой игоумънъ и написанием лоу вместо лю ( лоубо - 2 примера), хотя последняя орфографическая особенность известна и по среднеболг. памятникам XII в. Текст Б. г. ф. воспроизводит те эпизоды из жития, где братия жалуется игумену на прп. Симеона. Продолжительное время текст ошибочно считался отрывком «Макариевской легенды» (жития прп. Макария Александрийского в составе «Лавсаика» Палладия , еп. Еленопольского), с к-рой имеет отдаленное сходство. Эта атрибуция была предложена И. Гошевым , при первом издании Б. г. ф. П. Кираем, поддержана Й. Хаммом и до 1990 г. была общепризнанной в кроатистике и палеославистике. С Житием прп. Симеона Столпника текст отрывка отождествлен в 1989 г. А. А. Туриловым. Представленный перевод жития совпадает с известным по многочисленным кириллическим рукописям XIII-XVII вв., выполненным, как принято считать, в кон. IX-X в. в Преславе. Б. г. ф., т. о., является свидетельством связей ранней серб. и хорват. книжнописьменной традиции с крупнейшими центрами 1-го Болгарского царства. Лит.: Kiraly P. Das Budapester glagolitische Fragment//Studia Slavica Hungarica. 1955. N 4. S. 311-332; Райнхарт Й. , Турилов А. А. Будапештский глаголический отрывок: древнейший слав. список жития Симеона Столпника//Slovo. 1990. Sv. 39-40. С. 37-44; Discovering the Glagolitic Scripts of Croatia. Zagreb, 2000. P. 36, 78 (C. 1); Rjenik crkvenoslavenskoga jezika hrvatske redakcije. Zagreb, 2000. Sv. 1. S. XXXII, N 17. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153555.html

В 1690 г. в В. переселились ок. 37 тыс. серб. семей во главе с Печским Патриархом Арсением III (Черноевичем) . Указом от 21 авг. того же года имп. Леопольд I предоставил им право церковно-народной автономии во главе с Патриархом или архиепископом. 23 июня 1694 г. император согласился с предложением Патриарха Арсения об учреждении 7 епархий. Митрополия поначалу зависела от Печской Патриархии , и ее глава носил титул «Экзарх Печского престола» по расположению резиденции ее главы в Крушедольском мон-ре именовалась Крушедольской, а после перенесения в 1739 г. резиденции в Карловцы (совр. Сремски-Карловци, Сербия) стала именоваться Карловацкой . Кандидатура главы митрополии выбиралась церковно-народным Собором и утверждалась австр. императором. Кор. Иштван I пленяет кн. Дьюлу. Миниатюра из «Хроники Марка Калыти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) Кор. Иштван I пленяет кн. Дьюлу. Миниатюра из «Хроники Марка Калыти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. получила самостоятельность. Высшим законодательным и адм. органом автономии был Национально-церковный конгресс, членами к-рого были как клирики, так и миряне. В 1745 г. венский двор учредил министерство по серб. делам, а в 1747 г. преобразовал его в Иллирийскую придворную депутацию. В 1769 г. двор предложил «Конституцию народа иллирийского», к-рую, как и «Регламент иллирийский» 1777 г., сербы не одобрили. Из-за этого Иллирийская депутация была распущена, а серб. вопросы были переданы Придворному военному совету и Венгерской дворцовой канцелярии. В 1779 г. обе стороны утвердили Декларацию, к-рую имп. Иосиф II в 1782 г. дополнил «Консисторским уставом». В католич. стране униатская пропаганда среди сербов не имела значительного успеха: унию приняли 1 епископ и 2 игумена. Когда недовольные пропагандой унии сербы стали уезжать в Россию, имп. Мария Терезия в 1751 г. особым патентом гарантировала им свободу вероисповедания, т. к. была заинтересована в охране ими границ В.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Эсхатологические ожидания НАЦ НАЦ возникла на волне эсхатологических ожиданий XIX века, которые повлияли на многие конфессии. Например, предшественница НАЦ, Католическая Апостольская община, с момента своего создания задумывалась как завершение истории человечества, т. е. церковь с двенадцатью апостолами, восстановленная в конце времен, чтобы подвести верующих ко Христу, как Невесту к ее грядущему Господу. Таким образом, помимо учения об апостолах и о запечатлении, события последнего времени также всегда были и остаются важной частью учения и жизни НАЦ. Важность последнего времени проявляется как в жизни всей НАЦ в целом, так и в жизни ее отдельных членов. Церковь становится центром заключительных Божиих деяний, и каждый ее член участвует в них. Это значит, что каждый член НАЦ должен активно участвовать в жизни церкви, его повседневная жизнь должна быть свидетельством для окружающих, и он должен активно распространять учение НАЦ. Он живет, сознательно ожидая и приближая конец света, пришествие Христа и конец истории. В истории НАЦ достаточно часто происходили всплески ожидания пришествия Христа. Если в начале столетия многие еще жили оптимистическими идеалами, и о конце света вспоминали лишь в том ключе, что в последние времена Иисус действует на земле посредством апостолов, то после катастроф и разрушений первой мировой войны предчувствия конца света резко усилились. Были предсказаны точное время и обстоятельства пришествия Христа, а видения Первоапостола Нихауса еще больше подогрели страсти. Главный центр НАЦ ранее находился в Германии, и развал Третьего Рейха вызвал новую волну эсхатологических настроений, заявлений о непременном и скором пришествии Христа, проповедей о необходимости подготовки к этому событию. К моменту кончины Первоапостола Бишофа ожидания конца света достигли своего апогея. И видение Бишофа о том, что он будет последним Первоапостолом, поскольку пришествие Христа произойдет во время его земной жизни, оказались очень своевременными. А поскольку последователи принимали слова Первоапостола без всяких сомнений, его преждевременная смерть потрясла и отрезвила их. Впрочем, к концу ХХ столетия эсхатологические чаяния НАЦ вновь обрели прежнюю силу (Обст, с. 137–139).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

Петр Пеннер Новоапостольская церковь в свете Писания Скачать epub pdf Библия и учение НАЦ Отношение НАЦ к Святому Писанию чем-то напоминает позицию Свидетелей Иеговы и мормонов. С одной стороны, “Библия является основанием для учения и жизни в Новоапостольской церкви”, с другой стороны, “чтение Библии не может заменить деятельность апостолов Иисуса, которые провозглашают учение и предоставляют таинства” (Вопросы и ответы, 1992, Вопрос 4, с. 10). Учение НАЦ о Библии не соответствует протестантскому принципу Sola Scriptura (только Писание) – Писание считается лишь одним из оснований Церкви, а на практике слово Первоапостола имеет большее значение. Считается, что Библия не может сама себя объяснить, а потому ее следует читать только с помощью толкований апостолов (там же, с. 11). Хельмут Обст (с. 112) справедливо отмечает: Ключом к пониманию Библии, вопреки мнению большинства крупных церквей, не может быть сама Библия – в том смысле, что Библия не может толковать сама себя; ключом может быть только Святой Дух, действующий через апостолов. И совершенно естественно, что в жизни новоапостольского христианина Библия имеет только “особое значение”, но никак не единственно важную роль. Нередко можно наблюдать здравое отношение к Библии со стороны НАЦ, однако Писание все же считается “затхлой водой” в отличие от “родника”, бьющего из слов ныне живущих апостолов. И все же, по сравнению со взглядами, которых НАЦ придерживалась в прошлом, ее мнение о Писании заметно изменилось к лучшему. На практике Новоапостольская церковь использует Библию следующим образом. Отдельные стихи и отрывки Писания вырываются из контекста и истолковываются благоприятным для НАЦ образом. К Ветхому Завету НАЦ относится с некоторым недоверием и осторожностью, ссылаясь на слова Христа о том, что в Ветхом Завете невозможно найти вечную жизнь, и что Ветхий Завет свидетельствует о Христе лишь в ограниченном смысле (Вопросы и ответы, 1992, с. 10). В обоснование своих богословских взглядов НАЦ привлекает тексты, понятия и принципы из апокрифических книг – даже слово “новоапостольская” взято из 4-й книги Ездры. В церковном катехизисе “Вопросы и ответы”, а также в своих проповедях и публикациях НАЦ достаточно часто и обильно ссылается на Писание, чтобы придать написанному или сказанному определенный авторитет, однако ссылки приводятся без учета конкретного библейского и исторического контекста. Апостолы, богословское образование и учение НАЦ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

Все критические замечания в этом разделе основаны на Слове Божием, которому не должно противоречить никакое “слово от Бога”, произнесенное апостолом НАЦ. Апостолы НАЦ затеяли опасное дело, дерзко присвоив себе право судить о жизни или смерти, спасении или проклятии, в то время как это право принадлежит одному лишь Господу, и никому другому Он эту задачу не поручал. В 23-й главе Матфея записаны суровые слова Иисуса, обращенные к фарисеям, которые взяли на себя подобную ответственность и закрывали перед собой и другими вход в Царство Божие; однако амбиции фарисеев выглядят умеренными по сравнению с претензиями так называемых апостолов НАЦ. В той же 23-й главе Иисус запрещает Своим апостолам носить титулы, означающие обладание властью или славой, поскольку эти титулы принадлежат одному только триединому Богу (ст. 8–10). Люди всегда склонны злоупотреблять громкими титулами, потому что это свойственно их грешной природе. Таким образом, на основании Писания мы можем с полной уверенностью отвергнуть основание НАЦ, составленное из апостолов-самозванцев. Основание Церкви Христа не складывается из группы могущественных апостолов или Первоапостола. Церковь Христа основана на Том Единственном, Кто мог принести Самого Себя, непорочного Агнца, в совершенную жертву Богу. Ни в ком другом нет спасения, нет и другого имени под небом, посредством которого можно было бы спастись. Человек Иисус Христос – Посредник между Богом и человечеством, Он – Первосвященник, искупивший нас Своей собственной кровью, и только Он может простить наши грехи! Несмотря на справедливость негативных выводов, к которым мы пришли в результате исследования апостольского служения в НАЦ, необходимо отметить и некоторые положительные изменения, происходящие в НАЦ с середины ХХ столетия, – наблюдаются даже некоторые перемены в отношении к полномочиям апостолов и Первоапостола. Но это не отменяет того факта, что в апостольском служении НАЦ есть слишком много небиблейских, а потому и нехристианских аспектов. И хотя Писание не исключает существования апостолов (апостолов-миссионеров) и в наши дни, нам не следует закрывать глаза на то, что полномочия апостолов НАЦ и их роль в спасении далеко выходят за рамки задач, поставленных перед апостолами Писанием, даже если мы говорим об апостолах-основоположниках, призванных Самим Христом. Апостолы НАЦ должны покаяться в своей гордыне и надменности и подчиниться воле Божией, записанной в Божьем Слове. Новоапостольская Церковь и учение о последних временах

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

Оно совершалось, несмотря на все проблемы в Церкви, несмотря на все раздоры и расколы, которыми изобилует история Церкви, и которых было немало даже в течение 100-летней истории НАЦ. Таким образом, историю НАЦ тоже можно назвать “темным” временем, которое было столь же богато на проблемы, как и вся двухтысячелетняя история Церкви. Мы также можем согласиться с НАЦ в том, что Христос призвал не только 12 апостолов – в одном только Новом Завете их больше двенадцати. Но никто, за исключением апостолов-очевидцев Христа, не может претендовать на основополагающую роль; основание Церкви заложено, канон Писания закрыт, и последующие апостолы опираются на записанное Слово, не добавляя к нему собственных откровений. Апостолы как заместители Христа на земле Отношение НАЦ к своему Первоапостолу, с моей точки зрения, является преувеличенным подобием католического почитания Римского Папы как земного наместника Христа. Возьмем, к примеру, некоторые выдержки из гимнов НАЦ: Итак, воспряньте братья и сестры! Возьмите руку Иисуса, протянутую нам в служении апостола (Сборник песнопений, 1942, гимн 322). Посылая апостолов В силе и действии Духа, Перед нами в это время, Стоит Божий Сын преображенный (там же, гимн 65). Иисус, следуя за апостолом, я следую за Тобой, Иисус, в апостоле Ты остаешься моим лозунгом (там же, гимн 392). Ибо Бог послал Сына Своего в благодатном служении апостола (там же, гимн 464). Иисус в апостоле был моей путеводной звездой в прошлом году! Иисус в апостоле, Господь Господ, будь ею всегда (там же, гимн 57). Я следую за рукой Иисуса, которая приближается мне в апостоле (там же, гимн 196). В этих гимнах апостолу НАЦ приписывается положение наместника Христа, о котором даже не помышлял апостол Петр, и которого не имел никто из сидевших на престоле Петра в Риме! Апостол НАЦ является прямым заместителем Иисуса Христа или даже Его воплощением. Это явствует из следующей цитаты: Мы живем и прославляем Иисуса, Который был в нем [апостоле] и действовал через него, потому что в нем мы видели, восприняли и почувствовали это: “я живу, но это уже не я, а живущий во мне Христос”, или “все могу в укрепляющем меня Христе” (Залус, с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

Трофима в Арле 1044 , скульптура в церкви Св. Петра в Пуатье 1045 и в церкви Св. Андрея в Пистойе 1046  и др. – представляют поклонение волхвов отдельно от рождества Христова. К числу исключений принадлежат пизанские врата 1047 , где вместе с рождеством Христовым, неверно истолкованным Чиампини и Рого де Флери 1048 , представлено шествие волхвов на поклонение. В то же время изображение это все более и более уклоняется от образцов византийских: появляются роскошные палаты, зубчатые короны на головах волхвов и даже на голове Богоматери вместо нимба. В памятниках XIII-XV вв. сцена получает игривый характер: Богоматерь забавляет Младенца яблоком 1049 ; волхв целует ногу Иисуса Христа; Младенец треплет волхва за волосы 1050 . Богоматерь иногда с распущенными волосами (рукоп. нац. библ. 1176). Коренные черты сюжета по миниатюрам XIV-XV вв. следующие. Действие происходит не в пещере, но в надземном сооружении. Богоматерь по большей части сидит, обнаженный Младенец принимает дары от волхвов. Позади Богоматери стоит Иосиф; он спокойно смотрит на происходящее, а иногда снимает почтительно перед волхвами шапку (рукоп. публ. библ. Q. 1. 110; рукоп. нац. библ. 1176, л. 73) 1051 . Волхвы являются по большей части в числе трех: они – разных возрастов, в царских коронах и изредка в тюрбанах (рукоп. нац. библ. 1176); в коронах они даже спят (Библия франц. нац. библ. 167). Иногда Иосиф в европейском костюме (лат. рук. библ. С.-Петерб. Дух. Акад.); он встречает волхвов (рукоп. нац. библ. fr. 828, л. 161–162), которые являются на конях, в сопровождении слуг, всадников и навьюченных верблюдов (итал. рук. нац. библ. 115, л. 27–29). В некоторых миниатюрах отмечено различие национальностей волхвов: один из них черный, как негр (ср. картину Рубенса в луврской галерее 427), другой с золотистыми волосами, третий с голубыми (голландск. рукоп. публ. библ. 5. 2. 104; лат. рукоп. нац. библ. 1354, л. 35 об., 1166, л. 53 об., 1414, л. VI). Иногда волхвы названы по именам: Мельхиор и Каспар (рукоп. поэма «Pelerinage de J.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010