Кор. Ласло в рыцарском облачении. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 47 " а) Кор. Ласло в рыцарском облачении. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 47 " а) Признавая власть папы Римского в делах веры и поддерживая его в борьбе с герм. императором, В. отверг притязания Рима на вмешательство во внутренние дела Венгрии и установление папского сюзеренитета над королевством. Способствовал упрочению позиций христианства и католич. Церкви в Венгрии. Вел широкое церковное строительство, основал неск. крупных мон-рей, поддерживал Церковь щедрыми земельными пожалованиями и привилегиями (подтвердил привилегии первого венг. аббатства Паннонхальмы). Пригласил в Венгрию монахов из прованского бенедиктинского аббатства Сен-Жиль и основал для них мон-рь св. Эгидия (венг. св. Эдьеда) в Шомодьваре, сыгравший значительную роль в укреплении позиций христианства в Венгрии. Учредил по всей стране капитулы, при к-рых действовали школы. Организовал новое Загребское еп-ство. На церковном Соборе в Сабольче (1092), проведенном В., были приняты решения, касавшиеся положения католич. Церкви и духовенства в Венгрии: о строительстве и восстановлении храмов, о способах уплаты десятины, о соблюдении церковных праздников, об обязательном посещении церкви, о гостеприимстве в отношении проходящих через Венгрию в Палестину паломников и др. Однако нек-рые постановления шли вразрез с идеями Григорианской реформы . Не было поддержано решение относительно безбрачия духовенства. Стремясь к самостоятельной церковной политике, В. сам назначал на высшие церковные должности. В 1192 г. по инициативе венг. кор. Белы III папа Римский Целестин III канонизировал В. Вскоре после этого была составлена «Легенда (житие) о св. Владиславе», в к-рой подчеркивались его христ. добродетели, глубокая набожность, мудрость, описывались видения, чудеса, сопровождавшие его как при жизни, так и после смерти. Успешная борьба В. с печенегами и половцами преподносилась как торжество христианства над язычеством, а сам он был представлен в образе христ. рыцаря-воина, предпочитавшего обращать язычников в истинную веру, а не убивать их. В более поздних венг. хрониках прослеживается сильное влияние «Легенды», особенно в XIV в., в правление Анжуйской династии, когда в Венгрии утверждалась рыцарская культура. В частности, хронисты сообщали о том, что европ. государи в знак уважения предложили В. возглавить крестовый поход на Восток. Учитывая, что В. умер еще до начала 1-го крестового похода, этот факт представляется вымышленным.

http://pravenc.ru/text/154999.html

В 1690 г. в В. переселились ок. 37 тыс. серб. семей во главе с Печским Патриархом Арсением III (Черноевичем) . Указом от 21 авг. того же года имп. Леопольд I предоставил им право церковно-народной автономии во главе с Патриархом или архиепископом. 23 июня 1694 г. император согласился с предложением Патриарха Арсения об учреждении 7 епархий. Митрополия поначалу зависела от Печской Патриархии , и ее глава носил титул «Экзарх Печского престола» по расположению резиденции ее главы в Крушедольском мон-ре именовалась Крушедольской, а после перенесения в 1739 г. резиденции в Карловцы (совр. Сремски-Карловци, Сербия) стала именоваться Карловацкой . Кандидатура главы митрополии выбиралась церковно-народным Собором и утверждалась австр. императором. Кор. Иштван I пленяет кн. Дьюлу. Миниатюра из «Хроники Марка Калыти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) Кор. Иштван I пленяет кн. Дьюлу. Миниатюра из «Хроники Марка Калыти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. получила самостоятельность. Высшим законодательным и адм. органом автономии был Национально-церковный конгресс, членами к-рого были как клирики, так и миряне. В 1745 г. венский двор учредил министерство по серб. делам, а в 1747 г. преобразовал его в Иллирийскую придворную депутацию. В 1769 г. двор предложил «Конституцию народа иллирийского», к-рую, как и «Регламент иллирийский» 1777 г., сербы не одобрили. Из-за этого Иллирийская депутация была распущена, а серб. вопросы были переданы Придворному военному совету и Венгерской дворцовой канцелярии. В 1779 г. обе стороны утвердили Декларацию, к-рую имп. Иосиф II в 1782 г. дополнил «Консисторским уставом». В католич. стране униатская пропаганда среди сербов не имела значительного успеха: унию приняли 1 епископ и 2 игумена. Когда недовольные пропагандой унии сербы стали уезжать в Россию, имп. Мария Терезия в 1751 г. особым патентом гарантировала им свободу вероисповедания, т. к. была заинтересована в охране ими границ В.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Восстание 1046 г., во время к-рого пострадало и приняло мученическую смерть много епископов, священников и монахов (среди них был и Геллерт), было подавлено кн. Эндре. В 1061 г. восставшие обратились с требованием изгнать христ. священников и вернуться к языческим обычаям. События этого периода тесно связаны с борьбой за инвеституру между папой Григорием VII и имп. Генрихом IV, стремившимися воспользоваться недовольством народа для установления своей власти над В. Так, папа Григорий VII предложил еп. Гезе в счет поддержки признать вассальную зависимость В. от Рима. Геза отверг эти предложения, приняв корону из рук своего тестя, визант. имп. Михаила VII Дуки; позже, когда папа Римский Сильвестр II короновал Иштвана, две короны были соединены в одну. В таком виде венг. корона, к-рую называли короной св. Иштвана или св. короной, известна на протяжении всей истории страны (в наст. время хранится в Венгерском национальном музее, в Будапеште). Внутренняя ситуация стабилизировалась в правление королей Ласло I (канонизирован в 1192 с именем Владислав I ) и его преемника Кальмана I. В 1083 г. по инициативе Ласло I папа Римский одобрил канонизацию первых венг. святых: кор. св. Иштвана, его сына герц. Имре (лат. Emericus) и еп. Геллерта. В книгах законов, изданных в правление королей Ласло (3 кн.) и Кальмана (1 кн.) большое внимание уделялось Церкви. В это же время появились 2 свода церковных уложений, в к-рых были собраны решения Соборов 1083 и 1092 гг. Законами и уложениями регулировалась десятина, обеспечивалась защита церковной собственности, определялись меры по искоренению язычества и ведовства, перечислялись церковные праздники и предписывалось их соблюдение, вменялось в обязанность посещение церкви, присутствие на исповеди и причащение, а также определялся статус и права иноверцев (исмаилитов и иудеев). Кор. Иштван I. Миниатюра из «Хроники Марка Кальти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) Кор. Иштван I. Миниатюра из «Хроники Марка Кальти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) Укрепляя связи с Папским престолом, венг. короли в то же время стремились проводить самостоятельную церковную политику. Ласло I, как и Иштван, сам производил назначения на высшие церковные должности. Клюнийские реформы, хотя и коснувшиеся венг. клира, проводились с учетом местной специфики. В 1083 г. венг. духовенство не поддержало решений Латеранского Собора относительно безбрачия духовенства. Женатые клирики могли возводиться и в епископский сан, если получали согласие своих жен на раздельное проживание, допускались также разводы и повторные браки среди духовных лиц. Собор в Сабольче (1092) не поддержал также рим. Церковь и в вопросе об исчислении даты празднования Пасхи. В 1091 г. кор. Ласло I присоединил к своим владениям Хорватию, не считаясь с тем, что она находилась в вассальной зависимости от Рима (с 1074). Папа Урбан II не признал этого акта, и кор. Ласло принял сторону противника папы имп. Генриха IV и антипапы Климента III.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ I Коронация Ласло I. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 46 " в) Коронация Ласло I. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 46 " в) [Ласло; лат. Ladislaus, венг. László] (ок. 1040, Польша - 29 июля 1095, Нитра), венг. кор. из династии Арпадов, католич. св. (пам. 27 июня). Сын венг. кор. Белы I (1060-1063) и Рихецы, дочери польск. кор. Мешко II, по жен. линии правнук герм. имп. Оттона II . В юности принял участие в борьбе за венг. трон, сначала на стороне отца против его брата Эндре I (король в 1046-1060), позже на стороне своего брата Гезы I (король в 1074-1077) против своего кузена Шаламона I (король в 1063, 1064-1074). После смерти Гезы В. был избран королем (1077), но Шаламон продолжал борьбу за трон до самой смерти (1087), опираясь на поддержку герм. имп. Генриха IV , печенегов и половцев. После долгих внутренних смут, языческих восстаний, последовавших за смертью кор. Иштвана I (см. Стефан I ), В. смог отстоять независимость королевства, укрепить авторитет королевской власти, восстановить и усилить позиции католич. Церкви в Венгрии. Хронисты писали, что Иштван Святой основал Венгерское королевство, а «Ласло Святой его сохранил». В. укрепил систему королевских округов-комитатов, осуществил строительство крепостей, особенно на границах. Издал законы, жестоко преследовавшие посягательство на чужую собственность (Паннонхальмские законы, 1078). В отношениях с зап. соседями В. проводил политику лавирования с целью избежать установления вассальной зависимости от герм. имп. Генриха IV или от папы Римского. Поскольку первый поддерживал претензии Шаламона на венг. трон, рассчитывая через него подчинить Венгрию своему влиянию, то В. примкнул к папе Григорию VII в борьбе между императорами и папами за инвеституру . На вост. границах В. успешно оборонялся против печенегов и половцев. Лично участвовал в походах против них (1068, 1085, 1091). В 1091 г. завоевал Хорватию и Славонию, присоединил их к своему королевству на основе личной унии. Это привело к разрыву с папой, также претендовавшим на Хорватию.

http://pravenc.ru/text/154999.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДАПЕШТСКИЙ ГЛАГОЛИЧЕСКИЙ ФРАГМЕНТ (Будапешт. Нац. б-ка им. Сечени. Vet. Slav. Duod. 2), старший список слав. перевода отрывка пространного Жития прп. Симеона Столпника (пам. 1 сент.); помимо эпиграфических древнейший памятник серб. или хорват. извода церковнослав. языка (определение извода затруднено малым объемом и их близостью в древности). Датируется XI-XII вв., но есть и более поздние датировки: XII в. (Slovnik jazyka staroslavenskeho. Praha, 1959. Sv. 2. S. LXIX, N 76) и кон. XII - нач. XIII в. (Й. Курц). Б. г. ф. представляет собой 2 обрезка нижней части пергаменного листа, происходящего, вероятно, из гомилиария или легендария, размером 5,2-5,4 ´ 9 см и 4,6 ´ 8,3-8,5 см, служивших для укрепления блока бумажного кодекса, содержавшего перевод «Tripartitum» И. Вёрбоци на кайкавский диалект хорват. языка, выполненный И. Пергошичем. На лицевой стороне отрывка читаются написанные круглой глаголицей 4 строки текста, на оборотной - 5; размер букв ок. 3,5 мм. В тексте не употреблены носовые, языковой извод Б. г. ф. определяется формой игоумънъ и написанием лоу вместо лю ( лоубо - 2 примера), хотя последняя орфографическая особенность известна и по среднеболг. памятникам XII в. Текст Б. г. ф. воспроизводит те эпизоды из жития, где братия жалуется игумену на прп. Симеона. Продолжительное время текст ошибочно считался отрывком «Макариевской легенды» (жития прп. Макария Александрийского в составе «Лавсаика» Палладия , еп. Еленопольского), с к-рой имеет отдаленное сходство. Эта атрибуция была предложена И. Гошевым , при первом издании Б. г. ф. П. Кираем, поддержана Й. Хаммом и до 1990 г. была общепризнанной в кроатистике и палеославистике. С Житием прп. Симеона Столпника текст отрывка отождествлен в 1989 г. А. А. Туриловым. Представленный перевод жития совпадает с известным по многочисленным кириллическим рукописям XIII-XVII вв., выполненным, как принято считать, в кон. IX-X в. в Преславе. Б. г. ф., т. о., является свидетельством связей ранней серб. и хорват. книжнописьменной традиции с крупнейшими центрами 1-го Болгарского царства. Лит.: Kiraly P. Das Budapester glagolitische Fragment//Studia Slavica Hungarica. 1955. N 4. S. 311-332; Райнхарт Й. , Турилов А. А. Будапештский глаголический отрывок: древнейший слав. список жития Симеона Столпника//Slovo. 1990. Sv. 39-40. С. 37-44; Discovering the Glagolitic Scripts of Croatia. Zagreb, 2000. P. 36, 78 (C. 1); Rjenik crkvenoslavenskoga jezika hrvatske redakcije. Zagreb, 2000. Sv. 1. S. XXXII, N 17. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153555.html

Через неё я мог сказать свое слово. Поездка в Будапешт Я поехал в Будапешт. Сложностей не возникло, не требовалось ни паспорта, ни визы – по оккупированной Венгрии можно было ездить всюду. Поезда начали ходить. А вот в другую сторону, в Белград, ехать было нельзя, потому что там были кордоны – венгерские, немецкие. Так было по всей Югославии. В Будапеште был священник-евлогианец, отец Сергий, который очень хорошо ко мне отнёсся. Мы с ним близко познакомились, смогли вместе служить, потому что как раз перед войной было восстановлено полное общение. Это было замечательно, это был Божий подарок нам всем. Но я должен был выполнить то, что мне было поручено. И тогда я начал наводить справки. Я нашёл родную сестру тёти Кати Голицыной – она была замужем за венгерским магнатом Сечени. Мы встретились, она меня очень мило приняла. Благодаря ей я смог войти в правительственные круги и рассказать о трагедии в Новом Саде. Правительство ничего об этом не знало, адмирал Хорти тоже. Это сделала венгерская армия вместе с немцами. По-видимому, это была акция против партизан... А партизанское движение действительно зарождалось. Его организатором был Тито. Позже он стал называть себя Иосипом Броз Тито. Партизанами в основном были коммунисты. Параллельно с ними действовали другие партизаны, которые называли себя чётниками, в основном сербы. Они воевали против немцев, но в то же время происходили стычки между коммунистами и сербами-националистами. Вероятно, у немцев и венгров появились сведения, что в районе Нового Сада действуют партизаны. И они провели акцию устрашения. Среди погибших были мои русские прихожане Успенской церкви. Мы встречали Новый год, а 6 января их вывели на улицу и расстреляли, несмотря на то, что они протестовали, говоря, что они «белые русские» – русские белоэмигранты. В Будапеште меня заверили: подобное не повторится, сам адмирал Хорти возьмёт всё под контроль. Но вскоре Хорти убрали и поставили Салаши, немецкую пешку. Вернувшись в Новый Сад, я продолжал служить. В это время у отца Сергия Самсоньевского обострилось заболевание – у него была тяжёлая форма диабета, началась гангрена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Самый знаковый и разрушительный признак тревожных перемен - несмываемые граффити, которые можно встретить везде, даже на Цепном мосте имени Сечени - самом узнаваемом символе Будапешта. Горожане не только допустили такой вандализм, но и не пытаются исправить ситуацию. Православие в Будапеште Чтобы проститься с Будапештом не на грустной ноте, пройдёмся ещё раз по улицам Пешта. Сейчас у нашего пути конкретная цель: православные храмы. Православию в Венгрии, католической по воле истории стране, уже больше 200 лет. Первым русским храмом на территории Венгрии является церковь во имя святой мученицы Александры. Она находится в пригороде Будапешта городе Ирёме (Юреме) и связана с именем Великой княгини Александры Павловны (1783-1801), старшей дочери императора Павла I, бывшей замужем за венгерским палатином Иосифом. Смерть забрала её из этого мира слишком рано - она успела прожить только 17 лет. Княгиня Александра, выйдя замуж, не меняла своей веры и была погребена по православному обряду. Так была учреждена Офенская Русская духовная миссия с храмом во имя святой мученицы царицы Александры, целью которой, помимо молитвенного поминовения усопшей царствовавшей особы, было также свидетельство о Православии в инославной среде. Сейчас останки Великой княгини после временного отсутствия вновь перенесены в Ирём, храм возобновлён, в нём проводятся богослужения. После революции в России в русской колонии в Будапеште действовали православные приходы, но они прекратили существование во время войны, кроме того, сложным являлся вопрос об их юрисдиции. В 1949 году православные приходы наконец вошли в юрисдикцию Московского Патриархата и объединились в Венгерское благочиние, которое в 2000 году было преобразовано в Будапештскую и Венгерскую епархию. Два русских православных храма Будапешта находятся в исторической части города. Успенский кафедральный собор несколько лет был предметом судебных споров между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью, в 2004 году этот вопрос окончательно решился в пользу последней.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Троицкий храм (Мишкольц) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий храм построен в 1806 году в стиле барокко, является памятником архитектуры государственного значения. Православный храм Будапештской и Венгерской епархии Московского патриархата в городе Мишкольце, в Венгрии. Содержание История [ править править код ] В XVII-XVIII веках на территорию Венгерского Королевства с Балкан прибыло большое количество семей православного вероисповедания (греки, македоновлахи, арнауты и т.д.) – подданных турецкой империи – которые обосновались и начали новую жизнь в наиболее крупных городах страны, ведущих активную экономическую деятельность. Их основным родом занятий была торговля, в этой деятельности проявлялся их общинный дух: они создавали торговые общества, так называемые компании. Коммерческий талант переселенцем в сочетании со скромным образом жизни дал свои результаты: они разбогатели. Но постоянный рост их материального благосостояния сопровождался склонностью к пожертвованиям, особенно в отношении создания и развития церковных приходов. У греков Мишкольца в XVII веке ещё не было своего храма, но в начале 1700-ых годов на тогдашней улице Пиац (сегодня это улица Сечени д. 12) рядом с „Sötétkapu” (Тёмные Ворота) они оборудовали маленькую домовую церковь, посвящённую преподобному Науму Охридскому. В том же доме находилось приходское управление и квартира настоятеля. Первым настоятелем прихода был Евретий Бенделлас, который нёс церковное служение 60 лет (с 1726 по 1786 год). Время от времени в приходе служил второй священник а иногда даже и диакон. Численность греков в Мишкольце в середине XVIII века составляло приблизительно 220-230 человек. Одновременно с улучшением их материального состояния возрастали и их духовные запросы. Часовня на улице Пиац стала для них тесной и слишком скромной. Поэтому мишкольцские греки приняли решение выстроить во славу Божию отдельный благолепный храм. В 1777-м году мишкольцская греческая компания подала карловацкому митрополиту прошение о разрешении на строительство храма. Проектирование и строительство храма восходит к 1776 году. Иоганн Михарт сначала проектирует помещение восточно-западной оси, позже, в 1784 г. был закончен проект церкви в византийском духе, но в результате православные жители Мишкольца всё же заказали проект и построили храм в стиле барокко, который был в моде в Венгрии в то время.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

В 1802 г. Франц I восстановил упраздненные ордена премонстрантов, цистерцианцев и бенедиктинцев, вернув им имущество. Бенедиктинцам было также приказано открыть 10 гимназий. Особая роль отводилась старейшему в В. аббатству в Паннонхальме, получившему статус старшего аббатства и автономию от Дьёрского епископа. Вместе с подчиненными приходами аббатство образовало самостоятельную епархию. В Паннонхальме помимо гимназии была открыта высшая теологическая школа. В Австрийской империи верховная власть принадлежала династии Габсбургов (с 1804 по 1867 императоры Франц I, Фердинанд V, Франц Иосиф I). В новом гос-ве «удельный вес» В. вырос, однако она продолжала оставаться страной с отсталой феодальной экономикой, крепостным правом и сословно-корпоративным строем. Движение за реформу, наиболее ярко отразившееся в деятельности Государственного собрания во 2-й пол. 20-30-х гг. и проектах Иштвана Сечени, не нашло понимания и поддержки у австр. правительства. Революция 1848-1849 гг., затронувшая и Венгрию, была подавлена, в стране утвердился военно-бюрократический режим (Указ 1851 г.), воплотившийся в т. н. баховской системе (по имени министра внутренних дел А. Баха). В задачу нового режима входило полное растворение В. в империи. Одной из опор австр. неоабсолютизма была католич. Церковь, к поддержке к-рой вернулась центральная власть. В стране возобновили деятельность иезуиты. В 1850 г. в обеих протестант. церквах (реформатской и евангелическо-лютеранской) были упразднены выборные светские должности попечительского характера. В 1859 г. был издан т. н. протестантский патент, изменявший внутреннее устройство и управление протестант. церковью т. о., чтобы подорвать венг. влияние в смешанных церковных епархиях, в первую очередь в реформатской, имевший национальный характер. Гос-во отказывалось от контроля над начальным образованием, а также от решения вопросов, касающихся смешанных браков. Наконец, была отменена необходимость согласования папских булл и др. документов папской канцелярии, относящихся к Австрийской монархии с императором. Патент вызвал такую бурную негативную реакцию со стороны венг. общества, включая и католиков, что в 1860 г. был отменен.

http://pravenc.ru/text/150197.html