После возведения св. Климента в сан «первого епископа болгарского языка» (893/4) царь Симеон (893-927) отправил Н. О. в Македонию продолжать учительское служение. Согласно источникам, Н. О., будучи священником, следовал обетам целибата и нестяжания; ок. 900 г. он принял монашество и, благодаря ктиторам, кн. Борису и царю Симеону, на Охридском оз. основал монастырь во имя арх. Михаила (с XVII в. посвящен основателю, см. Наума Охридского монастырь ). В притворе храма этого мон-ря он и был похоронен. Литературная деятельность В исторических источниках нет сведений о лит. деятельности Н. О. В 1978 г. Кожухаров в серб. Минее Служебной XIII в. (Ath. Zogr. N 88, серб. правописание) нашел канон ап. Андрею с акростихом «првааго хрстова сла хвалёё нёшчёё наум» (первого апостола Христова восхваляет нищий Наум). Позднее словац. исследователь Л. Матейко ( Matejko. 1998) выдвинул и убедительно обосновал гипотезу о том, что первоначально канон имел 2-ю песнь и начало акростиха читалось как «прво[званн]аго» (это подтверждает единственный рус. список канона, где это слово, составляющее устойчивый эпитет ап. Андрея, помещено в начале 1-го тропаря 1-й песни ( Турилов. 2006. С. 31); все известные южнослав. списки дают явно ошибочное написание «прьвозданнаго»). Язык текста отличается архаичностью, нет сомнений, что он принадлежит Н. О. На основе стилистического и лингвистического анализа (в т. ч. примеров передачи звука буквами «шч») Кожухаров предположил, что Н. О. был и автором канона на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста с акростихом «Перенесение мощей [мошчёё] Златоуста воспеваю», который находится в т. н. Скопской праздничной минее XIII в. (НБКМ. 522; см.: Кожухаров. 2004. С. 33-44). Эту гипотезу оспаривал болг. исследователь Г. Попов ; он считал, что автор данного канона - Климент Охридский ( Станчев, Попов. 1988. С. 145-147). Не исключено, что в будущем может быть установлено авторство Н. О. одного из минейных канонов с анонимным фразовым акростихом, атрибуция к-рого уточняется. Почитание

http://pravenc.ru/text/2564754.html

Декабрь 1 декабря 1. Св. пророк Наум . Родом из колена Симеонова, из места [Елкос] (Елкесем) по ту сторону Иордана. Жил за 700 [по другим источникам – за 600. – Пер.] лет до Христа. Спустя два столетия после пророка Ионы предрек гибель Ниневии. Ниневитяне покаялись от проповеди Иониной, за что Бог пощадил их и не погубил. Однако со временем позабыли они милость Божию и снова развратились. Пророк Наум предрек им гибель. И так как не последовало покаяния, то не было и пощады. Землетрясением, наводнением и пожаром был уничтожен весь город, так что даже место [на котором он стоял] узнать было невозможно. Святой Наум прожил 45 лет и упокоился в Господе, оставив небольшую книгу своих истинных пророчеств. 2. Св. Филарет Милостивый . Из села Амния в Пафлагонии. Поначалу Филарет был очень состоятельным человеком, однако, раздавая много милостыни нищим, сильно обеднел. Впрочем, не испугался он нужды и скудости, но с упованием на Бога, рекшего: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут , продолжил дела милосердия, невзирая на негодование своей супруги и детей. Однажды, когда пахал он землю, пришел к нему человек и пожаловался, что пал у него в ярме вол, а на одном воле он пахать не может. Филарет выпряг одного своего вола и дал ему. Пожертвовал он и своего последнего коня рекруту, призванному в армию. Отдал и теленка от последней коровы, но, заметив, что корова жалобно мычит, разлучившись с теленком, а теленок [ревет] по корове, догнал человека с теленком и отдал ему и корову. И остался престарелый Филарет без пищи в опустевшем доме. Однако молился он Богу и на Бога надеялся – и Бог не дал праведнику быть постыженным в своем уповании. В то время царствовала императрица Ирина со своим юным сыном Константином. Следуя бытовавшему тогда обычаю, царица послала людей во все концы государства, чтобы нашли они самую красивую и самую примерную девушку – в жены ее сыну. По Божию Промыслу, гонцы остановились на ночлег в доме Филарета и, увидев его прекрасную и кроткую внучку Марию, дочь Ипатии, дочери Филарета, отвезли ее в Царьград. Царю девушка понравилась, и он обвенчался с ней, а Филарета и всю его семью переселил в столицу, одарив их великими почестями и богатством. Однако праведный Филарет не возгордился от такого нечаянного счастья, но, благодаря Бога, и впредь творил добрые дела еще больше прежнего. Не переставал он благотворить людям до самой смерти. Достигнув 90-летнего возраста, призвал он своих детей, благословил их и завещал держаться Господа и соблюдать закон Божий. Своим прозорливым духом, как некогда праотец Иаков, предрек он каждому из них, [кто и] как проживет в сем веке. Затем возлег он [на одр свой (дело было в цареградском] монастыре Родольфия) и предал свою святую душу Богу. Перед смертью его лицо просияло как солнце, а по кончине от его тела источилось необычайное благоухание и совершились чудеса у его мощей. Упокоился сей праведник в 797 году. Его супруга Феозва и все его дети и внуки, богоугодно пожив, преставились в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По мнению сербских учёных, живопись Каленича была исполнена мастером Радославом. С его творчеством сближают миниатюры сербского Евангелия в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге (Радославлево Евангелие) 1429 г. Однако кругом собственно сербских произведений аналогии фрескам Каленича не могут быть ограничены. Константинопольского происхождения двусторонняя икона с изображением Климента и Наума Охридских, миниатюры рукописи из парижской Национальной библиотеки (gr. 12), датируемые началом XV в., демонстрируют тот столичный источник, на основе которого могла возникнуть живопись Каленича. Св. Климент. Лицевая сторона двусторонней иконы «Климент и Наум Орхидские». Начало XV в. Св. Наум. Оборотная сторона двусторонней иконы «Климент и Наум Орхидские» Архангел Михаил. Фреска западного столба церкви Св. Троицы в Ресаве. 1418 Св. воины. Фреска западной стены церкви Св. Троицы в Ресаве. Фрагмент Ангел с орудиями Страстей. Фреска церкви Св. Троицы в Ресаве. Фрагмент Самым поздним ансамблем моравской школы является роспись церкви Св. Троицы в Ресаве (1418). Этот храм – тоже триконх, но он больше по размерам, имеет внутренние опоры и развитый нартекс. Фрески Ресавы отличаются подлинной драгоценностью. Помимо изысканности художественных средств живописи, здесь обильно применяется листовое золото для отдельных деталей, нимбов, орнамента на полуколоннах, приставленных к Столпам. Основные принципы декоративной системы те же самые, что в других памятниках моравской школы, но в этой церкви они доведены до совершенства, поскольку каждая часть общей структуры укрупнена и выглядит предельно отчётливо. Изменяется пропорциональный строй: нижний ряд фигур в рост становится очень большим по размеру, фигуры поставлены свободнее и обособленнее друг от друга, увеличены и размеры разделительного фриза – полуфигур в медальонах. Фигуративные же композиции отдалены и уменьшены в масштабе. В их построении, в соотношении фигур с фоном появляется большая чёткость. Фигуры в значительной степени подчинены развитому, сложно устроенному, с элементами прямой перспективы, архитектурному стаффажу. Вообще, начатки прямой перспективы получают в построении сцен в росписи этого храма очень большое значение. Пространство, кажется, обладает реальной глубиной и протяжённостью. Параллельно возникает ещё ряд элементов, родственных процессам, хорошо известным западноевропейскому искусству. Евангельские персонажи облачаются в реальные одежды придворных князя Лазаря, в интерпретации личного появляется неизвестная прежде тонкость и размытость светотеневых переходов, абсолютно приближающая фигуры к реальным трёхмерным объёмам. Активно используется сфумато, и дымчатые, светящиеся изнутри кожные покровы кажутся совершенно иллюзорными. Лики утрачивают привычную византийскую структурность. Воздушные шапки волос, размытые, тушёванные контрасты светотени заставляют воспринимать плоть реально взаимодействующей с окружающим воздухом и светом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По известию современника, Бог прославил блаж. Климента благодатью чудес. Раз возвращался он из Главеницы в Охриду, и ему встретились двое расслабленных и слепец. – Сострадая о их несчастии, возвёл он очи к небу, прикоснулся к несчастным, расслабленные вскочили как елени и слепцу засиял свет. Преклонённый старостью и истомлённый трудами, хотел он отказаться от управления епархией. «Подари мне, говорил он князю, немногие дни, чтобы побеседовал я с собой и Богом в монастыре моём». Князь опечалился такой просьбой и отвечал: «что ты говоришь, отец наш? Могу ли допустить, чтобы при жизни твоей другой сидел на твоей кафедре? Если опечалил я тебя чем-нибудь, прости грех неведения». – Старец уступил воле князя. Но когда возвратился в монастырь, впал в болезнь и, предвидя близкую смерть, оставил Болгарии прощальный подарок. – Недостававшую триодь, ту, которая поётся с новой недели до Пятидесятницы, теперь он докончил. Сделал завещание о написанных им книгах и другом имуществе, одну часть оставив кафедре, другую монастырю. Переселился к Господу июля 27 дня 6924 (916), и священное тело его положено было в монастыре, в могиле, им самим приготовленной, на правой стороне притвора 383 . Мощи св. Климента покоятся ныне в Охриде, и иконы с его ликом встречаются часто в храмах Болгарских 384 . Св. Наум, – по житию его, впрочем не древнему, младший из учеников св. Кирилла и Мефодия, сопровождал Климента в Деволу (страну, прилежащую к Охридскому озеру), был помощником его в Евангельской проповеди в стране дикой и «содействовал ему во всём до самой смерти его. Остальное же время (след. после 916 г.) провёл в Деволе и здесь путеводил людей своим мудрым учением, освобождая их от давних отеческих заблуждений и направляя на путь православия. Прожив в святости и благочестии, прошедши через многие труды и подвиги, вознёсся к Судии всех подвигов, а св. мощи свои – оставил источником исцелений» 385 . Константин, пресвитер Болгарский, говорит, что он по убеждению о. Наума занимался составлением бесед на воскресные дни в 896 г. 386 . Поныне ещё существует на юго-восточной оконечности Охридского озера монастырь св. Наума, очень обширный и с постройками прочными. – По местному преданию монастырь построен кн. Борисом-Михаилом и служил приютом пр. Науму. Среди монастыря стоит небольшой, но уже ветхий и осевший, каменный храм св. Наума. На южной стене храма в 1711 г. написан св. Наум в монашеском одеянии; у северной стены придел с древней иконой пр. Наума и здесь же под спудом мощи его. Больные, особенно душой, не только христиане, но и магометане приходят сюда и ложатся на гроб святого: пр. Наум для всех известен, как чудотворец. При храме есть каморка с крепким замком для заключаемых здесь беснующихся 387 . В Охридском митрополичьем храме древние иконы с изображением св. Климента в архиерейском облачении и св. Наума в монашеской одежде; в Битольском храме два придела в их же имя 388 . † Праведного Николая Качанова, юродивого Христа ради

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный равноапостольный Наум Охридский по происхождению болгарин, родом из Мизии, от благородных родителей, был одним из учеников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (память 11 мая), ближайшим сподвижником святителя Климента Охридского (†  916, память 27 июля). С юных лет святой посвятил свою жизнь служению Христу. Наделенный от Господа многими дарованиями, он изучил разные языки и стал выдающимся проповедником. Под руководством святых братьев Кирилла и Мефодия, преподобный Наум в течение многих лет (863–885) наряду со святыми Климентом, Гораздом, Саввой и Ангеляром (их совместная память 27 июля) принимал активное участие в переводе с греческого на славянский язык Священного Писания и Богослужебных книг. Во время пребывания в Риме в 868 году он был рукоположен во диакона Папой Римским Адрианом II (867–872), а затем посвящен в сан пресвитера. Папа Адриан II одобрил дело перевода Библии на славянский язык, признав его Богоугодным, освятил славянские книги и благословил совершать Божественную Литургию на славянском языке. После кончины святого Мефодия († 885) на долю славянских проповедников выпали тяжелые испытания. Во время миссионерской деятельности в Моравии преподобный Наум и его соратники по зависти немецких епископов были заключены в темницу, закованы в цепи, подвергались пыткам. Однако по молитве святых узников Господь явил чудо: силой Божией темница сотряслась, оковы спали и они беспрепятственно вышли на свободу. Народ уверовал в святость проповедников, но епископ Виханг объявил чудо «бесовским» наваждением и изгнал святого Наума и его сподвижников за пределы Моравии. Движимые Промыслом Божиим, совершая многочисленные чудеса и исцеления, святые проповедники достигли Дуная. Здесь они разделились. Преподобный Наум вместе со святыми Климентом и Ангеляром отправились в Болгарию, а остальные отправились в Дакию и Иллирию. Болгарский царь святой Борис – Михаил, крестивший свой народ в 885 году, с радостью встретил учеников святых Кирилла и Мефодия. Он поручил им дело распространения славянских богослужебных книг и организации духовных школ при храмах и монастырях для подготовки болгарского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По известию современника, Бог прославил блаж. Климента благодатию чудес. Раз возвращался он из Главеницы в Охриду и ему встретились двое разслабленных и слепец.– Сострадая о их несчастии, возвёл он очи к небу, прикоснулся к несчастным и расслабленные вскочили как елени и слепцу засиял свет. Преклоненный старостью и истомлённый трудами, хотел он отказаться от управления епархиею. «Подари мне,– говорил он князю,– немногие дни, чтобы побеседовал я с собою и Богом в монастыре моем». Князь опечалился такою просьбою и отвечал: «что ты говоришь отец наш? Могу ли допустить, чтобы при жизни твоей другой сидел на твоей кафедре? Если опечалил я тебя чем-нибудь; прости грех неведения».– Старец уступил воле князя. Но когда возвратился в монастырь, впал в болезнь и предвидя близкую смерть оставил Болгарии прощальный подарок.– Недостававшую триодь, ту, которая поётся с новой недели по пятидесятницы, теперь он докончил. Сделал завещание о написанных им книгах и другом имуществе, одну часть оставив кафедре, другую монастырю. Переселился к Господу июля 27 д. 6924 (916) и священное тело его положено было в монастыре, в могиле, им самим приготовленной, на правой стороне притвора 394 . Мощи св. Климента покоятся ныне в Охриде и иконы с его ликом встречаются часто в храмах болгарских 395 . Св. Наум,– по житии его, впрочем не древнему, младший из учеников св. Кирилла и Мефодия, сопровождал Климента в Деволу (страну прилежащую к охридскому озеру), был помощником его в евангельской проповеди в стране дикой и «содействовал ему во всем до самой смерти его. Остальное же время (след. после 916 г.) провел в Деволе и здесь путеводил людей своим мудрым учением, освобождая их от давних, отеческих, заблуждений и направляя на путь православия. Прожив в святости и благочестии, прошедши чрез многие труды и подвиги, вознесся к Судии всех подвигов, а св. мощи свои – оставил источником исцелений» 396 . Константин пресвитер болгарский говорит, что он по убеждению о. Наума занимался составлением бесед на воскресные дни в 896 г. 397 Поныне ещё существует на юго-восточной оконечности охридского озера монастырь св. Наума, очень обширный и с постройками прочными.– По местному преданию, монастырь построен кн. Борисом-Михаилом и служил приютом пр. Науму. Среди монастыря стоит небольшой, но уже ветхий и осевший каменный храм св. Наума. На южной стене храма в 1711 г. написан св. Наум в монашеском одеянии; у северной стены придел с древнею иконою пр. Наума и здесь же под спудом мощи его. Больные, особенно душою, не только христиане, но и магометане, приходят сюда и ложатся на гроб святого: пр. Наум для всех известен как чудотворец. При храме есть каморка с крепким замком для заключаемых здесь беснующихся 398 . В охридском митрополичьем храме древние иконы с изображением св. Климента в архиерейском облачении и св. Наума в монашеской одежде; в Битольском храме два придела в их же имя 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Повелеваем также быть им обузданными нашей силой и быть им изгнанными из ваших земель, дабы одна больная овца не заразила бы всего стада.» (ЛИБИ, т. II, с. 298.) [Папы Иоанн X (914–928 гг.), Иоанн XIII (965–972 гг.), Венедикт VII (974–983 гг.), Александр II (1061–1073 гг.) и Григорий VII (1073–1085 гг.) тоже запрещали богослужение на словено-болгарском языке, а у папы Александра прорвалось назвать св. Мефодия еретиком.] Зима 885/6 гг. Гонения в Великоморавии, организованные Епископом Вихингом, против Епископа Горазда и учеников Святых братьев с обвинениями их в государственной измене и посягательстве на власть Святополка (Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский и Охридский, Житие св. Климента Охридского, IX, 29). Ученики Святых братьев устремляются в Болгарию. Свв. Климент и Наум, Ангелярий, Савва и Горазд добираются до Болгарии. Свв. Климент и Наум пешком доходят до гор. Белграда на Дунае. Боритаркан (комендант) Белградской крепости Радислав принимает их и отправляет к св. Царю Борису в Плиску, так как знает, что св. Царь Борис разыскивает и ждет необходимых ему людей, которые владеют словено-болгарской грамотой и у которых есть богослужебные книги на болгарском языке (Пространное греческое житие св. Климента Охридского блаж. Феофилакта, Архиепископа Болгарского и Охридского). В столице болгарского государства Плиске св. Царь Борис принимает учеников Святых братьев (Пространное житие св. Климента Охридского). Свв. Климент и Наум по происхождению болгары (Димитрий Хоматиан, Краткое житие св. Климента Охридского; Второе житие св. Наума Охридского). После г. Письмо св. Патриарха Фотия св. Царю Борису (ГИБИ, т. IV, с. 105–106). 29.VIII.886 г. Император Василий I умирает. Начало декабря 886 г. Второе низложение св. Патриарха Фотия с патриаршества его воспитанником Императором Львом Мудрым. 888/9 г. Св. Царь Борис-Михаил принимает монашество и передает власть своему старшему сыну Владимиру-Расате. 889–893 гг. Царь Владимир-Расате. Проводит откровенно антихристианскую политику с возвратом к язычеству и с гонениями против христианских священнослужителей. В то же время заигрывает с Германией и проявляет склонность к католическому Риму. †6/19.II.891 г. Кончина св. Патриарха Фотия. 6.X.891–4.IV.896 гг. Папа Формоза. Сентябрь 892 – май 893 гг. Германо-болгарский союз против Великой Моравии. Возобновление германо-болгарского договора 883 г. †Осень 893 г. Св. Царь Борис выходит из монастыря, свергает с престола своего сына Владимира и ослепляет его, возводит на престол своего младшего сына Симеона и созывает Первый болгарский церковно-народный собор (Reginonis Chronicon, 2; ЛИБИ, т. II, с. 307), который принимает следующие решения:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) «Царь терновский блаженный и достопамятный Михаил или Иоанн», т. е. креститель Болгарии Борис-Михаил. Паисий между прочим пишет: «от него ся повлекло племя и род царей болгарских до Шишмана Иоанна последнего; вси ся на то его имя и титло подписывали, кои были от его племени, перво писал свое имя, какое ему было, потом Иоанн, то естьИоаннович». Ни жития, ни службы нам неизвестно. Память 2 мая (в день кончины 907 г.; Филар., Март.). 3) Давид царь, старший брат царя Самуила. Паисий сообщает, что, волею передав правление брату, он принял монашеский образ и что мощи его нетленные из Бодены перенесены в Охрид. О настенном изображении царя Давида в церкви Рыльского монастыря см. у Григоровича в Путеш. стр. 151. 4) Царь Иоанн-Владимир, сын Аарона и племянник Самуила. По Паисию, который, очевидно, разумеет тут Иоанна-Владислава и смешивает сего последнего с не совсем достоверным сербским святым Иоанном-Владимиром (см. в сербских святых), мощи его нетленно почивают в Елбасане. 5) Иоанн патриарх терновский, сомнительный, будто бы бывший при царе Асене старом или 1-м и венчавший его на царство (может быть весьма недолго правивший в начале правления Асеня 1-го, предшественник Василия 1-го). 6) Феофилакт, толкователь евангельский, известный архиепископ ахридский конца XI-haчaлa XII века, родом не болгарин, а грек, о котором выше стр. 42. Паисий вносит его в число болгарских святых, считая его за болгарина и утверждая, будто он «многи книги перевел на болгарский язык». 7) Евфимий, последний патриарх терновский (как об этом, так и о предшествующем у Паисия совершенное баснословие). 8) Иоаким 8-й, патриарх терновский, убитый царем Святославом, о котором выше стр. 83. Об этом Иоакиме и трех предшествующих патриархах Паисий говорит, ссылаясь на какую-то Кормчую, на 5-й лист. 9) Климент архиепископ охридский, т. е. известный Климент белицкий, † 916 г. 10) Наум (в Царств, охридский). 11) Еразм (sic, cfr Григоровича Путеш. стр. 120), т. е. Горазд (в Царств, охридский). 12) Ангелария или Ангеларий (в Царств, учитель охридский).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ [Македон. Манастир Свети Наум], мужской, во имя равноап. Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви. Находится на юж. берегу Охридского оз., близ источников р. Чёрный Дрим (Дрин), в 30 км от г. Охрида (Республика Македония), рядом с границей с Албанией. История Кафоликон мон-ря Наума Охридского. XVI–XVII вв. Кафоликон мон-ря Наума Охридского. XVI–XVII вв. Древнее краткое Житие равноап. Наума Охридского сообщает, что он «создал монастырь у истока Белого озера, церковь святых Архангелов, и был учителем 7 лет, а когда освободился от учительства и ушел в монастырь, пожил 10 лет» ( Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С. 286). Поэтому, отсчитывая от 910-го - года смерти Наума, основание обители на Охридском оз. датируют 900 г., иногда 90-ми гг. IX в. Второе слав. Житие св. Наума дополняет, что храм был поставлен «богатством и повелением благочестивого царя болгарского Михаила Бориса и сына его Симеона царя, тогда в текущем году 6413» (т. е. 905; см.: Там же. С. 289). Возможное участие в основании обители болг. царя Бориса (в крещении Михаил) позволяет предположить, что храм был посвящен его св. покровителю. Св. Наум скончался в обители и был похоронен в храме, в правой, юж. его части (притворе). Хотя св. Наум являлся одним из наиболее известных святых в Македонии (см. Македония , историческая область), а основанный им мон-рь стал центром его почитания, источники молчат о жизни обители до XVII в. Неизвестно, когда и по каким причинам древний храм обители был разрушен или разобран, а на его месте, согласно археологическим исследованиям, не позже XVII в. возведен новый. Впервые после перерыва, уже с посвящением основателю, обитель упоминается в 1634 г., когда вместе с архиеп. Охридским Авраамием в Москву прибыл с просьбой о милостыне ее насельник архим. Анфим ( Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 159).

http://pravenc.ru/text/2564756.html

Мощи св. Климента покоятся ныне в Охриде и иконы с его ликом встречаются часто в храмах болгарских53). Св. Наум, - по житию его, впрочем не древнему, младший из учеников св. Кирилла и Мефодия, сопровождал Климента в Деволу (страну прилежащую к охридскому озеру), был помощником его в евангельской проповеди в стране дикой и «содействовал ему во всем до самой смерти его. Остальное же время (след. после 916 г.) провел в Деволе и здесь путеводил людей своим мудрым учением,   52) Vita s. Clementis § 24-27. Г. Палаузов писал: «в сане епископа величского Климент оставался почти 28 лет». Нет, если он посвящен в896 г., то был епископом 20 лет. 53) Григоровича Путеш. стр.116. 119. 129. Краткое житие: «преставившись в блаженную жизнь, оставил здесь в (Охриде) святый гроб, сокровище бесценное… Каждый день исцеляются здесь разные болезни; св.обитель стала врачебницею всем прибегающим к гробу». Законный день памяти св. Климента – 27 июля; но по каким-то случаям он бывал и в другие дни. См. Поклонника св. горы стр. 336. освобождая их от давних, отеческих, заблуждений и направляя на путь православия. Прожив в святости и благочестии, прошедши чрез многие труды и подвиги, вознесся к Судии всех подвигов, а св. мощи свои – оставил источником исцелений»54). Константин пресвитер болгарский говорит, что он по убеждению о. Наума занимался составлением бесед на воскресные дни в 896 г.55). Поныне еще существует на юго-восточной оконечности охридского озера монастырь св. Наума, очень обширный и с постройками прочными. – По местному преданию, монастырь построен кн. Борисом-Михаилом и служил приютом пр. Науму. Среди монастыря стоит небольшой, но уже ветхий и осевший каменный храм св. Наума. На южной стене храма в 1711 г. написан св. Наум в монашеском одеянии; у северной стены придел с древнею иконою пр. Наума и здесь же под спудом мощи его. Больные, особенно юушою, не только христиане, но и магометане, приходят сюда и ложатся в гроб святого: пр. Наум для всех известен как чудотворец. При храме есть каморка с крепким замком для заключаемых здесь беснующихся56). В охридском митрополичьем храме древние иконы с изображением св. Климента в архиерейском облачении и св. Наума в монашеской одежде; в Битольском храме два придела в их же имя57).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010